Расширенный поиск
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1063СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 23 октября 1993 г. N 1063 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.08.2002 г. N 630 О Федеральной программе "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод", а также в целях обеспечения условий реализации Федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" Совет Министров - Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Федеральную программу "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" (далее именуется - Программа), реализация которой возлагается на администрацию Кавказских Минеральных Вод. 2. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации при формировании республиканского бюджета Российской Федерации на 1994 и последующие годы предусматривать капитальные вложения и ассигнования для их финансирования на выполнение работ, предусмотренных в Программе. 3. Администрации Кавказских Минеральных Вод в целях привлечения дополнительных источников финансирования для реализации Программы разрешить образовать внебюджетные фонды (в том числе валютные, за счет привлечения иностранных инвесторов). 4. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации по согласованию с Банком внешней торговли Российской Федерации в целях создания условий для привлечения иностранных инвестиций и осуществления иностранными инвесторами предпринимательской деятельности оказать содействие в создании на территории Кавказских Минеральных Вод валютной биржи, международного коммерческого банка и Центра международной торговли. Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации В. Черномырдин __________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1063 Федеральная программа "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Кавказские Минеральные Воды (КМВ) - крупнейший и уникальный курортный регион Российской Федерации, который по составу и качеству своих климато-бальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории (5 тыс. кв. км), не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте. Своей большой социальной значимостью регион КМВ, в первую очередь, обязан разнообразию природных лечебных факторов (минеральных вод, лечебных грязей, целебного климата) и живописного ландшафта. В настоящее время в районе КМВ насчитывается свыше 100 источников минеральных вод 12 различных типов с общими ресурсами, утвержденными в ГКЗ, 14,5 тыс. куб. м в сутки. Имеются дополнительные резервы. Особую ценность представляют такие типы минеральных вод, как Кисловодский Нарзан, Ессентукские источники N 4 и N 17, Пятигорские углекислые, углекисло-сероводородные и радоновые воды, Железноводские термы сложного химического состава. Большой популярностью пользуется грязь озера Тамбукан. Однако возросшие антропогенные нагрузки, связанные с наличием химической, машиностроительной, деревообрабатывающей промышленности, имеющимся старым неканализованным жилищным фондом, расположением животноводческих комплексов в областях формирования минеральных вод, ненормированным применением гербицидов и ядохимикатов в сельском хозяйстве привели к опасному загрязнению природной среды, снижению качества лечебных ресурсов. Более 1000 куб. м в сутки ценных минеральных вод из-за санитарного неблагополучия сбрасываются без использования, часть загрязненных минеральных вод санируется различными способами, а такие известные источники, как Ессентуки N 20, Гаазо-Пономаревский безвозвратно утеряны. В последнее время в минеральных водах обнаруживаются различного вида пестициды, что совершенно недопустимо при питьевом бальнеолечении. На территории региона сегодня функционируют более 1350 реальных источников загрязнения, часть из которых расположена в первой и второй округах санитарной охраны, что по положению о курортах совершенно недопустимо, и требуются большие капитальные вложения для вывода из санитарных зон наиболее опасных загрязнителей и перепрофилирования технологий промышленных предприятий. Наибольшую сумму антропогенных нагрузок, изменяющих естественное состояние окружающей среды курортов КМВ, создает воздействие транспортного комплекса, представленного здесь автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. На территории курортного района в настоящее время насчитывается 166,9 км магистральных железных дорог, 113,9 км железнодорожных подъездных путей, 1278,1 км автомобильных дорог, из которых только 65% имеют усовершенствованное покрытие. В регионе насчитывается более 140,5 тыс. автомобилей, из них в индивидуальном пользовании - 70,5 тыс. , эксплуатируются 52 тепловоза в промышленности, функционируют 3 аэропорта. Общий выброс в атмосферу вредных веществ от транспортного комплекса составляет 94,15 тыс. тонн в год, в почву 16,68 тыс. тонн в год, что превышает допустимую для курортов норму на 40%, а по отдельным показателям предельно допустимой концентрации (ПДК) превышают норму в 10-100 раз. Уровень загрязнения воздушной среды суммой газообразных веществ (сернистый ангидрид и двуокись азота) превышает ПДК до 5 раз. Коэффициент прозрачности атмосферы на Кисловодском курорте, который является климатологическим, снизился за последние годы с 0,812 до 0,740; концентрация в воздухе сажи составляет 1,2 микрограмм на куб. м, что характерно для крупных промышленных городов. Особенности геологического строения региона дают на отдельных участках повышенный радиационный фон, превышающий норму в 2-3 раза, поэтому требуется переселение жителей из зон повышенной радиационной опасности. Большие капитальные вложения необходимы для реконструкции общекурортных учреждений (бальнеофизиотерапевтических объединений и гидроминеральной базы). Грязе- и бальнеолечебницы городов-курортов в большинстве своем построены в конце прошлого и начале нынешнего столетий. Городские коммуникации, 30% жилищного фонда имеют высокую степень износа. Тяжелое положение в регионе складывается с водоснабжением, водоотведением и санитарной очисткой. В целом санаторно-курортная и городская инфраструктура региона не соответствует современным требованиям и стандартам. Существующая в настоящее время неблагополучная обстановка, оказывающая негативное влияние на состояние здоровья, демографические показатели и социальную активность населения России, а также переход отечественного здравоохранения на основы медицинского страхования, требуют формирования новой концепции по разработке принципов превентологии и оптимизации лечебно-реабилитационного процесса с использованием новых медицинских препаратов и технологий, широкого спектра физических факторов, в том числе уникальных природных ресурсов региона Кавказских Минеральных Вод. В связи с вышеизложенным, необходимо введение на территории региона эффективного государственного регулирования экологической и градостроительной политикой, размещения производительных сил, организации работы сельскохозяйственного производства для обеспечения охраны окружающей природной среды и приоритетного развития курортов. Для разработки механизмов регулирования хозяйственной системы и целенаправленного освоения Кавказских Минеральных Вод как особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации разработана настоящая Федеральная программа. II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Разработка и внедрение эффективной системы мер и механизмов государственного воздействия по обеспечению рационального использования хозяйственного и курортно-рекреационного потенциала для лечения, реабилитации и профилактики наиболее распространенных заболеваний у населения России и других стран. Экологическое оздоровление региона. Сохранение природного богатства и историко-культурного наследия. Задачами в решении поставленной цели являются: 1. Научно-правовое обеспечение регулирования экономикой хозяйственного и природного комплексов региона Кавказских Минеральных Вод. 2. Повышение уровня и качества жизни населения Кавказских Минеральных Вод. 3. Рациональное использование природных лечебных ресурсов и развитие курортно-рекреационного комплекса. 