ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета конституционного надзора СССР от 26.10.1990 n 11 (2-1) О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН
КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА
СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 октября 1990 г. N 11
(2-1)
О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСАМ
ПРОПИСКИ ГРАЖДАН
Комитет
конституционного надзора СССР, рассмотрев
по собственной инициативе вопрос о
соответствии законодательства о прописке
положениям Конституции СССР, законов СССР и
международным обязательствам СССР о правах
человека, установил, что действующие
положения о прописке существенно
ограничивают граждан в свободе
передвижения, выборе места жительства,
работы, получении образования и реализации
других прав.
Согласно законодательству
о прописке граждане СССР обязаны
прописываться по месту жительства.
Основанная на этом общем положении система
прописки, во-первых, обязывает граждан
получать разрешение органов внутренних дел
или других органов на проживание в данной
местности и, во-вторых, обеспечивает
регистрацию передвижения и проживания
граждан, в том числе удостоверение места их
постоянного или временного проживания.
Регистрация и учет граждан по месту их
жительства не являются отступлением от
положений законов СССР и общепризнанных
международно - правовых норм о правах
человека. Что же касается разрешительного
порядка прописки, то положение о нем
находится в противоречии со статьей 9 Основ
гражданского законодательства Союза ССР и
союзных республик, согласно которой
граждане могут в соответствии с законом
избирать род занятий и местожительство, а
также положениями о праве граждан на
свободу передвижения и свободу выбора себе
местожительства в пределах территории
страны, провозглашенными и закрепленными в
основных международных актах о правах
человека: Всеобщей декларации прав
человека (статья 13) и Международном пакте о
гражданских и политических правах 1966 года
(статья 12). В Международном пакте
подчеркивается, что эти свободы "не могут
быть объектом никаких ограничений, кроме
тех, которые предусмотрены законом,
необходимы для охраны государственной
безопасности, общественного порядка,
здоровья или нравственности населения или
прав и свобод других и совместимых с
признаваемыми в настоящем Пакте другими
правами".
Введение ограничений прав
граждан на свободу передвижения и выбора
местожительства связано с установлением
правил, нарушающих и другие основные права
граждан. К таким правилам относятся:
а)
правила, запрещающие руководителям
предприятий, организаций и учреждений
принимать на работу лиц, не прописанных в
данной местности;
б) правила,
запрещающие производить прием в высшие и
средние специальные учебные заведения и
профессионально - технические училища
Москвы и ряда других городов иногородних
граждан в количестве большем, чем они могут
быть обеспечены общежитиями или жилой
площадью у близких родственников.
Указанные правила противоречат принципу
равенства всех граждан СССР в получении
образования, закрепленному статьями 34 и 45
Конституции СССР и статьей 4 Основ
законодательства Союза ССР и союзных
республик о народном образовании, а также
принципу одинаковой доступности
образования, признанному в международных
актах о правах человека;
в) правила,
запрещающие прописку супругов и членов их
семей на жилую площадь супруга,
проживающего в Москве, Ленинграде и Киеве в
общежитии, независимо от его характера, или
в качестве временного жильца, или в
качестве поднанимателя на жилой площади
другого лица. Данные правила, применение
которых ведет к длительному разделению
семей, противоречат статье 53 Конституции
СССР, статье 11 Основ законодательства Союза
ССР и союзных республик о браке и семье, а
также соответствующим положениям
международных актов о правах человека.
Исходя из необходимости приведения
нормативных актов о прописке в
соответствие с конституционными и
международно - правовыми положениями о
правах человека,
руководствуясь
статьей 124 Конституции СССР, статьями 12 и 18
Закона СССР "О конституционном надзоре в
СССР",
Комитет конституционного надзора
СССР пришел к заключению:
1. Положения о
прописке, обязывающие граждан получать
разрешение органов внутренних дел или
других государственных органов на
проживание во всех населенных пунктах на
территории СССР, ограничивают право
граждан на свободу передвижения и свободу
выбора местожительства. Эти ограничения,
кроме тех, которые необходимы для охраны
государственной безопасности,
общественного порядка, здоровья или
нравственности населения или прав и свобод
других лиц, должны быть устранены из
законодательства путем его поэтапного
пересмотра с целью замены разрешительного
порядка прописки регистрационным в
процессе перехода к рыночным отношениям,
создания рынка жилья и рабочей силы.
2.
Не соответствуют Конституции СССР, законам
СССР, международным актам, нарушают
закрепленные ими права и свободы граждан и
на основании статьи 124 Конституции СССР и
статьи 21 Закона СССР "О конституционном
надзоре в СССР" теряют силу с момента
принятия настоящего Заключения следующие
положения нормативных актов по вопросам
прописки:
подпункты "г" и "д" пункта 2
Постановления Совета Министров СССР от 25
июня 1964 г. N 585 "Об утверждении Положения о
прописке и выписке населения в городе
Москве", согласно которым запрещено
принимать в высшие, средние специальные
учебные заведения и профессионально -
технические училища Москвы иногородних
граждан в количестве большем, чем они могут
быть обеспечены общежитиями, за
исключением определяющихся на время учебы
в высших учебных заведениях к близким
родственникам при наличии у них нормы жилой
площади, предусмотренной для студенческих
общежитий;
подпункт "а" пункта 5
Постановления Совета Министров СССР от 4
октября 1962 г. N 1063 "О частичном изменении
порядка прописки граждан в Москве" - в части,
запрещающей прописку супругов и членов их
семей на жилую площадь другого супруга,
проживающего в общежитии семейного типа
или в качестве временного жильца, или в
качестве поднанимателя на жилой площади
другого лица, а также Постановление Совета
Министров СССР от 24 января 1963 г. N 116 "О
распространении на город Ленинград
ограничений в прописке граждан,
установленных Постановлением Совета
Министров СССР от 4 октября 1962 г. N 1063 для
города Москвы"; подпункт "б" пункта 9
Положения о прописке и выписке населения в
городе Москве, утвержденного
Постановлением Совета Министров от 25 июня
1964 г. N 585; последний абзац пункта 9
Постановления Совета Министров СССР от 28
августа 1974 г. N 678 "О некоторых вопросах
прописки граждан"; последний абзац
подпункта "а" пункта 1 Постановления Совета
Министров СССР от 6 августа 1985 г. N 737 "О
некоторых ограничениях прописки граждан в
городе Киеве" - в части, предусматривающей
аналогичный запрет на прописку в городах
Ленинграде и Киеве супругов и членов их
семей на соответствующую жилую площадь
другого супруга;
пункт 27 Положения о
паспортной системе в СССР, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 28
августа 1974 г. N 677, предусматривающий
обязанность лиц, которым отказано в
прописке в населенном пункте, куда они
прибыли, выбыть из этого населенного пункта
в 7-дневный срок.
Заместитель
Председателя Комитета
конституционного надзора СССР
Б.ЛАЗАРЕВ