ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЕМУ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ СССР (утв. Главархивом СССР 21.12.1971)
Общие положения
Перечень документов,
подлежащих приему в государственные архивы
СССР, разработан в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 25
июля 1963 г. N 829 "О мерах по улучшению
архивного дела в СССР", планом НИР ВНИИДАД
на 1967 - 1969 гг. и решением Научного совета
Главного архивного управления при Совете
Министров СССР от 3 июня 1970 г.
Основная
задача Перечня - установить виды,
разновидности и группы документов, прием и
хранение которых в государственных архивах
СССР является обязательным.
Перечень
предназначается для использования в
качестве основного норматива при
разработке других методических пособий по
комплектованию государственных архивов и
экспертизе ценности документов
(ведомственных и отраслевых перечней
документов с указанием сроков их хранения,
типовых и примерных номенклатур дел), а
также в практике работы
экспертно-проверочных комиссий архивных
органов и экспертных комиссий министерств
и ведомств при решении вопросов об
отнесении документов к подлежащим
государственному хранению. Документация,
не вошедшая в соответствующие разделы
настоящего Перечня, но имеющая срок
хранения "постоянно" или отметки "ЭК" и "ЭПК"
по какому-либо ведомственному перечню, в
зависимости от результатов ее конкретного
изучения принимается на государственное
хранение или уничтожается по миновании в
ней практической надобности. Решение о
приеме или уничтожении документов с
отметкой "ЭК" и "ЭПК" принимается ЭПК
архивных учреждений союзных и автономных
республик, краев, областей и
государственных архивов. Разрешение на
уничтожение документации, не вошедшей в
настоящий Перечень, но которой
ведомственными перечнями было установлено
постоянное хранение, может быть дано лишь
ЦЭПК ГАУ при СМ СССР, а по перечням,
утвержденным архивными управлениями
союзных республик, - соответствующими
архивными управлениями.
Контроль за
применением настоящего Перечня
осуществляется Главным архивным
управлением при Совете Министров СССР и
архивными учреждениями союзных
республик.
Перечни документальных
материалов, подлежащих приему на
государственное хранение от отдельных
учреждений или их групп, составленные
архивными учреждениями до издания
настоящего Перечня, должны быть приведены в
соответствие с ним.
Ранее изданные I - IV
выпуски Перечня документальных материалов,
подлежащих приему в государственные архивы
СССР <*>, с введением настоящего Перечня
утрачивают силу.
--------------------------------
<*> Перечень документальных материалов,
подлежащих приему в государственные архивы
СССР, выпуск I - типовые категории
документальных материалов. М., 1965; выпуск II -
вопросы народного хозяйства. М., 1967; выпуск
III - вопросы народного образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
торговли и коммунального хозяйства. М., 1968;
выпуск IV - вопросы культуры. М., 1969.
2.
Структура Перечня
В основу Перечня
положены изданные Главным архивным
управлением при Совете Министров СССР и
Всесоюзным научно-исследовательским
институтом документоведения и архивного
дела выпуски Перечня документальных
материалов, подлежащих приему в
государственные архивы СССР, дополненные
документацией по вопросам выборов в органы
государственной власти, деятельности
органов государственной власти и органов
юстиции. Уточнены и дополнены разделы,
содержавшиеся в I - III выпусках.
Разделами Перечня служат наименования
общих целевых функций и направлений
деятельности органов государственной
власти и управления, учреждений,
организаций и предприятий. Деление
разделов на подразделы, рубрики и
подрубрики дано по десятичному принципу.
В первый раздел - "Государственная власть" -
включены документы, относящиеся к выборам
органов государственной власти и их
законодательной, нормотворческой и
общеуправленческой деятельности.
Второй раздел - "Управление" - состоит из 8
самостоятельных подразделов, в основном,
включенных ранее в I выпуск Перечня под
наименованием "Типовые категории
документальных материалов". Наряду с
документацией управленческой, общей для
подавляющего большинства государственных,
кооперативных и общественных учреждений,
организаций и предприятий (подразделы
"Общее руководство", "Организационные
вопросы", "Контроль", "Планирование и учет",
"Кадры и труд", "Делопроизводство и архив"),
здесь предусмотрена также соответствующая
документация союзных, республиканских и
местных плановых, финансовых и
статистических органов. Это сделано в связи
с тем, что планирование, финансирование и
учет результатов деятельности всех
учреждений являются неотъемлемой
составной частью управленческой
деятельности социалистического общества,
причем эти вопросы решаются и регулируются
в масштабе государства названными
органами. Их документация является
основной по указанным вопросам. Учреждения,
организации и предприятия всех других
ведомств, а также кооперативные и
общественные организации, осуществляя
функции планирования, финансирования и
учета своей деятельности, основываются на
документах соответствующих плановых,
финансовых и учетно-статистических
органов. Поэтому в подразделах
"Планирование и учет", "Бюджет и
финансирование", "Денежное обращение"
предусмотрена основная документация
соответствующих государственных ведомств,
отражающая важнейшие стороны управления
социалистическим обществом.
