Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 № 483ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 27 июня 2001 г. N 483 г. Москва О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712; от 06.09.2004 г. N 459) В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) 3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. N 483 Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712; от 06.09.2004 г. N 459) П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы Основание для разработки распоряжение Правительства Российской Программы Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р Государственный - Федеральное агентство по образованию заказчик (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) Основные разработчики - Министерство образования Российской Программы Федерации, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова Цель Программы - сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России Задачи Программы - развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации; развитие русского языка как национального языка русского народа; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии; расширение влияния русского языка в сфере международного общения; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в сфере образования; разработка комплекса мер по пропаганде русского языка и русской культуры с помощью средств массовой информации Сроки реализации - 2002-2005 годы Программы Части и разделы - часть I. Научно-исследовательские Программы работы (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Разделы: 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка 2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры 3. Русский язык как мировой язык Часть II. Прочие нужды Разделы: 1. Подготовка и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного 2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад 3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы 4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации 5. Меры, направленные на сохранение позиций русского языка в России и за рубежом 6. Организационно-методическое сопровождение Программы (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Объемы и источники - на 2002-2005 годы всего - 165180 финансирования тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 128140 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 15440 тыс. рублей, внебюджетные средства - 21600 тыс. рублей в том числе: выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей, из них: на научно-исследовательские работы - 7090 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1400 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей; на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10890 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1000 тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей; предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей, из них: на научно-исследовательские работы - 7018 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1568 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей; на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 30000 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1400 тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей; предусмотрено на 2004-2005 годы 104982 тыс. рублей, из них: на научно-исследовательские работы - 13182 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 4282 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные средства - 3500 тыс. рублей; на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 80000 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2000 тыс. рублей, внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Ожидаемые результаты - новый свод правил современного реализации Программы русского языка; разработка словарной и грамматической кодификации русского языка; аналитические доклады по вопросу функционирования русского языка как межнационального; разработка новых технологий обучения русскому языку, создание нового поколения учебников; разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка должностными лицами и государственными служащими; разработка стандартов в области контроля качества владения нормами русского литературного языка, подготовка типовых тестовых материалов; разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО; выпуск нового поколения учебно-методической литературы; создание и освоение современных методов преподавания русского языка в средней и высшей школе в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья; получение сведений о реальной языковой ситуации в России; составление научного прогноза развития межъязыковых отношений в стране; разработка теории языковой политики в многонациональном государстве; разработка законодательной базы, регулирующей функционирование русского языка как государственного; издание новых образцов научной, популярной и справочной литературы по русскому языку; подготовка справочников, словарей, текстов с культурологическим комментарием, направленных на сохранение русской духовности в системе образования; подготовка вузовских программ по современному русскому языку, его истории, диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка и культуре речи; разработка курсов дистанционного обучения русскому языку как иностранному; создание гибких моделей обучения русскому языку как иностранному; подготовка нового поколения программ, учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному; создание цикла передач на телевидении и радио, пропагандирующих русский язык и русскую культуру; разработка региональных программ "Русский язык", входящих в общую систему мероприятий. Система организации - определяется Федеральным агентством контроля за исполнением по образованию Программы (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом. Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации. Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны. В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач. Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи. Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка. Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность. В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств - участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру. Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации. В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается. Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка. На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка. В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия. Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных). 2. Цель и задачи реализации Программы Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России. Программа призвана решать задачи федерального уровня и государственного значения: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации; развитие русского языка как национального языка русского народа; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии; расширение влияния русского языка в сфере международного общения; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в сфере образования; разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры; сохранение единого культурного пространства. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач. Опыт реализации программы по русскому языку в 1996-2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002-2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом. 3. Программные мероприятия Система программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Первая часть "Научно-исследовательские работы" включает три раздела: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка; русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры; русский язык как мировой язык. Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов. Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка. На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся. Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации. В 2004-2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности"; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) 4. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств. Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002-2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств. Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета. (Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) 5. Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств. Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Федеральным агентством по образованию - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика. Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Федеральным агентством по образованию с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы. Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов. Федеральное агентство по образованию отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы. 6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Федеральным агентством по образованию. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712; от 06.09.2004 г. N 459) Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Федерального агентства по образованию, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) Государственный заказчик Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Федеральное агентство по образованию уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 г. N 459) 7. Оценка эффективности реализации Программы В результате реализации Программы будет: улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России; обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации; внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими; повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации; создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка; усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные; создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка; возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням; разработана научно-теоретическая база энциклопедии русской словесности; укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного; активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры. _____________ Мероприятия федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. N 712) Мероприятия федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы (тыс. рублей) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ Источник ¦ Объем финансирования ¦ Ожидаемые результаты ¦ финансиро- +---------------------------------------¦ ¦ вания ¦ 2002- ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ 2005 +-------------------------------¦ ¦ ¦ годы -¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- ЧАСТЬ I. Научно-исследовательские работы 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка Развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации 1. Разработка норм федеральный 100 100 - - - подготовка новых правил грамматической кодификации бюджет русской орфографии, русского языка. орфоэпии, пунктуации и Совершенствование правил рекомендаций по русской орфографии, грамматической орфоэпии и пунктуации кодификации русского языка 2. Анализ российского и федеральный 230 - 60 75 95 подготовка аналитических зарубежного бюджет докладов по вопросам законодательства по языковой политики, вопросам языковой комментариев к политики. Исследование законодательным актам нормативных правовых актов стран Балтии по вопросам по вопросам русского языка русского языка (по странам) 3. Исследование состояния федеральный 911 265 121 230 295 составление обзоров по и функционирования бюджет вопросам русского языка в субъектах функционирования Российской Федерации. русского языка как Разработка языковой межнационального; политики в подготовка информации об многонациональном уровне и качестве государстве. Проведение владения русским языком этносоциологических в многонациональной исследований в области среде; функционирования русского проведение языка в условиях этносоциологических многоязычия исследований в области взаимоотношений русского языка и национальных языков в Российской Федерации 4. Разработка региональных средства 2000 500 500 500 500 создание региональных