Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 1507-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 29 октября 2002 г. N 1507-р
                             г. Москва


     1. Одобрить    прилагаемую   Концепцию   развития   физической
культуры  и  спорта  в  Российской Федерации на период до 2005 года
(далее  именуется - Концепция), подготовленную Госкомспортом России
с  участием  заинтересованных  федеральных  органов  исполнительной
власти   и   органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации.
     2. Госкомспорту   России  обеспечить  доведение  Концепции  до
сведения   федеральных   органов   исполнительной  власти,  органов
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации и спортивной
общественности,  а  также организовать разработку мероприятий по ее
реализации.
     3. Федеральным   органам   исполнительной   власти  и  органам
исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации   при
планировании  и  осуществлении  мероприятий  по  вопросам  развития
физической культуры и спорта учитывать положения Концепции.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________



     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 29 октября 2002 г.
     N 1507-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
               развития физической культуры и спорта
           в Российской Федерации на период до 2005 года

     Важной         составной         частью        государственной
социально-экономической    политики    является    всестороннее   и
эффективное развитие физической культуры и спорта.
     Основная   цель  политики  государства  в  области  физической
культуры  и  спорта  -  оздоровление  нации, формирование здорового
образа   жизни   населения,   гармоничное   воспитание   здорового,
физически   крепкого   поколения,  а  также  достойное  выступление
российских   спортсменов  на  крупнейших  международных  спортивных
соревнованиях.

        1. Характеристика современного состояния физической
             культуры и спорта в Российской Федерации

     С    1991 года    в    России   отмечается   сокращение   сети
физкультурно-оздоровительных  и  спортивных  сооружений.  За десять
лет  их  число  уменьшилось  почти  на  20 процентов. Под предлогом
экономической  нецелесообразности  многие предприятия и организации
отказываются        от        содержания        спортивных        и
физкультурно-оздоровительных   объектов.  Ряд  стадионов  и  других
спортивных  объектов  используются  не  по  назначению. Не в полной
мере  реализуются  нормы  застройки  городов  и  населенных пунктов
спортивными сооружениями.
     В  настоящее  время  система управления физической культурой и
спортом  в России не является оптимальной как на федеральном, так и
на   региональном  уровне.  Недостаточно  используются  возможности
общественных физкультурно-спортивных объединений.
     Нормативная  правовая  база  в  сфере  физической  культуры  и
спорта  не  позволяет  осуществить  в полном объеме конституционное
право  каждого  гражданина России на занятия физической культурой и
спортом,    обеспечить    полноценное    становление   и   развитие
профессионального спорта.
     Бюджетное  финансирование  не  обеспечивает  в полной мере как
развитие  массового  и  детского  спорта,  так и потребности спорта
высших  достижений.  В  то  же  время  для  инвесторов и спонсоров,
готовых  вкладывать  средства  в  развитие  физической  культуры  и
спорта, не создаются соответствующие условия.
     Теряют  престиж  профессии преподавателя физической культуры и
тренера.   Сократилось   количество  детских  тренеров,  среди  них
сегодня  практически  отсутствуют  молодые  кадры.  Как  следствие,
ослабевают  и  утрачиваются  традиции  российской тренерской школы,
недостаточно  обеспечивается  подготовка  резерва для спорта высших
достижений.
     Утрачиваются   ведущие   позиции   отечественного   спорта   в
международном   олимпийском  движении  и  международных  спортивных
организациях.
     Не  всегда  эффективно  используются возможности спорта высших
достижений в решении экономических и социальных проблем общества.
     По  некоторым  видам  спорта  в России практически отсутствуют
современные,  технически  оснащенные  спортивные  сооружения и базы
для  подготовки  к  Олимпийским  играм  и  крупнейшим международным
соревнованиям.   Не   удается  сократить  выезд  за  рубеж  ведущих
российских спортсменов и тренеров.
     Не  в полной мере используются современные возможности средств
массовой  информации  для  пропаганды  спорта  и  здорового  образа
жизни. Отсутствуют спортивные каналы на радио и телевидении.
     Многократное  повышение  стоимости  физкультурных и спортивных
услуг   сделало   практически   недоступными   основные  учреждения
физической  культуры и спорта, спортивно-оздоровительного туризма и
отдыха  для  многих  российских  граждан.  Отсутствует  эффективный
механизм    государственного    регулирования,   стандартизации   и
сертификации качества физкультурных и спортивных услуг.
     В  последние  годы  в  России  ухудшилось  состояние  здоровья
населения,  увеличилось  количество  людей,  принимающих наркотики,
злоупотребляющих    алкоголем.   Ежегодно   в   России   признаются
инвалидами до 1 млн. человек.
     В настоящее  время  физической  культурой  и  спортом в стране
регулярно  занимаются  8-10  процентов  населения,  тогда   как   в
экономически  развитых странах мира этот показатель достигает 40-60
процентов.
     Наиболее  острой  и  требующей  кардинального решения является
проблема   слабой  физической  подготовки  и  физического  развития
учащихся.  Реальный  объем  двигательной  активности  школьников  и
студентов  не  обеспечивает полноценного и гармоничного физического
развития    и    укрепления   здоровья   подрастающего   поколения.
Преподавание  физической  культуры  в общеобразовательных школах не
соответствует   современным   требованиям,  а  в  некоторых  школах
отсутствует.  Увеличивается  число  школьников и студентов, имеющих
отклонения   в   состоянии  здоровья.  В  2001 году  их  количество
увеличилось   на  371 тыс. человек  по  сравнению  с  1995 годом  и
составило 1336 тыс. человек.

