Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20.03.1998 № 2321-II ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


       О кризисном состоянии угольной промышленности России
                    и мерах по его преодолению

     Проведенные 10 февраля 1998  года  парламентские  слушания  на
тему    "О   реструктуризации   угольной   промышленности   России"
свидетельствуют о наличии серьезных  недостатков  в  организации  и
реализации   осуществляемых   с  1993  года  преобразований  данной
отрасли. Прекращение функционирования 94 организаций по добыче угля
(из   147   таких   организаций,  которые  предполагается  закрыть)
обусловило   возникновение   социальных   проблем   у    работников
организаций  по  добыче  угля  и  членов  их семей,  крайне тяжелой
обстановки в шахтерских городах, для которых ликвидация организаций
по  добыче  угля и объектов их инфраструктуры обернулась нарушением
основ жизнедеятельности населения таких городов.  Массовое закрытие
организаций  по  добыче  угля  порождает  в угледобывающих регионах
России серьезные экологические проблемы, связанные с бесконтрольным
состоянием отвалов горных пород и затоплением подземных выработок.
     Основой преобразования угольной промышленности России  явились
одобренные    Правительством    Российской    Федерации   "Основные
направления реструктуризации  угольной  промышленности  России",  в
которых   в   качестве   целей  определена  необходимость  создания
прибыльных организаций по  добыче  (переработке)  угля,  ликвидации
убыточных  неперспективных  организаций  по  добыче  угля,  решения
возникающих в связи с этим  проблем  социальной  защиты  работников
организаций  по  добыче угля,  проведения мероприятий по реализации
политики в  области  безопасного  ведения  работ  по  добыче  угля.
Осуществляемая с 1993 года реструктуризация угольной промышленности
России в результате свелась к остановке и закрытию  организаций  по
добыче   угля.  Поскольку  "Основные  направления  реструктуризации
угольной промышленности России" не  дают  четкого  представления  о
содержании  и  целях преобразования угольной промышленности России,
все выполнявшиеся в этом  направлении  работы  не  имели  планового
характера.
     Недостатки реструктуризации  угольной  промышленности   России
усугубились экономическим кризисом,  обусловившим уменьшение объема
ее государственной финансовой поддержки,  повсеместные неплатежи за
поставленную  продукцию,  отсутствие  у  организаций по добыче угля
оборотных  средств  и,  как  следствие,  задолженность  по  выплате
заработной  платы  в течение шести месяцев,  резкое снижение уровня
трудовой дисциплины,  неудовлетворительное обеспечение безопасности
ведения  работ  по  добыче  угля.  Вследствие отсутствия инвестиций
подготовка  запасов  угля   для   его   добычи   осуществляется   в
недостаточном  объеме:  за  последние  три  года  общий объем таких
запасов сократился более чем на 35 миллионов тонн.  В реконструкции
и   техническом   перевооружении   нуждается   около  80  процентов
действующих угольных шахт.
     В целях улучшения обстановки в угольной промышленности России,
оптимизации ее реструктуризации Государственная  Дума  Федерального
Собрания Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Предложить Правительству Российской Федерации:
     образовать комиссию из представителей Правительства Российской
Федерации,    Министерства    экономики    Российской    Федерации,
Министерства    топлива    и   энергетики   Российской   Федерации,
Министерства  природных  ресурсов   Российской   Федерации,   Союза
промышленников   и   предпринимателей   угольной  отрасли,  органов
исполнительной   власти   заинтересованных   субъектов   Российской
Федерации  и  поручить  ей определить в течение 1998 года стратегию
использования природных запасов угля,  а также принципы организации
и  функционирования  угольной промышленности России.  О результатах
работы комиссии информировать Государственную Думу;
     учитывая особенности  функционирования  организаций  по добыче
угля независимо от форм собственности,  необходимость реорганизации
указанных  организаций,  а  также  в целях обеспечения производства
продукции, получаемой посредством переработки и использования угля,
образовать  орган  управления  угольной  промышленностью  России на
федеральном уровне,  возложив на него решение важнейших  проблем  в
области   добычи   (переработки)   угля,   в   том  числе  вопросов
реструктуризации       угольной       промышленности        России,
научно-технического   обеспечения,  безопасного  ведения  работ  по
добыче угля;
     учитывая характерную   для   угольной  промышленности  инерцию
капиталовложений,  непривлекательность организаций по  добыче  угля
для  инвесторов,  разработать  и  осуществить  меры  по обеспечению
благоприятных   условий    для    капиталовложений    в    угольную
промышленность  России,  в  том  числе  по  освобождению  указанных
организаций  от  отдельных  видов  налогов  и  уменьшению  размеров
