ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 n 283/24-82 (ред. от 29.06.1998) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗДЕЛА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И МЕТРОПОЛИТЕН ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 56
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
СЕКРЕТАРИАТ
ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 1983
г. N 283/24-82
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗДЕЛА
"ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И
МЕТРОПОЛИТЕН"
ЕДИНОГО
ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА
РАБОТ
И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 56
(в
ред. Постановлений Госкомтруда СССР,
Секретариата ВЦСПС
от 03.10.1988 N 534/23-245, от
26.12.1988 N 651/29-100,
Минтруда РФ от 11.11.1996 N 6, от
19.12.1996 N 18,
от 25.12.1996 N 25, от 28.05.1997 N 26, от
08.06.1998 N 22,
от 29.06.1998 N 26)
Государственный
комитет СССР по труду и социальным вопросам
и Секретариат Всесоюзного Центрального
Совета Профессиональных Союзов
постановляют:
1. Утвердить раздел
"Железнодорожный транспорт и метрополитен"
Единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий рабочих,
выпуск 56, разработанный Министерством
путей сообщения совместно с Центральным
бюро нормативов по труду, согласованный с
ЦК профсоюза рабочих железнодорожного
транспорта и транспортного
строительства.
2. Утвержденный
настоящим Постановлением раздел Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих вводится в
действие в сроки, устанавливаемые
Государственным комитетом СССР по труду и
социальным вопросам.
3.
Научно-исследовательскому институту труда
издать утвержденный пунктом 1 настоящего
Постановления раздел Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, выпуск
56.
Заместитель Председателя
Государственного Комитета СССР
по
труду и социальным вопросам
Ю.ПАК
Секретарь
Всесоюзного
Центрального Совета
Профессиональных
Союзов
А.БИРЮКОВА
Утвержден
Постановлением
Государственного
комитета СССР
по труду и социальным
вопросам
и Секретариата ВЦСПС
от 6
декабря 1983 г. N 283/24-82
ЕДИНЫЙ
ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ
ВЫПУСК
56
РАЗДЕЛ:
"ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
И МЕТРОПОЛИТЕН"
(в ред. Постановлений
Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от
03.10.1988 N 534/23-245, от 26.12.1988 N 651/29-100,
Минтруда
РФ от 11.11.1996 N 6, от 19.12.1996 N 18,
от 25.12.1996 N 25,
от 28.05.1997 N 26, от 08.06.1998 N 22,
от 29.06.1998 N
26)
Выпуск утвержден Постановлением
Государственного комитета СССР по труду и
социальным вопросам и ВЦСПС от 6 декабря 1983
г. N 283/24-82.
Раздел выпуска, имевший ранее
наименование "Работы и профессии рабочих
железнодорожного транспорта и
метрополитена", переименован в
"Железнодорожный транспорт и
метрополитен".
Данный выпуск
переработан Министерством путей сообщения
СССР с участием Центрального бюро
нормативов по труду.
В предлагаемый
раздел внесены ранее утвержденные
дополнения и изменения; внесены дополнения
и изменения в содержание большинства
тарифно-квалификационных характеристик в
связи с техническим прогрессом, изменением
технологии и организации труда на
железнодорожном транспорте и
метрополитене; тринадцать профессий
переименованы; изменен диапазон тарифных
разрядов по профессиям: "Водитель дрезины",
"Кондуктор грузовых поездов", "Контролер
автоматических пропускных пунктов
метрополитена", "Машинист моечной
установки", "Мойщик-уборщик подвижного
состава", "Оператор пункта технического
обслуживания вагонов", "Слесарь-электрик по
обслуживанию и ремонту оборудования
метрополитена", "Экипировщик"; отдельные
профессии унифицированы; аннулированы
профессии "Аппаратчик карбидной печи",
"Раскрутчик тормозных рукавов",
"Электромонтер по ремонту ртутных
выпрямителей"; раздел дополнен новой
профессией "Прессовщик колесных пар";
исключена профессия "Моторист
шлакоуборочной установки", работы которой
объединены с работами, включенными в
тарифно-квалификационными характеристики
профессии "Зольщик", помещенной в выпуске 1
ЕТКС.
Диапазон разрядов по профессиям,
имеющим примечания, помещенных в перечнях и
алфавитном указателе данного выпуска,
приведен без учета условий тарификации,
оговоренных в этих примечаниях.
Тарифно-квалификационные характеристики
являются обязательными при тарификации
работ и присвоении квалификационных
разрядов рабочим на предприятиях, в
организациях и учреждениях всех отраслей
народного хозяйства независимо от
ведомственной подчиненности, где имеются
указанные в настоящем разделе производства
или виды работ, кроме особо оговоренных
случаев.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел
"Железнодорожный транспорт и метрополитен"
Единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий рабочих
(ЕТКС) переработан с учетом поставленной
партией и правительством задачи более
рационального использования трудовых
ресурсов на основе дальнейшего улучшения
организации, нормирования и стимулирования
труда. В разделе осуществлено дальнейшее
совершенствование тарификации аналогичных
работ, уточнены тарифно-квалификационные
характеристики профессий рабочих в связи с
изменением содержания труда под влиянием
научно-технического прогресса, возросших
требований к качеству продукции,
квалификации, знаниям, общеобразовательной
и специальной подготовке работников.
