Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.1996 № 577

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П о с т а н о в л е н и е

                      от 13 мая 1996 г. N 577
                             г. Москва


    О федеральной целевой программе "Социальная и радиационная
      реабилитация населения и территорий Уральского региона,
               пострадавших вследствие деятельности
               производственного объединения "Маяк",
                      на период до 2000 года"

   (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
                     от 30.12.2000 г. N 1034)

     В целях создания условий для безопасного проживания  населения
в  районах,  прилегающих к территории производственного объединения
"Маяк",  и  обеспечения  социальной  защиты  граждан,  подвергшихся
радиационному    воздействию    вследствие    деятельности    этого
объединения,    Правительство       Российской            Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить   прилагаемую   федеральную   целевую   программу
"Социальная  и  радиационная  реабилитация  населения  и территорий
Уральского   региона,    пострадавших    вследствие    деятельности
производственного  объединения  "Маяк",  на  период  до  2000 года"
(далее именуется - Программа). (Срок  реализации  программы продлен
на  2001  год  -  Постановление  Правительства Российской Федерации
от 30.12.2000 г. N 1034)
     2. Определить   государственным   заказчиком  -  координатором
Программы Министерство Российской Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий,  государственными заказчиками по  отдельным  направлениям
Программы  -  Министерство Российской Федерации по атомной энергии,
органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской
областей.
     3. Министерству экономики Российской Федерации и  Министерству
финансов   Российской   Федерации  включить  Программу  в  перечень
федеральных  целевых  программ,   финансируемых   из   федерального
бюджета, и предусматривать при разработке государственных прогнозов
социально-экономического развития Российской Федерации  и  проектов
федерального  бюджета  выделение  необходимых  лимитов  капитальных
вложений и финансовых средств для реализации Программы.
     4. Рекомендовать  органам  исполнительной  власти Челябинской,
Курганской   и   Свердловской    областей    предусматривать    для
финансирования  мероприятий  Программы привлечение средств бюджетов
областей и внебюджетных источников.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                            В. Черномырдин
     ___________________________



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 13 мая 1996 г.
     N 577

                                 Срок реализации программы продлен
                                    на 2001 год - Постановление
                                 Правительства Российской Федерации
                                      от 30.12.2000 г. N 1034

                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

  "Социальная и радиационная реабилитации населения и территорий
     Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности
               производственного объединения "Маяк",
                      на период до 2000 года"


                           П А С П О Р Т

             федеральной целевой программы "Социальная
        и радиационная реабилитация населения и территорий
     Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности
               производственного объединения "Маяк",
                      на период до 2000 года"

Наименование Программы  - Социальная и радиационная реабилитация
                        населения и территорий Уральского региона,
                        пострадавших вследствие деятельности
                        производственного объединения "Маяк", на
                        период до 2000 года

Дата принятия решения о - распоряжение Совета Министров -
разработке Программы,   Правительства Российской Федерации от 2
дата ее утверждения     августа 1993 г. N 1351-р
(наименование и номер   - постановление Правительства Российской
соответствующего        Федерации от 13 мая 1996 г. N 577
нормативного акта)

Государственные         - Министерство Российской Федерации по
заказчики Программы     делам гражданской обороны, чрезвычайным
                        ситуациям и ликвидации последствий
                        стихийных бедствий (координатор)
                        Министерство Российской Федерации по
                        атомной энергии
                        органы исполнительной власти Челябинской,
                        Курганской и Свердловской областей

Основные разработчики   - Министерство Российской Федерации по
Программы               атомной энергии
                        Министерство Российской Федерации по делам
                        гражданской обороны, чрезвычайным
                        ситуациям и ликвидации последствий
                        стихийных бедствий
                        Министерство экономики Российской Федерации
                        Министерство финансов Российской Федерации
                        Министерство здравоохранения и медицинской
                        промышленности Российской Федерации
                        Министерство охраны окружающей среды и
                        природных ресурсов Российской Федерации
                        Министерство сельского хозяйства и
                        продовольствия Российской Федерации
                        Министерство социальной защиты населения
                        Российской Федерации
                        Государственный комитет
                        санитарно-эпидемиологического надзора
                        Российской Федерации
                        Федеральная служба России по
                        гидрометеорологии и мониторингу окружающей
                        среды
                        Федеральная служба лесного хозяйства России
                        Российская академия наук
                        органы исполнительной власти Челябинской,
                        Курганской и Свердловской областей

Цели и задачи Программы - решение проблем, связанных с
                        обеспечением безопасных условий проживания
                        в зоне влияния потенциально опасных
                        ядерных объектов, со снижением негативных
                        медицинских, социальных и психологических
                        последствий радиационного воздействия на
                        население, проживающее на радиоактивно
                        загрязненных территориях, с оказанием ему
                        высококвалифицированной медицинской
                        помощи, улучшением уровня жизни
                        пострадавших граждан

Сроки и этапы           - 1996-2000 годы
реализации Программы    I этап - 1996-1997 годы
                        II этап - 1998-2000 годы

Перечень подпрограмм и  - снижение степени риска возникновения
основных мероприятий    радиационных аварий и катастроф, связанных
                        с деятельностью производственного
                        объединения "Маяк", ликвидация источников
                        радиоактивного загрязнения;

                        охрана здоровья населения, подвергшегося
                        радиационному воздействию;

                        социально-психологическая реабилитация
                        пострадавшего населения и экономическая
                        реабилитация территорий, подвергшихся
                        радиоактивному загрязнению;

                        агропромышленное производство и лесное
                        хозяйство;

                        обеспечение экологической и радиационной
                        безопасности проживания населения в зоне
                        влияния производственного объединения
                        "Маяк" и других ядерных объектов;

                        научное обеспечение Программы

Исполнители подпрограмм - Министерство Российской Федерации по
и основных мероприятий  делам гражданской обороны, чрезвычайным
                        ситуациям и ликвидации последствий
                        стихийных бедствий
                        Министерство Российской Федерации по
                        атомной энергии органы исполнительной
                        власти Челябинской, Курганской и
                        Свердловской областей территориальные
                        органы Министерства здравоохранения и
                        медицинской промышленности Российской
                        Федерации, Министерства сельского хозяйства
                        и продовольствия Российской Федерации,
                        Министерства охраны окружающей среды и
                        природных ресурсов
                        Российской Федерации, Государственного
                        комитета санитарно-эпидемиологического
                        надзора Российской Федерации, Федеральной
                        службы России по гидрометеорологии и
                        мониторингу окружающей среды
                        Российская академия наук
                        производственное объединение "Маяк"

Объемы и источники      - 1734194,9 млн. рублей, в том числе
финансирования          105824,1 млн. рублей из средств бюджетов
                        областей и 91600 млн. рублей из средств
                        внебюджетных источников

Ожидаемые конечные      - снижение степени риска возникновения
результаты реализации   радиационных аварий и катастроф, связанных
Программы               с деятельностью производственного
                        объединения "Маяк", ликвидация источников
                        радиоактивного загрязнения, обеспечение
                        радиационной и экологической безопасности
                        проживания населения в зоне влияния
                        производственного объединения "Маяк" и
                        других ядерных объектов, улучшение
                        состояния здоровья и повышение уровня
                        жизни граждан, проживающих на территориях,
                        подвергшихся радиационному воздействию

Система контроля за     - контроль за выполнением мероприятий
исполнением Программы   Программы осуществляется в порядке,
                        установленном для контроля за реализацией
                        федеральных целевых программ

