Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 05.12.1996 № 881-II ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


              О социальной защите и поддержке семьи,
                         детей и молодежи

     Обсудив информацию председателя Комитета Государственной  Думы
по   делам  женщин,  семьи  и  молодежи  А.В.Апариной  о  кризисном
положении   семьи,   детей   и   молодежи,   Государственная   Дума
Федерального   Собрания   Российской   Федерации  отмечает,  что  в
последние годы резко усиливаются негативные тенденции в  социальной
сфере.
     Продолжаются снижение  уровня  и  ухудшение   качества   жизни
абсолютного   большинства   семей.   Увеличивается   число   семей,
находящихся в особо  неблагоприятных  условиях,  резко  обостряется
социально-демографическая ситуация. Существенно ухудшается здоровье
граждан,  растет материнская и  детская  смертность,  увеличивается
число   больных   детей,   детей-инвалидов,  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей.
     Усугубляется социальная     дезадаптация,     растет     число
правонарушений  и  преступлений  в  детской  и  молодежной   среде.
Разрушается   система   воспитания   детей  и  молодежи,  снижаются
возможности     полноценного     начала     их      самостоятельной
жизнедеятельности.
     Не гарантируются   получение   общего   и    профессионального
образования,  условия  полноценной  жизни молодой семьи,  получение
жилья,   возможности   вступления   в    социально-профессиональную
деятельность.  Правительством  Российской  Федерации не принимаются
эффективные меры по социальной защите и поддержке прав и  интересов
семьи, детей и молодежи.
     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. В   законопроектной   деятельности   Государственной   Думы
признать  приоритетными подготовку и принятие законодательных актов
о социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи.
     2. При рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном
бюджете на 1997 год"  обратить  особое  внимание  на  необходимость
финансирования  в  приоритетном порядке социальной сферы,  в первую
очередь государственной поддержки семьи, детей и молодежи.
     3. Направить  в  Государственную комиссию Российской Федерации
по   разработке    программы    социальных    реформ    предложения
Государственной  Думы  о  мерах  по  социальной  защите и поддержке
семьи,  детей и  молодежи  для  включения  их  в  проект  программы
социальных   реформ  в  Российской   Федерации  на период 1996-2000
годов.
     4. Поручить   Счетной  палате  Российской  Федерации  провести
проверку  исполнения  федерального  бюджета  в  части  расходов  на
социальную   политику,   предусмотренных   пунктом   16  статьи  16
Федерального закона "О федеральном бюджете  на  1996  год",  и  при
выявлении  отклонений  от  установленных  показателей  федерального
бюджета провести анализ этих отклонений.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     5 декабря 1996 года
     N 881-II ГД
     ___________________



               IХ. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
             ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, ЖЕНЩИН, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

