Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 03.10.1995 № 594-I СФ

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

              СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                О Федеральном законе "О соглашениях
                       о разделе продукции"

     Рассмотрев принятый    Государственной    Думой   Федерального
Собрания Российской Федерации 14 июня 1995 года  Федеральный  закон
"О  соглашениях  о разделе продукции" в соответствии со статьей 106
Конституции Российской Федерации, Совет Федерации постановляет:
     1. Отклонить   Федеральный  закон  "О  соглашениях  о  разделе
продукции" ввиду неприемлемости отдельных его положений.
     2. Предложить   Государственной   Думе  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  внести  изменения  в   отдельные   положения
отклоненного   Федерального   закона   "О   соглашениях  о  разделе
продукции" (прилагаются).
     3. Предложить   Государственной   Думе  Федерального  Собрания
Российской   Федерации   создать   согласительную   комиссию    для
преодоления  возникших  разногласий,  избрав  в ее состав от Совета
Федерации следующих депутатов:  Болдырева  Юрия  Юрьевича,  Саблина
Леонида Ивановича, Спиридонова Юрия Алексеевича, Цветкова Валентина
Ивановича, Шафраника Юрия Константиновича.
     4. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                               В.Ф.ШУМЕЙКО

     Москва
     3 октября 1995 года
     N 594-I СФ
     -------------------


     Приложение
     к постановлению
     Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации
     от 3 октября 1995 года
     N 594-I СФ


                       П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
        Совета Федерации по внесению изменений и дополнений
             в отдельные положения Федерального закона
                "О соглашениях о разделе продукции"

     1. Название Федерального закона изложить в следующей редакции:
"О договорах о разделе продукции при пользовании участками недр".
     2. По  всему  тексту  Федерального  закона  слово "соглашение"
согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации заменить  словом
"договор" в соответствующих числе и падеже.
     3. В статье 1:
     пункт 2  изложить  в следующей редакции:  "Отношения в области
налогообложения,  порядок  предоставления  инвесторам  налоговых  и
таможенных льгот,  льгот по использованию валютной выручки, а также
вопросы бюджетных  отношений  регулируются  налоговым,  таможенным,
валютным и бюджетным законодательством Российской Федерации";
     в абзаце втором пункта 3 исключить слова "если  соглашением  о
разделе продукции, в котором участвуют иностранные граждане и (или)
иностранные юридические лица, не установлено иное";
     пункт 4 исключить.
     4. Дополнить статью 2  частью  второй  следующего  содержания:
     "Условия пользования  недрами,  установленные  в договоре,  не
должны противоречить требованиям  Закона  Российской  Федерации  "О
недрах".
     5. Дополнить Федеральный закон статьями  2-1 и  2-2 следующего
содержания:
     "Статья 2-1. Компетенция органов государственной власти
                  Российской Федерации  в сфере отношений по
                  разделу продукции при пользовании недрами.

     В компетенцию   органов   государственной   власти  Российской
Федерации в сфере отношений по разделу  продукции  при  пользовании
недрами входят:
     принятие Федеральным    Собранием     Российской     Федерации
федеральных  законов  об  утверждении договоров о разделе продукции
при  пользовании  участками  недр  федерального   и   регионального
значения;
     утверждение Правительством    Российской   Федерации   перечня
участков недр федерального и  регионального  значения,  по  которым
предусматривается заключение договоров о разделе продукции;
     подготовка и подписание  Правительством  Российской  Федерации
совместно  с  органами  исполнительной  власти субъектов Российской
Федерации договоров о разделе продукции при  пользовании  участками
недр федерального и регионального значения;
     подготовка и подписание  Правительством  Российской  Федерации
договоров  о  разделе  продукции  при  пользовании  участками  недр
континентального шельфа Российской Федерации;
     принятие Федеральным     Собранием     Российской    Федерации
федерального закона о распределении государственной доли  продукции
или  ее  стоимостного  эквивалента по договорам о разделе продукции
между бюджетами разных уровней.
     Статья 2-2. Компетенция органов государственной власти
                 субъектов   Российской  Федерации в  сфере
                 отношений   по   разделу   продукции   при
                 пользовании недрами.