                2. Цель, задачи и основные принципы

     Целью    настоящего   документа   является   совершенствование
государственной    политики,   направленной   на   повышение   роли
физической  культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
граждан   и   достойное   выступление   российских  спортсменов  на
Олимпийских играх и других международных соревнованиях.
     Основными  задачами  в  сфере  развития  физической культуры и
спорта являются:
     обеспечение   гражданам   Российской   Федерации   возможности
заниматься физической культурой и спортом;
     формирование   у  населения,  особенно  у  детей  и  молодежи,
устойчивого  интереса  к регулярным занятиям физической культурой и
спортом,  здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в
этой области;
     разработка    и    реализация   федеральных   и   региональных
нормативных  правовых  актов,  целевых  программ,  направленных  на
создание  необходимых  условий  для  развития физической культуры и
спорта;
     улучшение    качества    физического   воспитания   населения,
проведение   мониторинга   физической   подготовки   и  физического
развития детей и молодежи;
     совершенствование  деятельности  спортивных  клубов и создание
молодежных центров досуга;
     укрепление    материально-технической    базы    для   занятий
физической  культурой  и  спортом,  особенно  в общеобразовательных
школах и других учебных заведениях;
     создание  условий  для  развития  спорта  высших  достижений и
профессионального спорта;
     создание эффективной системы подготовки спортивного резерва.
     Реализация   настоящей   Концепции   должна   основываться  на
следующих принципах:
     доступность  занятий  физической культурой, спортом и туризмом
для всех категорий и групп населения;
     непрерывность    и    преемственность   процесса   физического
воспитания и образования для всех категорий и групп населения;
     взаимодействие    органов   исполнительной   власти,   органов
законодательной  власти  всех  уровней  и  общественных  спортивных
организаций  в  вопросах  развития  физической  культуры и спорта в
Российской Федерации;
     дифференцированный   подход   к   организации  мероприятий  по
развитию  физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой
установки  на  развитие массовой физической культуры, спорта высших
достижений и профессионального спорта.

          3. Основные направления деятельности в развитии
                   физической культуры и спорта

     Государственная  политика в сфере физической культуры и спорта
должна предусматривать следующие основные направления:
     формирование   у  населения  понимания  необходимости  занятий
физической  культурой  и  спортом  и повышения уровня знаний в этой
сфере;
     создание   условий   для   достойного  выступления  российских
спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;
     развитие спорта высших достижений;
     усиление  роли  Российской  Федерации  и  субъектов Российской
Федерации   в   вопросах   регулирования  и  управления  физической
культурой и спортом;
     совершенствование  системы управления и организации физической
культуры  и  спорта, разработка новых организационно-управленческих
решений,    направленных    на    создание    эффективной   системы
физкультурно-оздоровительной   и  спортивно-массовой  работы  среди
населения;
     формирование   региональной   политики   в   сфере  физической
культуры и спорта;
     формирование          нормативных          правовых          и
организационно-экономических      механизмов      привлечения     и
использования внебюджетных источников финансирования;
     анализ эффективности использования спортивных сооружений;
     развитие   инфраструктуры   (спортивных   сооружений,  центров
подготовки  и  спортивных  баз)  для занятий физической культурой и
спортом  в  соответствии с программами развития физической культуры
и спорта всех уровней;
     проведение  массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных
соревнований,  в  том  числе  детских  ("Золотая  шайба",  "Кожаный
мяч");
     подготовка      спортивного     резерва     путем     развития
детско-юношеского спорта;
     подготовка  кадров  и  повышение квалификации работников сферы
физической  культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента,
маркетинга   и  права  в  области  физической  культуры  и  спорта,
проведение аттестации управленческих кадров;
     развитие  спортивной  медицины, а также актуальных направлений
науки   в   сфере   физической  культуры  и  спорта,  использование
результатов       научных       исследований       в       практике
физкультурно-спортивного движения России;
     формирование               постоянно               действующей
информационно-пропагандистской   и   просветительно-образовательной
системы,  способствующей  вовлечению  граждан  в  активные  занятия
физической  культурой  и  спортом  и  формированию здорового образа
жизни населения, особенно подрастающего поколения;
     предоставление  детям,  инвалидам  и  людям старшего поколения
льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
     привлечение  для  развития  физической  культуры  и  спорта, а
также  спорта  высших  достижений  средств из различных источников,
включая  бюджеты  всех уровней и внебюджетные средства, в том числе
получаемые   от   реализации  прав  на  телетрансляции,  проведения
спортивных  лотерей  и  от  другой  деятельности  в  соответствии с
законодательством  Российской Федерации, стимулирование привлечения
инвестиций на развитие физической культуры и спорта.

