ПРИКАЗ Минморфлота СССР от 29.12.1989 n 118 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90)
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
СССР
ПРИКАЗ
от 29 декабря 1989 г. N 118
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
КЛАССИФИКАЦИИ,
РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА
АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(ПРАС-90)
(с
изм. и доп., внесенными Приказами ДМТ МТ
РФ
от 30.03.1992 N 15; от 19.05.1994 N 38)
В целях
повышения уровня профилактической работы
по предупреждению аварийности, введения в
практику работы флота современных
критериев классификации аварийных случаев,
улучшения качества расследования, усиления
правовой защищенности специалистов
плавсостава приказываю:
1. Утвердить и
ввести в действие с 1 марта 1990 г.
согласованное с Прокуратурой СССР,
Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР
Положение о порядке классификации,
расследования и учета аварийных случаев с
судами (Приложение).
2. Считать
утратившим силу с 1 марта 1990 г. Приказ
Министра от 12 февраля 1957 г. N 43 "Об
утверждении Положения о порядке
расследования аварий морских судов".
3.
Возложить на Госморинспекцию контроль за
применением указанного Положения в
организациях и предприятиях Минморфлота
СССР, включая предоставление права
толкования по отдельным конкретным
случаям.
Министр
Ю.ВОЛЬМЕР
Приложение
к Приказу Минморфлота
СССР
от 29 декабря 1989 г. N 118
Согласовано
письмами:
Прокуратуры СССР
от 05.12.89 N
23/27 т. 1/89
ВМФ МО СССР
от 12.12.88 N
716/6/104
Минрыбхоза СССР
от 28.12.89 N
14/1-11-453
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ
КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА
АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(с изм. и доп.,
внесенными Приказами ДМТ МТ РФ
от 30.03.1992
N 15; от 19.05.1994 N 38)
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение определяет порядок
классификации, расследования и учета
аварийных случаев (АС) с судами во время
плавания или на стоянке.
1.2. В Положении
приняты следующие понятия и определения:
1.2.1. АС - событие с судном, приведшее его к
бедствию в результате воздействия
непреодолимых стихийных явлений природы
или экстремально тяжелых
гидрометеорологических условий плавания,
различные повреждения судна (корпуса,
устройств, судовых технических средств),
смещение перевозимого груза и/или
изменение его физико-химических свойств в
процессе морской перевозки, посадка судна
на грунт, касание грунта, намотка троса
и/или сетей на гребной винт или руль и
другие случаи, повлекшие утрату мореходных
качеств и препятствующие нормальной
эксплуатации (плаванию) судна; повреждение
судном другого судна (судов), средств
навигационного оборудования (СНО),
берегового сооружения, подводного кабеля,
подводного трубопровода, потеря судном
буксируемого объекта.
(с изм. и доп.,
внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N
38)
1.2.2. "Судно" - управляемые экипажами
морские, озерные, речные, грузовые,
пассажирские, ледокольные, рыбопромысловые
<*>, технические, гидрографические,
экспедиционные, нефтегазоразведочные и
другие плавучие средства, плавучие маяки,
плавучие краны, плавучие перегружатели,
подводные аппараты, системы сбора
океанских данных (ССОД), дебаркадеры,
плавучие буровые установки, плавучие доки,
плавучие мастерские, платформы, станции и
др. плавучие объекты.
--------------------------------
<*> Суда,
используемые для рыбного промысла, охраны
рыбных запасов и иные, обслуживающие
рыбопромысловый комплекс и
зарегистрированные в морских рыбных
портах, независимо от форм
собственности.
(с изм. и доп., внесенными
Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
1.2.3.
"Мореходные качества" - совокупность
нормируемых в соответствии с Правилами
Морского Регистра или другого
классификационного общества <*>
прочности, остойчивости, плавучести и
непотопляемости судна.
--------------------------------
<*>
Классификационное общество, имеющее с
Морским Регистром договор о взаимном
замещении при осуществлении технического
надзора за судами.
1.2.4. "Эксплутационные
ограничения" - выставленные Морским
Регистром или другим классификационным
обществом определенные изъятия
нормируемых требований в период
эксплуатации судна с учетом снижения
уровня технического состояния и/или
ухудшений мореходных качеств, появления
недостатков в оборудовании,
некомплектности снабжения, наступивших в
результате аварийного случая.
1.2.5.
"Навигационная безопасность" - это степень
точности и достаточности нагрузки
навигационных карт и пособий для плавания,
своевременность оперативной навигационной
информации о смещении СНО со штатных мест и
изменении их характеристик, полнота и
надежность гидрографического обследования
района плавания, стабильность
характеристик РНС, качество
прогнозирования погоды и рекомендаций о
безопасных путях плавания и другие факторы,
обеспечивающие безопасность
судоходства.
