Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 729ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 15 октября 2001 г. N 729 г. Москва О государственной программе "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы В целях обеспечения государственной поддержки военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и членов их семей Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа). 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы (подпрограммы) социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотрев в них в том числе реализацию мероприятий Программы. 3. Финансирование мероприятий Программы осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Размер выделяемых средств федерального бюджета ежегодно уточняется с учетом его возможностей. 4. Министерству образования Российской Федерации обеспечить координацию и контроль образовательной деятельности центров социальной адаптации военнослужащих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 729 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВОЛЬНЕНИЮ ИЗ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ" НА 2002-2005 ГОДЫ I. Введение Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Программа направлена на реализацию государственной политики в области социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению в 2002-2005 годах, и членов их семей. Реализация Программы будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе и армейской среде путем многоплановой подготовки военнослужащих к условиям гражданской жизни. Государственными заказчиками Программы являются Министерство обороны Российской Федерации (координатор Программы), Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Происшедшие за последнее десятилетие изменения в политической системе и экономической жизни России потребовали глубокого реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации порождает острую социальную проблему, связанную с адаптацией к новым условиям жизни и деятельности граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда. За сравнительно короткий срок в структуре населения России сформировалась многочисленная группа риска из числа бывших военнослужащих. Большинство увольняемых в связи с сокращением численности Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, находящихся в трудоспособном возрасте и имеющих высокий образовательный уровень, готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях, стать важной опорой экономических реформ. Указанные проблемы возможно решить путем разработки и реализации мер по профессиональной ориентации, переподготовке, трудоустройству и социально-психологической поддержке, составляющих систему социальной адаптации военнослужащих. Программа предусматривает решение проблем социально-профессиональной адаптации военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, прежде всего силами и средствами самой военной организации при целенаправленной поддержке государства. III. Основная цель и задачи Программы Основной целью Программы является комплексное решение на государственном уровне проблем профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей. Задачами Программы являются: создание постоянно действующей в военных округах и на флотах системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению; организация заблаговременного консультирования, профессиональной ориентации и психологической поддержки военнослужащих, подлежащих увольнению; создание возможности для получения военнослужащими в год их увольнения с военной службы одной из гражданских специальностей, востребованных на региональном рынке труда; создание благоприятных условий для реформирования действующих центров переподготовки и формирования системы социальной адаптации военнослужащих; создание условий для трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, после получения ими гражданских специальностей; предоставление адресной методической, консультационной, информационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям, создаваемым гражданами, уволенными с военной службы; совершенствование системы квотирования рабочих мест в государственных организациях (предприятиях, учреждениях) для граждан, уволенных с военной службы, прошедших профессиональную переподготовку; обеспечение межведомственной координации в области переподготовки, трудоустройства и вовлечения в предпринимательскую деятельность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. IV. Сроки и этапы реализации Программы Программа будет реализовываться в течение 2002-2005 годов в два этапа: I этап (2002 год) - создание основ системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей. В этот период в органах военного управления и субъектах Российской Федерации создаются советы по социальной адаптации военнослужащих, организуется работа справочно-консультационных пунктов; II этап (2003-2005 годы) - создание системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. На этом этапе создается объединенная информационная система Министерства обороны Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации, разворачивается сеть агентств по трудоустройству граждан, уволенных с военной службы. V. Система программных мероприятий Программные мероприятия согласно приложению объединены по следующим направлениям: нормативное правовое обеспечение системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей; профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей; профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей; трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность; научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение, международное сотрудничество в области социальной адаптации военнослужащих. Нормативное правовое обеспечение системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей Реализация программных мероприятий позволит создать необходимую законодательную базу для комплексного решения