Расширенный поиск

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769

 



                  СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 10 августа 1993 г. N 769
                             г. Москва


              Об утверждении Положения о национальных
               природных парках Российской Федерации

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
         от 06.10.2011 г. N 824; от 01.11.2012 г. N 1128)

     В целях усиления  охраны  и  поддержания  режима  национальных
природных  парков,  повышения социальной защищенности их работников
Совет    Министров    -    Правительство    Российской    Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить прилагаемое Положение  о  национальных  природных
парках Российской Федерации.
     2. Органам  государственного  управления,  в  ведении  которых
находятся национальные природные парки,  привести положения о них в
соответствие  с  Положением   о   национальных   природных   парках
Российской Федерации.


     Председатель Совета Министров -
     Правительства Российской Федерации              В. Черномырдин
     __________________________________



     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Совета Министров -
     Правительства Российской Федерации
     от 10 августа 1993 г.
     N 769


                         П О Л О Ж Е Н И Е
       о национальных природных парках Российской Федерации

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
         от 06.10.2011 г. N 824; от 01.11.2012 г. N 1128)

                       I. Основные положения

     1. Национальные  природные  парки  Российской Федерации (далее
именуются    -    национальные    природные     парки)     являются
природоохранительными учреждениями,  территории (акватории) которых
включают   природные   комплексы   и   объекты,   имеющие    особую
экологическую,    историческую    и    эстетическую   ценность,   и
предназначены для использования в  природоохранных,  рекреационных,
просветительских, научных и культурных целях.
     В   своей   деятельности    национальные    природные    парки
руководствуются   Конституцией   Российской   Федерации,   законами
Российской   Федерации,   решениями   Съезда   народных   депутатов
Российской  Федерации, постановлениями Верховного Совета Российской
Федерации,   указами   и   распоряжениями   Президента   Российской
Федерации,    постановлениями    и   распоряжениями   Правительства
Российской Федерации, приказами  и  распоряжениями  государственных
органов   управления   Российской   Федерации,  в  ведении  которых
находятся  национальные  природные   парки,   а   также   настоящим
Положением.

         II. Основные задачи национальных природных парков

     2. На  национальные  природные  парки   возлагаются  следующие
основные задачи:
     сохранение  эталонных  и  уникальных  природных  комплексов  и
объектов, а также памятников истории, культуры  и  других  объектов
культурного наследия;
     создание  условий  для  регулируемого  туризма  и   отдыха   в
природных условиях;
     разработка  и  внедрение  научных методов сохранения природных
комплексов в условиях рекреационного использования;
     восстановление   нарушенных  природных  и  историко-культурных
комплексов и объектов;
     организация экологического просвещения населения;
     ведение экологического мониторинга.

       III. Порядок образования национальных природных парков

     3. Национальные  природные  парки  образуются  постановлениями
Совета    Министров -   Правительства   Российской   Федерации   по
представлению  специально  уполномоченных  на  то   государственных
органов  Российской  Федерации.  Этому предшествуют соответствующие
решения  органов  исполнительной   власти   республик   в   составе
Российской  Федерации,  краев,  областей,  автономных  образований,
согласованные с  местными  Советами  народных  депутатов,  а  также
собственниками  земель,  которые  намечаются  к включению в границы
национальных природных парков.
     В   таком   же   порядке  производится  расширение  территорий
национальных природных парков.
     4. В целях  защиты территорий национальных природных парков от
неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним  участках  суши  и
водного пространства могут создаваться охранные зоны.
     Решения  об  образовании  таких  охранных  зон  и  утверждении
положений   о   них   принимаются  органами  исполнительной  власти
республик  в  составе  Российской   Федерации,   краев,   областей,
автономных   образований   по   согласованию  с  местными  Советами
народных депутатов, собственниками земли.

          IV. Управление национальными природными парками

     5. Управление национальными природными парками  осуществляется
специально  уполномоченными  государственными  органами  Российской
Федерации,   определяемыми   Советом   Министров -   Правительством
Российской Федерации.
     Национальные  природные   парки   возглавляются   директорами,
назначаемыми   государственными   органами   управления  Российской
Федерации,  в  ведении  которых  находятся  национальные  природные
парки.
     Директор  национального  природного  парка  в  соответствии  с
законами  Российской  Федерации,  настоящим  Положением  и  другими
нормативными  актами  руководит  деятельностью парка и несет за нее
полную  ответственность,  обеспечивает  выполнение  возложенных  на
парк задач.

