Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 07.06.1996 № 442-II ГД

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           О ходе приватизации РАО "Норильский  никель"
        и вызванных этим социально-экономических проблемах

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации,    заслушав    отчет   Комиссии   Государственной   Думы
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  по   проверке   хода
приватизации  РАО "Норильский никель" и рассмотрению вызванных этим
социально-экономических  проблем  (далее  -   Комиссия),   отмечает
следующее:
     1. Экономическое   состояние   РАО   "Норильский   никель"   -
уникального стратегического промышленного комплекса,  хозяйственная
деятельность которого имеет  ключевое  значение  для  экономических
интересов   и   национальной   безопасности  Российской  Федерации,
характеризуется:
     существенным сокращением объемов производства. Выпуск основных
металлов  наиболее  крупным  их  производителем  в  структуре   РАО
"Норильский    никель"    -   акционерным   обществом   "Норильский
горно-металлургический  комбинат"  -  в  1995  году   составил   59
процентов от уровня 1990 года;
     неуклонным падением     эффективности      производства      и
рентабельности.        Рентабельность        РАО        "Норильский
горно-металлургический комбинат" снизилась с 169,8 процента в  1992
году  до  85,6 процента в 1995 году,  согласно прогнозу на 1996 год
уровень рентабельности оценивается в 37,4  процента;  с  1992  года
производительность труда на основном производстве уменьшилась на 40
процентов;
     критическим (выше нормативного на 50 процентов) уровнем износа
основных фондов РАО  "Норильский  никель",  абсолютным  сокращением
инвестиций  на ремонт и модернизацию технологического оборудования,
поддержание и развитие рудно-сырьевой базы;
     тяжелым финансовым  положением.  Дефицит  оборотных средств за
девять месяцев 1995 года составил 4,3  трлн.  рублей,  кредиторская
задолженность  -  6,3  трлн.  рублей,  задолженность  по платежам в
бюджеты всех уровней и  внебюджетные  фонды  -  2,2  трлн.  рублей,
задолженность  по банковским кредитам и ссудам - 2,8 трлн.  рублей;
бесконтрольно   привлекаемые   кредиты   и   выпускаемые    векселя
используются   для   погашения   просроченных  кредитов  и  выплаты
процентов по ним;
     взаимными неплатежами  при  расчетах  с основными поставщиками
материально-технических ресурсов,  сырья,  энергоносителей,  что  в
ближайшем будущем может привести к остановке всего производства.
     2. Особую  остроту  приобрели  в   РАО   "Норильский   никель"
социальные проблемы: систематически на два-три месяца задерживается
выплата  заработной  платы,  что  уже  привело  и  неизбежно  будет
приводить   к  трудовым  конфликтам,  не  выполняются  коллективные
договоры в части гарантий социально-экономических прав  трудящихся,
ухудшаются  условия  труда  и быта горняков и металлургов,  сорвано
переселение из Норильского промышленного района.
     3. Правительство Российской Федерации фактически переложило на
РАО "Норильский  горно-металлургический  комбинат"   финансирование
социально-экономической  сферы  Норильского  промышленного района и
Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного  округа,  расходы  на
сезонный  завоз  материально-технических ресурсов и продовольствия.
Задолженность  РАО  "Норильский  никель"  перед   бюджетом   города
Норильска привела к срыву функционирования городского коммунального
хозяйства, что в условиях Крайнего Севера чревато катастрофическими
последствиями.
