Постановление совмина ссср от 05.01.1989 n 26 о мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 января 1989 г. N 26
О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ
НЕДОСТАТКОВ
В СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКЕ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Совет Министров СССР
отмечает, что переход предприятий на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование
в условиях применения Закона СССР о
государственном предприятии (объединении),
расширение их прав в установлении цен и
тарифов на новые виды товаров и услуг
создали дополнительные экономические
стимулы для роста объемов производства,
обновления структуры и ассортимента
выпускаемой продукции, повышения ее
качества.
Ускорился процесс создания и
освоения новой современной техники.
Возросли выпуск непродовольственных
товаров народного потребления и объем
услуг, оказываемых населению. На пополнение
рынка товаров и услуг положительно
сказывается развитие кооперативов.
Вместе с тем положение на потребительском
рынке осложняется недостатками,
сохраняющимися в практике ценообразования.
Многие предприятия, пользуясь значительным
превышением спроса на товары над их
предложением и монопольным положением на
рынке, пытаются улучшить свое финансовое
положение не за счет увеличения
производства и снижения себестоимости
продукции и услуг, а путем завышения цен на
них. Широкое распространение получила
практика повышения цен под видом выпуска
новой продукции, которая в
действительности по своим технико -
экономическим показателям и
потребительским свойствам незначительно
или вообще не отличается от ранее
выпускавшейся.
Отдельные предприятия,
используя право самостоятельного
формирования планов, увеличивают выпуск
дорогостоящих изделий за счет снятия с
производства необходимых народному
хозяйству и населению недорогих товаров.
Многие потребители продукции
производственно - технического назначения
занимают примиренческие позиции: идут на
поводу у поставщиков и соглашаются на цены,
повышенные не в меру улучшения качества,
производительности и других
потребительских свойств продукции.
Торговые организации слабо
противодействуют повышению цен на товары
народного потребления, вымыванию
пользующихся спросом дешевых изделий. В
результате из продажи исчезают необходимые
товары, доступные основной массе
покупателей, что вызывает справедливые
нарекания населения.
Министерства и
ведомства не проводят целенаправленной
работы по формированию структуры
производимой продукции, ее обновлению и
повышению технического уровня и качества,
не учитывают потребности рынка, пустили на
самотек работу в области ценообразования
на подведомственных предприятиях. Они не
следят за динамикой цен и тарифов на
продукцию и услуги отрасли, слабо
осуществляют ведомственный контроль за
соблюдением государственной дисциплины
цен.
В деятельности ряда кооперативов
получили распространение спекулятивные
тенденции. В нарушение Закона СССР "О
кооперации в СССР" продукция, изготовленная
из государственного сырья и материалов,
реализуется ими по ценам, превышающим
централизованно установленные. Нередки
факты скупки ими в розничной торговле
готовых изделий и перепродажи их по
завышенным ценам. Особенно широкое
распространение такие явления получили в
сфере общественного питания. Многие
кооперативы продают по очень высоким ценам
изделия, изготавливаемые ими из продуктов,
приобретенных в розничной торговой сети по
государственным ценам. Все это
дискредитирует идею кооперативного
движения и обоснованно подвергается резкой
критике населения.
Советы Министров
союзных республик, Госагропром СССР,
Центросоюз и их органы на местах ослабили
контроль за ценами на картофель, овощи и
фрукты, другие продовольственные товары.
Нередко искусственно задерживается
снижение цен на сезонную плодоовощную
продукцию. Слабо используется
предоставленное колхозам и совхозам право
реализации на колхозных рынках до 30
процентов производимой продукции, в
результате чего не оказывается влияние на
снижение цен на рынках.
Советы
Министров союзных и автономных республик,
исполкомы местных Советов народных
депутатов не уделяют должного внимания
вопросам формирования структуры
производства и установления цен на товары
народного потребления и тарифов на услуги,
оказываемые населению предприятиями,
расположенными на их территории, не
осуществляют контроль за ценами на
продукцию кооперативов, изготовленную из
государственных ресурсов.
Государственный комитет СССР по ценам и его
органы на местах не перестроили свою
деятельность в новых условиях
хозяйствования, слабо координируют работу
министерств, ведомств, местных органов
управления в области ценообразования,
недостаточно привлекают к ней общественные
организации, мало уделяют внимания
профилактике нарушения цен.
