Расширенный поиск
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23.05.1995 № 476-I СФП О С Т А Н О В Л Е Н И Е СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О проекте федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Совет Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". 2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть указанный проект федерального закона в первоочередном порядке. 3. Назначить представителем Совета Федерации при рассмотрении указанного проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации председателя Комитета Совета Федерации по вопросам науки, культуры и образования Строева Евгения Алексеевича. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Ф. ШУМЕЙКО Москва 23 мая 1995 года N 476-I СФ ---------------- Приложение к постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 мая 1995 года N 476-I СФ Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", законодательством о науке и научно-технической политике, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования, действующими на их территориях, принимаемыми в соответствии с их компетенцией и не противоречащими законодательным актам Российской Федерации. 2. Отношения, возникающие в области высшего и послевузовского профессионального образования, регулируются настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации. В случае противоречия законодательства Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования международным договорам Российской Федерации, заключенным после вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются нормы международных договоров. Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах: интеграция российских учреждений высшего профессионального образования (далее также - высшие учебные заведения, вузы) в мировую систему высшего образования; суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; непрерывность процесса образования и преемственность его ступеней и уровней; конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; государственная поддержка приоритетных направлений подготовки специалистов, фундаментальных и прикладных научных исследований в системе высшего и послевузовского профессионального образования. 2. Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является соответствующая часть Федеральной программы развития образования. 3. Государство обеспечивает приоритетность развития сферы высшего и послевузовского профессионального образования посредством: бюджетного финансирования государственных учреждений высшего профессионального образования. При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее 3 процентов расходной части федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации; недопущения сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета; предоставления налоговых льгот вузам и организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования; предоставления обучающимся в системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, льготного питания и льготного проезда на транспорте, иных видов льгот и материальной помощи; создания условий для доступности высшего и послевузовского профессионального образования, развития разнообразных методов обучения; содействия созданию и функционированию негосударственных учреждений высшего профессионального образования. 4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом. Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы 1. Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной деятельности, обеспеченная правовыми нормами. 2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, декларируемым его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) вуза и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на право ведения образовательной деятельности. 3. Профессорско-преподавательскому составу, научному персоналу и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, включая свободу преподавателя излагать предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить исследования своими методами, а также свободу студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения. Раздел II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования Система высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации представляет собой совокупность: государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; учреждений высшего профессионального образования различных организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, а также неаккредитованных высших учебных заведений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности; научных, проектных, производственных, клинических, медикопрофилактических, фармацевтических организаций, предприятий и учреждений, ведущих научные исследования и обеспечивающих деятельность системы высшего и послевузовского профессионального образования; органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им организаций, предприятий, учреждений; общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений). Статья 5. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования 1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: качества высшего и послевузовского профессионального образования; единства образовательного пространства России, создания условий для академической мобильности студентов; основы для объективной оценки деятельности учреждений высшего и послевузовского профессионального образования; признания и установления эквивалентности иностранных документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании. 2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают: общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования; государственные требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности); нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие нормативным срокам, установленным законодательством и (или) положениями о соответствующих видах высших учебных заведений; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям (специальностям). 3. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования в части, не отрегулированной настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации. 4. Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяется учреждением высшего профессионального образования самостоятельно, а в случае финансирования их реализации за счет бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 5. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных. 6. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования в Российской Федерации могут быть реализованы как непрерывно, так и по ступеням. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "магистр" или "дипломированный специалист"; базовое высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "бакалавр". 3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за три года обучения), признается незаконченным высшим профессиональным образованием и подтверждается вручением соответствующего документа. 4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации "магистр" - не менее шести лет; для получения квалификации "дипломированный специалист" - не менее пяти лет, за исключением случаев, установленных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации "бакалавр" - не менее четырех лет. 5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. 6. Обучение впервые по программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. 7. Освоение гражданином образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени является основанием для занятия им в государственных, муниципальных организациях определенных должностей, получения должностного оклада и надбавок к нему. Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование и не установлены дополнительные требования. 8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут осваиваться обучающимися в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя с обучающимся: очной, очнозаочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Экстернат - это самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. Положение об экстернате утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием. 10. Лица, обучающиеся в учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в аккредитованных высших учебных заведениях на условиях экстерната. Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании 1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования соответствующих уровня, ступени и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о соответствующем образовании. 2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документ об образовании государственного образца с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием. 3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней: диплом магистра; диплом специалиста с высшим образованием; диплом бакалавра; справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании. 4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации и выдаче ему документа о высшем профессиональном образовании государственного образца может быть отменено государственным органом управления образованием, утверждающим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов о высшем профессиональном образовании. 5. По результатам защиты диссертации в порядке, установленном федеральным законом, выдается диплом кандидата или доктора наук. Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура 1. Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. 2. Основными задачами высшего учебного заведения являются: развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности преподавателей и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня. 3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры. Структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться высшим учебным заведением полностью или частично правомочиями юридического лица. В этом случае структурное подразделение приобретает статус представительства или филиала. Перечень структурных подразделений содержится в уставе высшего учебного заведения. Статус и функции структурного подразделения определяются положением, утверждаемым высшим учебным заведением. Структурными подразделениями высшего учебного заведения могут быть учреждения начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного образования, реализующие при наличии лицензии соответствующие образовательные программы. Создание структурных подразделений государственных и муниципальных высших учебных заведений (кроме филиалов) осуществляется вузом с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения. Филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием. Место нахождения указанных филиалов согласуется с местной администрацией. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация структурных подразделений высшего учебного заведения, выполняющих образовательные функции, производятся в порядке, установленном для вновь открываемых направлений подготовки (специальностей). Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, а также переподготовку и (или) повышение квалификации специалистов высшей квалификации, научных и научно-педагогических кадров; выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в сферах своей деятельности. 3. Академия - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, а также переподготовку и (или) повышение квалификации специалистов высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности. 4. Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и (или) базового высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, а также переподготовку и (или) повышение квалификации кадров для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. 5. Статус учреждения высшего профессионального образования определяется его видом, организационно-правовой формой, наличием или отсутствием государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его официальное наименование. 6. Официальное наименование государственного высшего учебного заведения устанавливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае если в официальном наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название ("консерватория", "высшее училище" и другие названия), наряду с ним указывается вид учебного заведения. Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, их лицензирования и аккредитации 1. Высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в соответствии с его решением или условиями учредительного договора и регистрируется органами местного самоуправления в заявительном порядке. Общие вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании". Учредителем высших учебных заведений, реализующих профессиональные образовательные программы по военным специальностям (военно-учебных заведений), может быть только Правительство Российской Федерации. 2. Государственные высшие учебные заведения федеральной подчиненности создаются и реорганизуются Правительством Российской Федерации. Государственные высшие учебные заведения подчиненности субъектам Российской Федерации создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные высшие учебные заведения создаются и реорганизуются соответствующими органами местного самоуправления. 3. Права юридического лица в части ведения уставной финансовохозяйственной деятельности возникают у высшего учебного заведения с момента его регистрации, а право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ему лицензии. 4. Лицензия на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием лицензионной экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых высшим учебным заведением, государственным и местным требованиям в части обеспеченности учебными площадями, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза педагогических работников. Лицензия высшему учебному заведению любой организационно-правовой формы, кроме учреждений дополнительного образования, может быть выдана лишь при наличии у него в собственности, оперативном управлении или самостоятельном распоряжении необходимой учебно-материальной базы, а также при условии, что количество педагогических работников, принятых по совместительству, составляет не более 30 процентов от общей численности педагогических работников данного вуза. Лицензирование новых для данного высшего учебного заведения направлений подготовки (специальностей) производится на общих основаниях вне зависимости от наличия общей лицензии у вуза. Лицензия на право ведения образовательной деятельности по военным специальностям выдается только государственным высшим учебным заведениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. Право выдачи документа о высшем и послевузовском профессиональном образовании государственного образца появляется у высшего учебного заведения с момента его государственной аккредитации, осуществляемой федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием по результатам аттестации высшего учебного заведения. 6. Аттестация высшего учебного заведения проводится государственной аттестационной службой по заявлению высшего учебного заведения либо по инициативе федерального (центрального) государственного органа управления высшим профессиональным образованием, министерств и ведомств Российской Федерации, органов местного самоуправления, в ведении которых находится высшее учебное заведение. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по нап-равлениям подготовки (специальностям). Критерии аттестации, порядок функционирования государственной аттестационной службы определяются федеральным законом. 7. Государственная аккредитация высшего учебного заведения осуществляется на основе аттестации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения и перечень аккредитованных направлений подготовки (специальностей), по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы о высшем профессиональном образовании государственного образца, а также ступень высшего профессионального образования и квалификацию. 8. Высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения отвечающим критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечет финансовых или иных обязательств со стороны государства. Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием 1. Прием в высшие учебные заведения производится по заявлениям граждан, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации об образовании. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не отрегулированной настоящим Федеральным законом, определяется учредителем высшего учебного заведения и закрепляется в уставе вуза. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующих уровня и (или) ступени. Высшее учебное заведение вправе объявлять прием только при наличии у него лицензии на право ведения образовательной деятельности. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа о высшем профессиональном образовании государственного образца. Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируется в приемных документах личной подписью абитуриента. 2. Направления подготовки (специальности) определяются лицензией на право ведения образовательной деятельности и отражаются в уставе высшего учебного заведения. Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности), сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соответствующим государственным образовательным стандартом. Численность студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура приема устанавливаются ежегодно федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием по согласованию с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами исходя из объемов государственного бюджетного финансирования высшего профессионального образования и в соответствии с нормативами, определенными настоящим Федеральным законом. 3. Лица, окончившие учреждения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования с медалью, а также лица, окончившие учреждение среднего профессионального образования с отличием, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в вуз дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в высших учебных заведениях. 4. В аспирантуру при высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях на основе конкурсного отбора принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, а также иностранные граждане, имеющие высшее образование, в соответствии с двусторонними соглашениями или на контрактной основе. Обучение в аспирантуре может осуществляться в очной или заочной формах. Обучение в очной аспирантуре при государственных и муниципальных вузах не может превышать трех лет, а в заочной аспирантуре - четырех лет. 5. В докторантуру при высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет. 6. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, допускается получение высшего профессионального образования по сокращенной или ускоренной программе. Обучение в высшем учебном заведении по сокращенной или ускоренной программе допускается также для лиц, уровень предшествующего образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. 7. Высшее учебное заведение создает обучающимся необходимые условия для получения ими качественного образования. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья методов обучения. 8. Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и соответствующими организациями. При этом организации любых организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентам, обучающимся в аккредитованных образовательных учреждениях. 9. Требования к итоговой аттестации (выпускной работе, государственным экзаменам, диссертации) определяются государственным образовательным стандартом высшего и послевузовского профессионального образования. Выполнение указанных требований контролируется государственной аттестационной службой. Статья 12. Управление высшим учебным заведением 1. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом высшего учебного заведения. Военно-учебные заведения руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. 2. Общее руководство государственным, муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. По должности в состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются тайным голосованием из числа профессорско-преподавательского состава, представителей иных категорий работников высшего учебного заведения. Ученый совет осуществляет функции совета трудового коллектива вуза. Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, тверждаемого Правительством Российской Федерации. В соответствии с уставом высшего учебного заведения могут создаваться попечительские советы высшего учебного заведения. 3. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор государственного, муниципального высшего учебного заведения избирается ученым советом вуза на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение. В случае отказа органом управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора, ученый совет высшего учебного заведения избирает новую кандидатуру на эту должность. Отказ органа управления образованием в утверждении второй кандидатуры влечет за собой новые выборы. При этом, в случае если кандидат на должность ректора набирает не менее двух третей голосов членов ученого совета высшего учебного заведения, он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке. Статус ректора государственного высшего учебного заведения федерального подчинения утверждается Правительством Российской Федерации. В случае если государственный, муниципальный вуз в целом лишается государственной аккредитации (по результатам аттестации), ректор высшего учебного заведения и проректоры, отвечающие согласно их функциональным обязанностям за качество подготовки выпускников, освобождаются от занимаемых должностей органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Выборы ректора ученым советом в этом случае не допускаются, он нанимается соответствующим органом управления образованием по контракту на срок не более пяти лет. По представлению ректора утверждается новый состав ученого совета учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным им органом управления образованием. После повторной аттестации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год) и возобновления государственной аккредитации в вузе вновь избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В создаваемых и реорганизуемых государственных высших учебных заведениях до формирования ученого совета высшего учебного заведения устав утверждается государственным органом управления образованием на срок не более одного года, а ректор нанимается по контракту на тот же срок. Статья 13. Научно-исследовательские и другие организации, предприятия и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования В системе высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, заводы, фабрики, фирмы, учебно-опытные хозяйства, опытные станции и иные организации, предприятия и учреждения. Статья 14. Объединение юридических лиц в системе высшего и послевузовского профессионального образования 1. Образовательные учреждения высшего и послевузовского профессионального образования любой организационно-правовой формы и другие организации, предприятия и учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, вправе создавать и вступать в ассоциации (союзы), объединения, которые могут иметь права юридического лица и действовать на основании своего устава либо, не являясь юридическими лицами, действовать на основании договора о совместной деятельности. Ассоциации (союзы), объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются некоммерческими организациями, создаются и действуют в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании учредительного договора, подписанного их членами, и утвержденного ими устава. Наименование ассоциации (союза),объединения должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов и включать слова "ассоциация", "союз" или "объединение". 