Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1996 № 1062

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 9 сентября 1996 г. N 1062
                             г. Москва


    О федеральной целевой программе "Государственная поддержка
      интеграции высшего образования и фундаментальной науки
                        на 1997-2000 годы"

   (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
                     от 30.12.2000 г. N 1034)

     Во   исполнение   Указа  Президента  Российской  Федерации  от
13 июня  1996 г.  N 903  "О  государственной  поддержке  интеграции
высшего    образования    и    фундаментальной   науки"   (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1996,  N 25, ст. 3008), в
целях  развития  фундаментальных  научных исследований, выполняемых
совместно   учеными   высшей   школы,   Российской  академии  наук,
государственных     научных     центров    Российской    Федерации,
научно-исследовательских    организаций,   и   повышения   качества
фундаментального  образования  Правительство  Российской  Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить   прилагаемую   федеральную   целевую   программу
"Государственная   поддержка   интеграции   высшего  образования  и
фундаментальной   науки   на  1997-2000 годы"  (далее  именуется  -
Программа)  и  представить  ее  Президенту Российской Федерации для
решения вопроса о придании Программе статуса президентской.
     2. Утвердить    Министерство    общего   и   профессионального
образования   Российской   Федерации  и  Российскую  академию  наук
государственными заказчиками Программы.
     3. Министерству  экономики Российской Федерации и Министерству
финансов   Российской   Федерации   при  формировании  федерального
бюджета   на   1997-2000   годы   включать   Программу  в  перечень
федеральных  целевых  программ,  подлежащих  финансированию за счет
средств федерального бюджета.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                             В.Черномырдин
     ___________________________



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 9 сентября 1996 г.
     N 1062

                                 Срок реализации программы продлен
                                    на 2001 год - Постановление
                                      Правительства Российской
                                 Федерации от 30.12.2000 г. N 1034

                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


           "Государственная поддержка интеграции высшего
      образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы"

                              Паспорт
                   федеральной целевой программы

    "Государственная поддержка интеграции высшего образования и
             фундаментальной науки на 1997-2000 годы"

Наименование        - федеральная целевая программа
Программы             "Государственная поддержка
                      интеграции высшего образования и
                      фундаментальной
                      науки на 1997-2000 годы"

Основание для       - Указ Президента Российской Федерации
разработки            от 13 июня 1996 г. N 903
Программы             "О государственной поддержке
                      интеграции высшего образования и
                      фундаментальной науки"

Государственный     - Министерство общего и профессионального
заказчик              образования Российской Федерации,
Программы             Российская академия наук

Основные            - высшие учебные заведения и научные
исполнители           учреждения, определяемые
Программы             по конкурсу проектов

Основные            - межведомственная рабочая группа,
разработчики          образованная поручением
Программы             Правительства Российской Федерации,
                      экспертная группа специалистов высшей школы
                      и Российской академии наук

Сроки и этапы       - 1997-2000 годы
реализации
Программы

Цель и задачи       - развитие фундаментальных исследований,
Программы,            выполняемых совместно учеными
важнейшие целевые     Российской академии наук и высшей школы
показатели            и способствующих обеспечению научной и
                      экономической независимости,
                      безопасности государства, повышению его
                      научного потенциала;
                      повышение качества фундаментального
                      образования, основанного на традициях
                      отечественной системы высшего
                      профессионального образования, развитие
                      уникальных, занимающих передовые позиции в
                      мировой науке научных школ и участие
                      студентов, аспирантов и преподавателей
                      в разработке проблем фундаментальной и
                      прикладной науки непосредственно в
                      лабораториях научных институтов
                      Российской академии наук;
                      подготовка и издание учебников,
                      аккумулирующих новые достижения науки;
                      повышение престижа фундаментального
                      образования и создание благоприятных
                      условий для успешного обучения
                      студентов, развитие новых форм, включая
                      магистратуру;
                      создание современных образовательных
                      программ, учитывающих взаимодействие
                      естественно-научных и гуманитарных
                      знаний;
                      поддержка различных форм научного творчества
                      молодежи;
                      создание современной уникальной
                      приборно-аналитической базы совместных
                      фундаментальных исследований в вузах
                      и научных институтах, модернизация учебных
                      лабораторных практикумов;
                      создание баз данных по математическим,
                      естественно-научным и другим
                      фундаментальным дисциплинам;
                      обеспечение инфраструктуры
                      фундаментальной науки

Основные            - развитие совместных фундаментальных
направления           исследований, проводимых
реализации            высшими учебными заведениями,
Программы             Российской академией наук, отраслевыми
                      академиями наук и государственными
                      научными центрами Российской Федерации;
                      обеспечение взаимодействия академической
                      науки с образовательным процессом в высших
                      учебных заведениях;
                      формирование информационной базы
                      фундаментальных исследований в целях
                      совершенствования учебного процесса
                      в высших учебных заведениях;
                      развитие опытно-экспериментальной и
                      приборной базы фундаментальных исследований
                      для совместного использования научными
                      сотрудниками, преподавателями,
                      студентами и аспирантами высших учебных
                      заведений и научно-исследовательских
                      организаций;
                      поддержка экспедиционных и полевых
                      исследований, выполняемых научными
                      сотрудниками, преподавателями
                      и студентами высших учебных заведений
                      совместно с учеными Российской академии наук;
                      создание условий для повышения престижности
                      изучения фундаментальных наук в высших
                      учебных заведениях