ЕТКС содержит тарифно-квалификационные
характеристики, сгруппированные в разделы
по производствам и видам работ независимо
от того, на предприятиях (организациях)
какого министерства (ведомства) эти
производства или виды работ имеются.
В
ЕТКС, как правило, каждая профессия
встречается только в одном из разделов, за
исключением случаев, когда необходимо
именовать профессию в точном соответствии
со списками производств, цехов, профессий и
должностей, работа в которых дает право на
государственную пенсию на льготных
условиях и в льготных размерах.
Профессии рабочих, не являющиеся
специфичными для какого-либо конкретного
производства или вида работ, помещены в
разделе: "Профессии рабочих, общие для всех
отраслей народного хозяйства".
Тарифно-квалификационные характеристики
профессий рабочих разработаны
применительно к шестиразрядной тарифной
сетке. Разряды работ установлены по их
сложности, как правило, без учета условий
труда.
В необходимых случаях условия
труда (тяжесть, вредность и др.) учитываются
путем установления повышенных тарифных
ставок, утвержденных соответствующими
органами.
В дополнение к отдельным
выпускам, содержащим
тарифно-квалификационные характеристики
как справочный материал при пользовании
ЕТКС, изданы: "Перечень (алфавит) профессий,
помещенных в ЕТКС с указанием наименований
профессий по ранее действовавшим выпускам
и разделам ЕТКС", "Перечень наименований
профессий, предусмотренных ранее
действовавшими выпусками и разделами ЕТКС,
с указанием измененных наименований
профессий и разделов, в который они
включены" и "Перечень выпусков и входящих в
них разделов".
Порядок пользования
тарифно-квалификационными
характеристиками, присвоения и повышения
разрядов, внесения изменений и дополнений
указан в "Общих положениях Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, помещенных в
выпуске 1 ЕТКС".
Настоящий выпуск
содержит один раздел "Железнодорожный
транспорт и метрополитен", в котором
помещены тарифно-квалификационные
характеристики профессий рабочих,
являющихся специфичными для
железнодорожного транспорта и
метрополитена.
В данном разделе ЕТКС в
характеристиках низших разрядов отдельных
профессий, исходя из условий производства
или характера выполняемой работы, указано,
что выполнение отдельных работ
производится под руководством рабочего
более высокой квалификации. В таких случаях
рабочие профессий более высоких разрядов
должны уметь руководить рабочими низших
разрядов той же профессии.
Отнесение
участков (районов) работ к решающим и
дифференциация их по степени напряженности
производится министерствами и
ведомствами:
на магистральном
железнодорожном транспорте в порядке,
предусмотренном письмом Госкомтруда СССР и
ВЦСПС от 19 августа 1986 г. N 2891-МК;
на
предприятиях (организациях) промышленного
железнодорожного транспорта и в
железнодорожных цехах производственных
объединений (комбинатов) и предприятий в
порядке, предусмотренном Постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21
сентября 1987 г. N 569/26-62.
(абзац в ред.
Постановления Госкомтруда СССР,
Секретариата ВЦСПС от 03.10.1988 N 534/23-245)
При
присвоении рабочим высших
квалификационных разрядов по профессиям,
по которым требуется среднее специальное
образование, следует руководствоваться
Постановлением Государственного комитета
СССР по труду и социальным вопросам от 2
сентября 1983 г. N
288.
ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 1. Водитель
дрезины
Характеристика работ. Управление
дрезиной при движении по железнодорожным
путям. Перевозка рабочих и транспортировка
материалов, оборудования, устройств к месту
выполнения работ. Выполнение маневровых
работ в пределах станции. Управление
крановыми установками и другими
специальными механизмами и устройствами
дрезины при выполнении ремонтных,
монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Обслуживание и содержание дрезины, ее
оборудования в исправном состоянии.
Устранение неисправностей дрезины, ее
подъемного и другого специального
оборудования.
Участие в
планово-предупредительном ремонте.
Должен знать: устройство дрезины, ее
механизмов и оборудования, правила их
эксплуатации: причины неисправностей в
работе дрезины и ее механизмов и
оборудования, способы предупреждения и
устранения неисправностей; назначение и
устройство контрольно-измерительных
приборов; характеристики и свойства
горюче-смазочных материалов и
предъявляемые к ним требования; правила
перевозки людей и грузов на дрезине;
правила производства
погрузочно-разгрузочных и других работ,
выполняемых с помощью кранового
оборудования; правила, виды и сроки
технического осмотра, ремонта и
освидетельствования узлов, колесных пар
дрезины и ее кранового оборудования; основы
электротехники, механики и гидравлики.