программ по русскому языку бюджетов программ по русскому субъектов языку Российской Федерации Итого 3241 865 681 805 890 в том числе: средства федерального 1241 365 181 305 390 бюджета средства бюджетов 2000 500 500 500 500 субъектов Российской Федерации Оценка качества и уровня владения русским языком 5. Разработка языковых федеральный 619 140 139 150 190 подготовка требований к квалификационных бюджет владению русским языком требований по государственными использованию русского служащими и практикума языка государственными по культуре речи для служащими государственных служащих 6. Разработка стандартов в федеральный 212 110 102 - - подготовка учебных области контроля качества бюджет тестовых материалов по владения русским культуре русской речи литературным языком. Подготовка типовых тестовых материалов 7. Разработка документов федеральный 459 - 139 135 185 подготовка концепции по международной бюджет создания уровней сертификации уровней тестирования русского владения русским языком в языка как иностранного, соответствии с лингводидактического требованиями Совета Европы описания, системы и ЮНЕСКО требований и минимумов указанных уровней Итого 1290 250 380 285 375 в том числе средства 1290 250 380 285 375 федерального бюджета 2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры Исследования в области русского языка и культуры речи 8. Исследования по истории федеральный 392 50 92 110 140 подготовка научных русского языка, бюджет публикаций, посвященных способствующие развитию различным русского национального хронологическим периодам самосознания развития русского языка Итого 392 50 92 110 140 в том числе средства 392 50 92 110 140 федерального бюджета Исследования в области художественной литературы и духовной культуры русского народа 9. Литературоведческие внебюджетные 6000 2000 2000 2000 - подготовка научных исследования в области средства обзоров, статей, классической русской монографий по литературы. Обобщение классической русской опыта русской школы литературе и русской художественного перевода и школе художественного дальнейшее ее развитие перевода 10. Разработка федеральный 778 150 139 99 390 создание банка данных о информационного и бюджет русской литературе и программного обеспечения культуре для формирования базы данных по русской литературе и культуре 11. Разработка федеральный 350 - 92 70,8 187,2 создание историко- культурологических бюджет культурологических комментариев к комментариев к произведениям русской произведениям русской классической литературы классической литературы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 12. Разработка новых федеральный 150 150 - - - формирование новых программ по современному бюджет программ по современному русскому языку, его русскому языку с учетом истории и диалектологии, последних достижений стилистике, истории науки (для языковых русского литературного факультетов высших языка, культуре речи для учебных заведений) высших учебных заведений Итого 7278 2300 2231 2169,8 577,2 в том числе: средства федерального 1278 300 231 169,8 577,2 бюджета внебюджетные средства 6000 2000 2000 2000 - Русский язык в системе среднего и высшего образования 13. Экспертиза современных средства 840 240 200 200 200 унификация концепций концепций языкового бюджетов языкового образования в образования в вузах и субъектов русских и национальных общеобразовательных Российской общеобразовательных учреждениях в соответствии Федерации учреждениях Российской с требованиями Федерации государственных образовательных стандартов 14. Экспертиза действующих средства 4000 1000 1000 1000 1000 подготовка и разработка бюджетов экспериментальных экспериментальных субъектов концепций учебной концепций учебной Российской литературы нового литературы нового Федерации поколения для поколения для общеобразовательных общеобразовательных учреждений Российской учреждений Российской Федерации (русский язык Федерации и литература) 15. Разработка программ внебюджетные 800 150 150 150 350 формирование учебно- преподавания русского средства методических программ языка и литературы в преподавания русского школах русской диаспоры языка и литературы в школах русской диаспоры 16. Разработка концепций средства 4000 1000 1000 1000 1000 создание языкового образования и бюджетов экспериментальных подготовка субъектов программ русского языка экспериментальных Российской для национальных образовательных программ Федерации общеобразовательных русского языка для учреждений России национальных общеобразовательных учреждений России 17. Подготовка средства 200 200 - - - формирование новых образовательных программ бюджетов образовательных программ по русскому языку и субъектов в области русской литературе в соответствии Российской словесности с планируемым переходом Федерации школьной образовательной системы на 12-летнее обучение 18. Разработка курсов внебюджетные 2200 600 600 600 400 создание курсов дистанционного обучения средства дистанционного обучения русскому языку, литературе русскому языку, и культуре России литературе и культуре России Итого 12040 3190 2950 2950 2950 в том числе: средства бюджетов 9040 2440 2200 2200 2200 субъектов Российской Федерации внебюджетные средства 3000 750 750 750 750 Русский язык в средствах массовой информации 19. Научно-методические федеральный 310 50 100 75 85 разработка научно- рекомендации по русскому бюджет методических языку и культуре речи для рекомендаций по работников средств совершенствованию массовой информации функционирования русского языка в средствах массовой информации, практикума по культуре речи для работников средств массовой информации 20. Анализ влияния средств федеральный 280 50 70 75 85 подготовка научных массовой информации на бюджет публикаций по изучению процесс обучения русскому тенденций влияния языка языку средств массовой информации на процесс обучения русскому языку 21. Использование средств федеральный 230 - 50 75 105 подготовка аналитических массовой информации для бюджет обзоров состояния пропаганды русского языка русскоязычных средств и русской культуры за массовой информации в рубежом в условиях