Расширенный поиск

Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.04.1998 № 175-СФ

 



                    ОБРАЩЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину
               в связи с кризисом в агропромышленном
                         комплексе страны

                    Уважаемый Борис Николаевич!

     Многовековая история нашего государства свидетельствует о том,
что аграрный сектор всегда занимал одно из важных мест в  экономике
страны.   В   аграрной  сфере  России  занято  более  10  процентов
трудоспособного населения,  а в сельской местности проживает  около
40 млн. человек.
     Агропромышленный комплекс  производит   около   28   процентов
внутреннего  валового  продукта  России.  Он  поставляет  более  70
процентов потребительских товаров. Положение дел в агропромышленном
комплексе   непосредственно   влияет  на  социальную  обстановку  в
обществе  и  продовольственную  безопасность  государства.   Именно
сельское  население  страны  в  годы  тяжелейших испытаний являлось
опорой российского государства.  Крестьяне России  во  все  времена
укрепляли экономику страны и отстаивали свободу Отечества.
     Вы знаете,  уважаемый Борис Николаевич,  что в настоящее время
сельское   население   активно   включилось  в  реализацию  реформ,
проводимых  Правительством  Российской  Федерации,   надеясь,   что
результаты  его  нелегкого  труда  в  новых  экономических условиях
принесут счастье и благополучие народу.
     Однако проводимые реформы не дали желаемых результатов.  Более
того,  по многим  базовым  отраслям  сельское  хозяйство  оказалось
отброшенным  на 25-30 лет назад.  В 1997 году  по  сравнению с 1990
годом    в    хозяйствах    всех    категорий     объем     валовой
сельскохозяйственной  продукции  сократился  почти на 40 процентов.
Снизилось плодородие почв. Большинство орошаемых и осушенных земель
пришло  в  негодность.  Резко  упала  продуктивность скота и птицы.
Разрушается   производственный   потенциал.   За   последние   годы
сократилось            приобретение           сельскохозяйственными
товаропроизводителями тракторов в 15 раз,  зерноуборочных комбайнов
-  в  14,  грузовых автомобилей - в 26,  доильных установок - в 118
раз.  Имеющиеся   мощности   отечественного   сельскохозяйственного
машиностроения  используются  на  8-12  процентов.  Износ  основных
производственных фондов в сельском хозяйстве достиг 45 процентов, в
том  числе  сельскохозяйственной техники - 70 процентов.  Начиная с
1994 года выбытие фондов в 4-5 раз опережает их ввод.
     В 1997  году по сравнению с 1990 годом капитальные вложения на
развитие сельского хозяйства сократились почти в 20 раз. Финансовые
потери   отечественных  сельскохозяйственных  товаропроизводителей,
образовавшиеся вследствие диспаритета цен  на  сельскохозяйственную
продукцию   и   поставляемые  им  материально-технические  ресурсы,
составляют 300 трлн.  неденоминированных рублей. За последние 6 лет
цены   на   промышленные  товары  выросли  в  8,4  тысячи  раз,  на
энергоносители  -  в  15  тысяч  раз,  а  на   сельскохозяйственную
продукцию  -  в  1,7  тысячи  раз.  Резко  снизилась рентабельность
сельскохозяйственного   производства,   доля   убыточных   хозяйств
увеличилась  с  3 до 81 процента.  Сельскохозяйственные предприятия
завершили 1997 год с убытком в 22,5 трлн.  рублей,  в то время  как
предприятия  электроэнергетики  и топливной промышленности получили
прибыль свыше 50 трлн. рублей.
     Одновременно с  этим растут закупки продовольствия за рубежом.
В 1997 году  по  сравнению  с  1993  годом  импорт  мяса  в  Россию
увеличился в 13 раз,  в том числе мяса птицы - в 15 раз, молока - в
6 раз,  сахара - в 2,1 раза.  Всего  в  минувшем  году  за  рубежом
закуплено  сельскохозяйственных  продуктов  и  сырья  на 13,7 млрд.
долларов.  Удельный вес импортных  продуктов  в  питании  населения
составил:  мяса  и  мясопродуктов - 34 процента,  молока и молочных
продуктов - 18 процентов,   сахара   (включая сырец) - 73 процента,
масла  растительного  - 42 процента,  рыбы   и   рыбопродуктов - 37
процентов. Страна утратила продовольственную независимость.
     Крайне тяжелое   финансовое   положение   сельскохозяйственных
товаропроизводителей лишает их возможности осуществлять  не  только
расширенное,  но  и  простое воспроизводство.  Большинство программ
развития  сельского  хозяйства  страны   остаются   невыполненными.
