Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.1998 № 414ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 24 апреля 1998 г. N 414 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 г. N 860 О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги") В целях улучшения экологической обстановки и обеспечения устойчивого социально-экономического развития в регионах Волжского бассейна Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги"). 2. В частичное изменение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 95 "О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 584) определить государственным заказчиком - координатором программы "Возрождение Волги" Министерство природных ресурсов Российской Федерации. 3. Министерству природных ресурсов Российской Федерации и другим государственным заказчикам программы "Возрождение Волги" начиная с 1998 года представлять в Комиссию по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации проекты по реализации мероприятий этой Программы. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке комплексных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации программы "Возрождение Волги" с учетом рекомендаций указанной Комиссии. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации при формировании собственных бюджетов предусматривать необходимые средства для реализации программы "Возрождение Волги" с привлечением внебюджетных источников. И. о. Председателя Правительства Российской Федерации С.Кириенко ________________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 414 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА РЕКЕ ВОЛГЕ И ЕЕ ПРИТОКАХ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" (ПРОГРАММА "ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛГИ") ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование - федеральная целевая программа "Оздоровление Программы экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги") Основания для - распоряжение Правительства Российской разработки Федерации от 23 апреля 1994 г. N 574-р, Программы постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 95 "О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна" Государственный - Министерство природных ресурсов Российской заказчик Федерации - координатор Программы Основные - Нижегородская государственная разработчики архитектурно-строительная академия Программы Инженерный центр по водному хозяйству, мелиорации и экологии "Союзводпроект" Институт водных проблем Российской академии наук Исполнители - Министерство природных ресурсов Российской Программы Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Федеральная служба лесного хозяйства России, органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации Цели и задачи - улучшение экологической обстановки и Программы, сохранение природных комплексов Волжского важнейшие целевые бассейна для обеспечения благоприятных показатели условий жизнедеятельности населения путем поэтапного перехода к энергоресурсосберегающим и малоотходным технологическим циклам Сроки и этапы - первый этап (1999-2005 годы) реализации второй этап (2006-2010 годы) Программы Перечень подпрограмм - экологически безопасное развитие и основных промышленного производства; мероприятий экологически безопасное развитие сельского хозяйства; развитие городского (районного) хозяйства; восстановление, использование и охрана водных объектов; восстановление и предотвращение деградации лесов. Развитие особо охраняемых природных территорий; мероприятия по повышению рыбопродуктивности водоемов; создание системы мониторинга окружающей среды и развитие геоинформационных систем; мониторинг здоровья населения; экологическое образование, воспитание и информация населения; правовое, нормативное и научно-техническое обеспечение Объемы и источники - прогнозируемые общие затраты на реализацию финансирования Программы за счет всех источников Программы финансирования составляют 139902,3 млн. рублей, в том числе первый этап - 81609,6 млн. рублей, второй этап - 58292,7 млн. рублей. Распределение затрат по источникам финансирования: федеральный бюджет - 10599,8 млн. рублей, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 80906,1 млн. рублей, прочие источники - 48396,4 млн. рублей Ожидаемые конечные - обеспечение на территории бассейна реки результаты Волги: реализации Программы прекращения сброса загрязненных стоков в водные объекты; снабжения населения питьевой водой, отвечающей требованиям действующих санитарных правил и норм; сокращения на 20-25 процентов удельного водопотребления и на 35-40 процентов потребления питьевой воды на производственные нужды, увеличения мощности оборотных и замкнутых систем водоснабжения в 1,7 раза; уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 