                       1. Состояние проблемы

     Федеральная   целевая  программа  "Социальная  и  радиационная
реабилитация    населения    и   территорий   Уральского   региона,
пострадавших  вследствие деятельности производственного объединения
"Маяк",  на  период  до  2000  года"  (далее именуется - Программа)
разработана   во   исполнение   распоряжения   Совета  Министров  -
Правительства  Российской Федерации от 2 августа 1993 г. N 1351-р и
на   основе   Закона  Российской  Федерации  "О  социальной  защите
граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие  аварии в
1957   году   на  производственном  объединении  "Маяк"  и  сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча".
     Радиоактивное   загрязнение  Уральского  региона,  включающего
часть  территорий  Челябинской,  Свердловской и Курганской областей
(более  23   тыс. кв. км),  обусловлено  многолетней  деятельностью
производственного  объединения  "Маяк", которое являлось источником
радиоактивного  загрязнения  территорий,  радиационного воздействия
на   население   и   продолжает   оставаться  потенциально  опасным
источником возникновения крупных радиационных аварий.
     Проводимые   производственным   объединением   "Маяк"   работы
первоочередной    государственной    важности,    направленные   на
достижение   международного   ядерного   паритета,   сопровождались
беспрецедентными  в  мировой  практике  радиационными инцидентами и
авариями.
     Из-за  отсутствия  надлежащих  технологических мер обращения с
жидкими   отходами   радиохимического  производства  и  упрощенного
подхода  к  проблеме  утилизации  отходов  в  1949-1956  годах было
сброшено  2,75   млн. Ки   радиоактивных   отходов  в  используемую
населением  в хозяйственных целях мелководную реку Теча, являющуюся
частью речной системы Исеть-Тобол-Иртыш-Обь.
     В   результате   взрыва  в  1957  году  одной  из  емкостей  с
высокоактивными   отходами,   ветрового   разноса   в   1967   году
радионуклидов   с   берегов   озера   Карачай,   используемого  для
депонирования  среднеактивных  отходов,  газо-аэрозольных  выбросов
предприятия  и постоянного разноса радиоактивных веществ с открытой
поверхности  водоемов  -  хранилищ  радиоактивных отходов произошло
массовое  облучение  населения  Уральского  региона и радиоактивное
загрязнение     значительной    части    территорий    Челябинской,
Свердловской  и Курганской областей. Свыше 900 человек, проживавших
вдоль реки Теча, получили лучевую болезнь.
     Повышенному  радиационному  воздействию  подверглось около 500
тыс.   человек,   из   сельскохозяйственного   оборота   изъято   в
Челябинской,   Свердловской  и  Курганской  областях  111  тыс.  га
угодий.
     С   целью   ограничения   дальнейшего  облучения  населения  в
1949-1962   годах   произведено  переселение  7969  жителей  из  39
населенных  пунктов,  расположенных  вдоль реки Теча, и установлена
санитарно-защитная  зона площадью  80  кв. км.  Для  предотвращения
дальнейшего  загрязнения  речной  системы в верховьях реки Теча был
создан  каскад  непроточных  водоемов-накопителей и были прекращены
сбросы в реку Теча значительного количества радиоактивных отходов.
     После  аварии  в  1957  году  в  производственном  объединении
"Маяк"   на   основании   оценки   радиационной   обстановки   было
эвакуировано  население  с  загрязненных  территорий,  в  1957-1960
годах  произведено  переселение  жителей  из 23 населенных пунктов.
Введен   режим  ограничения  хозяйственной  деятельности  на  части
загрязненной  территории, снижен уровень радиоактивного загрязнения
сельскохозяйственной      продукции     за     счет     оптимизации
землепользования  и  внедрения специальных технологий, дезактивации
части    территорий,   подвергшихся   радиоактивному   загрязнению,
прекращен  сброс  радиоактивных отходов в реку Теча и создан каскад
непроточных  водоемов  в  ее  пойме, значительно снижено количество
выбросов радионуклидов в атмосферу.
     Радиоактивное  загрязнение части территорий Уральского региона
и  многолетняя  деятельность  производственного  объединения "Маяк"
отрицательно      повлияли      на     здоровье     населения     и
социально-экономическое      развитие      региона.      Разрушение
социально-производственной      инфраструктуры,      изъятие     из
землепользования  пахотных и пастбищных угодий привели к деформации
демографических,  миграционных  и  других  социальных  процессов на
территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
     Принятые   до   1992   года  меры  по  ослаблению  последствий
радиоактивного  загрязнения  региона  не  соответствовали реальному
экономическому  ущербу, не охватили всего пострадавшего населения и
не   обеспечили   в   полной   мере   защиты   здоровья  населения,
экологической    и    экономической    реабилитации    загрязненных
территорий.
     Не  направлялись специальные инвестиции на компенсацию ущерба,
нанесенного социально-экономической сфере пострадавших районов.
     Компенсационные   выплаты   жителям,   предоставление   жилья,
создание   условий  жизнедеятельности  на  новом  месте  жительства
оказались    неадекватными    фактическому    ущербу.   Медицинское
наблюдение  и  лечение  проводились  в  недостаточных  объемах и не
охватывали всего пострадавшего населения.
     Действующий  в  настоящее  время  режим ограничений сдерживает
хозяйственную     деятельность     и     ограничивает    нормальную
жизнедеятельность    населения,    проживающего   на   загрязненных
территориях.  Вместе  с  тем  эффект  привыкания  и пренебрежение к
основным  требованиям режима способствуют дополнительному облучению
населения.
     Состояние     социально-экономической    сферы    радиоактивно
загрязненных   районов   Челябинской,   Курганской  и  Свердловской
областей   характеризуется   показателями,   особенно   в  сельской
местности,  более  низкими,  чем  в  среднем  по  этим  областям  и
Российской Федерации в целом.
     В    населенных    пунктах,   расположенных   на   загрязенных
территориях,    низок    уровень    материально-технической    базы
здравоохранения,   народного   образования,  культуры.  Жилые  дома
построены  более  тридцати  лет назад без инженерного обустройства.
Слабо  развиты  сети  внутрихозяйственных  дорог  и  газоснабжения,
имеются серьезные проблемы в водоснабжении.
     Вследствие   многолетнего   проживания   в   зоне  повышенного
радиационного   риска  при  отсутствии  объективной  информации  об
опасности   у   большинства  жителей  этих  районов  сформировалась
радиофобия.    Социально-психологическая    ситуация    в   регионе
характеризуется  устойчивым состоянием напряженности и тревожности,
особенно за судьбы будущих поколений.
     Несмотря  на  значительный  объем выполненных реабилитационных
работ   и   технологических   усовершенствований,  производственное
объединение   "Маяк"  продолжает  оставаться  потенциально  опасным
источником    радиоактивного   загрязнения   окружающей   среды   и
радиационного облучения населения.
     Накоплено более  600  млн. Ки  жидких  высокоактивных отходов,
которые  не  могут быть переработаны в полном объеме на действующих
установках,  около  13  млн. Ки твердых  высокоактивных  и около 30
тыс. Ки средне-  и  низкоактивных  отходов.  В каскаде промышленных
водоемов  на  реке  Теча  накоплено  около 400 млн. м3 загрязненной
воды.   Более  120   млн. Ки   радиоактивных  отходов  накоплено  в
водоемах-хранилищах "Карачай" и "Старое болото".
     Теченский   каскад   водоемов,   водоемы  -  хранилища  жидких
отходов,  емкости  -  хранилища  высокоактивных отходов в настоящее
время  представляют реальную угрозу для окружающей среды и являются
источником повышенного риска для населения.
     С       целью       компенсации       ущерба,      нанесенного
социально-экономической    сфере    региона,    и    предотвращения
дальнейшего  радиоактивного  загрязнения  в  1993 году была принята
Государственная  программа  Российской  Федерации  по  радиационной
реабилитации   Уральского   региона  и  мерах  по  оказанию  помощи
пострадавшему  населению  на  период  до 1995 года (далее именуется
программа   1993   года),   в  которой  предусматривались  меры  по
ликвидации  источников  радиоактивного  загрязнения,  осуществлению
контроля    эколого-радиационной    обстановки    и    радиационной
реабилитации  территорий,  охране здоровья населения, подвергшегося
радиационному воздействию.
     Одной   из   главных   установок   Программы  1993  года  была
ликвидация   сложившегося   отставания   в  развитии  социальной  и
производственной инфраструктуры пострадавших территорий.
     Значительная  часть  финансовых  средств  была  направлена  на
оснащение   действующих   медицинских  и  санаторно-оздоровительных
учреждений  современным оборудованием и обеспечение их лекарствами,
осуществление   постоянного   контроля  за  здоровьем  пострадавших
граждан,   их  лечение  и  реабилитацию.  В  медико-дозиметрические
регистры внесены данные на 126174 человека.
     Созданы  центры  детской  реанимации,  в  Челябинской  области
организуется   центр  нейтронной  терапии  на  базе  Всероссийского
научно-исследовательского института технической физики.
     Введены  в  действие  жилые  дома  общей  площадью  более  119
тыс. кв. м, станция скорой  помощи  и водолечебница, поликлиники на
1725  посещений в смену, продолжается строительство онкологического
диспансера и областного родильного дома в г. Челябинске.
     Для   контроля  эколого-радиационной  обстановки  организуется
радиоэкологический  мониторинг,  позволяющий  следить  за  степенью
загрязнения   окружающей  среды.  Созданы  банки  данных  первичной
радиоэкологической  информации,  крупномасштабные  карты  плотности
загрязнения  части  пойменных  земель  реки  Теча,  ряда населенных
пунктов цезием-137.
     Выполнен  значительный  объем  работ, направленных на снижение
риска   возникновения   новых   аварий   и   катастроф,  ликвидацию
источников радиоактивного загрязнения.
     Вместе   с   тем  из-за  неудовлетворительного  финансирования
предусмотренные  в  Программе  1993 года мероприятия по социальной,
медицинской  и  радиационной  реабилитации  территорий  реализованы
лишь на 4-10 процентов.
     Уровень    обеспечения    населения    жильем,    медицинскими
учреждениями,  укомплектования  их  кадрами  медицинских работников
остается   низким,   не   хватает   медицинского   оборудования   и
лекарственных средств.
     Со  значительным  отставанием  осуществлялись  мероприятия  по
снижению  неблагоприятного  влияния  производственного  объединения
"Маяк"   на   радиационную  обстановку  в  регионе.  В  критическом
положении  находятся радиационно опасные объекты - водоем "Карачай"
и Теченский каскад водоемов.