2. Деятельность ассоциации (союза), объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования, а также деятельность их участников (если они не образовали юридического лица и действуют на основании договора о совместной деятельности) по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется на непосредственные нужды высших учебных заведений, участвующих в ассоциации (союзе), объединении. 3. Ассоциация (союз), объединение, имеющие статус юридического лица и лицензию на право ведения образовательной деятельности, имеют право на льготы по налогообложению, предусмотренные для образовательных учреждений Законом Российской Федерации "Об образовании". 4. Управление ассоциацией (союзом), объединением в системе высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами ассоциации (союза), объединения. Статья 15. Общественные организации и государственно общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования 1. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. В системе высшего и послевузовского профессионального образования могут создаваться без образования юридического лица государственно-общественные объединения типа учебно-методических объединений вузов, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий. 3. Государственно-общественные объединения создаются государственными органами управления образованием и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами управления. Типовые положения о государственно-общественных объединениях утверждаются федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием. В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят научно-педагогические и другие работники высших учебных заведений, работники организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации. Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе организации и граждан иностранных государств. 4. Государственные органы управления высшим профессиональным образованием, ученые советы высших учебных заведений рассматривают и учитывают в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений. 5. Государственные, муниципальные органы управления образованием вправе оказывать поддержку общественным организациям и государственно-общественным объединениям, действующим в системе высшего и послевузовского профессионального образования. 6. В целях содействия подготовке специалистов с высшим образованием, развитию научных исследований, а также для поддержки отдельных высших учебных заведений в Российской Федерации могут учреждаться фонды поддержки и развития высшего и послевузовского профессионального образования как не имеющие членства некоммерческие организации. Порядок создания и статус указанных фондов определяются гражданским законодательством Российской Федерации. Раздел III. СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Статья 16. Студенты высших учебных заведений 1. Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения. Студенту выдаются студенческий билет и зач тная книжка установленного образца. 2. Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации "Об образовании" правами студенты высших учебных заведений имеют право: выбирать факультативные и элективные курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой; участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований, установленных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Указанные права могут быть ограничены условиями договора, заключенного между студентом и юридическим или физическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве; осваивать, помимо учебных дисциплин по избранному направлению подготовки (специальности), любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном вузе, в порядке, предусмотренном его уставом, а также в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями); участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления высшим учебным заведением; бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определенном уставом вуза; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах; представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения; обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; получать образование в высшем учебном заведении по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Студенты очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений, получающие образование за счет средств бюджета, обеспечиваются стипендией в размере не менее установленного законом минимального размера оплаты труда. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации. Студенты вправе получать стипендию, назначенную направившими их на обучение юридическими или физическими лицами. Студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений выдается доплата на питание из расчета не менее одного процента минимального размера оплаты труда в день. Студентам очной формы обучения , впервые обучающимся в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время их обучения, независимо от получения ими отсрочки от призыва на военную службу в период обучения на предыдущем уровне (ступени) образования. Это право сохраняется и при однократном переходе студента из одного вуза в другой, а также при продолжении обучения на последующих ступенях и уровнях образования. Студенты высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, вправе бесплатно пользоваться услугами государственных и муниципальных библиотек, а также бесплатно посещать государственные и муниципальные музеи. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее двух раз в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель. Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения. 3. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение трех лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительным причинам. 4. Студент имеет право получать от администрации вуза информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации. 5. Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в установленном порядке из одного высшего учебного заведения в другое. При переходе из одного вуза в другой за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования. 6. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения. 7. Студенты обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами обучения, соблюдать устав вуза, правила внутреннего трудового распорядка и общежития. 8. За нарушение предусмотренных уставом и правилами внутреннего трудового распорядка вуза обязанностей к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до исключения из вуза. Дисциплинарное взыскание, включая отчисление, может быть наложено на студента после получения от него письменного объяснения. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска и отпуска по беременности и родам. 9. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, приравнивается к статусу студента государственного высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом этого учебного заведения. Статья 17. Льготы, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой 1. Студентам, успешно обучающимся в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию любых организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для предоставления ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным): для сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, а на последующих курсах - по 50 календарных дней; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов - 1 месяц. 2. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются: слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней; студентам высших учебных заведений, обучающимся по очной форме, совмещающим учебу с работой: для сдачи зачетов и экзаменов - 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов - 1 месяц. 3. Студентам, обучающимся по заочной форме, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также оплачивает проезд для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы). 4. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в вузе, утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием. 5. Для работников организаций, предприятий, учреждений, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы взамен отпуска без сохранения заработной платы и иные льготы. Статья 18. Слушатели учреждений высшего профессионального образования 1. Слушателями учреждений высшего профессионального образования являются лица, обучающиеся: на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов высших учебных заведений; в другом учреждении высшего профессионального образования, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование; в ординатуре или интернатуре медицинских вузов. 2. Статус слушателей учреждений высшего профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента соответствующей формы обучения. Статья 19. Докторанты, аспиранты и соискатели 1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук, зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. 2. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. 3. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации (учреждению), имеющей аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, или лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. 4. Положения о докторантах, аспирантах и соискателях утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. Лица, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются государственной стипендией и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. 6. Аспиранты заочной аспирантуры имеют право на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску присоединяется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы; проезд оплачивает организация-работодатель. Аспиранты заочной аспирантуры имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы, но не ниже минимального размера оплаты труда. Администрация организации вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно еще один-два свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы. Аспирантам заочной аспирантуры предоставляется место в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации. 7. Гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на период их учебы и защиты диссертации. 8. Докторантам выплачивается государственная стипендия и предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня с сохранением стипендии. За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (на получение постоянной жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право возвращения на прежнее место работы. 9. Аспиранты и докторанты пользуются оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командирование, в том числе в зарубежные высшие учебные заведения и научные центры, на участие в экспедициях для проведения работ по избранной теме научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и научными работниками научно-исследовательского учреждения (организации). 10. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере месячной стипендии. 11. Для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук работникам организаций, предприятий, учреждений по месту работы предоставляется отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, определяемом федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием. 12. Соискатели, работающие над докторской диссертацией и имеющие значительные результаты исследований по актуальным народно-хозяйственным проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки докторской диссертации. За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняется получаемый ими должностной оклад и право возвращения на прежнее место работы. Статья 20. Преподаватели, научные и другие работники высших учебных заведений 1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности профессорско-преподавательского состава, научного, инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала. К профессорско-преподавательским (научно-педагогическим) относятся должности: заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. 2. Замещение всех должностей профессорско-преподавательского состава в вузе производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет. При замещении профессорско-преподавательских и научных должностей в учреждениях высшего профессионального образования заключению трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием. Должности декана факультета, руководителя филиала высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений. 3. Должности ректора, проректора, декана факультета, заведующего кафедрой, руководителя филиала высшего учебного заведения и институтов повышения квалификации замещаются лицами не старше 65 лет. Руководители, достигшие указанного возраста, с их согласия переводятся на иные должности, соответствующие их квалификации. Срок окончания трудового договора (контракта), заключаемого проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. По истечении срока трудового договора (контракта), заключаемого проректором, он исполняет свои обязанности до вступления в должность нового ректора. 4. Лица профессорско-преподавательского состава (научно-педагогические работники) высшего учебного заведения имеют право: избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения в установленном порядке; участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельностивысшего учебного заведения; пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных, научных, а также (в определенном уставом высшего учебного заведения порядке) социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений высшего учебного заведения; определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса; обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке; на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности. 5. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; систематически заниматься повышением своей квалификации; формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; соблюдать устав высшего учебного заведения. 6. Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса. Они обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения. 7. Права и обязанности административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала определяются законодательством о труде, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка вуза и должностными инструкциями. Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических и научных кадров 1. Подготовка научно-педагогических и научных кадров осуществляется в аспирантуре и докторантуре при высших учебных заведениях или научно-исследовательских учреждениях, а также путем прикрепления к указанным учреждениям соискателей для подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций либо путем перевода преподавателей на научные должности для подготовки докторских диссертаций. 2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научных организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования не реже одного раза в пять лет, выделяя на эти цели необходимые бюджетные ассигнования. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам с образовательными и научными учреждениями за счет средств юридических и физических лиц. 3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не отрегулированной законодательством, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 22. Ученые звания 1. В Российской Федерации устанавливаются ученые звания профессора и доцента. Присвоение ученых званий производится в порядке, устанавливаемом федеральным законом. 2. Ученое звание профессора присваивается лицам, имеющим ученую степень доктора наук, ведущим преподавательскую работу в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Ученое звание профессора может быть присвоено заслуженным деятелям искусств, имеющим ученую степень кандидата наук, ведущим преподавательскую работу по своей специальности. 3. Ученое звание доцента присваивается лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, ведущим преподавательскую работу в учреждениях высшего профессионального образования. Ученое звание доцента может быть присвоено заслуженным деятелям искусств, ведущим преподавательскую работу по своей специальности. Статья 23. Признание и установление эквивалентности иностранных документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях 1. Под признанием иностранных документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях в настоящем Федеральном законе понимается согласие компетентных органов государственной власти на наличие законной силы у этих документов на территории Российской Федерации. 2. Под установлением эквивалентности иностранных документов в настоящем Федеральном законе понимается предоставление компетентными органами государственной власти обладателям указанных документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям российских документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях. 3. Признание и установление эквивалентности иностранных документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения общих условий приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от условия знания государственного языка), которые установлены соответствующими положениями. 4. Решение о признании и установлении эквивалентности иностранных документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях на территории Российской Федерации принимается на основе соответствующих международных многосторонних или двусторонних договоров и соглашений, заключенных с участием Российской Федерации. В случае если имеющиеся международные договоры и соглашения не являются достаточными для признания или установления эквивалентности иностранного документа, решение принимается соответствующим государственным органом управления высшим профессиональным образованием. 5. Порядок признания и установления эквивалентности иностранных документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях , выдачи свидетельства об установлении эквивалентности иностранного документа определяется федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием. Выдаваемое свидетельство или другое удостоверение о признании и установлении эквивалентности иностранного документа о высшем и послевузовском образовании и об ученых званиях является документом об образовании или об ученом звании, имеющим законную силу на территории Российской Федерации. Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся: разработка законопроектов, принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений и дополнений в соответствующие федеральные законы; утверждение Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией в части высшего и послевузовского профессионального образования; утверждение соответствующих статей федерального бюджета и контроль за их исполнением; установление ступеней и уровней высшего и послевузовского профессионального образования; ратификация международных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования. 2. К компетенции Правительства Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся: разработка и реализация государственной политики в указанной области; подготовка соответствующего раздела Федеральной программы развития образования и контроль за его реализацией органами исполнительной власти; осуществление бюджетного финансирования высшего и послевузовского профессионального образования; разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования; создание, реорганизация и ликвидация государственных высших учебных заведений федеральной подчиненности по согласованию с органами исполнительной и (или) законодательной власти субъектов Российской Федерации; заключение и реализация международных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования; определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования; установление порядка лицензирования и государственной аккредитации высших учебных заведений. 3. К компетенции федерального (центрального) государственного органа управления высшим профессиональным образованием относятся: разработка и реализация совместно с другими федеральными государственными органами управления образованием целевых федеральных и международных программ в области высшего, послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования; утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой аттестации студентов и об экстернате в государственных, муниципальных учреждениях высшего профессионального образования; осуществление полномочий учредителя подведомственных ему государственных высших учебных заведений; содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования; проведение лицензирования и государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования любых организационно-правовых форм, а также государственных учреждений соответствующего дополнительного образования; установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании, осуществление признания и установление эквивалентности на территории Российской Федерации иностранных документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях; участие в проведении мониторинга потребности рынка труда в специалистах, разработка прогнозов подготовки специалистов и предложений по объемам бюджетного финансирования и капитальному строительству высших учебных заведений, других учреждений и организаций системы высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных организаций и структурных подразделений; участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетных ассигнований, направляемых на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, научно-педагогических кадров и научных кадров, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов и порядка финансирования соответствующих образовательных учреждений; координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых и региональных систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области; установление объемов и структуры приема на обучение в учреждения высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов исходя из объема ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с нормами бюджетного финансирования государственных учреждений высшего профессионального образования, определенных настоящим Федеральным законом; открытие аспирантуры и докторантуры при государственных учреждениях высшего профессионального образования, научных организациях, независимо от их ведомственной принадлежности (кроме учреждений системы Российской академии наук и отраслевых академий наук), утверждение положений о подготовке научно-педагогических и научных кадров; установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, учрежденные федеральными органами исполнительной власти; прогнозирование развития сети учреждений высшего профессионального образования, согласование создания новых государственных учреждений высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования; организация участия высших учебных заведений и научных организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление их ресурсного обеспечения и контроля за ходом их реализации; разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной защите студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания; финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, организаций, предприятий и учреждений; согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление или отмена их действия на территории Российской Федерации; осуществление по согласованию с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, полномочий по распоряжению государственным имуществом системы высшего и послевузовского профессионального образования; издание нормативных актов в пределах своей компетенции. 4. К компетенции государственной аттестационной службы относятся: контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы; научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждой ступени и уровня высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; рассмотрение представлений и принятие решений о направлении высшему учебному заведению рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта; организация функционирования сети региональных органов государственной аттестационной службы и аттестация образовательных учреждений Российской Федерации; организация функционирования диссертационных советов по присуждению ученых степеней; присвоение ученой степени доктора наук, ученого звания профессора; контроль за деятельностью учреждений высшего профессионального образования по представлению к присвоению ученых званий; контроль за лицензированием и государственной аккредитацией высших учебных заведений и других учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования. 5. Разграничение компетенции между федеральными (центральными) и ведомственными государственными органами управления образованием определяется федеральными законами и положениями о соответствующих органах, утвержденными в установленном порядке. Статья 25. Компетенция субъектов Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. В области высшего и послевузовского профессионального образования ведению субъектов Российской Федерации в лице их органов государственной власти подлежат: содействие осуществлению государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования и Федеральной программы развития образования в части высшего и послевузовского профессионального образования; определение и осуществление политики субъектов Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования; принятие законодательных актов субъектов Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования, не противоречащих федеральному законодательству; разработка, утверждение и реализация программ развития высшего и послевузовского профессионального образования субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация, ликвидация и финансирование в установленном порядке высших учебных заведений, подведомственных соответствующему субъекту Российской Федерации; участие в аттестации этих образовательных учреждений; установление по согласованию с ученым советом высшего учебного заведения содержания национально-региональных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, финансирование затрат по их реализации; формирование региональных фондов поддержки высшего и послевузовского профессионального образования; содействие деятельности учреждений высшего профессионального образования, в том числе по их материально-техническому обеспечению и социальной защите работников высших учебных заведений и обучающихся; установление (дополнительно к федеральным) требований к высшим учебным заведениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, оснащенности учебного процесса и оборудования с соответствующим финансированием затрат на их выполнение; установление (дополнительно к федеральным) льгот, видов и норм обеспечения обучающихся и работников высших учебных заведений. 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе образовывать территориальные органы управления системой высшего и послевузовского профессионального образования или делегировать функции этих органов управления иным органам государственной власти. Статья 26. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования 1. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется государственной аттестационной службой и государственными органами управления высшим образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 2. Контроль за соблюдением учреждением высшего и послевузовского профессионального образования условий, предусмотренных лицензией, обеспечивает федеральный (центральный) государственный орган управления высшим профессиональным образованием. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию. 3. Высшее учебное заведение, независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, не реже одного раза в пять лет проходит аттестацию, проводимую государственной аттестационной службой. Раздел V. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования 1. За учреждением высшего профессионального образования в целях обеспечения его уставной деятельности учредитель закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. 2. Учреждению высшего профессионального образования принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 3. За государственным учреждением высшего профессионального образования закрепляются в бессрочное бесплатное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки. 4. Учреждение высшего профессионального образования вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду государственным, муниципальным высшим учебным заведением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа и с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. Средства, полученные учреждением высшего профессионального образования в качестве арендной платы, используются на непосредственные нужды по обеспечению и развитию образовательного процесса в данном образовательном учреждении. 5. Использование учреждением высшего профессионального образования природных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 6. Полномочия собственника по распоряжению государственнымимуществом системы высшего и послевузовского профессионального образования в отношении объектов федеральной собственности закрепляются за федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, осуществляющим эти полномочия совместно с федеральными министерствами (ведомствами), в ведении которых находятся высшие учебные заведения. 