1,9 раза, от автотранспорта - в 1,7 раза; сокращения на 30-40 процентов эрозии пахотных земель за счет осуществления противоэрозионных мероприятий и освоения новых технологий обработки почв; повышения продуктивности рыбного хозяйства в 1,5-2 раза в водохранилищах Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций; создания бассейновой сети мониторинга окружающей среды; производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции; развития сети особо охраняемых природных территорий; сбора и очистки поверхностного стока на наиболее загрязненных территориях путем реконструкции и строительства систем ливневой канализации в городах и на площадках промышленных предприятий; ликвидации на территориях субъектов Российской Федерации несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов с созданием сети специализированных полигонов и производств по их утилизации и переработке; создания системы экологического образования Система организации - устанавливается в соответствии с контроля действующим порядком реализации федеральных за исполнением целевых программ Программы Введение Волжский бассейн в результате ускоренного процесса индустриализации и урбанизации в последние десятилетия испытывает огромную антропогенную нагрузку, которая стала причиной того, что природная среда этого региона подошла к рубежу необратимых изменений. На территории региона расположено 39 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы "Возрождение Волги" (приложение N 1). На площади, составляющей 8 процентов территории страны, сосредоточено 45 процентов промышленного и 50 процентов сельскохозяйственного производства России. Особенно напряженная экологическая обстановка складывается в крупнейших городах и промышленных центрах, а также в районах интенсивного сельскохозяйственного производства. Загрязнение окружающей среды в пределах Волжского бассейна в 3-5 раз превышает средние показатели по Российской Федерации. Ресурсы экологически чистой воды составляют не более 3 процентов от общих ресурсов поверхностных вод. Практически ни один город этого региона не обеспечивается питьевой водой требуемого качества. Загрязнение окружающей среды также сказывается на качестве продуктов питания. Растет заболеваемость и смертность населения, особенно в детском возрасте. Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 городов приходится на бассейн Волги. При большой плотности экологически опасных производств высок удельный вес промышленных предприятий с устаревшим оборудованием. На многих из них полностью или частично отсутствуют очистные сооружения. Более тысячи организаций не имеют санитарно-защитных зон. Серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды Волжского бассейна оказывают предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Экологически опасным становится техническое состояние действующих мощностей: свыше 50 процентов износа имеет оборудование в нефтедобыче, более трети - в газовой промышленности, в нефтепереработке износ фондов превышает 80 процентов. В электроэнергетике к 2000 году отработает проектный ресурс половина мощностей. В соответствии с нормами безопасности требуют реконструкции и около половины мощностей АЭС. На долю организаций ТЭК приходится 19 процентов выбросов в атмосферу от общего их объема, до 35 процентов загрязненных сточных вод и около 30 процентов твердых отходов, занимающих значительные площади продуктивных земель и являющихся источниками загрязнения подземных вод. На предприятиях черной и цветной металлургии региона скопилось более 5 млрд. тонн твердых отходов. На нефтеперерабатывающих заводах накоплено 8,5 млн. тонн биологически активных илов, не обеспечивается их утилизация. На предприятиях химической промышленности накоплены десятки миллионов тонн шламов. На долю предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности приходится 42 процента от общего количества загрязненных сточных вод. Среднегодовая токсичная нагрузка на экосистемы Волги и ее притоков в 5 раз превосходит среднегодовую токсичную нагрузку на водные экосистемы других регионов России. На территории бассейна образуется ежегодно около 42 млн. тонн токсичных отходов, из них лишь 13 процентов обезвреживаются и перерабатываются. В результате общее количество токсичных отходов в отвалах и свалках достигло 900 млн. тонн. Существенное отрицательное воздействие на состояние экосистем Волжского бассейна оказывают предприятия и организации агропромышленного комплекса. При длительном использовании минеральных удобрений в водные объекты поступило около 20 процентов внесенного в почву азота и 5 процентов фосфора. Среднегодовое количество вредных веществ, поступающих с сельскохозяйственных угодий в реку Волгу, превышает 400 тыс. тонн. На животноводческих