4. Организация комплексного мониторинга за состоянием природной среды в регионе Кавказских Минеральных Вод. 5. Разработка новых эффективных и научно-обоснованных методов курортного лечения, реабилитации и профилактики заболеваний с использованием курортно-рекреационного потенциала Кавказских Минеральных Вод. 6. Охрана природного и историко-культурного наследия в регионе Кавказских Минеральных Вод. 7. Структурная перестройка хозяйственного комплекса (в том числе курортно-рекреационного, промышленного, сельскохозяйственного, транспортного и др.). 8. Создание программно-информационных комплексов. В результате реализации Федеральной программы будет осуществлена структурная перестройка народнохозяйственного комплекса и будет нормализована экологическая обстановка в регионе, увеличится эффективность санаторно-курортного лечения за счет внедрения новых методов лечения; будет внедрена качественно новая концепция оздоровления населения России, интегрирующая амбулаторно-стационарное и санаторно-курортное звенья в единую многофункциональную систему на этапах первичной профилактики, медицинской реабилитации и социальной адаптации; улучшится сервисное обслуживание отдыхающих; организован курортный регион, соответствующий международным стандартам. III. ЭТАПЫ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Расчетный срок реализации Программы - 2010 год с перспективным прогнозом до 2020 года. Первый этап - 1993-2000 годы, второй этап - 2000-2010 годы, третий этап - 2010-2020 годы. В Программе предусматривается разработка механизма структурной перестройки и управления курортными и хозяйственными комплексами, направленными на охрану, рациональное природопользование и обеспечение приоритета курортно-рекреационного развития в регионе Кавказских Минеральных Вод. IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Научно-правовое регулирование экономикой хозяйственного и природного комплексов Кавказских Минеральных Вод +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | |Общая стоимость в це-| | | | |нах на 01.01.93 г., | | | N | Наименование мероприятия, сроки выполнения |млн. рублей | Исполнитель | | | +---------------------| | |п/п | | |за |за | | | | |всего |1994 |1995 | | | | | |год |год | | +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ 1.1. Разработка Государственной программы "Развитие особо 10,0 10,0 - ПГНИИК Минздрава охраняемого эколого-курортного региона КМВ на 1994- России 2020 годы", 1994 год 1.2. Научное обоснование и разработка юридических и правовых 30,0 8,0 10,0 Минюст России норм хозяйственной деятельности в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказских Минеральных Вод, 1994-1996 годы 1.3. Разработка концепции социально-экономического развития 62,5 24,5 38,0 ЦЭЭИ Минприроды региона Кавказских Минеральных Вод, 1994-1995 годы России 1.4. Экономическое обоснование экологических стандартов 81,5 22,5 25,0 ЦЭЭИ Минприроды хозяйственной деятельности в курортном регионе России Кавказских Минеральных Вод, 1994-1997 годы 1.5. Прогнозная оценка экологического риска существующих 20,0 10,0 10,0 МГУ "Технориск" систем функционирования народнохозяйственных и рекреационных объектов региона КМВ, 1994-1995 годы 1.6. Разработка системы налоговых льгот, обеспечивающая 4,0 4,0 - ЦЭЭИ Минприроды развитие курортного хозяйства и экономики региона России КМВ, 1994 год 1.7. Разработка Генерального плана развития региона КМВ, 1395,0 500,0 400,0 "Гипрогор", АО "Кав- 1994-1997 годы (с проведением аэрофотосъемки) казкурортпроект" 1.8. Разработка стратегии внешнеэкономической деятель- 6,0 6,0 - ЦЭЭИ Минприроды ности региона КМВ и положения о правовом режиме России инвестирования, 1994 год 1.9. Разработка мероприятий по поддержке малого и сред- 2,0 2,0 - ЦЭЭИ Минприроды, него бизнеса, 1994 год России, РНИИЭП 1.10. Компенсационные платежи за ущерб, нанесен- 3,5 3,5 - ЦЭЭИ Минприроды ный окружающей среде, и организационно-правовое обеспе- России чение механизма ответственности за прошлые загрязнения окружающей среды, 1994 год 1.11. Разработка программы приватизации федерального имуще- Администрация КМВ ства в регионе Кавказских Минеральных Вод, 1994-1995 годы 1.12. Разработка социально-гигиенического паспорта региона 40,0 10,0 17,0 Кавминводская КМВ, 1994-1996 годы ЦСЭН, Госсанэпид- надзор России 1.13. Сейсморайонирование городов КМВ, 1994-2000 годы 50,0 10,0 10,0 СК ТИСиЗ 1.14. Составление схемы инженерной защиты региона КМВ от 16,0 8,0 4,0 СКФ ПНИИИС опасных геологических процессов (М1:50000), 1994-1996 годы 1.15. Разработка программы лесонасаждения территории региона 13,5 7,5 6,0 Кисловодская горно- КМВ и порядка его использования, 1994-1995 годы лесная лаборатория, лесхозы, Ставрополь- ское управление лесами 1.16. Разработка и реализация схем рациональной организации 80,0 80,0 - НИИАТ Минтранса движения транспорта, 1994 год России 1.17. Экспертно-экономическое и ревизионно-методическое 60,0 10,0 10,0 Администрация КМВ, обеспечение работ, 1994-2000 годы экспертный совет 1.18. Совершенствование финансовой политики региона КМВ, 4,0 4,0 - ЦЭЭИ Минприроды 1994 год России Общая стоимость работ по разделу 1 составляет - 1878,0 млн. рублей, в том числе: 1994 год - 720,0 млн. рублей 1995 год - 530,0 млн. рублей. Раздел 2. Повышение уровня здоровья и качества жизни населения Кавказских Минеральных Вод В настоящее время в регионе КМВ численность постоянного населения составляет около 900 тыс. человек, в том числе в городах и городских поселениях более 71%. Средняя плотность населения в регионе около 110 человек на кв. км (по Ставропольскому краю в целом - 34 человек на кв. км). Снижение жизненного уровня населения, ухудшение качества питания, увеличение антропогенных нагрузок на окружающую среду, появление безработицы, неподготовленность населения к смене политической формации и другие явления стали причинами повышения заболеваемости и смертности среди взрослого населения и детей, снижения рождаемости, духовной деградации населения. В целях улучшения качества жизни, укрепления здоровья населения, развития социальной инфраструктуры планируется проведение следующих мероприятий: +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | | Общая стоимость в це-| | | | | нах на 01.01.93 г., | | | N | Наименование мероприятия, сроки выполнения | млн. рублей | Исполнитель | | | +----------------------| | |п/п | | |за |за | | | | | всего |1994 |1995 | | | | | |год |год | | +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 2.1. Строительство общеобразовательных школ, 1994-2000 годы 9600,0 1097,0 900,0 АО "Кавминкурорт- строй" и другие строительные орга- низации в том числе местный бюджет 2597,0 227,0 300,0 2.2. Переселение жителей домов, расположенных в первой 50000,0 1000,0 1000,0 АО "Кавказкурорт- зоне санитарной охраны минеральных вод проект", АО "Кавмин- городов-курортов КМВ, и из зон развития опасных курортстрой" геологических процессов (2000 семей), 1995-2000 годы 2.3. Разработка и внедрение экологически чистых и безот- 260,0 100,0 90,0 Минздрав России, ходных технологий, 1994-1996 годы Госкомпром России, Минтранс России 2.4. Комплексная оценка радиационно-экологической обста- 24,0 12,0 12,0 ГГП "Севкавгеоло- новки в регионе КМВ с разработкой мер по ее полной гия", ГГП нормализации, 1994-1995 годы "Кольцовгеология" 2.5. Разработка проекта санитарной очистки 37,0 20,0 17,0 ГГП "Кольцовгеоло- пос.