                         2. Цели Программы

     Целями   Программы   является   решение   комплекса   проблем,
связанных  с  обеспечением  безопасных  условий  проживания  в зоне
влияния  ядерных  объектов,  со  снижением  негативных медицинских,
социальных  и психологических последствий радиационного воздействия
на   здоровье   населения   Уральского  региона,  с  оказанием  ему
высококвалифицированной   медицинской  помощи,  улучшением  условий
жизни (приложение N 1).
     Указанные   цели  достигаются  путем  снижения  степени  риска
возникновения   радиационных   аварий   и  катастроф,  связанных  с
деятельностью   производственного  объединения  "Маяк",  ликвидации
источников   радиоактивного   загрязнения,   создания  условий  для
систематического  наблюдения  за  состоянием  здоровья  облученных,
выявления  среди  них  больных, их лечения и оздоровления, оказания
помощи   в   преодолении   психологической   напряженности   людям,
подвергшимся  облучению,  экономической  и  социальной реабилитации
населения  и  территорий,  подвергшихся  радиационному воздействию,
организации  системы  эколого-радиационного контроля и оздоровления
населения пострадавших территорий.
     Предусмотренные  Программой меры являются продолжением начатых
в  1992 году работ по радиационной реабилитации Уральского региона,
которые разделены на 2 этапа.
     На   первом   этапе  необходимо  завершить  предусмотренные  в
Программе  1993  года первоочередные меры по ликвидации последствий
аварийных  ситуаций  и  снижению  степени риска возникновения новых
радиационных аварий и катастроф.
     В  связи с отсутствием в настоящее время официальных данных по
накопленным  населением  дозам  радиационного  облучения  на первом
этапе    (1996-1997    годы)   в   качестве   критерия   проведения
реабилитационных   мероприятий  принимаются  уровни  радиоактивного
загрязнения   местности,   на   втором  этапе  (1998-2000  годы)  -
показатели   расчетных   доз   облучения  населения,  подвергшегося
радиационному воздействию.
     На   первом   этапе,   наряду   с   проведением   практических
мероприятий,    уточняются    карты    радиоактивного   загрязнения
территорий,   дорабатывается   методика   расчета   доз   облучения
населения,  проживающего  на  этих  территориях,  и  на  ее  основе
производятся   расчет   доз   облучения   и  уточнение  численности
населения,  подвергшегося радиационному воздействию, по категориям,
определенным   Концепцией   радиационной,  медицинской,  социальной
защиты    и    реабилитации    населения    Российской   Федерации,
подвергшегося   аварийному   облучению,   принятой   в   1995  году
Российской научной комиссией по радиационной защите.
     На  втором  этапе  с  учетом  численности  указанных категорий
населения      уточняется     и     конкретизируется     адресность
специализированной  медицинской  помощи  и  других  мероприятий  по
социальной  защите  граждан и реабилитации территорий, подвергшихся
радиационному   воздействию,   продолжаются  работы  по  ликвидации
источников радиоактивного загрязнения.

       3. Снижение степени риска возникновения радиационных
           аварий и катастроф, связанных с деятельностью
         производственного объединения "Маяк", ликвидация
               источников радиоактивного загрязнения

     Предотвращение    крупномасштабных   радиационных   аварий   и
радиоактивного     загрязнения     территорий,     прилегающих    к
производственному   объединению   "Маяк",   заключается  в  решении
комплекса  технологических  и геотехнических задач, направленных на
ликвидацию   источников   риска.   К   таким  источникам  относятся
технологические  емкости с высокоактивными отходами, озеро Карачай,
линза  радиоактивно  загрязненных  подземных вод под ним, Теченский
каскад  промышленных  водоемов  -  хранилищ  низкоактивных отходов,
грунтовые  могильники  твердых  радиоактивных  отходов,  интенсивно
загрязненные объекты территории промышленной площадки предприятия.
     Основой  комплексного  решения  проблемы предотвращения аварий
является   создание  замкнутой  схемы  обращения  с  радиоактивными
отходами,  предусматривающей  сокращение  объемов хранящихся жидких
радиоактивных   отходов,   концентрирование   их  на  всех  уровнях
активности   с   последующим   их   отверждением  и  контролируемое
технологическое  хранение.  Это  позволит исключить сброс средне- и
низкоактивных   отходов   в   поверхностные   водоемы,   освободить
технологические   емкости  для  временного  хранения  части  жидких
радиоактивных    отходов.    После   прекращения   сбросов   жидких
радиоактивных    отходов    в    поверхностные    водоемы-хранилища
предполагается  ликвидация  водоемов-хранилищ,  и  в первую очередь
водоема  "Карачай",  упорядочение  хранения  твердых  радиоактивных
отходов в грунте.
     В Программе предусматривается:
     полное закрытие акватории водоема "Карачай";
     завершение     строительства     цеха    отверждения    жидких
среднеактивных отходов;
     перевод  жидких  высокоактивных  отходов  в  безопасную  форму
методом остекловывания;
     ликвидация  источников  радиоактивного  загрязнения территорий
(выведенные  из  эксплуатации  и имеющие высокие уровни загрязнения
технологические здания);
     экологическая  реабилитация (ликвидация) водоема N 17, который
после  ликвидации  водоема  "Карачай"  станет  основным  источником
радиационной опасности;
     стабилизация  и  в дальнейшем снижение уровня воды в Теченском
каскаде водоемов для обеспечения их безопасной эксплуатации;
     локализация  загрязненных  подземных вод, сформировавшихся под
водоемом "Карачай";
     пуск  северного  "куста" откачных скважин для перехвата потока
подземных  грунтовых  вод и частичного предотвращения проникновения
грунтовых вод в каскад водоемов;
     строительство    очистных    сооружений    для    загрязненных
радионуклидами  сточных вод промышленной площадки производственного
объединения "Маяк".
     Кардинальным   решением   проблемы   обеспечения  безопасности
эксплуатации  каскада  промышленных  водоемов  является  сооружение
Южно-Уральской  атомной  станции. Ввод в эксплуатацию только одного
энергоблока   станции   позволит  стабилизировать  уровень  воды  в
водоемах-хранилищах за счет испарения более 7 млн. м3 воды в год.