       V. Режим национальных природных парков и обеспечение
                          его соблюдения

     6. На    территориях     национальных     природных     парков
устанавливается   дифференцированный  режим  их  охраны,  защиты  и
использования с учетом  местных  природных,  историко-культурных  и
социальных  особенностей.  В  соответствии  с  этим  на территориях
национальных  природных  парков  могут  быть   выделены   следующие
функциональные зоны:
     зоны   заповедного   режима,   в   пределах   которых    любое
хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено;
     зоны  заказного  режима,  обеспечивающие  условия   сохранения
природных   объектов,   в   пределах   которых  допускается  строго
регулируемое рекреационное пользование;
     зоны  познавательного туризма, предназначенные для организации
экологического       просвещения       и       ознакомления       с
достопримечательностями национального природного парка;
     зоны   рекреационного   использования,   включая   территории,
предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства;
     зоны  охраны  историко-культурных   объектов,   обеспечивающие
условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
     территории   агроландшафтов,   предназначенные   для   ведения
сельского хозяйства экологически безвредными методами;
     зоны обслуживания посетителей, предназначенные для  размещения
гостиниц,   палаточных   лагерей  и  иных  объектов  туристического
сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания;
     зоны  хозяйственного  назначения,  в  пределах которых ведутся
хозяйственно-производственные работы, необходимые  для  обеспечения
функционирования    национального    природного   парка,   а  также
удовлетворения   основных   нужд  проживающего  на  его  территории
населения.
     7. В  национальных  природных  парках, расположенных в районах
проживания   коренного   населения,   допускается   выделение   зон
традиционного  экстенсивного  природопользования,  не  разрушающего
окружающую природную среду и не истощающего биологические ресурсы.
     8. Лимиты  посещения  гражданами национальных природных парков
определяются   администрациями   парков   на    основании    научно
обоснованных  норм  использования  территорий в рекреационных целях
по согласованию с государственными органами управления,  в  ведении
которых находятся национальные природные парки.
     9. На территориях национальных природных парков запрещаются:
     всякая   деятельность,   угрожающая   существованию  природных
комплексов и взятых под охрану историко-культурных объектов;
     геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;
     деятельность   объектов   целлюлозно-бумажной   и   химической
промышленности,   металлургии,  ядерной  энергетики  и  любых  иных
объектов, представляющих особую экологическую опасность;
     действия, изменяющие гидрологический режим;
     строительство  магистральных   дорог,   трубопроводов,   линий
электропередачи    и    других   коммуникаций,   не   связанных   с
функционированием национальных природных парков;
     проведение массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
     организация стоянок, установка палаток, разведение костров  за
пределами предусмотренных для этого мест;
     движение и стоянка механических транспортных  средств,  прогон
домашних  животных вне дорог и водных путей общего назначения и вне
специально предусмотренных для этого мест;
     сплав леса по водотокам и водоемам;
     интродукция растений и животных, чуждых местным флоре и фауне;
     рубки главного пользования и заготовка живицы.
     В национальных  природных  парках  могут  быть  запрещены  или
ограничены  и  другие виды деятельности, влекущие за собой снижение
экологической, научной, эстетической,  культурной  и  рекреационной
ценности территорий.
     10. Режим   использования   земель,   включенных   в   границы
национальных природных парков  без  изъятия  их  из  хозяйственного
пользования,  определяется органами исполнительной власти республик
в  составе  Российской  Федерации,  краев,   областей,   автономных
образований.
     11. Конкретные  особенности,  зонирование   и   режим  каждого
национального  природного  парка  определяются  в  положении о нем,
утверждаемом   государственным   органом   управления    Российской
Федерации, в ведении которого находится парк.
     12. Соблюдение   режима   национального    природного    парка
обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
     директор национального природного парка и его заместители;
     старшие  государственные  инспектора  по  охране национального
природного  парка   (руководители   отделов,   ведающие   вопросами
организации  рационального  природопользования, охраны комплексов и
их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
     участковые     государственные     инспектора     по    охране
национального  природного парка (мастера леса, охотоведы);
     государственные  инспектора по охране национального природного
парка (специалисты, ведающие  вопросами  организации  рационального
природопользования, лесники и егеря).
     13. К охране территории национального природного  парка  могут
привлекаться  общественные инспекции. В вопросах обеспечения охраны
администрация  национального   природного   парка   и   ее   службы
взаимодействуют   с   государственными   органами   охраны   водных
ресурсов, рыбоохраны, охотнадзора и органами внутренних дел.
     14. Государственным   инспекторам   по   охране   национальных
природных парков предоставлено право:
     требовать  от  граждан  и должностных лиц объяснения по поводу
нарушения   ими   режима   национальных    природных    парков    и
природоохранительного   законодательства,   включая  охрану  рыбных
запасов,    животного    мира,    водное,     лесное,     земельное
законодательство,  проверять  у граждан и должностных лиц документы
на   право   нахождения,   проезда,   природопользования,   занятия
хозяйственной  и  иной  деятельностью  на  территориях национальных
природных парков и их охранных зон;
     приостанавливать      противоречащую     природоохранительному
законодательству  и  режиму  национальных  природных  парков  и  их
охранных зон деятельность граждан и должностных лиц;
     посещать  любые   предприятия,   учреждения   и   организации,
гидротехнические  сооружения,  суда и иные транспортные средства на
территориях национальных природных парков и  их  охранных  зон  для
проверки      соблюдения      требований      природоохранительного
законодательства;
     изымать  у  нарушителей природоохранительного законодательства
продукцию  и  орудия  незаконного   природопользования,   а   также
соответствующие  документы  в  порядке, предусмотренном действующим
законодательством;
     составлять   в   пределах   своей   компетенции  протоколы  об
административных   правонарушениях   в  области  охраны  окружающей
природной  среды,  памятников  истории  и культуры, доставлять лиц,
совершивших  эти  правонарушения,  в  органы  внутренних  дел или в
помещение местной администрации в поселках и населенных пунктах; (В
редакции    Постановления    Правительства   Российской   Федерации
от 06.10.2011 г. N 824)
     предъявлять  в  установленном   порядке   иски   предприятиям,
учреждениям,   организациям,   гражданам   и   их   объединениям  о
возмещении  ущерба,  нанесенного  природным  и  историко-культурным
комплексам  и  объектам национальных природных парков и их охранных
зон в результате экологических правонарушений.
     15. На службу охраны национальных природных парков возлагается
осуществление мероприятий по использованию, воспроизводству, охране
и  защите  лесов.  Перечень  работников  службы охраны национальных
природных   парков,  относимых  к  государственной  лесной  охране,
утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской
Федерации. (В   редакции   Постановления  Правительства  Российской
Федерации от 01.11.2012 г. N 1128)
     16. Государственным   инспекторам   по   охране   национальных
природных парков выдается бесплатно  органом,  в  ведении  которого
они  находятся,  форменное  обмундирование  со  знаками  различия и
нагрудный знак установленного образца.
     17. Сотрудники   службы  охраны  национальных природных парков
имеют  право   хранения   и   ношения   огнестрельного   оружия   в
соответствии  с  Табелем  вооружения,  утвержденным в установленном
порядке.

