Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.05.1996 № 540

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П о с т а н о в л е н и е

                      от 1 мая 1996 г. N 540
                             г. Москва


         О федеральной целевой программе по предупреждению
        распространения в Российской Федерации заболевания,
    вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции),
    на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД"

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 05.04.99 г. N 374; от 30.12.2000 г. N 1034)

     В целях  предупреждения распространения в Российской Федерации
заболевания,   вызываемого    вирусом    иммунодефицита    человека
(ВИЧ-инфекции),    Правительство     Российской           Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить  прилагаемую  федеральную  целевую  программу  по
предупреждению распространения в Российской Федерации  заболевания,
вызываемого  вирусом  иммунодефицита  человека  (ВИЧ-инфекции),  на
1996-1997 годы и на период  до  2000  года  "Анти-ВИЧ/СПИД"  (далее
именуется - Программа).
     2.    Определить   Министерство   здравоохранения   Российской
Федерации   государственным   заказчиком   Программы.  (В  редакции
Постановления  Правительства  Российской Федерации от 05.04.99 г. N
374)
     3.    Министерству    здравоохранения   Российской   Федерации
совместно  с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти  обеспечить  реализацию  Программы  на  основе межотраслевой
координации  и  взаимодействия  с  органами  исполнительной  власти
субъектов   Российской   Федерации.   (В   редакции   Постановления
Правительства Российской Федерации от 05.04.99 г. N 374)
     4.  Министерству  финансов  Российской Федерации, Министерству
здравоохранения    Российской    Федерации    предусматривать   при
разработке  проектов  федерального  бюджета  выделение  необходимых
средств   для   реализации  Программы.  (В  редакции  Постановления
Правительства Российской Федерации от 05.04.99 г. N 374)
     5.   Государственному  комитету  санитарно-эпидемиологического
надзора   Российской   Федерации,  Министерству  здравоохранения  и
медицинской   промышленности   Российской   Федерации  осуществлять
финансирование   Программы   в   1996   году  в  пределах  средств,
предусмотренных федеральным бюджетом на эти цели.
     6.   Рекомендовать  органам  исполнительной  власти  субъектов
Российской   Федерации   разработать  и  утвердить  соответствующие
региональные программы.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                            В. Черномырдин
     ___________________________


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 1 мая 1996 г.
     N 540



                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

     по предупреждению распространения в Российской Федерации
     заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
    (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года
                          "Анти-ВИЧ/СПИД"

   (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
                     от 30.12.2000 г. N 1034)


                         ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы     -  федеральная целевая программа по
                              предупреждению распространения в
                              Российской Федерации заболевания,
                              вызываемого вирусом
                              иммунодефицита человека
                              (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы
                              и на период до 2000 года
                              "Анти-ВИЧ/СПИД"

Основание для разработки   -  статья 15 Федерального закона "О
Программы                     предупреждении распространения в
                              Российской Федерации заболевания,
                              вызываемого вирусом иммунодефицита
                              человека (ВИЧ-инфекции)" от 30
                              марта 1995 г. N 38-ФЗ

Государственные заказчики  -  Государственный комитет сани-
Программы                     тарно-эпидемиологического на-
                              дзора Российской Федерации и
                              Министерство здравоохранения и
                              медицинской промышленности
                              Российской Федерации

Основные разработчики      -  Государственный комитет сани-
Программы                     тарно-эпидемиологического на-
                              дзора Российской Федерации и
                              Министерство здравоохранения и
                              медицинской промышленности
                              Российской Федерации

Цели и задачи Программы    -  цель - предупреждение расп-
                              ространения в Российской Фе-
                              дерации заболевания, вызываемого
                              вирусом иммунодефицита человека
                              (ВИЧ-инфекции). Задачи
                              соответствуют основным
                              направлениям Программы

Основные исполнители       -  территориальные органы и
Программы                     учреждения Государственного
                              комитета
                              санитарно-эпидемиологического
                              надзора Российской Федерации,
                              Министерства здравоохранения и
                              медицинской промышленности
                              Российской Федерации

Сроки реализации Программы -  1996-2000 годы
(комплексных проектов)(Срок   реализации  продлен  на  2001  год  -
Постановление        Правительства       Российской       Федерации
от 30.12.2000 г. N 1034)

Перечень основных          -  правовое обеспечение мероприятий
мероприятий Программы         по профилактике и борьбе с
                              ВИЧ-инфекцией;
                              развитие системы информирования
                              населения о доступных мерах
                              профилактики ВИЧ-инфекции;
                              совершенствование эпидемио-
                              логического надзора за расп-
                              ространением ВИЧ-инфекции,
                              государственного контроля за
                              проведением профилактических и
                              противоэпидемических мероприятий;
                              обеспечение безопасности
                              медицинских манипуляций, до-
                              норской крови, медицинских
                              иммунобиологических препаратов,
                              биологических жидкостей, органов и
                              тканей;
                              совершенствование диагностики и
                              лечения ВИЧ-инфекции;
                              подготовка кадров по вопросам
                              диагностики, клиники, лечения,
                              эпидемиологии и профилактики
                              ВИЧ-инфекции;
                              социальная защита ВИЧ-инфи-
                              цированных, членов их семей и лиц,
                              подвергающихся риску заражения
                              при исполнении ими служебных
                              обязанностей; международное
                              сотрудничество

Объемы и источники фи-     -  на 1997 год: из средств
нансирования                  федерального бюджета - 40263
(в ценах 1995 года)           млн. рублей, из средств
                              Госкомсанэпиднадзора России и
                              Минздравмедпрома России - 5200
                              млн. рублей; на весь период: из
                              федерального бюджета - 234016,8
                              млн. рублей, из средств
                              Госкомсанэпиднадзора России и
                              Минздравмедпрома России - 20078
                              млн. рублей

