Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 08.04.1994 № 97-I СФ

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

              СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                     О парламентских слушаниях
               "Борьба с преступностью и укрепление
               правопорядка в Российской Федерации"

     Совет Федерации постановляет:

     1. Считать  оценку,  выводы  и  рекомендации,  содержащиеся  в
заключении  по  парламентским  слушаниям  "Борьба с преступностью и
укрепление  правопорядка  в  Российской  Федерации"  (прилагается),
официальной позицией Совета Федерации.
     2. Направить   указанное   заключение   Президенту  Российской
Федерации,  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации,   Правительство   Российской  Федерации,  Верховный  Суд
Российской  Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
Прокуратуру       Российской       Федерации,       законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации.


     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                      В.Ф.ШУМЕЙКО

     Москва
     8 апреля 1994 года
     N 97-I СФ
     __________________
 


     Приложение
     к постановлению Совета Федерации
     от 8 апреля 1994 года N 97-I СФ


                        З А К Л Ю Ч Е Н И Е
                    по парламентским слушаниям
               "Борьба с преступностью и укрепление
               правопорядка в Российской Федерации"

     В  последние годы проблема преступности в Российской Федерации
резко  обострилась.  Масштабы  преступности  и тенденции к ее росту
опасно  деформируют ход реформ, угрожают основным устоям российской
государственности,    конституционной    законности,   безопасности
граждан.
     По  сравнению  с  1988 годом уровень преступности возрос более
чем  в  два  раза.  В  1993  году  было зарегистрировано 2800 тысяч
преступлений,  в  том числе свыше 500 тысяч тяжких. Среди них почти
30  тысяч умышленных убийств, 67 тысяч тяжких телесных повреждений,
более  220  тысяч  грабежей  и  разбоев,  22,5 тысячи преступлений,
совершенных  с  применением  огнестрельного  оружия.  В  преступную
деятельность    активно   вовлекается   молодежь.   В   1993   году
несовершеннолетними   совершено  224  тысячи  преступлений.  Особую
тревогу   вызывает   рост   организованной   преступности,  которая
использует  такие методы уголовного террора, как захват заложников,
шантаж  и  другие.  Преступные  формирования  в  широких  масштабах
занимаются  рэкетом,  наркобизнесом,  стремятся установить контроль
над    банками,    сферами    предпринимательства,    распределения
материальных ресурсов, сращиваются с коррумпированными элементами в
государственном  аппарате. Беспрецедентное распространение приобрел
незаконный  вывоз  из  страны  нефти,  сырья  и  металлов. Все чаще
применяются  насилие  и  угрозы  в  отношении  сотрудников милиции,
следователей, прокуроров, судей, работников финансовых, налоговых и
таможенных  служб,  потерпевших,  свидетелей и граждан, оказывающих
помощь правоохранительным органам.
     Основные  причины  разгула  преступности  кроются  в кризисном
состоянии   и   нестабильности   общества,  в  правовом  нигилизме,
охватившем и властные структуры на всех уровнях, отсутствии системы
предупреждения, несовершенстве правовой базы, серьезных просчетах в
правоприменительной    практике,   низкой   раскрываемости   тяжких
преступлений.
     В   значительной   мере   утрачен  контроль  за  криминогенной
ситуацией.  Статистические  данные  о  преступности,  о  сокращении
темпов  ее  роста  не  отражают  истинного  положения  дел. Высоким
остается  уровень  латентной  преступности.  Многие органы власти и
управления  в  центре  и  на  местах  самоустранились  от участия в
организации  борьбы  с преступностью, ее предупреждения, занимаются
этим  от  случая  к  случаю, не контролируют выполнения принимаемых
решений.
     Органы   внутренних   дел,   прокуратуры,  налоговая  полиция,
таможенные   службы   не   обеспечивают   решительного   пресечения
преступных   деяний   и   неотвратимости   наказания.  Имеют  место
безответственность, равнодушное отношение должностных лиц к жертвам
преступлений  и  снисходительность  к  преступникам.  Без  должного
реагирования  остается значительная часть заявлений о преступлениях
и   других   правонарушениях.   Широкое   распространение  получили
необоснованные    отказы    в   возбуждении   уголовных   дел,   их
приостановление и прекращение. Многие опасные преступления остаются
нераскрытыми.  В  результате подрывается вера граждан в способность
власти защитить их.
     Положение с преступностью, ее разлагающее влияние на все сферы
общественной  жизни,  требуют принятия действенных мер по изменению
сложившейся ситуации, постоянного и неослабного внимания к проблеме
преступности   со   стороны   всех  органов  власти  и  управления,
общественности, средств массовой информации.
     Неотложной    задачей    являются    обуздание    агрессивной,
насильственной  преступности,  кардинальное  повышение  уровня всей
работы   по  предупреждению  и  пресечению  преступных  проявлений,
