Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1997 № 1414ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 ноября 1997 г. N 1414 г. Москва О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. N 1034) В целях обеспечения реализации государственной миграционной политики в Российской Федерации и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 18, ст. 2065; 1996, N 25, ст. 3002) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Федеральную миграционную программу на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа). 2. Утвердить Федеральную миграционную службу России государственным заказчиком Программы. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в 1998-2000 годах. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета. 4. Федеральной миграционной службе России представлять в Правительство Российской Федерации начиная с 1998 года ежегодно, до 15 февраля, доклад о выполнении мероприятий, предусмотренных федеральными миграционными программами. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1414 Срок реализации программы продлен на 2001 год - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. N 1034 ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА НА 1998-2000 ГОДЫ П А С П О Р Т ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ НА 1998-2000 ГОДЫ Наименование Программы - Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы Дата принятия решения о - Указ Президента Российской Федерации разработке Программы, дата от 9 августа 1994 г. N 1668 "О ее утверждения Федеральной миграционной программе" (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Государственный заказчик и - Федеральная миграционная служба основной разработчик России Программы Цель Программы, важнейшие - регулирование миграционных потоков, целевые показатели преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища, и определение их правового положения на территории Российской Федерации; защита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий; организация системы иммиграционного контроля; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, наличия целевого земельного фонда для расселения вынужденных переселенцев, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения; создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активную адаптацию к существующему социально-экономическому положению Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы Основные мероприятия - мероприятия, направленные на правовое Программы обеспечение государственной миграционной политики; решение проблемы вынужденной миграции; регулирование внешней миграции; решение задач внешней трудовой миграции; дальнейшее формирование системы иммиграционного контроля и предупреждения незаконной миграции; регулирование внутренней миграции; развитие международного сотрудничества в области миграции; обеспечение санитарно-эпидемиологической защиты мигрантов; информационное и научное обеспечение деятельности в области миграции населения; финансово-экономическое обеспечение затрат, осуществляемых при реализации государственной миграционной политики Исполнители основных - Федеральная миграционная служба мероприятий России, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера, Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Объемы и источники - всего на 1998-2000 годы - 19462,149 финансирования Программы млн. рублей из федерального бюджета, в том числе на 1998 год - 5497,419 млн. рублей, на 1999 год - 6959,48 млн. рублей, на 2000 год - 7005,25 млн. рублей* _____________ *Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета (рассчитан с учетом перехода с 1998 года на новый масштаб цен) уточняется государственным заказчиком с Минэкономики России, Минфином России и Миннауки России, исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год. Ожидаемые конечные - разработка основных подходов к результаты реализации решению проблемы регулирования Программы внутренней миграции; введение механизма территориального перераспределения мигрантов в интересах социально-экономического развития государства; реализация международных обязательств России согласно Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года о статусе беженца; заключение и реализация межгосударственных соглашений по вопросам защиты прав и интересов мигрантов; совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы миграции и определяющей правовое положение мигрантов различных категорий; развитие системы представительств Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом; развитие системы иммиграционного контроля, организация 6 центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами; создание условий для эффективной внешней трудовой миграции, контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы; организация ежегодно рассмотрения заявлений и ходатайств о предоставлении соответствующего статуса для 200 тыс. вновь прибывающих вынужденных мигрантов; постановка ежегодно на учет около 150 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев; организация приема и обустройства вынужденных мигрантов в рамках выделенных бюджетных средств; временное размещение нуждающихся в этом вынужденных мигрантов в центрах временного размещения; оказание ежегодно помощи 120 тыс. социально слабо защищенным вынужденным мигрантам из общего количества состоящих на учете; обеспечение ежегодно жильем 5 тыс. семей социально слабо защищенных вынужденных мигрантов; предоставление ежегодно долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство или приобретение жилья 25 тыс. семей вынужденных переселенцев; оказание ежегодно помощи в создании инженерной инфраструктуры в компактных поселениях вынужденных мигрантов на 3 тыс. человек; оказание содействия в организации рабочих мест для вынужденных мигрантов; развитие автоматизированной информационно-справочной системы, осуществляющей автоматизированный сбор, обмен и хранение сведений о различных категориях мигрантов Организация контроля за - контроль за реализацией Программы исполнением Программы осуществляет Федеральная миграционная служба России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 881 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" и с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации. В Программе используются следующие основные понятия и термины: 1) миграция - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя); 2) добровольная миграция - перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства; 3) вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища. Вынужденная миграция может быть внешней и внутренней, возвратной и безвозвратной; 4) внешняя миграция - перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания; 5) внутренняя миграция - перемещение людей в пределах территории Российской Федерации с целью постоянного или временного изменения места жительства. Внутренняя миграция может быть добровольной и вынужденной, возвратной и безвозвратной; 6) внешняя трудовая миграция - добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; 7) незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации; 8) мигрант - лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, - иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, - эмигрант; 9) субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе: граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание; лица из числа признанных в установленном порядке беженцами или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории России на место жительства в другие государства; граждане бывшего СССР, проживающие на территории Российской Федерации, но не являющиеся гражданами Российской Федерации, выезжающие с ее территории; б) эмигранты транзитные - граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны; в) иммигранты, в том числе: иностранные граждане и лица без гражданства, граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие за пределами Российской Федерации, переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство; иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию (находящиеся на территории Российской Федерации) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о признании их беженцами в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года, Протоколом к ней 1967 года о статусе беженца и Законом Российской Федерации "О беженцах"; г) иммигранты транзитные - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны; 10) субъектами вынужденной миграции на территории Российской Федерации являются лица: а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР; б) граждане государств - бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации; в) иностранные граждане; г) лица без гражданства (апатриды); д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); 11) субъектами внутренней миграции являются граждане Российской Федерации и лица, находящиеся в России на законных основаниях, а также лица, не имеющие законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней; 12) субъектами незаконной миграции являются: а) эмигранты неконтролируемые - граждане Российской Федерации, выезжающие через территории государств - бывших республик СССР в другие иностранные государства; б) эмигранты нелегальные - граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие государственную границу Российской Федерации; в) иммигранты незаконные, к которым относятся: иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию; иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям; иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики СССР; 13) лицом, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в Российской Федерации, является: лицо, в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации; лицо, которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании его беженцем; лицо, которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; лицо, являющееся членом организации, представляющей угрозу национальной безопасности или общественному порядку; лицо, въезд которого ограничен по причинам медицинского и санитарно-эпидемиологического характера; лицо, которое в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации было осуждено в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо выдворено за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке; лицо, подпадающее под действие статей 26 и 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; 14) субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются; 15) пункт первичного приема вынужденных переселенцев - государственное учреждение Федеральной миграционной службы России, предназначенное для приема и временного размещения территориальным органом миграционной службы граждан Российской Федерации при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации на период рассмотрения вопроса о регистрации их ходатайства о признании вынужденными переселенцами; 16) центр временного размещения вынужденных переселенцев - государственное учреждение Федеральной миграционной службы России, предназначенное для временного проживания лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайств о признании их вынужденными переселенцами, прибывших с ними членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, и вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения ими места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации; 17) пост иммиграционного контроля - структурное подразделение территориального органа миграционной службы, осуществляющее в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации; 18) центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, - место пребывания лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, беженцев и членов их семей на территории Российской Федерации; 19) место временного содержания - место пребывания лица, ходатайствующего о признании его беженцем, и членов его семьи в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации; 20) обустройство вынужденных переселенцев - содействие вынужденным переселенцам в обеспечении их занятости, жилищном обустройстве и социальной адаптации; 21) компактное поселение - поселение для постоянного проживания в одном населенном пункте нескольких семей вынужденных переселенцев общей численностью не менее 50 человек. Основные цели и задачи Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации. Основными задачами государственной миграционной политики являются: защита прав и интересов мигрантов; развитие системы иммиграционного контроля; соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения; создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами: стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных мигрантов; недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям; личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемом при государственной поддержке; квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища; запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации. В связи с расширением сферы регулирования миграционных потоков в Российской Федерации посредством разработки и реализации федеральных целевых программ эффективное проведение государственной миграционной политики требует целенаправленной координации действий на межведомственном уровне. Следует определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем миграции, а также круг обязанностей и степень их ответственности в работе с мигрантами. Характеристика миграционных процессов Особенности в направлениях и методах регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации предполагают условное выделение пяти основных составляющих: вынужденная миграция; внешняя миграция; внешняя трудовая миграция; незаконная миграция; внутренняя миграция. Вынужденная миграция Отсутствие или несовершенство законодательства государств - бывших республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях. К началу 1997 года в Российской Федерации официальный статус вынужденных переселенцев и беженцев имели свыше 1,2 млн. человек. По уточненным прогнозам, к 2001 году можно ожидать увеличения численности этой категории мигрантов только за счет их притока из государств - бывших республик СССР еще на 600 тыс. человек. Подавляющее число вынужденных мигрантов - до 500 тыс. человек - ожидается из государств Средней Азии и Казахстана. При реализации мер по приему и обустройству мигрантов должно быть обеспечено первоочередное выделение необходимых средств для создания соответствующих условий по адаптации вынужденных переселенцев, а также оказание оптимальной финансовой помощи беженцам. Это предполагает различие в работе с ищущими убежища гражданами бывшего СССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом обязательства государств - бывших республик СССР, включая Россию, перед гражданами бывшего СССР должны строиться на принципах общей (солидарной) ответственности этих государств за создавшуюся ситуацию. Кроме того, прием лиц, ищущих убежища, и признание лица беженцем должны осуществляться в соответствии с интересами безопасности государства и общепринятыми международными нормами. Регулирование потоков вынужденных мигрантов в рамках региональных программ будет производиться с учетом территориального распределения иных категорий мигрантов: лиц, признанных беженцами; семей военнослужащих, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей; населения зон экологических бедствий; переселенцев с Крайнего Севера и ряда других категорий граждан, переселение и обустройство которых осуществляются в рамках федеральных, региональных и отраслевых программ. Внешняя миграция Внешняя миграция представлена в России двумя потоками: эмиграцией и иммиграцией. В свою очередь, в обеих составляющих внешней миграции необходимо выделять миграционный обмен Российской Федерации с государствами - бывшими республиками СССР и обмен с другими зарубежными государствами. В конце 80-х - начале 90-х годов относительно стабильная картина миграционного обмена населением между Россией и государствами ближнего зарубежья существенно изменилась. Возросло влияние факторов, связанных с политическим переустройством в постсоветском пространстве, с шоковыми для этнических россиян изменениями в национальной политике бывших союзных республик, с глубоким социально-экономическим кризисом на всей территории бывшего СССР. В результате резко сократился выезд российского населения в государства ближнего зарубежья. В то же время встречные миграционные потоки в Россию, в основном русскоязычного населения, долгое время оставались достаточно стабильными и, достигнув в 1994 году максимальной величины - 1146 тыс. человек, стали постепенно сокращаться. Ожидаемый приток в Россию мигрантов из государств - бывших республик СССР может составить в 1997-2000 годах около 3 млн. человек. Эмиграция в государства дальнего зарубежья в настоящее время не имеет остропроблемного характера, как это имело место, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 год и составил 103,6 тыс. человек (до середины 80-х годов ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В последние годы количество лиц, выезжающих с территории Российской Федерации, не превышало 100 тыс. человек в год (в основном евреи, немцы, армяне, имеющие высшее образование). При существующей за рубежом системе квотирования приема иммигрантов эмиграционный поток из России может составить не более 0,1 процента населения в год. Открытая эмиграция по-прежнему будет обусловливаться степенью экономического и социального развития, этнической напряженностью внутри России и на ее границах, а также политикой стран, принимающих российских эмигрантов и ужесточивших требования их приема в последние годы. При этом формирование потока эмигрантов из России будет иметь явно выраженную географическую и национальную направленность и приходиться прежде всего на государства традиционной эмиграции (США, Израиль, Германия), а также на иные страны (Канада, Греция, Австралия), страны, находящиеся в новых районах эмиграции (ЮАР, Аргентина, Бразилия), при сохранении практически той же социальной и этнической структуры. Вместе с тем наблюдается рост числа русских эмигрантов из среды преуспевающих бизнесменов, а также снижение требований эмигрантов к условиям их приема на территории иностранного государства и обустройства. Неблагоприятное воздействие на миграционную ситуацию внутри России, на состояние рынка труда может иметь иммиграция, которая во многом определяется экономическим положением России и государств - бывших республик СССР, степенью стабильности внутриполитической обстановки в других иностранных государствах. Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной рабочей силой из соседних стран, особенно из стран Среднеазиатского региона, регионов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Нежелание других государств принять из стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока лиц, ищущих убежища, транзитных иммигрантов в условиях существования "прозрачных" российских границ способствует росту их числа на территории Российской Федерации, что создает очаги социальной напряженности, представляет угрозу национальной безопасности. В настоящее время в России находится свыше 1 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, чей статус на территории Российской Федерации необходимо определить. По экспертной оценке, в современных условиях приток иностранцев, ищущих убежища, может составить более 100 тыс. человек в год. Следует также иметь в виду лиц, желающих получить политическое убежище в России. В области внешней миграции должны быть созданы условия для сохранения национальной высококвалифицированной рабочей силы. Внешняя трудовая миграция Реформы в политической и экономической сфере создали условия для выхода России на международный рынок труда. Новые формы привлечения в Россию иностранной рабочей силы и открывшаяся возможность трудоустройства российских граждан за рубежом вызывают необходимость целенаправленного государственного регулирования этих процессов. Его целью являются: выход на международный рынок труда в цивилизованных формах; соблюдение и защита прав субъектов временной трудовой миграции с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в отношении трудящихся-мигрантов; обеспечение положительного для экономики России баланса трудовой миграции ее граждан за границу и использования труда иностранных граждан. Государственная политика в области привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы должна быть направлена на: удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование рациональной и сбалансированной структуры этого рынка; обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российской Федерации на трудоустройство; предотвращение нелегальной трудовой миграции. Государственная политика в области трудовой миграции граждан Российской Федерации за границу должна быть направлена на: обеспечение и защиту их прав и законных интересов на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию); развитие международного сотрудничества, заключение международных договоров с государствами - главными импортерами российской рабочей силы. Последовательная реализация государственной политики, направленной на регулирование процессов внешней трудовой миграции, позволит осуществить интеграцию в международный рынок труда с соблюдением интересов экономического развития России. Незаконная миграция Проблема незаконного въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации приобретает острый характер. В условиях существования "прозрачных" российских границ с государствами - бывшими республиками СССР, ослабления контроля за транзитными пассажирами возросло число иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих в страну с нарушением установленных правил или пытающихся использовать ее территорию для выезда в третьи страны. Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной трудовой деятельности. Проблема неконтролируемого въезда иностранных граждан и лиц без гражданства и их незаконного пребывания на территории Российской Федерации негативно влияет на состояние криминогенной обстановки в крупных административных и промышленных центрах, наносит ущерб безопасности страны, вызывает в ряде регионов осложнение социально-экономической обстановки. Кроме того, незаконная миграция на приграничных территориях и попытки легализации любым путем (как, например, "тихая экспансия" китайцев) представляет угрозу территориальной целостности страны. Вопросы незаконной миграции необходимо решать на международном уровне, в первую очередь с сопредельными государствами. С учетом "прозрачности" российских границ требуется выработка механизмов работы с незаконными иммигрантами, уже длительное время находящимися на территории страны. Внутренняя миграция В последние годы резко сократилась численность мигрирующего населения в пределах Российской Федерации. С 1989 по 1996 годы общий миграционный оборот в России снизился с 12,5 млн. человек до 6,7 млн.человек. Число перемещений россиян внутри страны за указанный период сократилось более чем на треть. Тем не менее важнейшим потоком, влияющим на миграционный прирост в регионах, остается внутрироссийская миграция. В 1996 году на долю внутреннего миграционного оборота приходилось 86 процентов совокупного миграционного оборота (сумма прибывших и выбывших). При этом характер внутренней миграции значительно изменился. Межрегиональная миграция В пределах России продолжается переезд населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах. Выезжающее из северных и восточных регионов население продолжает концентрироваться в центральной и центрально-черноземной частях России, в Поволожье, на Северном Кавказе, в отдельных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и экономическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов. Требует особого внимания проблема продолжающегося оттока населения из ряда приграничных территорий, и прежде всего Дальнего Востока. Сельско-городская миграция В последние годы восстановился и стабилизировался традиционный обмен населением между селом и городом в пользу последнего. В 1996 году за счет переезда в город число сельских жителей сократилось на 110 тыс. человек, причем переезд осуществлялся, как правило, в города тех же самых областей. Тем не менее величина оттока сельского населения России в города полностью покрывается и даже перекрывается за счет миграционного притока из государств - бывших республик СССР. В том же году в сельской местности поселилось 168 тыс. иммигрантов из ближнего зарубежья. При этом прибывающие мигранты благоприятно влияют не только на формирование численности сельского населения, но и на улучшение его демографической и профессионально-квалификационной структуры. В процессе осуществления социально-экономических реформ как в аграрном секторе, так и в сельской местности в целом создаются условия, сдерживающие отток сельского населения в города. Эти же факторы будут способствовать привлечению мигрантов на село. Вместе с тем городские поселения, особенно крупные, в ближайшие годы не потеряют привлекательности для жителей села. Города с многомиллионным населением, многопрофильным промышленным комплексом и более развитой социальной инфраструктурой являются более привлекательными для мигрантов, чем малые города, поскольку в них имеются более широкие возможности для прибыльного вложения капитала и осуществления предпринимательской деятельности. Одновременно удорожание жизни в таких городах становится причиной миграции их коренных жителей. Внутренние миграционные потоки, подлежащие приоритетному государственному регулированию В составе общего потока внутренних мигрантов в дополнение к вынужденным переселенцам необходимо выделить те категории лиц, переезд которых вызван последствиями политических и социально-экономических реформ, природными и техногенными катаклизмами, иными экстраординарными причинами. К ним, в первую очередь, относятся переселенцы из районов природного и экологического неблагополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, переселяющиеся в связи с проведением военной реформы, представители репрессированных народов, возвращающиеся к местам прежнего проживания. В отношении народностей, проживающих в Российской Федерации, проблема восстановления исторической справедливости решается в основном при участии государств - бывших республик СССР. Проблемы миграции народов, имеющих другую историческую родину, необходимо решать совместно с государствами, участвовавшими в их перемещении. Эти миграционные потоки требуют государственного регулирования, которое позволит минимизировать негативные последствия, связанные с переселением указанных категорий мигрантов, а также обеспечит оказание им необходимого содействия в обустройстве и адаптации на новом месте жительства. Основные направления и механизмы реализации Программы Основными направлениями и механизмами реализации Программы являются следующие. 1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области миграции, определяющего основные взаимные права и обязанности мигранта и государства. Действующая в Российской Федерации законодательная база не дает в полной мере правового обеспечения регулирования миграционных процессов, защиты прав мигрантов. Вследствие этого будет продолжена разработка федеральных законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов, определяющих правовое положение различных категорий мигрантов. 2. Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права. Для осуществления мер защиты прав мигрантов необходимо повысить ответственность органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений и организаций по обеспечению прав мигрантов в новых экономических условиях. Необходимо продолжить заключение межгосударственных соглашений с государствами - бывшими республиками СССР по проблемам, связанным с регулированием миграционных процессов, социальной защитой мигрантов, включая вопросы пенсионного обеспечения, добиваться соблюдения прав человека и экономических интересов мигрантов, предупреждения незаконной миграции, увязывать вопросы осуществления экономической, кредитно-финансовой и внешней политики в отношении государств - бывших республик СССР с защитой прав и интересов соотечественников, проживающих в этих государствах. Эффективную защиту прав и законных интересов российских граждан, проживающих за рубежом, предполагается осуществлять в рамках соответствующих программ при участии диаспор, этнически связанных с Россией. 3. Совершенствование системы иммиграционного контроля. Организация распределения иммиграционных потоков и обеспечение соответствующего контроля предполагают дальнейшее развитие системы иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, что будет способствовать пресечению случаев незаконной миграции, а также создание центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, где будет проводиться определение правового статуса иностранцев, ищущих убежища. В связи с увеличением числа иностранцев, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, предусматриваются меры по депортации (выдворения) незаконных иммигрантов. Механизмы работы с незаконными иммигрантами и лицами, ищущими убежища, будут соответствовать требованиям федеральных законов о государственной границе Российской Федерации и о беженцах. 