Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.05.1996 № 547ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П о с т а н о в л е н и е от 1 мая 1996 г. N 547 г. Москва Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации В целях всестороннего учета интересов народов России в государственной национальной политике Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации. 2. Представить Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации на утверждение Президента Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин ___________________________ ОДОБРЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 547 К О Н Ц Е П Ц И Я ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации, договорах о разграничении полномочий и предметов ведения, Всеобщей декларации прав человека и других общепризнанных нормах международного права. Концепция призвана стать ориентиром для органов власти всех уровней при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина. I. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором живет более ста народов, каждый из которых обладает особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития: стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; потребность проведения курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой; стремление сохранить и развивать этнокультурную самобытность и приверженность духовной общности народов России. На этнополитическую ситуацию оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая и русский, был нанесен тоталитарной системой, депортациями, репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, порождавший основу и для нынешних противоречий. После распада СССР начался новый этап развития государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняет процесс становления российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия. Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем этнического характера. Это проявляется в регионах, соседствующих с зонами открытых конфликтов, в местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, с проблемами "разделенных народов", на территориях со сложной социально-экономической и экологической обстановкой, резкой нехваткой ресурсов жизнеобеспечения, в крупных городах с тяжелой криминогенной ситуацией. На этнополитическую ситуацию оказывают также серьезное негативное воздействие безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. Наиболее сложным остается регион Северного Кавказа. Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни народов различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ. К основным блокам проблем, требующих решения, относятся: развитие федеративных отношений при обеспечении самостоятельности субъектов Российской Федерации и укреплении целостности российского государства; развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, духовной общности многонационального народа России; политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп; достижение и поддержка стабильности, прочного мира на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию их связей с Россией. Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют сепаратистские, а с другой стороны - унитаристские тенденции, факты дискриминации по этническому признаку, нарушения конституционных прав граждан. На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений. Дают о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративных и национальных отношений. В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может более занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в российском государстве. Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь тогда, когда будет отражать многообразные интересы народов России, иметь четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях. II. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются: равенство прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; равноправие народов; сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти; гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне; содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур; запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды и агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на национальную и религиозную рознь; защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права; поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной. III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Главная цель национальной политики Российской Федерации состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и признания его высшей ценностью. При реализации национальной политики перед российским государством и обществом стоят следующие неотложные задачи. В политической и государственно-правовой сфере: развитие и углубление федеративных отношений; формирование федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России; создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений; выработка на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков; разрешение возможных конфликтов путем мирных, согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, межсубъектных договоров и соглашений; обеспечение правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов; совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти различных уровней, позволяющего всем народам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы; обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни, провоцирование и исполнение актов этнического насилия; объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципов равноправного развития и взаимопонимания между гражданами различных национальностей и вероисповеданий, решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма. В социально-экономической сфере: реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, учетом их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности; выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей республик, автономий, краев и областей, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему депрессивных районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе; сохранение и развитие государственных систем коммуникаций и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного, культурно-образовательного пространства Российской Федерации; содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем. В духовной сфере: формирование и распространение идей духовного единства, чувства российского патриотизма, дружбы народов, межнационального согласия; распространение знаний и информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; сохранение исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России; обеспечение оптимальных условий для функционирования языков всех народов, русского языка как общегосударственного; укрепление и развитие национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям; учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности. В области внешней политики: содействие полноценному участию всех граждан бывшего СССР в межгосударственной, общественно-политической, экономической и духовной жизни, а также процессу реинтеграции на новой основе; совместные с государствами - бывшими республиками СССР выработка и соблюдение в соответствии с Конвенцией СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, общих подходов к проблеме прав и интересов национальных общностей, проживающих на их территории; ратификация и соблюдение международных соглашений о защите национальных меньшинств; заключение отдельных соглашений с другими странами по сотрудничеству