Разрушается социальная сфера села.
     Все это   свидетельствует   о   том,   что   курс   реформ   в
агропромышленном комплексе оказался ошибочным,  реформы проводились
без   продуманной   концепции,   без   правовой,   организационной,
экономической  поддержки.  Государство  практически  устранилось от
управления происходящими процессами в аграрной сфере. Это привело к
развалу производства и крайнему обнищанию сельских жителей.
     В настоящее  время  агропромышленный  комплекс   находится   в
состоянии      глубочайшего      кризиса,     неплатежеспособности.
Дискредитирована сама идея  проведения  реформ  в  аграрной  сфере.
Поспешная   ломка   сложившегося   в   агропромышленном   комплексе
экономического  механизма   не   только   нарушила   хозяйственные,
технологические  связи  и  нанесла большой урон производству,  но и
создала предпосылки  деградации  и  вымирания  сельского  населения
страны.
     В этих  условиях   Совет   Федерации   Федерального   Собрания
Российской  Федерации  считает  необходимым  изменить курс реформ в
агропромышленном   комплексе   и   в   числе   первоочередных   мер
рекомендует:
     совместно с   Федеральным   Собранием   Российской   Федерации
ускорить  разработку  и  принятие  федеральных  законов  "О  защите
отечественных производителей  и  потребителей  сельскохозяйственной
продукции    и    продуктов    питания",   "О   паритете   цен   на
сельскохозяйственную   и   промышленную   продукцию",   "О   едином
сельскохозяйственном  налоге",  "О  социальном развитии села",  "Об
инженерно-технической сфере  агропромышленного  комплекса",  пакета
федеральных законов по вопросам земельных отношений;
     установить государственное регулирование  процессами  развития
агропромышленного      комплекса,     используя     преимущественно
экономические методы;
     пересмотреть финансово-экономическую  политику  по отношению к
агропромышленному комплексу как  одному  из  приоритетных  секторов
экономики   страны;   принять  в  1998  году  меры  по  преодолению
сложившихся диспропорций в товарообмене между сельским хозяйством и
другими  отраслями  экономики;  обеспечить  исполнение Федерального
закона   "О   государственном    регулировании    агропромышленного
производства"     в     части     ограничения    роста    цен    на
материально-технические,  энергетические и другие ресурсы и услуги,
потребляемые   предприятиями   и   организациями  агропромышленного
комплекса;
     принять меры   по   установлению   эффективного   контроля  за
деятельностью естественных монополий,  не допускать необоснованного
завышения  цен на топливно-энергетические ресурсы и прежде всего на
природный газ, дискриминации сельских потребителей энергоресурсов;
     обеспечить достаточную  финансовую поддержку аграрного сектора
экономики за счет средств федерального бюджета;
     разработать в  этих  целях  эффективный  механизм кредитования
сельскохозяйственных товаропроизводителей,  учитывающий  сезонность
производства,     медленный     оборот     капитала,     повышенный
производственный  риск  и  протекционизм  иностранных   государств,
способствующий   увеличению  импорта  продовольствия  в  Российскую
Федерацию;
     установить порядок  распределения  между субъектами Российской
Федерации  части  средств  специального  фонда   для   кредитования
организаций  агропромышленного  комплекса  на  льготных  условиях в
целях компенсации (до ставки кредитования, соответствующей условиям
указанного        фонда)        платежей       сельскохозяйственных
товаропроизводителей по процентным ставкам кредитов, получаемых ими
у коммерческих банков для финансирования сезонных затрат;
     выделить в  первом  полугодии  1998   года   для   обеспечения
финансовыми  ресурсами  весенних  полевых и других сезонных работ в
полном объеме средства,  предусмотренные в федеральном  бюджете  на
1998   год  на  пополнение  лизингового  фонда  и  фонда  льготного
кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса;
     обеспечить реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных
товаропроизводителей,    других    предприятий    и     организаций
агропромышленного  комплекса  по  платежам  в  федеральный бюджет и
внебюджетные фонды,  переоформленным в  государственный  внутренний
долг  Российской  Федерации  централизованным кредитам,  выданным в
1992-1994  годах,  и  начисленным  по  ним   процентам,   отсрочить