Железноводский от природно-техногенных источников гия", ПО "Алмаз" радиоактивного загрязнения с МЭД до 1500 мкр/час, 1994-1995 годы 2.6. Разработка программы по развитию социальной сферы 6,0 6,0 - Ставропольский мед- работников сельского хозяйства, 1994 год институт 2.7. Строительство учреждений здравоохранения, 1994- 3242,6 1500,0 600,0 АО "Кавказкурорт- 1997 годы проект", АО "Кав- минкурортстрой" 2.8. Разработка и внедрение экологических основ сельско- 20,0 10,0 10,0 Ставропольский ЦСЭН хозяйственного производства в пределах региона и Кавминводский ЦСЭН мероприятий по обеспечению курортов КМВ экологи- чески чистой сельхозпродукцией, 1994-1995 годы 2.9. Развитие сельскохозяйственного производства, исполь- 144289 8914,7 25000 Минсельхоз России зование земель и осуществление природоохранных 60,9 10 мероприятий на территории округа санитарной охраны млн. млн. КМВ, 1994-1997 годы долл. долл. США США 2.10. Аэропалинологические наблюдения для прогноза аллер- 12,0 6,0 6,0 Кавминводский гических заболеваний, вызываемых воздействием пыльцы ЦСЭН, БИН РАН и спор растений, 1994-1995 годы 2.11. Реконструкция и благоустройство зон отдыха городов- 1200,0 - 100,0 АО "Кавказкурорт- курортов, 1995-2000 годы проект" (на кон- курсной основе) 2.12. Создание спортивных центров (Терский конезавод, Пяти- 1600,0 - 300,0 На конкурсной основе горский ипподром), строительство новых малых спортивных арен и развитие действующих спорт- комплексов, 1995-2000 годы 2.13. Организация детского познавательно-развлекатель- 1500,0 - 100,0 АО "Кавказкурорт- ного парка в регионе КМВ, 1995-2000 годы проект" (на кон- курсной основе) 2.14. Завершение строительства Малкинского гравийно- 900,0 900,0 - АО "Севкавгидро- песчаного карьера энергострой" Общая стоимость работ по разделу 2 составляет - 215187,6 млн. рублей и 60,9 млн. долларов США, в том числе: 1994 год - 13465,7 млн. рублей 1995 год - 28135,0 млн. рублей и 10 млн. долларов США. Раздел 3. Рациональное использование природных лечебных факторов и развитие курортно-рекреационного комплекса Основное функциональное назначение территории Кавказских Минеральных Вод - лечебно-оздоровительное и рекреационное. Вместимость санаториев, пансионатов и курортных гостиниц составляет около 50 тыс. мест, около 15 тыс. курсовочников проживают в жилом фонде. Кроме того, в туристических гостиницах и комплексах постоянно отдыхают около 3 тыс. человек, около 5000 тыс. человек в год отдыхает неорганизованно. Сложившийся курортно-рекреационный комплекс в регионе КМВ в значительной степени гипертрофирован. Реальные запасы незагрязненных минеральных вод полностью используются существующей курортной базой. Под влиянием антропогенных нагрузок рекреационный потенциал природных факторов снижается. Государственный лесной фонд в районе КМВ составляет 54568 га (5% от общей территории) и относится к лесам 1 категории. Растительный покров богат по флористическому составу, сообществами растений, наличию редких, исчезающих видов растений. Лесные насаждения играют важную роль в оздоровлении воздушной среды курортов, используются в ландшафтной архитектуре, а в сочетании с кустарниковой и травянистой растительностью создают условия для естественной аэрофитотерапии и ландшафтотерапии. Такое сочетание названных факторов создает широкие возможности для курортно-рекреационного развития при условии рационального использования и охраны природного и культурного наследия региона КМВ. В целях переориентации региона КМВ на приоритетное курортно-рекреационное развитие необходимо предусмотреть следующие мероприятия: +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | |Общая стоимость в це-| | | | |нах на 01.01.93 г., | | | N | Наименование мероприятия, сроки выполнения |млн. рублей | Исполнитель | | | +---------------------| | |п/п | | |за |за | | | | |всего |1994 |1995 | | | | | |год |год | | +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 3.1. Разработка методов утилизации и изготовления 50,0 10,0 10,0 ПГНИИК Минздрава лечебных препаратов из отработанных и некондиционных России, ПФИ, минеральных вод и лечебных грязей региона КМВ, АО "Нуклон", 1994-1998 годы АО "Биотех" 3.2. Разработка безотходных технологий использования 47,0 20,0 15,0 ПГНИИК Минздрава (добычи, транспортировки, регенерации, хранения, России, очистки) минеральных вод и лечебной грязи, БФО, АО "Нуклон" 1994-1996 годы 3.3. Обоснование рационального использования лечебной 19,0 6,0 8,0 РЭО "Кавминкурорт- грязи озера Тамбукан на основе изучения его ресурсы" водно-солевых балансов, 1994-1996 годы 3.4. Проведение ревизионной и прогнозной оценки природных 30,0 8,0 8,0 ПГНИИК Минздрава лечебных факторов региона КМВ, 1994-1996 годы России, ГГП "Севкавгеология" ИВП, ВСЕГИНГЕО 3.5. Разработка проекта рекультивации хвостохранилища 30,0 15,0 15,0 ЛПО "Алмаз" радиоактивных отходов и шахтных отвалов ЛПО "Алмаз", 1994-1995 годы 3.6. Проектирование и строительство радиоэманатория 5000,0 - 75,0 Иностранный ин- в горных выработках горы Бештау, 1995-1997 годы вестор на конкурс- ной основе 3.7. Переоценка ранее утвержденных запасов минеральных 250,0 - 20,0 Минздрав России, вод месторождений региона КМВ и разработка новых Роскомнедра, технологических схем их эксплуатации, Минприроды России 1995-2000 годы 3.8. Бурение резервных эксплуатационных и наблюдательных 150,0 50,0 50,0 РЭО "Кавминкурорт- скважин на Железноводском месторождении минеральных ресурсы" вод, 1994-1996 годы 3.9. Контрольно-ревизионное обследование объектов хозяй- 3,0 2,0 1,0 ГГП "Севкавгеоло- ственно-питьевого водоснабжения, 1994-1995 годы гия" 3.10. Строительство общегородских климатолечебниц в 180,0 - 60,0 АО "Кавминкурорт- городах-курортах КМВ, 1995-1997 годы строй" 3.11. Реконструкция бальнеотехнического хозяйства 1700,0 713,0 210,0 БФО курортов, АО городов-курортов КМВ, 1994-1998 годы "Кавминкурортстрой", РЭО "Кавминкурорт- ресурсы" 3.12. Разработка концепции развития курортной индустрии, 45,0 25,0 20,0 ЦЭЭИ Минприроды 1994-1995 годы России, НКП "Пульс Лтд." 3.13. Разработка мероприятий по развитию туризма (в том 10,0 5,0 5,0 ЦЭЭИ Минприроды числе иностранного) в регионе КМВ, 1994-1995 годы России, НКП "Пульс Лтд.", АО "Кавказ- курортпроект" 3.14. Благоустройство федеральных курортных парков, 1200,0 667,0 90,0 Комбинаты зеленого восстановление парка "Цветник" в г. Пятигорске, хозяйства и благо- 1994-2000 годы устройства курортного региона КМВ 3.15. Проектирование и создание курортных и лечебно- 3035,0 - - АО "Кавказкурорт- оздоровительных зон на перспективных участках проект", на региона КМВ, 1996-2000 годы конкурсной основе 3.16. Проектирование курортного комплекса на 1000 мест 25,0 15,0 10,0 АО "Кавказкурорт- на базе Нагутского месторождения минеральных вод проект" в Минераловодском районе Ставропольского края, 1994-1995 годы. Строительство за счет спонсоров на конкурсной основе. 