            4. Охрана здоровья населения, подвергшегося
                     радиационному воздействию

     В  Программе предусматриваются следующие мероприятия в области
охраны здоровья населения:
     повышение   эффективности   системы   контроля  за  состоянием
здоровья  граждан,  подвергшихся радиационному воздействию, на базе
создания        и        функционирования        специализированных
медико-дозиметрических регистров;
     создание    эффективной    системы   оздоровления   населения,
предусматривающей    развитие    сети   и   оптимизацию   структуры
медицинских учреждений;
     повышение  эффективности  профилактики,  выявление  на  ранней
стадии   и   лечение  заболеваний,  предупреждение  инвалидности  и
реабилитация  населения,  подвергшегося радиационному воздействию и
проживающего на радиоактивно загрязненных территориях;
     обеспечение  ежегодного  осмотра  населения,  проживающего  на
загрязненных    территориях,    диспансеризация    и    углубленное
обследование лиц из групп повышенного риска;
     предоставление    гражданам   специализированной   медицинской
помощи по наиболее распространенным видам заболеваний.
     Для  выполнения  указанных задач предусматриваются обеспечение
лечебно-профилактических     учреждений     лечебно-диагностической
аппаратурой    и   лекарственными   препаратами,   создание   новых
специализированных   медицинских   учреждений,  укомплектование  их
кадрами    специалистов,    в    частности    развитие   Уральского
научно-профилактического    центра    радиационной    медицины    в
г. Челябинске, создание  на его базе медицинского реабилитационного
центра  для  лиц,  подвергшихся  воздействию  радиации,  укрепление
материально-технической   базы   сети   территориальных  учреждений
здравоохранения  для  проведения регулярной диспансеризации граждан
и   их   детей,  улучшение  стоматологической  помощи,  оказываемой
населению пострадавших территорий.
     В  Программе  предусматриваются  строительство больниц на 1875
коек,   поликлиник   на   1070  посещений  в  смену,  расширение  и
реконструкция   действующих  учреждений  здравоохранения,  развитие
местной    оздоровительной    базы,    дооснащение    оборудованием
санаторно-курортных    учреждений,    меры    по    подготовке    и
переподготовке    медицинских,    санитарно-эпидемиологических    и
фармацевтических кадров, развитие контрактной системы найма.

      5. Социально-психологическая реабилитация пострадавшего
        населения и экономическая реабилитация территорий,
              подвергшихся радиоактивному загрязнению

     В   настоящее   время   на   территориях  Уральского  региона,
подвергшихся    воздействию   радиации,   социально-психологическая
ситуация   характеризуется   устойчивым  состоянием  напряженности,
тревожности, особенно за судьбы будущих поколений.
     Очень   важной  является  проблема  медицинской  и  социальной
адаптации  детей к условиям проживания на пострадавших территориях.
У  подавляющего  большинства детей снижены устойчивость организма к
воздействию   различных   неблагоприятных  факторов,  умственная  и
физическая работоспособность.
     В  Программе  предусматривается решение следующих задач в этой
области:
     организация   службы   социально-психологической   и  правовой
поддержки  населения  загрязненных  радионуклидами  территорий,  ее
методологическое обеспечение и сопровождение;
     формирование   системы   отношений   со   средствами  массовой
информации,      партиями      и      общественными     движениями,
культурно-национальными центрами, экологическими организациями;
     организация  социологического  и  психологического мониторинга
на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;
     обеспечение    социально-педагогической    помощи    детям   и
подросткам.
     Экономическая реабилитация территорий предусматривает:
     повышение    благосостояния    населения,    проживающего   на
радиоактивно  загрязненных  территориях,  ликвидацию  отставания  в
социальном  развитии пострадавших районов, доведение обеспеченности
населения  местами в общеобразовательных школах, детских дошкольных
учреждениях   и   клубах  до  средних  показателей  по  Курганской,
Свердловской и Челябинской областям;
     обеспечение   жителей,   подвергшихся   воздействию  радиации,
благоустроенным жильем;
     переселение  жителей,  пострадаваших в результате радиационной
аварии  в  производственном  объединении  "Маяк",  в первую очередь
эвакуированных  и  участников  ликвидации  последствий  аварии,  из
ветхих и аварийных домов в благоустроенные дома;
     улучшение     обеспечения     населения     питьевой    водой,
соответствующей  по  качеству  действующим  нормативам, центральным
отоплением,  горячим  водоснабжением,  газом,  а  также инженерного
обустройства населенных пунктов.
     Планируется  строительство     жилых    домов   общей площадью
168,6 тыс. кв. м,  общеобразовательных  школ  на  9268  ученических
мест, детских дошкольных учреждений  на 1640 мест, домов-интернатов
для престарелых на 924 места, газовых сетей протяженностью 408 км.

        6. Агропромышленное производство и лесное хозяйство

     Радиационные  загрязнения,  произошедшие  в 1957 и 1967 годах,
наиболее  негативно  проявились  в  сельском  хозяйстве. Изъятию из
землепользования        подверглась        значительная       часть
сельскохозяйственных   угодий,   на   большой   территории  введены
ограничения   на   производство   продукции.   Эти   ограничения  и
сдержанная    инвестиционная   политика   в   отношении   хозяйств,
расположенных   в   загрязненных   районах,   привели   к  снижению
урожайности    и    резкому    падению    производства   продукции,
экономической  отсталости пострадавших хозяйств, сокращению рабочих
мест,   нарушению   социально-демографической  структуры  сельского
населения и снижению уровня его жизни.
     В Программе предусматривается:
     повышение  продуктивности  сельскохозяйственных  угодий  путем
улучшения  плодородия  почв  и применения высокоэффективных приемов
агротехники,   что   позволит  снизить  попадание  радионуклидов  в
сельскохозяйственную продукцию;
     агромелиоративное улучшение естественных кормовых угодий;
     создание  кормовой  базы  для  молочного скота, принадлежащего
населению,  использующему  в  настоящее  время  заливные  и  лесные
малопродуктивные  пастбища,  путем  залужения  пахотных  угодий  на
незагрязненных территориях;
     увеличение  производства  местных  органических  и минеральных
удобрений  с  использованием  их  в  первую  очередь  в  хозяйствах
пострадавших районов;
     создание  условий  для перепрофилирования животноводства, имея
в  виду  максимальное  развитие  свиноводства  и  птицеводства  как
наиболее   радиационно   безопасных   и   экономически  эффективных
отраслей животноводства;
     охрана  лесов  от  пожаров,  использование лесных площадей для
обеспечения  потребностей  общественных и личных хозяйств в топливе
и кормах для животных;
     проведение  лесопосадок  на  радиационно опасных территориях в
поймах  рек Теча и Исеть и в неперспективных в сельскохозяйственном
отношении загрязненных угодьях;
     стимулирование   развития  рыбного  хозяйства  в  пострадавших
районах;
     укрепление   областных   служб   радиационного   контроля   за
содержанием    радионуклидов   в   почве   и   сельскохозяйственной
продукции;
     модернизация   и  перевооружение  предприятий  по  хранению  и
переработке  сельскохозяйственной продукции, производству продуктов
питания, в том числе с лечебно-профилактическими свойствами.

     7. Обеспечение экологической и радиационной безопасности
       проживания населения в зоне влияния производственного
           объединения "Маяк" и других ядерных объектов

     В  области  контроля  радиационного  и химического загрязнения
окружающей   среды   на  территориях,  подвергшихся  радиоактивному
загрязнению, в Программе предусматривается:
     уточнение   границ   радиоактивного   загрязнения   территорий
Уральского   региона,   пострадавших   в   результате  деятельности
производственного объединения "Маяк";
     завершение    создания    карт    радиоактивного   загрязнения
территорий Уральского региона;
     организация  регулярных наблюдений за уровнями радиационного и
химического загрязнения окружающей среды;
     совершенствование,  развитие  и  кооперирование  ведомственных
систем наблюдения и контроля состояния окружающей среды;
     мониторинг  облучения  населения, проживающего на радиоактивно
загрязненных территориях;
     создание  системы  комплексного  радиационного  мониторинга  в
регионе и единого информационного центра;
     контроль  за соблюдением нормативов содержания радиоактивных и
химических веществ в питьевой воде и продуктах питания;
     снижение  уровня  дозы  облучения  населения,  проживающего  в
пойме реки Теча;
     регулирование  гидрологического  режима  реки Теча посредством
отвода  излишних паводковых вод из Иртяшско-Каслинской системы озер
от реки Теча, снижение выноса радионуклидов в речную систему;
     реабилитация  поймы  реки Теча, в первую очередь в районе села
Муслюмово  и  на  участке  от Асановских болот до села Муслюмово, с
проведением      специальных     агромелиоративных     мероприятий,
лесотехнических, гидрологических и природоохранных работ;
     организация      прямого      оперативного     информационного
взаимодействия  федеральных органов исполнительной власти и органов
местного  управления в чрезвычайных ситуациях на основе разработки,
создания   и   внедрения   прикладных  геоинформационных  систем  с
электронными картами.

