Расширенный поиск

Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1994 № 848

 



                              У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           Об исследовательской программе "Пути и формы
                укрепления российского государства"

     В целях совершенствования правового регулирования деятельности
российского  государства  и развития научных исследований в области
права  п о с т а н о в л я ю:
     1. Одобрить   инициативу   Института   государства   и   права
Российской  академии  наук   о   проведении   в   1994-1995   годах
комплексного   политико-правового   исследования   "Пути   и  формы
укрепления российского государства".
     Утвердить основные  направления программы исследования "Пути и
формы укрепления российского государства" (прилагаются).
     Начальнику Государственно-правового    управления   Президента
Российской   Федерации   по   представлению   директора   Института
государства  и  права Российской академии наук утвердить в месячный
срок программу исследования "Пути и  формы  укрепления  российского
государства".
     2. Министерству   финансов   Российской   Федерации   выделять
Институту  государства  и права Российской академии наук - главному
исполнителю исследования по 80 млн.  рублей ежемесячно,  начиная  с
мая  1994  г.,  за  счет средств федерального бюджета с последующей
индексацией, в том числе:
     48 млн.    рублей    целевым   назначением   на   материальное
стимулирование  сотрудников  института,  участвующих  в  выполнении
программы;
     18 млн.    рублей    на    финансирование    междисциплинарных
исследований;
     14 млн.   рублей   целевым   назначением   на   финансирование
экспертных  работ,  проводимых  по заявкам Администрации Президента
Российской    Федерации,    Государственно-правового     управления
Президента Российской Федерации, и организационных работ.
     3. Министерствам и ведомствам Российской  Федерации  оказывать
содействие Институту государства и права Российской академии наук в
получении  материалов,  необходимых   для   выполнения   программы,
предусмотренной в пункте 1 настоящего Указа.


     Президент Российской Федерации                        Б.Ельцин

     Москва, Кремль
     29 апреля 1994 года
     N 848
     ___________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     Указом Президента
     Российской Федерации
     от 29 апреля 1994 г.
     N 848


         Основные направления исследовательской программы
         "Пути и формы укрепления российского государства"

      1. Развитие правовой системы Российской Федерации после
          принятия новой Конституции Российской Федерации

     Принятие новой  Конституции   Российской   Федерации   создало
предпосылки   для  формирования  в  нашей  стране  демократического
государства,    основанного    на    принципах     приоритета     и
гарантированности  прав  человека,  верховенства права,  разделения
властей, федерализма.
     В первую   очередь   необходимо   обеспечить  последовательное
проведение в конституционном и текущем законодательстве  Российской
Федерации принципов правового государства:
     связанность государства правом;
     верховенство закона;
     гарантированность прав и свобод человека;
     разделение и взаимное сдерживание властей.
     Принцип верховенства    закона    предполагает    формирование
субординированной  правовой  системы  государства  в соответствии с
признаком юридической силы,  в  которой  высшей  юридической  силой
обладает  главный  закон  государства  -  его  Конституция,  а  все
остальные  нормативные  акты  (конституционные  и  обычные  законы,
указы,  постановления,  распоряжения  и др.) должны соответствовать
ей. Однако на сегодняшний день не существует комплексного правового
акта - закона,  устанавливающего соподчиненность нормативных актов,
определяющего правила их применения, вступления в юридическую силу,
опубликования  и  действия.  Необходимость  разработки  и  принятия
такого "закона о законе" или закона о федеральных  законах,  других
федеральных нормативных актах давно назрела.

                  2. Человек в современном мире.
         Государственные гарантии конституционного статуса

