Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.1998 № 1391ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 25 ноября 1998 г. N 1391 г. Москва О федеральной целевой программе "Медицина высоких технологий" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.99 г. N 966; от 27.11.2000 г. N 891; от 07.06.2001 г. N 449; от 24.08.2002 г. N 630) В целях обеспечения внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить на 1999-2007 годы прилагаемую федеральную целевую программу "Медицина высоких технологий" (далее именуется - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации. 3. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.08.2002 г. N 630) 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия, направленные на повышение качества медицинской помощи населению на основе широкомасштабного использования в практике здравоохранения высоких медицинских технологий. Председатель Правительства Российской Федерации Е.Примаков __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1391 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий" Наименование Программы - федеральная целевая программа "Медицина высоких технологий" Основание для разработки - распоряжение Президента Российской Программы Федерации от 29 декабря 1997 г. N 536-рп, постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1998 г. N 53 "О разработке федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий" и создании Института хирургии высоких технологий" Государственный заказчик - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации Основные разработчики - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Институт хирургии высоких технологий Цели и задачи Программы - повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих наиболее распространенными заболеваниями (сердечно-сосудистые заболевания, сочетанные поражения различных органов, политравма); обеспечение разработки и внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий; внедрение в повседневную практику головных лечебно-профилактических учреждений, расположенных в регионах, высокотехнологичных методов лечения с использованием последних достижений медицинской науки и техники; увеличение объема и эффективности методов оперативного и неоперативного лечения больных с использованием искусственных систем жизнеобеспечения, экстракорпоральных, эндоскопических и малоинвазивных методов лечения Сроки и этапы реализации - 1999-2007 годы: Программы первый этап (1999-2001 годы) - создание Института хирургии высоких технологий; дооснащение медицинским оборудованием существующих научно-практических центров федерального подчинения; подготовка кадров; второй этап (2002-2007 годы) - реализация основных мероприятий, широкомасштабное применение высоких медицинских технологий в медицинской практике Перечень основных - материально-техническое обеспечение мероприятий деятельности научно-практических Программы учреждений медицины высоких технологий; создание Института хирургии высоких технологий на базе действующего учреждения федерального подчинения; подготовка кадров для обеспечения деятельности научно-практических учреждений медицины высоких технологий; разработка новых высоких медицинских технологий; информационное обеспечение деятельности участников программных мероприятий Основные исполнители - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Институт хирургии высоких технологий Объемы и источники - для реализации Программы потребуются финансирования финансовые ресурсы в объеме 3107,66 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3105,86 млн. рублей, внебюджетных источников - 1,8 млн. рублей Ожидаемые конечные - повсеместное внедрение высоких результаты медицинских технологий в практику; реализации улучшение качества жизни и увеличение Программы ее продолжительности Система организации - контроль за реализацией Программы контроля осуществляют Министерство за исполнением Программы здравоохранения Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в установленном порядке 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Федеральная целевая программа "Медицина высоких технологий" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 1997 г. N 536-рп и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1998 г. N 53 "О разработке федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий" и создании Института хирургии высоких технологий" в целях обеспечения внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий. Общеизвестно, что здоровье населения является зримым показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. Среди основных демографических показателей в Российской Федерации в последнее десятилетие ХХ века особенно негативные изменения претерпели показатели смертности и рождаемости. Если в 1980 году в России рождалось 2,2 млн. человек, то в 1996 году - только 1,25 млн. человек. Естественная убыль населения приблизилась к 1 млн. человек в год. Такая статистическая картина отражает процесс депопуляции со скоростью и интенсивностью, характерной для периодов войн. Превышение смертности над рождаемостью характерно для 77 субъектов Российской Федерации, где проживает свыше 90 процентов населения страны. Наибольшие потери наше общество несет в результате распространения болезней сердечно-сосудистой системы, новообразований, травматизма и отравлений, детской патологии, болезней дыхательной системы, инфекционных заболеваний. Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний за последние 4 года увеличилась на 13 процентов (из расчета на 100 тыс. населения всех возрастов). Выросло число больных с врожденными аномалиями сердца и сосудов, особенно среди детей и подростков. Сердечно-сосудистой хирургии отводится важная роль в борьбе с болезнями сердца и сосудов. Однако количество операций при патологии сердца и сосудов в общем объеме хирургической помощи в стране составляет соответственно только 0,4 и 1,8 процента. Потери от травматизма и ортопедических заболеваний еще более значительны. Так, в 1997-1998 годах от травм пострадало более 12 млн. человек, от ортопедических заболеваний свыше 10 млн. человек. В общей структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности травматизм и заболевания опорно-двигательного аппарата занимают соответственно второе и третье места. В настоящее время развитие медицины высоких технологий тесно связано с деятельностью федеральных научно-исследовательских учреждений. Медицинская наука призвана повлиять на основные показатели здоровья нации путем разработки и внедрения в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний. За последние годы в результате экспериментальных исследований ученые Российской академии медицинских наук и Министерства здравоохранения Российской Федерации получили новые данные о структуре и функциях центральной нервной системы и ее интегративной деятельности, молекулярных механизмах узнавания, клеточных мембранах, действии ионизирующих излучений на организм человека, причинах возникновения злокачественных новообразований. Наряду с фундаментальными исследованиями важнейшей задачей, стоящей перед федеральными научно-исследовательскими учреждениями, является разработка новых медицинских технологий. Помимо сердечно-сосудистой хирургии, трансплантологии, травматологии, ортопедии и нейрохирургии новые методы диагностики и лечения разрабатываются также в других областях медицины. Огромное значение для будущего отечественной медицины имеет развитие молекулярной биологии и генетики, поскольку именно эти отрасли медицины будут определять медицину ХХI века. От успехов ученых-медиков в этих областях в значительной мере зависит будущее человечества. Генная терапия предполагает разработку безопасных и высокотехнологичных способов введения в клетки пациентов недостающих генов или замену дефектных генов. Разработаны подходы для коррекции молекулярных нарушений как методами генной инженерии, так и путем восстановления структуры и функции поврежденных биологических мембран при иммунодефицитах, заболеваниях печени, нервной системы. На примере лечения больных с тяжелым заболеванием легких - муковисцидозом создается первая в стране модель генно-терапевтического лечения, которое в дальнейшем будет внедрено в практику медицины. В области гематологии и трансфузиологии наибольшее значение имеют завершение разработки и выпуск искусственной крови на основе модифицированного человеческого гемоглобина, а также выпуск кровезаменителей, антистафилококкового, противостолбнячного и антимоноцитарного иммуноглобулинов. Широкое применение в стоматологии получили разработанные отечественными учеными комплекты биоактивных имплантатов из композиционной керамики для устранения дефектов нижней челюсти и лицевого скелета при костно-реконструктивных и костно-пластических операциях. Преимуществами данных имплантатов является их высокая прочность, легкость крепления мини-пластинками или проволочными швами. При сложных дефектах или повреждениях лицевого скелета возможны индивидуальное изготовление имплантатов, моделирование их во время операции. Планируется разработать и внедрить в практику новые медицинские технологии в области диагностики. Предполагается разработка наиболее информативного и точного метода - ДНК-диагностики с применением полимеразной цепной реакции (ПЦР). Планируется организация лабораторной службы с применением ПЦР во всех основных регионах России, а также распространение технологий неинвазивной (бескровной) биохимической диагностики. Другой важной задачей федеральных научно-исследовательских учреждений является разработка научно обоснованных стандартов на определенные виды специализированной медицинской помощи и механизма передачи научной продукции в региональные центры. Для успешного решения задач, стоящих перед федеральными научно-исследовательскими учреждениями, развития медицины высоких технологий необходимо осуществить мероприятия по укреплению