в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима; выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев; сотрудничество государств в предотвращении и мирном разрешении конфликтов. IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ Путь к совершенствованию федеративных отношений означает формирование новой модели федерализма, реализацию конституционных принципов самоопределения народов, равноправия всех субъектов Российской Федерации и соблюдение равенства всех национальных общностей в каждой республике, крае, области и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономических, политических и национально-культурных прав. Оптимизация государственного устройства России на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны. Этот процесс не преследует цели "губернизации" республик или, наоборот, "республиканизации" краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании национального и территориального начал. Для развития федеративных отношений необходимо: принятие федеральных законов, заключение договоров и соглашений, устанавливающих принципы организации и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях укрепления общероссийской государственности и повышения самостоятельности субъектов Российской Федерации; укрепление и одновременно демократизация власти на уровне федеральных органов государственной власти, расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение их ответственности за положение дел не только в своем регионе, но и в стране; осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование экономической активности регионов; разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; совершенствование экономического механизма федеративных отношений, в том числе бюджетного федерализма и системы налогообложения; совместная реализация федеральных и региональных программ развития. Развитие федерализма предполагает учет региональных особенностей в проведении экономических реформ и обусловливает необходимость межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильности общества, в том числе в сфере межнациональных отношений. V. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ) НАРОДОВ РОССИИ Национальная политика должна выражать интересы и обеспечивать предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации права граждан, связанные с их национальной принадлежностью. Удовлетворение этих прав и потребностей должно осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения народов в Российской Федерации, учитывая дисперсное проживание многих народов на ее территории. Одним из институтов самоопределения должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, дисперсно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на этнической почве. Национально-культурная автономия, являясь экстерриториальным общественным формированием, не ущемляет прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, а расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления непосредственно выражают интересы жителей и способствуют более гибкому учету их этнокультурных запросов. Через различные формы национально-культурного самоопределения граждане Российской Федерации, независимо от территории проживания, реализуют свое право: создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания этнических групп; формировать в рамках действующих законов ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны; получать поддержку со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; через национально-культурные ассоциации и объединения обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы; учреждать всероссийские, региональные и местные средства массовой информации в порядке, установленном законодательством, получать и распространять в них информацию на родном языке; создавать в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование; иметь доступ к национальным культурным ценностям, сохранять и обогащать историческое и культурное наследие своего народа; налаживать культурное сотрудничество народов, этнических и религиозных общин; реализовывать культурные традиции и отправлять религиозные обряды, возрождать и развивать художественные и народные промыслы и ремесла; в соответствии с Декларацией ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными и языковыми узами; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций. Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации оказывается содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурной автономии на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений между субъектами Российской Федерации по предоставлению гарантий национального равноправия, удовлетворению информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных с их национальной принадлежностью. VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Одним из инструментов реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и национальных сообществ в достижении общей цели: улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации. На основе настоящей Концепции субъектам Российской Федерации следует разработать и реализовывать программы национально-культурного развития народов и межнационального взаимодействия. Они должны быть связаны с федеральными программами по социально-экономическому и национально-культурному развитию народов. В основу таких программ должна быть положена система мер, направленная на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, сотрудничество и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей. Основополагающим требованием к любой программе национального развития является учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к ценностям и институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие ценности граждан российского государства. Важную роль должны сыграть меры по поддержке различных форм местного самоуправления, созданию условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, учету их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления. Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в общегосударственных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономий Российской Федерации. Равное значение имеет решение комплекса проблем народов республик, автономных образований и других национальных общностей, обеспечение адекватного представительства всех народов Российской Федерации в федеральных органах государственной власти, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. В этих целях необходимо: обеспечить сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования и приумножение духовных ценностей, создаваемых профессиональным искусством, литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы функционирования национальных языков, утверждение принципов культурного плюрализма, двуязычия и многоязычия при интегрирующей роли русского языка; использовать федеральные, региональные и местные средства массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями народов России. Организовать на радио и телевидении выпуск программ на языках народов Российской Федерации, а также циклов передач о жизни регионов страны, культуре народов России, их взаимовлиянии и сотрудничестве; принять исчерпывающие меры по обеспечению равенства прав граждан любой национальности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исключив случаи дискриминации по национальному признаку в той или иной форме; оказывать поддержку диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей на основе межсубъектных договоров и связей с национально-культурными объединениями; создать в Москве Всероссийский Дом народов