вопросов социальной адаптации военнослужащих. В процессе реализации Программы предусматривается подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность основных исполнителей Программы, а также порядок и условия профессиональной переподготовки военнослужащих в год увольнения с военной службы. Для решения проблем, вызванных несовершенством законодательной базы, предусматривается разработка предложений о внесении изменений (дополнений) в действующие нормативные правовые акты. Для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена выработка рекомендаций по методике разработки региональных программ социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с учетом демографической обстановки и потребностей региональных рынков труда. Намечается выпуск учебно-методической литературы, сборников нормативных правовых актов по вопросам профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Планируется совершенствование методики их переподготовки, широкий обмен опытом работы учебных центров, улучшение информационной и прогнозно-аналитической работы. Для решения проблем финансирования мероприятий Программы необходимо разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий финансовые отношения, в том числе использования средств внебюджетных источников. Профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей Предусмотрено проведение мероприятий по упорядочению работы, связанной с консультированием и профессиональной ориентацией. Планируется создание сети справочно-консультационных пунктов при воинских частях, военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения), военных комиссариатах, территориальных органах Министерства труда и социального развития Российской Федерации и подразделениях государственной службы занятости населения, их оснащение необходимой оргтехникой и сборниками нормативных правовых актов. В дополнение к существующим потребуется оснащение около 500 справочно-консультационных пунктов. Планируется разработка и доведение до воинских частей и военных комиссариатов справочно-информационной литературы и выпуск информационных бюллетеней по рассматриваемой проблеме. Профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей В рамках реализации мероприятий по переподготовке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, по гражданским специальностям предусматривается создать сеть центров социальной адаптации военнослужащих в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округах (на флотах), а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Основой для формирования центров будет служить учебно-материальная база и фонды действующих центров переподготовки военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. На центры возлагается организационное и научно-методическое руководство, проведение комплекса мероприятий по профессиональной ориентации, переподготовке и трудоустройству прошедших обучение военнослужащих и содействие в организации ими после увольнения с военной службы предприятий малого и среднего бизнеса. Координирующим органом системы социальной адаптации военнослужащих является Министерство обороны Российской Федерации (Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас). Общую координацию работы в этой области осуществляет Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Контроль образовательной деятельности центров социальной адаптации обеспечивает Министерство образования Российской Федерации. Предусмотрено проведение мероприятий по упорядочению системы переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению, по гражданским специальностям на основе анализа потребности этой категории населения в дополнительном профессиональном обучении. Трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2002-2005 годы ситуация на рынке труда России в целом, а также значительная дифференциация уровней фактической и регистрируемой безработицы (от относительного благополучия до критической) в отдельных регионах свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также заинтересованных общественных организаций. В настоящее время наиболее перспективным направлением является обеспечение занятости граждан, уволенных с военной службы, через специализированные подразделения, создаваемые в биржах труда, и трудовые агентства, которые ориентированы на работу только с этой категорией населения, хорошо знают их профессиональные возможности и запросы, особенности психологического состояния. Эти организации целенаправленно накапливают информацию о вакансиях соответствующего уровня и профиля, осуществляют системный поиск рабочих мест, устанавливают устойчивые контакты с работодателями. Одним из направлений трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, является их вовлечение в предпринимательскую деятельность. Для вовлечения граждан, уволенных с военной службы, в предпринимательскую деятельность и эффективного развития малого предпринимательства в высвобождаемых военных городках необходимо взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение, международное сотрудничество в области социальной адаптации военнослужащих Поскольку впервые в практике военно-социальной работы предусматривается системное решение вопросов интеграции военнослужащих в гражданское общество, необходима их теоретическая и организационная разработка. В связи с этим предусмотрены проведение научно-исследовательских работ по актуальным проблемам социальной политики в военной области, подготовка научно-методических, информационных материалов, издание специализированной литературы. В целях координации деятельности и повышения эффективности мероприятий Программы предусматривается создание единой информационной сети Министерства обороны Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. На первом этапе Программы создается информационный центр Министерства обороны Российской Федерации, а на втором - единая информационная система с использованием каналов и средств