Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.12.1996 № 01-266/16-12

        О ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ И ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
          ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
           МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ
                          ИСКУССТВА

     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     23.12.96 N 01-266/16-12

     В связи с проведением лицензирования, аттестации и аккре-
дитации государственных и муниципальных музыкальных, художест-
венных, хоровых,  хореографических,  театральных школ и других
школ искусств,  (ниже  -  "школ искусств") экспертные комиссии
требуют соответствия  образовательных  программ,   реализуемых
этими образовательными учреждениями, государственным образова-
тельным стандартам.
     Министерство разъясняет, что обучение детей, подростков и
взрослых в школах искусства  государственных  и  муниципальных
органов управления культуры не сопровождается повышением уров-
ня их образования. Профессиональная подготовка особо одаренных
учащихся в  школах  искусств  имеет целью предоставить им воз-
можность продолжения образования  в  средних  профессиональных
образовательных учреждениях искусства и культуры.
     В связи с этим Министерство направляет примерные  учебные
планы детской   музыкальной,   художественной  школы  и  школы
искусств, традиционно применяемые  в  педагогической  практике
этих образовательных учреждений. Согласно Типовому положению о
государственной, муниципальной школе искусств (утверждено при-
казом Минкультуры  России от 04.09.95 г.  N 617),  организация
образовательного процесса в  школе  искусств  регламентируется
учебными планами,   годовым  календарным  учебным  графиком  и
расписанием занятий разрабатываемыми  и  утверждаемыми  школой
самостоятельно и согласованными с органами управления культуры
по подчиненности школы. Следовательно, школа искусства в соот-
ветствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" имеет
право адаптировать рекомендованные учебные планы  к  самостоя-
тельной организации  педагогического  процесса  (по договорен-
ности с учредителем).  Учебные планы инструментальных  классов
предусматривают возможность обучения детей игре на музыкальном
инструменте с любым из указанных сроков (7(8) лет; (5(6) лет в
зависимости от  возраста учащегося и других его индивидуальных
особенностей. Каждый педагогический коллектив  (дирекция  сов-
местно с  педсоветом) самостоятельно устанавливает необходимые
педагогические и концертмейстерские  учебные часы помимо  тех,
которые уже предусмотрены в учебном плане (так же как,  напри-
мер, часы,  необходимые на проведение сводных занятий  оркест-
ров, ансамблей, хоров, предметов по выбору).
     В учебном плане подготовительных групп  традиционно  пре-
дусматривается еженедельное  проведение занятий по сольфеджио,
ритмике, хору и музыкальному инструменту.  Директора (педсове-
ты) школ  искусств  самостоятельно определяют количество часов
по этим дисциплинам и наполняемость  групп  в  зависимости  от
местных условий,  педагогического опыта,  при этом общий объем
учебной нагрузки не должен превышать 5 часов в неделю в расче-
те на одного ученика.
     Учебные программы  по  перечисленным  в  учебных   планах
дисциплинам, утвержденные  и рекомендованные Минкультуры СССР,
РСФСР, кафедрами ведущих вузов  искусства  и  культуры,  могут
служить примерными  образцами,  придерживаясь  которых,  руко-
водство школ искусств,  педагогические советы, самостоятельно,
с учетом  известных  достижений педагогической мысли,  сложив-
шейся практики,  местных традиций и экзаменационных требований
для поступающих в средние профессиональные образовательные уч-
реждения культуры и искусства, разрабатывают и утверждают раз-
личные учебные программы. Все учебные планы и программы должны
свободно приспосабливаться  к  индивидуальным  способностям  и
склонностям учащихся  -  обеспечивать  развитие разносторонней
творческой одаренности детей и подростков,  их  общее  эстети-
ческое воспитание,  а  также  профессиональную  направленность
учащихся, изъявивших желание (и проявивших способность) посту-
пить в специальные образовательные учреждения.
     Министерство культуры России готово рассмотреть  и  реко-
мендовать к  практическому  применению авторские учебные прог-
раммы, будут приниматься  меры  к  систематической  подготовке
учебных программ для школ искусств в учреждениях Министерства.

     Заместитель Министра                      В.П.Демин

                                           Приложение
                                 к ЦП Министерства культуры РФ
                                 от 23.12.96 N 01-266/16-12

                ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ
     МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ, ШКОЛЫ ИСКУССТВ


       ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
           (музыкального отделения школы искусств)

                   Инструментальные классы

                                       Срок обучения: 7(8) лет
--------------------------------------------------------------
NN ¦Наименова- ¦Количество учебных часов в неделю  ¦Экзамены
п/п¦ние пред-  ¦-----------------------------------¦проводятся
   ¦метов      ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦  *¦       ¦в классах
   ¦           ¦ I ¦II ¦III¦ IV¦ V ¦ VI¦VII¦ VIII  ¦
--------------------------------------------------------------
 1 ¦Музыкальный¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
   ¦инструмент ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦   2   ¦VII, VIII
   ¦           ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
 2 ¦Сольфеджио ¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦   2   ¦VII, VIII
   ¦           ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
 3 ¦Хор, ор-   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
   ¦кестр, ан- ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
   ¦самбли**   ¦ 1 ¦ 1 ¦1,5¦1,5¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦   -   ¦
   ¦           ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
 4 ¦Музыкальная¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
   ¦литература ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦   -   ¦
   ¦           ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
 5 ¦Предмет по ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦       ¦
   ¦выбору***  ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦   1   ¦
--------------------------------------------------------------
     ВСЕГО:     5,5 5,5  6   7  8,5 8,5 8,5    5**