Ожидаемые результаты       -  замедление темпов распространения
реализации Программы          ВИЧ-инфекции на территории России,
                              уменьшение числа больных СПИДом,
                              что, в свою очередь, приведет к
                              снижению расходов на лечение и
                              уменьшению потерь трудоспособного
                              населения

Система организации        -  информация и доклады о ходе
контроля за исполнением       выполнения Программы и об
Программы                     использовании средств федерального
                              бюджета представляются в
                              установленном порядке


                    ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

                             Введение

     Федеральная целевая      программа      по      предупреждению
распространения в  Российской  Федерации  заболевания,  вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и
на  период  до  2000  года  "Анти-ВИЧ/СПИД"  (далее   именуется   -
Программа)  разработана  в  целях реализации статьи 15 Федерального
закона "О предупреждении  распространения  в  Российской  Федерации
заболевания,    вызываемого    вирусом    иммунодефицита   человека
(ВИЧ-инфекции)"   и   в   соответствии   с   протоколом   заседания
Санитарно-противоэпидемической  комиссии  Правительства  Российской
Федерации от 23 октября 1995 г. N 5.
     Программа  сформирована  исходя из принципа преемственности по
отношению  к  Федеральной  целевой  программе  на 1993-1995 годы по
предупреждению  распространения  заболеваний  СПИДом  в  Российской
Федерации  (АнтиСПИД),  утвержденной  Верховным  Советом Российской
Федерации 13 июля 1993 г. и является ее логическим продолжением.

                        Состояние проблемы

     Стремительность  нарастания  масштабов пандемии ВИЧ-инфекции в
мире,  отсутствие  надежных  средств  профилактики  и  лечения дают
право отнести эту проблему к самым острым вопросам современности.
     Актуальность  этой  проблемы для всего человечества определена
Декларацией Парижской встречи на высшем уровне 1 декабря 1994 г.
     С  начала  регистрации  ВИЧ-инфекции  в  мире  (1981 год) и по
состоянию  на  1  января  1995  г.  по  оценке  экспертов Всемирной
организации  здравоохранения  в  мире инфицировано 20 млн. человек,
из  них  1,5  млн. детей. Общее число ВИЧ-инфицированных, у которых
болезнь  уже  достигла  поздней  стадии (то есть СПИДа), составляет
4,5 млн. человек.
     Несмотря на то, что Россия относится к странам со сравнительно
низким  уровнем  распространения ВИЧ-инфекции, острота проблемы для
Российской   Федерации   не   может  быть  приуменьшена,  поскольку
наблюдается   неуклонное  нарастание  интенсивности  эпидемического
процесса.
     С  начала  регистрации  ВИЧ-инфекции  в России (1987 год) и по
состоянию   на   31   декабря   1995   г.   зарегистрировано   1060
ВИЧ-инфицированных.  Диагноз  СПИДа  установлен  192-м  из  них. Из
общего  числа зарегистрированных умерли 166 человек, в том числе 74
ребенка.
     Около   одной   трети   зарегистрированных  ВИЧ-инфицированных
составляют  дети  (277),  что  связано с возникновением в 1989-1990
годах  внутрибольничных очагов ВИЧ-инфекции в Калмыкии, Ростовской,
Волгоградской  областях и Ставропольском крае. Кроме того, 16 детей
рождены от ВИЧ-инфицированных матерей.
     Меры  по  пресечению  распространения инфекции при медицинских
манипуляциях  дали  положительные  результаты,  и с 1991 года такой
путь передачи вируса иммунодефицита человека не зарегистрирован.
     С  этого  времени  ВИЧ-инфекция передается в России в основном
половым    путем,    80    процентов    среди    вновь   выявленных
ВИЧ-инфицированных  за  последние  5 лет составляют лица в возрасте
от 20 до 40 лет.
     Темпы  роста заболеваемости среди взрослого населения с каждым
годом  увеличиваются,  и  в 1991 году по сравнению с предыдущим они
составили  11,4  процента, в 1992 году - 14,7 процента, в 1993 году
- 26,9 процента, в 1994 году - 48,4 процента.
     Следствием  распространения  ВИЧ-инфекции  является  не только
урон,  наносимый  здоровью граждан, но и значительные экономические
потери,    связанные    с    лечением    больных,    утратой    ими
трудоспособности, воспитанием сирот умерших от СПИДа родителей.
     С   целью   предупреждения   распространения   ВИЧ-инфекции  в
Российской    Федерации    и    снижения    социально-экономических
последствий  от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993
году  была  принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы
по  предупреждению  распространения заболеваний СПИДом в Российской
Федерации   (Анти-СПИД).  Однако  эта  программа  была  реализована
неполностью  из-за  неудовлетворительного  финансирования (получено
42 процента запланированных на программу средств).
     Таким  образом,  несмотря  на  угрозу  эпидемии ВИЧ-инфекции в
России,  в  стране  не  создана  единая  система  целенаправленного
информирования  населения  через  средства  массовой  информации  о
доступных    мерах   профилактики   ВИЧ-инфекции,   не   проводится
индивидуальная работа с населением.
     Добровольное    (анонимное)   обследование   на   ВИЧ-инфекцию
выполняется  без  проведения  до и послетестового консультирования,
что  резко  снижает  эффективность  этого мероприятия в ограничении
распространения заболевания.
     Материально-техническое  состояние  26  процентов лабораторий,
осуществляющих  диагностику  ВИЧ-инфекции  в  России,  не  отвечает
современным требованиям.
     В  стране  не создана единая компьютерная информационная сеть,
обеспечивающая  закрытые информационные потоки по проблеме СПИДа, а
также  гарантирующая  преемственность  в  лечении  больных и полное
сохранение врачебной тайны.
     Лечение     ВИЧ-инфицированных     осложняется     отсутствием
эффективных    препаратов    для    лечения    СПИД-ассоциированных
заболеваний.
     Проблема   распространения   ВИЧ-инфекции   в  России  требует
участия  в  ее разрешении федеральных органов исполнительной власти
и   должна   решаться   в   рамках   Программы   и  соответствующих
региональных  программ,  обеспеченных  финансовыми  и материальными
ресурсами.