Преодоление негативных процессов в
ценообразовании имеет большое социально -
политическое значение. Главное здесь -
нормализация положения на рынке,
достижение сбалансированности спроса и
предложения, устранение дефицита,
насыщение рынка необходимыми товарами и
услугами. Вместе с тем необходимо постоянно
укреплять государственную дисциплину цен в
народном хозяйстве. Совет Министров СССР
постановляет:
1. Считать важнейшей
задачей Государственного комитета СССР по
ценам и его местных органов, министерств и
ведомств СССР, Советов Министров союзных и
автономных республик, исполкомов местных
Советов народных депутатов, объединений,
предприятий и организаций преодоление
наметившихся тенденций опережающего роста
цен на продукцию производственно -
технического назначения, товары и услуги по
сравнению с улучшением их технико -
экономических параметров, потребительских
свойств и качества, а также снятия с
производства пользующихся спросом
недорогих товаров в ущерб интересам
народного хозяйства и населения.
Работа
по совершенствованию ценообразования
должна быть направлена на стимулирование
повышения эффективности производства,
увеличения выпуска высококачественной
продукции производственно - технического
назначения, разнообразных товаров и
предоставления услуг, удовлетворяющих
спрос населения с разным уровнем доходов.
При этом следует обеспечить строгое
соблюдение прав, предоставленных
государственным предприятиям и
кооперативам Законами СССР о
государственном предприятии (объединении)
и "О кооперации в СССР".
2. Признать
необходимым повысить роль государственных
заказов в формировании уровня цен в
народном хозяйстве для реализации целей,
предусмотренных планами экономического и
социального развития, особенно в отношении
детей и лиц старшего возраста с
относительно низкими доходами.
Установить, что начиная с 1989 года в составе
государственного заказа, доводимого до
предприятий легкой промышленности,
предусматриваются задания по производству
важнейших групп товаров по социально
низким ценам для детей и лиц старшего
возраста.
Советам Министров союзных
республик обеспечить доведение
республиканскими органами управления
легкой промышленностью до
подведомственных объединений и
предприятий согласованных с торгующими
организациями заданий по производству в 1989
- 1990 годах указанных товаров.
Считать
недопустимым уклонение отдельных
предприятий в нарушение Закона СССР о
государственном предприятии (объединении)
от заключения договоров на выполнение
государственного заказа в полном объеме,
предусмотренном народнохозяйственным
планом.
В целях усиления экономической
заинтересованности и ответственности
предприятий и объединений за принятие и
выполнение государственных заказов:
разрешить предприятиям легкой
промышленности, на которых размещен
государственный заказ на поставку товаров,
уменьшать взносы в бюджет таким образом,
чтобы обеспечить увеличение прибыли,
оставляемой в распоряжении предприятий, в
размере до 10 процентов (для предприятий,
использующих форму хозяйственного расчета,
основанную на нормативном распределении
дохода, - до 3 процентов хозрасчетного
дохода) в зависимости от удельного веса
государственного заказа в общем объеме
производства продукции (выполнения работ,
услуг) в стоимостном выражении;
установить, что предусмотренные
Постановлением Совета Министров СССР от 25
июля 1988 г. N 889 "О порядке формирования
государственных заказов на 1989 и 1990 годы" (СП
СССР, 1988, N 26, ст. 71), а также настоящим
Постановлением льготы по платежам в бюджет
применяются только при заключении
договоров на весь объем государственного
заказа и выполнении договорных
обязательств по поставкам этой
продукции.
3. Государственному комитету
СССР по ценам, министерствам и ведомствам
СССР, Советам Министров союзных и
автономных республик, исполкомам местных
Советов народных депутатов принять меры к
совершенствованию работы в области
ценообразования применительно к новым
условиям хозяйствования предприятий и
организаций, переведенных на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование.
При этом исходить из того, что расширение
прав в области установления цен и тарифов
должно обеспечивать не только гибкость и
необходимую оперативность в их
утверждении, но и повышение экономической
обоснованности цен с учетом качества,
потребительских свойств продукции и спроса
на нее.
Решительно пресекать всякого
рода вымогательства отдельными
предприятиями и организациями применения
договорных цен и различных надбавок к ценам
на производимую ими плановую или
сверхплановую продукцию (услуги), имеющую
централизованно установленные
государственные цены (тарифы), как
включенную в государственный заказ, так и
поставляемую по прямым договорам.
Запретить повышение цен на новую продукцию
при незначительных изменениях ее технико -
экономических показателей и
потребительских свойств, не дающих
реального эффекта для потребителя.
Рассматривать такие факты как нарушение
государственной дисциплины цен.