     1. В  последние  годы  принимались  меры социальной  поддержки
семьи,  женщин,  детей  и  молодежи,  в   том   числе   в   области
совершенствования  законодательства  по  защите  прав,  закреплению
гарантий   жизнеобеспечения,   получили   развитие   новые   методы
социальной поддержки,  расширился спектр предоставляемых социальных
услуг.
     Однако новая   система  социальных  гарантий  и  механизмы  их
реализации не  сформировались  в  полной  мере  и  не  обеспечивают
достаточную   защиту   в   ситуациях   социального   риска.  Усилия
направлялись в основном на поддержку лиц, уже оказавшихся в трудной
жизненной  ситуации,  меры  профилактики социального неблагополучия
развивались недостаточно.
     Как следствие,  продолжается  снижение уровня и качества жизни
большинства российских семей:  среди семей  с  детьми  доля  бедных
составляет около 50%, среди молодых семей - более 60%.
     Усиливаются неблагоприятные тенденции  в  отношении  женщин  в
различных      сферах     жизнедеятельности:     уменьшается     их
представительство  в  органах  государственной  власти,   снижается
конкурентоспособность  на  рынке труда,  ограничиваются возможности
получения  новой  работы,  около   4   млн.   женщин   работают   в
неблагоприятных, тяжелых и особо вредных условиях.
     Не обеспечивается  простое   воспроизводство   населения,  по-
прежнему   высокой   остается  смертность,  особенно  младенческая,
детская,  материнская,  мужчин   в   трудоспособном   возрасте   от
неестественных причин,  растет заболеваемость и инвалидность детей.
Ухудшается   здоровье   женщин,   в   том   числе   репродуктивное.
Увеличивается   число   разводов,   наблюдается   рост   социальной
дезадаптации, ухудшаются стартовые возможности детей и молодежи.
     В целом,   по  многим  показателям  условия  жизнедеятельности
семьи,   положение   женщин,    детей    и    молодежи     остаются
неблагополучными, что создает угрозу необратимых потерь физического
и   духовного   здоровья   населения   страны   и    предопределяет
необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации.
     2. В  перспективе  должна  быть  реализована  разработанная  и
утвержденная  среднесрочная  стратегия  действий  до  2000  года по
улучшению  положения  семьи,  женщин  и  детей  (Национальный  план
действий в интересах детей, Основные направления семейной политики,
План действий по улучшению положения женщин).
     Главными целями    государственной   социальной   политики   в
отношении семьи, женщин, детей и молодежи являются:
     обеспечение необходимых   условий  для  реализации  семьей  ее
экономической,       воспроизводящей,       воспитательной        и
культурно-психологической функций,  повышение  уровня  и  улучшение
качества жизни семей;
     создание благоприятных   условий   для  равноправного  участия
женщин  в  политической,  экономической,  социальной  и  культурной
жизни;
     обеспечение прав  детей   и   молодежи   на   их   полноценное
физическое,  интеллектуальное, нравственное и социальное развитие в
целом.
     Достижение этих    целей    предполагает   решение   следующих
приоритетных задач:
     обеспечение условий  для  преодоления  негативных  тенденций и
стабилизации материального положения российских  семей,  сокращение
масштабов  бедности  и  увеличение  помощи  нетрудоспособным членам
семьи;
     создание работникам,  имеющим детей, благоприятных условий для
сочетания   трудовой   деятельности    с    выполнением    семейных
обязанностей;
     кардинальное улучшение охраны здоровья семьи,  усиление помощи
семье в воспитании детей;
     укрепление правовой  защиты  детства,  поддержка   семьи   как
естественной  среды жизнеобеспечения и развития детей,  обеспечение
безопасного материнства и охраны здоровья детей, улучшение питания;
     усиление социальной поддержки детей и молодежи,  находящихся в
особо трудной жизненной ситуации;
     усиление профилактики отклоняющегося поведения, безнадзорности
и правонарушений в детской и молодежной среде:
     создание благоприятных условий для получения образования,  для
воспитания и развития детей и молодежи, их полноценного вхождения в
общественную жизнь и активного участия в ней.
     3. Для  достижения  поставленных  задач  в   числе   важнейших
предстоит реализовать следующие меры:
     В области поддержки семьи:
     совершенствование системы  государственных социальных гарантий
поддержки благосостояния семей с детьми;
     обеспечение условий   для    реализации    гражданами    своих
репродуктивных прав и планирования семьи;
     государственное стимулирование малого,  в том числе  семейного
предпринимательства,   различных   форм   самозанятости,   введение
долгосрочного  льготного  потребительского   кредитования   молодых
семей, семей с несовершеннолетними детьми;
     развитие новых социальных  технологий  поддержки  семьи:  сети
специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей
и молодежи,  расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в
том  числе  консультативных,  психотерапевтических  по  преодолению
неблагополучия,      выходу      из       кризисных       ситуаций,
социально-психологической адаптации к новым условиям;
     стимулирование развития   видов   добровольного   страхования,
особенно детей и молодежи,  направленных на создание дополнительных
возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее  жизненного
цикла,  реализация  мер  по  обеспечению  устойчивости и надежности
страховых систем в выполнении страховых обязательств.
     В области улучшения положения женщин:
     создание условий   для  обеспечения  безопасного  материнства:
медико-санитарная  помощь  и  охрана  здоровья  женщин   во   время
беременности,  в  период  родов  и  послеродовом  периоде,  включая
грудное вскармливание;
     завершение к 2000 году вывода женщин с тяжелых работ и работ с
вредными условиями труда;
     обеспечение конкурентоспособности   женской  рабочей  силы  на
рынке труда, содействие занятости женщин, усиление государственного
контроля  за  соблюдением  законодательства  о  правах  и гарантиях