новой странах Балтии (по геополитической ситуации странам) Итого 820 100 220 225 275 в том числе средства 820 100 220 225 275 федерального бюджета 3. Русский язык как мировой язык Исследования в области обучения русскому языку как иностранному 22. Исследования в области федеральный 450 125 125 90 110 подготовка аналитических функционирования русского бюджет обзоров и монографий по языка и функционированию национально-языковых русского языка в процессов в государствах - государствах - участниках СНГ и странах участниках СНГ и странах Балтии. Русский язык в Балтии контексте интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ и странах Балтии 23. Разработка новых федеральный 500 50 60 165 225 создание дистанционных методов обучения русскому бюджет курсов по обучению языку как иностранному, в русскому языку как том числе с учетом целей и иностранному задач дистанционного обучения Итого 950 175 185 255 335 в том числе средства 950 175 185 255 335 федерального бюджета Русский язык как средство ознакомления с культурой России 24. Изучение федеральный 110 - - 50 60 подготовка научных социолингвистического и бюджет публикаций по культурологического социолингвистическим и аспектов функционирования культурологическим русского языка как языка аспектам международного общения функционирования русского языка как языка международного общения (в отдельных государствах - участниках СНГ) 25. Разработка гибких федеральный 100 50 50 - - создание гибких моделей моделей языкового бюджет обучения русскому языку образования в соответствии с требованиями мировых образовательных систем 26. Лингвокультурологичес- федеральный 240 50 50 70 70 формирование лингво- кое описание русского бюджет культурологического языка тезауруса русского языка Итого 450 100 100 120 130 в том числе средства 450 100 100 120 130 федерального бюджета Русский язык в системе образования иностранных граждан и соотечественников, живущих за рубежом 27. Подготовка федеральный 829 60 179 255 335 создание учебно- учебно-методических бюджет методических материалов материалов по русскому по русскому языку для языку для обучающихся за детей соотечественников, рубежом проживающих за рубежом, учебников по русскому языку для школ Эстонской Республики (с эстонским языком обучения) Итого 829 60 179 255 335 в том числе средства 829 60 179 255 335 федерального бюджета Всего по части I 27290 7090 7018 7174,8 6007,2 "Научно-исследова- тельские работы" в том числе: средства федерального 7250 1400 1568 1724,8 2557,2 бюджета средства бюджетов 11040 2940 2700 2700 2700 субъектов Российской Федерации внебюджетные средства 9000 2750 2750 2750 750 ЧАСТЬ II. Прочие нужды 1. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного 28. Разработка эффективных федеральный 1050 400 650 - - создание и внедрение стратегий и технологий для бюджет инновационных форм формирования повышения квалификации профессионально- преподавателей русского педагогической культуры языка как иностранного преподавателей русского языка как иностранного 29. Разработка федеральный 1024 400 624 - - создание комплекса инновационных технологий в бюджет программ по русскому обучении русскому языку языку как иностранному как иностранному для различных категорий обучающихся на основе инновационных технологий обучения 30. Разработка гибких федеральный 1500 500 1000 - - создание комплектов моделей обучения русскому бюджет учебно-методических и языку как иностранному в дидактических материалов разных странах с учетом с учетом конкретных конкретных условий условий организации организации учебного процесса обучения процесса русскому языку как иностранному 31. Повышение квалификации федеральный 7850 600 250 3500 3500 организация курсов преподавателей русского бюджет повышения квалификации языка как иностранного для преподавателей (граждан Российской русского языка как Федерации) иностранного 32. Повышение квалификации федеральный 7500 200 300 3500 3500 организация курсов преподавателей русского бюджет повышения квалификации языка, работающих за для преподавателей рубежом, с учетом условий русского языка, организации работающих за рубежом образовательного процесса в разных странах 33. Организация курсов федеральный 8000 - - 4000 4000 организация курсов повышения квалификации бюджет повышения квалификации преподавателей русского преподавателей русского языка как иностранного на языка как иностранного основе дистанционных на основе дистанционных образовательных технологий образовательных технологий и их программно-методическое сопровождение; создание нового учебно-методического комплекса по русскому языку для 5-6 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений (электронная версия) Итого 26924 2100 2824 11000 11000 в том числе средства 26924 2100 2824 11000 11000 федерального бюджета 2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад 34. Проведение федеральный 5426 300 1526 1800 1800 проведение семинаров для международных семинаров и бюджет преподавателей, совещаний преподавателей работающих в высших русского языка и учебных заведениях литературы, работающих за государств - участников рубежом СНГ и стран Балтии; проведение семинара для преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия; проведение совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом 35. Проведение федеральный 2100 100 - 1000 1000 проведение международных международных конференций, бюджет конференций по проблемам семинаров по проблемам русского языка и русского языка и литературы; литературы проведение российско- французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы 36. Проведение средства 400 - 400 - - обобщение зарубежного международного семинара бюджетов опыта в создании (симпозиума) по проблемам субъектов правовой базы для правового обеспечения Российской применения официальных статуса государственных и Федерации языков во официальных языков внутригосударственных и межгосударственных отношениях 37. Организация ежегодных внебюджетные 200 50 50 50 50 проведение конференций конференций по проблемам средства по проблемам языковой языковой ситуации в ситуации, публикации по зарубежных