связи государственных заказчиков и основных исполнителей Программы. При реализации программных мероприятий важная роль отводится международному сотрудничеству. При организации взаимодействия с иностранными партнерами будет использован опыт, приобретенный в ходе выполнения российско-германской и российско-британской программ, проектов ТАСИС Комиссии Европейского союза, а также в результате сотрудничества с международными фондами и организациями социальной направленности. VI. Ресурсное обеспечение Программы Для реализации Программы необходимы финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы. Степень обеспечения ресурсами является определяющим фактором реализации Программы. Для реализации Программы в целом необходимо затратить 1104,483 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 553,919 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 550,564 млн. рублей. Затраты на 2002 год составят 321,879 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 165,619 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 156,26 млн. рублей. По разделам Программы эти средства распределяются по следующим направлениям (на 2002-2005 годы): нормативное правовое обеспечение системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей - 5 млн. рублей (в 2002 году - 3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета); профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей - 6,8 млн. рублей (в 2002 году - 4 млн. рублей, в том числе 2,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета); профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей - 948,824 млн. рублей (в 2002 году - 266,005 млн. рублей, в том числе 132,109 млн. рублей за счет средств федерального бюджета); трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность - 108,459 млн. рублей (в 2002 году - 28,774 млн. рублей, в том числе 7,91 млн. рублей за счет средств федерального бюджета); научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение и международное сотрудничество - 35,4 млн. рублей (в 2002 году - 20,1 млн. рублей за счет средств федерального бюджета). Финансирование Программы осуществляется за счет: средств федерального бюджета, выделяемых в соответствующем году на профессиональную переподготовку военнослужащих, подлежащих увольнению, по сметам Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 701 "О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей"; части средств федерального бюджета, выделяемых по разделу "Расходы на проведение военной реформы" по сметам Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба; средств внебюджетных источников, в том числе средств негосударственных фондов и международных организаций. Кроме того, реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. Привлечение этих средств осуществляется на основе соглашений, договоров и контрактов, заключаемых в ходе реализации Программы. Финансовое обеспечение Программы планируется с учетом следующих данных: в консультировании и профориентировании нуждаются 100 процентов увольняемых офицеров, прапорщиков и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов и старшин (далее именуются - контрактники): (тыс. человек) ------------------------------------------------------------------- Федеральные ¦ Всего ¦ В том числе органы ¦ +------------------------------------- исполнительной ¦ ¦ офицеры ¦ прапорщики ¦контрактники власти ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------- Минобороны России 203 150 45 8 МВД России 35,8 8,32 10,48 17 ФПС России 15 3,45 2,95 8,6 ФСЖВ России 3,2 1,36 1,04 0,8 МЧС России 9,025 5,432 1,111 2,482 ФАПСИ 3,2 1,92 0,8 0,48 Другие 20 10 6 4 Итого 289,225 180,482 67,381 41,362 В профессиональном обучении нуждаются около 50 процентов увольняемых офицеров, прапорщиков и контрактников: (тыс. человек) ------------------------------------------------------------------- Федеральные ¦ Всего ¦ В том числе органы ¦ +------------------------------------- исполнительной ¦ ¦ офицеры ¦ прапорщики ¦контрактники власти ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------- Минобороны России 101,5 75 22,5 4 МВД России 17,9 4,16 5,24 8,5 ФПС России 7,5 1,725 1,475 4,3 ФСЖВ России 1,6 0,68 0,52 0,4 МЧС России 4,513 2,716 0,556 1,241 ФАПСИ 1,6 0,96 0,4 0,24 Другие 10 5 3 2 Итого 144,613 90,241 33,691 20,681 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 701 профессиональное обучение осуществляется в год увольнения с военной службы за счет средств федерального бюджета, выделяемых по сметам Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Предполагается, что после завершения службы без предварительного профессионального обучения может быть трудоустроено около 50 процентов уволенных офицеров, прапорщиков и контрактников. Расчет необходимых средств произведен исходя из следующих показателей: средний показатель стоимости консультирования по субъектам Российской Федерации принят в размере 23,52 рубля на одного человека. Учитывая, что в среднем в консультировании нуждаются 100 процентов увольняемых военнослужащих, общий объем средств составляет 6,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,3 млн. рублей; переподготовка офицеров по 500-часовой программе составляет, по статистическим данным, в среднем до 6 тыс. рублей на одного человека, прапорщики и контрактники нуждаются, в основном, в профессиональной переподготовке по рабочим специальностям, стоимость которой на одного человека составляет 2,5 тыс. рублей. Таким образом, средняя стоимость обучения одного человека составляет 4,6 тыс. рублей. С учетом того, что правом на профессиональную переподготовку воспользуются около 50 процентов увольняемых офицеров, прапорщиков и контрактников (около 150 тыс. человек) и 10-12 процентов членов их семей, затраты по данному разделу составят 948,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 476,2 млн. рублей; стоимость услуг по оказанию содействия в трудоустройстве в среднем