4. Регулирование миграционных потоков. Регулирование потоков внутренней миграции должно осуществляться при контролирующей роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что позволит своевременно определять очаги социальной напряженности. Предполагается разрабатывать и вводить в действие механизмы дифференцированного экономического стимулирования расселения вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации. 5. Прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на новом постоянном месте жительства. Реализация задач по приему, размещению и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев будет осуществляться в тесном взаимодействии территориальных органов миграционной службы с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с выделением земельных участков, жилищным обустройством, созданием центров временного размещения, компактных поселений, новых рабочих мест и выполнением адаптационных программ. При этом нецелесообразно размещение пунктов первичного приема, центров временного размещения вынужденных переселенцев, центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, компактных поселений вынужденных переселенцев в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в пограничной зоне. В связи со значительными различиями между категориями мигрантов предполагается совершенствовать механизмы оказания государственной поддержки и развивать новые подходы к решению вопросов их обустройства на новом месте жительства. Развитие сети центров временного размещения позволит ослабить социальную напряженность и экономические трудности в наиболее сложный первоначальный период пребывания вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации, что будет способствовать нормализации социальной, криминогенной и эпидемиологической обстановки. Требуется организация межведомственного взаимодействия для решения проблем оказания помощи пострадавшим гражданам, предоставления компенсаций за утраченное жилье и имущество. В условиях обострения межнациональных отношений в ряде стран ближнего зарубежья, возникновения очагов этнических конфликтов на территории Российской Федерации и вследствие этого увеличения массовых перемещений населения требуется выработка согласованного подхода к формированию внешней и внутренней политики России при решении вопросов миграции. 6. Прогнозирование миграционных процессов и формирование миграционной политики с учетом изменения политической и экономической ситуации и реализации национальной политики. Для предотвращения возникновения кризисных ситуаций, вызывающих вынужденную миграцию, необходимо проведение прогнозных оценок изменений в политической и миграционной обстановке и своевременное информирование соответствующих федеральных органов исполнительной власти о предлагаемых мерах по гармонизации внутренней и внешней политики России. Стереотип возникновения конфликтных ситуаций позволяет с достаточной степенью вероятности разрабатывать ситуационные модели поведения мигрантов в экстремальных условиях. В связи с возрастанием притока мигрантов в Россию разрабатывается методика подготовки долговременных и текущих прогнозов миграционных потоков. Разработка методик и проведение ежегодных расчетов возможных объемов различных видов миграционных потоков позволяют своевременно вырабатывать решения для предотвращения негативных последствий миграции населения, а также нежелательных миграционных потоков. 7. Разработка региональных и межрегиональных программ и организация их выполнения. Необходимость единого подхода к реализации миграционной политики, включая учет демографической ситуации и состояния рынка труда регионов, потребность в территориальном перераспределении миграционных потоков требуют разработки межрегиональных и региональных программ на основе рационального расселения мигрантов на территории Российской Федерации, что снизит нагрузку на региональные рынки жилья, труда и потребления. Региональные программы должны сочетать в себе интересы всех слоев и групп населения и отвечать интересам социально-экономического развития регионов. 8. Распределение средств, выделяемых на решение проблем миграции, и контроль за их использованием. Определение источников финансирования программ, разработка методики расчетов текущих затрат и объемов инвестирования с учетом развития инфраструктуры и социальной сферы регионов позволят осуществлять перераспределение финансовых средств исходя из приоритетов и сроков выполнения программ, а также усилить контроль за их использованием. В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета и ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на реализацию программ, их распределения по направлениям деятельности и регионам необходимо регулярное проведение анализа производимых затрат и полученных результатов. Одновременно предусматриваются стимулирование привлечения средств международных и российских банков, содействие в создании системы кредитования процессов обустройства мигрантов и страхования их имущества. 9. Разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление координации деятельности по регулированию миграционных процессов позволит эффективно выполнять программные мероприятия. Также будет использоваться механизм заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 10. Взаимодействие с международными, зарубежными и российскими организациями в целях оказания практической помощи и привлечения финансовых средств для решения миграционных проблем. Кроме прямой финансовой поддержки мигрантов, помощь международных и зарубежных организаций может быть направлена на повышение профессионального уровня работников системы управления миграционными процессами, организационно-техническое содействие реализации отдельных разделов и мероприятий Программы. Правовое обеспечение Программы Новые социально-экономические отношения требуют кардинальных изменений законодательства, регулирующего проблемы миграции населения. Законы Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" не охватывают все существующие виды миграционных потоков. Дальнейшее развитие законодательства должно быть направлено на достижение следующих целей: управление миграционными процессами в Российской Федерации, включая регулирование въезда и выезда мигрантов, путем осуществления иммиграционного контроля, оптимизации величины и направленности миграционных потоков; защита прав и интересов граждан Российской Федерации вне зависимости от места (государства) проживания либо пребывания; содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на территории Российской Федерации. В условиях введения частной собственности на землю и установления новых отношений в землепользовании и землевладении требуется рациональное использование целевого земельного фонда для расселения вынужденных мигрантов и их обустройства. Необходимо активнее использовать возможности Российской Федерации как субъекта международного права. Следует провести анализ международных актов, касающихся как основных прав и свобод граждан, так и проблем беженцев, для выработки рекомендаций о возможности и необходимости присоединения Российской Федерации к этим документам на основе соблюдения национальных интересов. В отношениях с государствами - бывшими республиками СССР следует проводить работу по ратификации международных документов по правам человека. При этом необходимо добиваться соблюдения имущественных прав вынужденных мигрантов и гарантий выплаты им компенсаций за оставляемое жилье и другое имущество. Правовое регулирование проблем миграции предполагает заключение между государствами - участниками СНГ договоров, призванных разрешать межгосударственные споры, в том числе по вопросам защиты прав человека. Решение проблемы вынужденной миграции 1. Разработка комплексного подхода к созданию условий для приема и расселения вынужденных мигрантов в соответствии с их статусом (стимулирование самообеспечения беженцев и вынужденных переселенцев, с одной стороны, и экономическое развитие принимающего региона - с другой). Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо определить перспективу развития принимающих регионов, которая наряду со стимулированием участия беженцев и вынужденных переселенцев в собственном обустройстве предусматривает комплекс мер, позволяющих сбалансировать социально-экономическое положение отдельных регионов и страны в целом. 2. Совершенствование системы готовности к массовому приему вынужденных мигрантов при возникновении чрезвычайных ситуаций, предусматривающей следующие мероприятия: развертывание мест временного пребывания на базе существующих приспособленных помещений; организация учета и регистрации транспортных перевозок мигрантов к местам временного или постоянного расселения; организация медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания; обеспечение питанием, необходимым набором одежды и обуви. Работа в условиях чрезвычайных ситуаций проводится федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по специально разработанной схеме взаимодействия. 3. Осуществление первичного приема и учета лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами. Прием лиц, ищущих убежища, основан на работе с этими категориями мигрантов от момента пересечения государственной границы Российской Федерации до получения ими соответствующего статуса, что позволит обеспечить: учет лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами; санитарно-эпидемиологическое благополучие беженцев и вынужденных переселенцев, а также населения принимающих территорий; депортацию (выдворение) лиц, не имеющих оснований для получения статуса беженца; регулирование потоков вынужденных мигрантов. 