Третий
раздел - "Юстиция" - предусматривает
основные группы и виды документов суда,
прокуратуры, нотариата и арбитража.
Раздел "Народное хозяйство" состоит из
девяти подразделов, соответствующих
укрупненным отраслям народнохозяйственной
жизни, и, в основном, предусмотренных ранее
во II, и, частично, в III выпусках Перечня.
Большинство подразделов этого раздела
("Промышленность", "Сельское, водное и лесное
хозяйство", "Транспорт и дорожное
хозяйство", "Коммунальное хозяйство и
бытовое обслуживание населения") разбито на
рубрики, соответствующие более мелким
отраслям или направлениям деятельности
учреждений.
В пятом разделе
"Социально-культурное строительство"
предусмотрены документы по таким отраслям,
как "Просвещение, среднее специальное и
высшее образование", "Литература и
искусство", "Печать, издательское дело и
книжная торговля", "Радиовещание,
телевидение, служба
общественно-политической информации",
"Здравоохранение, социальное обеспечение,
физкультура и спорт", каждый из которых
состоит из отраслевых и
функционально-тематических рубрик, ранее
включенных в IV выпуск Перечня.
Следует
учитывать, что в 3 - 5 разделах Перечня
предусмотрена, как правило, документация,
носящая специфический, свойственный тому
или иному направлению деятельности или
отрасли характер. Общая
организационно-распорядительная
документация по форме, видам документов и
их назначению одинаковая для большинства
отраслей и направлений деятельности
(приказы, протоколы, докладные записки,
отчеты, справки, паспорта, положения и т.п.),
сосредоточена во 2 разделе Перечня. В
подразделе "Промышленность" в рубриках
"Общие вопросы организации производства" и
"Внедрение новой техники и достижений
науки..." предусмотрены документы,
свойственные не только промышленности, но
большинству отраслей народного хозяйства в
целом.
Наименования статей в разделах и
подразделах расположены по степени
значимости вопросов и видов документов в их
логической последовательности.
Перечень не включает документацию по
зарубежным связям, образующуюся в
деятельности органов государственной
безопасности и обороны страны, органов
Министерства внутренних дел, Министерства
иностранных дел, Министерства внешней
торговли, советских международных и других
организаций (за исключением документов по
зарубежным связям в области культуры,
образующихся в творческих союзах). Эти
документы предусматриваются в специальных
ведомственных перечнях.
Не включены в
Перечень также научно-техническая и
кинофотофонодокументация, образующаяся в
научно-исследовательских,
проектно-конструкторских организациях,
кино- и телестудиях, а также документы по
личному составу <*>, и учетная
документация картинных галерей, библиотек
и музеев, подлежащая постоянному хранению
вместе с музейными и библиотечными фондами.
Однако необходимый минимум технической
документации, создающейся в деятельности
промышленных предприятий, учреждений
транспорта и связи, и, как правило, не
входящей в комплексы проектов
научно-технической документации, а также
фотодокументы (позитивы), являющиеся
неотъемлемой частью документальных
комплексов, характеризующих процессы
творчества и работы творческих
организаций, предусмотрены в
соответствующих разделах Перечня.
--------------------------------
<*> При отборе этих
документов на государственное хранение
следует применять Перечень
научно-технической документации,
подлежащей приему в государственные архивы
СССР. М., 1969; Инструкцию о порядке отбора и
передачи на государственное хранение
кинофотоматериалов и звукозаписей,
образующихся в деятельности Комитета по
радиовещанию и телевидению при СМ СССР и
его органов. М., 1967; Методические
рекомендации по отбору документальных
киноматериалов на государственное
хранение. М., 1970, и Перечень документальных
материалов по личному составу
государственных, общественных и
кооперативных учреждений, организаций и
предприятий СССР с указанием сроков
хранения материалов. М., 1963.
3. Построение и
порядок применения Перечня
Статья м Перечня присвоена
единая валовая нумерация.