------------------------
     * Выпускники VII класса могут считаться закончившими пол-
ный курс школы искусств.  В VIII класс  по  решению  дирекции,
педсовета зачисляются   учащиеся,   проявившие  способности  и
склонность к продолжению профессионального образования.
     ** По  решению  дирекции,  педсовета,  с учетом пожеланий
учащегося, родителей,  может увеличиваться  время  на  занятия
специальным предметом или в оркестре, ансамбле.
     *** Примерный  перечень  предметов  по  выбору:  ритмика,
ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация,
сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.
     Предметы по выбору,  с учетом пожеланий учащихся (родите-
лей), утверждаются дирекцией (педсоветом).

     Примечания к  учебному  плану  "Инструментальные  классы.
Срок обучения - 7(8) лет".
     1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной
литературе и ритмике в среднем 10 человек;  в школах с контин-
гентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х язы-
ках допускается  состав  групп по этим же предметам от 5 чел.;
по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение
групп по сольфеджио,  теории,  гармонии (от 5 чел.) профессио-
нально перспективных учащихся.
     Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по
оркестру и ансамблю в среднем 6 чел.
     2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора,  предусмот-
ренных учебным планом,  1 раз  в  месяц  проводятся  2-часовые
сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и
старшего).
     3. Помимо педагогических часов,  указанных в учебном пла-
не, необходимо предусмотреть:
     педагогические часы  для  проведения  сводных занятий ор-
кестра, хоров и ансамблей;
     концертмейстерские часы:
     для проведения групповых занятий с хорами в  соответствии
с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);
     для проведения занятий по предметам "музыкальный  инстру-
мент" (кроме фортепьяно,  баяна,  аккордеона, арфы, гитары) из
расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;
     для проведения занятий по предметам по выбору.

                   Инструментальные классы

                                       Срок обучения: 5(6) лет
---------------------------------------------------------------
NN  ¦Наименование   ¦Количество учебных часов в    ¦Экзамены
п/п ¦предметов      ¦       неделю                 ¦проводятся
    ¦               ¦------------------------------¦в классах
    ¦               ¦ I  ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V* ¦ VI ¦
--------------------------------------------------------------
 1. ¦Музыкальный ин-¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
    ¦струмент       ¦ 2  ¦ 2  ¦  2  ¦ 2  ¦ 2  ¦ 2  ¦ V, VI
    ¦               ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
 2. ¦Сольфеджио     ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5  ¦1,5 ¦1,5 ¦ 2  ¦ V, VI
    ¦               ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
 3. ¦Хор, оркестр,  ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
    ¦ансамбли       ¦ 1  ¦1,5 ¦  3  ¦ 3  ¦ 3  ¦ ** ¦
    ¦               ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
 4. ¦Музыкальная ли-¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
    ¦тература       ¦ -  ¦ 1  ¦  1  ¦ 1  ¦ 1  ¦ -  ¦
    ¦               ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
 5. ¦Предмет по вы- ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
    ¦бору***        ¦ 1  ¦ 1  ¦  1  ¦ 1  ¦ 1  ¦ 1  ¦
    ¦---------------------------------------------------------
     ВСЕГО:          5,5   7    8,5  8,5   8,5  5**¦
    -------------------------
     * Выпускники V класса могут считаться закончившими полный
курс школы искусств. В VI класс по решению дирекции, педсовета
зачисляются учащиеся,  проявшившие способности и склонность  к
продолжению профессионального образования.

     ** По  решению  дирекции,  педсовета,  с учетом пожеланий
учащегося, родителей,  может увеличиваться  время  на  занятия
специальным предметом или в оркестре, ансамбле.

     *** Примерный  перечень  предметов  по  выбору:  ритмика,
ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация,
сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.
     Предметы по выбору,  с учетом пожеланий учащихся (родите-
лей), утверждаются дирекцией (педсоветом).

     Примечания к  учебному  плану  "Инструментальные  классы.
Срок обучения - 5(6) лет".
     1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной
литературе и ритмике в среднем 6 человек;  в школах с  контин-
гентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х язы-
ках допускается состав групп по этим же предметам от  5  чел.;
по решению  дирекции и педсовета с III класса возможно выделе-
ние групп по сольфеджио,  теории,  гармонии (от 3  чел.)  про-
фессионально перспективных учащихся.
     Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по
оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.
     2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора,  предусмот-
ренных учебным  планом,  1  раз  в  месяц проводятся 2-часовые
сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и
старшего).
     3. Помимо педагогических часов,  указанных в учебном пла-
не, необходимо предусмотреть:
     педагогические часы для проведения  сводных  занятий  ор-
кестра, хоров и ансамблей;
     концертмейстерские часы:
     для проведения  групповых занятий с хорами в соответствии
с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);
     для проведения  занятий по предметам "музыкальный инстру-
мент" (кроме фортепьяно,  баяна,  аккордеона, арфы, гитары) из
расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;
     для проведения занятий по предметам по выбору.

       ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
           (музыкального отделения школы искусств)
                        Хоровой класс

                                        Срок обучения 7(8) лет
--------------------------------------------------------------
NN  ¦Наименование  ¦Количество учебных часов в        ¦Экзаме-
п/п ¦ предметов    ¦       неделю                     ¦ны про-
    ¦              ¦----------------------------------¦водятся
    ¦              ¦ I ¦II ¦III¦ IV ¦ V ¦VI ¦VII*¦VIII¦в клас-
    ¦              ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦сах
----¦--------------¦---¦---¦---¦----¦---¦---¦----¦----¦-------
 1. ¦Хор           ¦3,5¦3,5¦3,5¦3,5 ¦3,5¦3,5¦3,5 ¦3,5 ¦
    ¦              ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦
 2. ¦Сольфеджио    ¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5 ¦1,5¦1,5¦1,5 ¦1,5 ¦VII,VIII
    ¦              ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦
 3. ¦Музыкальный   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦
    ¦инструмент    ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1  ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1  ¦ 2  ¦
    ¦              ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦
 4. ¦Музыкальная   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦
    ¦литература    ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1  ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1  ¦ -  ¦
    ¦              ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦
 5. ¦Предмет по    ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦
    ¦выбору***     ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1  ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1  ¦ 1  ¦
    ¦---------------------------------------------------------
     ВСЕГО:          7   7   7   8    8   8   8    8
    ---------------------
     * Выпускники VII класса могут считаться закончившими пол-
ный курс школы искусств.  В VIII класс  по  решению  дирекции,
педсовета зачисляются   учащиеся,   проявившие  способности  и
склонность к продолжению профессионального образования.

     ** Примерный  перечень  предметов  по  выбору:   ритмика,
ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация,
сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.
     Предметы по выбору,  с учетом пожеланий учащихся (родите-
лей), утверждаются дирекцией (педсоветом).

     Примечания к учебному плану "Хоровой класс. Срок обучения
- 7(8) лет".
     1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной
литературе и ритмике в среднем 10 человек;  в школах с контин-
гентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х язы-
ках допускается  состав  групп по этим же предметам от 5 чел.;
по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение
групп по сольфеджио,  теории,  гармонии (от 5 чел.) профессио-
нально перспективных учащихся.
     Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по
оркестру и ансамблю в среднем 6 чел.
     2. Время, отведенное по учебному плану на хор, может быть
использовано как на групповые,  так и  на  сводные  занятия  в
соответствии с планом работы хорового отдела.
     3. Помимо педагогических часов,  указанных в учебном пла-
не, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:
     для проведения групповых занятий с хорами по группам и на
сводные занятия;
     для проведения занятий по предметам по выбору.

                     ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
        детской художественной школы и художественного
               отделения детской школы искусств
--------------------------------------------------------------
NN  ¦Наименование   ¦Количество учебных часов ¦Итого- ¦Экзаме-
п/п ¦предметов      ¦        в неделю         ¦вые    ¦национ-
    ¦               ¦                         ¦прос-  ¦ные
    ¦               ¦                         ¦мотры  ¦просмот-
    ¦               ¦                         ¦       ¦ры
    ¦               ¦-----------------------------------------
    ¦               ¦  I ¦ II ¦III ¦ IV ¦  V  ¦В классах
--------------------------------------------------------------
 1. ¦Рисунок        ¦  3 ¦ 3  ¦ 4  ¦ 4  ¦  3  ¦I,II,III¦IV,V
    ¦               ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
 2. ¦Живопись       ¦  3 ¦ 3  ¦ 3  ¦ 3  ¦3/0* ¦I,II,III¦IV,V
    ¦               ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
 3. ¦Композиция**   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
    ¦(станковая/    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
    ¦прикладная)    ¦2/1 ¦2/1 ¦2/1 ¦2/1 ¦ 2/1 ¦I,II,III¦IV,V
    ¦               ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
 4. ¦Скульптура     ¦  2 ¦ 2  ¦ 1  ¦ 1  ¦ 0/3 ¦I,II,III¦IV,V
    ¦               ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
 5. ¦История изобра-¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
    ¦зительного     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
    ¦искусства      ¦  1 ¦ 1  ¦ 1  ¦ 1  ¦  -  ¦Собеседование
    ¦               ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
 6. ¦Предмет по     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦        ¦
    ¦выбору         ¦  1 ¦ 1  ¦ 1  ¦ 1  ¦  4  ¦    IV  ¦   V
--------------------------------------------------------------
     ВСЕГО:           13  13   13   13    13

     УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА:
     (2 недели еже-
     годно, на группу) 28  28  28   28

     * По  желанию  учащихся  в  V классе разрешается заменить
предмет "живопись" на "скульптуру".