4. Развитие системы пунктов первичного приема и мест временного содержания лиц, ходатайствующих соответственно о признании их вынужденными переселенцами или беженцами. Для организации работы с лицами, обратившимися с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами или беженцами, необходимо создавать пункты первичного приема и места временного содержания и обеспечивать их деятельность. В период пребывания мигрантов в этих учреждениях будет решаться вопрос о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца. В случае регистрации ходатайства заявителям выдаются свидетельства о регистрации ходатайства и при необходимости - направления в центры временного размещения. В этих пунктах должен осуществляться обязательный санитарно-эпидемиологический контроль. 5. Развитие системы центров временного размещения. Содержание в центрах временного размещения включает временное проживание, обеспечение первичной медицинской и лекарственной помощью, бытовое обслуживание, питание, содействие в обеспечении местами в общеобразовательных учреждениях, профессиональной и языковой переподготовке, а в центрах временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, - проведение процедуры по определению их правового положения на территории Российской Федерации. В отношении социально слабо защищенных категорий мигрантов, а также в исключительных случаях территориальные органы миграционной службы могут принимать решение о бесплатном содержании мигрантов и предоставлении им соответствующих услуг. Кроме того, при необходимости вынужденные мигранты обеспечиваются одеждой и предметами хозяйственного обихода. В центрах временного размещения предоставляется юридическая и социально-психологическая консультация, а также обеспечивается охрана общественного порядка. Центры временного размещения могут быть рассчитаны на пребывание в них от 50 до 500 вынужденных мигрантов. 6. Предоставление помощи социально слабо защищенным категориям вынужденных мигрантов. Реализация принципов миграционной политики требует разработки следующих специальных мер по приему и обустройству социально слабо защищенных категорий вынужденных мигрантов: оказание материальной помощи; предоставление пособий и субсидий; предоставление жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; содействие в предоставлении жилой площади для постоянного заселения; выделение земельных участков под жилищное строительство; содействие в предоставлении мест в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах-интернатах); обеспечение социально-бытового обслуживания через службы срочной социальной помощи, отделения надомного обслуживания и территориальные центры; создание центров реабилитации. 7. Расселение и жилищное обустройство вынужденных мигрантов. Для создания условий расселения и обустройства вынужденных мигрантов необходимо учитывать складывающуюся в регионе межнациональную ситуацию, плотность населения, наличие целевого земельного фонда, климатические особенности, экологическую обстановку, перспективы развития инфраструктуры и создания рабочих мест, согласовывать эти вопросы с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 8. Разработка и внедрение программ, направленных на адаптацию мигрантов на новом месте жительства. Программы, направленные на адаптацию мигрантов, должны включать в себя мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке вынужденных мигрантов, проведению консультаций психологов; созданию системы оказания им медицинской помощи; развитию сети общеобразовательных учреждений и дошкольного воспитания для обучения их детей; осуществлению их социального обслуживания, включающего консультирование вынужденных мигрантов по различным вопросам в сфере социальной ориентации. Меры государственного содействия мигрантам должны быть направлены на облегчение адаптации, в том числе через создание товариществ и землячеств, культурных национальных центров. 9. Содействие занятости вынужденных мигрантов включает в себя: содействие в профессиональной подготовке и переподготовке; содействие в повышении квалификации; содействие в организации самозанятости и создании рабочих мест; содействие в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа; содействие в решении других вопросов обеспечения занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работа по содействию занятости мигрантов осуществляется территориальными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения совместно с территориальными органами миграционной службы и другими заинтересованными органами исполнительной власти. Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимо осуществить следующие мероприятия: помощь в трудоустройстве и профессиональной переподготовке мигрантов; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерской деятельности, строительном комплексе и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств (использование средств федерального бюджета, выделяемых на Программу, кредитов Центрального банка Российской Федерации, средств, выделяемых Международной организацией по миграции, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и другими международными организациями). 10. Осуществление компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество вынужденным переселенцам. Работа по организации компенсационных выплат осуществляется территориальными органами миграционной службы и другими заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации, что позволит обеспечить: самостоятельное обустройство мигрантов в субъектах Российской Федерации; снижение затрат на содержание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев. 11. Оказание помощи вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве. Основными направлениями работы по оказанию помощи вынужденным переселенцам являются следующие: размещение в пунктах первичного приема, центрах временного размещения, в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, не имеющих родственников и знакомых в регионе прибытия; содействие в создании жилья для постоянного проживания, обустройстве в местах нового постоянного жительства, в организации учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В целях стимулирования переселения на малонаселенные и удаленные территории следует совершенствовать систему дифференциации экономических стимулов в зависимости от предложенных и выбранных вынужденными переселенцами мест для постоянного (временного) проживания. Государственный контроль за использованием земельных участков, предоставленных из целевого земельного фонда для размещения поселений, жилищного строительства, в том числе индивидуального, личного подсобного хозяйства и иных нужд, осуществляют Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы, а также другие специально уполномоченные государственные органы в соответствии с установленным порядком. Необходимо разработать систему действенного контроля за выделением земельных участков для размещения поселений вынужденных переселенцев и использованием созданного целевого земельного фонда. Расселение вынужденных переселенцев на постоянное место жительства может быть как индивидуальным, так и в местах компактного расселения. При индивидуальном расселении предусматривается обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрацию граждан по выбранному месту жительства (на предоставленной в установленном порядке жилплощади, на жилой площади родственников и знакомых), а также содействовать приобретению жилья или индивидуальному жилищному строительству путем предоставления долговременных беспроцентных возвратных ссуд и безвозмездных субсидий. При компактном расселении вынужденных переселенцев им оказывается со стороны государства финансовая помощь при создании инженерной и социальной инфраструктуры этих поселений, а также рабочих мест. В случае переселения в сельскую местность предоставляются земельные участки из целевого земельного фонда для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и создания крестьянских (фермерских) хозяйств. Основным направлением при решении этой задачи является выбор конкретных регионов, перспективных для расселения, с учетом следующих критериев: наличие свободных земель, пригодных как для строительства жилья, так и для производственной деятельности; необходимость сохранения сложившейся этнической целостности местного населения; нецелесообразность расселения: в районах повышенного риска по природным условиям, а также на территориях с неблагополучной экологической обстановкой (зонах чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия); в сложившихся курортных зонах, на отдельных курортах, а также в населенных пунктах, имеющих статус памятников культуры и заповедных зон; в районах, где невозможно расширение производственных площадей, развитие сельского хозяйства и сферы услуг, а также в районах с высокой плотностью населения и избытком трудовых ресурсов; в районах со сложной социальной ситуацией; в пограничной зоне. 12. Оказание помощи беженцам. При оказании помощи беженцам следует учитывать следующие условия: цель миграции (репатриация, выезд в третью страну, получение вида на жительство, российского гражданства); причины, ситуацию и условия выезда из своих стран лиц, ищущих убежища; различия в уровне социальной ориентации и культуры, а также национальные традиции страны приема; наличие заболеваний, представляющих эпидемиологическую опасность. В соответствии с конечной целью приезда, указанной лицом, ищущим убежища, ему может быть предоставлен: кратковременный режим пребывания - право временного проживания (на период проведения процедуры определения его статуса) или временное убежище (в случае невозможности возвращения