Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 16.04.1999 № 01-82/16-32

     О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ
 ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                         ОБРАЗОВАНИЯ
 
     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     16.04.99 N 01-82/16-32
 
     Министерство культуры  Российской  Федерации  доводит  до
сведения руководителей  высших  учебных  заведений  культуры и
искусства Российской Федерации письмо  Министерства  общего  и
профессионального образования  Российской  Федерации N 54/26-5
от 11.02.99 г.
     Организованные Генпрокуратурой   России  проверки  высших
учебных заведений выявили грубые нарушения законности, связан-
ные с  ущемлением  конституционных  прав  граждан из числа де-
тей-сирот, принципов бесплатности и конкурсной основы  получе-
ния образования в государственных образовательных учреждениях.
Наблюдается порочная  тенденция  к  оттеснению  от   получения
высшего профессионального  образования  социально незащищенных
слоев молодежи.
     В числе  нарушителей законодательства в материалах Проку-
ратуры фигурирует Челябинский институт искусства и культуры.
     Просим незамедлительно  принять строгие меры к соблюдению
существующего законодательства о защите прав детей-сирот и де-
тей, оставшихся без попечения родителей.
 
     Заместитель Министра                  В.П.Демин
                                          Приложение
                                 к ЦП Министерства культуры РФ
                                 от 16.04.99 N 01-82/16-32
 
    О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ
 ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
         РОДИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО
                ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
 
     Письмо Министерства общего и профессионального
     образования Российской Федерации от
     11.02.99 N 54/26-5
 
     В Министерство  общего  и  профессионального  образования
Российской Федерации поступило представление Генеральной  Про-
куратуры Российской Федерации от 06.01.99 N 21-7-99 "О наруше-
нии ст.43 Конституции Российской Федерации и федерального  за-
конодательства об образовании".
     Организованные Генпрокуратурой России,  прокурорами субъ-
ектов  Российской  Федерации проверки выявили грубые нарушения
законности,  связанные с ущемлением конституционных прав граж-
дан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-
дителей,  на получение высшего профессионального  образования,
принципов бесплатности и конкурсной основы получения образова-
ния в государственных и муниципальных образовательных учрежде-
ниях.
     В частности,  в  ряде вузов Российской Федерации наблюда-
ется тенденция к постепенному оттеснению от получения  высшего
профессионального образования социально незащищенных слоев мо-
лодежи (детей-инвалидов,  детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей).  Об этом свидетельствует и государствен-
ная статистика:  так, в 1997 г. удельный вес зачисленных граж-
дан этих  категорий в вузы с подготовительных отделений соста-
вил лишь 1,3%, а в подведомственных вузах - 2,8%.
     В нарушение  существующего законодательства дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, получают, как прави-
ло, стипендию  в  сумме  1,5 минимального размера оплаты труда
вместо 2,5. Не все вузы располагают точными сведениями о коли-
честве студентов из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей, обучающихся в них.
 
     При  зачислении  студентов  не  во всех вузах учитываются
льготы, предусмотренные законодательством для граждан из числа
детей-сирот и  детей,  оставшихся без попечения родителей (Ря-
занская область  -   сельскохозяйственная   академия,   филиал
Московского открытого университета); есть случаи, когда им от-
казывают в полном государственном обеспечении при их  зачисле-
нии и  снижают размеры выплат стипендий (Челябинская область -
Государственный агроинженерный   университет,   Южно-Уральский
технический университет. Институт искусства и культуры, Магни-
тогорский технический университет,  Институт искусства и куль-
туры, Магнитогорский технический университет и др.); не в пол-
ном объеме  обеспечиваются  предусмотренные  законодательством
льготы в  части бесплатного проезда на городском,  пригородном
транспорте, а также в период каникул к месту жительства и  об-
ратно.
     Лишь после вмешательства органов прокуратуры  были выданы
проездные билеты  33  студентам  из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,  государственной консерва-
тории и аграрного университета г. Саратова. В Саратовском уни-
верситете в течение 7 месяцев выплаты на питание производились
лишь на 50%.
     Только в 4-х из 17-ти  проверенных  вузов  г.Новосибирска
обеспечивалось право  студентов  из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,  на получение  бесплатного
питания, комплекта одежды и обуви или возмещения их стоимости,
медицинского обслуживания,  право на  обеспечение  выпускников
одеждой, обувью,  мягким инвентарем; единовременным пособием в
сумме 5 минимальных размеров оплаты труда и т.д.
     Кроме того,  ректорами  ряда  вузов  России не закреплены
конкретные лица,  отвечающие за работу со студентами из  числа
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей. Лич-
ные дела указанных студентов не содержат информации, позволяю-
щей принимать  конкретные меры по защите или восстановлению их
прав.
     Все эти  факты свидетельствуют об отсутствии или ослабле-
нии контроля со стороны органов управления образованием  субъ-
ектов Российской  Федерации,  ректоров учреждений высшего про-
фессионального образования.  Комплексные проверки условий жиз-
ни, воспитания и образования,  охраны прав обучающихся, воспи-
танников из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попече-
ния родителей, проводятся в регионах России не регулярно.
     Учитывая сложную  социально-экономическую  обстановку   в
стране, Минобразования России считает особенно важным принятие
соответствующих мер по ликвидации выявленных нарушений в отно-
шении прав студентов из числа детей-сирот и детей,  оставшихся
без попечения родителей.
     Министерство просит органы законодательной и исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации:
     - изыскать возможности для реализации законных прав и со-
циальных гарантий студентов из числа вышеназванной категории;
     - рассмотреть   на   заседаниях  администраций  субъектов
Российской Федерации вопрос об установлении контроля  за  дея-
тельностью органов управления образованием по соблюдению зако-
нодательства по социальной защите детей-сирот и детей,  остав-
шихся без  попечения  родителей,  обучающихся в высших учебных
заведениях.
     Минобразование России  обращает внимание органов управле-
ния образованием  субъектов  Российской  Федерации,   ректоров
высших учебных  заведений  на  необходимость  неукоснительного
соблюдения законодательства о социальной защите детей-сирот  и
детей, оставшихся  без попечения родителей,  обучающихся в ву-
зах, создания условий для их образования (Федеральный закон  N
159-ФЗ от  21  декабря 1996 г.  "О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей,  оставшихся без попече-
ния родителей"), просит обеспечить жесткий контроль за целевым
использованием денежных средств,  выдаваемых на содержание де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучаю-
щихся в вузах,  создание условий для их образования (Федераль-
ный закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных га-
рантиях по социальной защите детей-сирот и  детей,  оставшихся
без попечения  родителей")  просит обеспечить жесткий контроль
за целевым использованием денежных средств,  выдаваемых на со-
держание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-
лей, обучающихся  в вузах.
     С целью предотвращения случаев нарушения прав детей-сирот
и детей,  оставшихся без попечения родителей,  во время работы
приемных комиссий, проведения экзаменов и зачисления студентов
в вузы, Министерство  общего и  профессионального  образования
Российской Федерации    организует   "горячую"   линию   (тел.
928-77-85).
 