     ** По решению дирекции и педсовета часы станковой и прик-
ладной композиции могут быть переставлены. По желанию учащихся
в V классе могут проводиться занятия только по  станковой  или
прикладной композиции.

                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к типовому учебному плану детской художественной школы
      и художественного отделения детской школы искусств

     1. В  1 класс детской художественной школы и художествен-
ного отделения детской школы искусств принимаются  дети  10-12
лет. Срок обучения в школе - 4(5) лет.  Первые 4 года - основ-
ной курс обучения,  5 год - класс профориентации.  В него  за-
числяются учащиеся,  проявившие профессиональные способности и
склонность к продолжению художественного образования по  реше-
нию руководства школы и педагогического совета.
     Количественный состав групп в 1-4 классах -  10-15  чело-
век, в малонаселенных пунктах - от 8 до 15 человек.  Количест-
венный состав групп в 5 классе 6-9 человек,  в  малонаселенных
пунктах - от 4 до 7 человек.
     2. Предмет по выбору (отдельные предметы учебного  плана,
предметы профориентации)  определяется  администрацией школы и
педсоветом и утверждается до начала учебного года.  В 5 классе
разрешается распределение  времени,  отведенного на предмет по
выбору, между несколькими предметами, предусмотренными учебным
планом.
     По желанию учащихся и их родителей директор  школы  имеет
право освобождать учащихся от занятий предметом по выбору, од-
нако без изменения размера платы за обучение.
     3. Учебная  практика проводится в форме пленэра в течение
2 недель в летний или осенний период. Она может быть рассредо-
точена на протяжении всего учебного года. В школах, ориентиро-
ванных на преподавание прикладного искусства,  в особенности -
расположенных в  центрах  народных  художественных  промыслов,
часть учебной практики (пленэра) может быть заменена на  прак-
тические занятия по прикладному искусству - на производстве, в
мастерских школы и т.д.
     4. Для  учащихся  второй  смены общеобразовательной школы
количественный состав групп определяется школой (не менее  4-х
человек), при сохранении количества групп по школе в целом.
     5. При ДХШ и ДШИ,  по решению администрации,  могут  быть
организованы подготовительные группы на основе самоокупаемости
со сроком обучения 1-4 года (см.ниже!).
     Для учащихся, желающих продолжить занятия после окончания
основного курса обучения или класса профориентации,  при ДХШ и
ДШИ могут  создаваться  вечерние классы со сроком обучения 1-3
года на основе самоокупаемости (см.ниже).
     6. Сроки начала и окончания учебного года, каникул должны
совпадать со сроками, устанавливаемыми для общеобразовательных
школ (следует также учитывать время проведения учебной практи-
ки).
     7. Текущий  просмотр  учебных  работ проводится по итогам
каждого полугодия,  итоговый - в конце учебного года и экзаме-
национный просмотр - по итогам 4 и 5 классов.
     8. Количество часов на оплату натуры определяется учебны-
ми программами (не более 30%  от учебного времени, отведенного
на каждый предмет).
     Задачами класса профориентации являются:
     целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в  ху-
дожественные и художественно-промышленные училища;
     подготовка к  работе  на  предприятиях,  требующей  соот-
ветствующей художественной грамотности.
     Учащимся, успешно завершившим занятия на  основном  курсе
обучения (1-4  классы),  выдается  свидетельство  об окончании
школы, а прошедшим обучение в 5 классе и сдавшим  экзамены,  в
свидетельство вносится  соответствующая  запись  об  окончании
класса профориентации.


                     ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
   детской художественной школы и художественного отделения
     детской школы искусств (подготовительное отделение)

                                        Срок обучения 1-4 года
--------------------------------------------------------------
NN  ¦Наименование      ¦Количество часов в неделю¦Итоговые
п/п ¦предметов         ¦-------------------------¦просмотры
    ¦                  ¦     год обучения        ¦
    ¦                  ¦  1     2      3      4  ¦
    ¦                  ¦--------------------------------------
    ¦                  ¦  I  ¦  II  ¦ III  ¦  IV ¦Год обучения
--------------------------------------------------------------
 1. ¦Изобразительное   ¦     ¦      ¦      ¦     ¦
    ¦искусство         ¦  2  ¦  2   ¦  2   ¦  3  ¦1, 2, 3, 4
    ¦                  ¦     ¦      ¦      ¦     ¦
 2. ¦Лепка             ¦  1  ¦  2   ¦  1   ¦  1  ¦1, 2, 3, 4
    ¦                  ¦     ¦      ¦      ¦     ¦
 3. ¦Декоративно-прик- ¦     ¦      ¦      ¦     ¦
    ¦ладное искусство  ¦  1  ¦  1   ¦  1   ¦  1  ¦1, 2, 3, 4
    ¦                  ¦     ¦      ¦      ¦     ¦
 4. ¦Предмет по выбо-  ¦     ¦      ¦      ¦     ¦
    ¦ру**              ¦  2  ¦  3   ¦  3   ¦  3  ¦1, 2, 3, 4
    ----------------------------------------------------------
     ВСЕГО:               6     7      7      8

     * Срок обучения определяется администрацией школы (в пре-
делах 1-4 лет).

