Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 881ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 23 июля 1996 г. N 881 г. Москва Действие приостановлено до 01.01.1998 - Постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.98 г. N 13 Действие приостановлено с 01.01.1998 по 31.12.1998 в части финансирования текущих расходов по позиции: "русский язык в системе образования" - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.98 г. N 839 Действие приостановлено с 01.01.1999 по 31.12.1999 в части финансирования текущих расходов по позиции "русский язык в системе образования" - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.99 г. N 966 Действие приостановлено в 2000 году в части финансирования текущих расходов по позиции "русский язык в системе образования" - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. N 891 Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык" (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. N 1034) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4905) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" (далее именуется - Программа). 2. Утвердить Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию государственным заказчиком Программы. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации: включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета; при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы. 4. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить в 1996 году финансирование мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ее исполнителям на 1996 год. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 881 Срок реализации программы продлен на 2001 год - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. N 1034 Федеральная целевая программа Русский язык ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК Наименование Программы - федеральная целевая программа "Русский язык" Дата принятия решения о - Указ Президента Российской Федерации от разработке Программы 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации" Государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Основные разработчики - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Цели и задачи Программы - духовное, художественное и научное возрождение России; обеспечение всестороннего развития и распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, культурным достоянием народов России; развитие и культивирование русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России и стран СНГ и Балтии; расширение функций русского языка как одного из распространенных языков широкого международного употребления; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве; разработка комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры России в средствах массовой информации Сроки реализации - 1996-2000 годы Программы Перечень разделов - Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры Русский язык как мировой язык Исполнители Программы - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Российская академия наук, Российская академия образования, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Комитет Российской Федерации по печати Объем и источники - 825 140 млн. рублей за счет средств финансирования федерального бюджета (в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные - гарантирование конституционных прав результаты личности реализации Программы в языковой сфере; создание условий для реализации Закона РСФСР "О языках народов РСФСР"; укрепление российской государственности путем создания условий для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия и расширения сферы функционирования русского языка; обеспечение благоприятных условий для функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории страны; укрепление позиций русского языка в России и мире; повышение грамотности населения и культуры владения русским языком; удовлетворение потребностей в научной, популярной и справочной литературе по русскому языку; выпуск нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку; создание и освоение новых методов преподавания русского языка в средней и высшей школе Система организации - определяется Государственным комитетом контроля Российской за исполнением Программы Федерации по высшему образованию 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Федеральная целевая программа "Русский язык" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации". Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций, принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. Русский язык в Российской Федерации призван выполнять многообразные функции, играть важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в сотрудничестве с народами Содружества Независимых Государств и Балтии, с мировым сообществом в целом. В связи с развитием процессов межнациональной и межгосударственной интеграции в настоящее время необходимо обеспечить на общегосударственном уровне поддержку русского языка как мощного социального фактора консолидации стран СНГ, как стимула развития культурных, правовых, экономических и политических отношений внутри Российской Федерации, реализации геополитических интересов России. Программа предусматривает усиление позиций русского языка в России, в странах СНГ и за их пределами. Основными целями Программы являются: духовное возрождение и обновление России; формирование государственной политики в области русского языка; развитие и поддержка русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации; повышение статуса русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов России и зарубежных стран; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России и СНГ; расширение функций русского языка как одного из распространенных языков мира; разработка комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры в средствах массовой информации. Указанные цели реализуются в Программе в следующих разделах: Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его духовной и художественной культуры. Русский язык как мировой язык. В Законе РСФСР "О языках народов РСФСР", принятом 25 октября 1991 г., русский язык объявлен государственным языком на всей территории России. В пункте 2 статьи 3 Закона сказано: "Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, имеет статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР. В соответствии с конституциями и законами о языках, принятыми в 10 республиках Российской Федерации, языки титульных народов также объявлены государственными. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации был подтвержден Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Статья 68 Конституции Российской Федерации провозглашает: "1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка: сокращаются сферы функционирования русского языка на территории бывшего СССР, в результате чего многие миллионы людей, говорящих на русском языке, не могут в полной мере использовать его в сферах управления, образования, культуры, литературы и информатики; меняется концепция развития национально-русского двуязычия в бывших республиках СССР, что приводит к ослаблению значения русского языка в странах СНГ и Балтии; это, в свою очередь, отрицательно влияет и на отношение к проблемам двуязычия в отдельных регионах Российской Федерации; сокращается объем деловой корреспонденции на русском языке; изменение форм и методов управления в условиях перехода к рыночной экономике не обеспечено новыми стандартами и правилами деловой корреспонденции, делопроизводства и архивного дела; сокращается издание книг на русском языке, значительно уменьшились их тиражи, рынок книг ущербен и примитивен, резко сократился выпуск серьезных научных и художественных публикаций, в том числе книг по русскому языку, из-за перепрофилирования многих издательств на выпуск конъюнктурной литературы; не вполне отвечают потребностям современного российского общества преимущественно переводные информационные системы; отстала нормализаторская работа: создание и распространение норм русского литературного языка не вполне отвечает потребностям современного общества; возникли серьезные трудности в преподавании русского языка и литературы в школах и вузах: существующая учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям; отсутствует налаженная система пропаганды русского языка в средствах массовой информации, в средней и высшей школе, в профессиональных сферах. Эти и другие проблемы приобретают острый характер, что побуждает к принятию на государственном уровне срочных мер для их разрешения, а именно к разработке и реализации федеральной целевой программы, которая должна стать основой современной языковой политики. Будучи национальным достоянием общества, язык охраняется и поддерживается государством. Языковая политика как одна из составных частей государственной политики направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах жизни общества, их дальнейшего развития и взаимодействия. Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны. Русский язык как государственный язык Российской Федерации: обладает особым политико-правовым статусом на территории Российской Федерации, пользуется специальной поддержкой и заботой со стороны общества и государства; совместно с государственными языками республик обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере; выполняет исторически сложившиеся функции языка межнационального общения всех народов страны; является языком государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации. Программа направлена на обновление языковой политики, осуществляемой прежде всего путем правового регулирования, предусматривающего создание законов и нормативных правовых актов в языковой сфере, в частности разработку и принятие закона о русском языке, составление долгосрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных), нормирование и совершенствование языковой деятельности. При этом на территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка. Стержнем языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации и поощряется изучение национальных языков населением ее республик. Должны быть созданы условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации. Русский язык, относящийся вместе с украинским и белорусским языками к восточнославянской группе славянских языков, имеет длительную историю, обладает устойчивыми культурно-историческими традициями, тесно связан с развитием словесности и культуры русского народа. По данным переписи населения 1989 года, в Российской Федерации русским языком владело 143,7 млн. человек, то есть 97,8 процента всего населения, а также 88 млн. человек в государствах, входивших в СССР. В Российской Федерации 16,4 млн. нерусских свободно владеют русским языком, а 7,5 млн. нерусских назвали его родным. Происходящие в России преобразования неоднозначно отражаются на состоянии и путях развития русского языка. Он освобождается от многих искажавших его стереотипов и штампов. Вместе с тем происходит снижение речевой культуры в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистики, в бытовом общении. В русскую речь все больше внедряются вульгарные, а иногда и просто непристойные выражения, она засоряется жаргонными словами и оборотами, неоправданными заимствованиями из иностранных языков. Решение всего комплекса задач, поставленных в Программе, невозможно без опоры на фундаментальные научные исследования. Однако из-за недостатка сил и средств не обеспечивается необходимый объем и уровень научно-исследовательской работы в области русского языка и словесности. В результате не хватает словарей, справочников, научно-популярной литературы о русском языке и культуре русского народа, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Русский язык является основой литературы, устного народного творчества, книгоиздания, театра, кино, телевидения и радио, эстрады. Ядром русской национальной художественной культуры стала великая русская литература. Через литературу человек с детских лет овладевает нормами русского языка. Классические произведения литературы формируют нравственные ценности, эстетический вкус, внутреннюю культуру, в том числе культуру речи. В последнее время наблюдается крайне опасная тенденция коммерциализации культуры и литературы, в результате чего подлинные художественные ценности подменяются массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, искажающей литературные нормы русского языка. В таких условиях чрезвычайно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что будет иметь не только общенациональное, но и мировое значение. Подготовка и издание научных академических собраний сочинений классиков русской литературы, начиная с Пушкина, помогут сохранению и исследованию богатств русского литературного языка. Необходимы также общедоступные издания русской и мировой классики. Должен быть разработан и осуществлен проект массовой народной библиотеки классических произведений "Древо чтения". Необходимо вернуть художественное слово на радио и телевидение, на эстраду, проводить конкурсы чтецов - мастеров художественного слова, театральные и концертные фестивали русской классики и русской народной песни. Значительный вклад в развитие русского литературного языка внесла русская школа художественного перевода, благодаря которой читателям в России и за ее пределами стали доступны шедевры мировой классики и фольклора народов мира. Необходимо всемерно поддерживать эту культурную традицию. Настоящая Программа обращена в будущее, поэтому для ее реализации необходимо использовать не только традиционные полиграфические, но и новейшие электронные средства, включая информационные сети, текстовые и мультимедийные носители. Реальная грамотность населения и культура речи в обществе в решающей степени зависят от того, как поставлено обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов. Между тем состояние преподавания русского языка в целом не может быть признано удовлетворительным. Выпускники школ и даже вузов не обладают необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, стилистике, устной речи, деловом общении и письме, общий уровень их грамотности и речевой культуры во многих случаях низок, они стали меньше читать. Русский язык вытесняется из перечня вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Качественное улучшение обучения русскому языку на базе использования новых программ, учебников нового поколения и новых образовательных технологий - одно из приоритетных направлений Программы. На состояние русского языка оказывают огромное влияние средства массовой информации. В этой сфере функционирования русского языка возникают особенно серьезные проблемы. Основными из них являются резкое снижение общей и речевой культуры, нарушения грамматических и лексических норм, обеспечивающих правильность, точность, образность и художественную ценность письменной и устной речи. Многие газеты и журналы, телевидение и радио не знают меры в использовании жаргонных и вульгарных слов, заимствований из других языков. Современные средства массовой информации, к сожалению, перестали быть для читателей, слушателей и зрителей образцом письменной и устной речи, что ведет к резкому снижению языковой и общей культуры населения, особенно молодежи. Перестали существовать образовательные передачи на телевидении и радиовещании по проблемам русского языка. Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Однако современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают озабоченность. В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие центры русского языка за рубежом, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде стран СНГ и Балтии создание национальных систем образования приводит к свертыванию обучения на русском языке, что усиливает социальную напряженность. В связи с этим необходима государственная поддержка со стороны России 25 миллионам русских, проживающих в странах СНГ и Балтии, в их стремлении сохранить свой язык и культуру. Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка. Российское государство должно осуществлять целенаправленную политику в области распространения русской культуры и языка. Усилия, направленные на поддержку русского языка в зарубежных странах, расширение сфер его использования в мире, будут способствовать решению геополитических задач России, усилению ее политического влияния, включению широких слоев населения зарубежных стран в непосредственное общение с российскими гражданами, облегчению доступа к нашим духовным и культурным ценностям. Владение русским языком создает объективные предпосылки для выхода зарубежных партнеров на российский рынок. Укрепление позиций русского языка в мире отвечает стратегическим интересам России, повышает эффективность ее экономической, научно-технической, культурной, дипломатической деятельности, способствует поддержке исторических связей государств, содействует возрастанию престижа нашей страны. Анализ состояния русского языка показывает, что тревожные негативные тенденции в его развитии, о которых шла речь выше, заслуживают большего внимания со стороны государства и могут быть преодолены путем последовательной реализации государственных мер, объединенных в единую федеральную программу. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 2.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка Основными целями этого раздела Программы являются: анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в регионах с разным уровнем политической и экономической стабильности; изучение воздействия процессов миграции на языковое поведение граждан, определение роли русского языка в национальной идентификации; выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития языков в условиях перехода к рыночной экономике; подготовка и переподготовка специалистов из числа носителей различных языков. Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи: определение основных принципов государственной политики в области русского языка, обеспечивающих создание условий для его нормального функционирования и развития как национального языка русского народа и государственного языка страны, средства межнационального общения, для оптимального взаимодействия русского языка как государственного с другими государственными языками, включая изучение и творческое использование опыта зарубежных стран в сфере языковой политики; совершенствование действующего в Российской Федерации законодательства в языковой сфере; разработка правовой системы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие русского языка, законодательных актов, регулирующих использование русского языка в информатике, в издательской деятельности, в средствах массовой информации и в деловой корреспонденции, положений о соблюдении норм русского языка, а также об ответственности за нарушение этих норм в печатной продукции, информатике, средствах массовой информации, в кино и на телевидении, в рекламе, в образовании, в действиях по связям с общественностью; разработка мер помощи при комплектовании фондов научных и технических библиотек литературой на русском языке и специализированной литературой по русскому языку (словари, справочники и т. п.), а также мер по упорядочению деятельности архивов и пользования массивами информации; создание системы документов, обслуживающих экономическую деятельность субъектов рынка, административное управление и общественное самоуправление; систематическое обследование состояния русского языка, его функционирования в различных сферах деятельности и в различных регионах Российской Федерации. 2.2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры 2.2.1. Научные исследования в области русского языка и культуры речи Целями данного подраздела Программы являются сохранение и развитие современного русского языка во всех его функциональных разновидностях; формирование бережного отношения к языковым традициям; воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности; повышение языковой культуры общества. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи: организация регулярных передач и публикаций о русском языке в средствах массовой информации; подготовка и издание массовыми тиражами словарей различного типа и назначения; расширение и углубление исследований в области грамматического строя русского языка, фонетики, словообразования, лексики и терминологии; усиление нормотворческой работы в области русского языка, разработка теоретических основ культуры речи, создание справочных и учебных пособий по речевой культуре; проведение социологических и социолингвистических исследований речевых особенностей различных групп населения; активизация изучения языка художественной литературы как важного компонента отечественной культуры; поддержка исследований в области истории русского языка и его диалектов в связи с историей общественной мысли, науки и просвещения; издание памятников русской письменности различных исторических периодов; издание научно-популярной литературы о русском языке; создание комплексных автоматизированных систем и банков данных по различным направлениям русистики; подготовка кадров исследователей русского языка в системе аспирантуры и докторантуры. 