                 8. Научное обеспечение Программы

     Специфика  радиоактивного  загрязнения  территорий  Уральского
региона  в  совокупности  со сверхнакоплением радиоактивных отходов
на  территории  промышленной площадки производственного объединения
"Маяк"    требует    комплексного   подхода   к   решению   проблем
радиоэкологической,    медицинской    и   социальной   реабилитации
населения  и  территорий,  проведения  комплексной оценки ситуации,
выявления тенденции ее изменения.
     Планируется:
     продолжение  инженерно-геологических и геофизических изысканий
и  создание  единой  системы  мониторинга подземных и поверхностных
вод в районе производственного объединения "Маяк";
     разработка  научно  обоснованных  рекомендаций  по локализации
линзы   загрязненных   радионуклидами   подземных  вод  под  озером
Карачай;
     разработка      двухстадийной      технологии      отверждения
высокоактивных  отходов  с использованием прямоточного испарителя и
индукционного плавителя с холодным тиглем;
     разработка  технологий  переработки,  хранения  и  захоронения
накопленных радиоактивных отходов;
     разработка    и    совершенствование    методов   комплексного
экологического   и   радиационного   мониторинга,   в   том   числе
сельскохозяйственных угодий;
     комплексное   медико-эпидемиологическое  исследование  влияния
радиационного  и  нерадиационных  факторов  на здоровье населения и
разработка критериев для его оценки;
     исследование    изменения   иммуногематологического   статуса,
генетических  нарушений  и других отклонений в состоянии здоровья у
потомков   лиц,   проживавших   и   проживающих   на   радиоактивно
загрязненных территориях;
     разработка   рекомендаций   по  совершенствованию  медицинской
помощи   лицам,   подвергшимся   воздействию   радиации  вследствие
деятельности   производственного   объединения   "Маяк",  повышению
адаптационных   возможностей   населения   в  условиях  длительного
радиационного и общего техногенного воздействия;
     оценка доз облучения населения;
     прогнозирование  социально-экономического развития территорий,
подвергшихся радиоактивному загрязнению;
     разработка    рекомендаций    по   совершенствованию   системы
социальных   гарантий,  включающей  законодательные  и  нормативные
акты;
     разработка  технологий  получения витаминизированных продуктов
питания   с   улучшенными   лечебно-профилактическими   свойствами,
переработки      сельскохозйственного      сырья,     загрязненного
ксенобиотиками;
     разработка          руководства         по         комплексной
радиационно-экологической       реабилитации       и       развитию
агропромышленного   производства   на   территориях,   подвергшихся
радиоактивному загрязнению.

                  9. Международное сотрудничество

     Необходимость   скорейшего   решения   проблем,   возникших  в
результате  многолетней  деятельности производственного объединения
"Маяк",   их   чрезвычайность   и   сложность   требуют  расширения
международного научно-технического сотрудничества.
     В    ходе    реализации    мероприятий    по    международному
сотрудничеству,  связанному с радиационной реабилитацией Уральского
региона,  установлены  деловые  связи с научными организациями США,
Японии,  Франции,  ФРГ, Австралии, Европейской Комиссией, Всемирной
организацией     здравоохранения     и    другими    международными
организациями.   Сотрудничество   ведется   на  основе  заключенных
межгосударственных и межправительственных соглашений.
     В   Программе   предусматриваются   организация  и  проведение
специализированных  конференций  и совещаний, стажировка российских
ученых  и  специалистов  за  рубежом,  прием  зарубежных  ученых  и
специалистов,   разработка   и  реализация  совместных  проектов  в
области радиационной реабилитации населения и территорий.

                   10. Финансирование Программы

     Общий объем    ассигнований    на   финансирование   Программы
составляет 1734194,9 млн. рублей, в том числе 1536770,8 млн. рублей
за  счет средств федерального бюджета, 105824,1 млн. рублей за счет
средств     бюджетов    субъектов     Российской      Федерации   и
91600,4 млн. рублей за счет внебюджетных  источников.  Кроме  того,
на    приобретение     импортного    оборудования    и     приборов
предусматриваются валютные   ассигнования в объеме 14 млн. долларов
США.
     Объем ассигнований  на  1996  год  составляет  300693,3   млн.
рублей, в том числе 252310 млн. рублей за счет средств федерального
бюджета.
     Объемы  бюджетных ассигнований, предназначенных для реализации
Программы,  не  включают затраты, связанные с предоставлением льгот
и   компенсаций   гражданам,   предусмотренных  Законом  Российской
Федерации  "О  социальной  защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации   вследствие   аварии  в  1957  году  на  производственном
объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
     Объемы  финансирования  мероприятий  Программы  представлены в
приложении N 2.

     11. Механизм реализации Программы, организация управления
                 и контроль за ходом ее реализации

     Программа  реализуется в соответствии с порядком, утвержденным
постановлением  Правительства  Российской Федерации от 26 июля 1995
г.  N  594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции
для федеральных государственных нужд".
     Государственными  заказчиками  Программы являются Министерство
Российской  Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям    и    ликвидации    последствий   стихийных   бедствий,
Министерство  Российской  Федерации  по  атомной  энергии  и органы
исполнительной   власти   Челябинской,  Курганской  и  Свердловской
областей.
     Формы  и  методы  организации управления реализацией Программы
определяются  государственными заказчиками. Органами исполнительной
власти  областей  и  производственным  объединением "Маяк" ежегодно
разрабатываются  мероприятия по реализации Программы, согласованные
с  Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации   последствий   стихийных
бедствий,  Министерством  Российской  Федерации по атомной энергии,
другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
     Координация  и  контроль  за реализацией мероприятий Программы
осуществляются    Территориальным   управлением   по   радиационной
реабилитации  Уральского  региона Министерства Российской Федерации
по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных  бедствий  (г. Челябинск), которое работает в
тесном     взаимодействии     с     территориальными    структурами
заинтересованных  министерств  и ведомств и органами исполнительной
власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.
     В  органах исполнительной власти указанных областей выполнение
мероприятий  Программы  организуют отделы (в Свердловской области -
дирекция).  На  них  возлагается  также  контроль за эффективностью
работ.   Методическое   руководство   деятельностью   этих  отделов
(дирекции)  осуществляет Территориальное управление по радиационной
реабилитации  Уральского  региона Министерства Российской Федерации
по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
     Руководство   научным   обеспечением   Программы  осуществляет
региональный   научный   совет,   входящий  (на  правах  секции)  в
научно-технический   совет  Министерства  Российской  Федерации  по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации
последствий   стихийных   бедствий.   Тематический   план   научных
исследований  утверждается  Министерством  Российской  Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации
последствий  стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации
по  атомной  энергии  и органами исполнительной власти Челябинской,
Курганской и Свердловской областей в установленном порядке.
     Финансирование  научных  работ производится на основе договора
между  Министерством  Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий,  Министерством  Российской Федерации по атомной энергии и
органами   исполнительной   власти  указанных  областей.  Отчеты  о
научных  исследованиях  по  основным  направлениям и предложения по
внедрению  их  результатов  представляются  поэтапно в Министерство
Российской  Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям   и   ликвидации   последствий   стихийных   бедствий   и
Министерство Российской Федерации по атомной энергии.
     Порядок   финансирования   и   учета  расходов  на  выполнение
Программы,   а   также   составления  отчетности  об  использовании
выделенных  на  ее  реализацию  средств  определяется  нормативными
документами    Министерства    экономики    Российской   Федерации,
Министерства  финансов  Российской  Федерации,  Центрального  банка
Российской  Федерации,  Министерства  Российской Федерации по делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных  бедствий, Министерства Российской Федерации
по   атомной   энергии   и   Государственного  комитета  Российской
Федерации по статистике.
     Порядок  и  механизм  управления  реализацией  Программы могут
уточняться  на основании совместных решений Министерства Российской
Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации  последствий стихийных бедствий, Министерства Российской
Федерации  по  атомной  энергии  и  органов  исполнительной  власти
Челябинской,   Курганской  и  Свердловской  областей.  Контроль  за
выполнением Программы осуществляется государственными заказчиками.
     Государственные    заказчики    ежегодно,    до   1   февраля,
представляют   в  Министерство  экономики  Российской  Федерации  и
Министерство  финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по
Программе  и  об  эффективности  использования  бюджетных  и других
средств.