составляет 750 рублей на одного человека (размещение резюме в базах данных, организация ярмарок вакансий, поиск рабочих мест, реклама и т. д.). Общий объем средств по данному разделу составит 108,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 32 млн. рублей. Исполнители программных мероприятий в пределах выделенных им средств организуют деятельность подведомственных центров социальной адаптации военнослужащих. VII. Организация управления Программой и механизм ее реализации Координатор Программы совместно с государственными заказчиками организует работу по реализации Программы в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, родах войск, военных округах, на флотах и в субъектах Российской Федерации, подготавливает обоснования, соглашения и договоры и проводит необходимые мероприятия по их выполнению. Головными исполнителями мероприятий Программы являются Министерство обороны Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас. Межведомственную и межгосударственную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас). Оперативное управление и координацию хода выполнения Программы осуществляет объединенная исполнительная дирекция (далее именуется - дирекция), формируемая координатором Программы из числа основных исполнителей Программы, представителей профсоюзов, общественных объединений и организаций. Реализация Программы осуществляется в соответствии с ежегодными планами выполнения программных мероприятий, а также на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на основе конкурсов, проводимых координатором Программы в установленном порядке. Участие организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе соглашений и договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании работ. Одновременно с этим осуществляются мероприятия по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования программных мероприятий. VIII. Контроль за ходом реализации Программы Контроль за реализацией Программы в целом осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. Министерство образования Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации осуществляет контроль за организацией переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и соблюдением государственных образовательных стандартов. Дирекция Программы представляет государственному заказчику - координатору Программы в установленные сроки следующие данные: количество военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей, получивших профессиональную консультацию; количество лиц, прошедших переподготовку в учебных центрах и других образовательных учреждениях - участниках Программы (по регионам и профессиям); средняя стоимость затрат на переподготовку военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (по регионам и профессиям); количество трудоустроенных из числа лиц, прошедших переподготовку (по регионам и профессиям); результаты научно-исследовательских работ; результаты международного сотрудничества в области социальной адаптации военнослужащих; бухгалтерская отчетность; результаты проведенных проверок деятельности учебных центров, центров социальной адаптации и образовательных учреждений - участников Программы. IX. Оценка эффективности реализации Программы К концу 2005 года до 300 тыс. военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей должна быть оказана государственная поддержка по социальной адаптации, около 150 тыс. увольняемых военнослужащих и до 30 тыс. членов их семей представится возможность прохождения профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации) с последующим трудоустройством. Ожидается, что не менее 85-90 процентов прошедших обучение будут трудоустроены. Кроме того, предусматривается вовлечь в предпринимательскую деятельность до 30 тыс. граждан, уволенных с военной службы. Могут быть трудоустроены без дополнительного профессионального обучения до 140 тыс. граждан, уволенных с военной службы. Реализация Программы позволит оказать государственную поддержку значительному числу военнослужащих, подлежащих увольнению, снизить социальную напряженность в армейской среде и в обществе в целом, направить в народное хозяйство большое количество высококвалифицированных специалистов. ______________ ПРИЛОЖЕНИЕ к государственной программе "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы Мероприятия государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ Срок ¦ Головные ¦Источник ¦ Стоимость ¦ Ожидаемые Мероприятия ¦испол- ¦ исполнители ¦финанси- ¦(млн. рублей, в ¦ результаты ¦нения ¦ ¦рования ¦ценах 2001 года) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2002- ¦ в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы - ¦ 2002 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ год ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ I. Нормативное правовое обеспечение системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей 1. Подготовка с 2002- Минобороны феде- 2 0,5 совершенствование привлечением специалистов 2003 России, ральный нормативной научно-исследовательских годы МВД России, бюджет правовой базы по и образовательных ФПС России, вопросам учреждений и издание МЧС России, социальной нормативных правовых ФАПСИ, адаптации актов, регламентирующих Минтруд России, военнослужащих, деятельность основных Минобразование подлежащих исполнителей Программы, а России, увольнению с также порядок и условия ФСЖВ России, военной службы, профессиональной Спецстрой и членов их семей переподготовки России военнослужащих по одной из гражданских специальностей в год увольнения с военной службы 2. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих законопроектов: внесение изменений в 2002 Минобороны феде- в пределах уточнение Федеральный закон "О год России, ральный средств формулировки статусе военнослужащих" Минтруд России, бюджет федерального закона с целью (в части, касающейся Минобразование бюджета, обеспечения обеспечения граждан, России, предусмотренных адресной поддержки уволенных с военной МВД России, исполнителям наиболее службы с правом на ФПС России нуждающихся в пенсию, по состоянию профессиональном здоровья или в связи с обучении организационно-штатными мероприятиями, получения бесплатного профессионального образования) проекты федеральных 2002- Минобороны феде- в пределах нормативная законов, включающих 2003 России, ральный средств правовая база вопросы социальной годы МВД России, бюджет федерального формирования адаптации увольняемых ФПС России, бюджета, государственной военнослужащих и граждан, Минтруд России, предусмотренных политики в области уволенных с военной Минобразование исполнителям социальной службы России, адаптации МАП России военнослужащих 3. Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации следующих проектов решений: о внесении изменений и 2002 Минобороны феде- в пределах создание единой дополнений в год России, ральный средств государственной постановление МВД России, бюджет федерального системы социальной Правительства Российской ФПС России, бюджета, адаптации Федерации от 25 ноября МЧС России, предусмотренных военнослужащих, 1994 г. N 1300 ФАПСИ, исполнителям подлежащих "О создании системы ФСЖВ России, увольнению, и профессиональной Спецстрой граждан, ориентации, России, уволенных с переподготовки, Минтруд России, военной службы трудоустройства и Минобразование социальной адаптации России военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы" о совершенствовании 2003 Минобороны феде- в пределах унификация процесса координации деятельности год России, ральный средств управления федеральных органов Минобразование бюджет федерального системой социальной исполнительной власти, России, бюджета, адаптации органов исполнительной Минтруд России, предусмотренных военнослужащих на власти субъектов МВД России, исполнителям уровне Российской Федерации в ФПС России, федеральных органов решении вопросов МЧС России, исполнительной социальной адаптации ФАПСИ власти и органов военнослужащих, граждан, исполнительной уволенных с военной власти субъектов службы, и членов их семей Российской Федерации 4. Разработка: 2002 Минобороны феде- в пределах разработка порядка и условий год России, ральный средств механизма профессиональной Минтруд России, бюджет федерального профессиональной переподготовки Минобразование бюджета, переподготовки военнослужащих, России, предусмотренных военнослужащих, проходящих военную службу МВД России, исполнителям подлежащих по контракту, по одной из ФПС России увольнению, гражданских и процесса ее специальностей в год финансирования увольнения с военной службы и совместного приказа Минобороны России, Минтруда России и Минобразования России по данному вопросу направлений 2002 Минобороны феде- в пределах совершенствование взаимодействия Минобороны год России, ральный средств процесса России и Минтруда России Минтруд России бюджет федерального взаимодействия по вопросам бюджета, заинтересованных военно-профессиональной предусмотренных федеральных органов ориентации военнослужащих исполнителям исполнительной и граждан, состоящих в власти в запасе, и совместного профессиональной приказа по данному ориентации вопросу военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы 5. Подготовка и издание 2002- Минобороны феде- 1,5 1 обеспечение условий сборников нормативных 2004 России, ральный для широкого правовых актов по годы Минтруд России, бюджет использования вопросам социальной Минобразование нормативных адаптации военнослужащих, России, правовых актов подлежащих увольнению, МВД России, в практике граждан, уволенных с ФСЖВ России социальной военной службы, и членов адаптации их семей военнослужащих 6. Подготовка для органов 2002 Минобороны феде- 0,5 0,5 переход на исполнительной власти год России, ральный программно-целевое субъектов Российской Минобразование бюджет обеспечение Федерации рекомендаций по России, процесса разработке типовых Минтруд России, социальной защиты региональных программ МВД России, военнослужащих, (подпрограмм в программах ФПС России, граждан, уволенных обеспечения занятости МЧС России, с военной службы, населения) социальной ФАПСИ, и членов их семей адаптации военнослужащих, ФСЖВ России в рамках подлежащих увольнению, федеральных граждан, уволенных с округов и военной службы, и членов субъектов их семей Российской Федерации 7. Разработка с участием 2002 Минобороны феде- 1 1 унификация процесса научно-исследовательских год России, ральный социальной защиты и образовательных МВД России, бюджет военнослужащих в учреждений для МЧС России, рамках федеральных федеральных органов ФСЖВ России, органов исполнительной власти, в ФАПСИ, исполнительной которых законом ФПС России, власти, предусмотрена военная Спецстрой в которых законом служба, единой концепции России, предусмотрена социальной адаптации Минобразование военная служба военнослужащих, России, подлежащих увольнению, Минтруд России граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Итого по разделу феде- 5 3 ральный бюджет II. Профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей 8. Создание при воинских 2002 Минобороны феде- 2 1 обеспечение условий частях, военкоматах, год России, ральный для получения военно-учебных Минтруд России, бюджет военнослужащими, заведениях, органах Минобразование увольняемыми с службы занятости России, военной службы, населения Минтруда России ФСБ России, квалифицированной справочно-консультацион- МВД России, консультации и ных пунктов, обеспечение органы информации их необходимой исполнительной по вопросам оргтехникой, сборниками власти переподготовки нормативных правовых субъектов и трудоустройства актов Российской Федерации 9. Организация и 2002- Минобороны феде- 1 0,2 создание постоянно проведение 2005 России, ральный действующей профориентационной работы годы МВД России, бюджет системы по с военнослужащими, ФПС России, профессиональной подлежащими увольнению, и