погашение  задолженности  сельскохозяйственных товаропроизводителей
по товарному кредиту, выданному в 1995 году;
     разработать особый   порядок   расчетов   по   ценным  бумагам
субъектов  Российской  Федерации,  в   которые   переоформлена   их
задолженность   по  товарному  кредиту  1996  года,  предполагающий
погашение указанных ценных бумаг за счет  средств,  предусмотренных
федеральным  бюджетом  на  1998 год на закупку сельскохозяйственной
продукции,  сырья  и  продовольствия  для   государственных   нужд.
Проводить    взаиморасчеты   субъектов   Российской   Федерации   с
потребителями федерального продовольственного фонда путем  поставок
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
     обеспечить в   первом   полугодии    1998    года    погашение
задолженности  федерального  бюджета  на  1997  год  предприятиям и
организациям агропромышленного комплекса;
     выработать механизм,  обеспечивающий  повышение  эффективности
использования   дотаций    и    компенсаций    товаропроизводителям
агропромышленного комплекса за счет средств федерального бюджета;
     изменить систему  налогообложения,  ввести  единый   земельный
налог, предусматривающий резкое снижение налогового бремени;
     обеспечить закупки     отечественной      сельскохозяйственной
продукции   в   федеральный   продовольственный   фонд  в  объемах,
необходимых   для   снабжения    армии,    силовых    структур    и
спецпотребителей.  Разработать  в  связи  с  этим  систему балансов
производства и потребления основных продуктов питания,  довести  до
сельскохозяйственных  товаропроизводителей  государственные  заказы
(квоты)  на  поставку  сельскохозяйственной  продукции,   сырья   и
продовольствия  в указанный фонд.  Добиться исполнения Федерального
закона "О  закупках  и  поставках  сельскохозяйственной  продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд";
     обеспечить защиту      отечественных      сельскохозяйственных
товаропроизводителей   путем   применения   мер таможенно-тарифного
регулирования  и  количественных   ограничений   внешней   торговли
сельскохозяйственной    продукцией,   сырьем   и   продовольствием.
Разработать механизм перераспределения части  средств  от  взимания
таможенных   пошлин  на  сельскохозяйственную  продукцию,  сырье  и
продовольствие,   импортируемые   в   Российскую   Федерацию,   для
реконструкции,    перевооружения    и   государственной   поддержки
соответствующих  отечественных  производств.  Считать   необходимым
условием  вступления  Российской  Федерации  во  Всемирную торговую
организацию  сохранение  на  переходный  период,   который   должен
обеспечить   полную   адаптацию   отечественного  агропромышленного
производства к интеграции  в  мировой  рынок,  достаточного  уровня
бюджетной  поддержки  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  и
принятие   других   мер,    обеспечивающих    конкурентоспособность
производимой ими продукции;
     разработать программу         развития          отечественного
сельскохозяйственного  машиностроения на основе принципиально новой
технической политики, включающей создание условий для привлечения в
Россию иностранных инвесторов и зарубежных технологических фирм,  а
также создание совместных производств;
     обеспечить проведение    эффективной    социальной   политики,
предусматривающей  сохранение  и  опережающее  развитие  социальной
сферы села;
     разработать комплексную    федеральную    целевую    программу
улучшения  условий  жизни  сельского населения,  включающую меры по
государственной  поддержке  строительства  объектов   жилищного   и
культурно-бытового    назначения,    газификации,   электрификации,
водоснабжения  и  по  созданию   производственных   мощностей   для
строительства жилья в сельской местности.
     Выражая беспокойство  за  судьбу  агропромышленного  комплекса
России,  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
обращается  к  Вам,  уважаемый   Борис   Николаевич,   с   просьбой
пересмотреть  с  учетом предложений Совета Федерации стратегический
курс  проводимых  в  агропромышленном  комплексе  страны  реформ  и
поручить Правительству Российской Федерации разработать меры по его
реализации,  а исполнение указанного  поручения  взять  под  личный
контроль.


     Совет Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации

     Москва
     22 апреля 1998 года
     N 175-СФ

Информация по документу
Читайте также