          12. Оценка ожидаемой эффективности и социально-
               экономических последствий реализации
                             Программы

     В  результате  реализации Программы ожидается снижение степени
риска  возникновения  радиационных аварий и катастроф, оздоровление
населения   районов,   подвергшихся   радиационному  воздействию  в
результате  аварии  в производственном объединении "Маяк" и сбросов
радиоактивных  отходов  в  реку Теча, снижение возможных негативных
последствий   радиационного   воздействия   на   здоровье  граждан,
повышение  качества  медицинской  помощи,  оказываемой населению, и
улучшение условий проживания граждан на пострадавших территориях


                           _____________



     Приложение N 1
     к федеральной целевой программе
     "Социальная и радиационная реабилитация
     населения и территорий Уральского региона,
     пострадавших вследствие деятельности
     производственного объединения "Маяк",
     на период до 2000 года"



                            МЕРОПРИЯТИЯ

      по реализации федеральной целевой программы "Социальная
        и радиационная реабилитация населения и территорий
            Уральского региона, пострадавших вследствие
        деятельности производственного объединения "Маяк",
                      на период до 2000 года"


                                   (млн. рублей, в ценах 1996 года)
-----------------------------------------------------------------------
                                  ¦         ¦    В том числе
                                  ¦         +--------------------------
  Наименование мероприятий        ¦Затраты -¦ 1996   ¦1997    ¦ 1998-
                                  ¦всего    ¦ год    ¦год     ¦ 2000
                                  ¦         ¦        ¦        ¦ годы
-----------------------------------------------------------------------

         1. Снижение степени риска возникновения радиационных
             аварий и катастроф, связанных с деятельностью
           производственного объединения "Маяк", ликвидация
                 источников радиоактивного загрязнения

Переработка накопленных жидких     15200     2500     3200     9500
радиоактивных отходов на
установке фракционирования УЭ-35

Отработка двухстадийной            3900      350      800      2750
технологии отверждения
высокоактивных отходов на печи
ИПХТ

Отработка технологии переработки   3200      300      700      2200
высокоактивных отходов на печи с
защитой электродов диоксидом
олова

Комплексное обследование и         29350     2780     4750     21820
выполнение необходимых работ для
обеспечения безопасной
эксплуатации гидротехнических
сооружений водоемов - накопителей
жидких радиоактивных отходов

Дезактивация территорий в          23500     3800     5600     14100
промышленной и санитарно-защитной
зоне и консервация
радиационно-опасных объектов

Проведение режимных наблюдений за  15150     2519     3000     9631
состоянием геологической среды,
водного и воздушного бассейнов в
зоне производственного
объединения "Маяк" (район водоема
"Карачай" и Теченского каскада
водоемов)

Переработка дренажных и подземных  4000      570      700      2730
вод, в том числе на установке
ДОУ-10

Ликвидация акватории водоема
"Карачай" (капитальные вложения) -
всего                              60809     14968    9029     36812

в том числе водоснабжение          18400     4070     6200     8130
пос. Новогорный

Строительство цеха отверждения     31200     9720     10000    11480
среднеактивных отходов
(капитальные вложения)
Стабилизация уровня низкоактивных
отходов в каскаде
водоемов-хранилищ (капитальные
вложения) - всего                  34039     1112     6471     26456

   в том числе:
строительство I                    31191     1112     5623     24456
очереди очистных сооружений
сточных вод промышленной площадки
(капитальные вложения)

проектирование комплексной схемы   2848      -        848      2000
водопонижения водоема
N 11 (капитальные вложения)
                           1)
Строительство I очереди ЮАС        4263732   199800   757242   3306690

Создание II очереди цеха           8300      8300     -        -
остекловывания высокоактивных
отходов (капитальные вложения)

Проектирование комплексной схемы   1500      -        -        1500
ликвидации водоема
N 17 (капитальные вложения)

Строительство комплекса            19000     1500     2000     15500
переработки твердых радиоактивных
отходов (капитальные вложения)

Локализация линзы загрязненных     6000      1500     2000     2500
вод водоема "Карачай" с
проектно-изыскательскими работами
(капитальные вложения)

Консервация зданий N 190, 191      14500     4000     3500     7000
(капитальные вложения)

ИТОГО                              305648    53919    63750    187979
     _______________
     1) Источники финансирования строительства  первого  блока  ЮАС
определяются отдельным решением Правительства Российской Федерации.


                     2. Охрана здоровья населения,
                подвергшегося радиационному воздействию

Развитие и обеспечение работы      3315,6    306      630      2379,6
медико-дозиметрического регистра
(в том числе специализированного)
граждан, подвергшихся
радиационному воздействию, и их
потомков - всего

   в том числе:
Челябинская область                1657,8    156      315      1186,8
Курганская область                 1105,1    100      210      795,1
Свердловская область               552,7     50       105      397,7

Целевая диспансеризация лиц,
подвергшихся радиационному
воздействию, и их потомков -
всего                              23909     1802     4536,2   17570,8

   в том числе:
Челябинская область                10078,8   500      1915,2   7663,6
Курганская область                 6962,2    660      1323     4979,2
Свердловская область               6868      642      1298     4928

Совершенствование
специализированной медицинской
помощи лицам, подвергшимся
радиационному воздействию, и их
потомкам - всего                   8820,9    853      1699     6268,9

   в том числе:
Челябинская область                3145,4    292,8    600      2252,6
Курганская область                 1205      134,2    247      823,8
Свердловская область               4470,5    426      852      3192,5

Создание и обеспечение
деятельности реабилитационных
отделений для лиц, подвергшихся
воздействию радиации, и их
потомков - всего                   9946,3    910      1890     7146,3

   в том числе:
Челябинская область                2762,9    260      525      1977,9
Курганская область                 6630,7    600      1260     4770,7
Свердловская область               552,7     50       105      397,7

Обеспечение квалифицированными
кадрами лечебно-профилактических,
санитарно-эпидемиологических и
фармацевтических учреждений на
радиоактивно загрязненных
территориях - всего                2122,1    160      403,2    1558,9

   в том числе:
Челябинская область                740,5     70       140,7    529,8
Курганская область                 608       50       115,5    442,5
Свердловская область               773,6     40       147      586,6

Дополнительное обеспечение
оборудованием и лекарственными
средствами
лечебно-профилактических и
санаторно-курортных учреждений,
обслуживающих население,
подвергшееся воздействию
радиации, а также учреждений
интернатного типа на радиоактивно
загрязненных территориях для
престарелых, инвалидов,
детей-инвалидов и детей,
оставшихся без попечения
родителей, - всего                 97970     11459    18510,8  68000,2

   в том числе:
Челябинская область                52493,5   6500     9925     36068,5
Курганская область                 28346,8   3015     5330,8   20001
Свердловская область               17129,7   1944      3255    11930,7

Приобретение импортного
медицинского оборудования и
приборов для обеспечения
лечебно-профилактических
учреждений (валютные
ассигнования, млн. долларов США) -
всего                              14        2,66     4        7,34

   в том числе:
Челябинская область (оснащение
медицинского реабилитационного
центра для облученных лиц в
г. Челябинске)                     10        2        3        5
Курганская область                 2         0,16     0,7      1,14
Свердловская область               2         0,5      0,3      1,2

Обеспечение работы регионального   442,4     39,9     84,1     318,4
и специализированных экспертных
советов по установлению причинной
связи заболеваний, инвалидности и
смерти лиц, подвергшихся
радиационному воздействию
(средства передаются в
распоряжение Минздравмедпрома
России)

Совершенствование
стоматологической помощи лицам,
подвергшимся воздействию
радиации, включая организацию
зубопротезных отделений, - всего   6661,2    623      1265,8   4772,4

   в том числе:
Челябинская область                4561,4    423      866,8    3271,6
Курганская область                 1105,1    100      210      795,1
Свердловская область               994,7     100      189      705,7

Развитие деятельности учреждений
общего оздоровления, расходы на
оздоровление детей, обеспечение
дополнительным питанием и
витаминизированными продуктами
детей, беременных женщин и
кормящих матерей - всего           42341,5   4430,3   8240,1   29671,1

   в том числе:
Челябинская область                25868,3   2330     5144,5   18493,8
Курганская область                 11097,1   1467,5   2077,6   7552
Свердловская область               5376,1    732,8    1018     3625,3

Дополнительные расходы на лечение
детей и взрослых в
специализированных центрах и
научно-исследовательских
институтах, в том числе за
рубежом, - всего                   600       81       120      399

   в том числе:
Челябинская область                200       21       40       139
Курганская область                 200       40       40       120
Свердловская область               200       20       40       140

Минимизация медицинского
облучения населения в целях
снижения индивидуальной дозы
облучения жителей загрязненных
радионуклидами
территорий - всего                 240       35       48       157