МЧС России, ориентации и выбору членами их семей в ФАПСИ, перспективных нештатных справочно- ФСЖВ России, направлений консультационных пунктах Спецстрой трудоустройства и центрах социальной России, с учетом адаптации военнослужащих, Минтруд России региональных центрах профориентации, потребностей рынков территориальных органах труда, оказание не Минтруда России по менее 300 тыс. вопросам занятости увольняемых населения с привлечением военнослужащих и юристов, психологов, до 500 тыс. членов представителей бирж семей труда, агентств по военнослужащих трудоустройству, консультаций работодателей и т. д. по выбору профессиональной деятельности 10. Научно-методическое и 2002- Минобороны феде- 1 повышение качества информационное 2005 России, ральный работы по сопровождение мероприятий годы Минтруд России, бюджет профориентации по профессиональной Минобразование указанной ориентации военнослужащих России, категории граждан, и издание учебного МВД России, издание пособия "Профессиональная ФПС России, методических и ориентация МЧС России, информационных военнослужащих, ФАПСИ, материалов увольняемых с военной ФСЖВ России, службы" Спецстрой России 11. Создание 2002- Минобороны феде- 1,3 1,3 создание информационно- 2003 России, ральный информационно- консультационного центра годы Минтруд России, бюджет консультационного 1) Минобразование центра и его при ВЦПО и его филиалов России внебюд- 1,5 1,5 филиалов в в военных округах (на жетные военных округах флотах) с банком данных источники (на флотах), в об увольняемых субъектах военнослужащих по Российской регионам, вакансиям Федерации рабочих мест, возможностям образовательных учреждений дополнительного профессионального образования Итого по разделу феде- 5,3 2,5 ральный бюджет внебюд- 1,5 1,5 жетные источники III. Профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей 12. Определение объемов и направлений профессиональной переподготовки военнослужащих: организация и 2002- Минобороны феде- 4,2 1,05 определение перечня проведение ежегодного 2005 России, ральный образовательных конкурсного отбора годы Минтруд России, бюджет учреждений, образовательных Минобразование расположенных учреждений, на базе России, внебюд- 3,6 1 на территории которых будет МВД России, жетные военных округов и осуществляться ФПС России, источники субъектов профессиональная ФСЖВ России, Российской переподготовка Спецстрой Федерации увольняемых России, военнослужащих ФАПСИ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработка и ежегодное 2002- Минобороны феде- 3,8 0,95 осуществление уточнение перечня 2005 России, ральный подготовки профессий, по которым годы Минобразование бюджет специалистов с организуется России, учетом профессиональная Минтруд России внебюд- 3,4 1 потребности переподготовка жетные регионального увольняемых источники рынка труда военнослужащих 13. Финансовое и 2002- Минобороны феде- 335,619 90,009 обеспечение организационное 2005 России, ральный профессиональной обеспечение годы МВД России, бюджет переподготовки не переподготовки ФПС России, менее 150 тыс. военнослужащих, ФСЖВ России, внебюд- 334,505 90,896 увольняемых подлежащих увольнению, ФСБ России, жетные военнослужащих и граждан, уволенных с Спецстрой источники до 30 тыс. членов военной службы, и членов России, семей (в 2002 их семей в Минтруд России, году - до 40 тыс. образовательных Минобразование и 8 тыс. человек учреждениях высшего России, соответственно), профессионального органы подготовка образования, учебных исполнительной специалистов в центрах переподготовки, власти сфере управления негосударственных субъектов центрами образовательных Российской социальной учреждениях (по сметам Федерации, адаптации участников Программы) ОАО военнослужащих, (2) региональными "АвтоВАЗ" , учебными центрами, (3) их филиалами МИМ "ЛИНК" , на местах РЭФ (4) "ТЕХЭКО" , (5) ИЭФП Учебно-реаби- литационная академия Вооруженных Сил Российской Федерации и правоохрани- тельных органов, (6) союз "ФПФ" 14. Разработка, издание, тиражирование и рассылка по учебным центрам и центрам социальной адаптации военнослужащих типовых учебных планов, программ и научно-методических материалов по профессиональной переподготовке военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей по следующим направлениям: государственное и 2002- Минобороны феде- 28 7 оказание муниципальное управление, 2005 России, ральный учебно-методической бухгалтерский учет, годы Минтруд России, бюджет помощи учебным анализ и аудит, Минобразование центрам по информатика и России, внебюд- 29,3 8,3 переподготовке вычислительная техника, МАП России, жетные военнослужащих менеджмент, маркетинг, (7) источники финансы, управление СГУ , ресурсами в условиях МИМ "ЛИНК" рынка, правовое (8) обеспечение МЭСИ , предпринимательской (9) деятельности, МАГМУ антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия 15. Осуществление 2002- Минобороны феде- 7,6 1,9 создание условий взаимодействия органов 2005 России, ральный для эффективного военного управления, годы Минтруд России, бюджет функционирования органов исполнительной Минобразование центров власти субъектов России, внебюд- 8,4 2,1 социальной Российской Федерации и органы жетные адаптации местного самоуправления с исполнительной источники военнослужащих и целью оказания помощи власти учебных центров центрам социальной субъектов адаптации и учебным Российской центрам в создании Федерации благоприятных условий для реализации программ профессиональной переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению, и изыскания дополнительных источников финансирования. Подготовка, издание и рассылка аналитических писем и рекомендаций по этим вопросам 16. Ежеквартальное 2002- Минобразование феде- 5 1,2 обобщение и обобщение данных и анализ 2005 России, ральный распространение хода профессиональной годы Минтруд России, бюджет положительного переподготовки в Минобороны 6 1,5 опыта по регионах, выявление