     ** Предмет по выбору определяется администрацией школы  и
педсоветом (отдельные предметы учебного плана, предметы профо-
риентации и др.) и утверждается до начала учебного года.


                     ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
   детской художественной школы и художественного отделения
          детской школы искусств (вечерние классы)*

                                        Срок обучения 1-3 года
--------------------------------------------------------------
NN  ¦Наименование      ¦Количество часов в неделю¦Итоговые
п/п ¦предметов         ¦-------------------------¦просмотры
    ¦                  ¦    1   ¦   2   ¦   3    ¦
    ¦                  ¦--------------------------------------
    ¦                  ¦    I   ¦  II   ¦  III   ¦Год обучения
--------------------------------------------------------------
 1. ¦Рисунок           ¦    2   ¦   2   ¦   2    ¦1, 2, 3
    ¦                  ¦        ¦       ¦        ¦
 2. ¦Живопись**        ¦  2/0   ¦  2/0  ¦  2/0   ¦1, 2, 3
    ¦                  ¦        ¦       ¦        ¦
 3. ¦Композиция***     ¦        ¦       ¦        ¦
    ¦(станковая/       ¦        ¦       ¦        ¦
    ¦ прикладная)      ¦  1/1   ¦  1/2  ¦  1/1   ¦1, 2, 3
    ¦                  ¦        ¦       ¦        ¦
 4. ¦Скульптура        ¦  0/2   ¦  0/2  ¦  0/2   ¦1, 2, 3
    ¦                  ¦        ¦       ¦        ¦
 5. ¦Предмет по выбо-  ¦        ¦       ¦        ¦
    ¦ру****            ¦   3    ¦   3   ¦   3    ¦   3
--------------------------------------------------------------
     ВСЕГО:                9        9       9

     * Срок обучения определяется администрацией школы (в пре-
делах 1-3 лет)

     ** По желанию учащихся разрешается заменять предмет ЖИВО-
ПИСЬ на СКУЛЬПТУРУ

     *** Администрация школы  имеет  право  проводить  занятия
только по станковой или только по прикладной композиции

     **** Предмет  по выбору (отдельные предметы учебного пла-
на, предметы профориентации и др.) определяется администрацией
и педсоветом школы и утверждается до начала учебного года.


                        УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
      детской музыкальной, хоровой, художественной школы
                       и школы искусств

     Срок обучения - 8 лет.

     1) ПЕРВЫЙ КЛАСС (подготовительный цикл):

     Вариант первый - для музыкальной школы:
     Предметы:

Хоровое пение                    ¦по 2 часа в неделю на каждый
Ритмика (танец)                  ¦предмет (всего 6 часов в
Сольфеджио и слушание музыки     ¦неделю)

     Вариант второй - для школы искусств:
     Предметы:

Музыка                           ¦по 2 часа в неделю на каждый
Ритмика и танец                  ¦предмет (всего 6 часов в
Рисование и лепка                ¦неделю)

     2) II-VIII КЛАССЫ - (основные циклы):

           Музыкальное отделение школы искусств или
                      музыкальная школа

                        Хоровое пение
--------------------------------------------------------------
Наименование ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
  предмета   ¦ II ¦III ¦ IV ¦  V  ¦ VI  ¦VII ¦VIII ¦Экзамены
--------------------------------------------------------------
Хоровой класс¦ 4  ¦ 4  ¦ 4  ¦  4  ¦  4  ¦ 4  ¦  4  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Сольфеджио   ¦ 2  ¦ 2  ¦ 2  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦IV,VI,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Музыкальная  ¦ -  ¦ -  ¦ -  ¦  1  ¦  1  ¦ 1  ¦  1  ¦
литература   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
--------------------------------------------------------------
Итого:       ¦ 6  ¦ 6  ¦ 6  ¦  7  ¦  7  ¦ 7  ¦ 7   ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Факультатив- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ные дисципли-¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ны по выбору:¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Фортепьяно   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
или другой   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
инструмент   ¦1(2)¦1(2)¦1(2)¦1(2) ¦1(2) ¦1(2)¦1(2) ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Основы дири- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
жирования    ¦  - ¦ -  ¦    ¦  -  ¦  -  ¦0,5 ¦ 0,5 ¦
--------------------------------------------------------------

                          Фортепьяно
--------------------------------------------------------------
Наименование ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
  предмета   ¦ II ¦III ¦ IV ¦  V  ¦ VI  ¦VII ¦VIII ¦Экзамены
--------------------------------------------------------------
Фортепьяно   ¦ 2  ¦ 2  ¦ 2  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦IV,VI,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Ансамбль и   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
аккомпанемент¦ -  ¦0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Сольфеджио   ¦ 2  ¦ 2  ¦ 2  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦IV,VI,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Музыкальная  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
литература   ¦ -  ¦ -  ¦  - ¦  1  ¦  1  ¦ 1  ¦  1  ¦
--------------------------------------------------------------
Итого:       ¦ 4  ¦4,5 ¦4,5 ¦5,5  ¦ 5,5 ¦5,5 ¦5,5  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Факультатив- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ные дисципли-¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ны:          ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Коллективное ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
музицирование¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
(хор, ор-    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
кестр, ан-   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
самбль)      ¦ 2  ¦ 2  ¦ 2  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Дополнитель- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ный муз.ин-  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
струмент     ¦ -  ¦ -  ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5¦  -  ¦
--------------------------------------------------------------


