Постановление фас дальневосточного округа от 07.12.2010 n ф03-8275/2010 по делу n а51-5500/2010 о прекращении производства по делу о признании недействующими абзаца 2 пункта 3.3, абзаца 8 пункта 3.8, абзаца 2 пункта 4.2 в части слов "с прилегающей территории", пункта 2 абзаца 17 пункта 4.2 в части слов "на тротуарах: имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий", пункта 9 приложения муниципального правового акта от 05.03.2008 n 16-мпа "правила благоустройства и санитарного содержания территорий города владивостока".суд первой инстанции арбитражный суд приморского края
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО
ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 декабря 2010 г. N Ф03-8275/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2010 г. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: Председательствующего: Л.А.Боликовой Судей: В.М.Голикова, Е.П.Филимоновой при участии от заявителя - Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса: Панасюк А.П. - представитель по доверенности от 18.12.2009 б/н, Панасюк М.В. - представитель по доверенности от 24.11.2010 б/н; от Думы города Владивостока: представитель не явился; рассмотрел кассационную жалобу Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса на решение от 01.09.2010 по делу N А51-5500/2010 Арбитражного суда Приморского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В.Голоузова По заявлению Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса к Думе города Владивостока о признании недействующим нормативного правового акта в части В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 02.12.2010. Ассоциация управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса (далее - Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Думе г.Владивостока о признании недействующими со дня принятия абзаца 2 пункта 3.3, абзаца 8 пункта 3.8, абзаца 2 пункта 4.2 в части слов "с прилегающей территории", пункта 2 абзаца 17 пункта 4.2 в части слов "на тротуарах: имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий", пункта 9 приложения муниципального правового акта от 05.03.2008 N 16-МПА "Правила благоустройства и санитарного содержания территорий города Владивостока" (далее - муниципальный правовой акт N 16-МПА) как несоответствующих Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации. Решением суда первой инстанции от 01.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что муниципальный правовой акт г.Владивостока "Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока" принят в пределах полномочий Думы г.Владивостока; оспариваемыми положениями нормативного правового акта N 16-МПА не затронуты права и законные интересы управляющих компаний, поскольку их отношения с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, иных зданиях и сооружениях по содержанию прилегающей территории носят возмездный характер. Содержание прилегающих территорий осуществляется за счет средств собственников, границы ответственности управляющей компании устанавливаются соответствующим договором подряда. Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса, полагающей, что судебный акт принят с нарушением норм материального, в связи с чем считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Ассоциации. По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку право собственности на земельные участки, занятые многоквартирными домами, возникает после формирования земельных участков, а в настоящее время большая часть земельных участков не сформирована и на кадастровый учет не поставлена, границы ответственности управляющих компаний определяются исходя из фактически используемой для обслуживания дома территории. Кроме того Ассоциация полагает, что возложение на управляющие компании обязанности по вывозу снега с прилегающих территорий, содержание данных территорий в чистоте, а также тротуаров, имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, дворовых территорий, въездов во дворы, пешеходных дорожек, расположенных на территории домовладений, является незаконным и влечет убытки. Дума г.Владивостока в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебный акт законным и обоснованным и просит оставить его без изменения. По мнению Думы г.Владивостока, Ассоциация, являясь некоммерческой организацией, не занимается предпринимательской или иной экономической деятельностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не вступает в правоотношения, регулируемые обжалуемыми положениями муниципального правового акта N 16-МПА, в связи с чем оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы заявителя. Дума г.Владивостока, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса, а также проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее. Материалами дела подтверждается, что Решением Думы г.Владивостока от 28.02.2008 N 38 принят муниципальный правовой акт г.