ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 n 283/24-82 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗДЕЛА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И МЕТРОПОЛИТЕН ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 56
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
СЕКРЕТАРИАТ
ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 1983
г. N 283/24-82
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗДЕЛА
"ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И
МЕТРОПОЛИТЕН"
ЕДИНОГО
ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА
РАБОТ
И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК
56
Государственный комитет СССР по труду и
социальным вопросам и Секретариат
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить раздел "Железнодорожный
транспорт и метрополитен" Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, выпуск 56,
разработанный Министерством путей
сообщения совместно с Центральным бюро
нормативов по труду, согласованный с ЦК
профсоюза рабочих железнодорожного
транспорта и транспортного
строительства.
2. Утвержденный
настоящим Постановлением раздел Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих вводится в
действие в сроки, устанавливаемые
Государственным комитетом СССР по труду и
социальным вопросам.
3.
Научно-исследовательскому институту труда
издать утвержденный пунктом 1 настоящего
Постановления раздел Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, выпуск
56.
Заместитель Председателя
Государственного Комитета СССР
по
труду и социальным вопросам
Ю.ПАК
Секретарь
Всесоюзного
Центрального Совета
Профессиональных
Союзов
А.БИРЮКОВА
Утвержден
Постановлением
Государственного комитета СССР
по
труду и социальным вопросам
и
Секретариата ВЦСПС
от 6 декабря 1983 г. N
283/24-82
ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ
СПРАВОЧНИК
РАБОТ И ПРОФЕССИЙ
РАБОЧИХ
ВЫПУСК 56
РАЗДЕЛ:
"ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И
МЕТРОПОЛИТЕН"
Выпуск утвержден
Постановлением Государственного комитета
СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС
от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82.
Раздел выпуска,
имевший ранее наименование "Работы и
профессии рабочих железнодорожного
транспорта и метрополитена", переименован в
"Железнодорожный транспорт и
метрополитен".
Данный выпуск
переработан Министерством путей сообщения
СССР с участием Центрального бюро
нормативов по труду.
В предлагаемый
раздел внесены ранее утвержденные
дополнения и изменения; внесены дополнения
и изменения в содержание большинства
тарифно-квалификационных характеристик в
связи с техническим прогрессом, изменением
технологии и организации труда на
железнодорожном транспорте и
метрополитене; тринадцать профессий
переименованы; изменен диапазон тарифных
разрядов по профессиям: "Водитель дрезины",
"Кондуктор грузовых поездов", "Контролер
автоматических пропускных пунктов
метрополитена", "Машинист моечной
установки", "Мойщик-уборщик подвижного
состава", "Оператор пункта технического
обслуживания вагонов", "Слесарь-электрик по
обслуживанию и ремонту оборудования
метрополитена", "Экипировщик"; отдельные
профессии унифицированы; аннулированы
профессии "Аппаратчик карбидной печи",
"Раскрутчик тормозных рукавов",
"Электромонтер по ремонту ртутных
выпрямителей"; раздел дополнен новой
профессией "Прессовщик колесных пар";
исключена профессия "Моторист
шлакоуборочной установки", работы которой
объединены с работами, включенными в
тарифно-квалификационными характеристики
профессии "Зольщик", помещенной в выпуске 1
ЕТКС.
Диапазон разрядов по профессиям,
имеющим примечания, помещенных в перечнях и
алфавитном указателе данного выпуска,
приведен без учета условий тарификации,
оговоренных в этих примечаниях.
Тарифно-квалификационные характеристики
являются обязательными при тарификации
работ и присвоении квалификационных
разрядов рабочим на предприятиях, в
организациях и учреждениях всех отраслей
народного хозяйства независимо от
ведомственной подчиненности, где имеются
указанные в настоящем разделе производства
или виды работ, кроме особо оговоренных
случаев.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел
"Железнодорожный транспорт и метрополитен"
Единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий рабочих
(ЕТКС) переработан с учетом поставленной
партией и правительством задачи более
рационального использования трудовых
ресурсов на основе дальнейшего улучшения
организации, нормирования и стимулирования
труда. В разделе осуществлено дальнейшее
совершенствование тарификации аналогичных
работ, уточнены тарифно-квалификационные
характеристики профессий рабочих в связи с
изменением содержания труда под влиянием
научно-технического прогресса, возросших
требований к качеству продукции,
квалификации, знаниям, общеобразовательной
и специальной подготовке работников.
ЕТКС содержит тарифно-квалификационные
характеристики, сгруппированные в разделы
по производствам и видам работ независимо
от того, на предприятиях (организациях)
какого министерства (ведомства) эти
производства или виды работ имеются.
В
ЕТКС, как правило, каждая профессия
встречается только в одном из разделов, за
исключением случаев, когда необходимо
именовать профессию в точном соответствии
со списками производств, цехов, профессий и
должностей, работа в которых дает право на
государственную пенсию на льготных
условиях и в льготных размерах.