2.2.2. Русский язык как основа художественной и духовной культуры русского народа Основными целями этого подраздела являются максимально широкое приобщение людей к ценностям художественной культуры, литературы, русского языка; защита ценностей литературы, в первую очередь классической, и фольклора, воспитание художественного вкуса и чувства слова, повышение уровня духовной культуры общества. Для достижения этих целей предполагается решить следующие задачи: поддержка исследований по русской художественной литературе, фольклору и духовной культуре; подготовка и издание академических собраний сочинений классиков русской литературы; внедрение новейших информационных технологий в сферу гуманитарной науки, формирование банков и баз данных по отечественной культуре, выпуск компакт-дисков, в первую очередь с записями произведений русской классической литературы; массовое издание лучших произведений отечественной литературы, в первую очередь классики, разработка в соответствии с государственными образовательными стандартами и реализация проекта "Древо чтения"; проведение творческих, научных, учебных, памятных и иных мероприятий, направленных на более широкое приобщение к богатствам русской словесности; улучшение языковой подготовки специалистов профессионального и любительского художественного творчества; подготовка кадров исследователей русской литературы в системе аспирантуры и докторантуры. 2.2.3. Русский язык в системе среднего и высшего образования В системе образования русский язык занимает особое место: в разных геополитических, этно- и социолингвистических условиях он выступает как родной язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации, как язык межнационального общения. Основными целями подраздела являются обновление содержания и методов обучения русскому языку, освоение новейших концепций преподавания языков. Для достижения этих целей в системе образования необходимо решить следующие задачи: оценка уровня преподавания и владения русским языком как родным и неродным в школах и вузах Российской Федерации; разработка программы приоритетных научных исследований в области методики преподавания русского языка как родного и как неродного в Российской Федерации; создание единой системы языкового образования; создание учебных программ и учебников нового поколения по русскому языку для различных категорий учащихся и типов учебных заведений; разработка государственных образовательных стандартов по русскому языку; совершенствование системы обучения студентов в педучилищах и вузах России, а также переподготовки преподавателей русского языка школ и вузов; создание единой системы подготовки специалистов по русскому языку; подготовка и издание комплекта учебно-методической и справочной литературы, отражающей современное состояние русского языка; усиление контроля за качеством преподавания русского языка; создание координационного центра по подготовке и переподготовке преподавателей русского языка на базе ведущих российских университетов; введение курса русского языка на естественно-научных факультетах университетов и в технических вузах, разработка соответствующих программ и учебных пособий. 2.2.4. Русский язык в средствах массовой информации Основными целями этого подраздела являются: деятельность, направленная на соблюдение норм современного русского литературного языка в средствах массовой информации; регулирование стихийного процесса заимствований и нововведений в языке; повышение с помощью средств массовой информации общей речевой культуры граждан, воспитание в них уважения к русскому языку; распространение русского языка с помощью средств массовой информации за рубежом. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: повышение уровня владения нормами и выразительными средствами русского языка журналистов средств массовой информации и электронной прессы; организация практических конференций, постоянно действующих курсов, школ, семинаров, фестивалей, консультативных служб; обеспечение работников средств массовой информации словарной, учебно-методической и научно-популярной литературой, отражающей тенденции развития современного русского языка; издание научной литературы, посвященной языку средств массовой информации; восстановление системы постоянных теле- и радиопередач по актуальным проблемам русской словесности; организация в средствах массовой информации широкого обсуждения актуальных проблем современного состояния русского языка; создание "кодекса речевого поведения" для сотрудников газет, журналов, телевидения, радиовещания, информационных и рекламных агентств, содержащего этические и эстетические нормы речевой деятельности в средствах массовой коммуникации; создание научно-экспертного совета по культуре русской речи при Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию. 2.3. Русский язык как мировой язык Распространение русского языка в мире отвечает национальным и государственным интересам Российской Федерации. Укрепление позиций русского языка как мирового повышает эффективность экономической, научно-технической, культурной, дипломатической деятельности, способствует поддержанию исторических связей различных государств, содействует возрастанию престижа России в мировом сообществе. Программа государственной поддержки изучения русского языка за пределами России предполагает: координацию деятельности по распространению русского языка и культуры в зарубежных странах; обеспечение целенаправленной политики по использованию русского языка наравне с другими мировыми языками в международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.) и повышению престижа русского языка в мире; повышение уровня изучения и расширение использования русского языка русскоязычным населением в странах СНГ и Балтии; предоставление гражданам зарубежных стран интересующей их информации на русском языке; распространение научно-методического опыта в области преподавания русского языка как иностранного; совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров, в том числе кадров высшей квалификации; поддержку научных и методических изданий по русистике, прежде всего журнала " Русский язык за рубежом"; открытие на базе российских центров науки и культуры и национальных учебных заведений в зарубежных странах русских лингвистических центров; совместную деятельность ведущих российских ученых и научно-исследовательских учреждений с международными лингвистическими организациями и ассоциациями русистов, в первую очередь с Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы; осуществление согласованной с зарубежными государствами языковой политики в целях формирования единого образовательного пространства; разработку системы определения уровней владения русским языком; выработку договорно-правовой основы изучения русского языка в зарубежных странах; разработку региональных программ по русскому языку для русской диаспоры; проведение семинаров по повышению квалификации филологов-русистов с целью подготовки их к преподаванию русского языка и культуры России в новых геополитических условиях; поддержку на государственном уровне проведения совместных конференций, семинаров, посвященных преподаванию русского языка и культуры России в иноязычной аудитории; организацию школьных и студенческих олимпиад, конкурсов, обменов; учреждение специальных квот и стипендий для обучения в российских филологических вузах молодежи из зарубежных стран; усиление роли средств массовой информации в распространении русского языка, организацию радио-, кино-, теле- и видеокурсов русского языка; проведение межкультурных исследований, а также исследований русского языка в сопоставлении с другими языками; развитие новых направлений в лингводидактике и в методике преподавания русского языка, разработку теории учебных комплексов по русскому языку для иностранцев. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В целях реализации Программы предусматривается осуществить по трем разделам Программы следующие мероприятия: первый раздел: государственная языковая политика и ее правовое обеспечение; функционирование русского языка как государственного; второй раздел: научные исследования в области русского языка и культуры речи; русский язык как основа художественной и духовной культуры русского народа; русский язык в системе среднего и высшего образования; русский язык в средствах массовой информации; третий раздел: русский язык как иностранный в системе образования; подготовка и повышение квалификации преподавателей; русский язык для соотечественников, живущих за рубежом; русский язык как средство ознакомления иностранцев с культурой России; распространение русского языка за рубежом через средства массовой информации. Подробный перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 825140 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе на 1996 год - 33125 млн. рублей и на 1997 год - 186780 млн. рублей. Объемы и источники финансирования работ по Программе на последующие годы определяются ежегодно при формировании федерального бюджета в порядке, установленном для федеральных целевых программ (приложение N 2). Источником финансирования Программы является федеральный бюджет. Осуществление программных мероприятий не потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Система информационной поддержки Программы поможет ее реализации и контролю за ходом ее исполнения. 5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы: совершенствование законодательной и нормативной базы функционирования русского языка; бюджетное финансирование; взаимодействие с государственными, общественными организациями, а также с предприятиями любых форм собственности. 6. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ Изложенная в Программе концепция государственной поддержки русского языка в России и за рубежом отвечает стратегическим интересам Российской Федерации. Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать социально-экономическому и духовному возрождению и обновлению России, активизации процессов межнациональной и межгосударственной интеграции народов России, СНГ и Балтии, укреплению авторитета России в современном мире, развитию и распространению российской литературы и культуры, укреплению позиций России в науке, искусстве и образовании, в торговле, предпринимательстве, туризме, в международных и межнациональных информационных системах. Дальнейшее развитие и оптимальное использование русского языка во всех сферах его функционирования приведет к приумножению духовного богатства и экономического могущества российского государства. 7. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком. Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям и механизм реализации Программы. ______________ Приложение N 2 к федеральной целевой программе "Русский язык" Объемы и источники финансирования мероприятий Программы (млн. рублей, в ценах 1996 года) ------------------------------------------------------------------- ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ 1997- ¦ ¦ ¦ 2000 годы ------------------------------------------------------------------- Объем финансирования за счет 33125 186780 792015 средств федерального бюджета - всего в том числе: научные исследования 5000 45815 209535 текущие расходы 28125 140965 582480 из них: русский язык в системе 13275 54675 182210 образования подготовка и повышение 1430 12000 48950 квалификации преподавателей обеспечение государственной 8680 48460 246020 языковой политики русский язык в средствах 3840 19330 77350 массовой информации и как основа культуры инфраструктура и система 900 6500 27950 управления Финансовые затраты на реализацию федеральной целевой программы "Русский язык" по первому разделу "Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка" (млн. рублей, в ценах 1996 года) ------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1996 ¦ 1997-¦ В том числе ¦ N ¦Рубрики раздела ¦ год ¦ 2000 +---------------------¦Всего п/п¦ ¦ ¦ годы ¦ 1997 год ¦ 1998 год ¦ ------------------------------------------------------------------- 1.1. Правовое 400 23630 6160 5650 24030 обеспечение 1.2. Государственная 2600 119520 20900 28030 122120 языковая политика 1.3. Функционирование 4380 56800 9795 12800 61180 и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации 1.4. Контроль 1300 38770 9625 8670 40070 1.5. Конференции, - 7300 1980 2250 7300 семинары и школы ВСЕГО 8680 246020 484 57400 254700 Финансовые затраты на реализацию федеральной целевой программы "Русский язык" по второму разделу "Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры" (млн. рублей, в ценах 1996 года) ------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1996 ¦ 1997- ¦ В том числе ¦ N ¦Рубрики раздела ¦ год ¦ 2000 +--------------------¦Всего п/п¦ ¦ ¦ годы ¦1997 год ¦ 1998 год ¦ ------------------------------------------------------------------- 2.1. Научные 4510 204080 44500 44095 208590 исследования в области русского языка и культуры речи 2.2. Русский язык как 1150 55100 13350 14350 56250 основа художественной и духовной культуры русского народа 2.3. Русский язык в 10880 132800 40640 35350 143680 системе среднего и высшего образования 2.4. Русский язык в 1350 10900 2900 2750 12250 средствах массовой информации ВСЕГО 17890 402880 101390 96545 420770 Финансовые затраты на реализацию федеральной целевой программы "Русский язык" по третьему разделу "Русский язык как мировой язык" (млн. рублей, в ценах 1996 года) ------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1996 ¦ 1997- ¦В том числе ¦ N ¦Рубрики раздела ¦ год ¦ 2000 +-----------------¦Всего п/п ¦ ¦ ¦ годы ¦1997 год¦1998 год¦ ------------------------------------------------------------------- 3.1. Научные 490 5455 1315 1375 5945 исследования в области русского языка как иностранного и культуры речи 3.2. Русский язык как 750 2200 800 900 2950 средство ознакомления с культурой России 3.3. Русский язык для 1255 16640 5225 3750 17895 соотечественников, живущих за рубежом 3.4. Русский язык в 600 22500 5550 5650 23100 системе образования иностранных граждан. Русский язык в системе высшего образования 3.5. Подготовка и 1430 48950 12000 13000 50380 повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного 3.6. Русский язык как 540 10270 3260 2310 10810 неродной и иностранный в системе школьного образования 3.7. Русский язык для 590 9150 2280 2280 9740 иностранцев через средства массовой информации 3.8. Инфраструктура и 900 27950 6500 6050 28850 система управления ВСЕГО 6555 143115 36930 35315 149670 ______________ Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Русский язык" МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка 1.1. Правовое обеспечение +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Объем финансирования за счет ¦ ¦ ¦ N ¦ Основные мероприятия ¦ Исполнители ¦Срок ¦ федерального бюджета ¦ Ожидаемые конечные ¦ ¦ п/п ¦ Программы ¦ ¦испол-¦(млн. руб., в ценах II квартала 1996 г.)