России, внебюд- решению проблем проблем в организации органы жетные профессионального переподготовки, выработка исполнительной источники обучения предложений по власти военнослужащих, совершенствованию работы субъектов увольняемых с в сфере дополнительного Российской военной службы профессионального Федерации образования военнослужащих и членов их семей, подготовка аналитических записок, их издание и рассылка по военным округам, субъектам Российской Федерации 17. Создание, реформирование и развитие учебно-материальной базы: федерального 2002- Минобороны феде- 10 5 создание головного государственного 2003 России, ральный учебно-методического унитарного предприятия годы Минобразование бюджет центра социальной "Всероссийский центр России, адаптации социальной адаптации МВД России, внебюд- 10 5 военнослужащих военнослужащих" МЧС России, жетные ФАПСИ, источники ФПС России, ФСЖВ России, Спецстрой России главных центров 2002- Минобороны феде- 18 6 создание социальной адаптации 2003 России, ральный действующей сети военнослужащих Сухопутных годы Минобразование бюджет центров социальной войск, Военно-воздушных России, адаптации сил, Военно-Морского Минтруд России, внебюд- 15 5 военнослужащих в Флота, а также Ракетных органы жетные видах войск стратегического исполнительной источники Вооруженных Сил назначения, власти Российской Воздушно-десантных войск субъектов Федерации и Космических войск Российской Федерации центров социальной 2002- Минобороны феде- 21 7 создание адаптации военнослужащих 2003 России, ральный действующей сети Дальневосточного, годы Минобразование бюджет центров социальной Сибирского, России, адаптации Приволжско-Уральского Минтруд России, внебюд- 16 4 военнослужащих в военных округов, органы жетные военных округах Северного, исполнительной источники (на флотах) Тихоокеанского, власти Балтийского и субъектов Черноморского флотов Российской Федерации региональных учебных 2002- Минобороны феде- 12 3 создание центров в центры 2003 России, ральный действующей сети социальной адаптации годы Минобразование бюджет центров социальной военнослужащих России, адаптации Московского, Минтруд России, внебюд- 12 3 военнослужащих в Ленинградского и органы жетные военных округах Северо-Кавказского исполнительной источники (на флотах) военных округов власти субъектов Российской Федерации института социальной 2002- Минобороны феде- 6 2 создание системы адаптации высших офицеров 2003 России, ральный переподготовки при ВЦПО годы Минобразование бюджет лиц руководящего России, состава Минтруд России внебюд- 8 3 Минобороны России, жетные увольняемых источники с военной службы 18. Организация мероприятий по повышению квалификации руководителей и преподавателей учебных центров переподготовки военнослужащих, специалистов справочно-консультационных пунктов и центров социальной адаптации военнослужащих: проведение ежегодных 2002- Минобороны феде- 4 1 выработка международных форумов по 2005 России, ральный рекомендаций проблемам социальной годы МВД России, бюджет и предложений адаптации военнослужащих; ФПС России, по основным Минтруд России, внебюд- 5 1,25 направлениям МАП России, жетные государственной ФСЖВ России, источники политики в Спецстрой военно-социальной России сфере подготовка и проведение 2002 Минобороны феде- 1 1 распространение и всероссийского семинара год России, ральный обмен по теме "Социальная ФПС России, бюджет передовым опытом адаптация военнослужащих: ФСЖВ России, по организации проблемы и пути их МЧС России, внебюд- 1 1 работы по решения" МВД России, жетные социальной ФАПСИ, источники адаптации МАП России, военнослужащих Минтруд России, Минобразование России организация и 2002- Минобороны феде- 6 1,5 повышение проведение постоянно 2005 России, ральный квалификации действующих краткосрочных годы Минобразование бюджет организаторов курсов повышения России, работы по квалификации специалистов Минтруд России, внебюд- 7 1,75 социальной в области социальной органы жетные адаптации адаптации военнослужащих исполнительной источники военнослужащих на федеральном и власти региональном уровне субъектов Российской Федерации проведение семинаров, 2002- Минобразование феде- 2 0,5 расширение совещаний специалистов 2005 России, ральный возможностей органов управления годы Минобороны бюджет системы образованием субъектов России, дополнительного Российской Федерации, Минтруд России, внебюд- 2,4 0,6 профессионального руководителей органы жетные образования образовательных исполнительной источники военнослужащих учреждений, центров власти социальной адаптации субъектов военнослужащих - Российской участников Программы Федерации проведение курсов 2002- Минобороны феде- 2 0,5 совершенствование повышения квалификации 2005 России, ральный функционирования руководителей внештатных годы Минобразование бюджет системы справочно-консультационных России, 0,5 справочно- пунктов Минтруд России внебюд- 2 консультационных жетные пунктов источники 19. Разработка модели и 2002- Минобороны феде- 10 2,5 создание сети осуществление пилотного 2005 России, ральный учреждений проекта открытого годы Минобразование бюджет открытого образования России, образования на военнослужащих в военных Минтруд России, внебюд- 9 3 основе технологий гарнизонах, воинских СГУ, жетные дистанционного частях, учебных МЭСИ, источники обучения с заведениях с МИМ "ЛИНК" использованием использованием технологий телекоммуникационных дистанционного обучения и информационных на базе СГУ, МЭСИ, МИМ систем "ЛИНК" Итого по разделу феде- 476,219 132,109 ральный бюджет внебюд- 472,605 133,896 жетные источники IV. Трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность 20. Ежегодное проведение 2002- Минтруд России, феде- источники и обеспечение ярмарок вакансий для 2005 Минобороны ральный средства, возможности решения проблем годы России, бюджет предусмотренные трудоустройства, трудоустройства органы на текущее установление увольняемых исполнительной