Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости(с.п. гришаев)
КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
НЕДВИЖИМОСТИ
Материал подготовлен с
использованием правовых актов
по
состоянию на 15 ноября 2005 года
С.П.
ГРИШАЕВ
Гришаев Сергей Павлович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры
гражданского права МГЮА.
Особым видом
недвижимого имущества являются морские,
воздушные суда, суда внутреннего плавания,
космические объекты. Иногда применительно
к ним используется такое понятие, как
условная недвижимость <*>, или, как ее еще
называют, недвижимость в силу закона.
Следует отметить, что понятие недвижимости
в силу закона характерно и для
законодательства других стран. Так,
согласно § 658 Гражданского кодекса штата
Калифорния допускается возможность
отнесения имущества к недвижимому в силу
закона.
--------------------------------
Статья
А.М. Эрделевского "О государственной
регистрации ипотеки" включена в
информационный банк. <*> Эрделевский А.М.
Государственная регистрация ипотеки /
Закон. 2002. N 10. С. 40.
Необходимость
отнесения к недвижимому имуществу морских,
воздушных судов, судов внутреннего
плавания, космических объектов
анализировалась как современными <*>, так
и дореволюционными юристами.
--------------------------------
<*> Фалилеев П.А.
Правовые проблемы ипотеки морских судов.
Залог и ипотека в российском и зарубежном
праве. Материалы международной научной
конференции. М., 2000. С. 27.
Так, А.С. Звоницким
было отмечено следующее: "Также в особом
положении при закладе находятся речные и
морские суда. Тогда как строения, будучи по
существу имуществами недвижимыми, при
известных условиях причисляются
юридически к движимым, суда, наоборот,
являются по существу движимыми
имуществами, но обладают некоторыми
юридическими свойствами недвижимых"
<*>.
--------------------------------
<*>
Звоницкий А.С. О залоге по русскому праву.
Киев, 1912. С. 306.
Юридическое признание
указанного имущества в качестве
недвижимого (хотя оно по своей физической
сути является движимым) объясняется
различными причинами. В частности,
существует мнение, что оно является
дорогостоящим и поэтому требует особого
порядка регистрации, который предусмотрен
для недвижимости. При этом регистрирующие
органы не только регистрируют права на них,
но и осуществляют контроль за этими
объектами.
В литературе высказывалось
также мнение, что отличительной чертой
такого имущества является его
индивидуальная определенность,
придаваемая регистрацией объектов
(воздушных, морских судов, судов
внутреннего плавания, космических
объектов) и прав на них <*>.
--------------------------------
<*> Орлова М.
Недвижимое имущество и ипотека //
Российская юстиция. 1998. N 11. С.
11.
Высказывалось также мнение, что на
указанные объекты распространен правовой
режим недвижимости в силу необходимости их
государственной регистрации, цель которой
состоит не столько в подтверждении прав на
них, сколько в удостоверении их
соответствия технико-эксплуатационным
требованиям с точки зрения безопасности
использования <*>. Действительно,
институт государственной регистрации как
институт публичной власти, являющийся
средством легализации объектов
недвижимости и оснований совершения
операций с ними, регулируемый нормами
административного и гражданского права,
призван выполнять помимо легализующих
учетно-контрольные функции <**>.
--------------------------------
<*> Сыроедов Н.А.
Регистрация прав на землю и другое
недвижимое имущество // Государство и право.
1998. N 8. С. 92.
<**> Тихомиров Ю.А.
Государственная регистрация статусов
юридических и физических лиц // Право и
экономика. 2000. N 1. С. 3.
Однако,
представляется, что отнесение указанных
объектов к недвижимости обусловлено тем,
что у них присутствует такой признак, как
связь с землей, хотя этот признак
проявляется не непосредственно, а
опосредованно. В частности, речь идет о том,
что все морские суда и суда внутреннего
плавания имеют порт приписки, а воздушные
суда приписаны к определенному
аэропорту.
Как отмечал А.В. Черных,
необходим более гибкий подход к
определению понятия недвижимости по
закону, что во многом предопределено
постоянным расширением нетрадиционных
приемов предпринимательской практики и
потребностями оборота. Так, самолет,
используемый для пассажирских перевозок,
является объектом недвижимости. Тот же
самолет, приобретенный физическим лицом
для личного пользования, превращается в
движимую вещь, а если собственник
перестанет использовать его как личное
транспортное средство и откроет в нем кафе
или музей, то движимая вещь снова
превращается в недвижимую, даже при
отсутствии прочной связи с землей <*>. С
этим мнением вполне можно согласиться.
