Декрет снк рсфср от 02.07.1923 положение о государственном издательстве
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
РСФСР
ДЕКРЕТ
от 2 июля 1923
года
ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ
ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
1. Государственное
издательство является государственным
аппаратом для издания и распространения
произведений печати на правах
государственного треста, установленных
декретом о государственных промышленных
предприятиях, действующих на началах
коммерческого расчета (трестах) от 10 апреля
1923 года (Собр. Узак., 1923, N 29, ст. 336) с
изъятиями, установленными в нижеследующих
статьях.
2. В качестве уставного
капитала Государственного издательства
признаются:
а) все находящиеся на
текущий момент в его распоряжении
подсобные промышленные предприятия со всем
их оборудованием и инвентарем: матрицами,
клише, нотными досками и всеми вообще
средствами воспроизведения;
б) все
денежные средства, переданные Народным
Комиссариатом Просвещения
Государственному издательству в качестве
основного капитала и полученные
Государственным издательством на
основании постановлений Совета Народных
Комиссаров;
в) запасы бумаги,
технический материал, рукописи, начатые
книги, готовые издания, бывшие в ведении
Народного Комиссариата Просвещения и
переданные Народным Комиссариатом
Просвещения Государственному
издательству.
Имущество
Государственного издательства, указанное
под пунктом "а", является его основным
капиталом, а имущество указанные под п. п. "б"
и "в", - оборотным.
По предварительному
балансу общий итог уставного капитала
Государственного издательства составляет
5838727 рублей в золотом исчислении.
3.
Финансирование Государственного
издательства для дальнейшего увеличения
уставного капитала производится в
бюджетном порядке по заявкам
Государственного издательства и
проводится по балансу Государственного
издательства в статье "Уставной капитал".
4. Выдача Государственному издательству
долгосрочных и краткосрочных ссуд и
заключение им долгосрочных займов,
определяется ст. ст. 22 - 24 вышеуказанного
декрета от 10 апреля 1923 года.
5. Органами
управления и ревизии Государственного
издательства являются:
а) Народный
Комиссариат Просвещения, б) правление, в)
ревизионная комиссия.
6. Ведению
Народного Комиссариата Просвещения
подлежат:
а) назначение правления
Государственного издательства и его
председателя, заведующего Государственным
издательством;
б) назначение главного
редактора и состоящей под его
председательством редакционной коллегии,
каковая руководит всей работой
Государственного издательства в
идеологическом отношении;
в) функции,
указанные в декрете от 10 апреля 1923 года о
трестах в статье 28, пункты "а", "б", "д" и "ж";
г) определение размера и форм
вознаграждения председателю и членам
правления;
д) утверждение годового
отчета Государственного издательства и
общего плана его деятельности на следующий
год.
7. Народный Комиссариат Просвещения
осуществляет общий надзор за деятельностью
Государственного издательства и дает ему
общие задания в области культурно -
просветительной работы, причем за
Государственным издательством сохраняется
самостоятельность в текущей
административной и оперативной работе.
8. Правление Государственного издательства
назначается Народным Комиссариатом
Просвещения в составе председателя, его
заместителя и членов правления, в
количестве, определяемом Народным
Комиссариатом Просвещения.
9.
Председатель правления является в то же
время заведующим Государственным
издательством и ответственным лицом за всю
деятельность Государственного
издательства в его целом. Члены правления
Государственного издательства несут
ответственность в пределах их компетенции
и принимаемых правлением постановлений.
10. Решение правления постановляется по
простому большинству голосов
присутствующих членов; в случае разделения
голосов - голос председателя дает перевес.
Если председатель не соглашается с
большинством правления, он имеет право
проводить свое распоряжение в жизнь с
немедленным доведением до сведения
Народного Комиссариата Просвещения,
который имеет право отменить распоряжение
председателя.
11. Компетенция Правления
государственного издательства
определяется ст. 35 декрета от 10 апреля 1923
года, причем функции, указанные в п. п. от "а"
до "в", могут, по постановлению правления,
поручаться отдельным его членам.
12. В
случаях, не терпящих отлагательства,
заведующий Государственным издательством
может, под своей ответственностью,
непосредственно принимать всякого рода
решения, входящие в компетенцию правления,
уведомляя о сем последнее. Члены правления
могут обжаловать вышеуказанные
мероприятия заведующего в Народный
Комиссариат Просвещения.
13. Органом,
руководящим работой Государственного
издательства в идеологическом отношении,
является редакционная коллегия, во главе
которой стоит главный редактор, входящий в
состав правления. Без согласия главного
редактора Государственным издательством
не может быть выпущено из печати ни одно
издание.
14. Для проверки периодических
отчетов и балансов, а также дачи заключений
по годовому отчету, учреждается
ревизионная комиссия из трех лиц,
действующая на основании инструкции,
выработанной Народным Комиссариатом
Просвещения. Председатель и один член
комиссии назначается Народным
Комиссариатом Просвещения, вторым членом
комиссии является председатель
Центрального Комитета союза работников
просвещения.
15. Государственное
издательство обязано свою чистую прибыль,
за вычетом отчислений в резервный капитал и
на наградные служащим, употреблять на
удешевление своих изданий или на
специально культурно - просветительные
нужды с утверждением Народного
Комиссариата Просвещения.
16. Размер
доли, отчисляемой в резервный капитал,
определяется Народным Комиссариатом
Просвещения. Резервный капитал служит как
для покрытия убытков, так и для расширения
предприятия.
17. Государственное
издательство освобождено от всех
государственных налогов и всех надбавок на
них, идущих на усиление местных средств.
18. Государственное издательство не обязано
состоять членом биржи, его сделки не
подлежат обязательной регистрации на
бирже, и не обязано регистрировать
внебиржевые сделки.
19. Государственное
издательство может быть ликвидировано лишь
по постановлению Совета Народных
Комиссаров, причем в этом случае
ликвидационная комиссия назначается
Народным Комиссариатом Просвещения.
Порядок ликвидации устанавливается по
соглашению Народного Комиссариата
Просвещения, Народного Комиссариата
Финансов, Народного Комиссариата Рабоче -
Крестьянской Инспекции.
Заместитель
Председателя
Совета Народных
Комиссаров
Л.КАМЕНЕВ
Управляющий
Делами
Совета Народных Комиссаров
Н.ГОРБУНОВ
Секретарь
Совета Народных
Комиссаров
Л.ФОТИЕВА