7. Государственные, муниципальные учреждения высшего профессионального образования, закрепленные за ними на правах оперативного управления либо находящиеся в их собственности или самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении (в том числе владении, пользовании и (или) распоряжении), другие учреждения и организации системы высшего и послевузовского профессионального образования, приватизации (разгосударствлению) не подлежат. Статья 28. Финансирование образовательных учреждений высшего профессионального образования 1. Деятельность учреждения высшего профессионального образования финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению между учредителем и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования. 2. Финансирование образовательной деятельности государственных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием или государственным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов (контрольными цифрами приема на обучение), исходя из установленных государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования. 3. Научные исследования, проводимые государственными учреждениями высшего профессионального образования, финансируются федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием и (или) государственными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, отдельно от финансирования образовательной деятельности. 4. Государственное учреждение высшего профессионального образования самостоятельно определяет направления и порядок использования полученных им бюджетных и внебюджетных средств, включая средства, направляемые на оплату труда и материальное стимулирование работников. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) денежные средства не могут быть изъяты у государственного учреждения высшего профессионального образования или зачтены в объем финансирования последующего периода. 5. Возмещение дополнительных затрат в связи с индексацией расходов учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих свою деятельность на основе бюджетного финансирования, производится за счет ассигнований соответствующего бюджета. 6. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных учреждениях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных. Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения 1. Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в сфере образования и в других сферах, если это не идет в ущерб его основной деятельности. Платная образовательная деятельность не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем. 2. Государственное учреждение высшего профессионального образования вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий по приему студентов подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами в объеме, согласованном с государственным органом исполнительной власти, в ведении которого это учреждение находится. Число лиц, принимаемых в высшее учебное заведение на платное обучение и получающих высшее образование впервые, согласовывается высшими учебными заведениями с соответствующими государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения. Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения 1. Учреждение высшего профессионального образования в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определяет вид и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других поощрительных выплат, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления их предельных размеров), но не ниже установленных Законом Российской Федерации "Об образовании". 2. Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику учреждения высшего профессионального образования за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). 3. Государственные учреждения высшего профессионального образования самостоятельно формируют фонд оплаты труда как за счет средств бюджета, направляемых по смете на содержание высшего учебного заведения, так и за счет внебюджетных средств. 4. Минимальный размер ставки для профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования устанавливается не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда. 5. Работникам высших учебных заведений из числа профессорско-преподавательского состава и научного персонала, имеющим ученую степень, устанавливается надбавка к должностному окладу (ставке) в размере: 40 процентов - за ученую степень кандидата наук; 60 процентов - за ученую степень доктора наук. Статья 31. Учет, отчетность и контроль в учреждениях высшего профессионального образования 1. Учреждения высшего профессионального образования в установленном порядке осуществляют оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведут статистическую и бухгалтерскую отчетность. 2. Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности. 3. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в государственных учреждениях высшего профессионального образования осуществляют государственные органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий. Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 32. Осуществление международного сотрудничества в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. Учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять международное сотрудничество в области высшего и послевузовского профессионального образования путем: участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, преподавателями и учеными; проведения совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий; осуществления научных исследований фундаментального и прикладного характера, а также опытно-конструкторских работ по заказам иностранных организаций; участия в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования. 2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Российской Федерации, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Российской Федерации за рубежом осуществляются по межгосударственным соглашениям, соглашениям между федеральным (центральным) государственным органом управления высшим профессиональным образованием или ведомственным государственным органом управления образованием и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным учреждениями высшего профессионального образования с иностранными учебными заведениями, организациями, физическими лицами. 3. В целях осуществления международной деятельности высшие учебные заведения имеют право: вступать в международные организации; заключать с зарубежными партнерами договоры о совместной деятельности; создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения (центры, лаборатории, технопарки и другие подразделения), имеющие особый международный статус. 4. Учреждения высшего профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, предусмотренной их уставом и направленной на выполнение основных задач этих учреждений, определенных настоящим Федеральным законом, а также на развитие международных связей. 5. Средства, полученные учреждениями высшего профессионального образования в результате внешнеэкономической деятельности, не подлежат изъятию и налогообложению, в том числе в виде обязательной продажи, если они расходуются на выполнение основных задач, определенных для этих учреждений настоящим Федеральным законом. Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Действующий порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий сохраняется до принятия соответствующих федеральных законов. 3. Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом акты Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Президент Российской Федерации _________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|