России; обеспечить реализацию в системах дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, в воинских коллективах программ и курсов по вопросам воспитания культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовными богатствами народов России. Не допускать создания вооруженных, в том числе и воинских, формирований на этнической основе. Создать условия для равноправного участия малочисленных народов в управлении государственными и общественными делами, развития их традиционных отраслей хозяйства, духовного возрождения, сохранения и развития национальной культуры, родных языков. В отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступают социальные проблемы и проблемы сохранения их языков и культур. Они должны решаться на основе специальных программ. Необходимо законодательное отражение особенностей бюджетной системы, приватизации, налогообложения, предпринимательской деятельности, участия иностранных инвесторов в освоении природных ресурсов, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ. В этой связи должны быть приняты меры, обеспечивающие: восстановление разрушенных экосистем, ограничение деятельности хозяйственных структур, наносящих непоправимый ущерб среде обитания; достаточный объем средств на финансирование здравоохранения, строительство больниц, поликлиник, их материальное и кадровое обеспечение. Регионом со сложной этнополитической ситуацией является Северный Кавказ. Необходимо разработать отдельную государственную программу развития этого региона, учитывающую историко-культурную специфику Северного Кавказа, его особое геополитическое положение и потребность преодоления последствий войн и вооруженных конфликтов. Специальные федеральные программы должны быть направлены на защиту прав и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, реализацию мер по их приему и размещению с учетом потребностей регионов России в трудовых ресурсах, а также профессиональной структуры и национально-культурных особенностей переселенцев. Учитывая нерешенность ряда проблем репрессированных народов, следует ускорить разработку и реализацию законодательных актов и федеральных программ по реабилитации этих народов. Необходимо претворять в жизнь Программу государственной поддержки соотечественников за рубежом, в том числе разработать целевые программы по оказанию материальной и культурной помощи этническим россиянам, проживающим в странах СНГ и Балтии. На основе межгосударственных договоренностей должны быть созданы условия для свободы передвижения, гуманитарных контактов, а также гарантированы права собственности, согласованы вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты. VII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Реализация государственной национальной политики осуществляется прежде всего через выстраивание плодотворного диалога между органами власти и управления разного уровня и национальными общностями, обеспечение эффективных конституционно-правовых норм регулирования межнациональных отношений, выполнение государственных программ и поддержку общественных инициатив в достижении целей национальной политики. Для этого важны следующие политические меры государственной деятельности и поддержки: создать при Президенте Российской Федерации постоянно действующую Комиссию по проблемам федерализма и национальной политики с участием представителей республик и автономных образований; обсуждать и принимать решения по актуальным проблемам национальных отношений на заседаниях Правительства Российской Федерации; образовать Ассамблею народов России как общественную палату для диалога между федеральными органами государственной власти и национальными общностями, отправления законодательной инициативы, осуществления миротворческой деятельности. Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласовывать национальную политику с основными приоритетами экономических и политических реформ, равно как с прогнозами и программами социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, в свою очередь разрабатывать и осуществлять эти программы с учетом государственной национальной политики; совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федеративных и национальных отношений; разрабатывать и финансировать (на долевых и конкурсных основах) федеральные и региональные программы, направленные на развитие и сотрудничество народов Российской Федерации; информационно обеспечивать основные направления национальной политики, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России; осуществлять подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики; разработать специальные федеральные и региональные программы предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве с учетом отечественного и зарубежного опыта. Правительству Российской Федерации внести в Государственную Думу Федерального Собрания пакет законов и содействовать их принятию в ближайшие годы, в том числе: в 1996 году: об общих принципах разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; об отношениях автономных округов с краем или областью, в составе которых они находятся; о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации; о национально-культурной автономии; о коренных малочисленных народах России; в 1997 году: об ответственности должностных лиц, руководителей общественных организаций за действия или решения, влекущие за собой обострение межнациональных отношений и возникновение конфликтных ситуаций; законодательные акты о реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". Повысить роль Миннаца России в: разработке и экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений; организации мониторинга состояния межнациональных отношений и кризисных ситуаций с последующей выработкой рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; в разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества в субъектах Российской Федерации. Рекомендовать создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации структур (комитетов, министерств, отделов и секторов в аппарате администраций), ведающих вопросами развития федерализма, местного самоуправления и межнациональных отношений, наладить их взаимодействие с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям. В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям призваны участвовать министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, Комитет Российской Федерации по делам молодежи, Комитет Российской Федерации по печати, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная миграционная служба России, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Федеральная служба занятости России и другие. Для реализации государственной национальной политики и сформированных на ее основе федеральных и региональных программ и проектов предусмотреть специальную статью расходов в федеральном бюджете. Данная Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений. СОДЕРЖАНИЕ I. Этнополитическая ситуация в Российской Федерации II. Принципы государственной национальной политики III. Основные цели и задачи государственной национальной политики IV. Совершенствование федеративных отношений V. Национально-культурное самоопределение (национально-культурная автономия) народов России VI. Основные направления программ государственной национальной политики VII. Механизмы реализации государственной национальной политики Разработчики: Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям Институт этнологии и антропологии Российской академии наук Всероссийское движение "Сотворчество народов во имя жизни. Сенежский форум" ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|