Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23.04.2002 № 206-СФ

 



                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


            О парламентских слушаниях "Уголовный кодекс
              Российской Федерации - пять лет спустя:
             проблемы и перспективы совершенствования
                 норм уголовного законодательства"

     Заслушав информацию Комитета Совета Федерации  по  правовым  и
судебным  вопросам  о  парламентских  слушаниях  "Уголовный  кодекс
Российской Федерации - пять  лет  спустя:  проблемы  и  перспективы
совершенствования  норм  уголовного  законодательства" и рассмотрев
рекомендации по результатам указанных парламентских слушаний, Совет
Федерации    Федерального     Собрания     Российской     Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Одобрить выводы и предложения, содержащиеся в рекомендациях
по результатам парламентских слушаний "Уголовный кодекс  Российской
Федерации    -    пять   лет   спустя:   проблемы   и   перспективы
совершенствования норм уголовного законодательства" (прилагаются).
     2. Направить  указанные  рекомендации  Президенту   Российской
Федерации,  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации,  Правительство  Российской  Федерации,   Верховный   Суд
Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации,
законодательные (представительные)  органы  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.
     3. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Первый заместитель Председателя
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                     В.П.ГОРЕГЛЯД

     Москва
     23 апреля 2002 года
     N 206-СФ
     ___________________



     Приложение
     к постановлению
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации
     от 23 апреля 2002 года
     N 206-СФ


                           РЕКОМЕНДАЦИИ
               по результатам парламентских слушаний
     "Уголовный кодекс Российской Федерации - пять лет спустя:
             проблемы и перспективы совершенствования
                 норм уголовного законодательства"