В
ОБЛАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННО - ТЕХНИЧЕСКОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
4. Признать недопустимой
имеющую место практику завышения
договорных цен изготовителями продукции
производственно - технического назначения,
особенно занимающими монопольное
положение в ее производстве, а также
соглашательскую позицию отдельных
потребителей, не использующих свои права по
контролю за ценами, устанавливаемыми по
соглашению сторон.
Усилить
ответственность заказчиков и научных
организаций - разработчиков (научно -
исследовательских, проектных,
конструкторских и технологических) за
создание новой продукции высокого
технического уровня и качества и повысить
их роль в формировании оптовых цен на нее. В
этих целях на стадии проектирования новой
продукции в обязательном порядке
определять лимитные цены, обеспечивающие
опережающий рост ее потребительских
свойств по сравнению с затратами. При
постановке новой продукции на производство
и определении договорных цен на нее не
допускать их превышения над согласованными
лимитными ценами.
Договорные цены на
новую продукцию подлежат снижению по
требованию потребителя, если из-за
конструктивных или технологических
недостатков новой продукции, допущенных
изготовителем, не достигнуты основные
технико - экономические, социальные,
экологические параметры, принятые для
обоснования уровня договорных цен. При
снижении договорной цены изготовитель
возмещает потребителю разницу в ценах за
весь объем поставленной по этим ценам
продукции.
Если параметры новой
продукции не достигаются по вине
организаций - разработчиков, изготовитель
вправе взыскать с разработчика продукции
сумму потерь от этого снижения цен.
5.
Органам ценообразования, министерствам и
ведомствам, Советам Министров союзных
республик при утверждении оптовых цен по
истечении установленного срока действия
договорных цен учитывать подтвержденные
основным потребителем реально достигнутые
показатели эффективности, качества и
надежности новых изделий.
6. Обратить
внимание предприятий и объединений на
получившую в последнее время
распространение практику использования
средств фондов развития производства,
науки и техники и социального развития для
расчетов по договорам за работы и услуги,
выполненные кооперативными и
общественными организациями, без
составления смет и конкретного учета в них
материальных затрат и средств на оплату
труда.
Обязать предприятия и
объединения четко определять в сметах к
договорам с кооперативными и общественными
организациями на выполнение работ и
оказание услуг средства на материальные
затраты и на оплату труда.
Возложить
ответственность за правильность
определения в сметах затрат на оплату труда
на руководителей предприятий и
объединений.
Банкам СССР ввести строгий
контроль за правильностью выделения
средств на оплату труда, предусматриваемых
в сметах.
7. Установить, что заказчик
наряду с научной, конструкторской,
технологической и проектной организацией -
исполнителем несет полную ответственность
за обоснованность уровня договорных цен на
научно - техническую продукцию, опытно -
конструкторские разработки и проектно -
сметную документацию, контролирует при
заключении договора и приемке выполненных
работ соответствие расходов
экономическому эффекту от их применения. В
этих целях предусматривать в договоре
взаимную ответственность сторон за
достижение экономического эффекта, а по
проектно - конструкторским работам - также
за достижение параметров и технического
уровня, принятых при расчете лимитных
цен.
В ОБЛАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ
ЦЕН
НА ТОВАРЫ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ
8. В
целях наведения порядка в ценах на новые
товары народного потребления повысить
требовательность к качеству изделий, на
которые устанавливаются временные и
договорные цены (с индексами "Н" и "Д"),
исключив возможность использования этого
канала для повышения цен путем формальной
замены артикулов и наименований изделий.
Исходить из того, что такая продукция
должна иметь четко выраженные признаки
новизны, соответствовать требованиям моды
и отличаться высоким качеством.
При
выявлении фактов необоснованного
установления временных и договорных цен,
поставки по этим ценам некачественных или
изготовленных с отступлением от
утвержденных образцов - эталонов товаров
снижать или отменять указанные цены и
применять санкции, предусмотренные Законом
СССР о государственном предприятии
(объединении) за нарушение дисциплины
цен.
Персональную ответственность за
обоснованность установления временных и
договорных цен несут руководители
предприятий, объединений, а также торгующих
организаций.
Отменить неоправданную
множественность маркировки товаров, цены
на которые устанавливаются предприятиями
по договоренности с торговыми
организациями (индексы "ОМ", "ВК", "МОЛ" и
другие).
Установить, что временные
надбавки к ценам на товары улучшенного
качества с индексом "Н" (кроме изделий
детского ассортимента, а также включаемых в
государственный заказ изделий для лиц
старшего возраста), производимые
предприятиями системы Министерства легкой
промышленности СССР, Министерства
нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности СССР и Министерства лесной
промышленности СССР, утверждаются
изготовителями, а на продукцию,
производимую предприятиями других