Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23.12.1999 № 552-СФ

 



                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


             О мерах по реализации Федерального закона
               "О федеральном бюджете на 2000 год" и
              совершенствованию бюджетного процесса в
                       Российской Федерации

     Одобрив принятый Государственной Думой  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  3   декабря  1999   года   Федеральный закон
"О федеральном бюджете на 2000 год", Совет  Федерации  Федерального
Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
     В процессе согласительных процедур  при  рассмотрении  проекта
федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" были учтены
отдельные замечания и предложения членов Совета Федерации.
     Вместе с  тем  в  Федеральном законе "О федеральном бюджете на
2000 год"  заложен  ряд  негативных  тенденций,  способных  оказать
отрицательное   воздействие   на  характер  финансово-экономических
процессов в Российской Федерации.
     Федеральный бюджет  на  2000  год  не  обеспечивает реализацию
главной цели социально-экономического развития России  -  повышения
уровня  жизни  населения  и  не  создает  условий для устойчивого и
долговременного  социально-экономического   развития   страны.   Он
ориентирован  на  сохранение  ситуации,  сложившейся  к  настоящему
времени в экономике.
     В частности,  в  Федеральном  законе "О федеральном бюджете на
2000 год":
     низка достоверность макроэкономических показателей, положенных
в  основу  расчетов  параметров  федерального  бюджета,  что  может
повлечь существенное недофинансирование бюджетных расходов;
     занижен показатель планируемой инфляции. Это ведет к тому, что
даже  при  достижении  номинального  уровня  бюджетных  доходов  их
реальный объем не будет соответствовать расходам, предусмотренным в
бюджетных проектировках.
     Все это,  по существу, означает разбалансированность бюджета и
в  значительной мере снижает его реалистичность.  После доработки в
указанный Федеральный закон включены поправки,  которые  фактически
"запускают" экономические механизмы,  снижающие доходы федерального
бюджета и  одновременно  увеличивающие  его  расходы.  Кроме  того,
федеральным  органам  исполнительной власти предоставлены чрезмерно
широкие  полномочия  по  распоряжению   бюджетными   доходами   при
отсутствии процедур парламентского контроля.
     Наибольшую опасность для экономики и социальной  сферы  страны
представляет  увеличение первичного профицита федерального бюджета,
который практически ликвидирует государственный спрос на  товары  и
услуги,  являющийся  одним  из главнейших механизмов экономического
развития.
     Относительная сбалансированность     доходов     и    расходов
федерального бюджета и его первичный профицит  достигнуты  за  счет
дисбаланса  финансовых  ресурсов субъектов Российской Федерации при
отсутствии должного  учета  состояния  их  бюджетов,  что  ведет  к
переориентации  бюджетного  дефицита с федерального на региональный
уровень  и  усиливает  дестабилизационные  процессы   в   отдельных
субъектах Российской Федерации.
     В федеральном бюджете на  2000  год  по-прежнему  не  решаются
главные  задачи:  обеспечение  экономического  роста  и  занятости,
повышение доходов населения, всего платежеспособного спроса.
     Неудовлетворительно решаются  вопросы  оплаты труда работников
бюджетной сферы,  которая значительно ниже  прожиточного  минимума,
что ведет к развалу этой сферы.
     Отсутствует ориентация   на   государственную   инвестиционную
поддержку    производства    и    создание   реальных   предпосылок
экономического роста.
     Доходная часть бюджета, сориентированная на сохранение высокой
мировой цены на нефть, крайне ненадежна. Достигнутые компромиссы по
увеличению  доходной  части бюджета на 52 млрд.  рублей не получили
достаточного   экономического   обоснования,   поэтому   существует
реальная опасность его невыполнения.
     Анализ изменений  налогового  законодательства,   межбюджетных
отношений,  инвестиционной  политики  показывает,  что  отсутствует
системный  подход  к  решению  этих  вопросов.  Изменения  носят  в
основном  фрагментарный  характер и не направлены на стабилизацию и
развитие производства,  повышение инвестиционной активности, уровня
социальной   защищенности   граждан.   В   результате   сохраняются
сложившиеся тенденции  в  налогообложении,  что  ведет  к  снижению
эффективности бюджетной политики государства, углублению бюджетного
кризиса при сохранении непомерно  высокого  налогового  бремени  на
производственную сферу.
     В этой   сложной   ситуации   необходимо   принятие   мер   по
корректировке  финансово-кредитной  и налоговой политики со стороны
как законодательной,  так и исполнительной власти,  с тем чтобы она
отвечала   национальным  интересам  России,  реальным  потребностям
граждан, организаций и субъектов Российской Федерации.
     Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Предложить   Государственной   Думе  Федерального  Собрания
Российской Федерации и Правительству Российской  Федерации  создать