               Основная цель и задачи, сроки и этапы
                       реализации Программы

     Основной     целью     Программы    является    предупреждение
распространения  в  Российской  Федерации  заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
     Для  достижения  поставленной  цели  предусматривается решение
следующих задач:
     правовое  обеспечение  мероприятий  по профилактике и борьбе с
ВИЧ-инфекцией;
     развитие  системы  информирования  населения о доступных мерах
профилактики ВИЧ-инфекции;
     совершенствование      эпидемиологического      надзора     за
распространением   ВИЧ-инфекции,   государственного   контроля   за
проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
     обеспечение  безопасности  медицинских  манипуляций, донорской
крови,  медицинских  иммунобиологических  препаратов, биологических
жидкостей, органов и тканей;
     совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;
     подготовка  кадров  по вопросам диагностики, клиники, лечения,
эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;
     социальная  защита  ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц,
подвергающихся   риску   заражения  при  исполнении  ими  служебных
обязанностей;
     организация международного сотрудничества.
     Мероприятия,  предусмотренные Программой, будут осуществляться
в течение 1996-2000 годов.

                  Система программных мероприятий

     Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе
                          с ВИЧ-инфекцией

     Вопросы  профилактики  ВИЧ-инфекции  регулируются  Федеральным
законом  "О  предупреждении  распространения в Российской Федерации
заболевания,    вызываемого    вирусом    иммунодефицита   человека
(ВИЧ-инфекции)",       а      также      Законом      РСФСР      "О
санитарно-эпидемиологическом   благополучии   населения",  Основами
законодательства  Российской Федерации об охране здоровья граждан и
другими  нормативными  правовыми  актами в области здравоохранения.
Однако  выполнение  указанных  актов  в  ряде  случаев затруднено в
связи с отсутствием эффективных механизмов их реализации.
     В Программе предусматриваются:
     развитие  системы  нормирования,  предусматривающей  пересмотр
действующих   и   разработку  новых  правил  и  норм,  методических
указаний и инструкций;
     пересмотр       устаревших       и       подготовка      новых
организационно-распорядительных       документов       Министерства
здравоохранения  и  медицинской промышленности Российской Федерации
и  Государственного  комитета санитарно-эпидемиологического надзора
Российской    Федерации    по    вопросам   диагностики,   лечения,
эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;
     проведение    необходимых   организационных   и   практических
мероприятий  по  внедрению  Федерального  закона  "О предупреждении
распространения  в  Российской  Федерации  заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
     разработка  и  принятие  в  установленном  порядке нормативных
правовых актов, необходимых для реализации Программы.

             Развитие системы информирования населения
            о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции

     Основным    путем    распространения   ВИЧ-инфекции   является
заражение  при  половых контактах. В связи с этим самыми доступными
и  эффективными  мерами профилактики заболевания являются повышение
уровня  нравственного  и  полового  воспитания  населения, особенно
молодежи,    применение    средств    индивидуальной    защиты    и
информирование населения о доступных мерах профилактики.
     В Программе предусматриваются:
     создание  и  трансляция  по каналам телевидения и радиовещания
тематических     видеофильмов,    видеоклипов,    радиопередач    и
радиоклипов,  их  тиражирование и распространение для трансляции по
каналам телевидения и радиовещания субъектов Российской Федерации;
     подготовка  пресс-релизов, публикаций в печати, выступлений по
телевидению  и  радио  ведущих ученых и работников здравоохранения,
санитарно-эпидемиологической  службы,  представителей  общественных
организаций по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
     подготовка,          издание         и         распространение
санитарно-просветительных    материалов    для    различных   групп
населения;
     разработка  и  внедрение  дифференцированных учебных программ,
пособий   по  нравственному  и  половому  воспитанию  подростков  и
молодежи;
     разработка    и    внедрение    в    практику    совместно   с
неправительственными    организациями,    занимающимися   вопросами
профилактики      ВИЧ-инфекции,      информационно-пропагандистских
материалов  для  лиц из групп повышенного риска заражения (моряков,
шоферов  дальних  перевозок, представителей сексуальных меньшинств,
наркоманов, проституток);
     систематическое  проведение  социологических  исследований  по
проблеме ВИЧ-инфекции.