финансирование контактов с военнослужащих, граждан, власти работодателями уволенных с военной субъектов службы, и членов их семей Российской Федерации 21. Оказание адресной 2002- Минтруд России, феде- 23,0 5,5 обеспечение помощи в трудоустройстве 2005 Минобороны ральный трудоустройства военнослужащих, прошедших годы России, бюджет до 150 тыс. профессиональную МВД России, граждан, уволенных переподготовку и ФПС России, внебюд- 19,459 6,364 с военной службы, уволенных с военной ФСБ России, жетные в том числе в 2002 службы, а также членов их ФАПСИ, источники году - до 40 тыс. семей во взаимодействии с МЧС России, человек, оказание органами службы ФСЖВ России, содействия в занятости, биржами труда, Спецстрой трудоустройстве трудовыми агентствами России до 50 процентов членов семей военнослужащих 22. Разработка проектов 2002- Минобороны феде- 9 2,41 повышение по созданию новых рабочих 2005 России, ральный эффективности мест, развитию малого годы МАП России, бюджет трудоустройства предпринимательства на Минтруд России, граждан, уволенных базе высвобождаемых МВД России, внебюд- 57 14,5 с военной службы, военных городков с ФПС России, жетные и членов их семей, использованием военного МЧС России, источники поддержка имущества и военной ФСЖВ России, предпринимательской инфраструктуры, апробация Спецстрой инициативы до 30 пилотного проекта на России, тыс. человек, в территории Московского органы том числе в 2002 военного округа в исполнительной году - 7-8 тыс. Московской и Тверской власти человек, областях субъектов профориентирование, (гг. Наро-Фоминск, Тверь, Российской переподготовка, Торжок) Федерации, трудоустройство фонд на подготавливаемых (10) ОАО "АвтоВАЗ" "ФРАМОС" , рабочих местах ОАО "АвтоВАЗ", (до 250 человек союз "ФПФ", ежегодно), решение РЭФ "ТЕХЭКО", жилищных проблем (11) РИА Итого по разделу феде- 32 7,91 ральный бюджет внебюд- 76,459 20,864 жетные источники V. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение, международное сотрудничество 12) в области социальной адаптации военнослужащих 23. Осуществление 2002- Минобороны феде- 11,5 6 повышение научно-исследовательской 2003 России, ральный эффективности работы по вопросу годы Минтруд России, бюджет работы консультантов разработки и создания Минобразование и специалистов объединенной России службы занятости информационно- населения, аналитической системы по заблаговременное проблемам социальной консультирование и адаптации военнослужащих, более качественная подлежащих увольнению с профессиональная военной службы, и членов ориентация их семей увольняемых военнослужащих с учетом имеющихся у них специальностей и потребностей региональных рынков труда, снижение уровня социальной напряженности в ходе осуществления военной реформы 24. Осуществление научно- 2002- Минтруд России, феде- 8 4 повышение исследовательской работы 2003 Минобороны ральный эффективности по разработке оптимальных годы России бюджет профессиональной моделей социальной адаптации интеграции и поддержки на увольняемых рынке труда увольняемых военнослужащих, военнослужащих и членов снижение социальной их семей, проживающих в напряженности отдаленных военных в военной среде, городках и гарнизонах, ожидаемый наиболее нуждающихся в экономический социальной защите эффект от роста занятости может составить до 100 млн. рублей ежегодно 25. Проведение 2002 Минобразование феде- 9,9 4,1 повышение исследовательской год России, ральный эффективности (мониторинговой) работы Минтруд России, бюджет деятельности по оценке потребности в Минобороны территориальных гражданских профессиях России органов военнослужащих, Минобразования подлежащих увольнению с России и органов военной службы военного управления Минобороны России по предварительной и качественной профессиональной подготовке увольняемых военнослужащих и членов их семей, снижение финансовых затрат за счет интенсификации и оптимизации работы, ожидаемый эффект от внедрения результатов работы может составить 100-150 млн. рублей 26. Осуществление 2002 Минобороны феде- 6 6 апробация системы научно-исследовательской год России, ральный социальной работы по созданию единой Минтруд России, бюджет адаптации системы социально- Минобразование военнослужащих профессиональной России, на базе адаптации военнослужащих, администрации Краснодарского, подлежащих увольнению с Краснодарского, Приморского краев, военной службы, и членов Приморского Калининградской, их семей краев, Московской, Калининградской, Ростовской Московской, и Ульяновской Ростовской, областей Ульяновской с внедрением областей результатов во всех субъектах Российской Федерации Итого по разделу феде- 35,4 20,1 ральный бюджет Итого по Программе феде- 553,919 165,619 ральный бюджет внебюд- 550,564 156,26 жетные источники Примечание. Средства внебюджетных источников, в том числе средства иностранных участников Программы, учтены в соответствующих мероприятиях II, III и IV разделов. _________________________ (1) Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас. (2) Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ", г. Тольятти. (3) Международный институт менеджмента ЛИНК, г. Москва. (4) Российский экологический фонд "ТЕХЭКО", г. Москва. (5) Институт экономики, финансов и права, г. Москва. (6) Союз "Финансово-промышленная федерация", г. Москва. (7) Современный гуманитарный университет, г. Москва. (8) Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва. (9) Московская академия государственного и муниципального управления, г. Москва (10) Московский областной благотворительный общественный фонд развития молодежи, образования, спорта (фонд "ФРАМОС"), г. Солнечногорск, Московская область. (11) Российская инженерная академия, секция "Инженерные проблемы стабильности и конверсии", г. Москва. (12) Финансирование совместных научно-исследовательских работ осуществляется по сметам участников Программы. ______________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|