Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 № 2170-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 7 декабря 2010 г. N 2170-р МОСКВА О подписании Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минэкономразвития России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Белорусской и Казахстанской Сторонами проект Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (прилагается). Поручить Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Шувалову И.И. подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин __________________________ Проект С О Г Л А Ш Е Н И Е о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий Правительства Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г., стремясь осуществлять согласованную политику регулирования деятельности субъектов естественных монополий на основе единых принципов и правил, согласились о нижеследующем: Раздел I Общие положения Статья 1 Цель Соглашения Целью настоящего Соглашения является создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон для обеспечения баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общества, обеспечивающих доступность услуг, реализуемых субъектами естественных монополий, эффективность функционирования и развития субъектов естественных монополий в государствах Сторон, и гармонизации на их основе национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Статья 2 Определения Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия: "внутренний рынок" - рынок государства Стороны, на котором обращаются услуги субъектов естественных монополий; "естественная монополия" - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг; "потребитель" - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами; "субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных национальным законодательством Сторон; "оказание услуг" - оказание (предоставление) услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектом гражданского оборота; "хозяйствующий субъект" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени; "сфера естественных монополий" - сфера обращения услуги, законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой потребитель может приобрести услуги субъектов естественных монополий; "национальное законодательство Сторон" - законодательство каждого из государств Сторон, касающееся сфер естественных монополий; "национальные органы Сторон" - органы государства Стороны, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий; "секторальные (отраслевые) соглашения" - международные договоры государств Сторон, включая двусторонние международные договоры Сторон, касающиеся сфер естественных монополий, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению; "доступ к услугам субъектов естественных монополий" - оказание субъектами естественных монополий государства одной Стороны услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям государства другой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям государства первой Стороны при наличии технической возможности. Статья 3 Сфера применения Соглашения 1. Настоящее Соглашение распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий, потребителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государств Сторон, оказывающих влияние на торговлю между государствами Сторон в сферах естественных монополий, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению. 2. Особенности применения настоящего Соглашения в конкретных сферах естественных монополий, в том числе этапность формирования Единого экономического пространства в отношении субъектов естественных монополий, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях. 3. К сферам естественных монополий в государствах Сторон относятся также сферы естественных монополий, указанные в приложении N 2 к настоящему Соглашению. В отношении сфер естественных монополий, указанных в приложении N 2 к настоящему Соглашению, применяются требования национального законодательства Сторон. 4. Перечень услуг субъектов естественных монополий, относимых к сферам естественных монополий, устанавливается национальным законодательством Сторон. 5. Стороны стремятся к гармонизации сфер естественных монополий, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, путем их сокращения (с определением по возможности переходного периода в секторальных (отраслевых) соглашениях). 6. Расширение сфер естественных монополий в государствах Сторон осуществляется: в соответствии с национальным законодательством Сторон в случае, если государство Стороны намерено отнести к сфере естественных монополий сферу, которая является сферой естественной монополии в государстве другой Стороны и приведена в приложении N 1 или 2 к настоящему Соглашению; по решению Комиссии Таможенного союза в случае, если к сфере естественных монополий государство Стороны намерено отнести иную сферу естественных монополий, не указанную в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, после соответствующего обращения государства Стороны в Комиссию Таможенного союза. 7. Настоящее Соглашение не распространяется на отношения, урегулированные действующими двусторонними международными договорами Сторон. Вновь заключаемые секторальные (отраслевые) соглашения Сторон не могут противоречить настоящему Соглашению. 8. Соглашение Сторон о единых принципах и правилах конкуренции применяется к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Соглашением. 