Постановление цк кпсс, совмина ссср от 25.06.1975 n 558 о мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ
МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25
июня 1975 г. N 558
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Центральный комитет
КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что
современный этап развития
социалистической экономики и рост
масштабов общественного производства
предъявляют новые, более высокие
требования к правовому регулированию
хозяйственной деятельности.
Хозяйственное законодательство призвано
способствовать дальнейшему росту
общественного производства и повышению его
эффективности в решении задач
коммунистического строительства в
соответствии с требованиями объективных
экономических законов социализма. Оно
должно обеспечивать четкое
функционирование всех звеньев
хозяйственного механизма, правильное
соотношение прав и ответственности на всех
уровнях управления народным хозяйством,
всемерное развитие инициативы министерств
и ведомств, а также объединений,
предприятий и других хозяйственных
организаций, расширение хозрасчетных
отношений, повышение роли хозяйственных
договоров, дальнейшее укрепление
социалистической законности и
государственной дисциплины.
В
последние годы принят ряд мер по
совершенствованию управления народным
хозяйством и улучшению правового
регулирования хозяйственной
деятельности.
Советское
законодательство значительно обновилось.
Утверждены основы гражданского,
земельного, водного законодательства,
законодательства о труде и другие
общесоюзные законодательные акты, имеющие
важное народнохозяйственное значение.
Приняты новые положения о министерствах и
ведомствах СССР, Общее положение о
всесоюзном и республиканском промышленных
объединениях, Положение о социалистическом
государственном производственном
предприятии, Положение о производственном
объединении (комбинате) и другие важные
решения.
ЦК компартий союзных
республик, крайкомы, обкомы, горкомы и
райкомы партии, министерства и ведомства
СССР, Советы Министров союзных и автономных
республик, исполкомы краевых и областных
Советов депутатов трудящихся осуществили
ряд мероприятий по повышению уровня
правовой работы в народном хозяйстве.
Издаются собрания действующего
законодательства СССР и союзных
республик.
Вместе с тем хозяйственное
законодательство еще не полностью отвечает
задачам развития экономики страны на
современном этапе. Оно состоит из большого
количества актов по одним и тем же вопросам,
принятых на различных этапах
социалистического строительства. Многие
акты устарели, противоречат друг другу или
не увязаны между собой. Неоправданно велико
количество ведомственных нормативных
актов. Министерства и ведомства вносят
проекты новых актов, не предусматривая, как
правило, предложений об одновременной
отмене или изменении ранее установленных
норм, в результате чего многие акты и
отдельные нормы, потерявшие свое значение и
фактически не подлежащие применению,
формально не отменены. Нередко
законодательные и другие нормативные акты
содержат неоправданные ограничения и
мелочное регламентирование, сковывающие
инициативу предприятий и организаций. Ряд
важных вопросов хозяйственной
деятельности еще не урегулирован в
законодательном порядке. Такое состояние
хозяйственного законодательства
затрудняет его применение, не отвечает
задачам дальнейшего укрепления
социалистической законности и в конечном
счете отрицательно сказывается на
повышении эффективности общественного
производства.
Министерства и ведомства
СССР и Советы Министров союзных республик
еще не уделяют должного внимания работе по
совершенствованию хозяйственного
законодательства и ведомственных
нормативных актов, недостаточно используют
правовые средства для укрепления
государственной дисциплины, выполнения
плановых заданий и договорных
обязательств.
Центральный Комитет КПСС
и Совет Министров СССР постановляют:
1.
Признать необходимым осуществить в
ближайшие годы мероприятия по дальнейшему
совершенствованию хозяйственного
законодательства, усилению его роли в
повышении эффективности общественного
производства и в укреплении
социалистической законности и
государственной дисциплины. При проведении
этой работы исходить из того, что
первоочередной задачей должно быть
устранение множественности правовых актов
по одним и тем же вопросам, имеющихся в них
противоречий, неувязок, необоснованных
ограничений и мелочного регламентирования,
стесняющих инициативу предприятий и
организаций.
2. Установить, что
подготовка предложений по
совершенствованию хозяйственного
законодательства и упорядочение
ведомственных нормативных актов являются
одной из важных задач министерств и
ведомств СССР.
Совершенствование
хозяйственного законодательства должно
проводиться в первую очередь по следующим
основным направлениям: планированию,
капитальному строительству,
финансированию и кредитованию народного
хозяйства, материально - техническому
снабжению. Абзацы третий - пятый пункта 2 не
приводятся, как не содержащие норм,
подлежащих включению в Свод законов СССР.
3. Возложить на Министерство юстиции СССР
подготовку с учетом предложений
министерств и ведомств СССР проектов
планов работ по совершенствованию
хозяйственного законодательства,
координацию разработки министерствами и
ведомствами СССР предусмотренных планами
проектов законодательных и других
нормативных актов, оказание им
методической помощи, участие в
соответствии с планами в этой работе и
контроль за выполнением министерствами и
ведомствами указанных планов.
