ПРИКАЗ МПС СССР от 07.07.1987 n 23Ц (Извлечение) О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (вместе с ПРАВИЛАМИ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦ, ПОСТУПАЮЩИХ И РАБОТАЮЩИХ В ПРОФЕССИЯХ И ДОЛЖНОСТЯХ, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И МЕТРОПОЛИТЕНЕ)
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
СССР
ПРИКАЗ
от 7 июля 1987 г. N 23Ц
О
МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ
РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА,
СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ
(с изм. и
доп., внесенными
письмом МПС СССР от
27.06.1988 N ЦУВСЛ-13;
указаниями МПС СССР от
26.12.1988 N 489у;
от 16.04.1990 N 84у; от 18.05.1990 N 127у;
указанием МПС РФ от 29.12.1993 N
Б-1013у)
(Извлечение)
В целях повышения
безопасности движения поездов, заботы о
здоровье железнодорожников и проведения
медицинского освидетельствования
железнодорожников к современным
требованиям приказываю:
1. Утвердить и
ввести в действие с 20 декабря 1987 года
Правила медицинского освидетельствования
лиц, поступающих и работающих в профессиях
и должностях, связанных с движением поездов
на железнодорожном транспорте и
метрополитене.
2. Начальникам железных
дорог, начальникам метрополитенов,
начальникам отделений железных дорог,
начальникам территориальных объединений
промышленного железнодорожного
транспорта, руководителям предприятий и
организаций:
2.1. Не допускать к работе
без медицинского освидетельствования во
врачебно - экспертной комиссии и
положительного заключения о пригодности по
состоянию здоровья вновь поступающих по
профессиям и должностям, связанным с
движением поездов и предусмотренным
Правилами.
2.2. Обеспечить своевременное
направление на медицинское
переосвидетельствование работающих в
профессиях и должностях, связанных с
движением поездов, в установленные
Правилами сроки; допускать их к дальнейшей
работе при наличии положительного
заключения врачебно - экспертной комиссии о
пригодности.
2.3. Обеспечить в
установленном порядке трудоустройство
работников, освобожденных от ранее
выполняемой работы по состоянию
здоровья.
3. Начальнику Управления
статистического учета и отчетности
организовать бесперебойное снабжение
лечебно - профилактических учреждений и
предприятий железнодорожного транспорта и
метрополитена бланками, личными
медицинскими картами, картами медицинского
освидетельствования лиц, связанных с
движением поездов.
4. Приказ МПС от 30
марта 1978 г. N 16-ЦЗ и указание МПС от 26 июня 1981
г. N К-21033 считать утратившими
силу.
Министр
Утверждены
Приказом Министра
путей сообщения
СССР
от 7 июля 1987 г. N 23Ц
ПРАВИЛА
МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦ,
ПОСТУПАЮЩИХ И РАБОТАЮЩИХ В ПРОФЕССИЯХ И
ДОЛЖНОСТЯХ,
СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ
ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ
И МЕТРОПОЛИТЕНЕ
(с изм. и доп.,
внесенными
письмом МПС СССР от 27.06.1988 N
ЦУВСЛ-13;
указанием МПС СССР от 18.05.1990 N
127у)
1. Все лица, поступающие и работающие,
а также подлежащие переводу на должности,
перечисленные в прилагаемом Перечне
профессий и должностей, связанные с
движением поездов, подлежат обязательному
предварительному, при поступлении на
работу, и далее периодическому
медицинскому освидетельствованию для
определения их годности по данной
профессии и должности.
Медицинскому
освидетельствованию подлежат поступающие
в высшие технические учебные заведения на
факультеты, готовящие специалистов для
работы в профессиях, связанных с движением
поездов: тепловозы и тепловозное хозяйство,
строительство железных дорог, путь и
путевое хозяйство, мосты и тоннели,
эксплуатация железных дорог,
электрификация, автоматика, телемеханика,
связь, электроснабжение и энергетическое
хозяйство железнодорожного транспорта, а
также поступающие в техникумы,
профтехучилища и на курсы подготовки
работников профессиям, связанным с
движением поездов.
2. Администрации
категорически запрещается допускать к
работе вновь поступающих до получения
результатов их медицинского
освидетельствования с положительным
заключением врачебно - экспертной комиссии
(ВЭК) и работников, признанных при
освидетельствовании ВЭК непригодными к
работе по профессиям и должностям,
связанным с движением поездов.
3.
Предварительные и периодические
медицинские освидетельствования
осуществляются в поликлиниках
железнодорожного транспорта и
метрополитена и постоянно действующими
врачебными комиссиями.
Предприятия и
организации железной дороги и
метрополитена направляют лиц, работа
которых связана с движением поездов, во
врачебно - экспертную комиссию поликлиники,
к которой по приказу начальника железной
дороги или метрополитена прикреплено
данное предприятие и организация.
4.
