Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 954-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                    от 11 июля 2002 г. N 954-р
                             г. Москва


     1. Одобрить   прилагаемую   Концепцию   развития   туризма   в
Российской Федерации на период до 2005 года.
     2. Федеральным   органам   исполнительной   власти  и  органам
исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации   при
планировании  и  осуществлении  мероприятий  по  вопросам  развития
туризма  руководствоваться положениями Концепции развития туризма в
Российской Федерации на период до 2005 года.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________



     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 11 июля 2002 г.
     N 954-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
              развития туризма в Российской Федерации
                      на период до 2005 года

     Концепция  развития  туризма  в Российской Федерации на период
до   2005   года   (далее  именуется  -  Концепция)  направлена  на
обеспечение  в  стране  правовой,  организационной  и экономической
среды для формирования современной туристической индустрии.
     Под   туризмом   в   Концепции   понимаются  временные  выезды
(путешествия)  граждан  Российской Федерации, иностранных граждан и
лиц    без   гражданства   с   постоянного   места   жительства   в
оздоровительных,      познавательных,      профессионально-деловых,
спортивных,  религиозных  и  иных  целях  без  занятия оплачиваемой
деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

               I. Место туризма в мировой экономике

     Современная   туристическая   индустрия   является   одной  из
крупнейших   высокодоходных   и  наиболее  динамично  развивающихся
отраслей  мирового  хозяйства.  Число  рабочих мест в сфере туризма
составило  192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости
в мире.
     По   данным   Всемирной   туристской   организации   (ВТО)   и
Международного  валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое
место  в  мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США,
или    7,9 процента    от    6,738 трлн. долларов   США),   обогнав
автомобильную     промышленность    (7,8 процента),    производство
химических     продуктов    (7,5 процента),    продуктов    питания
(6,6 процента),  компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента)
и  топлива  (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в
1950-1999  годах  7 процентов в год, что намного выше среднегодовых
темпов  роста  мировой  экономики  в  целом.  По  прогнозам  ВТО, в
ближайшие  десятилетия  темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020
году  число  международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2
раза  по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок).
Еще  более  значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от
туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.

     II. Современное состояние туризма в Российской Федерации

     Российская  Федерация,  несмотря на свой высокий туристический
потенциал,  занимает  незначительное место на мировом туристическом
рынке.   На   ее   долю   приходится   около   1 процента  мирового
туристического потока.
     По  оценкам  ВТО,  потенциальные  возможности России позволяют
при  соответствующем  уровне  развития туристической инфраструктуры
принимать  до  40  млн.  иностранных  туристов  в  год.  Однако  на
сегодняшний   день  количество  приезжающих  в  Россию  иностранных
гостей   с  деловыми,  туристскими  и  частными  целями  составляет
7,4 млн. человек,    что   не   соответствует   ее   туристическому
потенциалу.
     Анализ  современного  состояния  внутреннего туризма указывает
на  недостаточный  уровень  его развития как по качественным, так и
по количественным характеристикам.
     Основными    факторами,   сдерживающими   развитие   въездного
туризма, в настоящее время являются:
     образ   России   как   страны,  неблагоприятной  для  туризма,
создаваемый  отдельными  зарубежными  и  отечественными  средствами
массовой информации;
     действующий    порядок   выдачи   российских   виз   гражданам
иностранных  государств,  безопасных  в  миграционном отношении, не
всегда способствующий росту въездного туризма;
     неразвитая    туристическая    инфраструктура,    значительный
моральный  и физический износ существующей материальной базы, малое
количество   гостиничных   средств  размещения  туристского  класса
(2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
     отсутствие  практики  создания субъектами Российской Федерации
благоприятных   условий   для   инвестиций  в  средства  размещения
туристов и иную туристическую инфраструктуру;
     отсутствие   до   2002 года   государственной   некоммерческой
рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
     невысокое    качество    обслуживания    во    всех   секторах
туристической  индустрии  из-за  низкого уровня подготовки кадров и
отсутствия  опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе
вследствие  длительного  периода  эксплуатации  курортно-туристских
средств размещения через систему социального страхования;
     несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