1.3. Определению и учету
подлежат убытки по АС, представляемые
судовладельцем:
в случае гибели судна -
его балансовая стоимость (за вычетом
износа) на первое число предшествующего
кораблекрушению месяца; стоимость ремонта
повреждений, полученных в результате АС
<*>;
--------------------------------
<*>
Сметная калькуляция на выполнение
ремонтных работ по устранению повреждений
составляется по отраслевым
унифицированным калькуляционным
нормативам (УКН) и единым нормам времени
(ЕНВ).
расходы, затраченные на
восстановление мореходных качеств
судна;
стоимость спасательных операций
или буксировки аварийного судна;
стоимость утраченного и/или убытки от
повреждения груза в результате АС.
1.4.
Действие настоящего Положения
распространяется:
1.4.1. На поднадзорные
Морскому Регистру или другому
классификационному обществу суда,
принадлежащие судовладельцам Российской
Федерации, независимо от форм
собственности и подчиненности, плавающие
под Государственным флагом Российской
Федерации, АС с которыми произошел во время
их эксплуатации, ремонта или отстоя в
морском или приравненном к нему районе
плавания, исключая участки внутренних
судоходных путей (ВСП), где
навигационно-гидрографическое обеспечение
плавания судов осуществляется органами
речного транспорта.
(с изм. и доп.,
внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N
38)
1.4.2. На суда, плавающие под
иностранным флагом, в случаях,
предусмотренных разделом 6 настоящего
Положения.
1.4.3. На плавучие доки,
мастерские, платформы, станции и
дебаркадеры только на период их
перегона.
1.5. Действие настоящего
Положения не распространяется:
1.5.1. На
корабли и суда Военно-морского флота
Российской Федерации, погранвойск МБ
Российской Федерации, Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
(с
изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от
19.05.1994 N 38)
1.5.2. На маломерные суда,
поднадзорные Морскому Регистру или другому
признанному классификационному обществу
(самоходные с мощностью СЭУ 55 кВт и менее,
кроме пассажирских, наливных и судов,
предназначенных для перевозки горючих и
других опасных грузов, а также буксиров;
несамоходные с валовой вместимостью 80 рег.
тонн и менее).
(с изм. и доп., внесенными
Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
1.5.3. На
суда, находящиеся в постройке.
1.5.4. На
судовые баржи и плоты леса.
1.6. Целями
расследования аварийного случая являются
его классификация, установление
обстоятельств, причин, последствий,
убытков, оценка действий причастных лиц, а
также разработка профилактических мер по
предупреждению аварийности.
2.
Классификация АС
2.1. АС классифицируются
как:
2.1.1. Кораблекрушение.
2.1.2.
Авария.
2.1.3. Аварийное происшествие.
2.1.4. Эксплуатационное повреждение.
2.2.
Кораблекрушением считается:
2.2.1. АС, в
результате которого произошла гибель судна
или его полное конструктивное разрушение,
после чего проведение восстановительного
ремонта нецелесообразно.
2.2.2. АС, в
результате которого потерян буксируемый
судном объект.
(с изм. и доп., внесенными
Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.3.
Аварией считается:
2.3.1. АС (пункт 1.2.1
настоящего Положения), повлекший гибель
человека (людей) <*>.
--------------------------------
<*> Случай гибели
и/или травмирования человека (людей)
расследуется в установленном порядке,
независимо от проведения расследования
АС.
2.3.2. АС с пассажирским судном, в
результате которого произошло повреждение
судна, приведшее к утрате хотя бы одного из
мореходных качеств и/или создавшее
препятствие в производственной
деятельности в связи с появлением
каких-либо эксплуатационных
ограничений.
2.3.3 - 2.3.5. Исключены. - Приказ
ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38.
2.4. Аварийным
происшествием считается:
2.4.1. АС, в
результате которого произошло повреждение
судна, приведшее к утрате хотя бы одного из
мореходных качеств и/или создавшее
препятствие в производственной
деятельности в связи с появлением
каких-либо эксплуатационных
ограничений.
2.4.2. АС, в результате
которого произошло повреждение судном
подводного кабеля, подводного
трубопровода, СНО, берегового сооружения,
приведшее к выводу их из эксплуатации.
2.4.3. АС, в результате которого судно
находилось на мели 24 ч и более, независимо
от размера и характера полученных и/или
нанесенных повреждений.
(с изм. и доп.,
внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N
38)
2.4.4. АС, в результате которого на судне
произошло смещение перевозимого груза
и/или изменение его свойств, приведшее к
утрате хотя бы одного из мореходных
качеств.
2.4.5. АС, в результате которого
произошла намотка тросов и/или сетей на
гребной винт или руль, повреждение судном
другого судна, создавшее препятствие в
производственной деятельности судна
(судов) в связи с появлением каких-либо
эксплуатационных ограничений.