   в том числе:
Челябинская область                120       13       24       83
Курганская область                 100       20       20       60
Свердловская область               20        2        4        14

Развитие материально-технической   219302    37146    45491    136665
базы здравоохранения и
реабилитационных учреждений
(капитальные вложения)

ИТОГО                              415671    57845,2  82918,2  274907,6

   3. Социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения
         и экономическая реабилитация территорий, подвергшихся
                      радиоактивному загрязнению

Обеспечение деятельности
образовательных учреждений и
учреждений культуры в районах,
подвергшихся радиоактивному
загрязнению, - всего               3640      265      732      2643

   в том числе:
Челябинская область                830       85       167      578
Курганская область                 2300      130      460      1710
Свердловская область               510       50       105      355

Социально-психологическая
реабилитация детей и подростков в
семье и школе, подвергшихся
радиационному воздействию, -
всего                              3040      312      623      2105

   в том числе:
Челябинская область                1850      197      373      1280
Свердловская область               1190      115      250      825

Мониторинг
социально-психологического
состояния населения,
подвергшегося радиационному
воздействию, - всего               2112      165      422      1525

   в том числе:
Челябинская область                845       85       169      591
Курганская область                 845       80       169      596
Свердловская область               422       -        84       338

Создание и обеспечение
деятельности кабинетов (пунктов)
для работы с населением по
вопросам радиационной
безопасности, правовой защиты,
социально-психологической
реабилитации населения;
подготовка специалистов - всего    4417      293,9    899,4    3223,7

   в том числе:
Челябинская область                1813,5    196,9    368,7    1247,9
Курганская область                 1813,5    97       368,7    1347,8
Свердловская область               790       -        162      628

Строительство жилых домов для
участников ликвидации последствий
аварии на производственном
объединении "Маяк" и переселенных
жителей (капитальные вложения) -
всего                              291358    40955    59672    90731

   в том числе:
Челябинская область                239000    35314    50000    153686
Курганская область                 23758     2559     5272     15927
Свердловская область               28600     3082     4400     21118

Строительство объектов
социально-культурной сферы
(капитальные вложения) - всего     129544    41237    27329    60978

   в том числе:
Челябинская область                105200    25299    22605    57296
Курганская область                 7334      4536     1526     1272
Свердловская область               11785     10174    1611     -

Коммунальное строительство
(капитальные вложения) - всего     138967    46191    28423    64353

   в том числе:
Челябинская область                95300     35781    19850    39669
Курганская область                 28282     7026     6510     14746
Свердловская область               13885     3384     2063     8438

Строительство дорог, объектов
транспорта, связи, инженерных
коммуникаций (капитальные
вложения) - всего                  63842     21478    10010    32354

   в том числе:
Челябинская область                36000     6842     7600     21558
Курганская область                 5872      2276     1250     2346
Свердловская область               21970     12360    1160     8450

ИТОГО                              636920 _1   _0150896,9 128110,4 357912,7

          4. Агропромышленное производство и лесное хозяйство

Проведение специальных
мероприятий по ведению сельского
хозяйства в условиях
радиоактивного загрязнения с
целью получения продукции,
соответствующей по качеству
действующим нормативам, - всего    28650     3633,2   5360     19656,8

   в том числе:
Челябинская область                16000     2602,9   3200     10197,
Курганская область                 5550      449      1200     3901
Свердловская область               7100      581,3    960      5558,7

Укрепление служб контроля за
загрязнением почв,
сельскохозяйственной продукции
радионуклидами и другими
токсикантами, включая
приобретение радиометрической и
другой аппаратуры, - всего         6600      434      1370     4796

   в том числе:
Челябинская область                5100      250      1020     3830
Курганская область                 500       59       100      341
Свердловская область               1000      125      250      625

Обеспечение населения
экологически чистыми продуктами
питания, продукцией сельского и
лесного хозяйства, в том числе с
лечебно-профилактическими
свойствами - всего                 8054,2    730      1645     5679,2

   в том числе:
Челябинская область                3000      320      600      2080
Курганская область                 4054,2    368      900      2786,2
Свердловская область               1000      42       145      813

Добыча и переработка минеральных
удобрений из сырья местных
источников (торфа, сапропеля,
глауконита и других) и
приобретение техники - всего       4000      193      680      3127

   в том числе:
Челябинская область                1500      110      300      1090
Курганская область                 500       59       100      341
Свердловская область               2000      24       280      1696

Снижение дозового облучения
населения в результате
употребления в пищу продукции
животноводства и птицы с учетом
перепрофилирования хозяйств на
развитие свиноводства и
птицеводства - всего               3800      461      750      2589

   в том числе:
Челябинская область                3000      240      600      2160
Курганская область                 800       221      150      429

Проведение комплекса работ по
лесному хозяйству на территории
ВУРСа и залесению
радиационно-опасных территорий в
пойме реки Теча и на
неперспективных загрязненных
сельскохозяйственных угодьях -
всего                              17440     884      3280     13276

   в том числе:
Челябинская область                12575     540      2530     9505
Курганская область                 3390      294      670      2426
Свердловская область               1475      50       80       1345

Подготовка и повышение
квалификации специалистов
агропромышленного комплекса и
лесного хозяйства - всего          725       75,5     145      504,5

   в том числе:
Челябинская область                500       50       100      350
Курганская область                 200       22,5     40       137,5
Свердловская область               25        3        5        17

Создание малых предприятий по
переработке и хранению продуктов
питания (мясоперерабатывающие и
овощеконсервные предприятия,
овощехранилища) и складских
помещений для хранения удобрений
и средств защиты растений
(капитальные вложения) - всего     37149     1653     7774     27722

   в том числе:
Челябинская область                32000     1303     7000     23697
Курганская область                 2574      350      774      1450
Свердловская область               2575      -        -        2575

Создание в Челябинской области     18000     -        3800     14200
предприятий по производству
экологически чистых продуктов
питания, предназначенных для
детей и больных граждан,
подвергшихся радиационному
воздействию (капитальные
вложения)

ИТОГО                              124418,2  8063,7   24804    91550,5

       5. Обеспечение экологической и радиационной безопасности
         проживания населения в зоне влияния производственного
             объединения "Маяк" и других ядерных объектов

Создание карт интегрального
загрязнения от всех источников
стронцием-90, цезием-137,
изотопами плутония на территории
Уральского региона в границах
Челябинской, Курганской и
Свердловской областей в масштабе
1:200000 по состоянию на 1957 и
1995 годы и карт пойм рек Течи и
Исеть в масштабе 1:10000 по
состоянию на 1995 год - всего      1340      729,7    610,3    -

   в том числе:
Челябинская область                750       400      350      -
Курганская область                 160       40       120      -
Свердловская область               430       289,7    140,3    -

Контроль радиационного и
химического загрязнения объектов
окружающей среды в зоне влияния
производственного объединения
"Маяк", совершенствование системы
и методов радиационного и
экологического контроля - всего    8324,9    845      1656,7   5823,2

   в том числе:
Челябинская область                6950      700      1370     4880
Курганская область                 402,9     30       61,7     311,2
Свердловская область               972       115      225      632

Мониторинг облучения населения,
проживающего на радиоактивно
загрязненных территориях, - всего  3056      315      686,5    2054,5

   в том числе:
Челябинская область                1290,5    160      366      764,5
Курганская область                 955,5     80       175,5    700
Свердловская область               810       75       145      590

Обеспечение реабилитационных
работ в пойме реки Теча - всего    9500      1050     1990     6460

   в том числе:
Челябинская область                5000      600      1100     3300
Курганская область                 4500      450      890      3160

Развитие системы управления
территорией в кризисных ситуациях
- всего                            10500     800      2300     7400

   в том числе:
Челябинская область                7500      550      1700     5250
Курганская область                 1500      150      300      1050
Свердловская область               1500      100      300      1100

Создание системы
информационно-аналитической
поддержки работ по социальной,
экологической, экономической
защите населения, проживающего в
зоне влияния ядерных объектов, -
всего                              8500      684,9    1700     6115,1

   в том числе:
Челябинская область                5500      424,9    1100     3975,1
Курганская область                 1500      160      300      1040
Свердловская область               1500      100      300      1100

Образование регионального          4000      415,6    1000     2584,4
учебно-информационного центра по
проблемам радиоэкологии и
техногенной безопасности
(Челябинская область)

Подготовка специалистов по
вопросам радиоэкологии - всего     700       56,4     160      483,6