           III. Основные цели и задачи развития туризма
                      в Российской Федерации

     Главной  целью  государственной  политики  в  области  туризма
является    создание    в    Российской    Федерации   современного
высокоэффективного     и     конкурентоспособного    туристического
комплекса,  обеспечивающего  широкие возможности для удовлетворения
потребностей  российских  и  иностранных  граждан  в  разнообразных
туристических услугах.
     Основной  задачей  развития  туризма  в  Российской  Федерации
является    формирование    современной   маркетинговой   стратегии
продвижения  туристического  продукта на внутреннем и международном
рынках  в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции
согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует:
     разработки  и  реализации  рекламно-информационных программ по
въездному  и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле-
и  радиопрограмм  для России и зарубежных стран, а также проведения
регулярных  рекламно-информационных  кампаний  в средствах массовой
информации;
     издания   каталогов,   буклетов,   плакатов,   карт   и   иной
рекламно-информационной печатной продукции;
     организации    и    проведения   международных   туристических
выставок,  в  том  числе создания единого российского национального
стенда  с  привлечением  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации в сфере туризма;
     обеспечения  деятельности  загранпредставительств  по туризму,
выполняющих   функции   рекламно-информационных  офисов,  в  рамках
деятельности торговых представительств Российской Федерации;
     поддержки    и    обновления   официального   Интернет-портала
федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
     организации  сети  информационных  центров  для  иностранных и
российских  туристов  в местах прохождения наибольших туристических
потоков    при   информационной   поддержке   федерального   органа
исполнительной власти в сфере туризма;
     проведения  ознакомительных  поездок  по туристическим центрам
России для иностранных журналистов;
     организации  презентаций  туристических  возможностей России в
основных странах, направляющих туристов в Россию;
     формирования  современной  статистики туризма, соответствующей
международным  требованиям в рамках решений Статистической комиссии
ООН,   учитывающей   показатели  смежных  отраслей  и  определяющей
совокупный вклад туризма в экономику страны.
     Создание  организационно-правовых  и экономических условий для
стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
     определенной  корректировки  действующего  законодательства  в
части,  касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений
и  дополнений  в  существующие  нормативные правовые акты в смежных
областях;
     введения    финансовой   ответственности   при   осуществлении
туроператорской деятельности;
     эффективного   управления   государственной  собственностью  в
туристической индустрии;
     создания    необходимых   условий   для   успешного   развития
гостиничных     средств    размещения    и    иной    туристической
инфраструктуры;
     создания    благоприятного    инвестиционного    климата   для
российских   и   иностранных   компаний,  вкладывающих  средства  в
развитие туристической инфраструктуры в России;
     разработки    и    принятия   новых   нормативных   актов   по
стандартизации  и  сертификации  услуг  средств  размещения,  в том
числе   регулирующих   вопросы  классификации  гостиничных  средств
размещения;  наделение соответствующими полномочиями в этой области
федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
     совершенствования  визовой  политики  в  отношении туристов из
стран,  не  представляющих  миграционной  опасности, и вместе с тем
усиления  контроля  за выдачей виз туристам, следующим из опасных в
миграционном отношении государств;
     разработки  механизма  усиления  ответственности туристических
организаций   за  нарушения  правил  въезда,  выезда  и  пребывания
находящимися  в  России  иностранцами  при  визовой  поддержке этих
организаций.
     Укрепление    и    дальнейшее    развитие    межотраслевой   и
межрегиональной   координации   в   целях  повышения  эффективности
отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:
     создания  межведомственной  комиссии  при  федеральном  органе
исполнительной  власти  в  сфере  туризма в целях совершенствования
межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;
     создания    межведомственной    комиссии    по    упорядочению
использования   государственной   собственности   в   туристической
индустрии;
     формирования   региональных   концепций   развития  туризма  с
разработкой  экономически  обоснованных планов их реализации, в том
числе      в      рамках      региональных     целевых     программ
социально-экономического развития.
     Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:
     разработки  новых  правил  стандартизации и сертификации услуг
средств размещения;
     разработки  и  внедрения современной классификации гостиничных
средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
     создания  современной  системы  подготовки,  переподготовки  и
повышения  квалификации  кадров,  включая  разработку  и  внедрение
современных  отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на
действующих  квалификационных  требованиях  к  работникам индустрии
туризма;
     создания   и   реализации  учебных  программ,  соответствующих
отраслевым  потребностям  и предусматривающих практическое обучение
персонала,  в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг
(практику),     в    пределах    средств,    предусматриваемых    в
соответствующих бюджетах на образование;
     реализации  специализированных программ повышения квалификации
менеджеров  высшего  управленческого  звена  туристско-гостиничного
бизнеса,  в  том  числе  организации  стажировок за рубежом за счет
внебюджетных источников;
     поддержки  перспективных  прикладных  исследований  в  области
туризма  в  рамках  средств,  выделяемых  на  эти цели федеральному
органу исполнительной власти в сфере туризма.
     Для  реализации  перечисленных  в  Концепции  задач  требуется
предусмотреть   бюджетные   расходы  на  государственную  поддержку
развития туризма.
     Задачи   по   развитию   государственной  политики  в  области
туризма,  предусмотренные  в  Концепции,  должны  осуществляться  в
пределах    установленной   численности   работников   центрального
аппарата  и  представительств  федерального  органа  исполнительной
власти  в  сфере  туризма  за  пределами  Российской  Федерации,  а
расходы   должны  производиться  в  пределах  средств  федерального
бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных
на соответствующий год.
     Необходимость     выделения    ежегодных    ассигнований    из
федерального  бюджета  и  бюджетов  субъектов  Российской Федерации
продиктована   прежде  всего  потребностью  в  обеспечении  участия
государства    в    формировании    и   продвижении   национального
туристического  продукта,  в  том  числе в проведении маркетинговых
исследований,  рекламно-информационной  деятельности, организации и
проведении   международных   туристических  выставок,  конференций,
семинаров,  организации международного сотрудничества, формировании
базового   пакета   инвестиционных   проектов  в  области  развития
туристической инфраструктуры и др.
     В   условиях  приоритетной  поддержки  развития  туристической
индустрии   со   стороны   государства   будет   обеспечено   более
эффективное     использование     человеческих,     информационных,
материальных   и  иных  ресурсов  с  учетом  рынка  труда  и  задач
социально-экономического развития страны.
     Эффективное  развитие  туризма  позволит значительно увеличить
поток  иностранных  туристов в Россию и приток валютных поступлений
в  экономику  страны,  а  также  обеспечить,  с одной стороны, рост
налоговых  отчислений  в  бюджеты  различных  уровней,  а  с другой
стороны,   учитывая   воздействие  туризма  на  все  стороны  жизни
общества,   -  развитие  смежных  отраслей  экономики  и  повышение
занятости населения.