           VI. Научно-исследовательская и просветительская
             деятельность в национальных природных парках

     18. Научно-исследовательская   деятельность   в   национальных
природных парках  направлена  на  разработку  и  внедрение  научных
методов   сохранения   биологического   разнообразия,  природных  и
историко-культурных    комплексов    и    объектов    в    условиях
рекреационного   использования,   оценку  и  прогноз  экологической
обстановки в регионе.
     19. Научно-исследовательская   деятельность   в   национальных
природных парках проводится:
     штатными    сотрудниками   научных   отделов   и   лабораторий
национальных природных парков  по  планам  научно-исследовательских
работ,   утвержденным   научно-техническими  советами  национальных
природных парков;
     научно-исследовательскими   учреждениями  и  высшими  учебными
заведениями  соответствующего  профиля  на  договорных  началах  по
общим  с национальными природными парками программам, согласованным
с  государственными  органами   управления,   в   ведении   которых
находятся национальные природные парки.
     20. В национальных природных парках для рассмотрения  вопросов
научной,    природоохранной,   рекреационной   и   просветительской
деятельности создаются научно-технические советы.
     Состав   научно-технических   советов   и   положение   о  них
утверждаются  государственными  органами  управления,   в   ведении
которых национальные природные парки находятся.
     21. Планы          лесохозяйственных,          биотехнических,
рекультивационных  и  реставрационных работ, а также мероприятий по
регулированию   численности   диких   животных    на    территориях
национальных   природных   парков  рассматриваются  в  обязательном
порядке на заседаниях научно-технических советов.
     22.  Просветительская    деятельность  национальных  природных
парков  включает  выпуск  буклетов,  фотоальбомов,   путеводителей,
справочных   материалов  и  иной  печатной  продукции,  организацию
музеев и экспозиций под открытым  небом,  создание  и  обустройство
учебных   экскурсионных  троп  и  маршрутов,  организацию  школьных
лесничеств,  прохождение  учебной   и   производственной   практики
студентами   высших   и   средних   специальных  учебных  заведений
соответствующего   профиля,   освещение  деятельности  национальных
природных парков в средствах массовой информации  и  иные  формы  и
методы    социально-экологического    воспитания,   образования   и
пропаганды экологических знаний.