При управлении и обслуживании съемной
дрезины на железных дорогах магистрального
железнодорожного транспорта и несъемной
дрезины на железнодорожных путях
промышленного железнодорожного транспорта
- 3-й разряд;
при управлении и
обслуживании съемной дрезины,
оборудованной прицепом для перевозки
грузов, или несъемной дрезины,
оборудованной платформой для перевозки
грузов - 4-й разряд;
при управлении и
обслуживании несъемной дрезины с
карбюраторным двигателем, оборудованной
вышкой, краном или другими специальными
механизмами, для выполнения ремонтных,
монтажных и погрузочно-разгрузочных работ -
5-й разряд;
при управлении и
обслуживании несъемной дрезины с дизельной
силовой установкой, оборудованной вышкой,
краном или другими специальными
механизмами, для выполнения ремонтных,
монтажных и погрузочно-разгрузочных работ -
6-й разряд.
Примечание. Помощник
водителя дрезины тарифицируется на один
разряд ниже водителя, под руководством
которого он работает.
§ 1а. Бригадир
(освобожденный) по текущему содержанию
и ремонту пути и искусственных
сооружений
(введено Постановлением
Минтруда РФ от 19.12.1996 N 18)
Характеристика
работ. Организация выполнения работ по
текущему содержанию и ремонту пути и
искусственных сооружений. Руководство
рабочими, выполняющими эти работы в
пределах обслуживаемого участка.
Содержание пути и искусственных сооружений
в исправном состоянии, обеспечивающем
бесперебойное и безопасное движение
поездов. Осмотр пути и искусственных
сооружений в установленные сроки.
Выявление неисправностей, появляющихся в
элементах верхнего строения пути, земляном
полотне, искусственных сооружениях,
проведение работ по их предупреждению, а
также по продлению сроков службы верхнего
строения пути. Организация и проведение
работ по подготовке пути к работе в зимних
условиях, очистке путей от снега и песка,
содержанию и ремонту пути на пучинах и
подготовке пути и искусственных сооружений
к пропуску весенних и ливневых вод,
ликвидации повреждений пути и
искусственных сооружений, вызванных
стихийными явлениями. Обеспечение
безопасности движения поездов при
проведении путевых работ. Проведение
инструктажа по охране труда и
производственной санитарии монтеров пути,
обходчиков, дежурных по переездам и других
рабочих. Обучение работников бригад
рациональным приемам выполнения работ
непосредственно на рабочих местах. Ведение
первичного учета и отчетности. Обеспечение
содержания в исправном состоянии
инструмента, механизмов, инвентаря,
сигнальных принадлежностей, материалов и
кладовых для их хранения.
Должен знать:
устройство железнодорожного пути и
искусственных сооружений; правила и
технологию проведения работ по их текущему
содержанию и ремонту; дефекты элементов
верхнего строения пути и искусственных
сооружений; габариты подвижного состава и
приближения строений; правила производства
измерений с помощью инструмента и приборов,
применяемых при текущем содержании и
ремонте пути и искусственных сооружений;
инструкции по содержанию железнодорожного
пути и искусственных сооружений, по
обеспечению безопасности движения поездов
при проведении путевых работ; правила
охраны труда и производственной санитарии
при проведении ремонтных работ и
содержании в надлежащем состоянии
железнодорожного пути и сооружений;
устройство путевого гидравлического и
электрического инструмента и механизмов,
правила охраны труда для работников
железнодорожного транспорта на
электрифицированных линиях;
технолого-нормировочные карты на
производство путевых работ; первичный учет
и отчетность.
Требуется среднее
профессиональное образование.
Примечание. Бригадир (освобожденный) по
текущему содержанию и ремонту пути и
искусственных сооружений тарифицируется
на один разряд выше рабочего высшей
квалификации бригады, которой он руководит,
но не ниже 5 разряда.
§ 1б. Бригадир
(освобожденный) предприятий
железнодорожного транспорта и
метрополитена
(введено Постановлением
Минтруда РФ от 19.12.1996 N 18)
Характеристика
работ. Руководство рабочими
производственного подразделения.
Выполнение работ по установленному
технологическому процессу. Обеспечение
своевременного выполнения бригадой
утвержденного плана работ. Расстановка
рабочих, обеспечение рабочих мест
материалами, инструментом и деталями.
Обеспечение выполнения требований по
охране труда и противопожарных правил.
Инструктаж и обучение рабочих бригады по
применению рациональных приемов и методов
труда. Наблюдение и контроль за качеством
выполняемых работ. Приемка работ и сдача
объектов мастеру. Контроль за
расходованием материалов. Учет объема
выполненных работ и оценка их качества.
Содержание оборудования и инвентаря в
исправном состоянии.
Должен знать:
устройство и взаимодействие ремонтируемых
узлов; технологические процессы
выполняемых