     В компетенцию   органов   государственной   власти   субъектов
Российской  Федерации  в  сфере  отношений по разделу продукции при
пользовании недрами на своих территориях входят:
     принятие органами  законодательной власти субъектов Российской
Федерации  законов  и  других  нормативных  актов  об   утверждении
договоров о разделе продукции;
     утверждение органами     исполнительной    власти    субъектов
Российской Федерации перечня объектов местного значения, по которым
предусматривается заключение договоров о разделе продукции;
     подготовка и   подписание   органами   исполнительной   власти
субъектов   Российской   Федерации   совместно   с   Правительством
Российской  Федерации договоров о разделе продукции при пользовании
участками недр федерального и регионального значения".
     6. Пункт  1  статьи  4  изложить в следующей редакции:  "Право
пользования недрами при заключении  договора  о  разделе  продукции
предоставляется  на основаниях,  предусмотренных Законом Российской
Федерации "О недрах";
     в пункте  2  слова  "в  течение  30  дней  с  даты  подписания
соглашения"  заменить  словами "в соответствии с Законом Российской
Федерации "О недрах".
     7. В статье 6:
     дополнить пункт 1 абзацем вторым следующего содержания:
     "Договора заключаются   в   соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации.  Условия  договоров,  общая  сумма   которых
превышает   50   млн.   ЭКЮ,   утверждаются  Федеральным  Собранием
Российской Федерации";
     в пункте 2:
     абзац второй изложить в следующей редакции:  "интересы обороны
и  безопасности   государства   требуют   заключения   договора   с
определенным  инвестором.  В  этом  случае  договор вступает в силу
после утверждения Федеральным Собранием Российской Федерации";
     абзац третий исключить;
     в абзаце четвертом исключить слова "либо с другим  юридическим
лицом  или  с  не  имеющим  статуса  юридического лица объединением
юридических лиц, созданными с участием этого пользователя недр";
     абзац пятый исключить;
     в абзаце шестом слова "не позднее чем через год"  заменить  на
слова "не позднее чем через шесть месяцев";
     в пункте 4: абзац первый после слов "Правительством Российской
Федерации"  дополнить  словами  или  по  его  поручению федеральным
органом управления государственным фондом недр";
     в абзаце  третьем  слова "или уполномоченным на то федеральным
органом  исполнительной  власти"  заменить  словами  "или  по   его
поручению  федеральным  органом  управления  государственным фондом
недр";
     дополнить пункт 5 новым абзацем следующего содержания:
     "Договора о разделе  продукции  при  разработке  месторождений
нефти с запасами более 100 млн.  тонн,  природного газа - 100 млрд.
куб.  метров,  россыпного золота - 20 тонн,  коренного золота  -  3
тонн,  а  также  при  разработке  месторождений  драгоценных камней
утверждаются федеральными законами;
     пункт 6   после  слов  "Правительством  Российской  Федерации"
дополнить  словами  "или  по  его  поручению  федеральным   органом
управления государственным фондом недр".
     7. Статью 8, пункт 2 статьи 9 и статью 13 исключить.
     8. В статье 10:
     в абзаце  третьем   пункта   1   исключить   слова   "величины
учитываемых  при  разделе продукции между государством и инвестором
налогов,  подлежащих  уплате  в  бюджет  соответствующего  субъекта
Российской      Федерации     и     местные     бюджеты;     уровня
социально-экономического развития территории, на которой проводятся
работы по соглашению;";
     в пункте 2  исключить  слова  "с  зачислением  выручки  от  ее
реализации в федеральный бюджет.  Указанная продукция, производство
которой ожидается в соответствии с  планами  работ  по  соглашению,
может  быть  использована  в качестве предмета залога при получении
кредитов на финансирование федеральных целевых программ".
     9. Пункт 3 статьи 15 исключить.
     10. В статье 16:
     пункт 1 исключить;
     в пункте 2 исключить  слова  "При  этом  необоснованный  отказ
государства от предоставления такого согласия не допускается".
     11. Дополнить статью 20 пунктом 3 следующего содержания:
     "3. Инвестор  отвечает  перед  Российской  Федерацией по своим
обязательствам,  вытекающим из договора о -  разделе  продукции,  а
также  за  ущерб,  наносимый  недрам,  окружающей  природной среде,
принадлежащими ему на праве собственности финансовыми средствами  и
имуществом   в   соответствии  с  Гражданским  кодексом  Российской
Федерации.
     Запрещается заключать    договор   о   разделе   продукции   с
инвестором,  не имеющим на момент заключения  договора  достаточных
средств  для  возмещения  материального ущерба,  который может быть
нанесен Российской Федерации  в  случаях  ненадлежащего  выполнения
договорных обязательств или причинения вреда".
     12. В статье 22 исключить слова "(в том числе в  международных
арбитражных институтах)".
     13. Статью 23 исключить.