                          _______________



     Приложение
     к Концепции развития туризма в
     Российской Федерации на период
     до 2005 года


                              П Л А Н
       мероприятий по реализации Концепции развития туризма
           в Российской Федерации на период до 2005 года

-------------------------------------------------------------------
       Содержание мероприятий       ¦  Срок    ¦    Ответственные
                                    ¦реализации¦    исполнители
-------------------------------------------------------------------
               I. Нормативная правовая деятельность

1.   Подготовка предложений      по  2002-      Минэкономразвития
     совершенствованию существующих  2003 годы  России
     законодательных    актов     и             Минюст России
     нормативных   правовых  актов,
     относящихся к сфере туризма, в
     том числе внесение изменений и
     дополнений в Федеральный закон
     "Об     основах     туристской
     деятельности   в    Российской
     Федерации"

2.   Подготовка проекта      нового  2005 год   Минэкономразвития
     федерального  закона о туризме             России
     в Российской Федерации                     Минюст России

3.   Разработка предложений      по  2002-      Минэкономразвития
     привлечению   инвестиций   для  2003 годы  России
     обновления   основных   фондов             Минимущество
     объектов          гостиничного             России
     хозяйства,  в  том  числе   на
     основе   их  акционирования  и
     продажи

4.   Анализ мировой        практики  2002-      Минэкономразвития
     применения             системы  2003 годы  России
     налогообложения            при             Минфин России
     строительстве, реконструкции и
     оборудовании     туристических
     средств размещения. Разработка
     и  внесение   предложений   по
     совершенствованию      системы
     налогообложения   гостиничного
     хозяйства

5.   Разработка с            учетом  2002-      Минэкономразвития
     отечественной   и   зарубежной  2003 годы  России
     практики    и    введение    в
     установленном          порядке
     отраслевых правил аккредитации
     (аттестации)  экскурсоводов  и
     гидов-переводчиков

6.   Разработка предложений      по  2002-      Минэкономразвития
     оптимизации     условий    для  2003 годы  России
     развития  внутреннего,  в  том             Минтруд России
     числе       детско-юношеского,
     туризма

        II. Межведомственная и межрегиональная координация,
          совершенствование туристической инфраструктуры

7.   Создание      межведомственной  2002 год   Минэкономразвития
     комиссии    при    федеральном             России
     органе исполнительной   власти
     в   сфере   туризма   в  целях
     улучшения   межотраслевой    и
     межрегиональной  координации в
     этой   области   (в   пределах
     средств,  ежегодно  выделяемых
     федеральному            органу
     исполнительной  власти в сфере
     туризма   на   государственное
     управление)

8.   Оказание содействия  субъектам  2002-      Минэкономразвития
     Российской     Федерации     в  2005 годы  России
     разработке    и     реализации
     региональных программ развития
     туризма. Разработка профильных
     разделов в рамках региональных
     целевых               программ
     социально-экономического
     развития

