Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14.06.2002 № 2880-III ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    О последствиях применения Соглашения между Союзом Советских
     Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки
        о линии разграничения морских пространств 1990 года
          для национальных интересов Российской Федерации

     Государственная   Дума   Федерального   Собрания    Российской
Федерации,  рассмотрев  информацию Комитета Государственной Думы по
безопасности   о   выполнении  поручения  Государственной  Думы  от
23 января  2002  года,  в которой содержится предварительная оценка
последствий   применения   Соглашения   между   Союзом    Советских
Социалистических  Республик  и Соединенными Штатами Америки о линии
разграничения   морских   пространств   (далее    -    Соглашение),
подписанного  в  городе  Вашингтоне  1  июня  1990  года  Министром
иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе и Государственным секретарем США
Дж.Бейкером,   для  национальных  интересов  Российской  Федерации,
отмечает,  что имеются  основания  квалифицировать  Соглашение  как
несбалансированный   международный   договор,  содержание  которого
ставит  под  сомнение  его  соответствие   национальным   интересам
Российской Федерации, в первую очередь в области рыболовства.
     В результате разграничения морских пространств в  соответствии
с Соглашением в Беринговом море к США отошли:  часть исключительной
экономической зоны СССР площадью 23,7 тысячи квадратных километров,
фактически  переданная  Советским Союзом Соединенным Штатам Америки
еще в 1977  году;  часть  исключительной  экономической  зоны  СССР
площадью 7,7 тысячи квадратных километров; участок континентального
шельфа  площадью  46,3  тысячи  квадратных  километров  в  открытой
центральной  части  Берингова  моря,  находящийся  за пределами 200
морских миль от исходных линий.  При этом участок  континентального
шельфа,   отошедший  в  этой  части  Берингова  моря  к  Российской
Федерации, составил всего 4,6 тысячи квадратных километров.
     На отдельном   участке   исключительная   экономическая   зона
Соединенных Штатов Америки за счет неоправданно уступленной площади
исключительной  экономической  зоны СССР превысила расстояние в 200
морских  миль  от  исходных  линий,  что  противоречит  статье   57
Конвенции  Организации  Объединенных  Наций по морскому праву (1982
года).
     По оценкам экспертов,  совокупные потери российской рыболовной
отрасли,  связанные с применением Соглашения,  составили около  2,8
миллиона тонн рыбы стоимостью свыше 1,4 миллиарда долларов США.
     Вопрос о Соглашении  рассматривался  Государственной  Думой  в
1995,  1996  (дважды)  и  1997 годах,  однако ввиду противоречивого
характера  Соглашения  с  точки  зрения  обеспечения   национальных
интересов   Российской   Федерации  оно  до  сих  пор  остается  не
ратифицированным Российской Федерацией  и осуществляется в  порядке
временного  применения.  При этом нарушается статья 23 Федерального
закона "О международных договорах  Российской  Федерации"  в  части
законодательного  оформления  решения  о продлении срока временного
применения   Соглашения   Российской   Федерацией.   Фактически   в
законодательстве    Российской   Федерации   отсутствует   правовое
обоснование  неправомерно   затянувшегося   временного   применения
Соглашения Российской Федерацией.
     В связи с  вышеизложенным  Государственная  Дума  Федерального
Собрания Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Рекомендовать Правительству  Российской  Федерации  принять
меры  по  ускорению  выработки позиции в отношении Соглашения между
Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными  Штатами
Америки  о  линии  разграничения  морских  пространств,  отвечающей
национальным интересам Российской Федерации.
     2. Предложить  Комитету  Государственной Думы по международным
делам разработать проект федерального закона о внесении  дополнения
в   Федеральный   закон   "О   международных  договорах  Российской
Федерации"  в   части   совершенствования   правового   обоснования
временного    применения    международных    договоров   Российской
Федерацией.
     3. Поручить  Комитету  Государственной  Думы  по безопасности,
Комитету Государственной Думы по  международным  делам  и  Комиссии
Государственной  Думы  по геополитике сформировать рабочую группу с
привлечением   авторитетных   специалистов   в   целях   проведения
дополнительной  всесторонней  экспертизы  Соглашения на предмет его
соответствия  долгосрочным   интересам   Российской   Федерации   и
подготовки  предложений,  направленных  на минимизацию связанного с
применением Соглашения ущерба для Российской Федерации. Рассмотреть
доклад    указанной   рабочей   группы   на   пленарном   заседании
Государственной Думы в период осенней сессии 2002 года.
     4. Направить    настоящее    Постановление   в   Правительство
Российской Федерации.
     5. Направить  настоящее Постановление в "Парламентскую газету"
для официального опубликования.
     6. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     14 июня 2002 года
     N 2880-III ГД

Информация по документу
Читайте также