Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13.03.1998 № 76-СФ

 



                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


              О неотложных мерах по совершенствованию
             бюджетного процесса в связи с одобрением
            Федерального закона "О федеральном бюджете
                           на 1998 год"

     Рассмотрев и одобрив Федеральный закон "О федеральном  бюджете
на  1998  год",  Совет  Федерации  Федерального Собрания Российской
Федерации отмечает следующее.
     Федеральный бюджет  на  1998  год  включил  в  себя ряд важных
решений,  направленных  на  урегулирование  проблемы   просроченной
задолженности предприятий перед государством,  усиление контроля за
расходованием средств целевых федеральных бюджетных фондов и прямых
бюджетных  ассигнований,  повышение  ответственности  Правительства
Российской Федерации за выполнение его обязательств  по  достижению
основных целей экономической политики. Вместе с тем Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации считает, что:
     не соблюдены сроки рассмотрения проекта федерального закона "О
федеральном  бюджете  на  1998  год",   вследствие   чего   созданы
дополнительные сложности в бюджетных процессах субъектов Российской
Федерации, затрудняется возможность принятия их бюджетов;
     низка достоверность макроэкономических показателей, положенных
в основу расчетов параметров федерального бюджета на 1998 год,  что
может повлечь существенное недофинансирование бюджетных расходов;
     не предусмотрены необходимые меры по обеспечению своевременной
и полной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, в том
числе   в   случаях    секвестрования    бюджетных    расходов    и
недофинансирования запланированных бюджетных ассигнований;
     отсутствуют четко  выраженные  инвестиционные   и   социальные
приоритеты   в   бюджетной  политике  государства;  не  подкреплены
реальными  бюджетными  ассигнованиями  такие   цели,   как   подъем
инвестиционной  активности  и  переход к устойчивому экономическому
росту,  которые особо выделены  в  Послании  Президента  Российской
Федерации  Федеральному  Собранию "Общими силами - к подъему России
(О положении в стране и основных направлениях  политики  Российской
Федерации)"  и  поддержаны  Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации;
     объем расходов  на финансирование фундаментальных исследований
и содействия научно-техническому прогрессу,  образования,  культуры
не     соответствует    нормативам    бюджетного    финансирования,
установленным  законодательством  Российской  Федерации,   что   не
позволяет преодолеть деградацию указанных сфер;
     не реализуются в должной мере социальные гарантии  государства
и   его   обязательства   перед   населением,  включая  обеспечение
необходимыми      бюджетными      ассигнованиями      установленных
законодательством  Российской  Федерации социальных пособий,  в том
числе  пособий  на  детей,  гражданам,   подвергшимся   воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
     главным реальным приоритетом бюджетной политики  Правительства
Российской   Федерации   остается   обеспечение   высоких   доходов
владельцев  государственных  облигаций,  затраты  на   обслуживание
которых  составляют  24,8  процента  расходной  части  федерального
бюджета  на  1998  год,  что   сдерживает   приток   инвестиций   в
производственную   сферу  и  не  позволяет  перейти  к  устойчивому
экономическому росту;
     сохраняются громоздкость  и  неэффективность налоговой системы
государства,  ее несоответствие принципам  бюджетного  федерализма,
что  ведет  к снижению эффективности бюджетной системы государства,
углублению бюджетного кризиса  при  сохранении  непомерно  высокого
налогового  бремени  на  производственную  сферу  и росте затрат на
содержание налоговых органов;
     допускается секвестрование бюджетных расходов, в том числе для
перераспределения бюджетных ресурсов в  целях  обеспечения  доходов
владельцев государственных облигаций сверх запланированного уровня,
что снимает с Правительства Российской Федерации ответственность за
исполнение расходной части федерального бюджета на 1998 год;
     федеральный бюджет  на  1998  год  сформирован  в  отрыве   от
интересов  субъектов  Российской  Федерации,  без  учета  анализа и
прогноза  состояния  их  бюджетов,  что  ведет   к   перекладыванию
бюджетного дефицита с федерального на региональный уровень;
     отсутствуют стимулы к повышению  заинтересованности  субъектов
Российской  Федерации к преодолению дотационности их бюджетов,  что
приводит  к  несбалансированности  бюджетов  субъектов   Российской
Федерации,  ущемлению интересов субъектов-"доноров",  в том числе к
чрезмерной бюджетной нагрузке на них.
     Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Рекомендовать  Правительству  Российской  Федерации  в ходе
исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год":
     пересмотреть приоритеты   в  области  бюджетной  политики  для
создания реальных условий устойчивого экономического роста в  целях
реализации  Послания  Президента  Российской Федерации Федеральному
Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране  и
основных     направлениях    политики    Российской    Федерации)",