и переоснащению ведущих федеральных научных центров - основных производителей высоких медицинских технологий и созданию оптимального механизма реализации высоких медицинских технологий. Для разработки и широкого внедрения в практику новых современных технологий в области сердечно-сосудистой хирургии, трансплантологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, педиатрии и детской хирургии, акушерства и гинекологии необходимо создать новое поколение аппаратов, приборов, инструментов для диагностики, лечения и профилактики болезней, подготовить и обучить квалифицированные кадры, создать в стране телекоммуникационную систему. Сегодня в России есть все предпосылки для повсеместного внедрения высокотехнологичных средств и методов в практику здравоохранения. Учеными Российской академии наук и Российской академии медицинских наук разработаны приборы и инструменты, позволяющие производить тончайшие операции на всех органах и тканях, независимо от природы заболевания (атеросклероз, опухоли, политравма, болезни уха, горла и носа, эндокринные заболевания и т. д.). Однако осуществление этих операций остается малодоступным для широких слоев населения. Поэтому отдельные успехи ученых-медиков практически не отражаются на показателях качества жизни и ее продолжительности в масштабах всей страны. Мероприятия Программы предполагается осуществить под руководством Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук, силами и средствами отдельных научно-исследовательских учреждений, различных министерств, ведомств, творческими научными коллективами на конкурсной основе (в том числе по грантам). 2. Основные цели и задачи Программы Конечной целью Программы является улучшение основных показателей здоровья населения, повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих наиболее распространенными заболеваниями, обеспечение разработки и внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий. Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач: разработка и внедрение в медицинскую практику методов медицины высоких технологий; внедрение в повседневную практику головных лечебно-профилактических учреждений регионов высокотехнологичных методов диагностики и лечения; увеличение объема и повышение эффективности применения методов оперативного и неоперативного лечения больных с использованием искусственных систем жизнеобеспечения, экстракорпоральных, эндоскопических и малоинвазивных методов лечения. При этом осуществляются: разработка и внедрение высоких медицинских технологий в практическое здравоохранение; создание и сохранение материальной, научной, лечебно-профилактической базы вновь создаваемых и функционирующих учреждений и организаций; подготовка высококвалифицированных кадров по основным клиническим специальностям, предусмотренным Программой, включая организацию кафедры и курсов на базе Института хирургии высоких технологий и других ведущих научных и учебных учреждений здравоохранения; разработка современных нормативов и стандартов специализированной медицинской помощи; обеспечение потребности населения в специализированной медицинской помощи. Решение этих задач уже в ближайшем будущем приведет к значительному снижению заболеваемости и смертности населения Российской Федерации. 3. Сроки и этапы реализации Программы Реализация Программы будет осуществляться в 1999-2007 годах в два этапа. На первом этапе (1999-2001 годы) предусматривается создание Института хирургии высоких технологий - головного учреждения по проблеме; развитие и укрепление материально-технической базы научных и практических учреждений здравоохранения, подготовка медицинского и технического персонала, научная разработка новых медицинских технологий и их стандартизация, разработка основных мероприятий по информационному обеспечению учреждений, участвующих в реализации Программы. На втором этапе (2002-2007 годы) планируется реализация мероприятий по внедрению высоких медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях, расположенных в субъектах Российской Федерации, их дооснащение современным медицинским оборудованием, в том числе телекоммуникационными системами. 4. Система программных мероприятий Система мероприятий Программы (см. приложение) предусматривает решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций развития здравоохранения, требований нормативных документов, реальной экономической ситуации в стране и состояния здоровья населения. Программа предполагает поэтапное решение проблемы внедрения высоких медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях страны, при этом имеется в виду создание организационной структуры, совершенствование материально-технической базы, научное и кадровое обеспечение в основном на федеральном уровне на первом этапе, с тем чтобы на втором этапе добиться повсеместного распространения высоких медицинских технологий. 