Расширенный поиск

Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1992 № 42

 



                              У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                   Утратил силу - Указ Президента
                                        Российской Федерации
                                        от 05.01.94 г. N 19

             Об образовании Министерства безопасности
                       Российской Федерации

        (В редакции указов Президента Российской Федерации
           от 18.07.92 г. N 789; от 30.11.92 г. N 1491;
от 23.12.92 г. N 1575; от 11.06.93 г. N 920; от 15.10.93 г. N 1636)

     В целях обеспечения  государственной  безопасности  Российской
Федерации,   защиты   суверенитета  и  территориальной  целостности
государства, прав и свобод личности  п о с т а н о в л я ю:
     1. Образовать  Министерство  безопасности Российской Федерации
(МБРФ).
     Создание Министерства   осуществить   на   базе   упраздняемых
Агентства  федеральной  безопасности  РСФСР  и   Межреспубликанской
службы  безопасности с передачей Министерству штатной численности и
личного состава  (военнослужащие,  рабочие  и  служащие)  указанных
ведомств,  выделенных на их содержание финансовых средств,  а также
зданий, сооружений, материально-технической базы и иного имущества.
     Реорганизацию завершить до 1 июля 1992 года.
     2. Утвердить Временное положение о  Министерстве  безопасности
Российской Федерации (прилагается).
     Разрешить  Министерству  иметь девять заместителей Министра, в
их   числе   одного  первого  заместителя  Министра  ,  заместителя
Министра  - командующего Пограничными войсками Российской Федерации
и  заместителя  Министра - начальника Управления по городу Москве и
Московской  области.  В  составе Министерства образовать коллегию в
количестве  восемнадцати  человек.   (В  редакции указов Президента
Российской  Федерации  от 18.07.92 г. N 789; от 23.12.92 г. N 1575;
от 11.06.93 г. N 920; от 15.10.93 г. N 1636)
     Установить   штатную  численность  военнослужащих,  рабочих  и
служащих   системы  Министерства  органов  безопасности  Российской
Федерации  в  количестве 347,9 тыс. единиц с учетом 210 тыс. единиц
численности  Пограничных  войск  Российской  Федерации, в том числе
центрального  аппарата  Министерства  -  3,5 тыс. единиц (без учета
персонала  по  эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий
и помещений). (В  редакции  Указа  Президента  Российской Федерации
от 18.07.92 г. N 789)
     При упорядочении  структуры  и  штатов  системы   Министерства
осуществить сокращение личного состава.
     Разрешить содержать  до  1  июля  1992   г.   в   распоряжении
Министерства работников,  выслуживших установленные сроки службы, а
также подлежащих увольнению по сокращению штатов.
     Сохранить   действующий   порядок  комплектования  Пограничных
войск  военнослужащими  срочной  службы  через военные комиссариаты
при   участии   Генерального   штаба   Вооруженных  Сил  Российской
Федерации. (Дополнен   -   Указ   Президента  Российской  Федерации
от 18.07.92 г. N 789)
     3. Правительству  Российской Федерации предусмотреть в бюджете
на    1992    год    выделение     необходимых     финансовых     и
материально-технических  ресурсов  для надлежащего функционирования
системы Министерства безопасности Российской Федерации.
     4. Сохранить за военнослужащими,  рабочими и служащими системы
Министерства   установленные   ранее   для    работников    органов
государственной   безопасности  льготы,  порядок  и  нормы  выплаты
денежного довольствия и заработной платы,  а также материального  и
пенсионного обеспечения.
     5. Обеспечить при реорганизации надлежащую  социальную  защиту
военнослужащих,   рабочих   и   служащих   упраздняемых   Агентства
федеральной  безопасности   РСФСР   и   Межреспубликанской   службы
безопасности.
     Оставлять на  службе  высококвалифицированных  руководящих   и
оперативных  работников,  сотрудников  других категорий в интересах
обеспечения государственной безопасности на  территории  Российской
Федерации.
     Сохранить военнослужащим   в   случае   их   назначения    при
реорганизации на должности с меньшим должностным окладом получаемые
до такого назначения оклады на весь период работы в этих должностях
до возникновения права на получение оклада в больших размерах.  При
увольнении  указанных  военнослужащих  исчислять   им   пенсию   из
сохраненных должностных окладов.
     6. Министерству безопасности Российской Федерации совместно  с
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  в шестимесячный срок
представить  предложения  о  внесении  изменений  и  дополнений   в
законодательство  Российской  Федерации  о  безопасности  и органах
безопасности.
     Установить, что  до принятия соответствующих законодательных и
правительственных  нормативных  актов   Министерство   безопасности
Российской  Федерации,  наряду  с законами и иными правовыми актами
Российской Федерации руководствуется правовыми актами бывшего Союза
ССР, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
     7. Признать утратившими силу Указы Президента РСФСР:
     от 30   сентября  1991  г.  N  135  "О  мерах  по  обеспечению
государственной безопасности РСФСР";
     от 26   ноября  1991  г.  N  233  "О  преобразовании  Комитета
государственной безопасности в Агентство  федеральной  безопасности
РСФСР";
     от 26  ноября  1991  г.  N  234  "О  руководителях   Агентства
федеральной безопасности РСФСР".
     8. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.


     Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин

     Москва, Кремль
     24 января 1992 года
     N 42
     ___________________



     УТВЕРЖДЕНО
     Указом Президента
     Российской Федерации
     от 24 января 1992 г.
     N 42


                        ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
         о Министерстве безопасности Российской Федерации

        (В редакции указов Президента Российской Федерации
от 18.07.92 г. N 789; от 23.12.92 г. N 1575; от 15.10.93 г. N 1636)

                     Раздел I. Общие положения

     1. Министерство  безопасности  Российской  Федерации  (МБ РФ)*
является органом государственного управления Российской  Федерации,
руководит  порученной  ему  сферой  деятельности и в пределах своей
компетенции  несет  ответственность  за  обеспечение  защиты  прав,
свобод  и  законных  интересов  личности,  безопасности  общества и
государства.
     Контроль за    деятельностью   Министерства   осуществляет   в
установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации.
     Министерство подчиняется Президенту и Правительству Российской
Федерации.
     2. Министерство   возглавляет   систему,   в   которую,  кроме
центрального аппарата, входят:
     органы безопасности республик в составе Российской Федерации;
     управления и  отделы  (отделения)   безопасности   по   краям,
областям, автономной области, автономным округам, районам, городам,
районам в городах;
     органы военной контрразведки;
     Пограничные войска Российской Федерации; (Дополнен    -   Указ
Президента Российской Федерации от 18.07.92 г. N 789)
     учебные заведения,    научно-исследовательские     учреждения,
подразделения         инженерно-строительного,        медицинского,
материально-технического и военного обеспечения;  иные  учреждения,
предприятия    и   организации,   обеспечивающие   решение   задач,
возложенных на Министерство**.
     3. Министерство    в    своей   деятельности   руководствуется
Конституцией, законами, Указами Президента и иными правовыми актами
Российской    Федерации,    международными   договорами  Российской
Федерации,  настоящим Положением,  а также правовыми актами бывшего
Союза   ССР,   не   противоречащими   законодательству   Российской
Федерации.
     4. Деятельность   Министерства   и   органов    его    системы
осуществляется   на   основе  принципов  законности,  демократизма,
уважения прав, свобод и законных интересов личности, равенства всех
перед законом, гласности, подконтрольности представительным органам
власти и во взаимодействии  с  другими  государственными  органами,
предприятиями,    учреждениями,   организациями   и   общественными
объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
     ________________
     * Далее по тексту - Министерство.
     ** Далее по тексту - органы системы.