--------------------------------
<*> Черных А.В. Залог
недвижимости в российском праве. М., 1995. С.
57.
Понятие и виды упомянутых транспортных
средств, рассматриваемых в качестве
недвижимости, раскрываются в
соответствующих транспортных уставах и
кодексах. В транспортных уставах и кодексах
также указывается, на какие транспортные
средства регистрируются права, и
устанавливается порядок их регистрации.
Одним из видов недвижимости в силу закона,
как было отмечено выше, являются морские
суда. Кодекс торгового мореплавания (КТМ)
Российской Федерации определяет морское
судно как "самоходное или несамоходное
плавучее сооружение, используемое для
перевозки и иных целей" (ст. 7). Интересно
отметить, что в свое время Г.Ф. Шершеневич
определил морское торговое судно как
особое сооружение, способное держаться и
передвигаться по воде и предназначенное
служить средством осуществления морского
промысла <*>.
--------------------------------
<*> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права.
СПб., 1909. Т. 3. С. 252.
Согласно статье 12 КТМ
суда могут находиться в собственности:
-
граждан и юридических лиц;
- Российской
Федерации, субъектов Российской
Федерации;
- муниципальных
образований.
При этом суда с ядерными
энергетическими установками могут
находиться в собственности только
Российской Федерации. Таким образом, любой
субъект гражданского права может быть
собственником морского судна.
Согласно
статье 13 КТМ РФ собственник судна вправе по
своему усмотрению совершать в отношении
судна любые действия, не противоречащие
закону и иным правовым актам Российской
Федерации и не нарушающие права и
охраняемые законом интересы других лиц, в
том числе отчуждать судно в собственность
другим лицам, передавать им, оставаясь
собственником, права владения, пользования
и распоряжения судном, устанавливать
ипотеку судна и обременять его другими
способами, распоряжаться им иным
образом.
В соответствии с п. 1 ст. 14 КТМ
собственник судна вправе также передать
его доверительному управляющему по
договору доверительного управления судном
на срок, не превышающий пяти лет, для
осуществления управления судном за
вознаграждение в интересах собственника
(за исключением судов, находящихся в
хозяйственном ведении или оперативном
управлении, которые не могут быть переданы
в доверительное управление). При этом сама
по себе передача судна в доверительное
управление не влечет за собой перехода
права собственности на него к
доверительному управляющему. Такая
передача судна подлежит обязательной
регистрации в Государственном судовом
реестре или судовой книге.
Различают
следующие типы морских судов: пассажирские,
грузопассажирские, нефтеналивные,
буксируемые, спортивные и прогулочные суда,
суда рыбопромыслового флота.
Каждое
морское судно обладает определенной
национальностью, которая состоит в
исключительной юрисдикции государства,
флаг которого несет судно в открытом море.
Таким образом, под национальностью судна
понимается его принадлежность к
определенному государству, которая
удостоверяется регистрацией судна. При
этом судну выдаются соответствующие
документы, которые дают ему право плавать
под этим флагом. Соответственно, судно
должно подчиняться законам того
государства, флаг которого указан.
Несколько по-иному определяется судно
внутреннего водного транспорта. Так,
согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного
транспорта судном является самоходное или
несамоходное плавучее сооружение,
используемое в целях судоходства, в том
числе судно смешанного (река - море)
плавания, паром, дноуглубительный и
дноочистительный снаряд, плавучий кран и
другие технические сооружения подобного
рода.
Суда внутреннего водного
транспорта могут находиться в любой
собственности. При этом право
собственности на судно или часть судна
возникает с момента государственной
регистрации такого права в Государственном
судовом реестре Российской Федерации или
судовой книге.
Собственник судна вправе
передать его доверительному управляющему
по договору доверительного управления
судном на срок, не превышающий пяти лет.
Передача судна в доверительное управление
подлежит обязательной государственной
регистрации в Государственном судовом
реестре Российской Федерации или судовой
книге. Доверительным управляющим может
быть компетентный в области управления
судами и их эксплуатации индивидуальный
предприниматель или коммерческая
организация, за исключением унитарного
предприятия.
Определение воздушного
судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ.