¦ результаты реализации ¦ ¦ ¦ и механизмы их ¦ ¦нения +----------------------------------------¦ Программы ¦ ¦ ¦ реализации ¦ ¦ ¦ 1996 ¦1997-2000¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦годы +-----------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1997 год ¦ 1998 год ¦ ¦ +--------+-----------------------+--------------+------+------+---------+----------+------------+-------------------------¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 1.1.1. Анализ федерального Госкомвуз 1998- 600 200 Аналитический обзор законодательства России, 2000 федерального и нормативных правовых Российская годы законодательства по актов академия языковой по языковой политике наук (далее политике. Внесение - предложений РАН), по изменению Миннац России законодательства по языковой политике 1.1.2. Внесение изменений и Госкомвуз 1996- 100 200 200 Приведение дополнений России, 1997 действующего в Закон РСФСР О языках Миннац годы закона в народов России, соответствие РСФСР РАН с Конституцией Российской Федерации 1.1.3. Разработка Госкомвуз 1996- 200 15340 4340 3500 Принятие законодательных России, 2000 законодательных актов, регулирующих РАН, годы актов и использование Миннац постановлений русского языка в России, Правительства средствах Роскомпечать, Российской массовой информации, в ФСТР России Федерации. издательской Регулирование, деятельности, в оптимизация, информатике, улучшение в делопроизводстве и использования рекламе русского языка в перечисленных сферах 1.1.4. Анализ законодательства Госкомвуз 1996- 100 870 100 130 Разработка и России, 2000 рекомендаций нормативных актов о РАН, годы для создания правовых языках Миннац России актов субъектов Российской субъектов Российской Федерации Федерации; приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации законодательства о языках субъектов Российской Федерации 1.1.5. Исследование по теме Госкомвуз 1997- 2500 500 700 Разработка Языковое России, 2000 теоретических законодательство РАН, годы основ языкового Российской Миннац России законодательства Федерации: теория и и практических практика рекомендаций по их реализации. Издание материалов 1.1.6. Подготовка и серийное Госкомвуз 1997- 640 300 340 Обеспечение издание России, 1998 информационной антологии, содержащей РАН, годы базы для органов законы Миннац законодательной о языках Российской России, и исполнительной Федерации, ФСТР России власти, республик Российской средств массовой Федерации информации, и зарубежных стран, органов образования законодательные акты, государственные программы Российской Федерации по реализации языковой политики 1.1.7. Исследование правовых Госкомвуз 1997- 880 220 220 Аналитический обзор и основ России, 2000 сборник развития русского языка РАН, годы по проблеме правового и Миннац России и других национальных социального статуса языков русского (исторический, и других языков современный народов и перспективный аспекты) России в историческом развитии 1.1.8. Анализ международного Госкомвуз 1997- 1100 250 260 Аналитический обзор законодательства России, 2000 международного о языках РАН годы языкового законодательства. Издание монографии Сравнительный анализ законодательства о языках стран мира 1.1.9. Разработка и внедрение Госкомвуз 1997- 1500 250 300 Оптимизация справочно-информационной России, 2000 законотворческой системы, компьютерной РАН годы работы; повышение базы эффективности и банка данных по законодательных актов языковой политике 1.2. Государственная языковая политика в Российской Федерации 1.2.1. Разработка теории Госкомвуз 1997- 3000 500 600 Научное обоснование языковой России, 2000 языковой политики в РАН, годы политики в многонациональном Миннац России многонациональном государстве (место государстве. Учет русского положительного языка в языковой международного политике опыта. Российской Федерации, Рекомендации по международный реализации опыт языкового языковой политики. развития). Издание Проведение цикла работ, материалов посвященных проблемам языковой политики 1.2.2. Проведение анализа Госкомвуз 1998- 750 250 Аналитический обзор федеральной России, 2000 по государственной Миннац годы проблеме политики России государственной и государственной политики в области политики языков субъектов Российской в центре и в Федерации регионах в области языков для органов законодательной и исполнительной власти и средств массовой информации 1.2.3. Проведение Госкомвуз 1998- 880 280 Аналитический обзор сравнительного России, 2000 государственной анализа государственной РАН, годы языковой политики в языковой Миннац России политики Российской России, и зарубежных странах Федерации ФСТР России для в области языков органов законодательной и исполнительной власти и средств массовой информации 1.2.4. Исследование динамики Госкомвуз 1997- 800 200 200 Аналитический обзор языковой России, 2000 состояния ситуации в регионах РАН, годы и динамики языковой Российской Миннац России ситуации, Федерации тенденций развития, прогнозирования, взаимодействия русского языка с языками народов России 1.2.5. Проведение исследования Госкомвуз 1997- 2000 450 550 Рекомендации по по России, 2000 предотвращению теме "Национальные и Миннац годы национально-языковых языковые России, конфликтов, конфликты в разных РАН бесконфликтному странах функционированию мира. Русский язык как языков язык единения многонационального государства", цикла исследований по национально-языковой политике 1.2.6. Исследование по теме Госкомвуз 1996- 200 2000 500 550 Системное изучение "Современная России, 2000 языковой языковая политика в Миннац годы ситуации в России, Российской России, научное Федерации" РАН прогнозирование межъязыковых отношений в России, выработка рекомендаций по формированию сбалансированной государственной политики 1.2.7. Исследование по теме Госкомвуз 1997- 2500 500 700 Социолингвистический "Государственные России, 2000 анализ языки в Российской Миннац годы функционирования Федерации" России, государственных РАН языков республик России в сравнении с русским языком как государственным языком страны 1.2.8. Исследование по теме Госкомвуз 1997- 1500 350 400 Характеристика "Языковые России, 2000 основных общности в России" Миннац годы типов языковой и России, культурной РАН общности народов России, культурообразующей роли русского языка 1.2.9. Исследование по теме Госкомвуз 1996- 100 890 200 250 Научно-практические "Русский России, 2000 рекомендации язык как компонент РАН, годы по прогнозированию государственного Миннац России состояния двуязычия в Российской и динамики языковой Федерации" ситуации, рациональности определения социальных функций языков, перспективы развития 1.2.10. Исследование по теме Госкомвуз 1996- 200 2000 400 450 Изучение реальных "Русский России, 2000 сфер язык как язык РАН, Миннац годы функционирования межнационального России русского общения языка как межнационального и перспектив развития его общественных функций, уровня и качества владения русским языком в инонациональной среде, взаимоотношения языка межнационального общения и национальных языков в России 1.2.11. Проведение Госкомвуз 1996- 100 1200 300 300 Анализ этноязыковой этносоциологических России, 2000 и исследований по Минобразова- годы этнополитической изучению ние ситуации. развития двуязычия у России, Выявление нерусских РАН, потребностей народов России Миннац России в уровне знания и масштабах использования русского языка как государственного языка и языка своей национальности 1.2.12. Вхождение в мировые