в страну гражданской принадлежности по объективным причинам); долговременный режим пребывания после получения статуса беженца. Обязательства государства перед беженцами, имеющими долговременный режим пребывания, должны прекращаться при достижении целей предоставления убежища, но не позднее чем в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В случае сохранения статуса беженца должны осуществляться специально разработанные проекты расселения и трудоустройства беженцев на новых местах жительства. Помощь беженцам может включать: содержание в центрах временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами; предоставление медицинской и лекарственной помощи; организацию их обустройства путем предоставления беженцам жилых помещений из фонда жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, оказание им содействия при самостоятельном обустройстве без предоставления финансовой помощи из бюджетных источников. Регулирование потоков внешней миграции Для организации регулирования потоков внешней миграции необходимо осуществить следующие меры: научное обоснование и прогнозирование эмиграционных и иммиграционных потоков, их причин, изменений, последствий, влияния на социальную обстановку и миграционную ситуацию; разработку единой системы учета всех компонентов внешней миграции; создание информационной базы данных и информационно-справочного фонда; обеспечение вынужденных мигрантов через средства массовой информации сведениями о местах предпочтительного расселения; расширение связей и развитие сотрудничества с соотечественниками и русскоязычными общинами (ассоциациями, землячествами, культурными и научно-промышленными обществами и другими), а также создание основ для поддержания производственной и хозяйственной деятельности соотечественников, условий для их интеграции в экономическую жизнь России; решение вопросов, касающихся реализации и защиты прав соотечественников, и представление в установленном порядке интересов соотечественников за рубежом, защита их законных прав и интересов; реализацию соглашений со странами СНГ и Балтии о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, разработка механизма регулирования процесса добровольного переселения, предупреждения незаконной миграции; разработку предложений по предотвращению процесса "утечки умов" за границу и привлечению в Российскую Федерацию в основном высококвалифицированных иностранных работников преимущественно из числа этнических россиян; осуществление сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями по проблемам гуманизации отношения к соотечественникам. Решение задач внешней трудовой миграции В целях обеспечения дальнейшего регулирования потоков внешней трудовой миграции необходимо реализовать комплекс следующих мер: завершить формирование институциональной структуры по организации внешней трудовой миграции, предусматривающей совершенствование межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях; продолжить дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы внешней трудовой миграции, расширение географии международного обмена рабочей силой и наращивание объемов экспорта рабочей силы на основе заключения международных договоров Российской Федерации; принять федеральный закон "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы"; разработать и принять законы об усилении административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере внешней трудовой миграции; создать действующую систему контроля и противодействия нелегальной трудовой миграции; разработать примерный перечень требований к трудовым контрактам между российскими работодателями и иностранными работниками. Система иммиграционного контроля и предупреждение незаконной миграции Система иммиграционного контроля является составной частью государственной миграционной политики, обеспечивающей защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся въезда в Российскую Федерацию, определения их правового положения и выезда из Российской Федерации. Органы иммиграционного контроля обеспечивают соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию с целью получения статуса беженца или убежища, а также транзитного проезда через территорию России и осуществляют меры по предупреждению незаконной миграции. В рамках системы иммиграционного контроля осуществляются: контроль за въездом (выездом) иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, и транзитных пассажиров; учет, идентификация различных категорий мигрантов, предварительное рассмотрение ходатайств о признании их беженцами на постах иммиграционного контроля; участие в организации депортации (выдворения) иностранных граждан и лиц без гражданства, которым отказано в предоставлении убежища в Российской Федерации; разработка и осуществление мер по предупреждению незаконной миграции; развитие сотрудничества с иммиграционными службами зарубежных стран. Для развития системы иммиграционного контроля необходимо: совершенствовать нормативно-правовую базу; продолжить формирование системы иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу на основных воздушных, морских и сухопутных путях въезда на территорию Российской Федерации; организовать места временного содержания лиц для проведения предварительного рассмотрения их ходатайств о признании беженцами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; разработать комплекс мер по эффективному использованию действующего института советников по вопросам миграции в посольствах (консульствах) Российской Федерации и создаваемых представительств Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками. Регулирование внутренней миграции Регулирование процессов внутренней миграции требует разработки мероприятий по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы; разработка основных подходов к решению проблемы регулирования потоков внутренней миграции с учетом оттока населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; определение миграционной политики в приграничных регионах; решение комплекса проблем, связанных с жилищным обустройством и трудоустройством мигрантов, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; создание правовой и социально-экономической базы для привлечения и закрепления населения в сельской местности в условиях экономической и земельной реформ; разработка мер по рациональному этнодемографическому развитию поселений в условиях формируемых рыночных отношений; разработка системы мер государственной поддержки граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших места постоянного жительства в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф. Организационно-кадровое обеспечение Программы Комплекс миграционных проблем, включающий вопросы правового регулирования, жилищного обустройства, землепользования, социального обеспечения, государственной безопасности, медицинского обеспечения, санитарно-эпидемиологического контроля, содействия занятости, финансирования и межгосударственных отношений, предполагает сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, благотворительных фондов и других организаций независимо от формы собственности. Дальнейшее развитие государственной системы регулирования миграционными процессами предполагает совершенствование и расширение единой системы территориальных органов миграционной службы, включая оснащение их необходимым оборудованием, в том числе информационно-вычислительной техникой. Кроме того, возможно создание других учреждений и подразделений по обеспечению реализации Программы. Организация регулирования миграционных процессов предполагает системный подход к проблеме профессиональной подготовки кадров соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: подготовка и повышение квалификации кадров центрального аппарата и территориальных органов миграционной службы; обеспечение методическими рекомендациями для профессиональной подготовки; развитие учебно-методического центра Федеральной миграционной службы России и его региональных отделений; использование действующих образовательных учреждений в системе подготовки кадров для государственной службы; создание сети информационно-консультативных центров в регионах, их техническое оснащение. В системе обучения кадров наряду с использованием российских учебных и научных учреждений необходимо использование международного опыта и организаций, занимающихся проблемами миграции. В рамках подготовки и повышения квалификации кадров учебно-методическому центру Федеральной миграционной службы России необходимо осуществлять выпуск информационно-справочных бюллетеней, комментариев к нормативно-правовым материалам по проблемам миграции, методических рекомендаций и пособий, учебных видеофильмов. Международное сотрудничество, взаимодействие с общественными и религиозными организациями, благотворительными фондами Международное сотрудничество с целью реализации государственной миграционной политики Российской Федерации включает широкий спектр деловых связей как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая сотрудничество с международными организациями в рамках ООН, международными, зарубежными, общественными, религиозными организациями и фондами. В рамках развития международного сотрудничества необходимо осуществить меры по: регулированию миграционных потоков в Российскую Федерацию путем заключения и реализации соответствующих договоров и соглашений на межгосударственном уровне; участию в деятельности международных организаций по вопросам миграции; распределению и использованию финансовых средств, направляемых в Россию из зарубежных стран на решение проблем миграции в рамках технических проектов; развитию системы представительств Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом; взаимодействию