комплексах, фермах и птицефабриках ежегодно образуется около 60 млн. куб. метров навозных стоков, значительная часть которых попадает в реки Волжского бассейна. Основными причинами сложившейся ситуации являются систематическое нарушение экологических нормативов, недоучет реальной экологической ситуации при размещении предприятий, использование устаревших производственных технологий, строительство жилья и объектов соцкультбыта в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, низкий уровень производственной культуры и экологического образования населения. Федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги"), именуемая в дальнейшем Программой, разработана с учетом следующих принципов: Программа направлена на реализацию основных положений государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации; Программа рассматривается как средство координации деятельности многочисленных участников процесса возрождения Волги и способ решения крупномасштабных межрегиональных и региональных проблем; в реализации Программы участвуют не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и субъекты экономики, а также научные и общественные организации; Программа призвана способствовать концентрации усилий субъектов Российской Федерации, расположенных в Волжском бассейне, в разработке и выполнении общебассейновых мероприятий; Программа увязана с мероприятиями других федеральных целевых программ, реализуемых на территории Волжского бассейна. Мероприятия Программы осуществляются на следующих уровнях: федеральном, территориальном (республики, области), муниципальном и на уровне субъекта экономики. Первоочередные мероприятия Программы осуществляются в 1996-1998 годах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 95. Цели и задачи Программы Главной целью Программы является коренное улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения. Эта цель согласуется с задачами по переходу Российской Федерации к устойчивому развитию. Для достижения поставленной цели в Программе предусматривается последовательное решение комплекса организационных, правовых, экономических, социальных, научно-технических и других задач: в области нормативно-правового регулирования - разработка нормативных и правовых актов, обеспечивающих условия реализации Программы; в области экономического регулирования - создание экономического механизма экологического оздоровления и обеспечения устойчивого развития Волжского бассейна; в области промышленного производства - широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий, в том числе путем технического перевооружения и реконструкции действующих производств, обеспечивающих сокращение удельных расходов сырья, энергии, воды, а также уменьшение объемов сточных вод и снижение образования отходов; в области сельскохозяйственного производства - повышение продуктивности сельскохозяйственных земель, применение передовых сельскохозяйственных технологий, обеспечивающих восстановление природных комплексов; в области развития городского (районного) хозяйства - улучшение условий проживания населения, в том числе за счет благоустройства жилых районов, восстановления санитарно-защитных зон, строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства, рационального использования городских земель; в области охраны земель - предотвращение деградации земель, создание механизма экономического стимулирования использования и охраны земель; создание государственного земельного кадастра и ведение мониторинга земель; в области развития водного хозяйства - обеспечение охраны и воспроизводства водных ресурсов, развитие водохозяйственного строительства в целях обеспечения населения водой нормативного качества, совершенствование режима эксплуатации водохранилищ Волжско-Камского каскада, переход от контроля за уровнем загрязнения водоемов к управлению качеством вод, восстановление и рациональное использование ресурсов малых рек, сокращение ущербов от вредного воздействия вод; в области развития лесного хозяйства, охраны растительности и животного мира - восстановление и сохранение лесов как одного из важнейших факторов улучшения качества природной среды; восстановление биологического разнообразия; создание кадастров лесных ресурсов, флоры и фауны; увеличение площади особо охраняемых природных территорий; в области рыбного хозяйства - создание условий для восстановления и повышения продуктивности рыбного хозяйства с доведением качества воды в водоемах до рыбохозяйственных нормативов. Расширение масштабов естественного и искусственного воспроизводства рыбных запасов за счет строительства и реконструкции рыбоводных предприятий, а также проведения рыбохозяйственных мелиораций; в области наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды - создание системы