                Раздел II. Компетенция Министерства

     5. Министерство  и  органы  его  системы,   осуществляя   свою
деятельность в пределах установленных законодательством полномочий:
     обеспечивают защиту       государственного       суверенитета,
территориальной   целостности   и   обороноспособности   Российской
Федерации,  ее конституционного  строя,  прав,  свобод  и  законных
интересов личности;
     реализуют и    несут    ответственность    за    осуществление
государственной   политики   Российской   Федерации   по   вопросам
безопасности,  отнесенным  к  ведению  Министерства;  участвуют   в
выполнении   федеральных   программ   по  обеспечению  безопасности
личности,   общества,    государства;    определяют    приоритетные
направления  работы  органов системы Министерства,  разрабатывают и
реализуют комплексные программы совершенствования их деятельности;
     обеспечивают Президента,   высшие   органы  законодательной  и
исполнительной власти Российской Федерации информацией  об  угрозах
безопасности государству и о чрезвычайных ситуациях,  которые могут
повлечь  тяжкие  социально-политические,  экономические,   военные,
экологические  последствия  для  интересов Российской Федерации,  а
также сведениями,  необходимыми для решения  задач  по  обеспечению
государственной     безопасности,     оборонного     строительства,
научно-технического      прогресса,      внешнеполитической       и
внешнеэкономической деятельности;
     осуществляют анализ  и   прогнозирование   внутриполитической,
социально-экономической  и  криминогенной  обстановки  в Российской
Федерации и кризисных ситуаций в других государствах, затрагивающих
безопасность Российской Федерации,  организуют получение информации
в этих целях;
     организуют  и  осуществляют  контрразведывательную  работу  по
выявлению,  предупреждению  и  пресечению разведывательно-подрывной
деятельности  иностранных спецслужб и организаций против Российской
Федерации;   проводят   совместно   со   Службой  внешней  разведки
Российской  Федерации  с  территории  России  работу  по  добыванию
разведывательной    информации;    осуществляют    координацию    и
взаимодействие    со    Службой    внешней    разведки   Российской
Федерации,Федеральным    агентством   правительственной   связи   и
информации    при    Президенте   Российской   Федерации,   Главным
управлением охраны Российской Федерации; (В      редакции     Указа
Президента Российской Федерации от 18.07.92 г. N 789)
     организуют   и  осуществляют  охрану  государственной  границы
Российской  Федерации  на суше, море, реках, озерах и иных водоемах
и  экономической  зоны Российской Федерации, участвуют в разработке
и  осуществлении  мер  по охране континентального шельфа Российской
Федерации; (Дополнен   -   Указ   Президента  Российской  Федерации
от 18.07.92 г. N 789)
     осуществляют меры по обеспечению экономической безопасности  и
функционирования  государственных и негосударственных хозяйственных
структур в республике,  предотвращению попыток нанесения ущерба  их
интересам  в  сфере  международного экономического сотрудничества и
совместного предпринимательства;
     организуют систему      защиты      сведений,     составляющих
государственную тайну,  участвуют в защите государственных секретов
и   коммерческой   тайны,   оказывают   в   этих  целях  содействие
предприятиям, учреждениям и организациям;
     разрабатывают и     осуществляют     совместно    с    другими
государственными  органами   меры   по   обеспечению   безопасности
Вооруженных  Сил,  органов внутренних дел и внутренних войск,  иных
предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  воинских
формирований;
     обеспечивают безопасность   оборонного   комплекса,    атомной
энергетики,  космоса,  транспорта  и  связи,  других стратегических
объектов;
     обеспечивают безопасность   иностранных   представительств  на
территории Российской Федерации,  а также участвуют в осуществлении
мероприятий  по  безопасности  организаций,  учреждений  и  граждан
Российской Федерации за рубежом;
     организуют и    осуществляют   выявление,   предупреждение   и
пресечение преступлений,  расследование которых отнесено законом  к
ведению  органов  безопасности,  борьбу  с  терроризмом  и  другими