укрепление общественного порядка.
     Непременными  условиями достижения реальных результатов должны
стать  укрепление  государственности,  стремление  к стабилизации в
политической,  экономической,  социальной  и  духовной сферах жизни
общества,  учет  криминогенных факторов при осуществлении реформ. В
то же время все предпринимаемые меры должны основываться на строгом
соблюдении законности и норм международного права.
     Особое внимание должно быть сосредоточено на совершенствовании
правовой   базы,  правоприменительной  практики,  повышении  уровня
деятельности  правоохранительных  органов,  привлечении к участию в
борьбе с преступностью всех здоровых сил общества.
     Необходимо  извлечь  уроки  и  сделать  выводы  из просчетов и
ошибок   в   уголовной   политике,  законотворческой  деятельности.
Участники  парламентских  слушаний  считают,  что  процесс принятия
законов  страдает  серьезными  издержками, не отвечает потребностям
практики.  Законопроекты  зачастую  разрабатываются  без  участия и
учета  мнения  тех  ведомств,  которым  предстоит  применять закон,
отсутствует     криминалогическая     экспертиза    законопроектов.
Законодатели,     Аппарат    Президента    Российской    Федерации,
Правительство  Российской  Федерации  во  многих  случаях действуют
несогласованно,  дублируются  одни  и  те  же  законопроекты. Указы
Президента  Российской  Федерации  и нормативные акты Правительства
Российской    Федерации   не   всегда   соответствуют   требованиям
законодательства   и   принципу  разделения  властей.  До  сих  пор
действует  немало  устаревших  правовых  норм,  а  вопросы,  крайне
необходимые  для  усиления  борьбы  с преступностью на ее важнейших
направлениях, не получают законодательного разрешения.
     Действующий    Уголовный   кодекс   не   предусматривает   мер
уголовно-правового   воздействия   за  целый  ряд  опасных  деяний,
получивших  широкое  распространение.  Законодательно не закреплена
ответственность  за  различные  виды  организованной  преступности,
терроризм, создание незаконных вооруженных формирований.
     Отсутствие правовых норм, предусматривающих ответственность за
лжепредпринимательство,   лжебанкротство,   "отмывание"  преступных
доходов  и другие злоупотребления, создает значительные трудности в
противодействии теневой экономике.
     Усиление    борьбы    с    коррупцией    требует    скорейшего
законодательного    решения    вопросов   об   ответственности   за
преступления, совершаемые государственными служащими и должностными
лицами хозяйствующих субъектов.
     Правоохранительные   и   контролирующие  органы  ограничены  в
доступе к необходимым для них документам и материалам.
     Не   обеспечивается   надежная  правовая  защита  потерпевших,
свидетелей   и  граждан,  помогающих  следствию  и  суду,  а  также
работников правоохранительных органов от насилия и угроз со стороны
преступников.
     Отдельные  нормы  уголовно-исполнительного законодательства не
соответствуют    положениям   Конституции   Российской   Федерации,
международным  актам  о правах человека, задачам и целям уголовного
наказания.
     В тяжелейшем положении, особенно материальном, оказались места
лишения  свободы. Если незамедлительно не принять необходимые меры,
эти учреждения вообще не будут отвечать своему назначению.
     Более  года  не  ратифицируется подписанная главами государств
СНГ   Конвенция   о   правовой  помощи  и  правовых  отношениях  по
гражданским,  семейным  и  уголовным  делам.  Из-за  медлительности
Минюста  и МИДа России не решается вопрос о разработке и заключении
двусторонних договоров по этим вопросам с другими государствами. До
сих  пор  Российская  Федерация  не  присоединилась  к  европейским
конвенциям  о  взаимной  правовой помощи, о выдаче преступников, об
"отмывании" преступных доходов и ряду других.
     Вопросы   обеспечения   законности,   общественного   порядка,
предупреждения  правонарушений, охраны собственности, прав и свобод
граждан  не находят должного отражения в деятельности Правительства
Российской   Федерации,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации.
     Отсутствие  в федеральных и иных органах исполнительной власти
централизованной системы сбора и анализа информации о положении дел
с  преступностью  и  соблюдении  законности  не позволяет правильно
оценивать  обстановку  и  своевременно  принимать необходимые меры.
Явно недостаточной является помощь органам местного самоуправления,
общественным объединениям. Состояние юридических служб предприятий,
учреждений   и  организаций,  ревизионного  аппарата  и  экспертных
учреждений   не   дает  возможности  своевременно  вскрывать  факты
нарушений  законности и злоупотреблений, зачастую сводит на нет все
усилия по разоблачению преступников.
     Отстало   от  потребностей  практики  кадровое,  финансовое  и
материально-техническое     обеспечение     правоохранительных    и
государственных контролирующих органов.
     Недостаточны  социальные  гарантии работникам, непосредственно
ведущим  борьбу с преступностью. Многие из них не имеют необходимых
жилищно-бытовых условий.