     4. Данная ситуация в РАО "Норильский никель" сложилась в  силу
следующих основных причин:
     резкого ухудшения  общего  состояния   российской   экономики,
приведшего  к  уменьшению  потребления  продукции  РАО  "Норильский
никель"  внутри  страны  из-за   деградации   высокотехнологических
производств;
     неэффективных и   во   многом   бесконтрольных   со    стороны
соответствующих    федеральных    органов   исполнительной   власти
организации   экспорта   продукции   и    использования    валютных
поступлений;
     поспешной и   непродуманной   приватизации   РАО   "Норильский
никель",  которая  не привела к позитивным изменениям,  а усугубила
кризисные тенденции в  производственной,  финансовой  и  социальной
сферах;
     отсутствия системы   эффективного    управления    федеральной
собственностью,    фактического    отказа    от   поддержки   таких
организационно-правовых форм  существования  подобных  промышленных
комплексов, как финансово-промышленные группы;
     отсутствия на протяжении последних лет контроля за управлением
федеральной   собственностью.  Участие  представителей  федеральных
органов  исполнительной  власти  в  работе  совета  директоров  РАО
"Норильский   никель"  было  номинальным,  они  самоустранились  от
решения важнейших  экономических  и  социальных  проблем.  Так  как
действенный контроль за хозяйственной деятельностью РАО "Норильский
никель" был утрачен,  до осуществления залогового аукциона  по  РАО
"Норильский   никель"  (далее  -  залоговый  аукцион)  акциями  РАО
"Норильский никель",  закрепленными  в  федеральной  собственности,
фактически распоряжался совет директоров РАО "Норильский никель".
     5. Залоговый аукцион был подготовлен Государственным комитетом
Российской   Федерации  по  управлению  государственным  имуществом
крайне поспешно. Ряд условий залогового договора по РАО "Норильский
никель",  в  том  числе  связанных  с направлением части полученных
средств в бюджеты соответствующих субъектов  Российской  Федерации,
не был выполнен по вине Министерства финансов Российской Федерации.
Передача в залог Объединенному Экспортно-Импортному Банку (далее  -
ОНЭКСИМ   Банк)  акций  РАО  "Норильский  никель",  закрепленных  в
федеральной собственности,  обременила  федеральный  бюджет  новыми
финансовыми долговыми обязательствами в размере 170,1 млн. долларов
США и не привела к повышению эффективности  управления  федеральной
собственностью,  так  как  в  соответствии  с  условиями залогового
аукциона  единственным  предусмотренным   способом   вознаграждения
залогодержателя    является    последующая   обязательная   продажа
заложенных акций.
     6. Имеющиеся  принципиальные трудности РАО "Норильский никель"
не могут быть разрешены путем возврата к  ситуации,  существовавшей
до  проведения залогового аукциона,  так как это не решает основных
проблем - предотвращения банкротства и поддержания функционирования
РАО "Норильский никель",  обеспечения жизнедеятельности Норильского
промышленного района и Таймырского (Долгано-Ненецкого)  автономного
округа.  Правительство  Российской  Федерации  в  настоящий  момент
сорвало  финансирование   Федеральной   инвестиционной   программы,
предусмотренной в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1996
год",  и не располагает  ресурсами в размере 4-5 трлн.  рублей  для
восстановления   оборотных   средств   РАО   "Норильский   никель",
поддержания минимально приемлемого уровня производства.
     На основании вышеизложенного Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять  к  сведению  отчет  Комиссии  и  считать ее работу
завершенной.
     2. Считать необходимым безусловное соблюдение срока запрета на
продажу  до  1  июля  1997  года  акций  РАО  "Норильский  никель",
закрепленных в федеральной собственности,  в соответствии с Указами
Президента Российской Федерации от 22 июля 1994  года  N  1535  "Об
основных    положениях   государственной   программы   приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской  Федерации
после  1  июля  1994  года" и от 11 мая 1995 года N 478 "О мерах по
обеспечению  гарантированного  поступления  в  федеральный   бюджет
доходов  от приватизации",  постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 сентября 1995 года N  949  "О  перечне  акционерных
обществ,  созданных в процессе приватизации, производящих продукцию
(товары,  услуги),  имеющую стратегическое значение для обеспечения
безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности акции
которых не подлежат досрочной продаже".