9. Сфера транспортировки газа регулируется Соглашением о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики. Раздел II Регулирование деятельности субъектов естественных монополий Статья 4 Общие принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Принципами, которыми руководствуются Стороны при регулировании и (или) контроле деятельности субъектов естественных монополий в сферах естественных монополий, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, являются: 1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств Сторон, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий; 2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах; 3) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе применение возможности установления дифференцированного тарифа, который не может быть установлен по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к государству одной из Сторон; 4) введение регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии; 5) снижение барьеров доступа на внутренние рынки, в том числе путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий; 6) применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность; 7) обязательность заключения субъектами естественных монополий договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении которых применяется регулирование, при наличии технической возможности, определенной в соответствии с национальным законодательством Сторон; 8) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий правил доступа к услугам субъектов естественных монополий; 9) направленность регулирования на конкретный субъект естественной монополии; 10) обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов (цен) качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые распространяется регулирование; 11) защита интересов потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением тарифов (цен) по регулируемым услугам; 12) создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций. Статья 5 Виды и методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий 1. Государства Сторон применяют виды (формы, способы, методы, инструменты) регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон на основе общих принципов и правил регулирования естественных монополий, установленных настоящим Соглашением. 2. При осуществлении регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяются следующие виды (формы, методы, способы, инструменты) регулирования: 1) тарифное (ценовое) регулирование; 2) виды регулирования, установленные настоящим Соглашением; 3) иные виды регулирования, установленные национальным законодательством Сторон. 3. Тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий, включая установление стоимости подключения (присоединения) к услугам субъектов естественных монополий, может осуществляться путем: 1) установления (утверждения) национальным органом для субъектов естественных монополий тарифов (цен) на регулируемые услуги, в том числе их предельных уровней, на основе утвержденной национальным органом методологии (формулы) и правил ее применения, а также соответствующего контроля национальным органом за применением установленных тарифов (цен) субъектами естественных монополий; 2) установления (утверждения) национальным органом методологии и правил ее применения, в соответствии с которыми субъект естественной монополии устанавливает и применяет тарифы (цены), а также контроля национальным органом за установлением и применением тарифов (цен) субъектами естественных монополий. 4. При осуществлении тарифного (ценового) регулирования национальные органы Сторон вправе применять в том числе следующие методы тарифного (ценового) регулирования или их сочетания в соответствии с национальным законодательством Сторон: 1) метод экономически обоснованных затрат; 2) метод индексации; 3) метод доходности инвестиционного капитала; 4) метод сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий. 5. При регулировании тарифов (цен) учитываются: 1) возмещение субъектам естественных монополий экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности субъектами естественных монополий; 2) получение экономически обоснованной прибыли; 3) стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов; 4) формирование тарифов (цен) на услуги субъектов естественных монополий с учетом надежности и качества оказываемых услуг. 6. При установлении тарифов (цен) могут учитываться: 1) особенности функционирования естественных монополий на территориях государств Сторон, в том числе особенности технических требований и регламентов; 2) государственные дотации и другие меры государственной поддержки; 3) конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на нерегулируемых сегментах рынка; 4) планы развития территорий; 5) государственная налоговая, бюджетная, экологическая и социальная политика; 6) мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты. 7. При регулировании тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии предусматривается, что при формировании затрат субъекта естественной монополии осуществляется раздельный учет расходов, в том числе инвестиций, а также доходов, задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий. 8. Регулирование тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым в том числе могут относиться уровень надежности и качества регулируемых услуг, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих услуг, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры. Для целей регулирования тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии могут применяться и долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий. 9. Особенности применения положений настоящей статьи в