комплексного экологического мониторинга окружающей среды на основе аэрокосмических и наземных средств наблюдения, развитие бассейновой и территориальных геоинформационных систем; в области экологического воспитания и образования населения - создание в Волжском бассейне системы экологического образования. Система программных мероприятий В целях реализации Программы предусматривается осуществить мероприятия по следующим направлениям: экологически безопасное развитие промышленного производства - за счет экономии сырьевых и энергетических ресурсов, широкого внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов, технического перевооружения и реконструкции экологически опасных производств, глубокой переработки и утилизации промышленных отходов, сокращения удельных расходов воды, уменьшения сбросов сточных вод и выбросов загрязняющих веществ; экологически безопасное развитие сельского хозяйства - за счет применения экологически безопасных сельскохозяйственных технологий, обеспечивающих повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий и восстановление природных комплексов; восстановление, использование и охрана водных объектов - за счет осуществления мероприятий по улучшению экологического состояния малых рек и их водосборов, обустройства водоохранных зон, строительства водоохранных сооружений, рационального использования водохранилищ; предотвращение деградации лесов, сохранение растительного и животного мира, развитие системы особо охраняемых природных территорий - за счет восстановления и сохранения лесных насаждений, осуществления комплекса лесомелиоративных мероприятий, укрепления и развития служб борьбы с лесными пожарами, совершенствования системы кадастров лесов, флоры и фауны; повышение рыбопродуктивности водоемов - путем создания в водной среде благоприятных экологических условий для восстановления и повышения биологической продуктивности, обеспечения оздоровления мест обитания и нереста рыбы с доведением качества воды до рыбохозяйственных нормативов; создание системы мониторинга окружающей среды - за счет развития аэрокосмических и наземных средств наблюдений, внедрения территориальных геоинформационных систем; оздоровление экологической обстановки в городах и поселках городского типа - за счет развития систем водоснабжения и канализации, озеленения, улучшения планировки жилых районов и выноса за их пределы экологически опасных производств, развития городского электрического транспорта; экологическое образование, воспитание и информация населения - за счет создания в Волжском бассейне системы экологического образования, включающей подготовку и распространение учебных программ, подготовку и переподготовку кадров, развитие системы внешкольного образования, издание научной и научно-популярной литературы для просвещения населения; правовое, нормативное и научно-техническое обеспечение реализации Программы - за счет разработки нормативно-правовых актов, методологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, энерго- и ресурсосберегающих технологий, прогнозирования изменений природной среды, совершенствования экономического механизма реализации природоохранных мероприятий. Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап (1999 -2005 годы), второй этап (2006-2010 годы). Ресурсное обеспечение Программы Программа будет реализовываться в соответствии с принципами и методами макроэкономической, структурной и научно-технической политики Правительства Российской Федерации в условиях реформирования предприятий, регулирования естественных монополий, улучшения инвестиционного климата и повышения инвестиционной активности предприятий, реформирования социальной сферы, развития финансово-экономических возможностей всех субъектов экономики. Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы, особенно на первом этапе, ориентировано преимущественно на использование финансовых и инвестиционных возможностей субъектов Российской Федерации и субъектов экономики. В связи с ограниченными возможностями федерального бюджета централизованное выделение средств предусматривается только на реализацию отдельных мероприятий и проектов Программы социальной направленности. Кроме того, на конкурсной основе возможна поддержка отдельных быстроокупаемых проектов в производственной сфере. При этом осуществление природоохранных мероприятий должно проводиться в комплексе с модернизацией основного производства и внедрением новых технологий. Существенное значение в реализации Программы может иметь привлечение иностранных инвестиций, особенно на региональном уровне. Важным источником пополнения финансовых ресурсов для выполнения программных мероприятий станет плата за воду. Принятие правовых и нормативных актов, регламентирующих введение платы за пользование водными