     3. Предложить Правительству Российской Федерации:
     неотложно разработать и осуществить совместно с администрацией
Красноярского  края и ОНЭКСИМ Банком комплекс первоочередных мер по
оздоровлению хозяйственной деятельности  РАО  "Норильский  никель",
преодолению   социальной   напряженности,  улучшению  экологической
обстановки,  погашению текущей задолженности перед  бюджетами  всех
уровней и по заработной плате;
     предусмотреть выделение причитавшихся по  условиям  залогового
аукциона  финансовых  средств в бюджеты Красноярского края и города
Норильска,  представить   график   выделения   этих   средств   для
информирования Государственной Думы;
     разработать совместно с соответствующими федеральными органами
исполнительной  власти,  руководством  РАО  "Норильский  никель"  и
ОНЭКСИМ Банком до  1  октября  1996  года  комплексную  федеральную
программу   экономического,   научно-технического   и   социального
развития РАО  "Норильский  никель"  и  территорий,  на  которых  он
расположен   (Норильский  промышленный  район,  Красноярский  край,
Таймырский   (Долгано-Ненецкий)   автономный   округ,    Мурманская
область).  Включить  указанную  федеральную  программу  в  перечень
федеральных  программ,  финансируемых   из   средств   федерального
бюджета;
     после принятия    соответствующих    законодательных     актов
разработать   и   реализовать  совместно  с  ОНЭКСИМ  Банком  схему
трансформации залога акций РАО "Норильский никель",  закрепленных в
настоящее время в федеральной собственности,  в форму долгосрочного
доверительного  управления  ОНЭКСИМ  Банком   или   соответствующей
финансово-промышленной группой,  в которой ОНЭКСИМ Банк выступает в
качестве  финансового   института.   До   решения   этого   вопроса
рассмотреть   возможность   внесения  соответствующих  изменений  в
залоговый договор.
     4. Предложить  Правительству Российской Федерации при передаче
в  долгосрочное  доверительное  управление  акций  РАО  "Норильский
никель",  находящихся в залоге,  учитывать следующие принципиальные
условия:
     обязательное сохранение    контрольного   пакета   акций   РАО
"Норильский  никель"  в  федеральной  собственности,   запрет   его
отчуждения   как   целиком,   так  и  по  частям,  пропорциональное
укрупнение (51 процент голосующих акций)  при  возможных  повторных
эмиссиях;
     создание эффективного   механизма    управления    федеральной
собственностью и контроля за ее использованием;
     выполнение обязательств по инвестициям (в размере не  менее  1
млрд. долларов США);
     погашение текущей задолженности РАО "Норильский никель"  перед
бюджетами  всех  уровней и по заработной плате,  создание в будущем
стабильного источника бюджетных поступлений;
     решение социально-экономических     проблем,    связанных    с
обеспечением жизнедеятельности региона в условиях Крайнего Севера.
     5. Поручить  Комитету  Государственной  Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности, Комитету Государственной
Думы  по  экономической политике,  Комитету Государственной Думы по
промышленности,  строительству,  транспорту  и  энергетике  создать
рабочую  группу  для  разработки  в  инициативном  порядке  проекта
федерального  закона  об  управлении  федеральной   собственностью,
завершить  доработку  Федерального  закона  "Об  отчуждении  акций,
закрепленных  в  федеральной  собственности"  для  его   повторного
рассмотрения Государственной Думой до конца 1996 года.
     6. Поручить Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам  и  финансам  при  рассмотрении  проекта федерального закона
федерального бюджета на 1997 год  внести  предложения  о  выделении
средств    для   реализации   комплексной   федеральной   программы
экономического,  научно-технического  и  социального  развития  РАО
"Норильский   никель"   и  территорий,  на  которых  он  расположен
(Норильский  промышленный  район,  Красноярский  край,   Таймырский
(Долгано-Ненецкий)    автономный    округ,   Мурманская   область),
предусмотрев  равные  возможности  по  формированию  доходной  базы
бюджетов  соответствующих  субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                            Г. Н. Селезнев

     Москва
     7 июня 1996 года
     N 442-II ГД

Информация по документу
Читайте также