с миграционными службами иностранных государств в целях защиты прав населения, этнически связанного с Россией; контролю за исполнением международных обязательств России в области миграции; развитию технического сотрудничества в рамках привлечения международных и зарубежных организаций к реализации Программы; установлению и развитию деловых контактов с союзами предпринимателей стран - импортеров рабочей силы. Сотрудничество федеральных органов исполнительной власти с общественными объединениями, благотворительными фондами и другими организациями независимо от формы собственности в Российской Федерации в целях привлечения дополнительных средств для решения проблем миграции предполагает: оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, а также социально слабо защищенным категориям мигрантов со стороны благотворительных фондов и других организаций независимо от формы собственности; создание совместно с профессиональными союзами механизма защиты трудовых и социальных прав мигрантов; разработку программ совместной деятельности органов государственной власти с общественными объединениями, в том числе объединениями соотечественников за рубежом, в области миграции; оказание содействия в организации общественных объединений беженцев и вынужденных переселенцев в целях развития их самодеятельности и самообеспечения; привлечение религиозных организаций к реализации адаптационных программ, осуществлению права мигрантов на свободу религиозных убеждений, обслуживанию пунктов первичного приема и центров временного размещения, оказанию им помощи в стационарных учреждениях социального обслуживания; привлечение культурно-просветительских обществ, творческих союзов и землячеств к работе по интеграции вынужденных мигрантов в среду новых мест поселения, адаптации русскоязычного населения к изменяющимся условиям в государствах - бывших республиках СССР, формированию общественного мнения по проблемам миграции, проведению благотворительных мероприятий; разработку системы мер по поддержке русской и других русскоязычных диаспор в зарубежных странах с целью увеличения их вклада в расширение и укрепление политических и экономических связей этих государств с Российской Федерацией. Обеспечение необходимых санитарно-эпидемиологических условий и медицинского обслуживания мигрантов Проблемы миграции оказывают влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации, которая остается напряженной. В связи со стихийностью и массовостью миграционных процессов, неблагополучной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановкой на большей части территории (в частности городов и промышленных центров) Российской Федерации значительную роль играет определение территорий, благоприятных для размещения беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий мигрантов. Эффективное решение вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья беженцев и вынужденных переселенцев, а также населения принимающих территорий основывается на: а) оценке, анализе и прогнозировании санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния здоровья вынужденных мигрантов, а также населения принимающих территорий. В частности на проведении: совместной оценки Министерством здравоохранения Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды уровня загрязнения окружающей среды на территориях временного или постоянного размещения вынужденных мигрантов; оценки влияния заболеваемости прибывших беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий мигрантов на состояние здоровья населения принимающих территорий; мониторинга влияния уровня загрязнения окружающей среды на принимающих территориях на состояние здоровья вынужденных мигрантов и населения этих территорий; б) обеспечении медицинского обслуживания вынужденных переселенцев, а также лиц, подавших ходатайство о получении этого статуса на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации для граждан России. В отдельных случаях для вынужденных мигрантов, особо нуждающихся в психологической или медицинской реабилитации, возможно содействие в размещении в специальных медико-реабилитационных центрах; в) предупреждении возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений среди беженцев, вынужденных переселенцев, других категорий мигрантов и населения принимающих территорий, а именно: усилении контроля, в том числе лабораторного, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения; разработке адаптированных к конкретным условиям временных санитарно-эпидемиологических нормативов; обеспечении территорий, принимающих беженцев и вынужденных переселенцев, достаточным количеством вакцин; г) обеспечении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями приема, временного и постоянного проживания беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий мигрантов; д) научном обеспечении совершенствования системы наблюдения за состоянием иммунитета населения территорий, принимающих вынужденных мигрантов. Информационное и научное обеспечение деятельности в области миграции населения Эффективность реализации миграционной политики, определение целей и методов регулирования миграции и подходов к прогнозированию миграционных потоков напрямую связаны с учетом объективных изменений социально-экономической и политической обстановки в Российской Федерации. В настоящее время традиционно применяемые методы прогнозирования не дают должного эффекта. Поэтому стоит задача создания модели развития миграционных процессов с учетом особенностей социально-экономического развития Российской Федерации и регулярного проведения прогнозных расчетов, экспертных оценок и социологических исследований. Для успешной реализации мероприятий необходимо обеспечить все заинтересованные органы государственной власти информацией, характеризующей процессы миграции и связанные с ними изменения в социально-экономической и политической ситуации. Формирование единого банка данных потребует увязки с действующими системами информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти. Информационное обеспечение Программы предусматривает сбор и обмен информацией по следующим основным направлениям: потоки внутренних мигрантов; лица, ищущие убежища, беженцы; вынужденные переселенцы; въезд на территорию Российской Федерации и выезд из нее мигрантов; посты иммиграционного контроля и пункты первичного приема; центры временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, и вынужденных переселенцев; долговременные беспроцентные возвратные ссуды на строительство или приобретение жилья; единовременные денежные пособия и материальная помощь лицам, ходатайствующим о предоставлении статуса вынужденного переселенца; компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество; рабочие места для вынужденных переселенцев; инвестирование строительства, приобретение жилья и расселение вынужденных переселенцев; расселение лиц, признанных беженцами; потенциальные мигранты; используемая в Российской Федерации иностранная рабочая сила по регионам, сферам деятельности, странам выхода; физические и юридические лица, имеющие разрешение на ввоз и вывоз рабочей силы. Основанием для разработки превентивных мероприятий в области вынужденной миграции населения на территорию России служит информация, аккумулируемая советниками по вопросам миграции в посольствах (консульствах) Российской Федерации в государствах - бывших республиках СССР и в представительствах Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом. Важной задачей является информирование населения о ситуации в предполагаемых местах их расселения на территории Российской Федерации, в том числе о конъюнктуре на региональных рынках жилья и труда, об экологической обстановке, об экономической и социальной инфраструктуре, о правах беженцев и вынужденных переселенцев, трудящихся-мигрантов. Научное обеспечение Программы включает: организацию научных исследований по концептуальным вопросам регулирования процессов миграции и миграционной политики; организацию научных исследований по прикладным проблемам реализации миграционной политики; социально-экономический анализ эффективности мер реализации государственной миграционной политики; методологическое обеспечение совершенствования нормативно-правовой базы в области миграции; разработку прогнозных оценок развития миграционных процессов; организацию исследований в области автоматизации сбора и обработки информации; создание и функционирование автоматизированной информационной системы "Миграция"; выпуск информационных бюллетеней и периодического научно-практического издания по проблемам миграции. Организация контроля за ходом реализации мероприятий Программы Федеральная миграционная служба России организует решение задач в рамках Программы в субъектах Российской Федерации через свои территориальные органы, привлекая к участию в ее реализации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Практика организации работы с различными категориями мигрантов требует качественно нового развития системы межведомственного взаимодействия и выработки межотраслевых механизмов реализации государственной миграционной политики. Контроль за ходом выполнения Программы возлагается на государственного заказчика - Федеральную миграционную службу России, которая совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информирует Правительство Российской Федерации о реализации ее программных мероприятий по итогам каждого года до 15 февраля следующего за отчетным периодом года. Финансово-экономическое и ресурсное обеспечение мероприятий Программы Для оказания государственной помощи вынужденным переселенцам и поддержки беженцев, реализации мер по предупреждению незаконной миграции и обеспечения работы с лицами, ищущими