9.   Формирование           реестра  2002-      Минимущество
     федеральной   (в   том   числе  2005 годы  России
     долевой)    собственности    в             Минэкономразвития
     области          туристической             России
     индустрии и осуществление  мер
     по       ее       эффективному
     использованию

10.  Проведение комплекса работ  по  2002-      Минимущество
     признанию  прав  собственности  2005 годы  России
     Российской    Федерации     на             Минэкономразвития
     объекты        туризма       и             России
     санаторно-курортного                       МИД России
     комплекса,    находящиеся   на             Управление делами
     территории  Украины,   Грузии,             Президента
     Республики     Казахстан     и             Российской
     Республики            Молдова,             Федерации
     строительство          которых
     осуществлялось за счет средств
     федерального           бюджета
     Российской Федерации,  а также
     собственных            средств
     предприятий   и    организаций
     бывшего   республиканского   и
     бывшего союзного подчинения

11.  Создание      межведомственной  2002-      Минимущество
     комиссии    по    упорядочению  2003 годы  России
     использования  государственной             Минэкономразвития
     собственности  в туристической             России
     индустрии с  целью  разработки             Управление делами
     системы   учета  туристических             Президента
     средств      размещения      и             Российской
     оформления  прав   на  них,  а             Федерации
     также обеспечения контроля  за
     использованием  и сохранностью
     имущества на основе проведения
     полной инвентаризации объектов
     государственной  собственности
     в  сфере  туризма  (в пределах
     средств,  ежегодно  выделяемых
     федеральному            органу
     исполнительной власти в  сфере
     туризма   на   государственное
     управление)

12.  Разработка программы  создания  2002 год   Минэкономразвития
     национальных гостиничных цепей             России
     на    территории    Российской
     Федерации

       III. Формирование современной маркетинговой стратегии
                продвижения туристического продукта
               на внутреннем и международном рынках

13.  Разработка и        реализация  2002-      Минэкономразвития
     рекламно-информационных         2005 годы  России
     программ   по   въездному    и
     внутреннему   туризму,  в  том
     числе создание циклов теле-  и
     радиопрограмм  в  России  и за
     рубежом,  а  также  проведение
     регулярных
     рекламно-информационных
     кампаний  в средствах массовой
     информации.        Организация
     ознакомительных   поездок   по
     России     для     иностранных
     журналистов

14.  Издание             каталогов,  2002-      Минэкономразвития
     путеводителей,       буклетов,  2005 годы  России
     плакатов,    карт    и    иной
     рекламно-информационной
     печатной      продукции      о
     туристических     возможностях
     России

15.  Участие в           крупнейших  2002-      Минэкономразвития
     международных    туристических  2005 годы  России
     выставках    путем    создания
     единого            российского
     национального     стенда     с
     привлечением           органов
     исполнительной  власти в сфере
     туризма  субъектов  Российской
     Федерации.         Организация
     презентаций  на  международных
     туристических        выставках
     туристических     возможностей
     России

16.  Содействие           субъектам  2002-      Минэкономразвития
     Российской     Федерации     в  2005 годы  России
     организации    и    проведении
     региональных и межрегиональных
     туристических выставок-ярмарок
     в России

17.  Поддержка и         обновление  2002-      Минэкономразвития
     официального    туристического  2005 годы  России
     Интернет-портала  федерального
     органа исполнительной власти в
     сфере туризма

18.  Проведение       маркетинговых  2002-      Минэкономразвития
     исследований     в     области  2005 годы  России
     въездного    и     внутреннего
     туризма в России

19.  Разработка и        реализация  2002-      Минэкономразвития
     комплекса        мер        по  2005 годы  России
     совершенствованию статистики в             Госкомстат России
     сфере туризма в соответствии с             ФПС России
     международными требованиями, в
     том  числе:
     совершенствование      системы
     государственного
     статистического     учета    и
     отчетности     в     отраслях,
     непосредственно  относящихся к
     сфере туристической индустрии,
     в        соответствии        с
     рекомендациями       Всемирной
     туристической     организации;
     совершенствование
     ведомственного статистического
     наблюдения,        касающегося
     международного  и  внутреннего
     туризма,        а        также
     внешнеторгового    оборота   в
     области туризма;
     разработка         методологии
     внедрения сателлитных счетов в
     рамках   системы  национальных
     счетов, учитывающих показатели
     смежных отраслей и позволяющих
     определить  совокупный   вклад
     туризма     в    отечественную
     экономику

       IV. Повышение качества обслуживания в сфере туризма,
                         подготовка кадров

20.  Разработка и    введение     в  2002-      Минэкономразвития
     установленном   порядке  новых  2003 годы  России
     правил    стандартизации     и
     сертификации   услуг   средств
     размещения