конкретных сферах естественных монополий могут определяться в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях. В секторальных (отраслевых) соглашениях Стороны вправе установить перечень услуг субъектов естественных монополий и (или) перечень субъектов естественных монополий, в отношении которых могут быть применены специальные процедуры согласования Сторонами методов (подходов, методик) формирования и применения тарифов (цен). Статья 6 Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий 1. Стороны устанавливают в своем национальном законодательстве правила регулирования, обеспечивающие доступ к услугам субъектов естественных монополий, как он определен в статье 2 настоящего Соглашения. Национальные органы Сторон обеспечивают контроль за соблюдением правил обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий и условий подключения (присоединения, использования) к ним. 2. Правила обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий включают в себя: 1) существенные условия договоров, а также порядок их заключения и исполнения; 2) порядок определения наличия технических возможностей; 3) порядок предоставления информации об оказываемых субъектами естественных монополий услугах, их стоимости, доступе к ним, возможных объемах реализации, технических и технологических возможностях оказания таких услуг; 4) условия получения открытой информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления заинтересованными лицами условий обращения услуг субъектов естественных монополий и (или) доступа к ним; 5) перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну; 6) порядок рассмотрения жалоб, заявлений и урегулирования споров по вопросам доступа к услугам субъектов естественных монополий. 3. Особенности применения положений настоящей статьи в конкретных сферах естественных монополий, включая вопросы транзита, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях. 4. Допускается применение субъектами естественных монополий дифференцированных условий доступа потребителей к их услугам (с учетом специфики каждой отдельной сферы естественной монополии, определяемой в секторальных (отраслевых) соглашениях), если такие условия не применяются по принципу принадлежности потребителей к государству одной из Сторон, при условии соблюдения национального законодательства каждой Стороны. 5. Без ущерба положениям пункта 4 настоящей статьи национальное законодательство Сторон не должно содержать норм, устанавливающих в отношении потребителей государств других Сторон дифференцированные условия доступа к услугам субъектов естественных монополий, исходя из принадлежности потребителей к государству одной из Сторон. Статья 7 Национальные органы Сторон 1. В государствах Сторон функционируют национальные органы Сторон, наделенные полномочиями по регулированию и (или) контролю за деятельностью субъектов естественных монополий в соответствии с национальным законодательством Сторон. 2. Национальные органы Сторон осуществляют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством Сторон, исходя из единых принципов и правил, определенных настоящим Соглашением, секторальными (отраслевыми) соглашениями и иными международными договорами государств Сторон. 3. К функциям национальных органов Сторон относятся: 1) тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий; 2) регулирование доступа к услугам субъектов естественных монополий, в том числе установление платы (цен, тарифов, сборов) за подключение (присоединение) к услугам субъектов естественных монополий, в случаях, предусмотренных национальным законодательством Сторон; 3) защита интересов потребителей; 4) рассмотрение жалоб, заявлений, урегулирование споров по вопросам установления и применения регулируемых тарифов (цен), а также доступа к услугам субъектов естественных монополий; 5) рассмотрение, утверждение или согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий и контроль за их реализацией; 6) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий ограничений по отнесению информации к коммерческой тайне, предусмотренных национальным законодательством Сторон; 7) осуществление контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе путем проведения проверок и в иных формах (мониторинг, анализ, экспертиза); 8) иные функции, предусмотренные национальным законодательством Сторон. Статья 8 Реализация Соглашения 1. Реализация настоящего Соглашения возлагается на национальные органы Сторон. 2. Стороны информируют друг друга и Комиссию Таможенного союза о назначении и полном наименовании своих национальных органов не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения. 3. В целях поэтапного формирования Единого экономического пространства Комиссия Таможенного союза выполняет следующие функции: 1) готовит предложения к поэтапному плану формирования Единого экономического пространства (в секторальном (отраслевом) разрезе) в отношении сфер естественных монополий, в том числе формирует предложения по критериям и порядку проведения мониторинга реализации поэтапного плана формирования Единого экономического пространства; 2) анализирует и предлагает способы координации (разработки и реализации) решений национальных органов, касающихся сфер естественных монополий; 3) проводит сравнительный анализ системы и практики регулирования деятельности субъектов естественных монополий в государствах Сторон с подготовкой соответствующих ежегодных отчетов и докладов; 4) содействует гармонизации регулирования в сферах естественных монополий в отношении экологических аспектов, энергоэффективности; 5) осуществляет иные функции, предусмотренные секторальными (отраслевыми) соглашениями. 