3.17. Реализация программы коммерциализации рекреацион- 30000,0 - - Инвестиции на ной деятельности и индустрии туризма, 1995-2010 годы конкурсной основе Общая стоимость работ по разделу 3 составляет - 41732,0 млн. рублей, в том числе: 1994 год - 1536,0 млн. рублей 1995 год - 577,0 млн. рублей Раздел 4. Организация комплексного мониторинга за состоянием природной среды в регионе Кавказских Минеральных Вод. В связи с приоритетным развитием курортного потенциала территории усиливается роль экологических факторов. Их влияние определяется, с одной стороны, возрастанием антропогенных нагрузок, способных вызвать деградацию природной среды или ее отдельных компонентов на значительных территориях, а также масштабные и необратимые нарушения экологического равновесия, которые приводят к долговременным народно-хозяйственным потерям. С другой стороны, возрастет роль социальной значимости экологических факторов. С учетом названных тенденций развития региона предлагается организация на территории КМВ комплексного мониторинга, основными задачами которого являются наблюдение и оценка состояния природной среды под влиянием антропогенных воздействий с последующим прогнозированием ситуации и принятием оперативных решений в управлении хозяйственной деятельностью региона. +---------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | |Общая стоимость в це-| | | | |нах на 01.01.93 г., | | | N | Наименование мероприятия, сроки выполнения |млн. рублей | Исполнитель | | | +---------------------| | |п/п | | |за |за | | | | |всего |1994 |1995 | | | | | |год |год | | +---------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Создание службы мониторинга: 4.1. Атмосфера - наблюдения за состоянием приземного слоя, 108,2 18,2 15,0 ПГНИИК Минздрава ионосферы, вариацией земных токов, циркуляций воздуш- России, Ассоциация ных масс, содержанием озона в приземном слое, загряз- "Солнце-Земля- ненностью воздушного бассейна компонентами естествен- Человек", ИФА РАН, ного и антропогенного происхождения, 1994-2000 годы. ГГП "Кольцовгеоло- Солнечная активность - исследования общего магнитного гия", ГАСГАО РАН, поля Солнца и различных солнечных структур в широком ИЗМИ РАН диапазоне электромагнитного излучения, 1994-2000 годы 4.2. Локальный мониторинг радиационного режима, магнитных 55,9 8,0 8,0 Ассоциация "Солнце- бурь, атмосферного электричества и основных примесей Земля-Человек" в атмосфере г. Кисловодска, 1994-2000 годы 4.3. Организация мониторинга на подземные пресные и мине- 5600,0 227,0 215,0 Роскомнедра, ральные воды, лечебные грязи; создание региональной Минздрав России, наблюдательной сети; оборудование скважин высоко- Минприроды России, чувствительными приборами и автоматической аппара- ИВП РАН турой; режимные наблюдения за расходом, уровнями (напорами) и температурой минеральных вод, содержа- нием в них целебных компонентов (углекислоты, сероводорода, радона), газовым фактором; исследова- ния загрязненности пресных и минеральных вод оста- точными продуктами ядохимикатов, фенолами и нефте- продуктами, тяжелыми металлами, соединениями азота и другими токсичными веществами; изотопные иссле- дования для оценки формирования ресурсов минеральных вод и степени их защищенности от загрязнения. Разработка программного обеспечения, 1994-2000 годы 4.4. Почва. Оценка почвенного потенциала региона КМВ в 92,0 30,0 10,0 ГНПП "Терра", целях рационального использования и редуцирования ГГП "Кольцовгео- земельных угодий. Проведение исследований загряз- логия", ПГНИИК ненности пестицидами и тяжелыми металлами и изуче- Минздрава России ние процессов их миграции, организация наблюда- тельной сети, 1994-2000 годы 4.5. Растительность. Организация и ведение мониторинга 100,0 16,0 15,0 ЭБС, БИН РАН растительного покрова на основе изучения состава и состояния флоры и ее генофондов в регионе КМВ, 1994-2000 годы 4.6. Создание наблюдательной сети и ведение радиацион- 94,8 18,8 12,8 ГГП "Кольцовгео- ного мониторинга участков радиологических кризис- логия", ПГНИИК ных ситуаций, 1994-2000 годы Минздрава России 4.7. Организация экологического мониторинга на 200,0 - 200,0 НИИАТ транспорте, 1995 год 4.8. Контрольно-ревизионное обследование объектов раз- 160,0 50,0 50,0 ГГП "Севкавгео- работки минеральных вод и лечебных грязей с логия", СКГЭ "Леч- оценкой технического состояния наблюдательных минресурсы" скважин, 1994-1996 годы 4.9. Экологическая паспортизация городов и населенных 32,9 9,0 13,0 ГГП "Севкавгеология" пунктов КМВ и экспертиза экологических паспортов промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, 1994-1996 годы 4.10. Разработка методики реализации геоэкологических 4,0 2,0 2,0 ГГП "Севкавгеология" аспектов экологической паспортизации хозяйственных объектов региона КМВ, 1994-1995 годы 4.11. Контрольно-ревизионное обследование и прогнозная 50,0 17,5 13,0 ГГП "Севкавгеология" оценка опасных геологических процессов, устойчивости искусственных откосов и бортов карьеров, 1994-1996 годы 4.12. Оценка степени опасности загрязнения токсикантами 6,0 3,0 3,0 ГГП "Кольцовгеоло- особо охраняемых территорий региона КМВ, 1994-1995 годы гия" 4.13. Разработка концепции создания информационной 30,0 15,0 15,0 ЦЭЭИ Минприроды Рос- системы, отражающей состояние и динамику природных сии, Фирма "ЛАЗМА условий, характера эксплуатации и ее последствий, Лтд.", НКП "Пульс 1994-1995 годы Лтд." 4.14. Составление карты оценки современного состояния 16,0 16,0 - ГНПП "Терра", природных комплексов как исходного материала для ПГНИИК Минздрава последующего мониторинга, 1994 год России, ГГП "Севкавгеология", ПОГО РАН 4.15. Внедрение лазерной системы "Лидар" в работы по изу- 20,0 7,0 13,0 ИФА РАН чению и контролю за атмосферой в г. Кисловодске, 1994-1995 годы Общая стоимость работ по разделу 4 составляет - 6569,8 млн. рублей, в том числе: 1994 год - 437,5 млн. рублей 1995 год - 583,8 млн. рублей. Раздел 5. Разработка новых эффективных и научно обоснованных методов курортного лечения, реабилитации и профилактики заболеваний с использованием курортно-рекреационного потенциала Кавказских Минеральных Вод Многообразие природных лечебных факторов ставит в число актуальных проблем разработку новых методов курортного лечения и повышения эффективности использования природных лечебных факторов. В условиях рыночной экономики ранее существовавшая система оздоровления человека пришла в противоречие с новыми подходами к стоимостной оценке эффективности курортного лечения. Требуется координальная перестройка этой системы, разработка взаимосвязанного процесса сохранения здоровья населения. Курортные факторы КМВ занимают приоритетное значение при профилактике и реабилитации больных. По данной проблеме планируется проведение следующих мероприятий: +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | |Общая стоимость в це-| | | | |нах на 01.01.93 г., | | | N | Наименование мероприятия, сроки выполнения |млн. рублей | Исполнитель | | | +---------------------| | |п/п | | |за |за | | | | |всего |1994 |1995 | | | | | |год |год | | +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 5.1. Разработка лекарственных средств из природных лечебных 54,1 17,0 22,0 ПФИ, ПГНИИК ресурсов (минеральных вод, грязей, глин, растений) и Минздрава России методов их использования в курортно-рекреационной практике, 1994-1996 годы 5.2. Разработка методов коррекции влияния метеотропных 12,0 4,0 4,0 Ассоциация факторов и организация службы гелиометеопрофилактики "Солнце-Земля- на курортах КМВ, 1994-1996 годы Человек" 5.3. Разработка методов аэрофитоионопрофилактики и 30,0 10,0 10,0 ПФИ, ТО "Альтаир внедрения их в практику лечебно-оздоровительных Кавказ", ПОГО РАН учреждений региона КМВ, 1994-1996 годы 5.4. Использование фитонцидных свойств растительных 21,0 7,7 7,0 Кисловодская горно- ассоциаций парков в курортно-рекреационной практике лесная лаборатория, региона КМВ, 1994-1996 годы ПОГО РАН 5.5. Поиск новых подходов интенсификации использования 110,0 21,0 26,0 ПГНИИК Минздрава нативных и преформированных препаратов пелоидов, России минеральных вод для профилактики и медицинской