                                       Е.Е.Чепурных
 
 
                                        Приложение
                                к письму Минобразования России
                                от 11.02.99 N 54/26-5
 
                            Льготы
      лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
        попечения родителей, обучающимся в учреждениях
            высшего профессионального образования
    (в соответствии с Федеральным законом  от 21.12.96 г.
           N 159-ФЗ "О дополнительных  гарантиях по
     специальной защите детей-сирот и детей,  оставшихся
                  без попечения родителей")
 
--------------------------------------------------------------
N  ¦Наименование льгот                        ¦ Статья закона
--------------------------------------------------------------
1.  Зачисление на курсы по подготовке  к пос-
    туплению в учреждения высшего профессио-
    нального образования без взимания с них
    платы за обучение                           п.1 ст.6
 
2.  Зачисление на полное государственное
    обеспечение по окончании государственного
    или муниципального  учреждения высшего
    профессионального образования (в возрасте
    от 18 до 23-х лет)                          п.3 стр.6
 
3.  Выплата стипендии, размер которой увели-
    чивается не менее чем на 50% по сравне-
    нию  с размером стипендии, установленной
    для обучающихся в вузе                      п.5 стр.6
 
4.  Выплата ежегодного пособия на приобретение
    учебной литературы и письменных принадлеж-
    ностей в размере трехмесячной стипендии до
    окончания  обучения
                                                п.6 стр.6
 
5.  Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвен-
    тарем и оборудованием по нормам, утвержда-
    емым Правительством Российской Федерации, а
    также единовременным денежным пособием в сум-
    ме не менее пяти минимальных  размеров опла-
    ты труда или заменой их денежной компенса-
    цией за счет средств учреждений высшего
    профессионального  образования при трудоус-
    тройстве на предприятия, в учреждения и ор-
    ганизации всех форм  собственности          п.8 стр.6
 
6.  Сохранение полного государственного обес-
    печения при предоставлении обучающимся
    академического отпуска по медицинским по-
    казаниям, в том числе выплаты стипендии     п.9 стр.6
 
7.  Бесплатный проезд на городском, пригород-
    ном, в сельской местности на внутрирайон-
    ном транспорте (кроме такси), а также бес-
    платный проезд в период каникул к месту
    жительства и обратно к месту учебы (до
    23-х лет)                                   п.10 стр.6
 
8.  Бесплатное  медицинское  обслуживание и
    оперативное лечение в любом государствен-
    ном и муниципальном лечебно-профилакти-
    ческом учреждении, в том числе проведение
    диспансеризации                             п.1 стр.7
 
9.  Бесплатные путевки в студенческие спортив-
    но-оздоровительные лагеря (базы) труда и
    отдыха, в санаторные учреждения при нали-
    чии медицинских показаний. Бесплатный про-
    езд к месту отдыха, лечения и обратно        п.2 стр.7
 
10. Сохранение права на закрепленное жилое по-
    мещение на весь период  пребывания в учреж-
    дениях всех видов профессионального образо-
    вания                                        п.1 стр.8
 
11. Внеконкурсный прием в вузы при условии
    успешной сдачи вступительных экзаменов в
    государственные и муниципальные образова-
    тельные учреждения высшего профессионально-
    го образования (ст.16 Федерального закона
    РФ "О внесении изменений и дополнений в
    закон Российской Федерации "Об образовании"
    от 13.01.96 г. N 12-ФЗ

Информация по документу
Читайте также