                   Оркестровые инструменты
                (народные, духовые, смычковые)
--------------------------------------------------------------
Наименование ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
предмета     ¦ II ¦III ¦ IV ¦  V  ¦ VI  ¦VII ¦VIII ¦Экзамены
--------------------------------------------------------------
Музыкальный  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
инструмент   ¦ 2  ¦ 2  ¦ 2  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦IV,VI,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Ансамбль     ¦ -  ¦0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Оркестровый  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
класс        ¦ -  ¦ -  ¦ -  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦IV,VI,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Сольфеджио   ¦ 2  ¦ 2  ¦ 2  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Музыкальная  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
литература   ¦ -  ¦ -  ¦ -  ¦  1  ¦  1  ¦ 1  ¦  1  ¦
--------------------------------------------------------------
Итого:       ¦ 4  ¦4,5 ¦ 4,5¦ 7,5 ¦ 7,5 ¦ 7,5¦ 7,5 ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Факультатив- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ные дисципли-¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ны по выбору:¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Общее фор-   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
тепьяно (или ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
другой муз.  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
инструмент   ¦ -  ¦0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦0,5 ¦  -  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Ансамбль     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
(оркестр)    ¦ -  ¦ -  ¦ 1  ¦  1  ¦  1  ¦ 1  ¦  1  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Хоровой класс¦ 2  ¦ 2  ¦ -  ¦  -  ¦  -  ¦ -  ¦  -  ¦
--------------------------------------------------------------

        ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ
                    ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА
--------------------------------------------------------------
Наименование ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
предмета     ¦ II ¦III ¦ IV ¦  V  ¦ VI  ¦ VII¦ VIII¦Экзамены
--------------------------------------------------------------
Классический ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
танец        ¦ -  ¦ 4,5¦ 4  ¦  3  ¦  3  ¦ 3  ¦  4  ¦III,V,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Народно-сце- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
нический та- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
нец          ¦ -  ¦ -  ¦ 2  ¦  2  ¦  3  ¦ 3  ¦  3  ¦VI,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Историко-бы- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
товой и сов- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
рем. бальный ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
танец        ¦ -  ¦ 2  ¦ 2  ¦  2  ¦  1  ¦ 1  ¦  1  ¦VI,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Беседы о хо- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
реографичес- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ком искусстве¦ -  ¦ -  ¦ -  ¦  1  ¦  1  ¦ 1  ¦  1  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Ритмика (и   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
танец)       ¦ 4  ¦ -  ¦ -  ¦  -  ¦  -  ¦ -  ¦  -  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Музыкальная  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
грамота и    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
слушание му- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
зыки         ¦ 1  ¦ 1  ¦ 1  ¦  1  ¦  1  ¦ 1  ¦  2  ¦VII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Индивидуаль- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ные занятия  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
по танцу     ¦ -  ¦0,5 ¦ 0,5¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5¦ 0,5 ¦
--------------------------------------------------------------
Итого:       ¦ 5  ¦ 8  ¦ 9,5¦ 9,5 ¦ 9,5 ¦ 9,5¦ 9,5 ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Факультатив- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ные дисципли-¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ны по выбору:¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Музыкальный  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
инструмент   ¦ 1  ¦ 1  ¦ 1  ¦  1  ¦  1  ¦ 1  ¦  1  ¦
--------------------------------------------------------------


         ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ
                     ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА
--------------------------------------------------------------
Наименование ¦                               ¦     ¦Экзамены
  предмета   ¦ II ¦III ¦ IV ¦  V  ¦ VI  ¦VII ¦ VIII¦(просмотры)
--------------------------------------------------------------
Основы изоб- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
разительной  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
грамоты      ¦ 2  ¦ 2  ¦ -  ¦  -  ¦  -  ¦ -  ¦  -  ¦ III
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Прикладное   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
искусство    ¦ 2  ¦ 2  ¦ -  ¦  -  ¦  -  ¦ -  ¦  -  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Лепка        ¦ 2  ¦ 2  ¦ -  ¦  -  ¦  -  ¦ -  ¦  -  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Беседы по    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
искусству    ¦ 1  ¦ 1  ¦ -  ¦  -  ¦  -  ¦ -  ¦  -  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Рисунок      ¦ -  ¦ -  ¦ 3  ¦  3  ¦  3  ¦ 3  ¦  3  ¦ VI,VII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Живопись     ¦ -  ¦ -  ¦ 2  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦ VI,VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Станковая    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
композиция   ¦ -  ¦ -  ¦ 2  ¦  2  ¦  -  ¦ -  ¦  -  ¦ V
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Композиция   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
декоративно- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
прикладного и¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
оформитель-  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ского искус- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ства         ¦ -  ¦ -  ¦ 2  ¦  2  ¦  -  ¦ -  ¦  -  ¦ V
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Скульптура   ¦ -  ¦ -  ¦ 2  ¦  2  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦ V
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
История изоб-¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
разительного ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
искусства    ¦ -  ¦ -  ¦ 1  ¦  1  ¦  1  ¦ 1  ¦  1  ¦ VIII
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Предметы по  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
выбору       ¦ -  ¦ -  ¦ -  ¦  -  ¦  4  ¦ 4  ¦  4  ¦VI,VII,VIII
--------------------------------------------------------------
Итого:       ¦ 7  ¦ 7  ¦ 12 ¦ 12  ¦ 12  ¦ 12 ¦  12 ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Летняя учеб- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ная практика ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
(2 недели    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ежегодно на  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
группу)      ¦ -  ¦ -  ¦ 56 ¦ 56  ¦ 56  ¦ 56 ¦  56 ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Предметы по  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
выбору:      ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Вариант I:   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Скульптура   ¦ -  ¦ -  ¦  - ¦  -  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Композиция   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
(станковая   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
или декора-  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
тивно-прик-  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ладная)      ¦ -  ¦ -  ¦ -  ¦  -  ¦  2  ¦ 2  ¦  2  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Вариант II:  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Станковая    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
композиция   ¦ -  ¦ -  ¦ -  ¦  -  ¦  4  ¦ 4  ¦  4  ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Вариант III: ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
Композиция   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
декор.-прик- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ладного и    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
оформитель-  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
ского искус- ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦     ¦
тва          ¦ -  ¦  - ¦ -  ¦  -  ¦  4  ¦ 4  ¦  4  ¦
---------------------------------------------------¦


          ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                        ШКОЛЫ ИСКУССТВ
--------------------------------------------------------------
Наименование      ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
  предмета        ¦  II ¦ III ¦  IV  ¦  V  ¦ VI  ¦ VII ¦ VIII
--------------------------------------------------------------
Музыка (хоровое   ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
пение, сольфеджио,¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
слушание)         ¦  2  ¦  2  ¦  2   ¦  -  ¦  -  ¦  -  ¦   -
                  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
Изобразительное   ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
искусство         ¦  2  ¦  2  ¦  2   ¦  -  ¦  -  ¦  -  ¦   -
                  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
Танец (ритмика)   ¦  2  ¦  2  ¦  2   ¦  -  ¦  -  ¦  -  ¦   -
                  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
Предметы по выбо- ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
ру*               ¦  -  ¦  -  ¦  -   ¦  6  ¦  6  ¦  6  ¦   6
--------------------------------------------------------------
Итого:               6     6     6      6     6     6      6

Факультативные    ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
дисциплины:       ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
                  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
Музыкальный ин-   ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
струмент          ¦  1  ¦  1  ¦  1   ¦  1  ¦  1  ¦  1  ¦   1
                  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦
История искусств  ¦  -  ¦  -  ¦  -   ¦  1  ¦  1  ¦  1  ¦   1
--------------------------------------------------------------

     * Предметы по выбору (примерный перечень дисциплин)

     Хоровой или оркестровый класс
     Ансамбль и аккомпонемент
     Сольфеджио
     Слушание музыки

     Рисование
     Лепка (скульптура)
     Прикладное искусство
     Беседы об изобразительном искусстве

     Танец
     Беседы о хореографическом искусстве

     Художественное слово
     Сценическое действие
     Беседы о театральном искусстве

     Примечание к учебному плану отделения общего эстетическо-
го образования:
     С V ио VIII классы за счет часов, предусмотренных учебным
планом для предметов по выбору, администрация школы может фор-
мировать различные общеэстетические циклы (направления по  ви-
дам искусства),  используя приведенный выше перечень дисциплин
с учетом пожеланий и склонностей учащихся.

        ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ,
                ХОРОВОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ ИСКУССТВ

     1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной
литературе и ритмике в среднем 10 человек;  в школах с контин-
гентом учащихся  менее  100 человек или ведущих занятия на 2-х
языках допускается состав групп по  этим  же  предметам  от  5
чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно вы-
деление групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) про-
фессионально перспективных учащихся.
     Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по
оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.
     2. 0,5 часа по классам ансамбля и аккомпонемента  (состав
ансамбля от 2-х до 4-х человек) даны на каждого ученика.
     3. Помимо регулярных занятий оркестра и хора,  предусмот-
ренных учебным  планом,  1  раз  в  месяц проводятся 2-часовые
сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и
старшего).
     4. Помимо педагогических часов,  указанных в учебном пла-
не, необходимо предусмотреть:
     педагогические часы:
     для проведения занятий по предметам факультативного цикла
(в соответствии с учебным планом);
     для проведения сводных занятий оркестра,  хоров и ансамб-
лей;
     концертмейстерские часы:
     для проведения групповых занятий с хорами в  соответствии
с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);
     для проведения занятий по предметам "музыкальный  инстру-
мент" (кроме фортепьяно,  баяна,  аккордеона, арфы, гатары) из
расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;
     для проведения занятий по предметам по выбору;
     для проведения занятий по основам дирижирования (в  соот-
ветствии с учебным планом);
     для проведения занятий по  ритмике  и  всем  танцевальным
дисциплинам (в соответствии с учебным планом).
     5. Факультативные занятия по обучению игре на инструменте
рекомендуется проводить  со  всеми желающими учащимися.  Выбор
того или иного инструмента осуществляется по рекомендации пре-
подавателей с учетом пожеланий учащихся.
     6. В школе искусств помимо занятий по предметам,  указан-
ным в  учебном  плане,  могут проводиться групповые занятия по
смежным видам искусств. Такие группы могут организовываться за
счет часов, предусмотренных в целом для предметов факультатив-
ного цикла (без превышения общего количества часов).

