ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЕМУ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ СССР (утв. Главархивом СССР 21.12.1971)

Общие положения
Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы СССР, разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1963 г. N 829 "О мерах по улучшению архивного дела в СССР", планом НИР ВНИИДАД на 1967 - 1969 гг. и решением Научного совета Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 3 июня 1970 г.
Основная задача Перечня - установить виды, разновидности и группы документов, прием и хранение которых в государственных архивах СССР является обязательным.
Перечень предназначается для использования в качестве основного норматива при разработке других методических пособий по комплектованию государственных архивов и экспертизе ценности документов (ведомственных и отраслевых перечней документов с указанием сроков их хранения, типовых и примерных номенклатур дел), а также в практике работы экспертно-проверочных комиссий архивных органов и экспертных комиссий министерств и ведомств при решении вопросов об отнесении документов к подлежащим государственному хранению. Документация, не вошедшая в соответствующие разделы настоящего Перечня, но имеющая срок хранения "постоянно" или отметки "ЭК" и "ЭПК" по какому-либо ведомственному перечню, в зависимости от результатов ее конкретного изучения принимается на государственное хранение или уничтожается по миновании в ней практической надобности. Решение о приеме или уничтожении документов с отметкой "ЭК" и "ЭПК" принимается ЭПК архивных учреждений союзных и автономных республик, краев, областей и государственных архивов. Разрешение на уничтожение документации, не вошедшей в настоящий Перечень, но которой ведомственными перечнями было установлено постоянное хранение, может быть дано лишь ЦЭПК ГАУ при СМ СССР, а по перечням, утвержденным архивными управлениями союзных республик, - соответствующими архивными управлениями.
Контроль за применением настоящего Перечня осуществляется Главным архивным управлением при Совете Министров СССР и архивными учреждениями союзных республик.
Перечни документальных материалов, подлежащих приему на государственное хранение от отдельных учреждений или их групп, составленные архивными учреждениями до издания настоящего Перечня, должны быть приведены в соответствие с ним.
Ранее изданные I - IV выпуски Перечня документальных материалов, подлежащих приему в государственные архивы СССР <*>, с введением настоящего Перечня утрачивают силу.
--------------------------------
<*> Перечень документальных материалов, подлежащих приему в государственные архивы СССР, выпуск I - типовые категории документальных материалов. М., 1965; выпуск II - вопросы народного хозяйства. М., 1967; выпуск III - вопросы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, торговли и коммунального хозяйства. М., 1968; выпуск IV - вопросы культуры. М., 1969.
2. Структура Перечня
В основу Перечня положены изданные Главным архивным управлением при Совете Министров СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела выпуски Перечня документальных материалов, подлежащих приему в государственные архивы СССР, дополненные документацией по вопросам выборов в органы государственной власти, деятельности органов государственной власти и органов юстиции. Уточнены и дополнены разделы, содержавшиеся в I - III выпусках.
Разделами Перечня служат наименования общих целевых функций и направлений деятельности органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий. Деление разделов на подразделы, рубрики и подрубрики дано по десятичному принципу.
В первый раздел - "Государственная власть" - включены документы, относящиеся к выборам органов государственной власти и их законодательной, нормотворческой и общеуправленческой деятельности.
Второй раздел - "Управление" - состоит из 8 самостоятельных подразделов, в основном, включенных ранее в I выпуск Перечня под наименованием "Типовые категории документальных материалов". Наряду с документацией управленческой, общей для подавляющего большинства государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий (подразделы "Общее руководство", "Организационные вопросы", "Контроль", "Планирование и учет", "Кадры и труд", "Делопроизводство и архив"), здесь предусмотрена также соответствующая документация союзных, республиканских и местных плановых, финансовых и статистических органов. Это сделано в связи с тем, что планирование, финансирование и учет результатов деятельности всех учреждений являются неотъемлемой составной частью управленческой деятельности социалистического общества, причем эти вопросы решаются и регулируются в масштабе государства названными органами. Их документация является основной по указанным вопросам. Учреждения, организации и предприятия всех других ведомств, а также кооперативные и общественные организации, осуществляя функции планирования, финансирования и учета своей деятельности, основываются на документах соответствующих плановых, финансовых и учетно-статистических органов. Поэтому в подразделах "Планирование и учет", "Бюджет и финансирование", "Денежное обращение" предусмотрена основная документация соответствующих государственных ведомств, отражающая важнейшие стороны управления социалистическим обществом.