                          --------------


                             ЗАМЕЧАНИЯ
              Совета Федерации по Федеральному закону
                "О соглашениях о разделе продукции"

     1. В  законе  не   предусмотрено   обязательное   указание   в
соглашениях  на возможность пересмотра условий соглашений в связи с
такими форс-мажорными обстоятельствами,  как значительное изменение
цены  соответствующих  энергоресурсов  на мировом рынке.  В связи с
исчерпанием мировых запасов  природных  ресурсов  и  прогнозируемым
повышением их стоимости по сравнению со стоимостью технологического
оборудования  и  затрат  на  добычу  и  переработку,  целесообразно
предусмотреть  возможность  корректировки соглашений в случае роста
цены  на  добываемые  ресурсы  на  мировом  рынке  более   чем   на
определенную  величину (например,  более чем на 30-50 процентов) по
сравнению с ценами на момент заключения соглашения.
     2. Часть  2  пункта  3  статьи  1 закона предоставляет органам
исполнительной  власти  право  отступать   от   норм   действующего
законодательства   при   заключении   соглашений   с   иностранными
инвесторами в части определения прав и обязанностей сторон.  Это не
только  открывает  неограниченные  возможности  для бесконтрольного
произвола,   но   и   необоснованно   предоставляет    преимущества
иностранным  инвесторам,  тем  самым  ущемляя  интересы  инвесторов
отечественных.  Необходимо предусмотреть, что все условия конкурсов
и  соответствующие соглашения определяются и подписываются строго в
рамках  действующих  в  России  законов,  хотя   и   с   гарантиями
неизменности условий в дальнейшем.  С учетом того,  что речь идет о
государственном  достоянии  стоимостью,  зачастую,  более  годового
бюджета   всей   страны,   необходимо   предусмотреть  обязательное
вынесение  на  утверждение  в  парламент  условий  конкурсов,  если
предполагается   даже  малейшее  отступление  от  норм  действующих
законов.
     Более того,  и в целом, начиная с определенной суммы стоимости
проекта,  условия  объявляемого  конкурса  должны   выноситься   на
парламент  для  принятия  законом,  что  и  явится лучшей гарантией
неизменности условий в дальнейшем.
     3. Часть  2  пункта  2  статьи  6 закона предоставляет органам
исполнительной власти  право  заключать  соглашения  с  конкретными
инвесторами  без  проведения конкурса или аукциона не только исходя
из требований государственной безопасности,  но и при наличии "иных
интересов", в том числе и "иных интересов" субъекта Федерации.
     Часть 3  пункта  2  статьи  6   закона   позволяет   заключать
соглашения  без проведения конкурса или аукциона в случае признания
конкурса несостоявшимся в связи с участием лишь одного инвестора.
     В совокупности  нормы  пункта  2  статьи  6  сводят содержание
закона  к  предоставлению  органам  исполнительной   власти   права
произвольно выбирать партнера и заключать соглашения без проведения
конкурса или  аукциона.  Необходимо  изъять  как  необоснованные  и
нецелесообразные  части 2,  3 и 5 пункта 2 статьи 6 закона,  с тем,
чтобы нормы  настоящего  закона  позволяли  органам  исполнительной
власти    заключать   соглашения   исключительно   с   инвесторами,
победившими в конкурсе.
     В случае,  если  из  соображений  государственной безопасности
действительно  необходимо  не  проводить   конкурс,   а   заключить
соглашение с конкретным инвестором,  необходимо предусмотреть,  что
такое соглашение может вступить в  силу  только  после  утверждения
парламентом.
     4. Пункт 5 статьи 6 закона предоставляет сторонам  возможность
уже  после  подведения  итогов  конкурса согласовывать технические,
технологические,  правовые и коммерческие  условия  соглашения,  не
являющиеся   обязательными   условиями   конкурса   или   аукциона.
Предусмотрено,  что условия,  на которых был определен  победитель,
могут   быть  изменены  только  в  случае,  "если  такие  изменения
направлены  на  достижение  более  благоприятных  для   государства
результатов  реализации  соглашения".  Эта формулировка не является
достаточной гарантией соблюдения  интересов  государства,  так  как
вопрос  о  большей  или  меньшей благоприятности условий может быть
спорным. Необходимо определить, что правовые и коммерческие условия
(в   отличие   от   технических   и  технологических)  определяются
исключительно в конкурсе.  Это не препятствует заключению сторонами
дополнительных  соглашений,  не  снимающих  с  победителя  конкурса
обязательств по условиям конкурса.
     5. Часть  5  пункта  2  статьи  7 закона предоставляет органам
исполнительной власти и  инвестору  право  "согласовать  применение
общепринятых  в мировой практике ведения работ по разведке и добыче
минерального сырья стандартов (норм, правил) по безопасному ведению
работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения
при условии предварительного одобрения указанных стандартов  (норм,