совместную  с  Советом  Федерации  Федерального Собрания Российской
Федерации комиссию по корректировке бюджета и подготовить в течение
первого  квартала  2000  года  законопроект  о внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год",
предусматривающий:
     установление порядка,  при   котором   дополнительные   доходы
федерального   бюджета,   получаемые   на   территориях   субъектов
Российской  Федерации,  направляются  в  полном  объеме  в  бюджеты
соответствующих   субъектов   Российской  Федерации  для  погашения
кредиторской задолженности;
     направление целевым  назначением  до  50  процентов средств от
взимания  штрафов  за  нарушение  таможенного  законодательства   в
бюджеты субъектов Российской Федерации;
     освобождение организаций,     выполняющих      государственный
оборонный заказ,  от уплаты пеней и штрафов за просрочку платежей в
федеральный  бюджет  по  всем  налогам  и   страховым   взносам   в
государственные   внебюджетные   фонды,  если  указанная  просрочка
образовалась  в   результате   нарушения   сроков   оплаты   работ,
предусмотренных     договорами    (контрактами)    на    выполнение
государственного оборонного заказа в 1994-2000 годах;
     отмену порядка   перечисления  земельного  налога  и  арендной
платы, установленного статьей 16 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2000 год".
     2. Рекомендовать Правительству  Российской  Федерации  в  ходе
исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год":
     подчинить все мероприятия по оздоровлению  финансовой  системы
единой   задаче   -  обеспечению  экономического  роста  на  основе
восстановления и развития промышленного потенциала страны;
     пересмотреть политику   государственных  внутренних  займов  и
внешних заимствований,  реструктурирования государственного долга в
целях снижения стоимости его обслуживания и сохранения его размеров
в пределах, не угрожающих экономической безопасности страны;
     продолжить реформирование   налоговой   системы   в  целях  ее
упрощения,  приведения в соответствие с требованиями  экономической
ситуации в России, активизации стимулирующей роли налогов;
     ускорить разработку  новых  механизмов  реализации  социальной
политики,  основанных  на  согласовании  обязательств государства в
социальной сфере с  реальными  возможностями  их  финансирования  и
направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы,
пенсий,   социальных   пособий,   оказание    адресной    поддержки
малообеспеченным и нуждающимся группам населения;
     переориентировать таможенную политику на интересы государства,
для  чего  пересмотреть  тарифные  льготы  и  тарифные преференции,
ужесточить таможенный контроль,  скорректировать ставки  таможенных
пошлин с учетом интересов российских товаропроизводителей;
     изменить действующий порядок экспорта  нефти,  установив,  что
экспорт    нефти    осуществляется    преимущественно   добывающими
компаниями,  что позволит за  счет  налогов  пополнить  федеральный
бюджет значительными средствами;
     принять срочные меры по усилению государственного контроля  за
доходами   от  внешнеэкономической  деятельности  и  от  реализации
государственных запасов;
     учесть предложения Совета Федерации о необходимости реализации
мер по снижению тарифов на услуги  естественных  монополий,  в  том
числе   на   электроэнергию,  железнодорожные  грузовые  перевозки,
энергоносители;
     продлить срок     погашения     кредиторской     задолженности
образовательных  учреждений,  находящихся  в  ведении   федеральных
органов государственной власти, до 15 февраля 2000 года;
     изыскать возможность   направления   дополнительных    доходов
федерального  бюджета  сверх  сумм,  предусмотренных  в федеральном
бюджете на 2000  год,  на  финансирование  увеличения  производства
сельскохозяйственной  техники,  машин  и  оборудования,  а также на
расширение   их   поставок    отечественным    сельскохозяйственным
товаропроизводителям на условиях лизинга с учетом потребностей;
     выделить за счет дополнительных доходов  федерального  бюджета
на  2000 год не менее 3 млрд.  рублей на государственную финансовую
поддержку закупки  и  доставки  нефти,  нефтепродуктов,  топлива  и
продовольственных  товаров  (за  исключением  подакцизных) в районы
Крайнего Севера и приравненные  к  ним  местности  с  ограниченными
сроками  завоза  грузов  для  снабжения  населения,  предприятий  и
организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
     решить вопрос об оказании финансовой помощи Республике Коми на
уровне 1999  года  в  части  государственной  финансовой  поддержки
закупки    и    доставки    нефти,    нефтепродуктов,   топлива   и
продовольственных товаров (за  исключением  подакцизных)  в  районы
Крайнего  Севера  и  приравненные  к  ним местности с ограниченными
сроками  завоза  грузов  для  снабжения  населения  и   организаций
социальной  сферы,  в  том  числе организаций жилищно-коммунального
хозяйства;
     оказать дополнительную    финансовую    поддержку    субъектам
Российской Федерации,  расположенным на Северном Кавказе,  учитывая