         Совершенствование эпидемиологического надзора за
     распространением ВИЧ-инфекции и государственного контроля
         за проведением профилактических и противоэпидеми-
                        ческих мероприятий

     В   Российской   Федерации   разработана  и  внедрена  система
эпидемиологического   надзора   за  распространением  ВИЧ-инфекции,
комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий.
     Однако  развитие  социально-экономических процессов в обществе
и  особенности  эпидемии ВИЧ-инфекции в России требуют пересмотра и
совершенствования  системы  эпидемиологического  надзора,  усиления
государственного   контроля   за   выполнением  профилактических  и
противоэпидемических мероприятий.
     В Программе предусматриваются:
     разработка  и  внедрение  методических указаний по организации
эпидемиологического   надзора   за  распространением  ВИЧ-инфекции,
контроля  за  проведением  профилактических  и противоэпидемических
мероприятий;
     подготовка  и  распространение  оперативной эпидемиологической
информации,   информационных   бюллетеней,   аналитических  обзоров
эпидемиологической обстановки;
     разработка      и      внедрение      единой      компьютерной
информационно-аналитической  системы эпидемиологического надзора за
распространением ВИЧ-инфекции;
     оснащение      федерального     и     региональных     центров
эпидемиологического  надзора  за  распространением  ВИЧ-инфекции  и
территориальных   центров   по  профилактике  и  борьбе  со  СПИДом
компьютерной  и  множительной техникой, средствами телекоммуникаций
для обеспечения работы единой компьютерной системы.

     Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донор-
      ской крови, медицинских иммунобиологических препаратов,
             биологических жидкостей, органов и тканей

     В  результате  проведенных  мероприятий  в течение последних 5
лет  в Российской Федерации не было случаев заражения ВИЧ-инфекцией
в   больницах,  практически  не  регистрируется  инфицирование  при
переливании   крови,   применении  медицинских  иммунобиологических
препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей.
     Однако    из-за    возможности    парентерального    заражения
ВИЧ-инфекцией  при  несоблюдении  правил дезинфекции и стерилизации
медицинского   инструментария,  обследовании  доноров  и  заготовки
крови,  биологических  жидкостей,  органов  и тканей, приготовления
медицинских  иммунобиологических  препаратов  из  компонентов крови
эта   проблема   остается   актуальной  для  органов  и  учреждений
здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
     В Программе предусматриваются:
     пересмотр  ОСТа-42-21-2-85 "Стерилизация и дезинфекция изделий
медицинского      назначения",      разработка     соответствующего
государственного стандарта;
     разработка  и  внедрение  системы  тестового  контроля  знаний
медицинских  работников  по  вопросам  стерилизации  и  дезинфекции
изделий медицинского назначения;
     разработка  и  внедрение  современных  методов  дезинфекции  и
стерилизации           стоматологического           инструментария,
наркозно-дыхательной     аппаратуры,    аппаратов    искусственного
кровообращения, аппаратов "искусственная почка".
     разработка  и  внедрение санитарно-эпидемиологических правил и
технологий  по  вопросам  профилактики ВИЧ-инфекции при заготовке и
использовании  крови,  биологических  жидкостей,  органов и тканей,
приготовлении медицинских иммунобиологических препаратов.

       Совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции

     Первичная   лабораторная  диагностика  ВИЧ-инфекции,  а  также
референс-исследования     осуществляются    в    специализированных
учреждениях здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
     Стационарное  обследование  и  лечение  больных  проводится  в
основном  в  двух  специализированных  учреждениях  в  г. Москве  и
г. Усть-Ижоре Ленинградской области.
     Для  совершенствования  диагностики  и  лечения ВИЧ-инфекции и
СПИД-ассоциированных       заболеваний      требуется      улучшить
материально-техническую   базу   этих   учреждений,  обеспечить  их
качественными   тест-системами,   диагностическим  оборудованием  и
лекарственными  препаратами, создать систему медико-психологической
поддержки ВИЧ-инфицированных.
     В Программе предусматриваются:
     расширение   сети,   а   также   нормативное   и  методическое
обеспечение   работы   кабинетов   добровольного   обследования   и
консультирования   по   вопросам   профилактики   ВИЧ-инфекции  при
федеральном,  региональных  центрах  эпидемиологического надзора за
распространением    ВИЧ-инфекции,    территориальных   центрах   по
профилактике   и   борьбе   со  СПИДом,  дерматовенерологических  и
наркологических диспансерах;
     обеспечение         учреждений        здравоохранения        и
санитарно-эпидемиологической  службы,  осуществляющих диагностику и
лечение  ВИЧ-инфекции,  современным  оборудованием,  тест-системами
для  диагностики  ВИЧ-инфекции  и СПИД-ассоциированных заболеваний,
средствами индивидуальной защиты персонала;
     создание   и   развитие  системы  внешнего  контроля  качества
лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции;
     создание  сети и нормативно-методическое обеспечение кабинетов
медико-психологической  поддержки  ВИЧ-инфицированных  и  членов их
семей при центрах СПИДа;
     обеспечение      лечебно-профилактических     учреждений     и
территориальных   центров   по  профилактике  и  борьбе  со  СПИДом
препаратами   для   лечения   ВИЧ-инфекции  и  СПИД-ассоциированных
заболеваний;
     организация  опытного  производства  и  проведение клинических
испытаний перспективных средств лечения ВИЧ-инфекции.

   Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения,
             эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции

     Подготовка   кадров   в   Российской   Федерации  по  проблеме
ВИЧ-инфекции   проводится  в  федеральном  и  региональных  центрах
эпидемиологического   надзора   за  распространением  ВИЧ-инфекции,
расположенных    на    базе   профильных   научно-исследовательских
институтов,   в   институтах   повышения   квалификации   врачей  и
территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом.
     Внедрение  в  практику  новых  методов  диагностики,  лечения,
профилактики  и  эпидемиологического  надзора  за  распространением
ВИЧ-инфекции  требует совершенствования системы подготовки врачей и
среднего медицинского персонала по этим вопросам.
     В Программе предусматриваются:
     адаптация   и   внедрение   программ   Всемирной   организации
здравоохранения   для   обучения  медицинских  кадров  по  вопросам
ВИЧ-инфекции;
     организация  конференций,  семинаров,  совещаний  по  проблеме
ВИЧ-инфекции,  участие  в  международных конференциях, семинарах по
этой проблеме;
     составление  и  издание  информационно-методических материалов
по   вопросам   диагностики,   клиники,  лечения,  эпидемиологии  и
профилактики ВИЧ-инфекции;
     перевод   и   издание   зарубежных   материалов   по  проблеме
ВИЧ-инфекции;
     подготовка  и  издание  книг,  брошюр по вопросам диагностики,
клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;

       Социальная защита ВИЧ-инфицированных,членов их семей
     и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими
                      служебных обязанностей

     Несмотря  на  то  что ВИЧ-инфекция в России зарегистрирована с
1987  года, вопросы социальной защиты ВИЧ-инфицированных, членов их
семей,  а  также  лиц,  работающих  с  больными  ВИЧ-инфекцией  или
инфицированным материалом, не решались должным образом.
     Федеральный   закон   "О   предупреждении   распространения  в
Российской     Федерации     заболевания,    вызываемого    вирусом
иммунодефицита  человека  (ВИЧ-инфекции)" определяет меры по защите
прав   и   свобод  ВИЧ-инфицированных,  персонала,  осуществляющего
диагностику  и  лечение  ВИЧ-инфицированных,  а  также  лиц, работа
которых  связана  с  материалами,  содержащими вирус иммунодефицита
человека, и требует их внедрения.
     В Программе предусматриваются:
     обеспечение  пребывания  с  детьми  в  возрасте  до  15  лет в
стационаре  учреждения,  оказывающего медицинскую помощь, одного из
родителей  или  иного  законного  представителя ВИЧ-инфицированного
несовершеннолетнего;
     оплата   листка   временной   нетрудоспособности   одному   из
родителей  или  иному  законному  представителю ВИЧ-инфицированного
несовершеннолетнего   на  время  совместного  пребывания  с  ним  в
стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь;
     оплата   проезда  одного  из  родителей  или  иного  законного
представителя  ВИЧ-инфицированного  несовершеннолетнего  в возрасте
до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно;
     организация   и   обеспечение   деятельности  оздоровительного
лагеря для ВИЧ-инфицированных детей;
     обеспечение    обязательного    государственного   страхования
работников  предприятий, учреждений и организаций государственной и
муниципальной  систем здравоохранения, обеспечивающих диагностику и
лечение  ВИЧ-инфицированных,  а также лиц, работа которых связана с
материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
     выплата   надбавок   к   должностному   окладу,   установление
сокращенного  рабочего  дня  и  дополнительного  отпуска работникам
предприятий,    учреждений    и   организаций   государственной   и
муниципальной  систем  здравоохранения,  осуществляющим диагностику
ВИЧ-инфекции  и  лечение  ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа
которых  связана  с  материалами,  содержащими вирус иммунодефицита
человека.

           Научные исследования по проблеме ВИЧ-инфекции

     Научные  исследования  по  проблеме ВИЧ-инфекции выполняются в
рамках    государственной   научно-технической   программы   России
"Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении".

                   Международное сотрудничество

     Международное   сотрудничество   планируется   осуществлять  в
рамках  Объединенной  программы  Организации  Объединенных Наций по
ВИЧ/СПИДу.
     Предполагается  развивать  международные  связи с аналогичными
органами    и    учреждениями   других   государств   по   вопросам
профилактики,  диагностики,  лечения  и эпидемиологического надзора
за распространением ВИЧ-инфекции.
     В Программе предусматриваются:
     заключение  соглашений  и  участие  в реализации международных
договоров  по  вопросам профилактики, диагностики, клиники, лечения
и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции;
     участие   в  реализации  международных  проектов  и  программ,
направленных  на осуществление профилактики, диагностики, лечения и
эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции;
     изучение   практики  международного  законодательства  в  этой
области  и  ее  использование  в деятельности государственных служб
контроля.

                     Финансирование Программы

     В  таблицах 1 и 2 указаны необходимые для реализации Программы
финансовые ресурсы, их объемы и источники поступления.

                                                          Таблица 1
            Источники и объемы финансирования Программы
+---------------------------------------------------------------+
|   Расходы  (млн. рублей, в ценах 1995 года)                   |
+---------------------------------------------------------------|
|   Расходы и источники фи-   |Всего   |1996 |  1997  |1998-2000|
|   нансирования              |        | год |   год  |  годы   |
+---------------------------------------------------------------+

    ВСЕГО                      259295,2  -    45463,8  213831,4
      в том числе:
    федеральный бюджет         234016,8  -    40263,8  193753

    средства Госкомсанэпид-
    надзора России и Минзд-
    равмедпрома России         25278,4   -    5200     20078,4

    внебюджетные источники        -      -     -        -

    КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ          -      -     -        -

    Научно-исследователь-         -      -     -        -
    ские и опытно-конст-
    рукторские работы

    ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ     259295,2  -    45463,8  213831,4

      в том числе:

    федеральный бюджет         234016,8  -    40263,8  193753

    средства Госкомсанэпид-
    надзора России и Минзд-
    равмедпрома России         25278,4   -    5200     20078,4

     Примечание. Финансирование  основных  мероприятий  Программы в
                 1996  году   обеспечивается   в   соответствии   с
                 поручением  Правительства  Российской Федерации от
                 25 июля 1995 г. N ВЧ-П12-22299