Госкомвуз 1997- 21000 3000 6000 Внедрение русского информационные России, 2000 языка сети РАН, годы в мировые Роскомпечать компьютерные системы, повышение престижа русского языка, укрепление международного сотрудничества русистов 1.2.13. Организация регулярных Госкомвуз 1997- 31000 3000 5000 Повышение уровня передач России, 2000 знаний по русскому языку на РАН, годы русского центральном Минобразова- литературного и республиканском ние языка, приобщение телевидении России, народов для народов России ФСТР России России к истории и культуре русского народа 1.2.14. Информационное Госкомвуз 1996- 1000 20000 4500 5000 Издание обеспечение России, 2000 социолингвистических программы РАН, годы словарей и "Социолингвистические Миннац справочников словари и энциклопедии" России, для государственных Российская и академия научных организаций образования (далее - РАО) 1.2.15. Преобразование журналов Госкомвуз 1996- 1000 30000 7000 7500 Расширение тематики "Русская России, 2000 журналов речь" и Русский язык за РАН, годы за счет включения в рубежом Миннац нее в органы Совета по России, материалов по русскому Роскомпечать, государственной языку при Президенте Минобразова- политике в области Российской ние русского Федерации (совместно с России языка, по реализации РАН федеральной и Минобразованием целевой программы России); "Русский поддержка журналов язык" Русская словесность, Родной язык; возобновление издания журнала "Русский язык в национальной школе" 1.3. Функционирование и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации 1.3.1. Проведение регулярного Госкомвуз 1996- 800 3200 800 800 Аналитические мониторинга России, 2000 доклады состояния русского РАН, годы в Совет по русскому языка, Минобразова- языку его функционирования в ние при Президенте различных России, Российской сферах деятельности, в Миннац Федерации субъектах России Российской Федерации 1.3.2. Систематическое Госкомвуз 1996- 500 2400 600 600 Аналитические обследование России, 2000 доклады состояния русского РАН, годы и рекомендации по языка Миннац усовершенствованию и уровня России, норм русского языка речевой культуры в ФСТР России и официально-деловых повышению речевой сферах общения, в культуры средствах массовой информации, в рекламе и кино 1.3.3. Подготовка нового Свода Госкомвуз 1996- 300 700 700 Обсуждение и правил России, 1997 утверждение орфографии и пунктуации РАН, годы нового Свода правил Минобразова- соответствующими ние ведомствами. Издание России, проекта Роскомпечать Свода правил 1.3.4. Исследование по теме Госкомвуз 1996- 500 2000 500 500 совершенствование Нормы России, 2000 норм деловой письменности Миннац годы в области деловой России, письменности, РАН официальной документации. Издание нормативных справочников для госслужащих 1.3.5. Разработка Госкомвуз 1996- 500 4600 650 800 Исследование теоретических России, 2000 функционирования и прикладных аспектов Миннац годы русского языка как темы России государственного "Русский язык - языка России и государственный второго язык Российской государственного Федерации" языка в республиках Российской Федерации. Подготовка информационных материалов для Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Издание монографий 1.3.6. Подготовка издания Госкомвуз 1997- 2800 500 800 Издание "Энциклопедия России, 2000 энциклопедии, русской словесности" Миннац годы посвященной видам и России, жанрам Роскомпечать русской словесности, лучшим образцам словесного творчества, языка художественной литературы и фольклора 1.3.7. Исследование по теме Госкомвуз 1997- 900 300 300 Издание обзора, Русский России, 1999 разработка язык в средствах РАН, годы практических массовой ФСТР России рекомендаций информации по соблюдению норм языка в средствах массовой информации 1.3.8. Исследование по теме Госкомвуз 1998- 1200 400 Издание "Государственный России, 2000 социологического язык Российской РАН, годы исследования с Федерации Миннац России приложением в деловых сферах практических общения" рекомендаций по использованию русского языка в деловых сферах общения 1.3.9. Исследование по теме Госкомвуз 1997- 2300 400 600 Издание монографии "Общий России, 1999 со лексико-терминоло- Миннац России годы словарем, освещающей гический роль фонд языков народов русского языка в России. формировании Русский язык как общего лексического основной и источник его терминологического формирования" фонда языков народов России; практические рекомендации по унификации и использованию этого фонда в лексикографии, учебной литературе и т. п. 1.3.10. Исследование по теме Госкомвуз 1997- 2000 500 600 Характеристика "Русский России, 2000 функционирования язык. Проблемы Миннац годы русского языка как контактов России, государственного с языками народов РАН в иноязычном России" окружении, взаимодействия с другими государственными языками. Издание словаря контактов русского языка с языками народов России 1.3.11. Проведение исследований Госкомвуз 1997- 1800 350 400 Разработка принципов по России, 2000 государственной русской исторической и Миннац годы политики в области современной России, наименований ономастике РАН и переименований. Издание энциклопедических словарей и справочников 1.3.12. Исследование по теме Госкомвуз 1997- 2500 500 600 Описание "Концепты России, 2000 концептосферы русской культуры и их Миннац годы русского языка, отражение России, построение в языке" РАН лингвокультурологи- ческого тезауруса русского языка. Издание монографии и словаря концептов русской культуры 1.3.13. Исследование по теме Госкомвуз 1996- 100 900 200 250 Подготовка "Культура России, 2000 монографии русской речи в условиях РАН, годы и справочника с двуязычия Миннац России научно-практическими и многоязычия" рекомендациями для национальной школы и вуза 1.3.14. Разработка Госкомвуз 1996- 30 600 120 150 Создание единой унифицированной России, 2000 государственной передачи русского РАН, годы системы передачи текста Миннац России русского латиницей и текста латиницей и иностранного иностранного текста кириллицей текста кириллицей 1.3.15. Создание банка Госкомвуз 1996- 400 2500 500 500 Информационная социолингвистических России, 2000 система, данных о РАН, годы оперативная функционировании Миннац России информация русского языка как о состоянии дел и государственного динамике языка России и как языка межнационального общения 1.3.16. Лексикографическая Госкомвуз 1996- 700 20000 2000 4000 Подготовка работа: России, 2000 двуязычных двуязычные словари Миннац годы словарей для (русско-национальные, России, практической национально-русские) РАН, работы в сфере Роскомпечать образования в республиках Российской Федерации 1.3.17. Подготовка Госкомвуз 1996- 150 1300 275 300 Издание библиографических России, 2000 аннотированных указателей по проблемам Миннац России годы библиографических русского указателей, языка как содержащих сведения государственного по языка России и языка всем проблемам межнационального русского общения народов России языка как государственного языка России и языка межнационального общения народов России 1.3.18. Разработка Госкомвуз 1996- 400 2200 400 600 Утверждение государственных России, 2000 государственных образовательных Минобразова- годы образовательных стандартов ние стандартов изучения русского языка России как