работающих женщин;
     совершенствование системы    профессиональной   подготовки   и
переподготовки женщин, имеющих пониженную конкурентоспособностью на
рынке труда;
     совершенствование условий   совмещения   профессиональных    и
семейных обязанностей работающим, имеющим детей;
     формирование системы  государственных  мер  по  предотвращению
насилия в отношении женщин, социальной реабилитации пострадавших от
жестокого обращения и насилия;
     реализация мер по обеспечению более широкого представительства
женщин в органах государственной власти.
     В области улучшения положения детей:
     безусловная реализация и укрепление государственных социальных
гарантий жизнеобеспечения детей,  в первую очередь на бесплатную  и
всестороннюю   медицинскую   помощь,   охрану  здоровья  детей,  на
социальную поддержку и защиту, на бесплатное дошкольное, начальное,
общее,  полное  среднее,  среднее  профессиональное образование,  а
также на общедоступное дополнительное образование;
     совершенствование системы    пособий    на   детей,   усиление
адресности их предоставления в зависимости от уровня доходов  семьи
с    одновременным  приближением  размера  пособия  к  прожиточному
минимуму;
     расширение доступности,  обеспечение  условий  круглогодичного
отдыха  и  оздоровления  детей,   включая   восстановление   службы
оздоровления, санаторно-курортного лечения подростков;
     создание дополнительных гарантий по социальной реабилитации  и
адаптации детей,  находящихся в трудной жизненной ситуации (в т. ч.
детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей -
жертв  военных  конфликтов,  экологических и техногенных катастроф,
детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев,  детей Севера и
приравненных к нему территорий и других);
     сокращение масштабов   социального    сиротства,    расширение
государственной  поддержки  новых  форм семейного воспитания детей,
лишившихся   родительского   попечения    (попечительские    семьи,
воспитательные семьи и другие);
     создание эффективной  системы   профилактики   безнадзорности,
наркомании и правонарушений несовершеннолетних,  системы социальной
поддержки детей,  находящихся в трудной жизненной ситуации, включая
социально    дезадаптированных   детей,   детей   с   ограниченными
возможностями;
     формирование государственной  концепции  и программ воспитания
подрастающего поколения;
     расширение системы  государственных  мер по реализации до 2000
года Национального плана действий в интересах детей;
     разработка и  принятие  законодательных и нормативных актов по
определению приоритетов государственной политики по защите  прав  и
интересов детей.
     В области поддержки молодежи:
     разработка и поэтапное внедрение различных форм  долгосрочного
кредитования   молодежи   и   молодых   семей   в  целях  получения
образования,  поддержки деловой активности,  решения первоочередных
бытовых проблем;
     формирование правовых   основ   и   системы    государственной
поддержки  и  экономического стимулирования строительства жилья для
молодежи и  молодых  семей  путем  предоставления  субсидий,  ссуд,
долгосрочных    кредитов,   привлечения   внебюджетных   источников
финансирования,   содействия   деятельности    обществ    взаимного
кредитования застройщиков;
     разработка и      реализация      долгосрочной       программы
социально-экономической поддержки молодых и малообеспеченных семей;
     совершенствование системы   профессиональной   ориентации    и
начальной    профессиональной   подготовки   молодежи,   содействие
трудоустройству  и  занятости   молодежи,   поддержка   молодежного
предпринимательства и самозанятости;
     создание дополнительных гарантий по государственной  поддержке
детско-подростковых  и молодежных клубов и центров,  по возрождению
духовной и нравственной культуры молодежи;
     поддержка художественного  и  научно-технического творчества и
самодеятельности  молодежи,  развитие  массовых  видов   спорта   и
туризма, совершенствование системы социального обслуживания, отдыха
и оздоровления;
     развитие и  поддержка  различных  форм духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания;
     расширение системы  государственных мер по поддержке детских и
молодежных объединений, по расширению программы "Молодежь России";
     совершенствование законодательной        базы       реализации
государственной молодежной политики.
     4. Решение    поставленных   задач   требует   принятия   ряда
существенных  мер  по   совершенствованию   механизмов   реализации
социальной политики в интересах семьи,  женщин, детей и молодежи, в
том числе:
     увеличение в   федеральном   бюджете   целевых   расходов   на
мероприятия  по  социальной  поддержке  семьи,  женщин,   детей   и
молодежи,   обеспечение   защищенности   финансирования   важнейших
мероприятий в этой сфере;
     повышение эффективности    выделяемых    средств    путем   их
концентрации  на  наиболее  важных  и  приоритетных   направлениях,
недопущение распыляемости выделяемых финансовых ресурсов:
     создание резервного бюджетного фонда поддержки  материнства  и
детства,  определение  источников  его финансирования, пополнения и
основных направлений расходования;
     создание благоприятных условий для более полного использования
возможностей  негосударственного  сектора   для   решения   проблем
улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;
     закрепление норм по  обеспечению  жизненно  важных  социальных
гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах,
регулирующих  распределение  полномочий   органов   государственной
власти  и взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов
федерации;
     осуществление государственной экспертизы принимаемых решений с
позиций влияния на  положение  семьи,  женщин,  детей  и  молодежи,
предусмотрев   при   необходимости  принятие  превентивных  мер  по
предотвращению или смягчению  возможных  отрицательных  последствий
для семьи, детей, женщин и молодежи;
     совершенствование законодательства по защите прав и  интересов
семьи, женщин, детей и молодежи.