Ожидаемые конечные  - создание наиболее эффективной системы
результаты            развития фундаментальных наук благодаря
реализации            кооперации ученых университетов, высших
Программы             учебных заведений и институтов Российской
                      академии наук, оптимальное решение проблем
                      сохранения ведущих научных школ и развития
                      приоритетных направлений, определяемых
                      государственной научно-технической политикой;
                      повышение качества математического и
                      естественно-научного образования, обновление
                      его содержания и создание современных
                      образовательно-профессиональных программ;
                      обновление приборной и информационной базы
                      фундаментального образования;
                      развитие новых форм организации учебного
                      процесса, индивидуализация обучения и
                      выявление талантливой молодежи;
                      создание научно-образовательных комплексов,
                      обеспечивающих взаимодействие фундаментальной
                      академической и вузовской науки как основы
                      подготовки кадров высшей квалификации

Объемы и источники  - всего - 3158 млрд. рублей
финансирования        (в ценах 1996 года)
Программы             за счет средств федерального бюджета,
                            из них:
                      Министерству общего и профессионального
                      образования Российской Федерации - 2729 млрд.
                      рублей, Российской академии наук - 429 млрд.
                      рублей

Система             - контроль за исполнением Программы
организации           осуществляют Министерство общего и
контроля за           профессионального образования Российской
исполнением           Федерации и Российская академия наук.
Программы             Ход работы по проектам и их итоги, оценка
                      их социальной и экономической эффективности,
                      а также научной значимости рассматриваются
                      советом Программы и принимаются заказчиком в
                      установленном порядке. Министерство общего и
                      профессионального образования Российской
                      Федерации и Российская академия наук
                      направляют ежегодно, до 1 февраля года,
                      следующего за отчетным, в Министерство
                      экономики Российской Федерации и Министерство
                      финансов Российской Федерации доклады о ходе
                      работ, предусмотренных Программой, и эффек-
                      тивности использования финансовых средств

          I. Обоснование необходимости принятия Программы

     Одним     из     существенных     недостатков    в    развитии
научно-технического  потенциала страны является все увеличивающийся
разрыв  между академической и вузовской фундаментальной наукой. Это
приводит  к  распылению  средств, разобщенности ученых и к снижению
качества   образования,   делает   практически   недоступными   для
студентов   и   аспирантов   лаборатории   и  уникальные  установки
институтов   Российской   академии   наук  и  отраслевых  академий.
Вследствие   недостаточного   финансирования   значительно  снижена
эффективность  таких форм подготовки специалистов, которые основаны
на  взаимодействии  ученых  высших  учебных  заведений и Российской
академии     наук,    и    прежде    всего    таких    форм,    как
научно-исследовательские  институты  при ряде ведущих университетов
страны   и  базовые  кафедры  при  научных  учреждениях  Российской
академии наук.
     В  то же время развитие новых форм образования, предполагающее
обеспечение  его  непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура
- докторантура,   требует   формирования   крупных   учебно-научных
комплексов,  центров. Для своего функционирования эти центры должны
обладать   хорошо   развитой   инфраструктурой,   в   том  числе  и
социальной,   иметь  уникальную  научную  аппаратуру  и  установки,
необходимые объемы лабораторного оборудования и реактивов.
     Все   большую   роль   в   подготовке  специалистов  играет  и
информационное   обеспечение   развития   фундаментальной  науки  и
образования.  Однако  реальная  ситуация  ведет  к  тому,  что  его
уровень   неуклонно  снижается  -  устаревают  учебники,  ученые  и
студенты  крайне  ограничены  в  поездках  на международные научные
мероприятия, отсутствует возможность стажировок.
     Одной   из   существенных  трудностей  в  современной  системе
высшего   профессионального   образования   является  недостаточная
разработка  некоторых  теоретических вопросов, в частности вопросов
соотношения   естественно-научных   и   гуманитарных   знаний   при
подготовке специалистов.
     Решение    вопросов    интеграции    высшего   образования   и
фундаментальной   науки   требует  разработки  федеральной  целевой
программы,  увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации
комплекса     научно-исследовательских,    социально-экономических,
правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.
     Федеральная   целевая   программа  "Государственная  поддержка
интеграции   высшего   образования   и   фундаментальной  науки  на
1997-2000   годы"  (далее  именуется  -  Программа)  разработана  в
соответствии  с  Указом  Президента Российской Федерации от 13 июня
1996 г. N 903.
     Программа  предусматривает  развитие  всех форм взаимодействия
академической    и    вузовской    науки,    поддержку   совместных
исследований,  проводимых  на  базе  Российской  академии наук и ее
региональных   отделений,  Российской  академии  медицинских  наук,
Российской  академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
архитектуры  и  строительных наук, Российской академии образования,
университетов  и высших учебных заведений, а также информационное и
приборное обеспечение учебного процесса.