Третий раздел - "Юстиция" - предусматривает основные группы и виды документов суда, прокуратуры, нотариата и арбитража.
Раздел "Народное хозяйство" состоит из девяти подразделов, соответствующих укрупненным отраслям народнохозяйственной жизни, и, в основном, предусмотренных ранее во II, и, частично, в III выпусках Перечня. Большинство подразделов этого раздела ("Промышленность", "Сельское, водное и лесное хозяйство", "Транспорт и дорожное хозяйство", "Коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения") разбито на рубрики, соответствующие более мелким отраслям или направлениям деятельности учреждений.
В пятом разделе "Социально-культурное строительство" предусмотрены документы по таким отраслям, как "Просвещение, среднее специальное и высшее образование", "Литература и искусство", "Печать, издательское дело и книжная торговля", "Радиовещание, телевидение, служба общественно-политической информации", "Здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт", каждый из которых состоит из отраслевых и функционально-тематических рубрик, ранее включенных в IV выпуск Перечня.
Следует учитывать, что в 3 - 5 разделах Перечня предусмотрена, как правило, документация, носящая специфический, свойственный тому или иному направлению деятельности или отрасли характер. Общая организационно-распорядительная документация по форме, видам документов и их назначению одинаковая для большинства отраслей и направлений деятельности (приказы, протоколы, докладные записки, отчеты, справки, паспорта, положения и т.п.), сосредоточена во 2 разделе Перечня. В подразделе "Промышленность" в рубриках "Общие вопросы организации производства" и "Внедрение новой техники и достижений науки..." предусмотрены документы, свойственные не только промышленности, но большинству отраслей народного хозяйства в целом.
Наименования статей в разделах и подразделах расположены по степени значимости вопросов и видов документов в их логической последовательности.
Перечень не включает документацию по зарубежным связям, образующуюся в деятельности органов государственной безопасности и обороны страны, органов Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Министерства внешней торговли, советских международных и других организаций (за исключением документов по зарубежным связям в области культуры, образующихся в творческих союзах). Эти документы предусматриваются в специальных ведомственных перечнях.
Не включены в Перечень также научно-техническая и кинофотофонодокументация, образующаяся в научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях, кино- и телестудиях, а также документы по личному составу <*>, и учетная документация картинных галерей, библиотек и музеев, подлежащая постоянному хранению вместе с музейными и библиотечными фондами. Однако необходимый минимум технической документации, создающейся в деятельности промышленных предприятий, учреждений транспорта и связи, и, как правило, не входящей в комплексы проектов научно-технической документации, а также фотодокументы (позитивы), являющиеся неотъемлемой частью документальных комплексов, характеризующих процессы творчества и работы творческих организаций, предусмотрены в соответствующих разделах Перечня.
--------------------------------
<*> При отборе этих документов на государственное хранение следует применять Перечень научно-технической документации, подлежащей приему в государственные архивы СССР. М., 1969; Инструкцию о порядке отбора и передачи на государственное хранение кинофотоматериалов и звукозаписей, образующихся в деятельности Комитета по радиовещанию и телевидению при СМ СССР и его органов. М., 1967; Методические рекомендации по отбору документальных киноматериалов на государственное хранение. М., 1970, и Перечень документальных материалов по личному составу государственных, общественных и кооперативных учреждений, организаций и предприятий СССР с указанием сроков хранения материалов. М., 1963.
3. Построение и порядок применения Перечня

Статья м Перечня присвоена единая валовая нумерация.

Документы СССР »
Читайте также