Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 30.03.1999 № 01-62/16-32

            О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
                   ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
 
     Циркулярное письмо Министерства культуры от
     30.03.99 N 01-62/16-32
 
     Министерство культуры Российской Федерации сообщает,  что
в письме Министерства общего и  профессионального  образования
от 16.12.98  N 01-50-205 ин/32-03 внимание руководителей учеб-
ных  заведений обращается на то, что платными образовательными
услугами не  является  основная деятельность,  предусмотренная
государственными образовательными  стандартами   высшего   или
среднего профессионального образования,  финансируемая из бюд-
жета, в том числе:  вступительные испытания и оформление доку-
ментов в  ходе  этих испытаний,  выдача студенческого билета и
зачетной книжки,  ликвидация академической задолженности  и  с
этой целью дополнительные занятия,  прохождение производствен-
ной и научно-исследовательской практики, внутренние и  внешние
переводы, восстановление,  психологическая аттестация. Перевод
неуспевающих студентов на платную форму обучения без  отчисле-
ния также не допускается.
     Одновременно доводим до сведения,  что Генеральной Проку-
ратурой Российской Федерации сделано ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в адрес Ми-
нистра общего и профессионального образования Российской Феде-
рации В.М.Филиппова о массовых нарушениях законности,  связан-
ных с ущемлением конституционных прав граждан на получение об-
разования,  принципов бесплатности и конкурсной основы получе-
ния  образования  в  государственных и муниципальных образова-
тельных учреждениях.
     Так, в случаях сотрудничества вузов с различными  негосу-
дарственными образовательными учреждениями выявлено зачисление
по результатам т.н.  "единых" экзаменов в рамках платных обра-
зовательных услуг на места, финансируемые из федерального бюд-
жета, в то время   как законодательство позволяет прибегать  к
таким формам  приемных  испытаний только в тех редких случаях,
когда лицей,  школа или класс являются структурным подразделе-
нием вуза.
     В правилах приема,  утвержденных  советами вузов, нередко
закладываются ограничения  в  доступности высшего образования,
аморальная, противозаконная  и  несправедливая  тенденция  от-
теснения от  высшего  образования социально незащищенных слоев
молодежи.
     По мнению  Генпрокуратуры,  прием  в вузы приобретает все
более дискриминационный характер,  поскольку доступность полу-
чения образования и конкурсный отбор все больше ставится в за-
висимость не от способности абитуриента осваивать программу, а
от социального и материального статуса родителей, что является
для талантливой молодежи серьезным препятствием на пути  полу-
чения  бесплатного образования.
     Требование п.10 ст.41   Федерального закона "Об образова-
нии", устанавливающее  квоту  платного  приема  в размере 25%,
нигде не соблюдается. "Денежные" абитуриенты часто занимают от
60 до 100% мест, финансируемых из федерального бюджета (приве-
денная статистика исходит  из  количества  учебных  заведений,
проверенных Прокуратурой).
     Часто родителей понуждают "добровольно" оказывать матери-
альную помощь образовательным учреждениям.  Со студентов, обу-
чающихся за счет средств федерального бюджета, взимается опла-
та коммунальных  услуг и текущих платежей,  плата на "развитие
библиотеки и базы вычислительной  техники",  на  прочие  нужды
учебного заведения  или  различные разовые взносы за некие до-
полнительные образовательные услуги вне зависимости от их  же-
лания получать эти услуги.
     Многие филиалы учебных заведений не имеют лицензии. Нели-
цензированные филиалы  вузов часто функционируют без регистра-
ции по месту нахождения и в  налоговой  инспекции,  скрываются
"под крышей" так называемых представительств вузов, которым по
закону не требуется лицензирование,  но одновременно запрещена
и образовательная деятельность.
     Абитуриенты и студенты об этом в известность не ставятся,
чем грубо  нарушаются их права на образование.  При этом у них
взимаются значительные денежные средства на оплату обучения.
     Деятельность таких  образовательных учреждений больше на-
поминает теневой бизнес,  приводит  к профанации  образования,
считается незаконной и может быть прекращена в соответствующем
порядке.
     Напоминаем, что  типовым  положением о вузах (п.40),  ут-
вержденным постановлением Правительства  Российской  Федерации
от 16.06.93 N 597, федеральному органу, имеющему право инспек-
тировать вуз, и учредителю представлено право в случае наруше-
ния вузом федерального законодательства или устава своим пред-
писанием приостановить в этой части деятельность вуза до реше-
ния суда.
     Во всех проверенных Генеральной Прокуратурой РФ вузах  не
соблюдается ст.16  Федерального  закона  "О  высшем и послеву-
зовском профессиональном образовании",  согласно которой  сту-
денты государственных и муниципальных вузов очной формы обуче-
ния, получающие образование за счет  средств  соответствующего
бюджета, обеспечиваются  стипендиями в размере двукратного ми-
нимального размера оплаты  труда,  а  студентам-инвалидам  1-2
групп, сиротам,  а также детям, оставшимся без попечения роди-
телей, размер стипендии увеличивается на 50%.  Стипендия часто
заменена социальным  пособием  в  размере  одного минимального
размера оплаты труда.
     Конкретные лица,  отвечающие  за  работу  со  студентами,
оставшимися без попечения родителей, приказами ректоров не оп-
ределены. Личные  дела  этих студентов не содержат информации,
позволяющей принимать меры  к  защите  или  восстановлению  их
прав. Обездоленные  дети,  которые  с таким трудом пробиваются
сегоодня к высшему образованию,  поставлены в вузах поистине в
трагическое положение физического выживания.
     В нарушение закона многие студенты не обеспечиваются  об-
щежитием. При  наличии  нуждающихся  администрации вузов сдает
места в общежитиях в аренду.
     Подавляющее большинство  студентов платит за проживание в
общежитии в несколько раз больше,  чем это предусмотрено феде-
ральным законом(5%  от  размера  стипендии  или около 9 руб.).
Оплата за общежитие в ряде случаев столь высока, что позволяет
компенсировать  до 30% затрат на содержание общежития.
     Противоречат законодательству часто имеющиеся факты сдачи
в аренду  жилых и  нежилых  помещений.   В нарушение  ст. 296,
298, 608, 609 ГК РФ, а также ст.39 Федерального закона "Об об-
разовании", ст.27  Федерального  закона  "О  высшем и послеву-
зовском образовании"  учебные  заведения  предоставляют   свои
учебные корпуса   для   предпринимательской  деятельности  без
оформления аренды.  Договоры об аренде  часто  предусматривают
заниженные цены, либо безвозмездное пользование помещениями.
     Правоохранительными органами  выявляются  факты  хищений,
злоупотреблений в отношении имущества и финансов вузов.
     В связи  с  изложенным, Минкультуры  России   убедительно
просит   навести  порядок в образовательных учреждениях и при-
нять строгие меры к функционированию их на основании существу-
ющего законодательства.
 
     Заместитель Министра               В.П.Демин

Информация по документу
Читайте также