правил)   соответствующими   государственными  органами  Российской
Федерации".  С учетом масштабов возможного воздействия на природную
среду  и  здоровье  населения,  необходимо  уточнить,  что в случае
отклонения  этих  "общепринятых"  норм  от  требований   российских
законов,  одобрение должно быть осуществлено парламентом, например,
в форме принятия закона.
     6. Пункт  6  статьи  13  закона  предоставляет инвестору право
осуществлять платежи  по  социальному  и  медицинскому  страхованию
своих   работников   -  граждан  Российской  Федерации  "на  основе
коллективных  и  индивидуальных  трудовых  договоров  (контрактов),
заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации
о труде".  Часть  1  пункта  1  статьи  13  закона  предусматривает
освобождение   инвестора   от   взимания   обязательных   платежей,
предусмотренных   законодательством   Российской    Федерации.    В
совокупности   это  означает,  что  если  в  коллективном  и  (или)
индивидуальном трудовом договоре рабочие  не  сумеют  предусмотреть
платежи   в   Фонд   обязательного  медицинского  страхования  и  в
Государственный пенсионный фонд, инвестор окажется от этих платежей
освобожден.    Необходимо   предусмотреть   обязательность   уплаты
социальных платежей  в  соответствии  с  действующими  федеральными
законами, а не только законодательством о труде.
     7. В законе не предусмотрены меры по  поддержке  отечественных
производителей  машиностроительной продукции.  Более того,  пункт 7
статьи 13 закона устанавливает освобождение операторов соглашения и
юридических лиц,  работающих по контракту с инвестором, от взимания
таможенных пошлин,  налога на добавленную стоимость и  акцизов  при
ввозе  на  таможенную  территорию  Российской  Федерации  товаров и
услуг,   предназначенных   для   проведения   работ,   что   ставит
отечественных  производителей  в  худшие  условия  по  сравнению  с
зарубежными.  Необходимо   обеспечить   не   худшие   условия   для
отечественных  производителей  оборудования при налогообложении,  а
также,   в    целях    стимулирования    развития    отечественного
машиностроения,  сохранения и создания новых рабочих мест, в законе
необходимо предусмотреть обязательное указание в  соглашениях,  что
не   менее  определенного  процента  необходимого  технологического
оборудования  для  добычи  полезных   ископаемых,   а   также   для
переработки,  в  случае  организации  переработки в России,  должно
производиться в России (начиная с определенной стоимости  контракта
- не менее 50-70 процентов оборудования;  требуется расчет и оценка
по 10-12 ключевым месторождениям).
     8. Пункт   7   статьи  13  закона  устанавливает  освобождение
операторов соглашения и юридических лиц,  работающих по контракту с
инвестором,  от  взимания таможенных пошлин,  налога на добавленную
стоимость и акцизов при вывозе  за  пределы  таможенной  территории
России  не  только  минерального  сырья,  являющегося  по  условиям
соглашения  собственностью  инвестора,  но   "и   других   товаров,
подлежащих экспорту в соответствии с условиями соглашения,  а также
при экспорте указанных  услуг".  Это  означает,  что  в  соглашение
произвольно  может  быть заложено право инвестора на беспошлинный и
безналоговый экспорт любых товаров.  Необходимо указанное положение
из статьи 13 исключить.
     9. Пункт 1 статьи 16 закона недопустимо расширяет  возможности
передачи прав инвестора иным юридическим лицам.  Предлагается пункт
исключить.
     10. Пункт 2 статьи 16 закона недопустимо расширяет возможности
передачи прав инвесторов иным юридическим лицам,  хотя и с согласия
государства,  но  в данном случае это означает - с согласия органов
исполнительной власти.  Предлагается пункт исключить, либо изменить
процедуру,   обеспечив   гарантии  интересов  государства  (участие
представительных органов власти и т. п.).
     11. Пункт 4 статьи 16 закона недопустимо расширяет возможности
передачи прав  инвестора  иным  юридическим  лицам  через  механизм
залога,  хотя  и  с  согласия  государства,  но в данном случае это
означает - с согласия органов исполнительной  власти.  Предлагается
пункт исключить.
     12. Пункт 1 статьи 17 закона позволяет органам  исполнительной
власти  совместно  с  инвестором  произвольно  вносить  изменения в
условия соглашений.  Предлагается пункт  исключить,  либо  изменить
процедуру,   обеспечив   гарантии  интересов  государства  (участие
представительных органов власти и т. п.).
     13. Статья   19  закона  предусматривает  контроль  только  за
исполнением  соглашений,  и  исключительно  со  стороны  самой   же
исполнительной власти. Необходимо предусмотреть:
     а) независимый  от  исполнительной  власти   контроль   и   за
условиями заключаемых соглашений;
     б) контроль  со  стороны  представительных   (законодательных)
органов  субъектов Федерации и со стороны Счетной палаты Российской
Федерации.


                           -------------

Информация по документу
Читайте также