   в том числе:
Челябинская область                500       40       100      360
Курганская область                 50        6,4      10       33,6
Свердловская область               150       10       50       90

Укрепление лабораторной базы
учреждений
санитарно-эпидемиологического
надзора (капитальные вложения) -
всего                              10300     2009     2100     6191

   в том числе:
Челябинская область                8000      1509     1600     4891
Курганская область                 2000      500      500      1000
Свердловская область               300       -        -        300

Проведение реабилитационных работ  45000     1539     8500     34961
в пойме реки Теча на территории
Челябинской области (капитальные
вложения)

Проектирование и строительство     54000     1000     11000    42000
северного канала для отвода
паводковых вод в Челябинской
области (капитальные вложения)

Завершение строительства базы      32300     12458    8700     11142
аварийно-спасательной службы в
Челябинской области (капитальные
вложения)

Завершение строительства           10000     2612     5000     2388
регионального центра экологии и
реабилитации загрязненных
территорий в Челябинской области
(капитальные вложения)

ИТОГО                              197520,9  24514,6  45403,5  127602,8

                   6. Научное обеспечение Программы

Снижение степени риска             23700     2342,2   4900     16457,8
возникновения радиационных аварий
и катастроф, связанных с
деятельностью производственного
объединения "Маяк", ликвидация
источников радиоактивного
загрязнения

Охрана здоровья населения,         5150      494      1100     3556
подвергшегося радиационному
воздействию

Социально-психологическая          4000      416      900      2684
реабилитация пострадавшего
населения и экономическая
реабилитация территорий,
подвергшихся радиоактивному
загрязнению

Агропромышленное производство и    2300      265,2    530      1504,8
лесное хозяйство

Обеспечение экологической и        8000      808,5    1650     5541,5
радиационной безопасности
проживания населения в зоне
влияния производственного
объединения "Маяк" и других
ядерных объектов

ИТОГО                              43150     4325,9   9080     29744,1

                    7. Международное сотрудничество

Разработка и реализация
совместных с зарубежными и
международными организациями
проектов по реабилитации
населения и территорий - всего     2375,7    211,4    471,7    1692,6

   в том числе:
государственный заказчик           1800      186,4    360      1253,6
Челябинская область                575,7     25       111,7    439

Организация международных          818,1     170      158,4    489,7
конференций, симпозиумов,
совещаний, участие ученых и
специалистов в зарубежных
конференциях, симпозиумах и
совещаниях

   в том числе:
Челябинская область                575,7     152      111,6    312,1
Курганская область                 29        3        5,6      20,4
Свердловская область               213,4     15       41,2     157,2

Стажировка ученых и специалистов
за рубежом и прием зарубежных
ученых и специалистов - всего      1597,4    95,8     309,7    1191,9

   в том числе:
Челябинская область                1151,4    48,7     223,4    879,3
Курганская область                 232,6     20,5     45,1     167
Свердловская область               213,4     26,6     41,2     145,6

ИТОГО                              4791,2    477,2    939,8    3374,2

                 8. Организация управления Программой

Обеспечение функционирования
подразделений по организации
реабилитационных работ - всего     3662      422,7    746,5    2492,8

   в том числе:
государственный заказчик           800       80       160      560
Челябинская область                1080      100      210      770
Курганская область                 984       108      196,5    679,5
Свердловская область               798       134,7    180      483,3

Организация и обеспечение работы
координационных
научно-технических советов,
проведение экспертиз и
корректировка мероприятий
Программы - всего                  927,5     80,3     185      662,2

   в том числе:
государственный заказчик           500       55,3     100      344,7
Челябинская область                190       8        38       144
Курганская область                 140       12       30       98
Свердловская область               97,5      5        17       75,5

Повышение квалификации
специалистов, участвующих в
реализации Программы, - всего      214,1     23,2     42,8     148,1

   в том числе:
Челябинская область                95,3      5,2      19,1     71
Курганская область                 65,6      8        13,1     44,5
Свердловская область               53,2      10       10,6     32,6

Издание специальной зарубежной и
отечественной литературы,
методических пособий, создание
аудио-, видео-, кинопродукции и
ее распространение - всего         1272      124,8    243,3    903,9

   в том числе:
Челябинская область                845       99       162      584
Курганская область                 189       20,8     36,3     131,9
Свердловская область               238       5        45       188

ИТОГО                              6075,6    651      1217,6   420


                            ______________




     Приложение N 2
     к федеральной целевой программе "Социальная
     и радиационная реабилитация населения и
     территорий Уральского региона, пострадавших
     вследствие деятельности производственного
     объединения "Маяк", на период до 2000 года"


                                                        ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

                         мероприятий федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация
                          населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности
                                   производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года"

                                                                                         (млн. рублей, в ценах 1996 года)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                            ¦Источник    ¦           Текущие расходы             ¦          Капитальные вложения        ¦
                            ¦финансирова-+---------------------------------------+--------------------------------------¦
                            ¦ния         ¦        ¦         ¦         ¦          ¦        ¦         ¦          ¦        ¦Затраты -
                            ¦            ¦1996 год¦1997 год ¦1998-2000¦  всего   ¦1996 год¦ 1997 год¦ 1998-2000¦всего   ¦всего
                            ¦            ¦        ¦         ¦годы     ¦          ¦        ¦         ¦  годы    ¦        ¦
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Снижение степени риска       федеральный  4919      10050    33531       48500    32000     35500     98048     165548   214048
возникновения радиационных   бюджет
аварий и катастроф,
связанных с деятельностью
производственного            внебюджетные 7900      8700     29200       45800    9100      9500      27200     45800    91600
объединения "Маяк",          источники
ликвидация источников
радиоактивного загрязнения

                             итого        12819     18750    62731       94300    41100     45000     125248    211348   305648
     _______________
     Финансируются через администрацию Челябинской области.

Охрана здоровья населения,   федеральный  17193,9   33746,6  125959,4    176899,9 31356     39981     124865    196202   373101,9
подвергшегося радиационному  бюджет
воздействию
                             бюджеты      3505,3    3680,6   12283,2     19469,1  5790      5510      11800     23100    42569,1
                             областей

                             итого        20699,2   37427,2  138242,6    196369   37146     45491     136665    219302   415671

                             валютные     2,8       4        7,2         14       -         -         -         -        14
                             ассигнова-
                             ния (млн.
                             долларов
                             США)

Социально-психологическая    федеральный  1035,9    2676,4   9496,7      13209    132673    118887    330196    581756   594965
реабилитация пострадавшего   бюджет
населения и экономическая    бюджеты      -          -       -            -       17188     6547      18220      41955  41955
реабилитация территорий,     областей
подвергшихся радиоактивному
загрязнению

                             итого        1035,9    2676,4   9496,7      13209    149861    125434    348416    623711   636920

Агропромышленное             федеральный  6410,7    13230    49628,5     69269,2  1653      11574     41922     55149    124418,2
производство и лесное        бюджет
хозяйство

Обеспечение экологической и  федеральный  4896,6    10103,5  30920,8     45920,9  14718     28700     86882     130300   176220,9
радиационной безопасности    бюджет        -           -     -            -       4900      6600      9800        21300    21300
проживания населения в зоне  бюджеты
влияния производственного    областей
объединения "Маяк" и других
ядерных объектов

                             итого        4896,6    10103,5  30920,8     45920,9  19618     35300     96682     151600   197520,9

Научное обеспечение          федеральный  4325,7    9080     29744,3     43150    -         -         -         -        43150
Программы                    бюджет

Международное сотрудничество федеральный  477,2     939,8    3374,2      4791,2   -         -         -         -        4791,2
                             бюджет

Организация управления       федеральный  651       1217,6   4207        6075,6   -         -         -         -        6075,6
Программой                   бюджет

ИТОГО                        федеральный  39910     81043,9  286861,9    407815,8 212400    234642    681913    1128955  1536770,8
                             бюджет

                             бюджеты      3505,3    3680,6   12283,2     19469,1  27878     18657     39820     86355    105824,1
                             областей

                             внебюджетные 7900      8700     29200       45800    9100      9500      27200     45800    91600
                             источники

                             ИТОГО        51315,3   93424,5  328345,1    473084,9 249378    262799    748933    1261110  1734194,9

                             валютные     2,8       4        7,1         14       -         -         -         -        14
                             ассигнования
                             (млн.
                             долларов
                             США)


                                                            ____________

Информация по документу
Читайте также