       4. Механизмы и основные меры по реализации Концепции

     Реализация настоящей Концепции предполагает:
     совершенствование   нормативной   правовой   базы   физической
культуры и спорта;
     принятие   федеральных   и   региональных   программ  развития
физической  культуры  и  спорта в Российской Федерации, в том числе
авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
     совершенствование  программно-методического,  организационного
и  медицинского обеспечения физического воспитания детей и молодежи
в образовательных учреждениях;
     определение приоритетных отраслевых научных программ;
     проведение  мониторинга  физической  подготовки  и физического
развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;
     формирование  мотивации  к самостоятельным занятиям физической
культурой   и   спортом,   повышению   уровня  знаний  по  вопросам
физической  культуры  и  спорта,  а также к добровольному участию в
физкультурно-спортивном движении;
     совершенствование      единой     всероссийской     спортивной
классификации        и       единого       календарного       плана
физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
     повышение   эффективности  системы  организации  и  проведения
спортивных  соревнований, в том числе Всероссийских юношеских игр и
Спартакиады народов России;
     развитие   национальных  видов  спорта,  спортивного  туризма,
физических    упражнений   и   игр   с   неотъемлемыми   элементами
самобытности  и  использование их в приобщении населения к активным
занятиям физической культурой и спортом;
     создание   в   городах   Российской   Федерации   зон  отдыха,
включающих  сеть  региональных оздоровительных трасс, вдоль которых
формируется    типовой    набор    специализированных    спортивных
сооружений;
     вовлечение  инвалидов  в физкультурно-спортивную деятельность,
разработка  системы  мер, направленных на социально-психологическую
и  физическую  реабилитацию,  спортивную  подготовку  и  возврат  к
трудовой деятельности инвалидов;
     издание  массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов,
а  также  создание  компьютерных  обучающих  программ  по различным
видам спорта;
     создание   телевизионных   и  радиопрограмм,  направленных  на
пропаганду физической культуры и спорта среди населения;
     создание    специализированного    федерального    спортивного
телевизионного и радиоканала.
     Система  физкультурно-оздоровительной  и  спортивной  работы в
организациях  всех  форм  собственности  должна  быть направлена на
осуществление      реабилитационных      мероприятий,      снижение
неблагоприятного  воздействия  производства  на человека, повышение
уровня  сопротивляемости  организма  различным заболеваниям, имея в
виду:
     принятие  мер по повышению эффективности использования средств
физической    культуры    в    укреплении    здоровья   трудящихся,
разработанных    на    основе    данных    социально-гигиенического
мониторинга населения Российской Федерации;
     уменьшение      воздействия     негативных     факторов     на
работоспособность и самочувствие человека;
     включение   производственной  физической  культуры  в  систему
мероприятий,  направленных  на  улучшение  условий  труда, снижение
профессиональной заболеваемости.
     Организационной  основой  физкультурно-спортивного  движения в
стране  должны  стать  спортивные,  физкультурно-оздоровительные  и
туристские  клубы,  а  также  спортивные  центры,  предлагающие  на
платной  основе более комфортные условия и разнообразные спортивные
услуги.
     Мероприятия  по  совершенствованию  физического  воспитания  и
образования детей и молодежи должны включать в себя:
     проведение  обязательных  урочных  форм  занятий  по  предмету
"физическая   культура"  во  всех  типах  и  видах  образовательных
учреждений;
     проведение     дополнительных     (факультативных)     занятий
физическими упражнениями и спортом;
     создание    при    образовательных   учреждениях   комплексных
физкультурно-спортивных   центров  с  типовым  набором  спортивного
инвентаря   и  оборудования,  позволяющим  обеспечить  двигательную
активность дошкольников и учащихся;
     физическое   воспитание   обучающихся,  имеющих  отклонения  в
состоянии здоровья;
     осуществление   физкультурно-оздоровительных   мероприятий   в
режиме дня;
     проведение   внешкольной   воспитательной   работы   с  детьми
(спортивных    секций,    занятий    в    спортивных    школах    и
спортивно-оздоровительных     туристских     клубах,     а    также
самостоятельных занятий);
     вовлечение  в  активные занятия физической культурой и спортом