     Провозглашение человека,  его прав и свобод высшей ценностью в
Российской  Федерации,  признание  в  качестве  главной обязанности
государства соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина
предопределяют   необходимость   совершенствования  уже  имеющегося
законодательства,  приведения его в  соответствие  с  общепринятыми
принципами   и   нормами   международного   права,   международными
стандартами в этой области,  а также разработки  и  принятия  новых
нормативных   актов   (прямо  предусмотренных  нормами  Конституции
Российской Федерации или вытекающих из их  содержания).  Необходимо
внести   изменения   в  действующий  Закон  о  порядке  обжалования
незаконных действий  государственных  органов  и  должностных  лиц,
обеспечив защиту всего комплекса прав и свобод, закрепленных ныне в
Конституции,  разработать концепции и проекты законодательных актов
о  коллективных  обращениях  граждан (закон о петициях),  о свободе
ассоциаций, об Уполномоченном по правам человека.
     Провозглашение России   социальным  государством  настоятельно
требует    подготовки    целого    законодательного    пакета     о
социально-правовой  защите  человека.  Это и новый Жилищный кодекс,
Кодекс  законов  и  браке  и  семье,  законы   об   охране   семьи,
материнства,  отцовства  и  детства,  об  обеспечении  прожиточного
минимума,  о правах пациентов в лечебных  учреждениях  и,  наконец,
основы  законодательства  о здравоохранении.  Необходимо продолжить
работу по созданию нормативных актов,  гарантирующих  экологические
права  и  интересы  личности,  ее право на благоприятную окружающую
среду и достоверную  информацию  об  окружающей  среде;  законов  о
производстве   и  использовании  атомной  энергии,  об  обеспечении
радиационной безопасности населения,  о государственной политике  в
области обращения с радиоактивными отходами.
     Чрезвычайно важной  представляется   дальнейшая   работа   над
Федеральной  программой  борьбы  с  преступностью,  принятие нового
Уголовного,   Уголовно-процессуального   кодексов,    Кодекса    об
административных правонарушениях, законов о борьбе с организованной
преступностью, борьбе с коррупцией, призванных оградить человека от
преступного   произвола.  Необходимо  продолжить  совершенствование
уголовно-исполнительного законодательства, разработку принципиально
иных   систем  ювенальной  юстиции  и  предупреждения  преступлений
несовершеннолетних и молодежи.  Необходимо  ликвидировать  пробелы,
возникшие в уголовном законодательстве в связи с развитием рыночных
отношений  в  России.  Необходима  разработка  нормативных   актов,
устанавливающих ответственность за нарушение налоговых и таможенных
правил,  недобросовестную   конкуренцию   и   рекламу,   банковские
правонарушения,   ложное   банкротство,  коррупцию  государственных
служащих.

          3. Государственная власть Российской Федерации

     Конституция заложила основы демократической организации власти
в  Российской  Федерации.  Новое государственно-правовое содержание
приобрел  институт  Президента  -  главы  государства,  сформирован
парламент  -  Федеральное  Собрание,  существенно  изменен правовой
статус Правительства,  его  место  в  системе  разделения  властей,
осуществляется судебная реформа,  нацеленная на преобразование суда
в  действительно  независимую   "ветвь"   государственной   власти.
Институционализация    федеральной    государственной    власти   в
федеральном  законодательстве  -  одна  из   первоочередных   задач
правовой  реформы.  В  этой  сфере необходимо разработать и принять
такие акты,  как закон о Правительстве Российской Федерации;  закон
или  общее  положение о федеральных министерствах,  государственных
комитетах и других федеральных органах исполнительной власти (в том
числе  территориальных);  законы  об  основах  организации  органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации; о федеральной
государственной  службе;  о судоустройстве;  о Конституционном Суде
Российской Федерации;  о Верховном  Суде  Российской  Федерации;  о
гарантиях   государственной  защиты  судей,  присяжных  и  народных
заседателей, свидетелей, потерпевших, других участников процесса; о
судебных исполнителях, а также законы о прокуратуре; о следственном
комитете; о милиции и некоторые другие.