Профессии рабочих, не являющиеся
специфичными для какого-либо конкретного
производства или вида работ, помещены в
разделе: "Профессии рабочих, общие для всех
отраслей народного хозяйства".
Тарифно-квалификационные характеристики
профессий рабочих разработаны
применительно к шестиразрядной тарифной
сетке. Разряды работ установлены по их
сложности, как правило, без учета условий
труда.
В необходимых случаях условия
труда (тяжесть, вредность и др.) учитываются
путем установления повышенных тарифных
ставок, утвержденных соответствующими
органами.
В дополнение к отдельным
выпускам, содержащим
тарифно-квалификационные характеристики
как справочный материал при пользовании
ЕТКС, изданы: "Перечень (алфавит) профессий,
помещенных в ЕТКС с указанием наименований
профессий по ранее действовавшим выпускам
и разделам ЕТКС", "Перечень наименований
профессий, предусмотренных ранее
действовавшими выпусками и разделами ЕТКС,
с указанием измененных наименований
профессий и разделов, в который они
включены" и "Перечень выпусков и входящих в
них разделов".
Порядок пользования
тарифно-квалификационными
характеристиками, присвоения и повышения
разрядов, внесения изменений и дополнений
указан в "Общих положениях Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, помещенных в
выпуске 1 ЕТКС".
Настоящий выпуск
содержит один раздел "Железнодорожный
транспорт и метрополитен", в котором
помещены тарифно-квалификационные
характеристики профессий рабочих,
являющихся специфичными для
железнодорожного транспорта и
метрополитена.
В данном разделе ЕТКС в
характеристиках низших разрядов отдельных
профессий, исходя из условий производства
или характера выполняемой работы, указано,
что выполнение отдельных работ
производится под руководством рабочего
более высокой квалификации. В таких случаях
рабочие профессий более высоких разрядов
должны уметь руководить рабочими низших
разрядов той же профессии.
Степень
отнесения к напряженным или ненапряженным
участкам (районам) устанавливается
министерствами и ведомствами по
согласованию с Госкомтрудом СССР.
При
присвоении рабочим высших
квалификационных разрядов по профессиям,
по которым требуется среднее специальное
образование, следует руководствоваться
Постановлением Государственного комитета
СССР по труду и социальным вопросам от 2
сентября 1983 г. N
288.
ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 1. Водитель
дрезины
Характеристика работ. Управление
дрезиной при движении по железнодорожным
путям. Перевозка рабочих и транспортировка
материалов, оборудования, устройств к месту
выполнения работ. Выполнение маневровых
работ в пределах станции. Управление
крановыми установками и другими
специальными механизмами и устройствами
дрезины при выполнении ремонтных,
монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Обслуживание и содержание дрезины, ее
оборудования в исправном состоянии.
Устранение неисправностей дрезины, ее
подъемного и другого специального
оборудования.
Участие в
планово-предупредительном ремонте.
Должен знать: устройство дрезины, ее
механизмов и оборудования, правила их
эксплуатации: причины неисправностей в
работе дрезины и ее механизмов и
оборудования, способы предупреждения и
устранения неисправностей; назначение и
устройство контрольно-измерительных
приборов; характеристики и свойства
горюче-смазочных материалов и
предъявляемые к ним требования; правила
перевозки людей и грузов на дрезине;
правила производства
погрузочно-разгрузочных и других работ,
выполняемых с помощью кранового
оборудования; правила, виды и сроки
технического осмотра, ремонта и
освидетельствования узлов, колесных пар
дрезины и ее кранового оборудования; основы
электротехники, механики и гидравлики.
При управлении и обслуживании съемной
дрезины на железных дорогах магистрального
железнодорожного транспорта и несъемной
дрезины на железнодорожных путях
промышленного железнодорожного транспорта
- 3-й разряд;
при управлении и
обслуживании съемной дрезины,
оборудованной прицепом для перевозки
грузов, или несъемной дрезины,
оборудованной платформой для перевозки
грузов - 4-й разряд;
при управлении и
обслуживании несъемной дрезины с
карбюраторным двигателем, оборудованной
вышкой, краном или другими специальными
механизмами, для выполнения ремонтных,
монтажных и погрузочно-разгрузочных работ -
5-й разряд;
при управлении и
обслуживании несъемной дрезины с дизельной
силовой установкой, оборудованной вышкой,
краном или другими специальными
механизмами, для выполнения ремонтных,
монтажных и погрузочно-разгрузочных работ -
6-й разряд.
Примечание. Помощник
водителя дрезины тарифицируется на один
разряд ниже водителя, под руководством
которого он работает.