насильственными действиями,  посягающими на конституционный  строй,
коррупцией   в  органах государственной власти и управления,  в том
числе - правоохранительных органах,  контрабандой,  наркобизнесом и
другими   преступлениями,   носящими   международный   характер   и
затрагивающими интересы безопасности Российской Федерации;
     принимают в целях повышения эффективности оперативно-розыскной
деятельности и предварительного следствия меры  по  предупреждению,
раскрытию и пресечению тяжких, особо тяжких преступлений; оказывают
в      установленном      порядке      необходимое       содействие
оперативно-техническими   средствами   органам   внутренних  дел  и
прокуратуры;
     осуществляют меры  по обеспечению государственной безопасности
при    проведении    на     территории     Российской     Федерации
общественно-политических          мероприятий         федерального,
межгосударственного или международного характера;
     участвуют в  соответствии  с  законом  в обеспечении правового
режима чрезвычайного и военного положения в случаях их введения  на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
     разрабатывают и  осуществляют   мероприятия   по   обеспечению
готовности  к  функционированию  в военное время пунктов управления
государством  и  Вооруженными  Силами,  организуют  и  обеспечивают
мобилизационную подготовку органов системы Министерства;
     обобщают практику  применения  законодательства  по  вопросам,
отнесенным  к  ведению  Министерства,  вносят  предложения  по  его
совершенствованию;  осуществляют  в  пределах   своей   компетенции
нормотворческую   деятельность;  участвуют  в  подготовке  проектов
законов   и   иных   правовых   актов;   подведомственным   органам
методическую помощь в организации правовой работы;
     организуют и проводят научные исследования проблем обеспечения
безопасности    личности,    общества,    государства,    а   также
опытно-конструкторские работы,  обеспечивают  внедрение  достижений
науки,  техники  и  передового опыта в деятельность органов системы
Министерства;
     организуют и  осуществляют  меры  по  обеспечению  собственной
безопасности,  принимают   участие   в   обеспечении   безопасности
шифровальной  и  дешифровальной  работы  и  специальных видов связи
(правительственной, шифрованной, засекреченной);
     создают информационные  системы,  определяют  в соответствии с
законодательством Российской Федерации порядок  учета,  хранения  и
использования   оперативных,   следственных  и  других  материалов,
относящихся к деятельности Министерства;
     разрабатывают и   реализуют  программы  кадрового  обеспечения
системы  Министерства,  организуют  подготовку,  переподготовку   и
повышение квалификации кадров,  осуществляют защиту социальных прав
и законных интересов работников системы Министерства;
     осуществляют капитальное   строительство   и  централизованное
обеспечение  органов  системы  Министерства  боевой  и  специальной
техникой,  вооружением,  а также другими материально-техническими и
финансовыми ресурсами, контролируют их использование;
     создают, реорганизуют  и  ликвидируют  в установленном порядке
предприятия,  образуют централизованные фонды  и  резервы  за  счет
средств и имущества подведомственных Министерству предприятий;
     координируют в системе Министерства работу по  стандартизации,
метрологии,  изобретательству  и  рационализации,  устанавливают  в
соответствии с  действующими  в  Российской  Федерации  стандартами
единые  требования по организации делопроизводства и архивного дела
в органах системы Министерства;
     осуществляют в  интересах  обеспечения безопасности Российской
Федерации сотрудничество с правительственными и правоохранительными
органами других государств, а также с международными организациями;
участвуют в подготовке  международных  договоров  и  организуют  их
выполнение   в   пределах  компетенции  Министерства;  обеспечивают
взаимодействие с органами  безопасности  суверенных  государств  на
территории  бывшего  СССР  и  осуществляют контакты со специальными
службами иностранных государств;
     осуществляют иные    обязанности   в   интересах   обеспечения
государственной   безопасности   по   решениям    высших    органов
законодательной   власти,   Президента   и   исполнительной  власти
Российской Федерации.