           VII. Хозяйственная деятельность национальных
                           природных парков

     23. Хозяйственная   деятельность национальных природных парков
направлена   на   обеспечение   надлежащей   охраны   природных   и
историко-культурных  объектов,  выполнение  мероприятий по уходу за
ними и их восстановлению,  а  также  на  организацию  регулируемого
туризма и отдыха в природных условиях.
     24. Развитие   регулируемого  туризма  и  отдыха  в  природных
условиях  осуществляется  в соответствии с утвержденными проектными
материалами путем предоставления национальными  природными  парками
в   аренду   (пользование)   заинтересованным   юридическим   лицам
земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений.
     25. Строительство  и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз,
предприятий общественного питания и других объектов  туристического
сервиса,  создание  условий  для  отдыха  граждан, их культурного и
бытового     обслуживания     осуществляются      заинтересованными
государственными,    кооперативными,   общественными   и   частными
предприятиями   и   учреждениями    на    условиях,    определенных
соответствующими    договорами,    заключаемыми   с   национальными
природными парками.
     26. В  случае   отсутствия юридических лиц, заинтересованных в
строительстве   и   эксплуатации   объектов   туризма   и   отдыха,
национальные  природные парки могут самостоятельно осуществлять эти
работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом  доходы  от
эксплуатации   этих   объектов   учитываются   в   сметах  расходов
национальных природных парков.
     27. Охотпользование   на  территориях  национальных  природных
парков осуществляется ими самостоятельно или  путем  предоставления
охотничьих угодий в аренду другим охотпользователям.

         VIII. Правовой статус национальных природных парков

     28. Земли национальных природных парков,  их  недра  и  водные
пространства   со   всеми  находящимися  в  их  пределах  ресурсами
растительного и животного мира, историко-культурными  объектами,  а
также   зданиями,   сооружениями   и   другими  объектами  являются
исключительно   федеральной   собственностью   и    предоставляются
национальным    природным    паркам    в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации.
     Изъятие   земель  и  других  природных  ресурсов  национальных
природных парков запрещается.
     29. Территории  национальных природных  парков учитываются при
разработке территориальных комплексных схем,  схем  землеустройства
и   районной   планировки.   Эти   проектные   документы   подлежат
обязательному согласованию с государственными  органами  управления
Российской  Федерации,  в  ведении  которых  находятся национальные
природные парки.
     30. Национальные   природные   парки   являются   юридическими
лицами, финансируются  за  счет  средств  республиканского  бюджета
Российской  Федерации,  внебюджетных  источников,  привлекаемых для
этих целей, а также собственных средств, имеют счета, в  том  числе
валютные,  в  учреждениях  банков  Российской  Федерации и печать с
изображением  Государственного  герба  Российской  Федерации  и  со
своим наименованием.

            IХ. Контроль за деятельностью национальных
                         природных парков

     31. Ведомственный  контроль  за   деятельностью   национальных
природных    парков    осуществляется   государственными   органами
управления,  в ведении  которых  находятся  национальные  природные
парки,  а  также  иными  государственными  органами  в  пределах их
компетенции.
     Государственный   контроль   за   деятельностью   национальных
природных парков осуществляется специально  уполномоченными  на  то
государственными органами.


                            __________

Информация по документу
Читайте также