     Неоправданные  реорганизации, отсутствие бережного отношения к
кадрам  привели  к  их  неуверенности в завтрашнем дне, значительно
ослабили оперативно-розыскной и следственный аппараты. За последние
годы   из   них   уволилась  значительная  часть  квалифицированных
сотрудников.
     В  органах  внутренних  дел  не имеют юридического образования
многие  работники милиции, каждый четвертый сотрудник следственного
аппарата.  Тяжелым  остается  положение  с  кадрами  в прокуратуре.
Высшие  и  средние  юридические  учебные  заведения не обеспечивают
подготовки     достаточного     количества     специалистов     для
правоохранительных  органов.  Запущенность этой проблемы затрудняет
создание высокопрофессиональных аппаратов и негативно отражается на
деятельности по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью.
     Предпринимаются  попытки реформирования прокуратуры Российской
Федерации  при  отсутствии цельной концепции прокурорского надзора.
Большой вред наносит стремление политизировать органы прокуратуры.
     Прокуратурой  Российской  Федерации  накоплен необходимый опыт
сотрудничества  и  взаимодействия  со всеми ветвями государственной
власти,  другими  правоохранительными  и  контролирующими органами,
поэтому  следует поддержать предложения о возложении на прокуратуру
обязанностей   по   координации   деятельности   правоохранительных
органов.   Вместе  с  тем  следует  обратить  внимание  прокуратуры
Российской  Федерации  на  ее  недостаточную  организующую  роль  в
руководстве подчиненными органами.
     На   борьбе   с   преступностью   сказываются   просчеты   при
осуществлении   судебной  реформы.  Некоторые  положения  концепции
судебной реформы не соответствуют жизненным реалиям.
     Вызывают  обоснованные нарекания граждан волокита, неединичные
факты  освобождения  из-под  стражи  опасных  преступников и другие
серьезные ошибки в судебной деятельности.
     На  основании  статьи  82  Регламента Совета Федерации первого
созыва участники парламентских слушаний считают необходимым:
     признать  положение  с  преступностью  в  Российской Федерации
угрожающим    основным    устоям    российской   государственности,
конституционной законности, безопасности граждан;
     скорейшее  принятие федеральной программы по усилению борьбы с
преступностью  на 1994 - 1995 годы, а также подготовку на ее основе
региональных программ;
     рассмотреть   в   первоочередном   порядке   проекты  законов,
направленных  на  защиту конституционных прав граждан от преступных
посягательств,  на  противодействие организованной и насильственной
преступности.  Приоритетными должны стать законопроекты: о внесении
изменений     и    дополнений    в    Уголовный    кодекс    РСФСР,
Уголовно-процессуальный    кодекс   РСФСР   и   Кодекс   РСФСР   об
административных   правонарушениях;   о   борьбе  с  организованной
преступностью;   о   борьбе  с  коррупцией;  о  защите  свидетелей,
потерпевших     и     других    лиц,    содействующих    уголовному
судопроизводству;   о   государственной  защите  судей,  работников
правоохранительных   и   контрольных  органов;  о  военной  милиции
(полиции)  в  Вооруженных  Силах Российской Федерации; о содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
     осуществить  меры  по  усилению  роли  органов  исполнительной
власти  и  должностных  лиц в предупреждении преступлений, созданию
эффективных  механизмов контроля за исполнением ими законов, указов
Президента  Российской  Федерации и собственных решений, укреплению
юридических    и    ревизионных   служб,   экспертных   учреждений;
сформировать   на   федеральном   и  региональном  уровнях  систему
координации борьбы с преступностью, определить в ней роль и функции
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и
органов местного самоуправления;
     при  формировании и утверждении федерального бюджета, бюджетов
субъектов  Российской  Федерации и местных бюджетов рассматривать в
качестве  первоочередных  вопросы  финансирования программ борьбы с
преступностью;
     обратить    внимание    руководителей   правоохранительных   и
контролирующих органов на имеющиеся серьезные недостатки в борьбе с
преступностью,  особенно  в  пресечении организованной, вооруженной
преступности  и  коррупции,  состоянии экономической безопасности и
защиты     потребительского    рынка,    деятельности    учреждений
уголовно-исполнительной   системы;   на   необходимость   повышения
требовательности   к   подчиненным  подразделениям  по  обеспечению
конституционных  прав  и  свобод  граждан,  принятия экстренных мер
повышения  эффективности  функционирования  всей правоохранительной
системы.
     Участники   парламентских   слушаний  обращаются  к  средствам
массовой  информации,  их  редакционным  коллегиям  и журналистам с
просьбой  развернуть  всестороннее  и объективное освещение проблем
борьбы   с  преступностью,  активно  вскрывать  причины  негативных
явлений, способствовать формированию у населения уважения к закону,
повышению авторитета работников правоохранительных органов.


                         ________________

Информация по документу
Читайте также