Расширенный поиск
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23.04.2002 № 206-СФПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О парламентских слушаниях "Уголовный кодекс Российской Федерации - пять лет спустя: проблемы и перспективы совершенствования норм уголовного законодательства" Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам о парламентских слушаниях "Уголовный кодекс Российской Федерации - пять лет спустя: проблемы и перспективы совершенствования норм уголовного законодательства" и рассмотрев рекомендации по результатам указанных парламентских слушаний, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить выводы и предложения, содержащиеся в рекомендациях по результатам парламентских слушаний "Уголовный кодекс Российской Федерации - пять лет спустя: проблемы и перспективы совершенствования норм уголовного законодательства" (прилагаются). 2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.П.ГОРЕГЛЯД Москва 23 апреля 2002 года N 206-СФ ___________________ Приложение к постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 апреля 2002 года N 206-СФ РЕКОМЕНДАЦИИ по результатам парламентских слушаний "Уголовный кодекс Российской Федерации - пять лет спустя: проблемы и перспективы совершенствования норм уголовного законодательства" Обсудив итоги действия Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за пятилетний период, участники парламентских слушаний отмечают, что принятый в сложных и нестабильных социально-экономических и политических условиях Кодекс в целом адекватно отражает потребности уголовно-правового регулирования качественно новых общественных отношений в Российской Федерации и соответствует мировым стандартам. Коренные изменения и преобразования, происходящие во всех сферах жизни общества и государства, требовали принятия уголовного закона, основанного на важных исходных принципах, и в первую очередь на конституционном принципе признания приоритета общечеловеческих ценностей. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, равная охрана всех форм собственности, общественного строя и общественной безопасности, борьба с преступностью во всех ее проявлениях, и прежде всего с насильственной, организованной и коррупционной преступностью, составили концепцию реформирования российского уголовного законодательства. В Кодексе нашли также отражение особенности новых экономических отношений. Некоторые составы преступлений, ранее отсутствовавшие в уголовном законодательстве, составили значительную долю в общей структуре зарегистрированных экономических преступлений. Это сыграло свою позитивную роль, повлияв определенным образом на снижение уровня зарождавшейся преступности на фондовом рынке, в сфере внешнеэкономической, банковской и предпринимательской деятельности. Однако не все новые уголовно-правовые запреты адекватно использовались на практике. Некоторые составы преступлений, предусмотренные новыми статьями Кодекса, в силу своих внутренних конструктивных недостатков и обусловленных ими трудностей при установлении предмета доказывания не оправдали возлагавшихся на них надежд. К тому же часто меняющееся отраслевое законодательство требовало внесения соответствующих поправок в нормы действующего Кодекса. Принятие Кодекса не остановило развитие законотворческого процесса в этой сфере. Так, с 1997 года по март 2002 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации было внесено свыше 160 законопроектов, касающихся изменения и дополнения около 200 статей Кодекса, из них в первом чтении отклонено 30 законопроектов, снято с рассмотрения 40 и принято 19 законопроектов. Принятые федеральные законы дополнили Кодекс семью новыми статьями, в 50 статей (в 14 статей Общей части и 36 статей Особенной части) внесены изменения и дополнения. Остальные законопроекты находятся в стадии рассмотрения. То, что количество принятых федеральных законов составило чуть более одной десятой части от количества внесенных законопроектов, объясняется недостаточной обоснованностью и проработанностью этих законопроектов. Для авторов большинства законопроектов характерно следующее: а) мнение, что уголовный закон является наиболее эффективным средством разрешения любых социально значимых проблем (при том, что не учитываются регулятивные и охранительные возможности других отраслей права); б) желание заполнить мнимые пробелы в уголовно-правовой охране путем конструирования большого числа специальных уголовно-правовых норм при наличии в Кодексе общих уголовно-правовых норм, действие которых распространяется на соответствующие деяния. Избыточное количество специальных норм приводит к конфликтности и необоснованной конкуренции уголовно-правовых норм при квалификации преступлений, не способствует эффективному применению уголовного закона и подчас ставит правоохранительные органы в трудное положение; в) стремление ужесточить санкции многих уголовно-правовых норм несмотря на то, что судебная практика далеко не исчерпала карательных возможностей действующих санкций. Для законодательного процесса важно установить правильное соотношение динамизма и стабильности законодательства (в настоящее время ход законопроектной работы характеризуется явным преобладанием динамизма в ущерб стабильности). Основными направлениями дальнейшей работы над Кодексом являются: а) совершенствование системы наказаний по видам и санкциям, что повлечет за собой повышение эффективности этой системы и снижение числа лиц, осуждаемых к лишению свободы. Последнему особенно препятствует то обстоятельство, что суды лишены возможности назначать наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста, призванных служить альтернативой лишению свободы; б) выработка норм об ответственности за экономические преступления в связи с обновлением законодательной базы других отраслей права, реализующих предпринимательскую, банковскую, таможенную и иную деятельность; в) совершенствование норм об ответственности за преступления, являющиеся проявлением организованной преступности и терроризма; г) декриминализация ряда уголовно-правовых норм об ответственности за преступления небольшой тяжести с установлением при этом за их совершение административной и гражданско-правовой ответственности; д) приведение некоторых норм Кодекса в соответствие с нормами международного права; е) устранение конструктивных недостатков действующих норм с целью исключения возможности их различного толкования в правоприменительной практике. Участники парламентских слушаний рекомендуют: 1. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации: ускорить работу над проектом федерального закона "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов"; обеспечить первоочередное рассмотрение и ратификацию международных договоров и федеральных законов, направленных на борьбу с международным терроризмом, коррупцией, организованными формами миграции, сексуальной эксплуатацией женщин и детей и иными формами организованной преступности; учитывать в законотворческой деятельности положения Модельного уголовного кодекса (рекомендательного законодательного акта для Содружества Независимых Государств), уголовных кодексов государств - участников Содружества Независимых Государств; активизировать работу по рассмотрению норм об установлении уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке; создать постоянно действующие экспортно-консультативные советы из ведущих специалистов в области уголовного права и иных отраслей права с целью экспертной оценки вносимых законопроектов; продолжать практику проведения парламентских слушаний и "круглых столов" по обсуждению наиболее сложных и актуальных вопросов уголовного законодательства. При проведении Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором квартале 2003 года "круглого стола" на тему "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: защита потерпевших, свидетелей и других участников процесса" обсудить также вопрос о соотношении норм Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. 2. Правительству Российской Федерации: обеспечить финансирование программ, направленных на создание материальной базы, необходимой для введения в действие наказаний в виде ареста, ограничения свободы и обязательных работ в сроки, установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 4-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"; в связи с предстоящей ратификацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, подписанной Российской Федерацией 27 января 1999 года, ускорить разработку соответствующего проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации; считать приоритетной разработку проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за экономические преступления по мере обновления законодательства Российской Федерации (налогового, таможенного, банковского и др.). 3. Верховному Суду Российской Федерации продолжать регулярно обобщать правоприменительную практику по делам о преступлениях, составами которых дополняется Уголовный кодекс Российской Федерации. 4. Субъектам права законодательной инициативы, в том числе законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при реализации своих конституционных полномочий активнее привлекать к законотворческому процессу научных и практических работников в соответствующих областях права, создавая для подготовки законопроектов рабочие группы. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|