                    II. Цели и задачи Программы

     Программа    направлена    на    углубление    и    расширение
взаимодействия  академической и вузовской науки, повышение качества
образования  с  целью  сохранения  и  развития  научно-технического
потенциала страны.
     Для   достижения  целей  Программы  предусматривается  решение
следующих задач:
     развитие  совместных  фундаментальных исследований, проводимых
в  высших  учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых
академиях   наук   и  государственных  научных  центрах  Российской
Федерации;
     обеспечение     взаимодействия     академической    науки    с
образовательным процессом в высших учебных заведениях;
     формирование  информационной базы фундаментальных исследований
в  целях  совершенствования  учебного  процесса  в  высших  учебных
заведениях;
     развитие    опытно-экспериментальной    и    приборной    базы
фундаментальных    исследований   для   совместного   использования
научными  сотрудниками,  преподавателями,  студентами,  аспирантами
высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
     поддержка  экспедиционных  и полевых исследований, выполняемых
научными  сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных
заведений совместно с учеными Российской академии наук;
     создание   условий   для   повышения   престижности   изучения
фундаментальных наук в высших учебных заведениях.

 III. Основные направления реализации Программы и план мероприятий

     Программа  является  составной  частью  комплекса мероприятий,
направленных  на  сохранение  и развитие основы научно-технического
потенциала  страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение
уровня   фундаментальной  подготовки  выпускников  университетов  и
вузов   грозит   нашей  стране  дальнейшим  отставанием  в  области
современных    наукоемких   технологий,   замедлением   темпов   ее
экономического  развития и утратой конкурентоспособности на мировом
рынке.
     Программа  должна  обеспечить условия для дальнейшего развития
фундаментальных   наук  путем  исследований,  проводимых  в  высших
учебных   заведениях,   особенно   в   классических  университетах,
совместно   с   Российской   академией  наук,  и  совершенствования
подготовки   студентов,  аспирантов  и  докторантов  для  работы  в
научных   организациях  и  образовательных  учреждениях  Российской
Федерации.  Основные направления Программы ориентированы на решение
важнейшей  задачи  государственной научно-технической политики - на
развитие  различных  форм  взаимодействия  университетов  России  с
академическими,  другими  научными  учреждениями с целью подготовки
высококвалифицированных   молодых   научно-педагогических   кадров,
способных   на  высоком  профессиональном  уровне  решать  ключевые
проблемы  научно-технического  и социально-экономического развития.
Решение    этой   проблемы   предполагает   создание   современного
приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.
     Программа   имеет   конкретную   направленность   на  развитие
научно-образовательной  инфраструктуры  России,  включая  кадровый,
информационный  и  приборный  компоненты,  в  результате чего будет
обеспечено   выполнение   любых   конкретных   задач,  поставленных
государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.
     Исходя  из  указанных целей и задач, Программа предусматривает
следующие пять направлений.

  1. Развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых
     в высших учебных заведениях, в Российской академии наук,
  в отраслевых академиях наук и в государственных научных центрах
                       Российской Федерации

     Особенностью   организации   фундаментальных   исследований  в
России   является   наличие   крупных  научных  школ  в  институтах
Российской   академии   наук,   университетах   и   высших  учебных
заведениях,  играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило
сформировать  систему образования, основанную на базовой подготовке
студентов  в  области  фундаментальных  наук,  отличную  от  многих
других систем, существующих в Европе и в США.
     На   базе   этой   системы   образования   ведется  подготовка
студентов,   аспирантов   и   докторантов,   готовятся   научные  и
педагогические   кадры  математиков,  физиков,  химиков,  биологов,
геологов  и  других  специалистов для всех вузов России, институтов
Российской  академии наук, других академий и отраслевых институтов.
Подготовка   специалистов   в   этих   областях   знаний,   имеющих
фундаментальное   образование   и   широкий   научный  кругозор,  в
последние  годы  испытывает  серьезные  сложности  из-за финансовых
проблем.
     Программой  предусмотрено  целевое  финансирование  совместных
фундаментальных  исследований в области математики, физики, химии и
других  фундаментальных  наук как необходимой основы для сохранения
и  дальнейшего  развития  уровня подготовки научно-педагогических и
научных   кадров.   Перспективная   талантливая   молодежь   должна
целенаправленно   привлекаться   к   участию   в   работе   научных
коллективов.  С  этой  целью  Программой  предусмотрено  расширение
участия  студентов  и  аспирантов  в работе российских научных школ
мирового   уровня,  а  также  обеспечение  стажировки  студентов  и
аспирантов   в   зарубежных   научных   центрах.  Предусматривается
развитие  новых  форм  подготовки  специалистов, ориентированных на
научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
     Программой  предусматривается возрождение финансовой поддержки
проведения   студенческих   научных  олимпиад,  конкурсов,  научных
молодежных   школ   и  конференций.  Специальное  внимание  уделено
финансированию    участия    талантливых   молодых   исследователей
университетов   в   международных   конгрессах  и  конференциях  по
фундаментальным проблемам науки.

2. Обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным
               процессом в высших учебных заведениях

     Наиболее    эффективной   формой   взаимодействия   вузовской,
академической  и  отраслевой  науки,  которая  успешно  развивалась
ранее  и  оказалась  не  реализованной из-за финансовых трудностей,
являлась  система  филиалов  кафедр университетов и вузов в научных
учреждениях  Российской  академии  наук и в отраслевых академиях, а
также     университетских     кафедр-лабораторий,    обеспечивавшая
интеграцию  образовательного  процесса  и  фундаментальных  научных
исследований   и   использовавшаяся   для  проведения  студенческих
практик,  для  выполнения  дипломных работ, подготовки аспирантов и
соискателей,   стажеров-исследователей.  Они  получали  возможность
работать  в  сильных  научных  коллективах, проникнуться атмосферой
научного поиска, принять участие в научных исследованиях.
     Такая  форма  взаимодействия  позволяет  ликвидировать  обычно
имеющийся  разрыв  в  5-7 лет между содержанием учебников и текущим
состоянием  науки. Поэтому укрепление и расширение системы филиалов
кафедр   является   одним   из   важных   направлений  эффективного
использования научных результатов в учебном процессе.
     Аналогичный   эффект   оказывает   и   привлечение  ученых  из
учреждений   Российской   академии   наук  и  других  академий  для
педагогической  работы  в  вузах. Поэтому поддержка преподавателей,
ученых   высшей   школы,  Российской  академии  наук  и  отраслевых
академий  наук,  преподающих основные курсы в вузах, является одним
из  условий результативности взаимодействия фундаментальной науки с
педагогическим процессом в вузах.
     Анализ  ситуации  с  молодыми  кадрами  показал  эффективность
внедрения  новых  форм  подготовки  специалистов,  в основу которых
были   положены   идеи,  реализованные  в  свое  время  академиками
М.А.Лаврентьевым   и   А.Н.Колмогоровым,  -  создание  при  крупных
научных  центрах  и ведущих университетах России колледжей, лицеев,
гимназий,  школ-интернатов.  Однако  работа  таких  образовательных
учреждений  наталкивается  на  очень  большие финансовые трудности.
Поэтому   предусматривается   поддержка   новых   форм   подготовки
специалистов,    включая   создание   университетами   и   научными
учреждениями  Российской  академии  наук  совместных учебно-научных
центров,   совместных   университетов   пред-   и   последипломного
образования.  Особого  внимания  требует  довузовское профилирующее
образование  в  различных  учебных  заведениях, функционирующих при
университетах  и вузах России и институтах Российской академии наук
и  ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук,
Российской  академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.

       3. Развитие опытно-экспериментальной и приборной базы
    фундаментальных исследований для совместного использования
 научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами
  высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций

     Общеизвестно,   что  современная  наука  развивается  на  базе
совершенных,  дорогостоящих,  уникальных  установок и приборов. Как
правило,  эти  установки являются базовыми для работы ученых разных
направлений  и  обеспечивают  работу  национальных  и международных
научных центров.
     Особая   важность   финансирования   научной   приборной  базы
обуславливается  ее необходимостью для решения приоритетных проблем
фундаментальной    науки,    возможностью    ее   использования   в
педагогическом  процессе  и  перспективами  создания  на  ее основе
творческого   коллектива  ученых  при  широком  участии  студентов,
аспирантов  и докторантов в научно-исследовательской работе. С этой
целью     необходимо     осуществить    приоритетное    обеспечение
оборудованием,   современной   технической   и  материальной  базой
российских   научных   школ  мирового  уровня,  закупку  зарубежной
уникальной  аппаратуры  и  ее  концентрацию  путем создания центров
коллективного  пользования  в  целях  обеспечения  нужд вузовской и
академической науки.
     Сейчас  создалась  ситуация, когда в научных лабораториях и на
кафедрах  вузов  разработаны  лабораторные  модели  ряда приборов и
установок,  которые  значительно  превосходят по техническим данным
существующие  зарубежные  аналоги  или  не  имеют  аналогов вообще.
Однако  промышленность  не  может  организовать  их производство. В
связи    с    этим    Программа    предусматривает   финансирование
соответствующих   работ  для  производства  уникальных  приборов  и
установок.  Потребуется государственная поддержка работ по созданию
макетов   и   опытных   образцов   по  результатам  фундаментальных
исследований,   проводимых  совместно  Российской  академией  наук,
университетами и вузами России.
     В   то   же  время  в  высших  учебных  заведениях  и  научных
учреждениях  Российской  академии  наук имеются установки, выход из
строя   которых  может  угрожать  безопасности  людей  или  вызвать
экологическую  катастрофу.  Очевидна необходимость профилактических
работ  на  таких  установках  и  поддержание их в режиме безопасной
работы,    исходя   из   чего   предусматривается   соответствующая
финансовая  поддержка,  прежде  всего  установок,  используемых как
высшей школой, так и Российской академией наук.