                                                          Таблица 2

     Распределение финансовых средств из федерального бюджета
                     по направлениям Программы

+----------------------------------------------------------------+
|Объем финансирования  |                                         |
|Наименование раздела  |     (млн. рублей, в ценах 1995 года)    |
|                      +-----------------------------------------|
|                      |Всего   |1996  |1997    |1998-2000       |
|                      |        |год   |год     |   годы         |
+----------------------------------------------------------------+

 Правовое обеспечение
 мероприятий по профи-
 лактике  и  борьбе с
 ВИЧ-инфекцией          50        -     50          -

 Развитие системы ин-
 формирования населе-
 ния о доступных мерах
 профилактики ВИЧ-
 инфекции               61365,5   -     15489,5     45876

 Совершенствование
 эпидемиологического
 надзора за распрост-
 ранением  ВИЧ-инфек-
 ции, государственно-
 го контроля за  про-
 ведением профилакти-
 ческих и противоэпи-
 демических мероприя-
 тий                    2914,1    -     913,5       2000,6

 Обеспечение  безо-
 пасности медицинских
 манипуляций, донорс-
 кой крови,  медицин-
 ских  иммунобиологи-
 ческих   препаратов,
 биологических жидко-
 стей, органов и тка-
 ней                    372,8     -     227,8       145

 Совершенствование
 диагностики и  лече-
 ния ВИЧ-инфекции       164067    -     22179,4     141887,6

 Подготовка кадров
 по вопросам диагнос-
 тики, клиники, лече-
 ния, эпидемиологии и
 профилактики ВИЧ-ин-
 фекции                 5115,4    -     1370,6      3744,8

 Социальная защита
 ВИЧ-инфицированных,
 членов  их  семей  и
 лиц,  подвергающихся
 риску заражения  при
 исполнении ими
 служебных обязаннос-
 тей                    132       -     33          99

 ----------------------------------------------------------------
 ИТОГО                  234016,8  -     40263,8     193753

     Примечание. Финансирование  основных  мероприятий  Программы в
                 1996  году   обеспечивается   в   соответствии   с
                 поручением  Правительства  Российской Федерации от
                 25 июля 1995 г. N ВЧ-П12-22299


                 Механизм реализации и организация
                       управления Программой

     В   Программе   предусматриваются   назначение   руководителей
Программы,  организация консультативных советов при них, проведение
систематического   мониторинга   независимой   комплексной   оценки
выполнения   Программы   и   при   необходимости  ее  корректировки
разработка соответствующих критериев и методик.
     Основные  направления  и  отдельные разделы Программы ежегодно
будут  корректироваться  с  учетом  эпидемиологической  обстановки,
результатов  научных  исследований,  проводимых  в  этой области, а
также   социально-экономического   положения   страны   и  развития
международных связей.
     Формы  и  методы  организации управления реализацией Программы
определяются                Государственным               комитетом
санитарно-эпидемиологического   надзора   Российской   Федерации  и
Министерством    здравоохранения   и   медицинской   промышленности
Российской  Федерации.  Текущее управление осуществляется дирекцией
Программы,    формируемой    указанными    федеральными    органами
исполнительной власти.

              Контроль за ходом реализации Программы

     Контроль    за    реализацией   Программы   осуществляется   в
соответствии   с  разделом  VII  Порядка  разработки  и  реализации
федеральных   целевых   программ   и   межгосударственных   целевых
программ,  в  осуществлении которых участвует Российская Федерация,
утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от
26 июня 1995 г. N 594.

           Оценка социально-экономической эффективности
                       реализации Программы

     Реализация    мероприятий    Программы   позволит   ограничить
распространение ВИЧ-инфекции на территории России.
     Выполнение    мероприятий    по    созданию   единой   системы
санитарно-просветительной  работы  среди  широких  масс населения и
групп  риска по профилактике данного заболевания, совершенствованию
эпидемиологического   надзора   за  распространением  ВИЧ-инфекции,
обеспечению  безопасности медицинских манипуляций и донорской крови
приведет к ограничению распространения ВИЧ-инфекции в России.
     Своевременная    диагностика   и   квалифицированное   лечение
ВИЧ-инфицированных  позволят отдалить наступление стадии СПИДа, что
приведет  к сохранению трудоспособности больных и экономии средств,
затрачиваемых  на  их лечение, даст экономию по выплатам пособий по
инвалидности, воспитанию детей-сирот умерших от СПИДа родителей.
     Правовое  обеспечение  мероприятий по профилактике и борьбе со
СПИДом  позволит  решить  проблему защиты прав ВИЧ-инфицированных и
членов их семей и снизить смертность в результате суицидов.
     Таким  образом,  экономический  эффект от реализации Программы
ожидается  в  виде снижения прямых и косвенных экономических потерь
и приведет к улучшению состояния здоровья населения.


                            ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

          МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
             В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА
              ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ), НА 1996-1997 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
                                        "АНТИ-ВИЧ/СПИД"

           Объем финансирования из федерального бюджета (млн. рублей, в ценах 1995 г.)

