Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19.02.1999 № 3682-II ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания
      Российской Федерации "К парламентам государств - членов
    Организации Объединенных Наций в связи с разработкой новой
     стратегической концепции Организации Североатлантического
                         договора (НАТО)"

     Государственная   Дума   Федерального   Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять   обращение   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации "К парламентам  государств  -  членов
Организации   Объединенных   Наций  в  связи  с  разработкой  новой
стратегической концепции Организации Североатлантического  договора
(НАТО)".
     2. Поручить  Председателю  Государственной  Думы  Федерального
Собрания  Российской  Федерации  Г.Н.Селезневу  направить указанное
Обращение в парламенты государств - членов Организации Объединенных
Наций,  а  также  в  международные  и региональные межпарламентские
организации.
     3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение для
опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете".
     4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     19 февраля 1999 года
     N 3682-II ГД
     ____________________



                  ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                 К парламентам государств - членов
              Организации Объединенных Наций в связи
           с разработкой новой стратегической концепции
         Организации Североатлантического договора (НАТО)

                        Уважаемые коллеги!

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  обеспокоена  опасными тенденциями в политике Организации
Североатлантического  договора   (НАТО),   которые   предполагается
закрепить в его новой стратегической концепции в ходе намеченной на
апрель  1999  года   встречи   глав   государств   и   правительств
государств - членов НАТО.  Речь идет о фундаментальных изменениях в
стратегии   альянса,  затрагивающих безопасность  практически  всех
государств мира.
     Судя по       заявлениям       руководителей       Организации
Североатлантического   договора   и   основным  положениям  доклада
председателя  Североатлантической  Ассамблеи  У.Рота  "НАТО  в  ХХI
веке", представленного на 44-й сессии Североатлантической Ассамблеи
в городе  Эдинбурге  (Великобритания),  Североатлантический  альянс
намерен  присвоить  себе  право  осуществлять  военные операции без
санкции Совета Безопасности ООН.  По существу,  речь идет о ревизии
Североатлантического  договора,  заключенного в городе Вашингтоне 4
апреля 1949 года.  Статья 7 указанного Договора гласит,  что он "не
затрагивает  и  не  будет  толковаться как затрагивающий каким-либо
образом права  и  обязательства,  возлагаемые  Уставом  Организации
Объединенных  Наций  на договаривающиеся стороны,  которые являются
членами Организации Объединенных Наций, или главную ответственность
Совета   Безопасности   за   поддержание   международного   мира  и
безопасности".
     Как известно,  Устав  Организации Объединенных Наций обязывает
государства - члены Организации Объединенных Наций воздержаться  от
применения   силы   или  угрозы  применения  силы.  Лишь  в  случае
вооруженного нападения на какое-либо государство Устав  Организации
Объединенных  Наций  наделяет  его  правом  на  индивидуальную  или
коллективную   самооборону.   Принятие   решений    о    применении
принудительных  мер и тем более вооруженных сил для поддержания или
восстановления  мира  и  международной  безопасности   является   в
соответствии  с  главой  VII  Устава Организации Объединенных Наций
исключительной прерогативой Совета Безопасности ООН.
     Попытки пересмотра  этого  положения,  на котором основывается
существующая система международной безопасности,  могут привести  к
серьезной  дестабилизации  этой  системы  и  воцарению произвола на
международной арене.
     Другим весьма   тревожным  моментом  является  намерение  НАТО
расширить так называемую сферу своей ответственности, включив в нее
территории государств,  в том числе за пределами Европы, откуда, по
мнению членов НАТО,  может исходить  угроза  или  где  нуждаются  в
защите отстаиваемые НАТО "ценности и интересы".
     Это открывает возможность для  произвольного  применения  силы
против   любого   государства   или   группы  государств.  Недавние
ракетно-бомбовые удары по территориям Афганистана,  Судана,  Ирака,
угрозы   в   отношений   Союзной   Республики   Югославии  наглядно
демонстрируют,  к  каким  последствиям  может   привести   принятие
доктрины о расширении сферы ответственности НАТО. Нельзя исключать,
что в будущем НАТО в соответствии с новой стратегической концепцией
пойдет  на  применение силы для обеспечения экономических интересов
государств - членов НАТО, в частности для установления контроля над
стратегическими источниками сырья.
     На этом фоне шаги по расширению НАТО  на  Восток  могут  иметь
целью  дальнейшую  концентрацию  людских,  материальных  и  военных
ресурсов и  расширение  инфраструктуры  для  осуществления  силовых
операции в различных районах мира.
     Государственная Дума   считает,   что   новая   стратегическая
концепция  НАТО,  фактически  направленная на ликвидацию приоритета
ООН в области поддержания мира, может серьезно подорвать роль ООН и
всю существующую систему международных отношений. Принятие подобной
концепции приведет также к ослаблению Организации по безопасности и
сотрудничеству  в  Европе (ОБСЕ) и других региональных организаций,
действующих  на  основе   согласия   государств,   может   серьезно
затруднить  ведущуюся  в  настоящее  время в рамках ОБСЕ работу над
Хартией  европейской  безопасности,   призванной   стать   кодексом
поведения государств на международной арене.
     Государственная Дума убеждена,  что право принятия  решений  о
применении  силы  не  может  принадлежать небольшой группе развитых
государств.  Организация Объединенных  Наций  по-прежнему  является
уникальным инструментом,  способным обеспечить стабильность в мире.
Именно ООН должна разработать новую модель международных отношений,
которая  обеспечивала бы более благоприятные и равноправные условия
для развития всех государств мира в XXI веке.
     Государственная Дума  призывает парламенты государств - членов
Организации Объединенных Наций выразить  свое  отношение  к  планам
изменения  стратегической концепции НАТО,  ведущим к коренной ломке
существующих   международных   механизмов   поддержания   мира    и
международной  безопасности,  и  активизировать усилия по повышению
эффективности деятельности Организации Объединенных Наций и  Совета
Безопасности  ООН  по  укреплению  мира  и  обеспечению устойчивого
развития.


     Москва
     19 февраля 1999 года

Информация по документу
Читайте также