4. Результаты работы, проводимой в соответствии с настоящей статьей, Комиссия Таможенного союза по согласованию с национальными органами Сторон представляет на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза). 5. В целях гармонизации национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (Высший орган Таможенного союза) по представлению Комиссии Таможенного союза устанавливает перечень нормативных правовых актов Сторон в данной области, которые подлежат сближению, и определяет последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере. 6. Комиссия Таможенного союза наделяется полномочиями по контролю за исполнением настоящего Соглашения. Раздел III Заключительные положения Статья 9 Разрешение споров Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, в том числе с участием Комиссии Таможенного союза, а в случае недостижения согласия в течение шести месяцев с начала таких консультаций или переговоров передаются любой из заинтересованных Сторон в Суд Евразийского экономического сообщества. Сторона, обратившаяся в Суд Евразийского экономического сообщества, должна уведомить об этом другие заинтересованные Стороны в срок не позднее 30 дней с даты обращения. Статья 10 Внесение изменений в Соглашение По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются протоколом. Статья 11 Применение Соглашения в отношении третьих стран Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как обязывающее любую из Сторон распространять правила и (или) преимущества, вытекающие из настоящего Соглашения, на третьи государства, не являющиеся участником настоящего Соглашения, или хозяйствующие субъекты таких третьих государств. Статья 12 Порядок вступления в силу Соглашения Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Совершено в г. ____________ "___" __________ 20__ г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, который является его депозитарием. Копии подлинного экземпляра заверяются Интеграционным Комитетом Евразийского экономического сообщества и направляются каждой Стороне. За Правительство За Правительство За Правительство Республики Белоруссия Республики Казахстан Российской Федерации ____________ Приложение N 1 к Соглашению о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий Сферы естественных монополий в Республике Белоруссия, Республике Казахстан и Российской Федерации -----------------------------|------------------------------|------------------------- Республика Белоруссия | Республика Казахстан | Российская Федерация -----------------------------|------------------------------|------------------------- Транспортировка нефти и Услуги по транспортировке Транспортировка нефти и нефтепродуктов по нефти и (или) нефтепродуктов нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам по магистральным магистральным нефтепроводам нефтепроводам Передача и распределение Услуги по передаче и (или) Услуги по передаче электрической энергии распределению электрической электрической энергии энергии - Услуги по технической Услуги по диспетчеризации отпуска в оперативно-диспетчерскому сеть и потребления управлению в электрической энергии электроэнергетике - Услуги по организации - балансирования производства - потребления электрической энергии Услуги, оказываемые Услуги магистральных Железнодорожные перевозки коммуникациями железнодорожных сетей железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки ____________ Приложение N 2 к Соглашению о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий Сферы естественных монополий в Республике Белоруссия, Республике Казахстан и Российской Федерации, подлежащие регулированию законодательством этих государств ----------------------------|--------------------------------------|----------------------- Республика Белоруссия | Республика Казахстан | Российская Федерация ----------------------------|--------------------------------------|----------------------- Транспортировка газа по Услуги по хранению, транспортировке Транспортировка газа магистральным и газа или газового конденсата по по трубопроводам распределительным магистральным и (или) трубопроводам распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов Услуги транспортных Услуги аэронавигации, Услуги в транспортных терминалов, аэропортов; услуги портов, аэропортов терминалах, портах и обслуживание и эксплуатация аэропортах воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением Услуги электрической и Услуги телекоммуникаций при условии Услуги общедоступной почтовой связи общего отсутствия конкурентного оператора электросвязи и пользования связи по причине технологической общедоступной невозможности либо экономической почтовой связи нецелесообразности предоставления данных видов услуг, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций, услуги по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации и иных основных средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования, общедоступные услуги почтовой связи Передача и распределение Услуги по производству, передаче, Услуги по передаче тепловой энергии распределению и (или) снабжению тепловой энергии тепловой энергией Централизованное Услуги водохозяйственной и (или) - водоснабжение и канализационной систем водоотведение - - Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей - Услуги железнодорожных путей с - объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии - Услуги подъездных путей - ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|