        4. Формирование информационной базы фундаментальных
     исследований в целях совершенствования учебного процесса
                    в высших учебных заведениях

     Несомненно,    наиболее   слабым   звеном   в   инфраструктуре
фундаментальной   науки   является   издание   научной   и  учебной
литературы,  организация  международного  межбиблиотечного  обмена.
Недостаточное  финансирование  издательской деятельности приводит к
тому, что теряются приоритеты, устаревают учебники.
     Программа   предусматривает   развитие   информационной   базы
фундаментальной  науки, поддержку издательской деятельности, прежде
всего    в   направлении   совершенствования   учебного   процесса,
обеспечения    новых    технологий   преподавания   фундаментальных
математических,   естественно-научных   и  гуманитарных  дисциплин.
Крайне  необходимым  для  успешного  осуществления  реформы высшего
образования  является  издание  учебной  литературы  в  виде  серии
учебников  и  учебных  пособий. Предусматривается поддержка изданий
научно-популярных   книг,  предназначенных  для  развития  интереса
школьников к естественным наукам.
     В   Программе   планируется   специальная  поддержка  научного
книгоиздания.   Необходимо   предусмотреть  выделение  средств  для
комплектования   библиотек   новыми   учебниками   и  монографиями,
приобретения  копировальной  техники,  а  также  для предоставления
подписки  на современные научные и образовательные журналы, которые
находятся   в  тяжелом  положении  (за  счет  подписки  их  издание
обеспечивается на 7-12 процентов).
     Одним   из   важных   направлений  информационной  базы  науки
является  участие  преподавателей, ученых высшей школы и Российской
академии  наук  в  международных  конгрессах, конференциях и других
научных  мероприятиях,  связанных  с  реализацией  Программы. Кроме
того,   необходимо  командирование  в  зарубежные  ведущие  научные
центры  для  научной  работы  преподавателей,  ученых высшей школы,
Российской   академии   наук  и  отраслевых  академий,  читающих  и
преподающих основные курсы в университетах и вузах.
     Формирование    информационной   базы   фундаментальных   наук
непосредственно   связано   с   дальнейшим  развитием  компьютерных
коммуникаций,  созданием баз данных по фундаментальным дисциплинам.
Предусматривается   также  создание  и  поддержание  единого  банка
данных  о  приборах и установках, разрабатываемых в университетах и
учреждениях  Российской  академии  наук  и  доведенных до товарного
вида.
     В  целях  поддержки лицензионной работы предполагается оказать
финансовую поддержку выставочной деятельности.

        5. Поддержка экспедиционных и полевых исследований,
        выполняемых научными сотрудниками, преподавателями
     и студентами высших учебных заведений совместно с учеными
                     Российской академии наук

     Экспедиционные  и  полевые исследования имеют особое значение,
в  первую  очередь  для биологических наук, наук о Земле, истории и
археологии.  Однако  практически  весь  комплекс  этих работ сейчас
свернут  из-за  высокой стоимости транспорта и проживания. Вместе с
тем  Российская  Федерация  в связи с распадом СССР лишилась многих
уникальных  месторождений,  в  том  числе и важных для национальной
безопасности.  Безвозвратно гибнут памятники истории и архитектуры,
уничтожается живая природа.
     В   связи  с  этим  в  Программе  предусматривается  выделение
средств   на   экспедиционные   и   полевые  исследования,  включая
студенческую   практику,  а  также  участие  в  этих  исследованиях
дипломников, аспирантов и преподавателей.

          IV. Объемы и источники финансирования Программы

     Основным  источником ресурсного обеспечения Программы является
бюджетное финансирование.
     В  отличие  от  других  целевых  программ федерального и иного
уровня,   принципов   финансирования  фундаментальных  исследований
Российским   фондом   фундаментальных  исследований  финансирование
Программы  предполагает  направление  финансовых  средств  лишь  на
целевые  расходы,  связанные  с  выплатой разовых платежей на цели,
предусмотренные   Программой.  Программа  состоит  из  совокупности
независимых  проектов, которые могут выполнятся в условиях разового
финансирования.
     Расходы  на  капитальное  строительство  могут быть направлены
только на цели, предусмотренные разделами I и II Программы.

                 Источники и объемы финансирования

                                  млрд. рублей, в ценах 1996 года
------------------------------------------------------------------
Направление расходов и  ¦ Всего  ¦ 1997   ¦ 1998   ¦ 1999   ¦2000
источники               ¦        ¦ год    ¦ год    ¦ год    ¦год
финансирования          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
------------------------------------------------------------------

Финансовые затраты -     3158     782      786      788      802
всего
   в том числе из:
федерального бюджета     3158     782      786      788      802
внебюджетных источников  -        -        -        -        -

Государственные          200      50       50       50       50
инвестиции - всего
   в том числе:
Министерство общего и    100      25       25       25       25
профессионального
образования Российской
Федерации                100      25       25       25       25
Российская академия наук

НИОКР - всего            458      120      114      114      110
   в том числе:
Министерство общего и    229      60       57       57       55
профессионального
образования Российской
Федерации
Российская академия наук 229      60       57       57       55

Прочие текущие           2500     612      622      624      642
расходы - всего
   в том числе:
Министерство общего и    2400     587      597      599      617
профессионального
образования Российской
Федерации                100      25       25       25       25
Российская академия наук

     Финансирование            научно-исследовательских           и
опытно-конструкторских   работ   и   прочих   текущих  расходов  по
Программе  осуществляется  за  счет  средств  федерального  бюджета
целевым  назначением  через Министерство общего и профессионального
образования  Российской  Федерации  и  Российскую  академию  наук в
пределах выделяемых им ассигнований.