реабилитации больных различных возрастных групп с распространенными заболеваниями, 1994-1999 годы 5.6. Разработка системы поэтапного оздоровления отдельных 10,0 5,0 5,0 ПГНИИК Минздрава групп населения России на основе государственных России и социальных заказов с соответствующей профилизацией коечного фонда курортов КМВ, 1994-1995 годы 5.7. Разработка методик пластической и косметической 50,0 20,0 10,0 Фирма "ЛАЗМА Лтд." хирургии с последующей реабилитацией больных бальнеофакторами, 1994-1997 годы 5.8. Подготовка программы по совершенствованию структуры 20,0 20,0 - СГМИ, ПГНИИК управления санаторно-курортными и оздоровительными Минздрава России учреждениями, медико-социальной реабилитации больных с хроническими инфекционными и неинфекционными заболеваниями на моделях превентологических и реабили- тационных центров особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, 1994 год 5.9. Создание превентологических и реабилитационных цент- 3500,0 1250,0 950,0 Администрация КМВ, ров, университета квалификации для подготовки врачей- ООЭКР, СГМИ, ПГНИИК превентологов, реабилитологов с международной серти- Минздрава России, фикацией, 1994-2000 годы СГПТИ, ПФИ, ПГПИИЯ 5.10. Составление учебных программ для подготовки врачей- 3,0 3,0 - СГМИ, СГПТИ, ПГНИИК превентологов, реабилитологов, семейных врачей, Минздрава России, 1994 год ПФИ, ПГПИИЯ 5.11. Разработка технологий экологически чистых видов 20,0 6,0 8,0 СГПТИ продуктов питания (в том числе питьевых и пищевых добавок) с использованием местных природных ресурсов КМВ, 1994-1996 годы 5.12. Изучение влияния и поиск эффективных методов повы- 5,0 5,0 - ПГНИИК Минздрава шения резистентности лиц, подвергшихся действию России повышенной радиации, 1994-1996 годы 5.13. Разработка программ оздоровительного туризма с 5,0 5,0 - Сочинский НИЦ РАН использованием бальнеологической базы и рекреационных комплексов Кавказских Минеральных Вод, 1994 год Общая стоимость работ по разделу 5 составляет - 3840,1 млн. рублей, в том числе: 1994 год - 1373,7 млн. рублей 1995 год - 1042,0 млн. рублей. Раздел 6. Охрана природного и историко-культурного наследия региона Кавказских Минеральных Вод Природные лечебные факторы региона КМВ являются национальным природным наследием народов Российской Федерации. В целях развития КМВ как целостного особо охраняемого эколого-курортного региона возникает необходимость создания сети особо охраняемых территорий, которые выполняли бы оздоровительные, рекреационные, экологические, культурно-просветительные функции. К природному наследию региона КМВ следует отнести интрузивные образования - 16 гор-лакколитов, курортные парки с редкой ландшафтной архитектурой, альпийские луга, редкие виды растений, геологические объекты. Регион богат историко-культурными памятниками. В целях сохранения природного и историко-культурного наследия планируется проведение следующих мероприятий. +---------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | | Общая стоимость в це-| | | | | нах на 01.01.93 г., | | | N | Наименование мероприятия, сроки выполнения | млн. рублей | Исполнитель | | | +----------------------| | |п/п | | |за |за | | | | | всего |1994 |1995 | | | | | |год |год | | +---------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 6.1. Комплексное обследование состояния гор-лакколитов и 118,0 28,0 40,0 ПОГО РАН, Региональ- других ландшафтов, объектов историко-культурного ный комитет по сох- наследия; создание сети особо охраняемых территорий ранению историко- (геологических, биологических, зоологических, культурного насле- историко-культурных заказников, заповедников дия, ГГП "Севкав- природы), 1994-1996 годы геология", БИН РАН, ГНПП "Терра" 6.2. Систематизация историко-культурного наследия региона 40,0 25,0 7,0 Региональный комитет КМВ с построением карт природных комплексов, истори- по сохранению исто- ческих и др. достопримечательностей, масштаба рического и культур- 1:250000, 1994-1995 годы ного наследия, ПОГО РАН 6.3. Восстановление и реставрация мемориальных домов, 50000,0 530,0 - Региональный комитет музеев, санаторных комплексов, являющихся по сохранению исто- архитектурными памятниками национальной культуры, рического и культур- 1994-2000 годы ного наследия 6.4. Оценка экологического состояния с проведением 74,0 44,0 30,0 АО "Севкавгипро- аэрофотосъемки и разработка схемы защиты водных водхоз", ГГП ресурсов бассейна р. Подкумок, 1994-1995 годы "Севгеология" 6.5. Реконструкция водоохранных полос малых рек, суще- 680,0 100,0 100,0 Ставропольское уп- ствующих лесозащитных и лесопарковых насаждений, равление лесами, в том числе зон санитарной охраны минеральных лесхозы КМВ, АО источников, противоэрозионные насаждения, "Севкавгипроводхоз" 1994-2000 годы 6.6. Разработка проекта и создание фитоэкологического 15,6 5,6 5,0 Пятигорский отдел питомника для сохранения и воспроизводства ценных, ГО, секция "Фито- редких растений, занесенных в Красную книгу России, экология" 1994-1996 годы 6.7. Создание Пятигорского ботанического сада общей 47,0 10,0 17,0 БИН РАН площадью 112 га (составление проекта ботанического сада, 1993 год), 1994-1996 годы 6.8. Разработка и издание экологического атласа региона 2000,0 40,0 40,0 БИН РАН, Зоологиче- КМВ (с периодическим выпуском томов, в том числе ский институт РАН, каталога редких представителей флоры и фауны ("Крас- ПОГО РАН, ГГП "Сев- ная книга"), атласа растительных сообществ, фауны, кавгеология", ЭС геологической, почвенной, агроклиматической, климато- "Мониторинг" ландшафтной, курортных комплексов, экогеохимической, антропогенных нагрузок и других карт, пояснительных записок), 1994-2000 годы 6.9. Организация экологического обучения руководителей 2,0 1,0 1,0 ЦЭИ, НИИАТ учреждений в регионе КМВ, 1994-1995 годы Общая стоимость работ по разделу 6 составляет - 51176,6 млн. рублей, в том числе: 1994 год - 793,6 млн. рублей 1995 год - 240,0 млн. рублей. Раздел 7. Структурная перестройка хозяйственного комплекса (в том числе курортно-рекреационного, промышленного, сельскохозяйственного, хозяйственного, транспортного и т. п.) Кавказские Минеральные Воды представляют собой единое экономико-рекреационное территориальное образование, в рамках которого существующие и приращиваемые производственные мощности должны быть рассчитаны на обслуживание городов-курортов и всего населения, проживающего в регионе. Между тем, исторически каждый из городов развивался обособленно, что привело к развитию в каждом из них промышленных предприятий, нередко не связанных с курортным обслуживанием. В этой связи в Программе разработан вариант рационального размещения производства, мощности которого были бы расчитаны на города региона КМВ. 7.1. Промышленность. Продолжающееся в настоящее время ускоренное развитие промышленности, не связанной в основном с обслуживанием курортного хозяйства региона КМВ, противоречит градостроительному режиму курортов и ухудшает их санитарное состояние, нарушает в ряде случаев уникальные природные ландшафты, создавая угрозу для дальнейшего загрязнения воздушного и водного бассейнов, ценнейших запасов лечебных минеральных вод и грязей. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: предприятия агропрома; промышленные предприятия; автотранспортные предприятия; предприятия стройиндустрии; предприятия местной химической промышленности; котельные, энергокомплексы и др. Для достижения требуемого экологического состояния территории КМВ необходимо: +---------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | | Общая стоимость в це-| | | | | нах на 01.01.93 г., | | | N | Наименование мероприятия, сроки выполнения | млн. рублей | Исполнитель | | | +----------------------| | |п/п | | |за |за | | | | | всего |1994 |1995 | | | | | |год |год | | +---------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 7.1.1. Прекращение функционирования и вынос за пределы 2500,0 - 500,0 Министерства и зоны санитарной охраны промышленных объектов ведомства России и предприятий, не связанных с основными целе- выми функциями курортного района и являющихся источниками существенного загрязнения и нару- шения природной среды, 1995-2000 годы 7.1.2. Проведение инвентаризации производственных мощ- 50,0 - 20,0 Министерства и ностей с целью обоснования их рационального раз- ведомства России мещения, 1994-1996 годы 7.1.3. Разработка новых приборов, медицинской техники 25,0 10 15 Завод "Импульс" для природоохранных целей в особо охраняемом эколого-курортном регионе КМВ, 1994-1995 годы 7.1.4. Перепрофилирование заводов и предприятий с целью 5000,0 - 1000,0 Министерства и внедрения новых безотходных, экологически чистых ведомства России технологий, 1994-2000 годы 7.2. Энергетика. 7.2.1. Перевод теплопотребителей селитебных и санаторно- - - - АО "Южэнерго", АО курортных зон городов-курортов на электроснабжение, "Ставропольэнерго" 2000-2010 годы 7.2.2. Внедрение нетрадиционных (безтопливных) источников - - - Минтопэнерго России тепловой энергии, 2000-2010 годы 7.3. Транспорт А. Железнодорожный транспорт 7.3.1. Разработка ТЭО по организации моторовагонного 10,0 10,0 - АО "Трансэлектро- движения на участке железнодорожной ветки аэропорт проект" г. Москва Минеральные Воды - Кисловодск, 1994 год 7.3.2. Перевод электрифицированного участка Минераль- 17000,0 - 450,0 Минераловодское ные Воды - Кисловодск СКЖД с постоянного отделение СКЖД на переменный ток, 1995-1999 годы 7.3.3. Строительство и электрификация железнодорожного 9000,0 - - -"- участка Минеральные Воды - Аэропорт, 1996-2000 годы 7.3.4. Строительство железнодорожного путепровода по 150,0 50,0 100,0 МПОКХ ул. Буачидзе-Володарского г. Ессентуки, местный г. Ессентуки 1994-1996 годы бюджет 7.3.5. Реконструкция железнодорожного вокзала в 400,0 - - Минераловодское г.Ессентуки, 1996-1998 годы отделение СКЖД 7.3.6. Замена парка устаревших пассажирских вагонов 19000,0 4843,0 5000,0 Минераловодское на технически более совершенные (приобретение отделение СКЖД 17 электропоездов), 1994-1997 годы Б. Автомобильный транспорт 7.3.7. Проектирование и строительство обводной 5550,0 1850,0 1850,0 АО "Севкававтодор" автодороги Ростов - Баку от пос. Инозем- феде- цево, 1994-2000 годы ральный дорож. фонд 7.3.8. Строительство автодороги I категории Белый 3735,0 1800,0 АО "Севкававтодор" Уголь - Кисловодск, 1995-1997 годы терри- тори- альный дорож. фонд 7.3.9. Ремонт автоподъездов к городам КМВ, покрытие 3050,0 1000,0 700,0 АО "Севкававтодор" асфальто-бетонной смесью феде- ральный дорож. фонд В. Воздушный транспорт. 7.3.10 Разработка ТЭО на развитие аэропорта Минеральные 60,0 60,0 - ГПИ "Аэропроект", Воды, 1994 год г. Москва 7.3.11 Строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-2) 8100,0 - 2500,0 ПОГА г. Минеральные размером 3900*60 м (234 тыс. кв. м) с оснащением Воды необходимыми радио- и светотехническими средствами, 1995-1997 годы 7.3.12 Реконструкция существующей ВПП-1 (234 тыс. кв. м), 1870,0 - - Аэропорт Минеральные 1997-1998 годы Воды 7.3.13 Замена и модернизация оборудования автоматической 31,0 31,0 -"- системы управления воздушным движением "Теркас", млн. млн. 1995-1996 годы дол- дол- ларов ларов США США 7.3.14 Строительство зданий и сооружений обслуживания 2270,0 - - -"- перевозок (I очередь), 1996-1998 годы 7.3.15 Строительство зданий и сооружений для технического 3260,0 - - -"- обслуживания самолетов, 1997-2000 годы 7.3.16 Очистка ливневых и технологических стоков аэро- 1500,0 - - -"- порта, 1997-1999 годы Г. Реконструкция завода N 411-ГА г. Минеральные Воды 7.3.17 Разработка ТЭО, рабочей документации на реконструк- 126,0 126,0 - ГПИ "Аэропроект" цию и расширение завода N 411-ГА, 1994 год льгот- ный кредит 7.3.18 Расширение предангарной площадки (ЛИС), 312,0 184,0 128,0 АО "Владикавказ- 1994-1995 годы трансстрой" 7.3.19 Изготовление и монтаж доков ремонта и диагностики 184,0 30,0 70,0 Завод N 411-ГА самолетов Ту-204, 1994-1995 годы сред- ства пред- приятия 7.3.20 Реконструкция и строительство вспомогательных 2126,4 АО "Владикавказ- зданий и сооружений, 1996-2000 годы трансстрой" 7.3.21 Приобретение, изготовление, монтаж стендового 5121,3 1657,0 1300,0 АО "Авиастар" оборудования оснастки, КПА для ремонта самолета льгот- АНТК Ту-204, 1994-1998 годы ный им. Туполева кредит г. Москва 7.3.22 Строительство ангара на 2 место-самолета Ту-204, 925,0 - 400,0 АО "Владикавказ- 1995-1997 годы трансстрой" 7.3.23 Строительство объектов соцкультбыта, 1996-1998 годы 500,0 АО "Владикавказ- трансстрой" Д. Горэлектротранспорт в г. Пятигорске 7.3.24 Строительство трамвайной линии в микрорайон 774,0 400,0 374,0 АО "Пятигорсктранс- "Бештау", г. Пятигорск, 1994-1995 годы строй" 7.3.25 Реконструкция трамвайного депо "Скачки" (колея 2030,0 430,0 800,0 АО "Пятигорсктранс- 1000 мм) на 100 единиц, 1994-1996 годы строй" 7.3.26 Приобретение трамвайных вагонов производства 19,8 - 7,7 Минтранса России Республики Чехия 70 единиц, 1995-1997 годы млн. млн. дол- дол- ларов ларов США США 7.3.27 Реконструкция старых трамвайных линий и тяговой 1280,0 140,0 600,0 Трамвайное управ- подстанции N 7, 1997 год ление г. Пятигорска 7.4. Водоснабжение и водоотведение. А. Водоснабжение 7.4.1. Расширение Эшкаконских очистных сооружений 645,0 200,0 200,0 АО "Севкавгидро- до 100 тыс. куб.м/сут., 1994-1996 годы энергострой" 7.4.2. Районный водопровод для снабжения городов КМВ 250,0 250,0 - АО "Кавминкурорт- (3 очередь Кубанских очистных сооружений). Окончание - строй" 1994 год 7.4.3. Строительство 4 нитки Кубанского водовода диаметром 3500,0 1400,0 1200,0 АО "Кавминкурорт- 1400 мм от очистных сооружений до ГНС протяжен- строй" ностью 40 км, 1994-1996 годы 7.4.4. Групповой водопровод Малкинского месторождения, 650,0 650,0 - АО "Кавминстрой" 1 очередь (окончание), 1994 год 7.4.5. Увеличение объема подачи воды по существующим сетям 3930,0 870,0 800,0 АО "Кавминстрой" Малкинского водовода до 217 тыс.куб.м/сутки за счет водозаборных сооружений первого подъема, 1994-1998 годы 7.4.6. Подача кубанской воды от ГНС до г. Кисловодска со 160,0 - 80,0 АО "Кавминкурор- строительством 2 насосных станций (30 км), тстрой" 1995-1996 годы Б. Водоотведение. 7.4.7. Реконструкция и расширение очистных сооружений 100,0 100,0 - -"- канализации с доочисткой г. Минеральные Воды, 1994 год 7.4.8. Реконструкция очистных сооружений г. Пятигорска 481,0 - - -"- с цехом доочистки сточных вод (110 тыс. куб. м/сутки), 1996 год 7.4.9. Строительство 2 очереди Кавминводских объединенных 2400,0 - 700,0 -"- очистных сооружений канализации городов КМВ (100 тыс. куб.