21.  Разработка нормативных  актов,  2002 год   Минэкономразвития
     регулирующих           вопросы             России
     классификации      гостиничных
     средств размещения

22.  Разработка предложений      по  2002-      Минэкономразвития
     перечню профессий, направлений  2003 годы  России
     подготовки  и   специальностей             Минобразование
     работников       туристической             России
     индустрии       в        целях             Минтруд России
     совершенствования  профильного
     туристического    образования.
     Совершенствование существующих
     квалификационных    требований
     (профессиональных  стандартов)
     к     основным      должностям
     работников       туристической
     индустрии и разработка  на  их
     основе  новых  образовательных
     стандартов   для    подготовки
     квалифицированных   кадров   в
     сфере туризма

23.  Формирование при   федеральном  2002-      Минэкономразвития
     органе исполнительной власти в  2003 годы  России
     сфере  туризма   базы   данных             Минобразование России
     учебных             заведений,
     специализирующихся          на
     подготовке,  переподготовке  и
     повышении квалификации  кадров
     для     туристско-гостиничного
     комплекса

24.  Изучение          потребностей  2002-      Минэкономразвития
     учреждений   туристического  и  2005 годы  России
     гостиничного     бизнеса     в             Минтруд России
     специалистах        различного             Минобразование России
     профиля

                  V. Международное сотрудничество

25.  Активизация             работы  2002-      Минэкономразвития
     представительств по туризму за  2005 годы  России
     рубежом в рамках  деятельности
     торговых      представительств
     Российской   Федерации    (без
     увеличения         численности
     работников      загранаппарата
     Минэкономразвития России)

26.  Совершенствование      визовой  2002-      МИД России
     политики  России  в  отношении  2005 годы  Минэкономразвития
     иностранных государств  (групп             России
     государств),    безопасных   в             ФПС России
     миграционном   отношении,    а             МВД России
     также   усиление  контроля  за
     выдачей     виз      туристам,
     следующим    из    государств,
     опасных     в     миграционном
     отношении

27.  Подготовка к        подписанию  2002-      Минэкономразвития
     межправительственных         и  2005 годы  России
     межведомственных соглашений  о
     сотрудничестве    в    области
     туризма     с      зарубежными
     странами.        Осуществление
     деятельности рабочих  групп  в
     рамках    межправительственных
     комиссий по туризму. Участие в
     работе       Совета      стран
     Содружества        Независимых
     Государств по туризму

28.  Аккредитация  представительств  2002-      Минюст России
     иностранных  юридических лиц и  2005 годы  Минэкономразвития
     их  филиалов,   осуществляющих             России
     деятельность  в  сфере туризма
     на    территории    Российской
     Федерации

29.  Подготовка проекта документа о  2002 год   Минэкономразвития
     внесении      изменений      в             России
     Соглашение               между             МИД России
     Правительством      Российской             ФПС России
     Федерации   и   Правительством             МВД России
     Китайской  Народной Республики
     о     безвизовых     групповых
     туристических поездках с целью
     отделения         коммерческих
     торговых       поездок      от
     туристических поездок

30.  Подготовка предложений      по  2002 год   Минэкономразвития
     решению  вопроса  о ликвидации             России
     дискриминационных  тарифов  на             Минюст России
     услуги российских организаций,
     связанные    с     пребыванием
     иностранных туристов в России

31.  Участие в работе по подготовке  в соот-    Минэкономразвития
     вступления России во Всемирную  ветствии   России
     торговую организацию            с планом
                                     работы

32.  Укрепление позиций  России  на  2002-      Минэкономразвития
     мировом  туристическом рынке в  2005 годы  России
     рамках   работы   в    составе
     Исполнительного         совета
     Всемирной           туристской
     организации  и ее Комиссии для
     Европы

33.  Сотрудничество с    программой  2002-      Минэкономразвития
     Европейского союза по оказанию  2005 годы  России
     содействия         Содружеству
     Независимых    Государств   по
     реализации проектов в  области
     нормативно-правового,
     рекламно-информационного
     обеспечения    и    подготовки
     кадров для сферы туризма

34.  Сотрудничество с  Организацией  2002-      Минэкономразвития
     экономического  сотрудничества  2005 годы  России
     и  развития   и   Организацией             Минфин России
     Азиатско-Тихоокеанского                    МИД России
     экономического  сотрудничества
     в сфере привлечения инвестиций
     для   развития   туристических
     средств  размещения в России и
     подготовки  кадров   в   сфере
     туризма


                          _______________

Информация по документу
Читайте также