странах итогам конференции 38. Проведение ежегодных федеральный 29500 - 6000 12000 11500 проведение международных всероссийских и бюджет олимпиад школьников по международных олимпиад и русскому языку; конкурсов школьников и внебюджетные 200 50 50 50 50 проведение всероссийских студентов по русскому средства олимпиад школьников по языку русскому языку; проведение олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку; проведение конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка 39. Проведение ежегодных федеральный 4465 650 915 1700 1200 проведение международных всероссийских и бюджет и всероссийских международных мероприятий мероприятий, по русскому языку, приуроченных к литературе и культуре, Пушкинским дням приуроченных к Пушкинским дням (6 июня и 19 октября) 40. Проведение конкурсов федеральный 2000 - - 1000 1000 проведение конкурсов "За "За образцовое владение бюджет образцовое владение русским языком в русским языком в профессиональной профессиональной деятельности" деятельности" Итого 44291 1150 8941 17600 16600 в том числе: средства федерального 43491 1050 8441 17500 16500 бюджета средства бюджетов 400 - 400 - - субъектов Российской Федерации внебюджетные средства 400 100 100 100 100 3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы 41. Создание банков данных федеральный 7150 600 950 2800 2800 формирование банка о русском языке бюджет данных о русском языке, его истории и современном состоянии; формирование банка данных о функционировании русского языка в субъектах Российской Федерации и за рубежом, в том числе в государствах - участниках СНГ и в странах Балтии 42. Издание словарей федеральный 3965 1235 2730 - - издание и переиздание русского языка бюджет словарей русского языка внебюджетные 5000 - - 2500 2500 средства 43. Издание двуязычных средства 2000 500 500 500 500 издание двуязычных словарей бюджетов словарей (русско-национальных, субъектов (русско-национальных, национально-русских) Российской национально-русских) Федерации 44. Издание словаря языка внебюджетные 4000 1000 1000 1000 1000 издание словаря языка А.С.Пушкина (в 4 томах) средства А.С.Пушкина (в 4 томах) 45. Популяризация федеральный 1200 190 1010 - - издание классических классических работ по бюджет работ по проблемам проблемам русистики русистики внебюджетные 2000 - - 1000 1000 средства 46. Издание учебно- федеральный 4000 250 750 1500 1500 издание учебно- методической литературы по бюджет методической литературы русскому языку для по русскому языку для обучающихся за рубежом детей соотечественников, обучающихся за рубежом (для различных ступеней и форм обучения) 47. Издание справочных внебюджетные 800 200 200 200 200 издание справочных пособий, словарей, средства пособий, словарей, научно-популярных брошюр научно-популярных брошюр для работников средств для работников средств массовой информации массовой информации Итого 30115 3975 7140 9500 9500 в том числе: средства федерального 16315 2275 5440 4300 4300 бюджета средства бюджетов 2000 500 500 500 500 субъектов Российской Федерации внебюджетные средства 11800 1200 1200 4700 4700 4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации 48. Подготовка теле- и федеральный 8995 1000 2595 2200 3200 создание теле- и радиопередач по проблемам бюджет радиопередач по русского языка и проблемам русского языка литературы и литературы Итого 8995 1000 2595 2200 3200 в том числе средства 8995 1000 2595 2200 3200 федерального бюджета 5. Меры, направленные на укрепление позиций русского языка в России и за рубежом 49. Поддержка деятельности федеральный 21365 4465 10400 3250 3250 проведение международных Международной ассоциации бюджет и общероссийских преподавателей русского конференций, семинаров, языка и литературы и совещаний, чтений по Общества преподавателей линии Международной русского языка и ассоциации литературы по проведению преподавателей русского общественно значимых языка и литературы и мероприятий Общества преподавателей общероссийского и русского языка и международного уровней литературы; организационно- техническое и информационное обеспечение их деятельности 50. Разработка системы внебюджетные 400 100 100 100 100 создание единого некоммерческого средства образовательного распространения в пространства Российской государствах - участниках Федерации, государств - СНГ и странах Балтии участников СНГ и стран учебно-методической Балтии литературы по русскому языку и педагогических периодических изданий 51. Командирование членов средства 2000 500 500 500 500 подготовка отчетов, научно-координационного бюджетов аналитических справок совета по федеральной субъектов целевой программе "Русский Российской язык" в регионы России Федерации Итого 23765 5065 11000 3850 3850 в том числе: средства федерального 21365 4465 10400 3250 3250 бюджета средства бюджетов 2000 500 500 500 500 субъектов Российской Федерации внебюджетные средства 400 100 100 100 100 6. Организационно-методическое сопровождение Программы 52. Организационно- федеральный 3800 - 300 1750 1750 формирование банка методическое бюджет данных по результатам сопровождение, техническое реализации Программы, и информационное региональным программам обеспечение деятельности по русскому языку, по реализации Программы мероприятиям по русскому языку и литературе, проводимым федеральными органами исполнительной власти и организациями; издание ежегодных каталогов и информационных бюллетеней по Программе Итого 3800 - 300 1750 1750 в том числе средства 3800 - 300 1750 1750 федерального бюджета Всего по части II 137890 13290 32800 45900 45900 "Прочие нужды" в том числе: средства федерального 120890 10890 30000 40000 40000 бюджета средства бюджетов 4400 1000 1400 1000 1000 субъектов Российской Федерации внебюджетные средства 12600 1400 1400 4900 4900 Всего по Программе на 165180 20380 39818 53074,8 51907,2 2002-2005 годы в том числе: средства федерального 128140 12290 31568 41724,8 42557,2 бюджета средства бюджетов 15440 3940 4100 3700 3700 субъектов Российской Федерации внебюджетные средства 21600 4150 4150 7650 5650 _______________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|