постановлений Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  от  11  июня  1997  года N 198-СФ "О неотложных мерах по
повышению роли государства в регулировании рыночной экономики" и от
18   февраля   1998   года   N   54-СФ   "О  мерах  по  активизации
государственной  промышленной  политики  и  созданию  условий   для
экономического  роста в Российской Федерации" и разработать прогноз
консолидированного бюджета Российской Федерации на три - пять  лет,
предусмотрев    поэтапные    меры    по   поддержке   отечественных
товаропроизводителей,    укреплению    экономического    потенциала
субъектов Российской Федерации и усилению государственной поддержки
инвестиционной и инновационной активности;
     продолжить в  1998  году работу по совершенствованию налоговой
системы   Российской   Федерации,   прекратив   практику   внесения
многочисленных  изменений и дополнений в налоговое законодательство
Российской     Федерации,      усложняющих      его      применение
налогоплательщиками,  и  сосредоточив  усилия Федерального Собрания
Российской  Федерации  и  Правительства  Российской  Федерации   на
доработке,  рассмотрении  и  принятии Налогового кодекса Российской
Федерации;
     пересмотреть внесенные   Правительством  Российской  Федерации
изменения в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон
радиоактивного  загрязнения  вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС,  и обеспечить выделение необходимых бюджетных ассигнований  на
финансирование   выплат,   льгот   и  компенсаций,  предусмотренных
законодательством Российской Федерации  для  граждан,  подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
     активизировать работу   по   разработке    новых    механизмов
социальной  политики,  основанных  на  согласовании  обязательств и
реальных  возможностей  государства,  направленных  на  обеспечение
своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий,
оказание адресной поддержки малообеспеченным и нуждающимся  группам
населения;
     совершенствовать работу  по   пересмотру   схемы   группировки
субъектов Российской Федерации по экономическим районам с учетом их
экономического потенциала,  географического положения  и  природных
условий,  а  также  по  разработке  конкретных  мер  экономического
стимулирования и мер ответственности субъектов Российской Федерации
за развитие их налогового потенциала;
     активно влиять на преодоление  кризиса  неплатежей,  используя
при   этом   наряду   с  мерами  по  реструктуризации  просроченной
задолженности  предприятий  перед  федеральным  бюджетом   развитие
вексельного обращения, совершенствование форм платежного оборота, а
также  механизмы  кредитования  предприятий-должников   под   залог
ликвидных активов, лизинга и другое;
     изменить курс  таможенной  политики,   сориентировав   ее   на
реальные  интересы  Российского  государства,  защиту отечественных
товаропроизводителей, усиление контроля качества импортных товаров,
для  чего необходимо пересмотреть таможенные льготы и преференции в
отношении  ряда  иностранных  государств,   ужесточить   таможенный
контроль, ввести экспортные пошлины на вывоз природного газа;
     принять меры по увеличению  доходов  федерального  бюджета  за
счет  введения  реальной  государственной  монополии  на  импорт  и
внутренний  оборот  алкогольной   продукции,   усиления   валютного
контроля,  решительного пресечения уклонения от налогообложения при
проведении торговых и финансовых операций,  повышения эффективности
использования государственного имущества;
     усилить государственный контроль за политикой ценообразования,
проводимой    субъектами    естественных    монополий,    обеспечив
согласование  уровня  цен  на топливно-энергетические   ресурсы   и
транспортные тарифы с темпами инфляции.
     2. Предложить Правительству Российской Федерации:
     внести в  качестве  законодательной  инициативы предложения по
совершенствованию процесса рассмотрения проекта федерального закона
о  федеральном  бюджете на предстоящий финансовый год в Федеральном
Собрании Российской  Федерации,  предусматривающие  участие  Совета
Федерации  Федерального  Собрания Российской Федерации в подготовке
указанного законопроекта ко всем чтениям;
     обсудить с  субъектами Российской Федерации меры по переходу к
активной политике экономического роста,  в том числе за счет полной
реализации   Бюджета   развития  Российской  Федерации,  выполнения
государственной  инвестиционной  программы  и   программ   развития
субъектов   Российской  Федерации,  а  также  меры  государственной
поддержки отечественных товаропроизводителей  в  целях  обеспечения
роста     производства,     повышения     его    эффективности    и
конкурентоспособности производимой продукции;
     согласовать с   субъектами   Российской   Федерации   перечень
объектов,  находящихся  в  федеральной  собственности,   подлежащих
приватизации;
     создать трехстороннюю комиссию Совета  Федерации  Федерального
Собрания  Российской  Федерации,  Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации и Правительства Российской  Федерации
по   разработке   концепции  межбюджетных  отношений  в  Российской
Федерации.


     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                       Е.С.СТРОЕВ

     Москва
     13 марта 1998 года
     N 76-СФ

Информация по документу
Читайте также