основных видов налогов;
     рассмотреть возможность установления для организаций по добыче
угля  особого  порядка реструктуризации просроченных ими платежей в
бюджеты всех уровней,  государственные внебюджетные фонды,  а также
начисленных  пени.  При необходимости внести в Государственную Думу
проект соответствующего федерального закона;
     поручить Министерству    топлива   и   энергетики   Российской
Федерации,  Министерству труда и  социального  развития  Российской
Федерации,    Министерству    экономики    Российской    Федерации,
Федеральному горному и промышленному надзору России  разработать  в
течение    1998   года   концепцию   безопасного   функционирования
организаций по добыче угля;
     пересмотреть компетенцию  Федерального горного и промышленного
надзора  России  в  отношении  опасных   объектов   промышленности,
предоставив  указанному  органу  дополнительные  полномочия в части
принятия   административных   мер    и    одновременно    определив
ответственность   его  должностных  лиц  за  принятие  (непринятие)
решений и их последствия;
     учитывая особые условия функционирования организаций по добыче
угля,  специфику технологий добычи (переработки)  угля,  привлекать
Союз   промышленников   и   предпринимателей   угольной  отрасли  к
разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых
актов   о   регулировании   отношений,   возникающих   при   добыче
(переработке) угля, проектов федеральных целевых программ в области
развития  угольной  промышленности России,  а также к осуществлению
координации научно-технического обеспечения организаций  по  добыче
угля,  производству продукции, получаемой посредством переработки и
использования угля;
     разработать федеральную   целевую  программу  реструктуризации
угольной  промышленности  России,  подготовить  ее  к  принятию   в
установленном  порядке  в  1998  году  и  определить в ней основные
этапы,  содержание и цели реструктуризации угольной  промышленности
России,  в том числе структуру данной отрасли.  В качестве одной из
стратегических целей предусмотреть в федеральной целевой  программе
реструктуризации   угольной   промышленности   России   создание  в
угледобывающих   регионах   России   организаций   по   комплексной
переработке угля в продукцию широкого ассортимента;
     в целях создания условий для  выполнения  указанной  программы
внести  предложения  о  пересмотре  налогов  и  других  платежей  в
угольной  промышленности  России,  в  том  числе  об   освобождении
организаций по добыче угля от таможенных платежей и пошлин,  налога
на добавленную стоимость,  налога на горно-шахтное оборудование, не
имеющее  отечественных  аналогов  и  приобретаемое для технического
перевооружения организаций по добыче угля;
     разработать программы  экономического  и  социального развития
шахтерских  городов, градообразующие предприятия которых включены в
планы  и программы реструктуризации угольной промышленности России,
согласовав их с Федеральной комплексной программой развития малых и
средних  городов  Российской  Федерации  в  условиях  экономической
реформы.  В  целях  финансового  обеспечения  реализации  указанных
программ:
     разработать и     внедрить     механизм      пропорционального
финансирования  за  счет  средств бюджетов всех уровней расходов на
содержание объектов социальной сферы,  принятых на  баланс  органов
местного самоуправления от организаций по добыче угля;
     рассмотреть целесообразность   и   возможность   использования
средств  от  налогов,  уплачиваемых ликвидируемыми организациями по
добыче угля, на решение социальных проблем в шахтерских городах.
     2. В  январе  1999  года  заслушать  Правительство  Российской
Федерации о ходе выполнения положений настоящего Постановления.
     3. Продлить срок деятельности Комиссии Государственной Думы по
выявлению причин и последствий кризиса в угольной промышленности  и
социальной инфраструктуре угледобывающих регионов России до декабря
1999  года  и  привлекать  ее  к  разработке  проектов  нормативных
правовых  актов,  регламентирующих  отношения,  возникающие  в ходе
реструктуризации угольной промышленности России. В целях реализации
указанных  в  настоящем  Постановлении  задач создать при указанной
Комиссии постоянно действующую рабочую группу  из  числа  депутатов
Государственной   Думы,   представителей  государственных  органов,
профессиональных союзов работников угольной промышленности России и
иных   организаций   Российской   Федерации.  Указанной    Комиссии
привлекать к своей работе экспертов Правового  управления  Аппарата
Государственной Думы и других экспертов.
     4. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением
незамедлительно    рассмотреть   причины   социально-экономического
кризиса в угольной промышленности России  и  принять  меры  по  его
ликвидации.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     20 марта 1998 года
     N 2321-II ГД

Информация по документу
Читайте также