5. Ресурсное обеспечение Программы Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены собственные средства федерального государственного унитарного предприятия - Института хирургии высоких технологий. Объем финансирования организационных мероприятий, связанных с созданием Института хирургии высоких технологий, подготовкой кадров, информационным и научным обеспечением Программы, составит 3107,66 млн. рублей, в том числе 3105,86 рублей за счет средств федерального бюджета и 1,8 млн. рублей за счет внебюджетных источников. В 1999 году финансирование программных мероприятий предусмотрено в объеме 835,95 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке. 6. Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий на конкурсной основе. Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и ежегодно представляет ее в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета; принимает возможные меры по полному финансированию Программы. Основные исполнители Программы с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями. Исполнители отдельных мероприятий Программы - предприятия, учреждения, организации, общественные объединения определяются на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". В ходе реализации Программы Министерством здравоохранения Российской Федерации будут предприниматься меры по заключению договоров с международными организациями в целях привлечения финансовых средств для осуществления совместных проектов по укреплению материально-технической базы учреждений, осуществляющих высокоспециализированную медицинскую помощь, внедрению новых технологий профилактики и лечения заболеваний, а также по развитию сотрудничества и кооперации на взаимовыгодной (паритетной) основе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. 7. Организация управления Программой, контроль за ходом ее реализации Структура управления реализацией Программы включает три уровня: управление выполнением основных мероприятий Программы в целом, координация и научно-методическое руководство; координация реализации входящих в состав Программы проектов, согласование с сопряженными аналогичными федеральными программами; управление выполнением проектов как основного звена Программы, согласование с сопряженными проектами. Управление реализацией Программы осуществляют заказчик, определяющий требования к содержанию Программы и проектов, оказывающий содействие в ресурсном обеспечении и контролирующий ход их выполнения, и научный руководитель, который несет ответственность за содержание и научно-технический уровень Программы и проектов. Государственный заказчик Программы - Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией медицинских наук создает дирекцию по реализации Программы. Непосредственное руководство дирекцией возлагается на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации. Заместитель Министра здравоохранения осуществляет координацию и контроль деятельности по выполнению Программы, определяет источники финансирования, координирует деятельность исполнителей. Научным руководителем Программы является вице-президент Российской академии медицинских наук, который обеспечивает разработку концепции Программы, ее структуры, методических документов, координирует деятельность научных руководителей по подпрограммам, организует подготовку научно-практических конференций и научных совещаний по тематике Программы. Министерство здравоохранения Российской Федерации и Российская академия медицинских наук ежегодно в установленном порядке направляют информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технологий Российской Федерации. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. 8. Оценка эффективности реализации Программы Эффективность Программы оценивается по прогнозируемому улучшению ряда показателей здоровья населения России, полученных в результате широкомасштабного применения высоких медицинских технологий в практике здравоохранения. Ожидается, что современная диагностика, профилактика и лечение основных хирургических и нехирургических болезней, указанных в Программе, сократят потери от временной утраты трудоспособности, снизят показатели по первичной инвалидности и смертности населения. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения, в том числе: увеличить продолжительность жизни больных, страдающих особо сложными и сочетанными заболеваниями, за счет радикального расширения применения медицины высоких технологий в регионах России; улучшить основные показатели здоровья населения Российской Федерации; снизить количество случаев инвалидности, полученной в результате осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, сочетанных поражений различных органов, политравмы; ликвидировать острую нехватку высококвалифицированных специалистов международного уровня, одновременно устранив потерю специалистов, невостребованных вследствие крайне низкой эффективности работы ряда специализированных учреждений здравоохранения; определить потребность в производстве оборудования, инструментов, необходимых для