м/сутки), 1995-1997 годы 7.4.10 Строительство коллектора сточных вод от г. Кисловодска 5100,0 - 800,0 -"- до Кавминводских объединенных очистных сооружений канализации (50 км), 1995-2000 годы 7.4.11 Строительство главного канализационного коллектора 4500,0 - 1400,0 АО "Спецподземстрой" диам.800 мм по проспекту Победы г. Кисловодска (45 км), 1995-1997 годы 7.4.12 Строительство канализационного коллектора от 1050,0 - 325,0 АО "Кавминкурорт- поселков: Индустрия и Нарзанный г. Кисловодска строй", ТОО (район индивидуальной застройки), 1995-1997 годы "Поиск" 7.4.13 Строительство внеплощадочных сетей к пос. Аликоновка 762,0 250,0 АО "Кавминкурорт- г. Кисловодска (район индивидуальной застройки), строй", ТОО 1995-1996 годы "Поиск" 7.4.14 Строительство и реконструкция сетей ливневой 5000,0 - - АО "Кавминкурорт- канализации и прудов-отстойников, 1996-2000 годы строй" 7.5. Инженерная защита территории от опасных геологи- ческих процессов в регионе КМВ, 1994-2000 годы 7.5.1. Разработка проектно-сметной документации по 404,6 5,0 5,0 СК ТИСиЗ инженерной защите территорий от оползней, мест- эрозии, паводков, 1994-2000 годы ный бюджет 7.5.2. Инженерная защита территорий от опасных 9595,4 400,0 400,0 СК ТИСиЗ геологических процессов, 1994-2000 годы феде- раль- ный бюджет 7.6. Развитие систем теплоснабжения городов и поселков региона КМВ 7.6.1. Строительство (окончание) котельной в г. Минераль- 453,0 453,0 - АО "Ставропольстрой" ные Воды, 1994 год 7.6.2. Строительство (окончание) котельной в г. Ессентуки, 220,0 220,0 - АО "Ставропольстрой" 1994 год 7.6.3. Строительство (окончание) котельной в г. Пятигорске, 162,0 162,0 - -"- 1994 год 7.6.4. Строительство котельной в г. Железноводске, 1994- 350,0 200,0 150,0 АО "Кавминкурорт- 1995 годы строй" 7.6.5. Строительство котельной в г. Кисловодске, 1994- 525,0 300,0 225,0 -"- 1995 годы 7.7. Санитарная очистка городов-курортов. 7.7.1. Разработка генеральной схемы сбора, транспорти- 30,0 30,0 - ПИ "Гипрокоммун- ровки и утилизации ТБО в городах Кавказских строй" Минеральных Вод, 1994 год 7.7.2. Строительство полигонов ТБО в городах Ессентуки, 1050,0 500,0 300,0 ГП "Газстрой" Пятигорске, 1994-1996 годы 7.7.3. Строительство перегрузочных станций в городах 1600,0 - 500,0 АО "Кавминстрой" Минеральные Воды, Кисловодск и Георгиевск, 1995-1997 годы 7.7.4. Рекультивация существующих свалок в городах 1500,0 - 700,0 ГП "Газстрой" Кавказских Минеральных Вод, 1995-1998 годы 7.7.5. Ликвидация неорганизованных свалок в регионе 600,0 - 150,0 МПОКХ городов- КМВ, 1995-2000 годы курортов 7.7.6. Строительство (окончание) базы САХ в г. Железно- 46,0 46,0 - АО "Кавминстрой" водске, 1994 год 7.7.7. Реконструкция базы САХ г. Кисловодска с участком 970,0 300,0 300,0 АО "Кавминстрой" по изготовлению контейнеров для сбора ТБО, 1994-1996 годы 7.7.8. Строительство баз САХ в городах: Пятигорске, 2350,0 - 400,0 АО "Кавминкурорт- Ессентуки, Георгиевске, Лермонтове, строй", 1995-2000 годы АО "Кавминстрой" 7.7.9. Строительство и реконструкция существующих 350,0 - 40,0 АО "Интер-ЭКО" мусоросборных площадок в городах КМВ, 1995-2000 годы 7.7.10 Реконструкция Пятигорского МСЗ по снижению 970,0 300,0 200,0 АО "Кавминкурорт- воздействия на окружающую среду, строй" 1993-1996 годы 7.7.11 Строительство полигона промышленных и токсичных 2100,0 - - АО "Кавминстрой" отходов для городов КМВ, 1996-1998 годы Общая стоимость работ по разделу 7 составляет - 147712,7 млн. рублей, кроме того 50,8 млн. долларов США, в том числе: в 1994 году - 18843,0 млн. рублей в 1995 году - 13992,0 млн. рублей, 38,7 млн. долларов США Раздел 8. Создание программно-технических комплексов. Создание принципиально новой эколого-курортной структуры на Кавказских Минеральных Водах, призванной преобразовать регион в международный курортный центр, требует применения мирового опыта в области информатики, вычислительной техники и связи. Серьезные трудности в получении оперативной и достоверной информации для своевременного принятия управленческих решений по вопросам развития региона, сдерживает процесс реформирования существующей инфраструктуры района КМВ. Прогрессивное развитие региона невозможно без надежной и оперативной связи, включая модемную, факсимильную и другие виды современной документальной передачи информации. Необходимо развивать связь по пути интеграции всех городов КМВ и рассматривать их как один город с точки зрения единого коммутационного пространства. Для успешного решения этих проблем необходимо: +---------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | | |Общая стоимость в це-| | | | |нах на 01.01.93 г., | | | N | Наименование мероприятия, сроки выполнения |млн. рублей | Исполнитель | | | +---------------------| | |п/п | | |за |за | | | | |всего |1994 |1995 | | | | | |год |год | | +---------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 8.1 Совершенствование и развитие в регионе первичной сети каналов связи. 8.1.1 Разработка концепции построения единого информационного 70,0 40,0 30,0 ЦНИИС, пространства городов КМВ. Проведение проектных работ по фирма "ЛАЗМА Лтд", развитию систем связи региона, 1994-1995 годы институт "Гипро- связь" 8.1.2 Разработка и создание в качестве фрагмента общенацио- 265,0 40,0 80,0 ЦНИИС, институт нальной системы передачи данных региональной сети до- "Гипросвязь", кументальной связи, обеспечивающей обмен информацией АО "Роспак", внутри региона КМВ с другими регионами России и зару- АО "РТС", бежными государствами, 1994-1999 годы МП "АСВТ" 8.1.3 Реконструкция сетей и объектов электросвязи в регионе 18000,0 2500,0 7500,0 ГПСИ "Россвязьин- КМВ с использованием современной коммутационной тех- форм" Ставрополь- ники и систем передачи, 1994-1998 годы ского края 8.1.4 Завершение строительства электронной АМТС в г. Пяти- 2000,0 1000,0 2000,0 АО "Кавминстрой" горске, 1994-1995 годы 8.1.5 Организация выхода цифровых сетей связи региона КМВ на 1250,0 300,0 600,0 АО "Ростелеком", международные сети электросвязи через электронные ГПСИ "Россвязьин- коммутационные станции сетей связи общего пользования, форм" 1994-1997 годы 8.1.6 Начало развертывания центра коммуникаций мобильной 160,0 110,0 50,0 ГПСИ "Россвязьин- связи и базовых станций для надежного функционирования форм" абонентов в подвижной сотовой связи, 1994-1995 годы 8.1.7 Получение международных каналов связи посредством 275,0 147,0 128,0 АО РМАСТ приобретения малоканальных космических станций связи или вхождение в одну из разворачиваемых программ по внедрению космической связи в России 8.2 Создание информационно-вычислительной системы региона КМВ, совместимой с зарубежными системами, а также регионами России. 8.2.1 Создание концепции информатизации административно- 105,0 22,0 83,0 АО РМАСТ, управленческой деятельности, включающей на основе ло- Роскоминформ кальных компьютерных сетей четырех уровней: учрежден- ческий, городской, региональный и государствен- ный, 1995-1996 годы 8.2.2 Создание информационных баз данных: 670,0 420,0 200,0 Роскоминформ, по показателям здоровья населения, заболеваемости, ПГНИИК Минздрава негативным показателям факторов окружающей среды России, СЭС, региона КМВ, 1994-1998 годы; РЭУ "Кавмин- заполняемости здравниц, эффективности лечения по на- курортресурсы", Фир- зологическим единицам 1994-1995 годы; ма "ЛАЗМА Лтд.", о природных лечебных ресурсах, действующих и перспек- Кавминводская ЦСЭН, тивных лечебных местностей (климатические данные, НПО "Гарант", фирма минеральные воды, лечебные грязи, фиторесурсы), "Альта", информаци- 1994-1996 годы; онные службы: МПСЧ, создание региональных информационных и телекоммуника- АО "Ространс", ционных систем, 1994-2000 годы; УВД КМВ об антропогенных нагрузках на природные ресурсы, 1995-1998 годы; о комплексном мониторинге, 1996-1999 годы; о бальнеологическом потенциале КМВ (наличии в здравницах свободных мест, сведений о возможных услугах и лечебном профиле санатория, баз отдыха, местах их расположения, стоимости путевок и т. д.), 1994-1995 годы; о новейших достижениях в области бальнеолечения, курортологии и физиотерапии, а также применяемых на практике эффективных методик лечения, 1994-1995 годы; о предприятиях, фирмах, СП и т. п. на основе стандар- тов ЕДЙФАСТ с целью реализации их продукции и услуг как в России, регионе, так и за рубежом, 1994-1996 го ды; для региональной