В целях
оказания министерствам и ведомствам СССР
необходимой помощи Министерству юстиции
СССР разработать с участием научных
учреждений и утвердить методические
правила подготовки проектов
законодательных актов и решений
Правительства СССР. Абзац третий пункта 3
не приводится, как не содержащий норм,
подлежащих включению в Свод законов СССР.
4. Министерствам и ведомствам СССР и Советам
Министров союзных республик одновременно с
внесением в Совет Министров СССР на
рассмотрение проектов новых решений
Правительства СССР, как правило,
представлять предложения о признании
утратившими силу или изменении ранее
принятых актов.
5. Госплану СССР,
Госснабу СССР, Госстрою СССР,
Государственному комитету Совета
Министров СССР по науке и технике,
Министерству финансов СССР, Госбанку СССР,
Стройбанку СССР и другим министерствам и
ведомствам СССР, правомочным издавать
нормативные акты, обязательные для других
министерств и ведомств:
пересмотреть не
позднее 1976 года изданные ими нормативные
акты, имея в виду устранить противоречия в
этих актах, устаревшие нормы, а также
объединить изданные в разное время акты по
одним и тем же вопросам, не допуская в
дальнейшем их множественности;
установить строгий контроль за
соответствием издаваемых ими актов
действующему законодательству,
обеспечивать увязку новых актов с ранее
принятыми актами, своевременно вносить в
них изменения, вытекающие из
законодательства;
обеспечить
систематическое изучение практики
применения утвержденных ими актов и
планомерно проводить работу по их
совершенствованию. Абзац пятый пункта 5 не
приводится, как не содержащий норм,
подлежащих включению в Свод законов СССР.
(Абзац шестой) Министерству юстиции СССР
разработать и утвердить в 1975 году
рекомендации по подготовке нормативных
актов министерств и ведомств СССР.
Государственному комитету стандартов
Совета Министров СССР, Государственному
комитету Совета Министров СССР по науке и
технике, Министерству юстиции СССР,
Главному архивному управлению при Совете
Министров СССР и Академии наук СССР изучить
вопрос и разработать рекомендации по
унификации видов и форм ведомственных
нормативных актов и по вопросам, требующим
решения Правительства СССР, внести
предложения в Совет Министров СССР.
6. ЦК
компартий и Советам Министров союзных
республик рассмотреть вопрос о
совершенствовании хозяйственного
законодательства союзных республик, а
также нормативных актов министерств и
ведомств союзных республик и
исполнительных комитетов Советов
депутатов трудящихся, имея в виду, в
частности, устранить необоснованные
ограничения хозяйственной инициативы
предприятий и организаций и мелочное
регламентирование их деятельности; принять
меры к ускорению издания систематических
собраний действующего законодательства
союзных республик.
7. Признать
необходимым ввести государственный учет
нормативных актов СССР и союзных республик,
а также организовать централизованную
информацию о таких актах. В этих целях
создать при Всесоюзном научно -
исследовательском институте советского
законодательства Министерства юстиции
СССР научно - информационный центр,
оснащенный современными техническими
средствами для поиска и выдачи информации.
Абзац второй пункта 7 не приводится, как не
содержащий норм, подлежащих включению в
Свод законов СССР. 8. Прокуратуре СССР
усилить надзор за соблюдением
законодательства всеми хозяйственными
организациями и за точным соответствием
законодательным актам, постановлениям
Совета Министров СССР, Советов Министров
союзных и автономных республик нормативных
актов, издаваемых министерствами и
ведомствами.
9. Министерству высшего и
среднего специального образования СССР,
Министерству юстиции СССР, Госплану СССР,
Государственному комитету Совета
Министров СССР по науке и технике и
Академии наук СССР с участием Советов
Министров союзных республик разработать и
осуществить мероприятия по подготовке в
высших учебных заведениях необходимого
количества высококвалифицированных
юристов для работы в народном хозяйстве, а
также научно - педагогических кадров по
вопросам хозяйственного
законодательства.
10. Обязать
Государственный комитет Совета Министров
СССР по делам издательств, полиграфии и
книжной торговли и Советы Министров
союзных республик осуществлять
своевременное издание необходимыми
тиражами справочников и сборников
законодательства СССР и союзных республик
и нормативных актов министерств и ведомств
СССР, обязательных для других министерств и
ведомств, а также отдельных важнейших
актов.
11. В целях широкого освещения
практики применения хозяйственного
законодательства, заключения и исполнения
хозяйственных договоров, работы
государственных арбитражей и арбитражей
министерств и ведомств, а также обмена
опытом правовой работы в народном
хозяйстве признать необходимым приступить
в 1976 году к изданию журнала "Хозяйство и
право" Министерства юстиции СССР и
Государственного арбитража при Совете
Министров СССР. Абзац второй пункта 11 не
приводится, как не содержащий норм,
подлежащих включению в Свод законов СССР.