Лица, подлежащие медицинскому
освидетельствованию, направляющиеся во
врачебно - экспертную комиссию
соответствующим предприятием или
организацией, должны иметь при себе карту
медицинского освидетельствования,
документ с фотокарточкой, удостоверяющей
личность (паспорт и военный билет для
военнообязанных).
5. Все данные о
направляемом на медицинское
освидетельствование заполняются
администрацией предприятия и организации,
а результаты освидетельствования -
врачебно - экспертной комиссией.
Карта
медицинского освидетельствования по
заполнении ее врачебно - экспертной
комиссией выдается под расписку работнику
для возвращения в отдел кадров, где она
хранится постоянно.
Подробные данные
медицинского освидетельствования вносятся
в личную медицинскую карту. Личная
медицинская карта остается в той врачебно -
экспертной комиссии, которая проводит
медицинское освидетельствование. При
переводе работника на другой участок
работы врачебно - экспертная комиссия по
представлению предприятия или организации
пересылает личную медицинскую карту в
соответствующую врачебно - экспертную
комиссию по новому месту работы.
6.
Старослужащим считается железнодорожник,
проработавший в данной профессии три
года.
Примечания. 1. Стаж старослужащего
в случае наличия перерывов в работе
исчисляется из общего числа лет работы в
данной профессии при условиях, что
последний перерыв не превышает двух лет.
Медицинское освидетельствование
студентов институтов и учащихся техникумов
при направлении их на производственную
практику на должности и профессии,
связанные с движением поездов,
осуществлять в части остроты зрения как
старослужащих.
(с изм. и доп., внесенными
указанием МПС СССР от 18.05.1990 N 127у)
2. В
стаж старослужащих включаются годы учебы в
вузе, техникуме, профтехучилище, готовящих
специалистов для работы, связанной с
движением поездов, с момента прохождения
практики; а также служба в Советской Армии,
если освидетельствованный до призыва был
железнодорожником соответствующей
профессии и перерыв в работе на железной
дороге или метрополитене в связи с военной
службой не превышал трех лет.
3. В
понятие "старослужащий" включается также
работа по предшествующим профессиям,
совпадающая в значительной степени со
своими обязанностями с настоящей. (В этом
случае годы работы в предшествующей
профессии засчитываются в стаж.)
Например:
а) по группе водителей
засчитывается машинисту работа помощником,
машинисту - инструктору - работа машинистом,
водителем дрезин - работа шофером
автомобиля в системе МПС;
б) по группе
сопровождающих поезда засчитывается
работа в профессиях групп водителей,
диспетчерско - операторской, станционно -
маневровой и группы пути;
в) по группе
диспетчерско - операторской засчитывается
предшествующая работа по группе станционно
- маневровой;
г) по группе станционно -
маневровой засчитывается предшествующая
работа в группе сопровождающих поезда;
д) в группе пути засчитывается дорожному
мастеру предшествующая работа бригадиром
пути, бригадиру пути - монтером пути и
т.п.
7. Очередное медицинское
переосвидетельствование лиц, работающих на
железнодорожном транспорте и
метрополитене в профессиях и должностях,
связанных с движением поездов, проводится
через каждые три года.
Машинисты
локомотивов, работающие в "одно лицо" в
поездной и станционно - маневровой работе, а
также машинисты, помощники машинистов
скоростных пассажирских поездов (более 140
км/час) проходят медицинское
освидетельствование ежегодно.
Периодическое медицинское
освидетельствование прочих водителей, лиц
диспетчерско - операторской группы (II) и
станционно - маневровой (III) в возрасте 45 - 50
лет проводится через каждые два года, а
после 50 лет - ежегодно.
(с изм. и доп.,
внесенными письмом МПС СССР от 27.06.1988 N
ЦУВСЛ-13)
Электромонтеры контактной сети
в возрасте до 45 лет проходят периодическое
медицинское освидетельствование каждые
два года, свыше 45 лет - ежегодно.
Работающие в должностях начальствующего
состава, перечисленные в группе VII, проходят
периодические медицинские
освидетельствования один раз в пять лет.
Лица, работающие в профессиях и должностях,
связанных с движением поездов, и
одновременно во вредных условиях труда,
подлежат медицинскому освидетельствованию
в сроки, установленные соответствующими
действующими Приказами.
При
периодическом медицинском
освидетельствовании старослужащих может
быть дано заключение о их досрочном
медицинском освидетельствовании.
Внеочередному обязательному медицинскому
освидетельствованию подлежат:
а) лица,
для которых установлены повышенные
требования при переводе на другие
должности (в частности при переходе
машиниста с обычной работы на поездную
работу в "одно лицо"); в случае совмещения
профессий к здоровью работника
предъявляются требования с учетом
медицинских противопоказаний по каждой
совмещаемой профессии в отдельности;
б)
лица, которые перенесли болезнь, вызвавшую
изменения состояния здоровья,
препятствующие несению службы в данной
профессии, связанной с движением поездов, -
по требованию врачей лечебно -
профилактических учреждений. Срок
досрочного освидетельствования по
требованию врачебно - экспертной комиссии
определяется самой комиссией;
в) по
требованию администрации и профсоюзной
организации администрация обязана указать
конкретные причины досрочного
медицинского освидетельствования;
г) по
просьбе самого трудящегося, если он
почувствует изменения в состоянии
здоровья, препятствующие ему выполнять
обязанности по его работе.