убежища, требуется целевое финансовое обеспечение мероприятий Программы. Основным источником финансово-экономического обеспечения Программы являются целевые ассигнования из федерального бюджета. Кроме того, на реализацию мероприятий Программы могут быть привлечены: ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, выделяемые на реализацию региональных миграционных программ; средства внебюджетных фондов; средства предприятий и организаций, привлекающих на работу вынужденных переселенцев; целевые инвестиции российских, международных и зарубежных организаций. Общие затраты на реализацию Программы в 1998-2000 годах оцениваются из федерального бюджета - в 19462,149 млн. рублей. Размер средств на осуществление Программы ежегодно уточняется исходя из возможностей федерального бюджета. На 1998 год затраты из средств федерального бюджета по Программе составят 5497,419 млн. рублей. Основными критериями распределения финансовых средств являются: приоритетность регионов для расселения и обустройства вынужденных переселенцев; количество лиц, получивших статус вынужденного переселенца или признанных беженцами, в приоритетных для расселения регионах; наличие компактных поселений вынужденных переселенцев; наличие региональных миграционных программ, согласованных с Федеральной миграционной службой России; количество вынужденных переселенцев, относящихся к социально слабо защищенной категории; экономическая эффективность предлагаемых к финансированию проектов, использование конкурсного метода отбора проектов. Приоритетными направлениями финансирования Программы являются: оказание первичной помощи лицам, относящимся к категории социально слабо защищенных вынужденных мигрантов (выплата единовременного денежного пособия, оказание материальной помощи, оплата проезда и провоза багажа к месту жительства); создание фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; обустройство вынужденных переселенцев на постоянном месте жительства (строительство, приобретение жилья, строительство объектов инфраструктуры в местах компактного поселения вынужденных переселенцев, предоставление долговременных беспроцентных возвратных ссуд на строительство или приобретение жилья); прием и содержание лиц, подавших ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденных переселенцев в пунктах первичного приема и центрах временного размещения, а также лиц, ищущих убежища, и беженцев в центрах временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами; проведение мероприятий в области внешней миграции и мер по пресечению незаконной миграции. ____________ Приложение N 1 к Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы Мероприятия по реализации Федеральной миграционной программы на 1998-2000 годы +-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Основные ¦ Срок ¦Стоимость -¦ В том числе ¦ ¦ Наименование мероприятий ¦ исполнители ¦ испол- ¦всего (млн.+-----------------------------¦ ¦ ¦ ¦ нения ¦рублей) ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год ¦ +-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Совершенствование нормативно-правовой базы Разработка проектов федеральных законов: 1. Об иммиграции в Российскую ФМС России декабрь - - - - Федерацию МИД России 1998 г. МВД России ФСБ России СВР России Минюст России 2. О внутренней миграции населения ФМС России декабрь - - - - Российской Федерации МВД России 1999 г. Минтруд России Миннац России Минэкономики России Госкомсевер России Минюст России 3. О внесении изменений и дополнений в ФМС России декабрь - - - - Кодекс Российской Федерации "Об Минюст России 1998 г. административных правонарушениях" и МВД России Уголовный кодекс Российской Минтруд России Федерации в части установления Минэкономики ответственности за нарушение России законодательства Российской Минфин России Федерации: о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы; о деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей Подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации: 4. О порядке выдачи разрешений на ФМС России декабрь - - - - привлечение и использование в Минюст России 1999 г. Российской Федерации иностранной Минтруд России рабочей силы и подтверждений на Минфин России право трудовой деятельности Минэкономики иностранным гражданам и лицам без России гражданства МВД России МИД России 5. О квотировании привлечения на ФМС России март - - - - территорию Российской Федерации Минюст России 1999 г. иностранной рабочей силы Минтруд России Минфин России Минэкономики России МВД России МИД России 6. Об утверждении типового положения о ФМС России февраль - - - - центре временного размещения лиц, МВД России 1998 г. ходатайствующих о признании их ФПС России беженцами ФСБ России Минтруд России Минздрав России Минфин России Минобразование России Мингосимущество России Минюст России с участием органов испол- нительной власти субъектов Российской Федерации 7. Об утверждении типового положения о ФМС России март - - - - месте временного содержания лиц, МВД России 1998 г. ходатайствующих о признании их ФПС России беженцами ФСБ России Минтруд России Минздрав России Минфин России Минобразование России Мингосимущество России Минюст России с участием органов испол- нительной власти субъектов Российской Федерации 8. О правилах оформления, выдачи и ФМС России апрель - - - - обмена свидетельства о рассмотрении МВД России 1998 г. по существу ходатайства о признании ФСБ России беженцем и утверждении формы бланка Минфин России свидетельства о рассмотрении по Госкомпечать существу ходатайства о признании России беженцем Минюст России 9. О правилах проезда и провоза багажа ФМС России май - - - - лиц, получивших свидетельство о Минтранс России 1998 г. рассмотрении по существу МПС России ходатайства о признании беженцем, и Минфин России беженцев к месту пребывания Минюст России 10. О правилах и размерах выплаты ФМС России июнь - - - - единовременного денежного пособия Минфин России 1998 г. лицам, получившим свидетельство о Минюст России рассмотрении по существу ходатайства о признании беженцем 11. О правилах оформления, выдачи и ФМС России июль - - - - обмена проездного документа беженца МВД России 1998 г. и утверждении формы бланка ФПС России проездного документа беженца МИД России ФСБ России Минфин России СВР России Госкомпечать России Минюст России 12. О правилах предоставления ФМС России август - - - - временного убежища МВД России 1998 г. ФСБ России ФПС России Минздрав России Минобразование России Минфин России Мингосимущество России Минюст России 13. О правилах оформления, выдачи и ФМС России август - - - - обмена свидетельства о МВД России 1998 г. предоставлении временного убежища и ФСБ России утверждении формы бланка Минздрав России свидетельства о предоставлении Минобразование временного убежища России Минфин России Госкомпечать России Минюст России 14. О строительстве (приобретении), ФМС России декабрь - - - - эксплуатации, использовании и Минэкономики 1998 г. оперативном управлении жилыми России помещениями фонда жилья для Госстрой России временного поселения беженцев Мингосимущество России ФПС России Минюст России с участием органов испол- нительной власти субъектов Российской Федерации 15. О порядке определения и размерах ФМС России май - - - - ежегодной квоты распределения МВД России 1999 г. беженцев либо лиц, получивших ФСБ России временное убежище, для каждого Миннац России субъекта Российской Федерации Минтруд России Минздрав России МИД России Госстрой России Минэкономики России с участием органов испол- нительной власти субъектов Российской Федерации 16. Об определении мест пребывания и ФМС России февраль - - - - условий содержания лиц, МВД России 1999 г. ходатайствующих о признании ФПС России беженцами или о предоставлении ФСБ России временного убежища, в случае их МИД России экстренного массового прибытия на МЧС России территорию Российской Федерации Минфин России Минсотрудни- чество России МПС России Минтранс России СВР России Мингосимущество России Минюст России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 17. О правилах предоставления ФМС России апрель - - - - вынужденным переселенцам и беженцам Минфин России 1998 г. материальной помощи и утверждении Минюст России размеров материальной помощи Оказание помощи лицам, ходатайствующим о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам 18. Организовать 10 пунктов первичного ФМС России 1998- 10 5 2,5 2,5 приема лиц, ходатайствующих о ФПС России 2000 годы признании их вынужденными органы испол- переселенцами нительной власти субъектов Российской Федерации 19. Обеспечить размещение и содержание ФМС России 1998- 232,9 77,6 77,6 77,7 лиц, ходатайствующих о признании их 2000 годы вынужденными переселенцами, и вынужденных переселенцев в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в пунктах первичного приема 20. Обеспечить пропускную способность ФМС России 1998- 2,5 0,9 0,8 0,8 медико-реабилитационных центров Минздрав России 2000 годы "Ватутинки" (Московская область) и "Магри" (Краснодарский край) до 300 мест с расширением видов медико-психологической помощи вынужденным переселенцам 21. Обеспечить добровольное размещение Минтруд России 1998- 3 1 1 1 в стационарные учреждения ФМС России 2000 годы социального обслуживания одиноких Минобразование инвалидов и пенсионеров по старости России из числа вынужденных переселенцев, Минздрав России включая одинокие семейные пары 22. Апробировать и внедрить программу и Минздрав России 1998- 0,6 0,2 0,2 0,2 системы психологической Минтруд России 2000 годы реабилитации и адаптации ФМС России вынужденных мигрантов Минобразование России 23. Создать резервные фонды ФМС России 1998- 9,3 4,3 2,5 2,5 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|