(с изм. и
доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994
N 38)
2.5. Эксплуатационным повреждением
считается:
2.5.1. АС, в результате которого
произошло повреждение судна или другого
судна или смещение перевозимого груза и/или
изменение его физико-химических свойств, не
подпадающее под признаки, указанные в п. п.
2.4.1, 2.4.4, 2.4.5 настоящего Положения.
(с изм.
и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от
19.05.1994 N 38)
2.5.2. АС, в результате которого
произошло повреждении судна при
правомерных действиях экипажа во время
плавания в ледовых условиях, независимо от
утраты мореходных качеств.
2.5.3. АС, в
результате которого произошло повреждение
судна при правомерных действиях экипажа во
время плавания в районах или условиях,
когда не обеспечивается навигационная
безопасность, независимо от утраты
мореходных качеств.
2.5.4. АС, в результате
которого произошло повреждение судна при
правомерных действиях экипажа во время
проведения аварийно-спасательных операций,
независимо от утраты мореходных качеств.
2.5.5. АС, в результате которого судном
нанесено повреждение СНО, не приведшее к
выводу его из эксплуатации.
(с изм. и
доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994
N 38)
2.5.6. АС, в результате которого
произошло повреждение судна при
правомерных действиях экипажа во время
проведения швартовных, и/или перегрузочных,
и/или бункеровочных операций в море, не
подпадающие под признаки, указанные в п. 2.4.1
настоящего Положения.
(с изм. и доп.,
внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N
38)
2.5.7. АС, в результате которого судно
находилось на мели менее 24 ч и при этом не
получило повреждений, приведших к утрате
хотя бы одного из мореходных качеств и/или
создавших препятствие в производственной
деятельности в связи с появлением
каких-либо эксплуатационных
ограничений.
(с изм. и доп., внесенными
Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.5.8. АС,
связанный с незначительным повреждением
судном подводного кабеля, подводного
трубопровода, берегового сооружения, не
приведшим их к выводу из эксплуатации.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ
от 19.05.1994 N 38)
2.6. Классификация АС в
соответствии с настоящим Положением
осуществляется капитаном судна и капитаном
морского порта.
2.7. Для определения
органа расследования капитан судна
производит предварительную классификацию
АС.
2.8. На основе документальных данных
капитан порта производит окончательную
классификацию АС, подпадающих под признаки,
указанные в п. п. 2.2 - 2.4, а также в п. п. 3.6 - 3.8
настоящего Положения.
2.9. После АС (п. п.
2.3.3, 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.2, 2.5.3, 2.5.4, 2.5.7)
свидетельство о годности судна к плаванию,
международные свидетельства,
классификационное свидетельство и другие
судовые документы Морского Регистра или
другого классификационного общества
утрачивают силу, в связи с чем для
возобновления их действия судно должно
быть предъявлено к освидетельствованию
Морскому Регистру или по его поручению
иностранному классификационному обществу
с целью определения технического
состояния, условий дальнейшей эксплуатации
и/или ремонта.
(с изм. и доп., внесенными
Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.10.
Классификация АС по видам и причинам
выполняется в соответствии с
классификационной таблицей (Приложение 1 к
Положению).
3. Органы расследования
3.1.
Основным органом расследования АС является
морской порт. Расследование АС
осуществляет капитан морского порта,
который в необходимых случаях под своим
председательством организует комиссию по
расследованию или же принимает участие в
комиссии по расследованию, образованной
министерством (ведомством), а после
завершения расследования направляет
соответствующие материалы судовладельцу,
министерству (ведомству) по принадлежности
судна и транспортному прокурору.
3.2.
Предварительное расследование АС
осуществляет капитан судна.
3.3. АС,
повлекший повреждения, подпадающие под
признаки, указанные в п. 2.5, за исключением
событий, предусмотренных п. п. 3.6 - 3.8
настоящего Положения, расследуется и
классифицируется капитаном судна
самостоятельно. Надзор за расследованием
таких АС осуществляется судовладельцем.
3.4. АС, подпадающий под признаки, указанные
в п. п. 2.2 - 2.4, а также в п. п. 3.6 - 3.8 настоящего
Положения, расследуется капитаном порта.
Надзор за расследованием перечисленных АС
осуществляется министерством (ведомством)
по подчиненности порта.
(с изм. и доп.,
внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N
38)
3.5. Исключен. - Приказ ДМТ МТ РФ от
19.05.1994 N 38.
3.6. АС, связанный со
столкновением судов, принадлежащих разным
судовладельцам, а также АС, происшедший на
акватории морского торгового порта
Российской Федерации, расследуется
капитаном морского торгового порта с
участием представителей судовладельца
аварийного судна; АС, происшедший на
акватории морского рыбного порта
Российской Федерации, расследуется
капитаном морского рыбного порта с
участием