§ 2. Вязальщик
польстерных щеток
2-й
разряд
Характеристика работ. Вязание
польстерных щеток, мешочков для
буксоподбивочных валиков из буксовой
пряжи, кордной нитки и шпагата ручным
способом. Размотка и распутывание пряжи.
Сортировка и подготовка буксовой пряжи,
ниток и шнура в соответствии с техническими
условиями производства изделий.
Должен
знать: сорта пряжи и ниток, употребляемых
для польстерных щеток и других
изготовляемых изделий; свойства пряжи и
ниток в соответствии с техническими
условиями; приемы работ по перемотке и
трощению пряжи; способы скручивания шнура,
употребляемого на вязку польстерных щеток;
размеры готовых изделий.
§ 3. Вязальщик
польстерных щеток
3-й
разряд
Характеристика работ. Вязание
польстерных щеток и мешочков для
буксоподбивочных валиков из буксовой
пряжи, кордной нитки и шпагата на
основовязальных машинах. Пуск и остановка
машины. Смена иголок. Регулировка плотности
вязки и натяжения нитей. Чистка и смазка
машины. Замер размеров готовых изделий.
Должен знать: устройство и взаимодействие
основных частей машины; приемы пуска и
остановки машины; номера пряжи; требования,
предъявляемые к качеству вязки.
§ 4.
Дежурный по переезду
Характеристика
работ. Обеспечение безопасного движения
поездов, автомобилей и других транспортных
средств на переезде. Регулирование
движения по переезду всех видов транспорта.
Организация в соответствии с установленным
порядком пропуска большегрузных,
негабаритных, тихоходных и других машин,
механизмов, прогона скота. Контроль за
исправной работой автоматических
устройств, заградительной светофорной и
звуковой сигнализации, прожекторных
установок, электроосвещения, радио- и
телефонной связи и других устройств на
переезде. Исправление выявленных
неисправностей и нарушений в работе
оборудования переезда, которые могут быть
устранены силами дежурных по переезду.
Обеспечение мер безопасности при аварийной
обстановке на переезде с использованием
средств автоматического управления
сигналами и приборами, ручных средств
остановки поезда. Организация безопасного
движения поездов и транспортных средств
при неисправном состоянии автоматической
сигнализации, приборов управления
автоматическими шлагбаумами, нарушении
энергоснабжения, при производстве работ по
текущему обслуживанию и регулировке
устройств автоматики и сигнализации.
Ограждение переезда и подача установленных
сигналов. Наблюдение за состоянием
проходящих поездов, принятие мер к
остановке поезда в случаях обнаружения
неисправностей в подвижном составе и
нарушений в погрузке грузов, угрожающих
безопасности движения. Обеспечение
содержания обустройств переезда и
железнодорожного пути в исправности и
чистоте.
Должен знать: устройство
переезда и правила его обслуживания;
принцип действия автоматических и
неавтоматических с электроприводом
шлагбаумов, светофорной сигнализации и
заградительных светофоров; правила
пользования пультом управления
заградительными сигналами и
автоматическими шлагбаумами; правила
дорожного движения по железнодорожному
переезду; порядок регулирования движения
транспортных средств по переезду; правила
прогона скота; правила предотвращения
наезда поезда на транспортное средство;
порядок ограждения переезда и действий при
возникновении на переезде препятствий для
движения поездов; основные неисправности
подвижного состава и нарушения правил
погрузки грузов, угрожающие безопасности
движения поездов; Инструкцию по устройству
и обслуживанию переездов; местную
инструкцию по обслуживанию данного
переезда; Инструкцию по обеспечению
безопасности движения поездов при
производстве путевых работ; Инструкцию по
сигнализации; Инструкцию по движению
поездов и маневровой работе; Правила
технической эксплуатации железных дорог
СССР в объемах, предусмотренных для
монтеров пути.
При обслуживании
переездов в местах пересечения железных
дорог с автомобильными дорогами, если
максимальная суточная работа их составляет
до 10000 поездо-экипажей - 1-й разряд;
при
обслуживании переездов в местах
пересечения железных дорог с
автомобильными дорогами, если максимальная
суточная работа их составляет от 10000 до 50000
поездо-экипажей при удовлетворительной
видимости или 1000 поездо-экипажей при
неудовлетворительной видимости на
подходах, с городскими улицами, не имеющими
регулярного движения городского
транспорта - 2-й разряд;
при обслуживании
переездов в местах пересечения железных
дорог с автомобильными дорогами, если
максимальная суточная работа их составляет
от 50000 до 150000 поездо-экипажей, с городскими
улицами и дорогами, имеющими регулярное
автобусное движение по переезду до 8
поездо-автобусов в час - 3-й разряд;
при
обслуживании переездов в местах
пересечения железных дорог с
автомобильными дорогами, если максимальная
суточная работа их составляет свыше 150000
поездо-экипажей, с автомобильными дорогами
I и II категорий,