+--------------------------------------------------------------------------------------------+
|    Мероприятия            |            В том числе              |                          |
|                           +-------------------------------------|     Исполнители          |
|                           |  всего  | 1996   | 1997   |1998-2000|                          |
|                           |         | год    | год    |   годы  |                          |
+--------------------------------------------------------------------------------------------+

          1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ


 1.1. Разработка и при-      50        -        50        -        Минздравмедпром России
 нятие в установленном                                             Госкомсанэпиднадзор России
 порядке нормативных пра-
 вовых  актов,  необходи-
 мых для реализации Прог-
 раммы
   Ожидаемые результаты: пересмотр устаревших и подготовка новых доку-
   ментов   по   вопросам  эпиднадзора,  диагностики,  лечения  и профилактики
   ВИЧ-инфекции; выпуск сборника разработанных документов

 ВСЕГО                       50        -        50        -


                         2.РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О
                           ДОСТУПНЫХ МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

 2.1. Создание  и транс-     16290     -        4072,5    12217,5  Госкомсанэпиднадзор России
 ляции по каналам фе-                                              Минздравмедпром России
 дерального телевидения                                            ФСТР России
 и радиовещания тематиче-                                          Роскомкино
 ских передач                                                      Минобразование России
   Ожидаемые результаты: создание видеофильмов - 8, видеоклипов - 36,
   радиопередач - 100, радиоклипов  - 150

 2.2. Тиражирование и ра-    440,0     -        110,0     330,0    Госкомсанэпиднадзор России
 спространение видеофиль-                                          Минздравмедпром России
 мов и видеоклипов для
 организации трансляции по
 каналам местного телеви-
 дения
   Ожидаемые результаты: намечается тиражирование 44 видеофильмов и
   видеоклипов

 2.3. Подготовка, издание    44000     -        11000     33000    Госкомсанэпиднадзор России
 и распространение санита-                                         Минздравмедпром России
 рно-просветительных ма-                                           Роскомпечать
 териалов для различных                                            Минобразование России
 групп  населения
   Ожидаемые результаты: разработка и издание 5 млн. плакатов,
   50 млн. памяток, 50 млн. буклетов по ВИЧ-инфекции

 2.4. Разработка, издание    120       -        120       -        Минздравмедпром России
 и внедрение дифференциро-                                         Госкомсанэпиднадзор России
 ванных программ по нравс-                                         Минобразование России
 твенному и половому вос-                                          Госкомвуз России
 питанию  для  включения в
 учебные  программы  соот-
 ветствующих   учреждений
   Ожидаемые результаты: разработка, издание указанных программ
   обучения  для начальной, основной, средней общеобразовательных
   школ, профессиональных учебных заведений, высших учебных заведений

 2.5. Разработка учебных     60        -        60        -        Минздравмедпром России
 пособий по нравственному                                          Госкомсанэпиднадзор России
 и половому воспитанию                                             Минобразование России
                                                                   Госкомвуз России
   Ожидаемые результаты: разработка учебных пособий для учащихся и
   учителей начальной, основной и средней общеобразовательных школ,
   для учащихся и преподавателей профессиональных учебных заведений,
   для студентов и преподавателей высших учебных заведений

 2.6. Разработка и издание   17,5      -        17,5      -        Минздравмедпром России
 комплекта учебно-методи-                                          Госкомсанэпиднадзор России
 ческих пособий для  работы
 активистов из неправитель-
 ственных   организаций   с
 группами риска заболевания
 ВИЧ-инфекцией  по вопросам
 ее профилактики
   Ожидаемые результаты: разработка и издание учебно-методических
   пособий для моряков, туристов, проституток, наркоманов и предста-
   вителей сексуальных меньшинств

 2.7. Организация и про-     438       -        109,5     328,5    Госкомсанэпиднадзор России
 ведение систематических                                           Минздравмедпром России
 социологических исследо-
 ваний по проблеме ВИЧ-ин-
 фекции
   Ожидаемые результаты:  использование информации для оценки и кор-
   ректировки проводимой санитарно-просветительной работы по укрупнен-
   ным экономическим районам

 ВСЕГО                       61365,5   -        15489,5   45876

                        3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
                      ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО
                           КОНТРОЛЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И
                                ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

 3.1. Разработка и вне-      12        -        12        -        Госкомсанэпиднадзор России
 дрение методических  ука-
 заний по организации эпи-
 демиологического  надзора
 за распространением ВИЧ-
 инфекции и контроля за
 проведением профилактических
 и противоэпидемических
 мероприятий
   Ожидаемые результаты: подготовка, издание и рассылка
   указанных методических рекомендаций

 3.2. Подготовка, издание    72        -        18        54       Госкомсанэпиднадзор России
 и распространение оператив-
 ной эпидемиологической
 информации, бюллетеней,
 аналитических обзоров  по
 ВИЧ-инфекции
   Ожидаемые результаты: составление и издание бюллетеней тиражом
   200 экземпляров  и рассылка их по территориям

 3.3. Разработка и внед-     1196,5    -        468,5     701      Госкомсанэпиднадзор России
 рение единой компьютерной                                         Минздравмедпром России
 информационно-аналитичес-
 кой системы эпидемиологи-
 ческого надзора за распро-
 странением ВИЧ-инфекции
 "Анти-СПИД"
   Ожидаемые результаты: создание единой системы  передачи информации
   о  ВИЧ-инфицированных в целях соблюдения ее конфиденциальности и
   обеспечения преемственности в лечении

 3.4. Оснащение  региона-    1660,6    -        415       1245,6   Минздравмедпром России
 льных и территориальных                                           Госкомсанэпиднадзор России
 центров по профилактике и
 борьбе со СПИДом оборудова-
 нием для создания  еди-
 ной компьютерной  системы
 "Анти-СПИД"
   Ожидаемые результаты: оснащение 96 центров по профилактике и
   борьбе  со  СПИДом компьютерной и множительной техникой,
   средствами телекоммуникаций

 ВСЕГО                       2914,1    -        913,5     2000,6

                      4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ,
                     ДОНОРСКОЙ КРОВИ, МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕ-
                       ПАРАТОВ, БИОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ, ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ

 4.1. Пересмотр ОСТа-42-21-  13        -        13        -        Госкомсанэпиднадзор России
 2-85  "Стерилизация и
 дезинфекция изделий ме-
 дицинского назначения",
 разработка соответствую-
 щего ГОСТа
   Ожидаемые результаты: создание стандартов, отвечающих
   современным требованиям

 4.2.  Разработка и внед-    340,8     -        195,8     145      Госкомсанэпиднадзор России
 рение современных методов                                         Минздравмедпром России
 дезинфекции  и стерилиза-
 ции
   Ожидаемые результаты: разработка и внедрение современных
   методов дезинфекции и стерилизации стоматологического инструмен-
   тария, наркозно-дыхательной аппаратуры и эндоскопической аппа-
   ратуры, кювезов для  новорожденных, аппарата искусственного кро-
   вообращения, аппарата "искусственная почка"

 4.3.Разработка и внед-      19        -        19        -        Госкомсанэпиднадзор России
 рение санитарно-эпидеми-                                          Минздравмедпром России
 ологических правил по во-
 просам профилактики  ВИЧ-
 инфекции при  заготовке и
 использовании крови, био-
 логических жидкостей, ор-
 ганов и тканей
   Ожидаемые результаты: внедрение разработанных правил в ра-
   боту учреждений госсанэпидслужбы и здравоохранения

 ВСЕГО                       372,8     -        227,8     145

                    5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

 5.1.  Обеспечение учреж-    10549     -        2567,5    7981,5   Минздравмедпром России
 дений здравоохранения и                                           Госкомсанэпиднадзор России
 госсанэпидслужбы тест-си-
 стемами  для  диагностики
 ВИЧ-инфекции и СПИД-ассо-
 циированных заболеваний
   Ожидаемые результаты: закупка высококачественных тест-систем
   для референс-диагностики ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциирован-
   ных заболеваний

 5.2.  Создание и разви-     152,4     -        38,7      113,7    Госкомсанэпиднадзор России
 тие системы контроля                                              Минздравмедпром России
 качества лабораторной
 диагностики ВИЧ-инфекции
   Ожидаемые результаты: повышение уровня
   лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции

 5.3. Создание сети ка-      2178      -        330       1848     Минздравмедпром России
 бинетов медико-психоло-
 гической поддержки ВИЧ-
 инфицированных и членов
 их семей
   Ожидаемые результаты: оказание систематической
   квалифицированной помощи ВИЧ-инфицированным и членам
   их семей, а также осуществление профилактики
   распространения  ВИЧ-инфекции

 5.4. Обеспечение ле-        149500    -        18399,4   131100,2 Минздравмедпром России
 чебно-профилактических
 учреждений и территори-
 альных центров по про-
 филактике и борьбе со
 СПИДом препаратами для
 лечения ВИЧ-инфекции
 и СПИД-ассоциированных
 заболеваний
   Ожидаемые результаты: обеспечение ВИЧ-инфицированных  на должном
   уровне лекарственными препаратами

 5.5. Проведение  клини-     1687,6    -        843,8     843,8    Минздравмедпром России
 ческих испытаний нового
 противовирусного препа-
 рата "Фосфазид"
   Ожидаемые результаты: внедрение новых лекарственных препаратов
   для лечения ВИЧ-инфекции

 ВСЕГО                       164067    -        22179,4   141887,6

            6.   ПОДГОТОВКА   КАДРОВ  ПО  ВОПРОСАМ  ДИАГНОСТИКИ,  КЛИНИКИ, ЛЕЧЕНИЯ,
                           ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

 6.1. Составление, изда-     2887,2    -        721,8     2165,4   Госкомсанэпиднадзор России
 ние и распространение ин-                                         Минздравмедпром России
 формационно-методических
 материалов по вопросам
 диагностики, клиники,
 лечения, эпидемиологии
 и профилактики ВИЧ-
 инфекции
   Ожидаемые результаты: повышение уровня подготовки
   медицинского персонала

 6.2. Перевод и издание      1603,2    -        398,8     1204,4   Госкомсанэпиднадзор России
 зарубежных материалов по                                          Минздравмедпром России
 проблеме ВИЧ-инфекции
   Ожидаемые результаты: повышение уровня подготовки
   медицинского персонала

 6.3. Подготовка и изда-     625       -        250       375      Минздравмедпром России
 ние руководств по вопро-                                          Госкомсанэпиднадзор России
 сам диагностики, клиники,
 лечения, эпидемиологии  и
 профилактики ВИЧ-инфекции
   Ожидаемые результаты: повышение уровня подготовки
   медицинского персонала

 ВСЕГО                       5115,4    -        1370,6    3744,8

              7.  СОЦИАЛЬНАЯ  ЗАЩИТА  ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ,  ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ И ЛИЦ,
                       ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ РИСКУ ЗАРАЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ
                                     СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

 7.1. Организация и обес-    132       -        33        99       Минздравмедпром России
 печение  деятельности оз-
 доровительного лагеря для
 ВИЧ-инфицированных детей
   Ожидаемые результаты: направление не менее 150
   ВИЧ-инфицированных детей ежегодно для отдыха и лечения

 ВСЕГО                       132       -        33        99
 _____________________________________________________________________________
 ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ          234016,8  -        40263,8   193753

     Примечание.  Финансирование  основных  мероприятий программы в 1996 го-
                  ду  обеспечивается в  соответствии  с поручением Правитель-
                  ства Российской Федерации от 25 июля 1995 г. N ВЧ-П12-22299.


                                                            ____________

Информация по документу
Читайте также