современного обеспечения лечебного процесса; довести объем кардиохирургической и нейрохирургической помощи, а также оперативных вмешательств при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата до уровня современных европейских стандартов. __________ ПРИЛОЖЕНИЕ к федеральной целевой программе "Медицина высоких технологий" Мероприятия федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий" и объемы финансирования (млн. рублей) +----------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦Объем ¦ В том числе ¦ ¦ ¦ассигнований+------------------------------------¦ ¦ Мероприятия ¦на 1999-2007¦1999 год¦2000 год¦2001 год¦2002- ¦ ¦ ¦годы всего ¦ ¦ ¦ ¦2007 годы¦ ¦ ¦----------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из федераль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------+ 1. Материально-техническое обеспечение деятельности научно-практических учреждений медицины высоких технологий 1. Создание Института хирургии высоких 240* 100* 100 40 - технологий на базе действующего ---- ---- --- -- учреждения федерального подчинения 240 100 100 40 2. Материально-техническое обеспечение 2206** 600** 613** 300** 693** деятельности научных и ------ ----- ----- ----- ----- лечебно-профилактических учреждений 2206 600 613 300 693 2. Подготовка кадров 3. Организация подготовки специалистов 12 2 2 1 7 по направлениям медицины высоких -- - - - - технологий и повышение их 12 2 2 1 7 квалификации. Создание кафедры медицины высоких технологий 4. Подготовка специалистов за рубежом 10 1 1 1 7 -- - - - - 10 1 1 1 7 3. Разработка новых высоких медицинских технологий 5. Разработка и создание новых 180 36 22 22 100 медицинских технологий для --- -- -- -- --- инвазивного вмешательства в целях 180 36 22 22 100 диагностики, лечения и профилактики для применения в области сердечно-сосудистой и грудной хирургии, нейрохирургии, трансплантации органов, микрохирургии, травматологии и ортопедии, хирургии органов брюшной полости, стоматологии, гематологии и трансфузиологии, анестезиологии, реаниматологии (включая искусственное кровообращение), акушерстве и гинекологии, а также в экстремальных условиях 6. Разработка и создание новых 150 30 20 20 80 медицинских технологий для --- -- -- -- -- неинвазивной диагностики, лечения и 150 30 20 20 80 профилактики болезней на основании использования ионизирующих излучений (в том числе радионуклидных), рентген-излучений и ангиографии, неионизирующих излучений (лазерные, электромагнитные, ультразвук, фотодинамическая терапия, магнитно-резонансные и др.), компьютерных систем получения, обработки и предоставления информации; микропроцессоров, математического моделирования; телекоммуникационных систем, методов традиционной медицины, методов спектрометрии и др. 7. Разработка с помощью биотехнологии 124 24 20 20 60 новых методов диагностики, лечения --- -- -- -- -- (в том числе генной терапии) и 124 24 20 20 60 профилактики инфекционных, паразитарных, неинфекционных и наследственных болезней 8. Разработка высоких технологий 62 12 10 10 30 комплексного лечения и -- -- -- -- -- реабилитации: 62 12 10 10 30 маловесных детей, детей с перинатальной патологией; лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам, техногенным и экологическим воздействиям; послеоперационных больных и др. 9. Разработка и создание новых 90 18 15 15 42 медицинских технологий для -- -- -- -- -- фундаментальных 90 18 15 15 42 медико-биологических исследований (приборов, автоматизированных лабораторных комплексов, компьютерных систем; математического моделирования, биологических моделей) 4. Информационное обеспечение 10. Создание на базе Государственной 28,4 10,69 2,17 2,22 13,32 центральной научной медицинской ---- ----- ---- ---- ----- библиотеки центра информационного 28,4 10,69 2,17 2,22 13,32 обеспечения Программы 11. Создание классов доступа для 2,22 1,5 0,09 0,09 0,54 участников Программы к ---- --- ---- ---- ---- международным информационным 2,22 1,5 0,09 0,09 0,54 ресурсам и центру информационного обеспечения Программы посредством подключения к сети Интернет 12. Создание баз данных участников 1,24 0,76 0,06 0,06 0,36 Программы и представление их ---- ---- ---- ---- ---- пользователям через федеральный 1,24 0,76 0,06 0,06 0,36 центр в режиме удаленного доступа, а также на СD-ROM 13. Создание федерального центра 0,9 0,7 0,1 0,1 0,3 дистанционного обучения высоким --- --- --- --- --- медицинским технологиям - - - - - 14. Создание федерального центра 0,9 0,5 0,1 0,1 0,2 дистанционного консультирования и --- --- --- --- --- диагностики с использованием - - - - - высоких медицинских технологий Всего 3107,66 836,85 805,52 431,57 1033,72 ------- ------ ------ ------ ------- 3105,86 835,95 805,32 431,37 1033,22 ________________________ * В том числе 100 млн. рублей за счет действующих кредитных линий. ** В том числе 1213 млн. рублей за счет действующих кредитных линий. _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|