         Раздел III. Организация деятельности Министерства

     6. Министерство возглавляет Министр,  назначаемый на должность
и освобождаемый от должности Президентом России.
     7. Министр безопасности Российской Федерации:
     несет персональную  ответственность  за выполнение возложенных
на Министерство задач и обязанностей;
     организует работу   Министерства   и  руководит  деятельностью
органов системы Министерства; устанавливает компетенцию должностных
лиц    системы    Министерства    по    самостоятельному    решению
организационных,    структурно-штатных,    кадровых,    финансовых,
производственно-хозяйственных и иных вопросов; утверждает положения
о самостоятельных структурных подразделениях Министерства;
     издает на    основании    и    во    исполнение   действующего
законодательства приказы и иные правовые акты,  организует проверку
их  исполнения;  принимает  в  необходимых случаях нормативные акты
совместно  или  по  согласованию   с   другими   министерствами   и
ведомствами Российской Федерации;
     приостанавливает действие   противоречащих    законодательству
Российской  Федерации  приказов и иных правовых актов руководителей
республиканских   в   составе    Российской    Федерации    органов
безопасности,  вносит  предложения  об  их  отмене  на рассмотрение
высших органов исполнительной власти соответствующей республики;
     вносит  на  рассмотрение Президента и Правительства Российской
Федерации    проекты    правовых    актов    и    предложения    по
совершенствованию   действующего   законодательства   по   вопросам
обеспечения  безопасности, охраны государственной границы и морской
экономической   зоны   Российской   Федерации;  (В  редакции  Указа
Президента Российской Федерации от 18.07.92 г. N 789)
     вносит   предложения   Президенту   Российской   Федерации   о
назначении   первого   заместителя   Министра   ,  а  Правительству
Российской  Федерации  -  о  назначении  заместителей  Министра; 
(В     редакции     указов    Президента    Российской    Федерации
от 23.12.92 г. N 1575; от 15.10.93 г. N 1636)
     осуществляет в   пределах   своей  компетенции  назначение  на
должности и освобождение от должностей руководящего состава органов
системы Министерства;
     зачисляет военнообязанных  запаса  на  действительную  военную
службу  в  системе  Министерства,  присваивает  воинские  звания до
полковника включительно,  в порядке исключения принимает решения  о
зачете   в   выслугу   лет   трудового   стажа   до  зачисления  на
действительную военную службу;
     представляет Президенту  Российской  Федерации  ходатайства  о
присвоении воинских званий высшего офицерского состава;
     устанавливает численность  военнослужащих,  рабочих и служащих
научно-исследовательских,   медицинских    подразделений    системы
Министерства  и персонала (включая военнослужащих) по эксплуатации,
охране и обслуживанию  служебных  помещений  и  зданий  в  пределах
ассигнований,  выделяемых  на  эти  цели  Министерству безопасности
Российской Федерации;
     увольняет военнослужащих  с  действительной  военной  службы в
запас  или  отставку,  кроме  лиц  высшего   офицерского   состава,
назначаемых    (освобождаемых)    Указами   Президента   Российской
Федерации;
     поощряет, налагает  дисциплинарные взыскания на военнослужащих
системы  Министерства  в  полном   объеме   прав,   предусмотренных
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил,  лишает воинских званий лиц
младшего офицерского состава;
     определяет в  соответствии  с законодательством условия работы
сотрудников  системы  Министерства  по  совместительству,  а  также
порядок   заключения   договоров   на   оказание  органами  системы
Министерства   разрешенных    законодательством    услуг    (работ)
предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам;
     представляет Министерство  во  взаимоотношениях   с   органами
законодательной   и  исполнительной  власти  Российской  Федерации,
республик в ее составе, а также других государств;
     является распорядителем    кредитов    в   пределах   средств,
выделяемых  на  финансирование  Министерства  и   органов   системы
Министерства, включая валютные средства.
     8. В Министерстве образуется коллегия Министерства  в  составе
Министра  (председателя  коллегии),  первого заместителя Министра и
заместителей Министра по должностям, а также руководящих работников
системы Министерства.
     Члены коллегии,  кроме лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
     Коллегия Министерства рассматривает  наиболее  важные  вопросы
деятельности Министерства.
     Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов  и
объявляются приказами Министра.
     В случае  разногласий  между  Министром  и  членами   коллегии
Министр  проводит  в  жизнь  свое решение и докладывает о возникших
разногласиях Президенту и  Правительству  Российской  Федерации,  а
члены   коллегии,  в  свою  очередь,  могут  сообщить  свое  мнение
Президенту и Правительству Российской Федерации.
     Решения, принятые    на    совместных    заседаниях   коллегии
Министерства безопасности Российской Федерации и других министерств
и   ведомств,   объявляются   совместными   приказами   Министра  и
руководителей соответствующих министерств и ведомств.
     9. Структура   Министерства   и   штаты  системы  Министерства
утверждаются Министром. Численность работников системы Министерства
определяется Правительством Российской Федерации, кроме численности
научно-исследовательских и  медицинских  учреждений,  персонала  по
эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий.
     10.   Военнослужащие   Министерства   безопасности  Российской
Федерации    (включая   органы   системы   и   Пограничные   войска
Министерства)  проходят  службу  в  соответствии  с  положениями  о
прохождении    военной    службы    соответствующими    категориями
военнослужащих   Вооруженных  Сил,  воинскими  уставами  и  другими
актами     законодательства,    если    иное    не    предусмотрено
законодательством.   (В   редакции   Указа   Президента  Российской
Федерации от 18.07.92 г. N 789)
     Условия труда  рабочих   и   служащих   системы   Министерства
регулируются действующим законодательством о труде.

    Раздел IV. Контроль и надзор за деятельностью Министерства

     11. Контроль  за  деятельностью  Министерства  осуществляют  в
установленном  порядке  комитеты   Верховного   Совета   Российской
Федерации.
     12. Органы  безопасности  республик   в   составе   Российской
Федерации   подотчетны   высшим   органам   власти   и   управления
соответствующих республик, а также Министерству.
     13. В   системе   Министерства  могут  создаваться  советы  из
представителей общественности,  других  правоохранительных  органов
для   осуществления   функций,  направленных  на  совершенствование
деятельности системы Министерства.
     14. Надзор  за  точным  и  единообразным исполнением законов в
деятельности    Министерства,    органов    системы    Министерства
осуществляется   Генеральным   прокурором   Российской   Федерации,
прокурорами республик в составе Российской Федерации и подчиненными
им прокурорами.

                Раздел V. Заключительные положения

     15. Министерство  является  юридическим  лицом,  имеет  печать
Министерства  с  изображением  Государственного  герба   Российской
Федерации  и  со  своим  наименованием,  соответствующие  печати  и
штампы, счета в банках, в том числе валютные.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также