    V. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее
                            выполнения

     Государственным  заказчиком  Программы  являются  Министерство
общего  и  профессионального  образования  Российской  Федерации  и
Российская академия наук.
     Управление  Программой  осуществляет  совет,  в который входят
представители  Министерства  общего и профессионального образования
Российской  Федерации,  Российской  академии  наук, других основных
исполнителей Программы.
     Реализация  Программы  осуществляется  на  широкой  конкурсной
основе.
     Сообщение   о   конкурсе   публикуется  в  средствах  массовой
информации,   изданиях   Министерства  общего  и  профессионального
образования  Российской  Федерации,  Российской  академии наук и ее
региональных отделений за 6 месяцев до его проведения.
     Информационное  сообщение  содержит  сведения  о  проектах, по
которым  объявляется  конкурс,  сроках  и  порядке  его проведения,
форме предоставления материалов.
     Проекты-заявки   на  конкурс  принимаются  от  высших  учебных
заведений  и  научно-исследовательских  организаций, осуществляющих
фундаментальные  исследования.  Проекты  должны  носить комплексный
характер  и  основываться  на  совместных  работах и исследованиях,
проводимых   учеными   высших  учебных  заведений  и  академических
институтов.
     Работы, поступившие на конкурс, проходят экспертизу.
     Содержанием  экспертизы  является  оценка  научных  достоинств
проекта,  его  значение  для  совершенствования  учебного процесса,
реальность  выполнения  работы  в  срок  и в пределах установленных
размеров  финансирования. Экспертиза проектов-заявок осуществляется
группами  экспертов  по  направлениям  Программы.  При формировании
экспертных  групп  обязательным  является  включение  в  их  состав
представителей  ведущих университетов и академических институтов из
различных регионов страны.
     Председатели   групп   экспертов   по  направлениям  Программы
утверждаются советом Программы.
     Совет Программы:
     принимает  решение  об объявлении конкурса и о его результатах
на основе экспертных заключений;
     организует  рассмотрение  поступивших проектов-заявок, включая
их экспертизу;
     определяет   структуру   конкурсных  проектов,  требования  по
оформлению представляемых материалов;
     рассматривает  результаты  выполнения  Программы  в целом и по
каждому из направлений.
     Совет   Программы   возглавляют   сопредседатели,   являющиеся
руководителями  Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации и Российской академии наук.
     Текущее   управление   Программой,   включая  сбор,  анализ  и
обобщение    материалов   проектов-заявок   участников   Программы,
организацию   работы  экспертных  групп,  сбор  информации  о  ходе
выполнения  проектов  и  подготовку материалов для сводных отчетов,
осуществляется дирекцией Программы.
     Контроль     за     исполнением    Программы    осуществляется
Министерством  общего  и  профессионального  образования Российской
Федерации  и Российской академией наук. Ход работы по проектам и их
итоги,   оценка  их  социальной  и  экономической  эффективности  и
научной  значимости рассматриваются советом Программы и принимаются
заказчиком в установленном порядке.
     С   учетом   выделяемых  на  реализацию  Программы  финансовых
средств   Министерство   общего   и  профессионального  образования
Российской  Федерации  и Российская академия наук при необходимости
по  согласованию  с  Министерством экономики Российской Федерации и
Министерством   финансов   Российской  Федерации  уточняют  целевые
показатели,  в  том  числе включение и исключение проектов, затраты
по   программным   мероприятиям,   состав   исполнителей,  механизм
реализации.
     Ежегодно,    до    1    февраля,    Министерство    общего   и
профессионального  образования  Российской  Федерации  и Российская
академия   наук  направляют  в  Министерство  экономики  Российской
Федерации  и  Министерство  финансов Российской Федерации доклады о
ходе   работ   по   Программе   и  об  эффективности  использования
финансовых средств.

                                 VI. Система программных мероприятий

------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                  ¦ Срок     ¦   Сметная стоимость     ¦
                                  ¦ выполне- ¦       программных       ¦
                                  ¦ ния,     ¦мероприятий, млрд. рублей¦
                                  ¦ заказчик +-------------------------¦     Ожидаемые конечные
                                  ¦          ¦1997-2000¦ В том числе   ¦        результаты
                                  ¦          ¦  годы - +---------------¦     реализации Программы
                                  ¦          ¦  всего  ¦ 1997 ¦  1998- ¦
                                  ¦          ¦         ¦ год  ¦  2000  ¦
                                  ¦          ¦         ¦      ¦ годы   ¦
------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.   Развитие          совместных  1997-2000  545        135     410     повышение качества
     фундаментальных               годы                                  образования,
     исследований,  проводимых  в  Министер-                             обеспечивающего научную и
     высших  учебных  заведениях,  ство                                  экономическую независимость
     Российской  академии   наук,  общего и                              и безопасность государства,
     отраслевых  академиях наук и  професси-                             благополучие граждан
     государственных      научных  онального
     центрах Российской Федерации  образова-
                                   ния
                                   Российской
                                   Федерации,
                                   Российская
1.1. Обеспечение       проведения  академия
     фундаментальных               наук
     исследований,    выполняемых
     совместно учеными Российской
     академии наук и высшей школы
     и   способствующих  развитию
     образования   и   разработке
     образовательных программ (10
     проектов)