         К разделу Х. Реформы в отраслях социальной сферы

                       10.2 Здравоохранение

     Реформирование здравоохранения   в   указанных    направлениях
требует  разработки  соответствующей  законодательной и нормативной
базы:
     принятие федеральных  законов,  регламентирующих основные виды
деятельности здравоохранения,  таких как "О государственной системе
здравоохранения",     "Об     основах     муниципальной     системы
здравоохранения",  "О частной системе здравоохранения",  "О  правах
пациента"",  "О лекарственных средствах", "О минимальном социальном
стандарте  обеспечения  детей  медико-социальной  и   лекарственной
помощью";
     осуществление мер  по  совершенствованию  законодательства   в
части  создания  правовых  и  экономических  механизмов обеспечения
санитарно-эпидимиологического  благополучия  населения,   повышения
управляемости  и  улучшения финансирования здравоохранения,  личной
заинтересованности граждан в укреплении своего здоровья;
     введение минимальных   государственных  социальных  стандартов
обеспечения населения медико-санитарной  и  лекарственной  помощью,
порядка  формирования  инвестиций  на  их реализацию и установление
ответственности субъектов,  принимающих участие  в  финансировании,
организации медицинской помощи.

     Реализация в  полной  мере  намеченных  мероприятий   позволит
повысить     качество     медицинского     обслуживания,    снизить
заболеваемость,  инвалидизацию  и  смертность  населения,  улучшить
эпидемиологическую ситуацию в стране.


                           ____________



    Предложения Комитета Государственной Думы по делам женщин,
   семьи и молодежи в план мероприятий Правительства  Российской
 Федерации по реализации  Программы социальных реформ в Российской
 Федерации на период 1996-2000 годов (законодательное обеспечение
  раздела IХ "Реформирование системы социальной поддержки семьи,
                    женщин, детей и молодежи")

+--------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ NN ¦   Содержание мероприятия   ¦Наименование проекта законода-  ¦Срок представле-¦  Федеральные ор-   ¦
¦п.п.¦                            ¦тельного или иного правового ак-¦ния             ¦ ганы - ответствен- ¦
¦    ¦                            ¦та                              ¦                ¦   ные исполнители  ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------------------+

 1.   Создание комплексной си-     Федеральный  закон  "Об основах  декабрь 1998 г.  Депутаты ГД со-
      стемы социального обслужи-   государственной  семейной поли-                   вместно с Прави-
      вания семьи, женщин и детей, тики"                                             тельством РФ
      оказавшихся в сложной жиз-
      ненной ситуации              "Об основах государственной под- июль 1998 г.     -"-
                                   держки семьи"

                                   "О  государственной  поддержке   июль  1997 г.    Депутаты ГД
                                   многодетных семей"

                                   "Об основах социально-правовой   1997 г.          Депутаты ГД
                                   защиты членов семьи, пострадав-
                                   ших от насилия"