специфику   функционирования  их  экономики,  связанную  с  приемом
вынужденных переселенцев;
     поручить Комиссии   Правительства   Российской   Федерации  по
оперативным вопросам в первом квартале 2000 года  составить  график
предоставления  в  соответствии  со  статьей 71 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2000 год" органам  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  беспроцентных  бюджетных  ссуд на
покрытие временных кассовых разрывов и  предоставить  их  в  полном
объеме до 1 июля 2000 года;
     выработать с привлечением субъектов Российской Федерации меры,
касающиеся стимулирования инвестиционных процессов, государственной
поддержки частных инвесторов и отечественного товаропроизводителя;
     производить своевременно  и  в  полном  объеме  финансирование
расходов федерального бюджета на 2000 год по разделам "Национальная
оборона"   и   "Правоохранительная   деятельность   и   обеспечение
безопасности государства";
     выделять целенаправленные   и   своевременные   дополнительные
ассигнования  Вооруженным  Силам   Российской   Федерации,   другим
войскам,  воинским  формированиям  и  органам,  входящим  в систему
национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения
безопасности  государства,  на их реальную потребность по закупке и
приобретению продовольствия,  вещевого и медицинского имущества,  а
также горюче-смазочных материалов;
     изыскать возможность финансирования в  первоочередном  порядке
Федеральной  миграционной программы и федеральной целевой программы
"Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев";
     выделить за  счет  дополнительных доходов федерального бюджета
на 2000 год не менее 3 млрд. рублей на финансирование президентской
программы  "Уничтожение  запасов  химического  оружия  в Российской
Федерации";
     обеспечивать в   целях   налогообложения   более   эффективный
контроль  за  применением   реальных   рыночных   цен   компаниями,
осуществляющими добычу и реализацию нефти и газа;
     рассмотреть вопрос о возможности строительства  магистрального
газопровода Мастах - Якутск (III нитка).
     3. Предложить  Правительству  Российской  Федерации  внести  в
Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской Федерации
проект федерального закона об установлении  сборов  за  пользование
платными    федеральными    автомобильными    дорогами,   перевозку
тяжеловесных и крупногабаритных грузов по указанным дорогам, проезд
по ним автотранспортных средств,  зарегистрированных на территориях
иностранных государств.
     4. Рекомендовать  Правительству Российской Федерации совместно
с Центральным банком  Российской  Федерации  рассмотреть  вопрос  о
возможности  выделения  банкам-агентам,  работающим  со  средствами
фонда   льготного   кредитования,   кредитов   Центрального   банка
Российской  Федерации  для финансирования поставок горюче-смазочных
материалов,  минеральных  удобрений  и  химических  средств  защиты
сельскохозяйственным товаропроизводителям.
     5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации  до  конца
текущего года провести федеральный зачет на финансирование объектов
социальной сферы за счет сверхплановых доходов федерального бюджета
в сумме не менее 10 миллиардов рублей.
     6. Рекомендовать Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  ускорить  рассмотрение  проекта федерального
закона "О приостановлении действия и внесении изменений в некоторые
законодательные     акты    Российской    Федерации",    внесенного
Правительством Российской Федерации,  и проекта федерального закона
"О социальных стандартах в Российской Федерации".
     7. Обратить внимание  Правительства  Российской  Федерации  на
необходимость   разработки   среднесрочной   комплексной  Программы
социально-экономического развития России до  2003  года  и  проекта
консолидированного   бюджета   Российской  Федерации,  а  также  на
необходимость  обсуждения  этих  документов  палатами  Федерального
Собрания  Российской  Федерации  до внесения в Государственную Думу
Федерального Собрания  Российской  Федерации  проекта  федерального
закона "О федеральном бюджете на 2001 год".
     8. Рекомендовать    трехсторонней    рабочей     группе     по
совершенствованию  межбюджетных  отношений  в  Российской Федерации
разработать предложения:
     по концепции    проекта    федерального   закона   о   порядке
предоставления финансовой помощи субъектам Российской Федерации;
     по законодательному  закреплению стабильных (не менее чем на 3
года) нормативов отчислений от регулирующих федеральных  налогов  в
бюджеты разных уровней.
     9. Поручить профильным комитетам Совета Федерации представлять
членам  Совета  Федерации  информацию  о  ходе рассмотрения проекта
федерального закона о федеральном бюджете на  очередной  финансовый
год   в   Государственной  Думе  Федерального  Собрания  Российской
Федерации.
     10. Настоящее   постановление  вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                       Е.С.СТРОЕВ

     Москва
     23 декабря 1999 года
     N 552-СФ

Информация по документу
Читайте также