8.
Администрация предприятия или
организации:
8.1. Ведет учет всех
работающих, подлежащих периодическому
медицинскому освидетельствованию,
составляет ежегодно план - график
прохождения медицинского
освидетельствования старослужащих,
согласовывая его с соответствующими
врачебно - экспертными комиссиями,
осуществляет своевременное направление на
периодические медицинские
освидетельствования всех старослужащих; в
случае, если освидетельствуемый признается
комиссией непригодным к работе в своей
профессии, администрация, отдел кадров и
профсоюзная организация принимают меры к
его трудоустройству на основании
рекомендаций ВЭК.
8.2. Своевременно
сообщает во врачебно - экспертную комиссию
о каждом случае перевода лиц, связанных с
движением поездов, на другой участок работы
или на другую работу, а также об увольнении
их с работы.
8.3. Обеспечивает контроль за
ношением очков во время работы и наличием
запасных очков у лиц, которым они разрешены
настоящими Правилами.
9. Лица,
направленные на медицинское
освидетельствование во врачебно -
экспертные комиссии, в том числе дорожные и
центральную, обеспечиваются бесплатным
проездом в соответствии с Правилами выдачи
бесплатных билетов для проезда по железным
дорогам и метрополитенам.
За период
пребывания в стационаре с целью экспертизы
(и когда не требуется лечение) обследуемому
больничный листок не выдается, а выдается
справка с сохранением заработной платы в
соответствии с действующим
законодательством.
10. Врачебно -
экспертная комиссия контролирует по личным
медицинским картам и плану - графику
своевременное направление на медицинское
освидетельствование работников и доводит
до сведения администрации предприятия или
организации о всех случаях несоблюдения
сроков очередного медицинского
освидетельствования.
Врачебно -
экспертные комиссии в своей работе
опираются на перечень в таблицах
противопоказаний, но при этом учитывают,
что противопоказания к работе на
железнодорожном транспорте и
метрополитене не могут быть всецело
исчерпаны прилагаемыми таблицами.
Необходимо каждое заболевание оценивать
индивидуально и, если оно не предусмотрено
в таблицах, следует руководствоваться
статьями сходных заболеваний.
При
медицинском освидетельствовании
старослужащих врачи должны принимать во
внимание наличие производственных навыков
и процессов компенсации состояния
организма, облегчающих старослужащему
выполнение соответствующей работы.
В
случае решения вопроса о дальнейшей
профессиональной непригодности необходимо
рациональное трудоустройство работников, а
при необходимости - направление на ВТЭК
согласно пункту 9 Приложения 1.
11.
Врачебно - экспертные комиссии в своей
работе руководствуются:
Положением о
врачебно - экспертной комиссии по
медицинскому освидетельствованию
работников железнодорожного транспорта и
метрополитена, связанных с движением
поездов (Приложение 1);
Положением о
дорожной врачебно - экспертной комиссии
(Приложение 2);
Положением о Центральной
врачебно - экспертной комиссии Главсанупра
МПС (Приложение 3);
Перечнем профессий и
должностей (Приложение 4);
краткими
санитарно - гигиеническими
характеристиками профессий
железнодорожного транспорта и
метрополитена, связанных с движением
поездов (Приложение 5) (рассылается
особо);
инструктивно - методические
указания (приложение 6) <*>, (рассылается
особо);
таблицами общих
противопоказаний и противопоказаний для
каждой профессии (приложение 7) <*>,
(рассылается особо).
--------------------------------
<*> Приложения 6 - 12
не приводятся.
Начальник Главного
управления кадров МПС
Начальник Главного
врачебно -
санитарного управления
МПС
Приложение 1
к Приказу
Министра
путей сообщения СССР
от 7
июля 1987 г. N 23Ц
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕБНО -
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
ПО МЕДИЦИНСКОМУ
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ РАБОТНИКОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И
МЕТРОПОЛИТЕНА,
СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ
ПОЕЗДОВ
(с изм. и доп., внесенными
указаниями МПС СССР
от 26.12.1988 N 489у; от
29.12.1993 N Б-1013у)
1. Врачебно - экспертная
комиссия (ВЭК) является органом,
осуществляющим медицинскую экспертизу лиц,
работающих на железнодорожном транспорте и
метрополитене в профессиях и должностях,
связанных с движением поездов.
Задачи
ВЭК состоят в:
оценке медицинской
профессиональной пригодности вновь
поступающих и периодически старослужащих в
профессиях и должностях, связанных с
движением поездов;
медицинском отборе
кандидатов в соответствующие учебные
заведения (соответствующие факультеты)
железнодорожного транспорта;
анализе и
обобщении данных о состоянии здоровья