                         УЧЕБНЫЙ ПЛАН
          ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (ОТДЕЛЕНИЯ)

                                         Срок обучения - 5 лет
--------------------------------------------------------------
NN   ¦Наименование    ¦Количество учебных часов      ¦Экзамены
п/п/ ¦ предметов      ¦       в неделю               ¦в клас-
     ¦                ¦------------------------------¦сах
     ¦                ¦  I  ¦  II ¦ III ¦  IV  ¦  V  ¦
--------------------------------------------------------------
 1.  ¦Классический та-¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦нец             ¦ 4,5 ¦  3  ¦  3  ¦  3   ¦  3  ¦ I, V
     ¦                ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
 2.  ¦Народно-сцени-  ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦ческий танец    ¦  -  ¦  2  ¦  2  ¦  3   ¦  3  ¦ III, V
     ¦                ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
 3.  ¦Историко-бытовой¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦и современный   ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦бальный танец   ¦  2  ¦  2  ¦  2  ¦  1   ¦  1  ¦ IV
     ¦                ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
 4.  ¦Беседы по исто- ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦рии хореографи- ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦ческого искус-  ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦ства            ¦  -  ¦  -  ¦  1  ¦  1   ¦  1  ¦   -
     ¦                ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
 5.  ¦Ритмика         ¦  1  ¦  1  ¦  -  ¦  -   ¦  -  ¦   -
     ¦                ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
 6.  ¦Музыкальная гра-¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦мота и слушание ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦музыки          ¦  1  ¦  1  ¦  1  ¦  1   ¦  1  ¦   -
     ¦                ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
 7.  ¦Подготовка от-  ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦дельных концер- ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦тных номеров    ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
     ¦(практика)      ¦ 0,5*¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦  0,5 ¦ 0,5 ¦   -
--------------------------------------------------------------
      ВСЕГО:             9    9,5   9,5    9,5   9,5

                  Факультативные дисциплины
Музыкальный инструмент¦
(по выбору)           ¦  1     1     1      1     1
--------------------------------------------------------------

     * Примечание:  0,5 индивидуальных занятий на каждого уча-
щегося.

     ПРИМЕЧАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ
                      ШКОЛЫ (ОТДЕЛЕНИЯ)

     Детская хореографическая школа (отделение школы искусств)
ставит своей целью дать детям общую хореографическую подготов-
ку, способствовать воспитанию эстетического вкуса детей. Школа
призвана развивать танцевальные и музыкальные способности, со-
действовать общему  физическому развитию детей,  укреплению их
здоровья, а также выявлять и подготавливать наиболее способных
для поступления  в  средние профессиональные учебные заведения
культуры и искусства.
     В хореографическую школу принимаются дети в возрасте 9-10
лет.  Срок обучения - 5 лет.
     Класс состоит из 26-28 учащихся.
     Занятия по классическому танцу во всех классах и  по  на-
родно-сценическому во  II  и III классах могут проводится раз-
дельно с мальчиками и девочками.  Выполняемость групп по  этим
дисциплинам 12-14 человек,  что должно учитываться,  как соот-
ветственное увеличение педагогической нагрузки  преподавателя.
Наполняемость групп  на занятиях по историко-бытовому и совре-
менному бальному танцу во всех классах и  народно-сценическому
в IV и V классах - 6-7 пар.
     Помимо педагогических часов,  указанных в учебном  плане,
необходимо предусмотреть:
     концертмейстерские часы  -  для  проведения  занятий   по
классическому, народно-сценическому,  историко-бытовому и сов-
ременному бальному танцам, ритмике и подготовке концертных но-
меров (практике) - в соответствии с учебным планом (100% учеб-
ного времени).
     Индивидуальные часы,  предусмотренные  на предмет "Подго-
товка отдельных концертных  номеров  (практика)",  разрешается
использовать на  занятиях по отдельным предметам танцевального
цикла (классический танец,  народно-сценический танец, истори-
ко-бытовой и современный бальный танец).
     Теоретические занятия  ("Беседы  по  истории  хореографи-
ческого искусства проводятся для всей группы (класса). Занятия
по музыкальной грамоте и слушанию музыки проводятся с группами
12-14 человек.
     В классах,  где учебным планом экзамены не предусмотрены,
проводятся контрольные уроки. В конце учебного года рекоменду-
ется проводить отчетные концерты,  в которых принимают участие
по возможности все учащиеся хореографической школы.

Информация по документу
Читайте также