государственного языка России 1.3.19. Разработка Госкомвуз 1997- 2900 500 600 Утверждение государственных России, 2000 государственных стандартов по русскому РАО, годы стандартов по языку Минобразова- русскому для всех ступеней ние языку для всех обучения России ступеней обучения 1.4. Контроль 1.4.1. Разработка языковых Госкомвуз 1996- 300 1500 700 800 Квалификационные квалификационных России, 1998 требования требований по Миннац годы по использованию использованию России, русского русского языка как Минюст языка как государственного России государственного работниками различных работниками профессий различных и должностей в профессий и Российской должностей Федерации 1.4.2. Разработка стандартов Госкомвуз 1997- 1500 1000 500 Создание единой контроля России, 1998 системы качества владения Минобразова- годы контроля владения русским ние русским языком (концепция, России, языком в стандарты, РАН соответствии тесты стандартов) с языковыми квалификационными требованиями 1.4.3. Создание Центра Госкомвуз 1997- 20000 2500 3500 Создание федеральной тестирования России, 2000 службы по русскому языку для Минобразова- годы тестирования госслужащих ние (состав, России, штаты). Разработка Минкультуры тестовых России, РАН материалов в соответствии с языковыми квалификационными требованиями 1.4.4. Внесение в порядок Госкомвуз 1996- 500 1200 1200 Принятие лицензирования России, 1997 законодательных положений об Роскомпечать, годы актов использовании ФСТР России норм русского языка, а также об ответственности за нарушение норм и правил русского языка в печатной продукции, в кино и на телевидении, в рекламе, в действиях по связям с общественностью 1.4.5. Создание (с учетом Госкомвуз 1997- 1200 600 600 Повышение качества требований России, 1998 работы государственных Минобразова- годы образовательных стандартов) ние учреждений единой системы России и организаций, сертификации действующих образовательных в сфере языкового учреждений образования и организаций, действующих в сфере языкового образования 1.4.6. Разработка современных Госкомвуз 1997- 1700 400 500 Создание новых формуляров России, 1999 стандартов документов и системы РАН годы документов для делопроизводства хозяйственного, правового и административного управления в новых условиях 1.4.7. Регулярное обследование Госкомвуз 1997- 1000 175 250 Анализ речевой речевой России, 2000 занятости занятости населения. РАН годы населения и Разработка выработка принципов мониторинга соответствующих речевой рекомендаций занятости 1.4.8. Описание системы Госкомвуз 1997 100 100 Выработка принципов речевых России год управления коммуникаций в речевыми процессами. современном Рекомендации обществе по управлению массовыми процессами 1.4.9. Создание информационной Госкомвуз 1997- 2370 900 470 Создание базы России, 2000 информационного по проблемам русского Минобразова- годы поля, необходимого языка ние для России, эффективной РАН, реализации Миннац России федеральной целевой программы "Русский язык" 1.4.10. Системное обследование Госкомвуз 1997- 3200 800 800 Рекомендации по состояния России, 2000 повышению русского языка, РАО, годы языковой грамотности функционирования ФСТР России, учащихся, его в различных сферах Миннац России студентов, и государственных регионах служащих, работников СМИ, сферы сервиса, коммерческих структур, предпринимателей 1.4.11. Организационно-техническ Госкомвуз 1996- 500 5000 1250 1250 Обеспечение ое России 2000 разработки обеспечение годы и реализации деятельности программных Совета по русскому мероприятий языку при Президенте Российской Федерации, координации и контроля за исполнением Программы 1.5. Конференции, семинары и школы 1.5.1. Проведение конференции Госкомвуз 1997 500 500 Проведение "Русский России, год конференции, язык как Миннац выработка государственный России, рекомендаций, язык Российской Минобразова- публикация материалов Федерации: ние проблемы контактов и России, регулирования РАН иноязычных заимствований" 1.5.2. Проведение Госкомвуз 1997 400 400 Совершенствование Всероссийского России, год правовой конгресса по правовым РАН, основы использования аспектам Миннац и развития и России, взаимодействия функционирования Роскомпечать языков, русского языка как обладающих статусом государственного государственного языка России или официального в субъектах Российской Федерации 1.5.3. Проведение конференции Госкомвуз 1997 200 200 Проведение "Русский России, год конференции. язык и языки народов РАН, Научно-практические России: Миннац России рекомендации функциональное и структурное взаимодействие" 1.5.4. Проведение конференции Госкомвуз 1998 500 500 Проведение "Русский России, год конференции. язык как Миннац России Выработка государственный рекомендаций, язык Российской публикация материалов Федерации: статус и функционирование в республиках" 1.5.5. Проведение Госкомвуз 1998 400 400 Изучение зарубежного международного России, год опыта семинара (симпозиума) РАН, в создании правовой по МИД России, базы, проблемам правового Миннац России в развитии и обеспечения функционировании статуса государственных официальных языков и во официальных языков внутригосударственных и межгосударственных отношениях 1.5.6. Проведение Госкомвуз 1998 400 400 Изучение Всероссийского России, год функционирования совещания учителей и Минобразова- русского языка как работников ние государственного народного образования России языка России и его по роли вопросу о правовом в статусе общеобразовательных русского языка системах 1.5.7. Проведение конференции Госкомвуз 1998 350 350 Научно-практические "Культура России, год рекомендации русской речи народов РАН, по повышению России" Миннац России культуры русской речи в инонациональной среде 1.5.8. Проведение конференции Госкомвуз 1999 700 Научно-практические "Русский России, год рекомендации язык как Миннац России по государственной государственный политике язык Российской в области русского Федерации: языка; проблемы публикация материалов государственной политики" 1.5.9. Проведение конференции Госкомвуз 1999 500 Проведение "Русский России, год конференции. язык как Минобразова- Выработка государственный ние рекомендаций; язык Российской России, публикация материалов Федерации РАН, и государственные языки Миннац России зарубежных стран" 1.5.10. Проведение конференции Госкомвуз 1999 600 Проведение Исторические России, год конференции. названия - памятники Миннац Выработка культуры России, рекомендаций; русского народа" РАН публикация материалов 1.5.11. Организация ежегодных Госкомвуз 1997- 900 200 200 Повышение школ-семинаров России, 2000 профессиональной (летних и зимних) по Миннац годы квалификации по русскому России, русскому языку как РАН, языку и уровня государственному ФСТР России культуры языку России: речи у работников 1) для служащих различных госаппарата, профессий и депутатов Федерального должностей Собрания; 2) для работников СМИ, редакций и издательств; 3) для предпринимателей и работников сферы обслуживания 1.5.12. Организация школы Госкомвуз 1997- 850 180 200 Организация очной и русской России, 2000 заочной словесности: Миннац России годы школ русской 1) для учащихся; словесности 2) для учителей с целью повышения квалификации учителей-словесников Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|