Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10.12.2004 № 1305-IV ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


          Об обращении Государственной Думы Федерального
     Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской
 Федерации о неотложных мерах по ограничению роста цен на основные
      виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации"

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять   обращение   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации
о неотложных мерах  по  ограничению  роста  цен  на  основные  виды
топлива на внутреннем рынке Российской Федерации".
     2. Направить настоящее Постановление и указанное  Обращение  в
Правительство Российской Федерации.
     3. Направить настоящее Постановление и указанное  Обращение  в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
     4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                               Б.В.Грызлов

     Москва
     10 декабря 2004 года
     N 1305-IV ГД
     ____________________



                  ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    К Правительству Российской Федерации о неотложных мерах по
ограничению роста цен на основные виды топлива на внутреннем рынке
                       Российской Федерации

     Социально-экономическая и политическая стабильность Российской
Федерации,  повышение благосостояния граждан Российской Федерации и
конкурентоспособности   ее   экономики   во   многом   определяется
состоянием топливно-энергетического комплекса  страны.  В  связи  с
этим  значительное  повышение  цен  на  основные  виды  топлива  на
внутреннем  рынке  Российской  Федерации  в  2004   году   является
негативной  в  социальном  отношении  тенденцией,  для  преодоления
которой  требуется  принятие  мер  как  государственными  органами,
органами     местного     самоуправления,    так    и    субъектами
предпринимательской деятельности.
     В 2004   году  в  мире  произошел  существенный  рост  цен  на
углеводородное сырье.  По данным Федеральной службы государственной
статистики, а также других органов исполнительной власти Российской
Федерации,  на внутреннем рынке наблюдается сходная ситуация.  Так,
при  росте  потребительских цен с октября 2003 года по октябрь 2004
года включительно на 11,5%  цены  на  низкооктановый  автомобильный
бензин выросли на 48,4%, на дизельное топливо - на 51,3%.
     В угольной промышленности цена  коксующегося  угля  с  декабря
2003  года  по октябрь 2004 года включительно выросла на 43%,  а на
энергетический каменный уголь - на 55,8%. Рост цены на естественный
газ за этот же период составил 120%.
     Увеличение цен на основные виды топлива существенно  опережает
рост   денежных   доходов  населения.  Повышение  цен  на  нефть  и
нефтепродукты  приводит  к  значительным   издержкам   производства
продукции   отечественной  промышленности  и  сельского  хозяйства,
неизбежно сказывается на увеличении  расходов  бюджетов  Российской
Федерации  на  закупку  основных  видов топлива,  а также негативно
влияет  на  развитие   ключевых   отраслей   экономики   Российской
Федерации.
     Например, в   отдельных    регионах    России    уже    сейчас
предполагается повышение тарифов на электроэнергию для населения на
15-28%.   Удорожание авиационного  топлива в гражданской авиации на
35-40%   в   сравнении   с   ценами в январе 2004 года сказалось на
увеличении тарифов на авиаперевозки, а следовательно, и доступности
перевозок для пассажиров.
     Наряду с таким объективным фактором,  как рост мировых цен  на
углеводородное   сырье,   положение   усугубляет  ряд  субъективных
факторов: сезонное увеличение в Российской Федерации цен на топливо
в  весенне-осенний  период,  рост  налоговой  составляющей  в  цене
углеводородного  сырья,   а   также   стремление   ряда   субъектов
предпринимательской деятельности топливно-энергетического комплекса
получить максимально высокую долю прибыли в условиях  благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры мировых цен на нефть.
     Причинами роста  цен  на  основные виды топлива являются также
недостаточная развитость внутреннего рынка углеводородного сырья и,
в   частности,   отсутствие  прозрачности  формирования  оптовых  и
розничных цен на него.  Не способствуют стабилизации этих цен также
случаи    недобросовестной    конкуренции    и   другие   нарушения
антимонопольного законодательства Российской  Федерации  некоторыми
крупными нефтяными компаниями. Ограничение доступа субъектов малого
предпринимательства на рынок розничной продажи бензина  -  одно  из
проявлений такой недобросовестной конкуренции.
     По данным  Федеральной   антимонопольной   службы   Российской
Федерации,  во  втором квартале 2004 года выявлены нарушения Закона
РСФСР N 948-I от 23 марта 1991 года "О  конкуренции  и  ограничении
монополистической  деятельности  на  товарных  рынках" и возбуждены
дела  в  отношении  нескольких  нефтяных  компаний.  Вместе  с  тем
правоприменительная практика показывает, что санкции, налагаемые на
нарушителей антимонопольного законодательства Российской Федерации,
должны быть значительно ужесточены.
     По мнению   Государственной   Думы    Федерального    Собрания
Российской  Федерации,  в  Российской  Федерации  цены  на  нефть и
нефтепродукты,  уголь и ряд других основных видов  топлива  пока  в
должной    мере    не    регулируются   государством,   отсутствует
соответствующий федеральный  закон,  который  бы  установил  основы
ценовой    политики   Российской   Федерации,   в   том   числе   в
топливно-энергетическом комплексе.  В ряде государств  (Австрийской
Республике,  Королевстве  Дания,  Королевстве Норвегия,  Республике
Казахстан,  Украине)  такие  законы,  в  которых  принцип   свободы
ценообразования   претерпевает  определенные  ограничения  в  целях
обеспечения интересов общества и государства, приняты и действуют.
     В целях   создания   условий   для   эффективного  развития  в
Российской Федерации  внутреннего  рынка  основных  видов  топлива,
усиления  социальной  ответственности субъектов предпринимательской
деятельности   топливно-энергетического    комплекса,    а    также
ограничения роста цен на основные виды топлива Государственная Дума
обращается к  Правительству  Российской  Федерации  с  предложением
рассмотреть вопросы:
     о внесении    в    Государственную    Думу     законопроектов,
предусматривающих   изменение   антимонопольного   законодательства
Российской  Федерации  в  части  усиления  ответственности  за  его
нарушение;
     о совершенствовании правового регулирования биржевой  торговли
основными видами топлива, в том числе нефтью и нефтепродуктами;
     о разработке  комплекса   мер,   направленных   на   повышение
доступности  для  граждан информации о функционировании внутреннего
рынка основных видов топлива;
     об оптимизации  налогообложения  субъектов предпринимательской
деятельности топливно-энергетического комплекса,  а также механизма
формирования  свободных и регулируемых цен на основные виды топлива
на внутреннем рынке Российской Федерации;
     о содействии  созданию  благоприятных  условий для привлечения
субъектов малого предпринимательства к деятельности по производству
и реализации нефти и нефтепродуктов;
     о принятии иных мер по ограничению дальнейшего  роста  цен  на
основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации.


     Москва
     10 декабря 2004 года

Информация по документу
Читайте также