1.2. Создание правовой          и                                        разработка правовых и
     нормативной            базы,                                        нормативных
     способствующей      развитию                                        документов, регулирующих
     фундаментальных    наук   (2                                        развитие фундаментальных
     проекта)                                                            исследований

1.3. Развитие             системы                                        создание системы
     непрерывного    образования:                                        преемственных
     школа - вуз - аспирантура  -                                        государственных
     докторантура     как    базы                                        образовательных
     подготовки                                                          стандартов общего и
     научно-педагогических кадров                                        профессионального
     (6 проектов)                                                        образования

1.4. Создание системы   поощрения                                        повышение престижа и
     студентов    и   аспирантов,                                        создание условий для
     проводящих        совместные                                        успешного обучения
     исследования    в    научных                                        студентов математических и
     учреждениях       Российской                                        естественно-научных
     академии наук и высшей школы                                        факультетов

1.5. Поддержка обучения         и                                        освоение достижений
     стажировок          наиболее                                        мировой науки в области
     способных студентов (1000                                           математических и
     чел.)   и   аспирантов  (100                                        и естественных наук.
     чел.)  в   ведущих   научных                                        Утверждение престижа
     центрах мира                                                        российской высшей школы

1.6. Воссоздание     студенческих                                        создание условий для
     научных олимпиад, конкурсов,                                        выявления наиболее
     научных  молодежных  школ  и                                        талантливой молодежи
     конференций (150 проектов)                                          и индивидуализации
                                                                         образования

1.7. Обеспечение          участия                                        развитие коммуникативных
     талантливых          молодых                                        возможностей для молодых
     исследователей университетов                                        исследователей
     в международных конференциях
     по фундаментальным проблемам
     математических             и
     естественных наук (150 чел.)

1.8. Развитие             научных                                        создание учебно-
     исследований    и   создание                                        методических комплексов,
     образовательно-профессио-                                           обеспечивающих развитие
     нальных            программ,                                        междисциплинарных
     направленных   на   взаимное                                        образовательных программ
     проникновение
     фундаментальных,
     естественно-научных        и
     гуманитарных   знаний    (10
     проектов)

2.   Обеспечение   взаимодействия  1997-2000  546        136     410
     академической     науки    с  годы
     образовательным процессом  в  Министер-
     высших учебных заведениях     ство
                                   общего и
                                   професси-
                                   онального
                                   образова-
                                   ния
                                   Российской
                                   Федерации,
                                   Российская
                                   академия
                                   наук

2.1. Развитие системы  совместных                                        интеграция вузов,
     учебно-научных      центров,                                        Российской академии
     филиалов   университетов   и                                        наук и других академий
     кафедр    университетов    в                                        в подготовке студентов и
     научных          учреждениях                                        научных сотрудников
     Российской  академии  наук и
     отраслевых   академий   (100
     проектов)

2.2. Развитие системы  колледжей,                                        развитие существующих и
     лицеев,            гимназий,                                        создание новых центров
     школ-интернатов при  крупных                                        специализированной
     научных  центрах  и  ведущих                                        подготовки школьников при
     университетах  России   (100                                        университетах и научных
     проектов)                                                           центрах Российской
                                                                         академии наук

2.3. Поддержка     инфраструктуры                                        создание инфраструктуры,
     крупных       учебно-научных                                        обеспечивающей
     центров,   образованных   на                                        функционирование
     базе     университетов     и                                        учебно-научных
     институтов        Российской                                        центров
     академии наук (50 проектов)

2.4. Разработка новых        форм                                        предоставление гражданам
     высшего    профессионального                                        новых возможностей в
     образования (10 проектов)                                           получении образования,
                                                                         индивидуализация
                                                                         образовательных программ

3.   Развитие                      1997-2000  886        219     667
     опытно-экспериментальной   и  годы
     приборной               базы  Министер-
     фундаментальных исследований  ство
     для              совместного  общего и
     использования       научными  професси-
     сотрудниками,                 онального
     преподавателями, студентами,  образова-
     аспирантами  высших  учебных  ния
     заведений                  и  Российской
     научно-исследовательских      Федерации,
     организаций                   Российская
                                   академия
                                   наук

3.1. Обеспечение          научным                                        модернизация и создание
     оборудованием,   современной                                        современной
     технической  и  материальной                                        приборно-аналитической
     базой   Российской  академии                                        базы фундаментальных
     наук, университетов и вузов,                                        исследований в вузах
     имеющих     научные    школы
     мирового  уровня  в  области
     математики,        механики,
     физики,  химии,  биологии  и
     наук  о  Земле  и проводящих
     совместные исследования (100
     проектов)

3.2. Создание             центров                                        повышение эффективности
     коллективного    пользования                                        использования
     для   нужд    вузовской    и                                        приборной базы
     академической         науки,
     оснащение   их   современной
     научной    аппаратурой    (5
     проектов)

3.3. Развитие на             базе                                        производство новейших
     университетов,    вузов    и                                        приборов и установок
     институтов        Российской                                        для учебного и
     академии     наук    опытных                                        научного процессов
     производств по  изготовлению
     приборов     и    установок,
     которые          превосходят
     зарубежные  аналоги  или  не
     имеют аналогов (40 проектов)