объектами, позволит увеличить ежегодные поступления в федеральный бюджет дополнительных средств в размере 1,2 млрд. рублей и в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, расположенных в границах Волжского бассейна, - 1,7 млрд. рублей. Целевое использование средств от платного водопользования обеспечит прогнозируемую государственную поддержку для реализации приоритетных общебассейновых проектов Программы. Общий объем ассигнований на финансирование Программы прогнозируется в размере 139 902,3 млн. рублей, в том числе 10 599,8 млн. рублей (7,6 процента) за счет средств федерального бюджета, 80 906,1 млн. рублей (57,8 процента) за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, 48 396,4 млн. рублей (34,6 процента) за счет прочих источников финансирования. В число прочих источников финансирования включены средства предприятий, экологических фондов, иностранных инвестиций, целевых фондов ассоциаций экономического взаимодействия Поволжья. Из общего объема ассигнований на финансирование Программы затраты на операционные расходы составят 9 793,16 млн. рублей, капитальные вложения - 124 932,72 млн. рублей, НИОКР - 5 176,38 млн. рублей. Прогнозируемые показатели финансирования и распределения затрат на реализацию Программы приведены в приложениях N 2 и 3. Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы уточняются исходя из реальных финансовых возможностей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на соответствующие годы. Организацию ресурсного обеспечения выполнения работ по реализации отдельных проектов Программы планируется проводить на основе модельных проработок в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305. Программа выступает в роли координирующей по отношению к другим федеральным целевым программам, осуществляемым в пределах Волжского бассейна, и ее реализация должна повысить эффективность инвестиций в сфере природопользования и обеспечения экологической безопасности. При этом предусматривается участие акционерных обществ ТЭК в покрытии части затрат, связанных с восстановлением природных комплексов этого бассейна и реконструкцией крупных гидротехнических сооружений Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций. Осуществление программных мероприятий будет связано с созданием дополнительных рабочих мест, что должно способствовать решению социальных проблем ряда регионов. Информационная система Программы обеспечит мониторинг ее реализации, позволит улучшить контроль за ходом ее выполнения и даст возможность перейти к оптимизации принятия управленческих решений. Механизм реализации Программы Конкретные мероприятия Программы определяются в региональных целевых программах и проектах, утверждаемых органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с государственным заказчиком-координатором и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Механизм реализации Программы предусматривает использование всех рычагов экономической политики: кредитно-денежного механизма, государственной контрактной системы, антимонопольного законодательства. Для получения ассигнований из федерального бюджета государственный заказчик - координатор Программы ежегодно подготавливает и вносит в Министерство экономики Российской Федерации в установленном порядке сводную бюджетную заявку (в региональном разрезе) с указанием перечня конкретных объектов строительства, имеющих положительные заключения государственной экологической экспертизы, и обоснованием необходимых государственных инвестиций, в Министерство науки и технологий Российской Федерации - бюджетную заявку на проведение НИОКР, в Министерство финансов Российской Федерации - бюджетную заявку на проведение мероприятий, финансируемых за счет текущих расходов. В этих заявках отражаются результаты предконтрактного отбора исполнителей работ с указанием ассигнований за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Для подтверждения возможности выделения средств из внебюджетных источников между государственным заказчиком и исполнителями программных мероприятий заключаются соответствующие соглашения о намерениях. Реализация Программы осуществляется с применением системы государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками со всеми исполнителями Программы. Отбор исполнителей Программы независимо от формы собственности организаций осуществляется государственными заказчиками на конкурсной основе. В ходе реализации Программы намечается содействовать расширению участия банков и экологических фондов, компаний экологического страхования, лицензионно-сертификационных центров, других коммерческих и некоммерческих организаций в осуществлении программных мероприятий. В целях обеспечения экологической безопасности реализуются такие механизмы охраны окружающей среды, которые