Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.10.1996 № 775-II ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                 Об обращении Государственной Думы
            Федерального Собрания Российской Федерации
                "В связи с планами расширения НАТО"

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять   обращение   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации "В связи с планами расширения НАТО".
     2. Направить  указанное Обращение в Межпарламентскую Ассамблею
государств  -  участников  Содружества  Независимых  Государств   с
предложением рассмотреть его на ближайшей сессии Ассамблеи.
     3. Направить указанное Обращение  в  Организацию  Объединенных
Наций,   Парламентскую   Ассамблею   Совета  Европы,  Парламентскую
Ассамблею Организации по безопасности и  сотрудничеству  в  Европе,
Североатлантическую  Ассамблею,  парламенты государств - участников
Содружества Независимых Государств, государств - членов Организации
Североатлантического  договора  (НАТО),  государств  Центральной  и
Восточной Европы.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     25 октября 1996 года
     N 775-II ГД
     --------------------



                  ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 В связи с планами расширения НАТО

     Современная обстановка  в  Европе и во всем мире развивается в
направлении формирования нового международного порядка, основанного
на  отношениях  партнерства  и  сотрудничества  между государствами
Европы,  на активном участии в процессах разоружения,  контроля над
вооружениями, создания новой системы европейской безопасности.
     Двухполюсный мир,  в  котором  противостояли  друг  другу  два
лагеря,  стал достоянием истории. И это, очевидно, одно из наиболее
убедительных и серьезных достижений  мирового  сообщества.  Сегодня
необходимо  окончательно  отойти  от  стереотипов периода "холодной
войны",  изменить предназначение и характер структур,  которые были
созданы  в  этот  период на конфронтационной основе,  создать новые
механизмы международного взаимодействия.
     В этой связи с особой остротой встает вопрос о формировании на
континенте новой системы европейской  безопасности,  основанной  на
принципах неделимости безопасности, всеобъемлемости безопасности, с
учетом интересов всех европейских государств.
     Вместе с   тем   предпринимаются   попытки  подменить  процесс
развития общеевропейского сотрудничества процессом расширения  НАТО
на  Восток.  Безусловно,  НАТО  влияет на европейскую ситуацию.  Но
деятельность   НАТО   никак   не   может   считаться   единственным
определяющим фактором в системе общеевропейской безопасности.
     Расширение НАТО приведет к геополитическому  переделу  Европы.
Это  нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности,  создаст
новые разделительные линии и  барьеры  на  континенте.  Может  быть
воспроизведена ситуация, создавшаяся в Европе в начале 80-х годов в
результате  развертывания  ракет  средней  и   меньшей   дальности.
Возникает  опасность  первого  серьезного  кризиса  в  Европе после
окончания периода "холодной войны".
     Уже налицо  соперничество  в  очередности на вступление в НАТО
между "государствами-кандидатами".  Последствия этого соперничества
малопредсказуемы.       Проблемы      национальных      меньшинств,
неурегулированность   межгосударственных   споров,   претензии   на
пересмотр существующих границ способны взорвать ситуацию в Европе.
     В военном  плане  существенно   возрастет   боевой   потенциал
Объединенных   вооруженных   сил  НАТО.  С  принятием  даже  одного
государства Центральной или Восточной Европы  в  НАТО  определенные
Договором  об  обычных вооруженных силах в Европе уровни вооружений
для  НАТО  будут  значительно  превышены.  В  результате  указанный
Договор как международно-правовая гарантия ограничения вооружений и
контроля над вооружениями будет подорван.
     Может сложиться   ситуация,   аналогичная   периоду  "холодной
войны", когда группировки войск были развернуты друг против друга и
поддерживались в высокой степени боевой готовности.
     Военно-политические органы НАТО в любом  случае  должны  будут
выработать   новую   ядерную  политику  и  концепцию  использования
ядерного оружия  для  так  называемой  защиты  новых  членов  НАТО.
Несложно    предположить,    против    кого    будут   спланированы
широкомасштабные боевые действия с применением ядерного оружия.