               4. Россия - федеративное государство

     Закрепление федеративного  характера  российского  государства
предполагает   последовательное  раскрытие  в  текущем  федеральном
законодательстве принципов единства основ  государственного  строя,
равноправия    субъектов    Российской    Федерации,   верховенства
федерального закона, территориальной целостности государства (в том
числе и в плане свободного передвижения людей, информации, товаров,
денег и т. п.). Необходимым представляются  разработка  и  принятие
законов  о  порядке  изменения  конституционного  статуса  субъекта
Российской Федерации,  об образовании  нового  субъекта  Российской
Федерации,  о  принятии  в  Российскую  Федерацию  нового субъекта,
закона об автономном округе и области.  Российская Федерация должна
установить   законодательным   путем   (закон  о  порядке  передачи
полномочий органами государственной власти Российской  Федерации  и
ее  субъектов)  принципы  разграничения предметов ведения и условий
взаимного  делегирования  (передачи)  полномочий  "по   вертикали":
Федерация  - субъект или субъект - Федерация,  разграничив функции,
права   и   обязанности,   ответственность    между    федеральными
государственными органами и органами субъектов Федерации.
     Необходимо и  дальнейшее  совершенствование  законодательства,
реализующего     этническую     политику    государства,    назрела
безотлагательная  необходимость  разработки  и  принятия  следующих
нормативных   актов:   о   национальных  меньшинствах,  о  развитии
национальной культуры и  языка,  о  национальном  регионе  (районе,
округе,   поселке,  поселении,  совете),  о  национально-культурной
автономии.
     Тесно связана  с  этой  группой проблем и проблема создания на
территории  бывшего  СССР   единого   гуманитарного   пространства,
гарантирующего  защиту  прав  русскоязычного  населения  в  странах
ближнего   зарубежья   и   способствующего   разрешению    проблемы
вынужденной  миграции  (необходимость  принятия  закона  о беженцах
очевидна).  Инструментами, поддерживающими подобный правовой режим,
могут   выступать  Евроазиатская  Комиссия  по  правам  человека  и
Евроазиатский Суд по правам человека. Необходимы также подготовка и
принятие  Евроазиатской  Хартии  (Конвенции)  прав  человека и прав
народов.
     Одной из территориальных форм демократии,  наряду с собственно
федерализмом, выступает местное самоуправление. И перед федеральной
властью  стоит  важнейшая  задача  -  разграничение государственных
функций и функций местного самоуправления,  предметов ведения  этих
двух   систем   общественной   власти,   их  прав  и  обязанностей,
ответственности.  Хотя формирование законодательной  базы  местного
самоуправления - компетенция субъектов Российской Федерации,  общие
принципы местного самоуправления,  его исходные начала  могут  быть
закреплены  на  федеральном  уровне  путем принятия закона об общих
принципах  организации   местного   самоуправления   в   Российской
Федерации.

           5. Экономическая роль российского государства

     Проблема формирования  законодательной базы рыночной экономики
является,  вероятно,  одной из наиболее  актуальных  в  современный
период  развития  российского  государства.  Особенность же данного
момента   в   том,   что   сегодня   создается   второе   поколение
законодательства,   регулирующего   вхождение   России  в  рыночную
экономику.  В  целях   наиболее   полного   правового   обеспечения
необходимо разработать и принять такие акты,  как новый Гражданский
и Гражданский  процессуальный  кодексы,  Кодекс  законов  о  труде,
Налоговый  и  Предпринимательский  кодексы,  федеральные  законы об
инновационной  деятельности,  электронных   операциях   с   ценными
бумагами,  о переводе денежных средств электронным способом,  пакет
законов о банках и банковской  деятельности,  федеральный  закон  о
транспорте и многие другие.
     Необходима разработка и принятие пакета  федеральных  законов,
обеспечивающих    проведение    аграрной    реформы:    закона    о
государственном  регулировании  сельского   хозяйства,   закона   о
сельскохозяйственной   кооперации,  закона  о  контрактации,  новой
редакции закона о  крестьянском  (фермерском)  хозяйстве,  а  также
законов  о  регулируемом  земельном  обороте,  земельном кадастре и
некоторых других.

                  6. Россия в мировом сообществе

     Работа по созданию правовой основы,  обеспечивающей  вхождение
Российской  Федерации  в мировое сообщество,  в том числе в мировую
экономическую систему,  во  многом  должна  быть  сосредоточена  на
доработке уже имеющихся проектов. Это проекты законодательных актов
об иностранных инвестициях,  о концессионных договорах, о свободных
экономических   зонах,  об  исключительной  экономической  зоне,  о
континентальном шельфе.  Необходимы  также  подготовка  и  принятие
таких актов,  как закон о внутренних морских водах, территориальном
море,  прилежащей зоне, закон о контроле над экспортом. Кроме того,
в  Российской  Федерации  отсутствует законодательный акт о статусе
дипломатических и консульских представителей иностранных государств
на  территории  России и закон о международных договорах Российской
Федерации.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также