не позволят получать дополнительную прибыль за счет экономии на природоохранных затратах. Основу системы экономического стимулирования рационального природопользования в перспективе составят: применение дотаций и надбавок на экологически безопасную продукцию, установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов, совершенствование механизмов кредитования предприятий и организаций для осуществления мер по гарантированному снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Предусматривается использовать и другие рыночные механизмы регулирования техногенного воздействия на окружающую среду, в том числе установление ограничений на загрязнение не для отдельного, а для группы предприятий-загрязнителей с правом самостоятельного перераспределения квот в пределах установленного лимита. Система информационного обеспечения реализации Программы предусматривает ведение базы данных о ходе реализации программ всех уровней, осуществляемых на территории Волжского бассейна. Аналогичный механизм реализации Программы будет действовать и на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Социально-экономическая эффективность мероприятий Программы Эффективность намеченных мероприятий рассматривается и обосновывается в конкретных проектах с учетом реальной социально-экономической обстановки в том или ином регионе и достигается: в социальном аспекте - за счет улучшения условий жизни и сохранения здоровья населения, оздоровления природной среды; в экономическом аспекте - за счет повышения роста производства и снижения производственных издержек с учетом потерь, которые несет общество при изъятии природных ресурсов и загрязнении окружающей среды; в экологическом аспекте - за счет экологически безопасного развития региона, предотвращения деградации природных комплексов. В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий будет создана гибкая система, регламентирующая хозяйственную деятельность, что значительно снизит уровни загрязнения окружающей среды. При этом предусматривается создание общебассейновой и региональных систем мониторинга окружающей среды, позволяющих принимать меры по обеспечению экологической безопасности. Реализация Программы позволит: на первом этапе - уменьшить на 30 процентов сброс загрязненных стоков в водную среду, снизить на 40 процентов использование питьевой воды на промышленные нужды, сократить на 20 процентов удельное потребление сырьевых и энергетических ресурсов; на втором этапе - прекратить сброс неочищенных стоков в водные объекты, сократить выбросы в атмосферу от стационарных источников в 1,9 раза, завершить формирование системы особо охраняемых территорий с доведением их площади до 3 процентов общей площади территории Волжского бассейна, повысить рыбопродуктивность водохранилищ Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций в 2 раза. В результате реализации мероприятий Программы будет достигнуто улучшение экологической обстановки в регионе, прежде всего качества вод, атмосферного воздуха и почв. Это позволит улучшить условия жизнеобеспечения населения региона. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, государственными заказчиками по территориальным подпрограммам - органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. По отдельным направлениям работ и объектам федерального значения государственными заказчиками являются: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (экологически безопасное развитие сельского хозяйства, повышение рыбопродуктивности водоемов), Министерство здравоохранения Российской Федерации (мониторинг здоровья населения), Федеральная служба лесного хозяйства России (восстановление и предотвращение деградации лесов), Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (экологическое образование, воспитание и информация населения). Министерство природных ресурсов Российской Федерации в случае необходимости может передавать на договорной основе часть функций государственного заказчика другим федеральным органам исполнительной власти. Для текущего управления реализацией Программы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 893-р создана дирекция федеральной целевой программы "Возрождение Волги" с размещением ее в г. Нижний Новгород. Наряду с государственными органами управления Программой формируется общественный координационный орган - Волжский бассейновый совет, на который возлагается формирование Волжского бассейнового соглашения как формы реализации Программы. Долгосрочные и среднесрочные бассейновые соглашения являются официальными документами, в соответствии с которыми участники соглашения принимают на себя взаимосогласованные обязательства в части водохозяйственной и водоохранной деятельности и определяют механизм реализации достигнутых договоренностей. В целях консолидации внебюджетных источников финансирования в субъектах Российской Федерации могут создаваться в установленном порядке целевые фонды для реализации мероприятий Программы. Научно-методическое сопровождение реализации Программы будет осуществлять межведомственный Научный совет федеральной целевой программы "Возрождение Волги". Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственных заказчиков периодически осуществляет экспертные проверки хода реализации Программы. Государственные заказчики представляют в установленном порядке статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в Министерство экономики Российской Федерации, а также в Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по статистике организует совместно с государственными заказчиками ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации Программы. Государственные заказчики сотрудничают с ассоциациями экономического взаимодействия "Центральная Россия", "Северо-Запад", "Уральский регион" и "Большая Волга". ____________ Приложение N 1 П Е Р Е Ч Е Н Ь субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы "Возрождение Волги" ------------------------------------------------------------------- | Площадь | Численность Наименование субъектов | территорий, | населения Российской Федерации | входящих в | в границах бассейна | бассейн | реки Волги на | реки Волги | 1 января 1996 г. | (тыс. кв. км) | (млн. человек) ------------------------------------------------------------------- Республика Башкортостан 112,6 3,47 Республика Калмыкия 18,1 0,04 Республика Коми 6,9 - Республика Марий Эл 23,2 0,77 Республика Мордовия 26,2 0,96 Республика Татарстан 68,0 3,76 Удмуртская Республика 42,1 1,64 Чувашская Республика 18,3 1,36 Астраханская область 44,1 1,03 Брянская область 0,4 - Владимирская область 29,0 1,64 Волгоградская область 35,5 1,77 Вологодская область 60,4 0,83 Ивановская область 21,8 1,27 Калужская область 25,4 0,92 Кировская область 107,2 1,56 Костромская область 57,4 0,81 Ленинградская область 5,4 0,01 Липецкая область 0,4 - Московская область 46,0*) 6,6 Нижегородская область 76,9 3,73 Новгородская область 6,9 0,05 Оренбургская область 40,0 0,55 Орловская область 14,6 0,61 Пензенская область 32,8 1,34 Пермская область 126,0 2,85 Рязанская область 37,5 1,32 Самарская область 53,6 3,31 Саратовская область 52,5 2,01 Свердловская область 30,6 0,61 Смоленская область 13,1 0,09 Тамбовская область 14,5 0,69 Тверская область 58,8 1,36 Тульская область 19,7 1,48 Ульяновская область 37,3 1,5 Челябинская область 17,8 0,59 Ярославская область 35,6 1,45 г. Москва 1,0 8,66 Коми-Пермяцкий автономный 32,9 0,16 округ ___________________ *) Без территории г. Москвы. ____________ Приложение N 2 П Р О Г Н О З финансирования реализации программы "Возрождение Волги" на 1999-2010 годы (млн. рублей, в ценах 1998 г.) ------------------------------------------------------------------- | |Источники финансирования Наименование направлений |Всего +-------------------------------- Программы | |федеральный|бюджеты |прочие | |бюджет |субъектов |источники | | |Российской| | | |Федерации | ------------------------------------------------------------------- Экологически безопасное 30004,13 2190,66 13954,65 13858,82 развитие промышленного производства Экологически безопасное 14109,18 1819,62 6111,73 6177,83 развитие сельского хозяйства Развитие городского 54728,16 - 43782,53 10945,63 (районного) хозяйства Восстановление, 23693,61 3338,61 9078,21 11276,79 использование и охрана водных объектов Восстановление и 5683,21 1425,2 2782,29 1475,72 предотвращение деградации лесов. Развитие особо охраняемых территорий Мероприятия по 3235,21 327,74 761,4 2146,07 повышению рыбопро- дуктивности водоемов Создание системы 4733,68 1053,57 2068,08 1612,03 мониторинга окружающей среды и развитие геоинформа- ционных систем Мониторинг здоровья 1584,39 214,11 1242,77 127,51 населения Экологическое 1614,71 180,27 758,45 675,99 образование, воспитание и информация населения Правовое, нормативное и 515,98 50,0 365,98 100,0 научно-техническое обеспечение __________________________________________________________________ ИТОГО 139902,26 10599,78 80906,09 48396,39 в том числе: затраты на операционные 9793,16 741,99 5663,43 3387,74 расходы капитальные вложения 124932,72 9465,6 72249,14 43217,98 НИОКР 5176,38 392,19 2993,52 1790,67 ____________ Приложение N 3 Прогнозируемое распределение затрат на реализацию программы "Возрождение Волги" на 1999-2010 годы (млн. рублей, в ценах 1998 г.