Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26.09.1997 № 1758-II ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                           Об обращении
            Государственной Думы Федерального Собрания
                       Российской Федерации
                "К Президенту Российской Федерации
           в связи с предполагаемым подписанием договора
       о государственной границе между Российской Федерацией
                     и Литовской Республикой"

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять   обращение   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации  в
связи  с  предполагаемым  подписанием  договора  о  государственной
границе между Российской Федерацией и Литовской Республикой".
     2. Поручить  Председателю  Государственной  Думы  Федерального
Собрания Российской  Федерации  Г.Н.Селезневу  направить  указанное
Обращение Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину.
     3. Опубликовать настоящее Постановление и указанное  Обращение
в "Российской газете".
     4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     26 сентября 1997 года
     N 1758-II ГД
     _____________________



                  ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                 К Президенту Российской Федерации
           в связи с предполагаемым подписанием договора
       о государственной границе между Российской Федерацией
                      и Литовской Республикой

                    Уважаемый Борис Николаевич!

     По сообщениям  печати,  в  октябре 1997 года должен состояться
официальный  визит  в  Москву   Президента   Литовской   Республики
А.Бразаускаса. В ходе этого визита предполагается подписать договор
о государственной границе между Российской Федерацией  и  Литовской
Республикой.  Подписание указанного документа будет означать утрату
Россией юридических прав на Мемельский (Клайпедский) край.
     Как известно,    в   соответствии   с   решением   Потсдамской
конференции 1945 года Мемельский край отошел к Союзу ССР.  Затем  в
мае   1950  года  он  был  передан  в  административное  управление
Литовской ССР.
     Власти Литовской  Республики  не  признают  вхождения  Литвы в
состав Союза ССР в августе 1940 года и  отрицают  юридическую  силу
всех актов, принятых в Союзе ССР в отношении Литвы после этой даты.
Следовательно,  нынешняя  граница  между  Российской  Федерацией  и
Литовской  Республикой,  соответствующая  прежней  административной
границе между РСФСР и  Литовской  ССР,  имеет  временный  характер.
Президент  Литовской  Республики А.Бразаускас в интервью литовскому
телевидению 7 марта 1990 года признал: "После войны нет официальных
документов о присоединении Клайпедского края к территории Литвы".
     Заключение договора о государственной границе между Российской
Федерацией  и Литовской Республикой на основе существующего проекта
договора привело бы также  к  ухудшению  положения  Калининградской
области,  не  связанной  сухопутным коридором с территорией России.
Положение Калининградской области  может  еще  более  ухудшиться  в
случае вступления Польши и Литвы в НАТО.
     Некоторые известные  литовские  политики  продолжают   открыто
претендовать   на   Калининградскую   область.  Председатель  Сейма
Литовской  Республики  В.Ландсбергис  в  ходе  недавнего  визита  в
Соединенные  Штаты  Америки  сделал очередное заявление о том,  что
Калининградская область является "малой Литвой".
     Политические последствия  отказа России от прав на Клайпедский
край вполне сопоставимы с последствиями обсуждаемой передачи Японии
Курильских островов.  Подписание договора о государственной границе
между Российской  Федерацией  и  Литовской  Республикой  вызовет  в
обществе новые обвинения в адрес руководителей Российской Федерации
в раздаче территорий.  У России есть не только  юридическое,  но  и
моральное  право  поднимать вопрос о государственной принадлежности
Клайпедского края,  ибо в 1945 году в боях  за  Восточную  Пруссию,
частью которой был Мемельский (Клайпедский) край, погибли около 130
тысяч советских солдат.
     Не все   так   просто   в   Литве   и   с   положением   наших
соотечественников,  хотя там не столь острая ситуация, как в Латвии
и  Эстонии.  Дискриминация  населения,  родным  языком для которого
является  русский,  сохраняется,  и  прежде   всего   в   отношении
политических прав, трудоустройства, образования на русском языке. В
Вильнюсе сейчас идут  два  политических  судебных  процесса  против
граждан Российской Федерации.
     Литва энергично и открыто стремится к  вступлению  в  НАТО.  В
Вильнюсе при содействии Соединенных Штатов Америки уже создан Центр
контроля за воздушным пространством,  оснащенный в соответствии  со
стандартами   НАТО,  что  может  стать  реальной  предпосылкой  для
использования  военно-воздушными  силами  НАТО   бывших   советских
военных  аэродромов в Литве.  Вполне возможно,  что и порт Клайпеда
будет использован военно-морскими силами НАТО против России.
     У Государственной   Думы   Федерального   Собрания  Российской
Федерации есть основания предполагать,  что подписание  Президентом
Российской  Федерации и Президентом Литовской Республики договора о
государственной границе между  Российской  Федерацией  и  Литовской
Республикой  будет  расценено  в  НАТО  как  устранение  одного  из
последних препятствий на пути вступления Литвы в НАТО.
     Государственная Дума,   несомненно,  примет  во  внимание  эти
обстоятельства  в  случае  представления  указанного   договора   в
Государственную Думу на ратификацию.
     Показательно, что  Литва  активно   стремится   к   заключению
договора  о  государственной  границе между Российской Федерацией и
Литовской Республикой,  но избегает при этом обсуждения  вопроса  о
договоре о транзите российских пассажиров,  включая военнослужащих,
и грузов  в  Калининградскую  область  через  территорию  Литовской
Республики. Эти два вопроса, безусловно, должны быть увязаны в один
пакет.  России нужен такой же весомый и  широкомасштабный  договор,
как тот, который обеспечивал транзит трех держав в Западный Берлин.
Сейчас Российская Федерация платит за транзит через Литву около 700
миллионов долларов США в год. Предметом обсуждения могли бы стать и
другие   варианты   конструктивного    решения    этой    проблемы,
обеспечивающего защиту интересов Российской Федерации.
     Государственная Дума считает,  что в сложившейся ситуации  нет
никакой  практической  необходимости спешить с подписанием спорного
договора о государственной границе между  Российской  Федерацией  и
Литовской    Республикой.    Президент   Российской   Федерации   и
Государственная Дума могли бы  выработать  в  этом  вопросе  единую
позицию, отвечающую интересам Российской Федерации.
     Привлекая Ваше внимание к тому, что вполне разумное стремление
к  урегулированию  отношений  с  Литвой  может  обернуться в данном
случае  крупными  политическими  издержками,  Государственная  Дума
выражает  надежду  на Ваш взвешенный подход к этой проблеме,  столь
серьезно  затрагивающей   долгосрочные   государственные   интересы
России.

     Москва
     26 сентября 1997 года


                           ____________

Информация по документу
Читайте также