     Обсудив итоги действия Уголовного кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс)  за  пятилетний  период,  участники  парламентских
слушаний   отмечают,   что   принятый   в  сложных  и  нестабильных
социально-экономических и политических  условиях   Кодекс  в  целом
адекватно  отражает  потребности  уголовно-правового  регулирования
качественно новых общественных отношений в Российской  Федерации  и
соответствует мировым стандартам.
     Коренные изменения  и  преобразования,  происходящие  во  всех
сферах жизни общества и государства,  требовали принятия уголовного
закона,  основанного на  важных  исходных  принципах,  и  в  первую
очередь    на   конституционном   принципе   признания   приоритета
общечеловеческих ценностей.  Охрана и защита прав и свобод человека
и  гражданина,  конституционного  строя,  равная  охрана  всех форм
собственности,  общественного строя  и  общественной  безопасности,
борьба  с  преступностью  во всех ее проявлениях,  и прежде всего с
насильственной,  организованной  и   коррупционной   преступностью,
составили    концепцию    реформирования   российского   уголовного
законодательства.
     В Кодексе    нашли    также    отражение   особенности   новых
экономических  отношений.  Некоторые  составы  преступлений,  ранее
отсутствовавшие    в    уголовном    законодательстве,    составили
значительную   долю   в    общей    структуре    зарегистрированных
экономических  преступлений.  Это  сыграло  свою  позитивную  роль,
повлияв  определенным  образом  на  снижение  уровня  зарождавшейся
преступности   на  фондовом  рынке,  в  сфере  внешнеэкономической,
банковской и предпринимательской деятельности.
     Однако не   все   новые  уголовно-правовые  запреты  адекватно
использовались  на  практике.   Некоторые   составы   преступлений,
предусмотренные  новыми  статьями Кодекса,  в силу своих внутренних
конструктивных  недостатков  и  обусловленных  ими  трудностей  при
установлении предмета доказывания не оправдали возлагавшихся на них
надежд.  К тому же  часто  меняющееся  отраслевое  законодательство
требовало  внесения  соответствующих  поправок в нормы действующего
Кодекса.
     Принятие Кодекса   не  остановило  развитие  законотворческого
процесса в этой сфере.
     Так, с  1997  года  по  март  2002 года в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации было внесено  свыше  160
законопроектов,  касающихся изменения и дополнения около 200 статей
Кодекса,  из них в первом чтении отклонено 30 законопроектов, снято
с рассмотрения 40 и принято 19 законопроектов. Принятые федеральные
законы дополнили Кодекс семью новыми статьями,  в 50 статей  (в  14
статей Общей части и 36 статей Особенной части) внесены изменения и
дополнения.   Остальные   законопроекты    находятся    в    стадии
рассмотрения.
     То, что количество принятых федеральных законов составило чуть
более  одной  десятой части от количества внесенных законопроектов,
объясняется недостаточной обоснованностью и  проработанностью  этих
законопроектов.  Для  авторов большинства законопроектов характерно
следующее:
     а) мнение,  что  уголовный закон является наиболее эффективным
средством разрешения любых социально значимых проблем (при том, что
не  учитываются  регулятивные  и  охранительные  возможности других
отраслей права);
     б) желание заполнить мнимые пробелы в уголовно-правовой охране
путем конструирования большого числа специальных  уголовно-правовых
норм  при наличии в Кодексе общих уголовно-правовых норм,  действие
которых  распространяется  на  соответствующие  деяния.  Избыточное
количество    специальных   норм   приводит   к   конфликтности   и
необоснованной конкуренции уголовно-правовых норм при  квалификации
преступлений,  не  способствует  эффективному применению уголовного
закона  и  подчас  ставит  правоохранительные  органы   в   трудное
положение;
     в) стремление ужесточить санкции многих уголовно-правовых норм
несмотря   на   то,  что  судебная  практика  далеко  не  исчерпала
карательных возможностей действующих санкций.
     Для законодательного   процесса  важно  установить  правильное
соотношение динамизма и стабильности законодательства (в  настоящее
время    ход    законопроектной    работы   характеризуется   явным
преобладанием динамизма в ущерб стабильности).
     Основными направлениями   дальнейшей   работы   над   Кодексом
являются:
     а) совершенствование  системы  наказаний  по видам и санкциям,
что повлечет  за  собой  повышение  эффективности  этой  системы  и
снижение  числа  лиц,  осуждаемых  к  лишению  свободы.  Последнему
особенно  препятствует   то   обстоятельство,   что   суды   лишены
возможности   назначать   наказания   в  виде  обязательных  работ,
ограничения свободы  и  ареста,  призванных  служить  альтернативой
лишению свободы;
     б) выработка  норм   об   ответственности   за   экономические
преступления  в  связи  с  обновлением  законодательной базы других
отраслей  права,   реализующих   предпринимательскую,   банковскую,
таможенную и иную деятельность;
     в) совершенствование норм об ответственности за  преступления,
являющиеся проявлением организованной преступности и терроризма;
     г) декриминализация    ряда    уголовно-правовых    норм    об
ответственности  за  преступления небольшой тяжести с установлением
при этом за их совершение  административной  и  гражданско-правовой
ответственности;
     д) приведение некоторых норм Кодекса в соответствие с  нормами
международного права;
     е) устранение конструктивных недостатков  действующих  норм  с
целью   исключения   возможности   их   различного   толкования   в
правоприменительной практике.
     Участники парламентских слушаний рекомендуют:
     1. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
     ускорить работу  над  проектом  федерального закона "О порядке
принятия  федеральных   конституционных   законов   и   федеральных
законов";
     обеспечить   первоочередное    рассмотрение   и    ратификацию
международных  договоров  и  федеральных  законов,  направленных на
борьбу с  международным  терроризмом,  коррупцией,  организованными
формами миграции,  сексуальной эксплуатацией женщин и детей и иными
формами организованной преступности;
     учитывать в законотворческой деятельности положения Модельного
уголовного кодекса  (рекомендательного  законодательного  акта  для
Содружества     Независимых    Государств),  уголовных     кодексов
государств - участников Содружества Независимых Государств;
     активизировать работу  по  рассмотрению  норм  об установлении
уголовной ответственности за преступления  против  военной  службы,
совершенные в военное время либо в боевой обстановке;
     создать постоянно действующие экспортно-консультативные советы
из  ведущих специалистов в области уголовного права и иных отраслей
права с целью экспертной оценки вносимых законопроектов;
     продолжать практику   проведения   парламентских   слушаний  и
"круглых  столов"  по  обсуждению  наиболее  сложных  и  актуальных
вопросов   уголовного   законодательства.  При  проведении  Советом
Федерации Федерального  Собрания  Российской  Федерации  во  втором
квартале     2003     года     "круглого     стола"     на     тему
"Уголовно-процессуальный  кодекс   Российской   Федерации:   защита
потерпевших,  свидетелей  и  других  участников  процесса" обсудить
также вопрос  о  соотношении  норм  Уголовного  кодекса  Российской
Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
     2. Правительству Российской Федерации:
     обеспечить финансирование  программ,  направленных на создание
материальной базы,  необходимой для введения в действие наказаний в
виде  ареста,  ограничения  свободы  и  обязательных работ в сроки,
установленные  Федеральным  законом  от  10 января 2002 года N 4-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О введении
в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в
действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации";
     в связи с  предстоящей  ратификацией  Конвенции  об  уголовной
ответственности  за  коррупцию,  подписанной  Российской Федерацией
27 января 1999 года,  ускорить разработку соответствующего  проекта
федерального  закона  о внесении изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации;
     считать приоритетной разработку проектов федеральных законов о
внесении изменений  и  дополнений  в  Уголовный  кодекс  Российской
Федерации  по  вопросам  уголовной ответственности за экономические
преступления  по  мере   обновления   законодательства   Российской
Федерации (налогового, таможенного, банковского и др.).
     3. Верховному Суду Российской Федерации  продолжать  регулярно
обобщать  правоприменительную  практику  по  делам о преступлениях,
составами   которых   дополняется   Уголовный   кодекс   Российской
Федерации.
     4. Субъектам права законодательной  инициативы,  в  том  числе
законодательным  (представительным)  органам государственной власти
субъектов    Российской    Федерации,    при    реализации    своих
конституционных  полномочий активнее привлекать к законотворческому
процессу  научных  и  практических  работников  в   соответствующих
областях  права,  создавая  для  подготовки  законопроектов рабочие
группы.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также