справочной службы по вопросам предо- ставляемых в регионе сервисных услуг, 1994-1996 годы; по вопросам создания и развития свободных экономичес- ких зон и вопросам таможенного регулирования, 1995-1997 годы; по вопросам законодательства в сферах предпринима- тельства и налоговой политики, 1994-1996 годы 8.2.3 Создание комплексной программы моделирования и принятия 51,0 - - Ассоциация привати- управленческих решений, информационной программно- зированных и частных совместимой на местном, краевом и федеральном уровнях, предприятий 1996-2000 годы 8.2.4 Адаптация типовых проектов информационно-вычислительных 210,8 61,0 100,0 ФАИКПСБ РКЦ, Клирин- систем и информационных технологий к условиям региона: говая палата, фирма система проведения безналичных расчетов с помощью "ЛАЗМА Лтд." магнитных кредитных карточек; система локальной межбанковской сети для проведения взаиморасчетов; система хранения и быстрого поиска документов для организаций и учреждений управления, здравоохранения, отдыха, туризма и других; система абонентских пунктов телекоммуникационной сети для предоставления возможности обмена оперативной ин- формацией: администрации КМВ, деловым кругам, а также отдыхающим на курорте, туристам и пациентам лечебных учреждений. Общая стоимость работ по разделу 8 составляет - 24056,8 млн. рублей, в том числе: в 1994 г. - 464,0 млн. рублей в 1995 г. - 10771,0 млн. рублей. Для развития современной курортной индустрии в регионе КМВ, организации качественного сервисного обслуживания отдыхающих предполагается привлечение иностранных инвестиций под государственные гарантии. Иностранные инвестиции могут быть вложены в строительство и реконструкцию санаторно-курортных и туристических учреждений, отелей, гостиниц, ресторанов, различных культурных, научных центров и других объектов; создание новых видов услуг в банковской системе, в сфере наземного и воздушного транспорта, в развитии телекоммуникаций и связи, в развитие развлекательного и игорного бизнеса; в обеспечение рекламы. Организация международных кинофестивалей, выставок, научных симпозиумов и конференций способствовала бы привлечению дополнительных источников валюты в регионе. Для создания условий наибольшего благоприятствования иностранным инвесторам возникает необходимость разработки особой системы налогообложения и гарантий возврата вложенного капитала. Выполнение этих мероприятий позволит приблизить курортную индустрию региона к международному уровню, что обеспечит прибыльность функционирования курортов КМВ. V. ОБОСНОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ Финансовые и материальные затраты определяются реальными ценами, сложившимися к настоящему времени на производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также строительство. Реализация Федеральной программы требует больших капитальных вложений, привлечения высококвалифицированных специалистов из других районов Федерации, а также участия многих коллективов головных научно-исследовательских институтов, министерств и ведомств Российской Федерации, а также отраслевых академий России (медицинской, сельскохозяйственной, коммунального хозяйства и т. д.) и привлечения иностранных специалистов. Финансовые затраты на период реализации Программы из республиканского бюджета до 2000 года составляют 480,38 млрд. рублей в ценах на 1 января 1993 г. с последующей индексацией. VI. МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Государственный заказчик - администрация Кавказских Минеральных Вод - организует в установленном порядке конкурсный отбор исполнителей по каждому программному мероприятию и осуществляет распределение финансовых средств по ним путем заключения государственных контрактов. Администрация региона обеспечивает подготовку ежегодных бюджетных заявок на ассигнования, поставку товаров, оборудования и другой продукции, необходимых для реализации данной Федеральноой программ. VII. УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Контроль за реализацией Программы будут осуществлять администрация Кавказских Минеральных Вод и экспертный совет по плану мероприятий и срокам их выполнения. Управление планируется осуществлять путем создания Дирекции по реализации Федеральной программы. VIII. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В настоящее время, когда в центре всей государственной политики становится человек, его жизнь, здоровье, право на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, необходимо образование функциональных регионов, природная среда которых способствовала бы профилактике, лечению и реабилитации населения. Социальная значимость программы. При сложившейся тенденции повсеместного ухудшения экологической обстановки, когда рост масштабов загрязнения привел к усилению негативного влияния человека на природу как среду своего обитания и поставило под угрозу его жизнь и здоровье, интересы настоящих и будущих поколений, курорты Кавказских Минеральных Вод могли бы в силу своих уникальных природных лечебных факторов обеспечить систему оздоровления населения России и других стран. Экономическая эффективность. По результатам научных исследований (Пятигорский государственный НИИ курортологии) установлено, что в послекурортном периоде у больных отчетливо прослеживается медико-социальный и экономический эффект: сокращается число больных, пользующихся освобождением от работы, - в 1,8-2,6 раза; количество дней временной нетрудоспособности - в 2,3-3,0 раза; потребность в госпитализации - в 2-4 раза; расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах - в 2,6-3,0 раза; выплаты пособий по больничным листам - в 1,8-2,6 раза; ущерб производству от "недовыработки" продукции в связи с заболеваемостью рабочих и служащих - в 2-3 раза. Экологические последствия и другие позитивные результаты от реализации программы. В результате реализации предусмотренных мероприятий будут разработаны нормативные акты, регламентирующие режим хозяйственной деятельности региона, произведена структурная перестройка хозяйственного комплекса, будут существенно снижены современные уровни загрязнения окружающей среды региона за счет выноса и перепрофилирования предпритятий - загрязнителей, внедрения экологически чистых технологий и эффективных систем очистки сбросов и выбросов, экологизации транспорта, создана научная основа целенаправленного развития региона на длительную перспективу. Создание современной информационной системы и связи позволит принимать оперативные решения в области природоохранной деятельности и рационального использования природных лечебных факторов. Информатизация административно управленческой деятельности позволит проводить мощный математический анализ всех аспектов деятельности в регионе с оперативным стратегическим прогнозом, что позволит в минимальный срок и с материальной выгодой решить поставленные задачи. В целом, выполнение Программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" реализует основную задачу для региона: создание центра оздоровления населения России и других стран и международного курортного центра на Кавказских Минеральных Водах. IХ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ Государственным заказчиком Программы является администрация Кавказских Минеральных Вод. Ответственным разработчиком Программы является Пятигорский государственный НИИ курортологии Минздрава России, исполнителями Программы являются министерства и ведомства Российской Федерации, предприятия и организации, расположенные на территории Кавказских Минеральных Вод, а также органы местного самоуправления. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|