детей и подростков в свободное время;
     производство  недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и
тренажеров   для   занятий   физической  культурой  дошкольников  и
учащихся;
     формирование  ответственного  отношения  родителей  к здоровью
детей и их физическому воспитанию;
     организацию спортивно-массовой работы по месту жительства;
     создание  условий  для  занятий  спортом  детям,  подросткам и
молодежи, находящимся в исправительно-трудовых колониях.
     Мероприятия     по     совершенствованию     профессионального
образования   в   сфере   физической   культуры   и  спорта  должны
предусматривать:
     апробацию  и внедрение в учебный процесс новых образовательных
программ профессионального образования;
     долгосрочное  планирование  объема  подготовки специалистов со
средним и высшим профессиональным образованием;
     расширение     системы    дополнительного    профессионального
образования;
     укрепление  учебно-спортивной  и  материально-технической базы
образовательных  учреждений  среднего  и  высшего профессионального
образования;
     осуществление   обмена   опытом   подготовки  физкультурных  и
спортивных  кадров  с  ведущими  университетами  зарубежных  стран,
включая стажировки;
     разработку  новых научно-исследовательских направлений в сфере
физической культуры и спорта;
     использование  современных  научных  технологий  в  подготовке
спортсменов высокого класса.
     Мероприятия,    направленные   на   развитие   спорта   высших
достижений, должны предусматривать:
     эффективное  функционирование  существующих  и  создание новых
центров и баз спортивной подготовки сборных команд России;
     совершенствование    механизма   использования   ведомственных
спортивных  баз  для  подготовки сборных команд России по различным
видам спорта;
     создание   комплексных   научных   групп  по  видам  спорта  и
организацию     научно-методического,    медико-биологического    и
информационного   обеспечения   подготовки   спортсменов   высокого
класса, а также спортивного резерва;
     создание  эффективных  технических  средств  для  нужд  спорта
высших достижений;
     совершенствование  технологий,  форм  и  методов  подготовки и
переподготовки специалистов в области спорта высших достижений;
     создание     и     развитие    специализированных    структур,
обеспечивающих   и   поддерживающих  профессиональную  деятельность
спортсменов    (их   комплексное   организационное,   методическое,
консультационное, медицинское и иное обслуживание);
     совершенствование  механизмов стимулирования труда спортсменов
и тренеров;
     активизацию   работы  представителей  России  в  международных
спортивных  федерациях,  расширение  участия Российской Федерации в
организации  и  проведении  олимпиад,  чемпионатов  мира  и Европы,
осуществление  более  тесного  взаимодействия  и  сотрудничества со
спортивными   организациями   государств - участников   Содружества
Независимых Государств.
     Реализация  Концепции  будет осуществляться поэтапно на основе
плана   мероприятий,   разрабатываемого  Государственным  комитетом
Российской  Федерации  по  физической культуре и спорту совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти и организациями.
     Реализация Концепции позволит:
     улучшить   физическое  состояние  населения,  заложить  основы
формирования здорового и гармонично развитого поколения;
     привлечь  к  массовым  занятиям физической культурой и спортом
различные категории населения;
     использовать   возможности  физической  культуры  и  спорта  в
совершенствовании  нравственного, эстетического и интеллектуального
развития учащейся молодежи;
     усовершенствовать   систему  подготовки  спортсменов  высокого
класса,   создать   условия   для   их   успешного  выступления  на
международной арене;
     повысить  роль  физической  культуры  и  спорта  как  средства
профилактики асоциального поведения молодежи;
     использовать  физическую  культуру  и  спорт  для социальной и
физической адаптации инвалидов и детей-сирот;
     разработать   и   внедрить   в  Российской  Федерации  систему
спортивно-зрелищных   мероприятий,   которая  будет  способствовать
созданию новых рабочих мест;
     обеспечить        разнообразие        форм        предлагаемых
физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
     увеличить  объем  спортивного  телерадиовещания, повысить роль
средств  массовой  информации  в  развитии  физической  культуры  и
спорта, а также в формировании здорового образа жизни.


                          _______________

Информация по документу
Читайте также