 2.   Создание законодательной     Федеральный  закон  "О равных    1998 г.          Депутаты ГД со-
      базы для соблюдения консти-  правах и  равных возможностях                     вместно с Прави-
      туционного положения о ра-   мужчин и женщин"                                  тельством РФ
      венстве полов

 3.   Совершенствование условий    Федеральный закон "О ратифика-   1997 г.          Депутаты ГД
      совмещения профессиональ-    ции Конвенции МОТ N 156 "О рав-
      ных и семейных обязанностей  ном обращении и равных возмож-
      работающим, имеющим де-      ностях для трудящихся мужчин и
      тей; создание предпосылок    женщин: трудящиеся с семейными
      повышения конкурентоспо-     обязанностями"
      собности женщины на рынке
      труда

 4.   Создание правовой основы,    Федеральный закон "О репродук-   1997 г.          Депутаты ГД
      обеспечивающей возмож-       тивных правах граждан и гаранти-
      ность получения гражданами   ях их осуществления"
      услуг по свободному осу-
      ществлению своих репродук-
      тивных прав, укреплению
      репродуктивного здоровья и
      планированию семьи

 5.   Совершенствование государ-   Федеральный закон "Об основах    1997 г.          Депутаты ГД со-
      ственной социальной поли-    государственной политики по за-                   вместно с Правитель-
      тики по обеспечению выжи-    щите прав ребенка"                                ством РФ
      вания, защиты и развития
      детей.                       Федеральный закон "О дополни-    1996-1997 г.     Депутаты ГД со-
      Определение правовых основ   тельных гарантиях по социальной                   вместно с Правитель-
      государственной политики по  защите детей-сирот и детей,                       ством РФ
      защите прав и в интересах    оставшихся без попечения родите-
      детей                        лей"

                                   Федеральный закон "О дополни-    1996 г.          Депутаты ГД
                                   тельных социальных гарантиях по
                                   защите детей- инвалидов и инва-
                                   лидов с детства"

                                   Федеральный закон "Об охране     1997 г.          Депутаты ГД со-
                                   здоровья детей в Российской Фе-                   вместно с Правитель-
                                   дерации"                                          ством РФ

                                   Федеральный закон "О государ-    1997 г.          Депутаты ГД со-
                                   ственной системе защиты прав не-                  вместно с Правитель-
                                   совершеннолетних  и профилакти-                   ством РФ
                                   ки их безнадзорности и правона-
                                   рушений"

                                   Федеральный  закон  "О  государ- 1997 г.          Депутаты ГД со-
                                   ственной поддержке и деятель-                     вместно с Правитель-
                                   ности  детско-подростковых клу-                   ством РФ
                                   бов и центров"

 6.   Определение правовых основ   Федеральный закон "О государ-    1997 г.          Депутаты ГД со-
      государственной молодежной   ственной поддержке одаренных                      вместно с Правитель-
      политики, совершенствова-    детей и молодежи"                                 ством РФ
      ние мер по государственной
      поддержке различных кате-    Федеральный закон "О социаль-    1997 г.          Депутаты ГД со-
      горий молодежи.              ной службе для детей и молодежи"                  вместно с Правитель-
                                                                                     ством РФ
                                                                                     (Роскоммолодежи,
                                                                                     Министерство труда
                                                                                     и социального разви-
                                                                                     тия)

                                   Федеральный закон "Об основах    1997 г.          -"-
                                   государственной молодежной по-
                                   литики"

                                   Федеральный закон "Об основах    1997 г.          -"-
                                   государственной молодежной жи-
                                   лищной политики"

                                   Федеральный закон "О социаль-    1997 г.          Депутаты ГД со-
                                   ных гарантиях учащимся и вы-                      вместно с Прави-
                                   пускникам образовательных уч-                     тельством РФ
                                   реждений начального, среднего и                   (Министерство
                                   высшего профессионального обра-                   общего и профес-
                                   зования"                                          сионального обра-
                                                                                     зования)

                                   Федеральный закон "О государ-    1997 г.          Депутаты ГД
                                   ственной поддержке молодежных
                                   семей"

                                   "Об альтернативной гражданской   1996-1997 г.     -"-
                                   службе"


                           ____________

Информация по документу
Читайте также