3.4. Обеспечение            вузов                                        обеспечение
     необходимыми материалами для                                        работоспособности
     проведения      лабораторных                                        лабораторий, центров,
     занятий,   для   курсовых  и                                        кафедр систематическим
     дипломных работ студентов по                                        снабжением реактивами,
     физике,   химии,   биологии,                                        материалами и т. п.
     геологии (500 проектов)

3.5. Поддержание в        рабочем                                        создание системы
     состоянии         установок,                                        обеспечения
     необходимых   для    научной                                        работоспособности
     деятельности,   установок  в                                        установок как
     университетах   и    научных                                        необходимая основа
     учреждениях       Российской                                        интеграции научного
     академии наук (100 проектов)                                        и учебного процессов

4.   Формирование  информационной  1997-2000  886        219     667
     базы         фундаментальных  годы
     исследований     в     целях  Министер-
     совершенствования   учебного  ство
     процесса  в  высших  учебных  общего и
     заведениях                    професси-
                                   онального
                                   образова-
                                   ния
                                   Российской
                                   Федерации,
                                   Российская
                                   академия
                                   наук

4.1. Издание научной  и   учебной                                        подготовка на базе новой
     литературы     в     области                                        учебной и научной
     фундаментальных наук,  в том                                        литературы современных
     числе   серии   учебников  и                                        специалистов, способных
     учебных    пособий     (1000                                        обеспечить научный и
     проектов)                                                           технический прогресс

4.2. Организация и      поддержка  1997-2000                             обеспечение преподавателей
     международного                годы                                  и научных работников
     межбиблиотечного обмена (300  Министер-                             информацией
     проектов)                     ство                                  о мировых достижениях в
                                   общего и                              области
                                   професси-                             фундаментальных
                                   онального                             исследований
                                   образова-
                                   ния
                                   Российской
                                   Федерации,
                                   Российская
                                   академия
                                   наук

4.3. Развитие новых    технологий                                        повышение эффективности
     преподавания фундаментальных                                        образовательного
     дисциплин (50 проектов)                                             процесса

4.4. Развитие             издания                                        пропаганда
     научно-популярных   книг   в                                        естественно-научных
     области  естественных   наук                                        знаний среди молодежи
     (250 проектов)

4.5. Поддержка издания    научных                                        создание информационной
     журналов,   прежде  всего  в                                        базы для подготовки
     области          математики,                                        специалистов
     механики,   физики,   химии,                                        на соответствующем
     биологии и наук о Земле (150                                        современным
     проектов)                                                           требованиям уровне

4.6. Комплектование     библиотек                                        создание информационной
     новыми           учебниками,                                        базы для подготовки
     монографиями,     подписными                                        специалистов на соответ-
     изданиями (1000 проектов)                                           ствующем современным
                                                                         требованиям уровне

4.7. Обеспечение          участия                                        расширение возможностей
     преподавателей,       ученых                                        для обмена результатами
     высшей  школы  и  Российской                                        научных исследований
     академии        наук       в
     международных    конгрессах,
     конференциях     и    других
     научных        мероприятиях,
     связанных  с  реализацией
     Программы (1000 заявок)

4.8. Командирование в  зарубежные                                        обеспечение преподавателям
     ведущие  научные  центры для                                        и ученым возможности
     научной               работы                                        освоения идей и методов
     преподавателей,       ученых                                        проведения научных
     высшей   школы,   Российской                                        исследований в зарубежных
     академии  наук  и отраслевых                                        ведущих научных центрах,
     академий   наук,    читающих                                        развитие профессиональных
     основные       курсы       в                                        контактов
     университетах (200 проектов)

4.9. Создание баз данных по                                              развитие компьютерных
     фундаментальным                                                     коммуникаций, повышение
     дисциплинам (100 проектов)                                          эффективности процесса
                                                                         модернизации приборной
                                                                         базы научного и учебного
                                                                         процессов

4.10.Поддержка музеев,  созданных
     при  университетах,  вузах и
     академических     институтах
     (200 проектов)

5.   Поддержка экспедиционных   и  1997-2000  95         73      22
     полевых        исследований,  годы
     выполняемых         научными  Министер-
     сотрудниками,                 ство
     преподавателями и студентами  общего и
     высших   учебных   заведений  професси-
     совместно     с      учеными  онального
     Российской академии наук      образова-
                                   ния
                                   Российской
                                   Федерации,
                                   Российская
                                   академия
                                   наук

5.1. Поддержка экспедиционных   и                                        проведение геологических,
     полевых    исследований    с                                        географических,
     участием        дипломников,                                        биологических, почвенных,
     аспирантов  и преподавателей                                        историографических
     вузов (500 проектов)                                                и археологических
                                                                         экспедиционных работ с
                                                                         участием преподавателей,
                                                                         аспирантов и докторантов
                                                                         как необходимой базы
                                                                         совершенствования
                                                                         педагогического и научного
                                                                         процессов

5.2. Поддержка       студенческой
     практики (250 проектов)


     Примечание. Сметная стоимость конкретных программных мероприятий (проектов)
                 и состав затрат определяются по результатам экспертизы конкурсных проектов.


                                             ____________

Информация по документу
Читайте также