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | первый этап (1999-2005 годы) | второй этап (2006-2010 годы) | 1999-2010 годы Наименование субъектов +-----------------------------------------+-----------------------------------------+----------------------------------------- Российской Федерации | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | +------------------------------| +-------------------------------| +------------------------------- | |средства |средства |прочие | | средства |средства |прочие | | средства |средства |прочие | |федераль-|субъектов |источни- | | федераль-|субъектов |источни- | | федераль-|субъектов |источни- | |ного |Российской|ки | | ного |Российской|ки | | ного |Российской|ки | |бюджета |Федера- |финанси- | | бюджета |Федера- |финанси- | | бюджета |Федера- |финанси- | | |ции |рования | | |ции |рования | | |ции |рования ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Республика Башкортостан 8566,8 904,38 4132,08 3530,34 6119,14 645,98 2951,48 2521,68 14685,94 1550,36 7083,56 6052,02 Республика Калмыкия 401,3 38,72 232,05 130,53 286,64 27,65 165,75 93,24 687,94 66,37 397,8 223,77 Республика Коми 19,17 1,74 3,51 13,92 13,71 1,25 2,51 9,95 32,88 2,99 6,02 23,87 Республика Марий Эл 3572,75 392,12 1273,54 1907,09 2551,97 280,09 909,67 1362,21 6124,72 672,21 2183,21 3269,3 Республика Мордовия 355,74 21,41 265,65 68,68 254,1 15,3 189,75 49,05 609,84 36,71 455,4 117,73 Республика Татарстан 1395,73 58,3 1018,77 318,66 996,95 41,65 727,69 227,61 2392,68 99,95 1746,46 546,27 Удмуртская Республика 2037,7 148,38 1387,64 501,68 1455,51 105,98 991,18 358,35 3493,21 254,36 2378,82 860,03 Чувашская Республика 1182,54 51,41 657,15 473,98 844,68 36,72 469,4 338,56 2027,22 88,13 1126,55 812,54 Астраханская область 4465,58 489,26 2622,19 1354,13 3189,71 349,48 1872,99 967,24 7655,29 838,74 4495,18 2321,37 Брянская область 4,45 0,55 1,29 2,61 3,19 0,4 0,93 1,86 7,64 0,95 2,22 4,47 Владимирская область 1503,24 270,97 548,08 684,19 1073,74 193,55 391,49 488,7 2576,98 464,52 939,57 1172,89 Волгоградская область 230,1 39,5 97,27 93,33 164,37 28,22 69,48 66,67 394,47 67,72 166,75 160 Вологодская область 206,24 5,38 173,95 26,91 147,33 3,85 124,25 19,23 353,57 9,23 298,2 46,14 Ивановская область 481,05 25,35 282,01 173,69 343,59 18,1 201,43 124,06 824,64 43,45 483,44 297,75 Калужская область 475,22 39,25 261,27 174,7 339,45 28,04 186,62 124,79 814,67 67,29 447,89 299,49 Кировская область 2664,71 133,78 1207,25 1323,68 1903,37 95,56 862,32 945,49 4568,08 229,34 2069,57 2269,17 Костромская область 817,63 100,8 445,85 270,98 584,02 72 318,47 193,55 1401,65 172,8 764,32 464,53 Ленинградская область 81,33 6,77 30,78 43,78 58,11 4,84 21,99 31,28 139,44 11,61 52,77 75,06 Липецкая область 29,53 2,4 17,3 9,83 21,1 1,71 12,36 7,03 50,63 4,11 29,66 16,86 Московская область 3387,79 11,22 3374,15 2,42 3528,8 8,28 3517,08 3,44 6916,59 19,5 6891,23 5,86 Нижегородская область 1019,92 69,34 654,16 296,42 728,52 49,53 467,26 211,73 1748,44 118,87 1121,42 508,15 Новгородская область 252,11 125,26 125,01 1,84 180,08 89,47 89,29 1,32 432,19 214,73 214,3 3,16 Оренбургская область 9830,29 409,72 6495,88 2924,69 7021,63 292,65 4639,91 2089,07 16851,92 702,37 11135,79 5013,76 Орловская область 415,74 42,04 144,62 229,08 296,96 30,03 103,3 163,63 712,7 72,07 247,92 392,71 Пензенская область 175,46 10,82 86,58 78,06 125,32 7,73 61,84 55,75 300,78 18,55 148,42 133,81 Пермская область 2446,13 304,04 1738,82 403,27 1747,23 217,17 1242,01 288,05 4193,36 521,21 2980,83 691,32 Рязанская область 1369,67 179,28 463,93 726,46 978,33 128,05 331,38 518,9 2348,0 307,33 795,31 1245,36 Самарская область 6892,38 220,56 6450,66 221,16 4923,14 157,55 4607,61 157,98 11815,52 378,11 11058,27 379,14 Саратовская область 7632,94 775,98 3328,53 3528,43 5452,1 554,27 2377,53 2520,3 13085,04 1330,25 5706,06 6048,73 Свердловская область 183,95 10,66 73,65 99,64 131,41 7,62 52,61 71,18 315,36 18,28 126,26 170,82 Смоленская область 46,73 4,26 13,93 28,54 33,39 3,05 9,95 20,39 80,12 7,31 23,88 48,93 Тамбовская область 1182,8 206,12 740,28 236,4 844,86 147,23 528,78 168,85 2027,66 353,35 1269,06 405,25 Тверская область 270,34 12,39 192,86 65,09 193,09 8,85 137,75 46,49 463,43 21,24 330,61 111,58 Тульская область 11166,86 644,61 4889,21 5633,04 7976,33 460,44 3492,29 4023,6 19143,19 1105,05 8381,5 9656,64 Ульяновская область 333,86 22,5 207,82 103,54 238,47 16,08 148,44 73,95 572,33 38,58 356,26 177,49 Челябинская область 72,81 4,28 52,88 15,65 52,01 3,06 37,77 11,18 124,82 7,34 90,65 26,83 Ярославская область 4615,02 393,79 1919,83 2301,4 3296,44 281,28 1371,3 1643,86 7911,46 675,07 3291,13 3945,26 г. Москва 1815,85 4,8 1581,8 229,25 188,09 3,16 22,89 162,04 2003,94 7,96 1604,69 391,29 Коми-Пермяцкий 8,12 1,03 2,98 4,11 5,8 0,74 2,13 2,93 13,92 1,77 5,11 7,04 автономный округ Итого 81609,58 6183,17 47195,21 28231,2 58292,68 4416,61 33710,88 20165,19 139902,26 10599,78 80906,09 48396,39 ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|