Владивостока "Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока", опубликованный 21.03.2008 в газете "Красное знамя Приморья" (N 20-21). Муниципальными правовыми актами города Владивостока от 30.10.2008 N 72-МПА, от 31.08.2009 N 170-МПА, от 09.04.2010 N 222-МПА, от 20.05.2010 N 231-МПА в данный акт внесены изменения и дополнения. Согласно абзацу 2 пункта 3.3 муниципального правового акта N 16-МПА юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частного жилищного фонда обязаны ежедневно убирать основные и прилегающие территории своими силами и за счет собственных средств или по договорам со специализированными организациями. Согласно абзацу 8 пункта 3.8 собственники либо пользователи объектов, или организации, осуществляющие управление жилыми домами, обязаны вывозить снег с прилегающей территории в день его выпадения круглосуточно включая выходные и праздничные дни, но в зависимости от толщины выпавшего снега: до 6 см - не позднее 3 суток, от 6 до 10 см - не позднее 5 суток, от 10 до 15 см - не позднее 7 суток, свыше 15 см - не позднее 9 суток после окончания снегопада. Ответственными за содержание в чистоте городских территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - владельцы данных объектов благоустройства, на земельных участках жилых домов и прилегающих к ним территориях - организации, управляющие жилищным фондом и обслуживающие жилищный фонд (абзац 2 пункта 4.2.), в том числе на тротуарах имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, а также дворовые территории, въезды во дворы, пешеходные дорожки, расположенные на территории домовладений, - предприятия, в ведении или в управлении которых находится данное домовладение (пункт 2 абзаца 17 пункта 4.2). Посчитав, что указанные положения муниципального правового акта возлагают на управляющие компании дополнительные обязанности по уборке территории городского округа, Ассоциация обратилась с заявлением в арбитражный суд. Рассматривая по существу заявленные Ассоциацией требования о признании недействующими "Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока" от 05.03.2008 N 16-МПА суд не учел, что данный спор суду не подведомствен. Статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражного суда отнесены дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей при обращении Ассоциации в арбитражный суд) арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Согласно статье 11 вышеназванного Федерального закона коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. В соответствии с разделом III имеющегося в материалах дела Устава Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса предметом ее деятельности является обеспечение защиты прав членов Ассоциации, представление их общих имущественных интересов в государственных и иных органах. Членами названной Ассоциации являются коммерческие организации, действующие в форме обществ с ограниченной ответственностью. Согласно тексту заявления, поданного Ассоциацией в арбитражный суд, последняя, являясь некоммерческой организацией, но учрежденная юридическими лицами для защиты законных интересов своих членов, обратилась в арбитражный суд от своего имени в защиту интересов этих лиц. По мнению Ассоциации, оспариваемый нормативный акт нарушает законные интересы организаций, являющихся членами Ассоциации, которые осуществляют деятельность по управлению объектами жилищного фонда. Учитывая, что в соответствии с Уставом Ассоциации последняя является некоммерческой организацией, учрежденная коммерческими организациями для содействия ее членами в достижении целей, перечисленных в Уставе, по инициированному Ассоциацией спору отсутствует экономический характер спора для заявителя. Предусмотренные пунктом 3.2.8 Устава Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса правомочия Ассоциации по обеспечению защиты прав и законных интересов членов ассоциации, не предполагают законного права Ассоциации обратиться в арбитражный суд в защиту интересов членов ассоциации в силу следующего. В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Статья 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей при обращении Ассоциации в арбитражный суд) предусматривает возможность обращения с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов только государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам в случаях, предусмотренных федеральным законом. Ассоциация управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса к таким лицам не отнесена. При таких обстоятельствах у Ассоциации отсутствует процессуальное право на обращение с заявлением в арбитражный суд в защиту других лиц, в связи с чем спор не подлежал рассмотрению в арбитражном суде. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Учитывая изложенное, производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению, а решение суда первой инстанции - отмене. В связи с прекращением производства по делу государственная пошлина, уплаченная Ассоциацией управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса при подаче заявления в арбитражный суд первой инстанции и кассационной жалобе по квитанции ОАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" от 07.04.2010 в сумме 2 000 руб. и по квитанции СБ8635/0172 от 01.10.2010 в сумме 2 000 руб., в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета. Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил: решение от 01.09.2010 по делу N А51-5500/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить, производство по делу прекратить. Возвратить Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную при подаче заявления в арбитражный суд первой инстанции и кассационной жалобе по квитанции ОАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" от 07.04.2010 в сумме 2 000 рублей и по квитанции СБ8635/0172 от 01.10.2010 в сумме 2 000 рублей. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий судья: Л.А.Боликова В.М.Голиков Е.П.Филимонова Постановление фас дальневосточного округа от 07.12.2010 n ф03-8114/2010 по делу n а51-5698/2010 заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 коап рф, удовлетворено правомерно ввиду несоблюдения административным органом порядка привлечения лица к административной ответственности, а именно: неизвещения надлежащим образом предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении него.суд первой инстанции арбитражный суд приморского края »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|