     По оценкам экспертов, так называемый мягкий вариант расширения
НАТО,  предполагающий  только  развитие  военной  инфраструктуры  в
Центральной  и  Восточной  Европе,  обойдется  в несколько десятков
миллиардов долларов.
     Расширение НАТО  отвлечет  на  себя  как  в Западной,  так и в
Восточной Европе существенные средства,  которые могли бы пойти  на
решение  социальных,  экологических  проблем,  на  здравоохранение,
предотвращение  и  ликвидацию   последствий   стихийных   бедствий,
катастроф  техногенного  характера,  на  мероприятия  по  повышению
уровня безопасности атомных электростанций.
     Вместе с   тем   Государственная  Дума  Федерального  Собрания
Российской Федерации полагает,  что НАТО может внести свой вклад  в
формирование  новой  системы европейской безопасности и налаживание
отношений  нового  типа  между  государствами  Европы  при  условии
трансформирования  НАТО  из  военного  блока  в  один  из элементов
будущей  структуры  общеевропейской  безопасности.  Необходимо   не
только на словах,  но и на деле отказаться от стереотипов "холодной
войны" и политики двойных стандартов в подходе к любому государству
как субъекту международного права.  Давно созрели условия для того,
чтобы  задачей  вооруженных  сил  НАТО  являлась  не  подготовка  к
противоборству   по   линии  границы  с  Россией,  в  том  числе  с
применением ядерного оружия,  а подготовка к решению миротворческих
задач  под  эгидой  Организации Объединенных Наций и Организации по
безопасности и сотрудничеству  в  Европе.  На  военно-доктринальном
уровне  настало  время  прекратить  дальнейшее  наращивание  боевых
возможностей НАТО.
     Одним из  важнейших  направлений  формирования  новой  системы
европейской  безопасности  является  повышение   роли   Организации
Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в
Европе.  Имеются все возможности для того,  чтобы ускорить  процесс
укрепления  взаимодействия  всех  международных организаций в целях
создания единой системы безопасности XXI века.  Это относится как к
Содружеству  Независимых  Государств,  Совету Европы,  Европейскому
союзу, Западноевропейскому союзу, так и к НАТО.
     Новой системе европейской безопасности потребуется качественно
новое    международно-правовое    оформление,     предусматривающее
предоставление    соответствующих    гарантий   безопасности   всем
государствам Европы.
     Роль основополагающего   документа   при   формировании  новой
системы   европейской    безопасности    может    сыграть    хартия
общеевропейской    безопасности,   сопоставимая   по   значению   с
Заключительным актом Совещания по безопасности и  сотрудничеству  в
Европе, подписанным в городе Хельсинки 1 августа 1975 года.
     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  призывает  активно  включиться  в работу по формированию
новой   системы   европейской   безопасности   все    международные
парламентские  структуры,  в  том  числе Межпарламентскую Ассамблею
государств  -  участников   Содружества   Независимых   Государств,
Парламентскую  Ассамблею  Совета  Европы,  Парламентскую  Ассамблею
Организации   по   безопасности   и   сотрудничеству   в    Европе,
Североатлантическую   Ассамблею,  а  также  парламенты  европейских
государств.
     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  исходит  из   того,   что   конструктивным   вкладом   в
формирование новой системы европейской безопасности,  основанной на
неблоковом   принципе,   будет   создание   системы    коллективной
безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.
     Сознавая опасность   планов   расширения   НАТО   на   Восток,
Государственная  Дума  Федерального  Собрания  Российской Федерации
выражает надежду,  что парламенты европейских государств  -  членов
НАТО,  а  также  государств  Центральной и Восточной Европы,  в том
числе государств Прибалтики,  будут содействовать  пересмотру  этих
планов.   Государственная  Дума  призывает  парламенты  европейских
государств и международные  организации  быть  последовательными  в
реализации  позитивных возможностей,  открывающихся перед Европой и
мировым сообществом  в  результате  укрепления  доверия  в  военной
области,  отказа  от  конфронтации,  сокращения  ядерных  и обычных
вооружений.


     Москва
     25 октября 1996 года


                           ------------

Информация по документу
Читайте также