Согласно указанной статье воздушное судно -
это летательный аппарат, поддерживаемый в
атмосфере за счет взаимодействия с
воздухом, отличного от взаимодействия с
воздухом, отраженным от поверхности земли
или воды.
Как следует из ст. 7 Воздушного
кодекса РФ имущество гражданской и
экспериментальной авиации - воздушные суда,
аэродромы, аэропорты, технические средства
и другие предназначенные для обеспечения
полетов воздушных судов средства - в
соответствии с законодательством
Российской Федерации может находиться в
государственной и муниципальной
собственности, собственности юридических
лиц, а то же имущество государственной
авиации и объекты единой системы
организации воздушного движения - только в
федеральной собственности, за исключением
имущества авиации органов внутренних дел,
которое может находиться в собственности
субъектов Российской Федерации. В
собственности граждан Российской
Федерации могут находиться гражданские
воздушные суда. Из смысла указанной статьи
вытекает, что иностранные физические и
юридические лица не могут иметь в
собственности гражданские воздушные
суда.
Российское законодательство не
дает определения космического объекта
<*>. Понятие космических объектов дается
в международных конвенциях, относящих к ним
любые объекты, запущенные или
предназначенные для запуска в космос,
доставленные на небесные тела либо
сооруженные на них <**>.
--------------------------------
<*> См.: Закон РФ от
20.08.93 "О космической деятельности".
<**>
Конвенция ООН о регистрации объектов,
запускаемых в космическое пространство, от
14.01.1975.
Следует отметить, что сам термин
"космический объект" страдает юридической
неопределенностью. В частности, к
космическим объектам могут быть отнесены
любые небесные тела как естественного, так
и искусственного происхождения. Кроме того,
космический объект может включать объект, с
помощью которого производится запуск с
земли (ракета - носитель), так и объекты,
вращающиеся вокруг Земли.
Согласно п. D
ст. 1 Конвенции о международной
ответственности за ущерб, причиненный
космическим объектам, понятие космического
объекта включает его составные части,
средства доставки космического объекта,
части этого средства доставки. Попытки дать
определение космического объекта делались
и в научной литературе. Так, Э.Г. Василевская
дала следующее определение космического
корабля: "Космическим кораблем называется
всякий корабль с экипажем или без него,
способный двигаться по орбите или
маневрировать в космическом пространстве,
а также всякий корабль или сооружение,
способное действовать как космическая
станция" <*>.
--------------------------------
<*> Василевская Э.Г. Космос и проблемы
всеобщего мира. М., 1966. С.
71.
Государственная регистрация прав
собственности и других вещных прав на
морские, воздушные суда, суда внутреннего
плавания, космические объекты, их
возникновение, переход и прекращение, а
также установление порядка
государственной регистрации прав на
воздушные суда и сделок с ними
осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК
РФ.
В ней сказано, что порядок
государственной регистрации прав на
недвижимость и основания отказа в
регистрации устанавливаются в
соответствии с Законом о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним. Однако в ст. 4 указанного
Федерального закона предусмотрено, что он
не распространяется на воздушные и морские
суда, суда внутреннего плавания и
космические объекты. Таким образом, в
вопросе регистрации прав на них и сделок с
ними возникает правовой вакуум. Тем самым
предполагается некий особый порядок
регистрации прав на эти вещи.
Из
вышесказанного можно сделать вывод, что
Закон о государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним
применяется только к недвижимости, которая
является таковой по своей физической сути.
Таким образом, Закон не распространяется на
воздушные, морские суда, суда внутреннего
плавания, космические объекты, для которых
предусмотрены особые правила регистрации,
прописанные главным образом в транспортных
уставах и кодексах, а также в ведомственных
нормативных актах, принятых в соответствии
с ними.
Хуже всего процедура
государственной регистрации прав и сделок
предусмотрена в отношении воздушных судов.
Это привело к значительным сложностям в
деятельности лиц, владеющих воздушными
судами, и в их отношениях с
контрагентами.
Государственная
регистрация прав собственности и иных
вещных прав на воздушное судно, ограничение
этих прав, их возникновение, переход и
прекращение, а также установление порядка
государственной регистрации и оснований
для отказа в государственной регистрации
прав на воздушное судно и сделок с ним
осуществляется в соответствии со ст. 131 ГК
РФ, п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса, Правилами
государственной регистрации гражданских
воздушных судов Российской Федерации,
утвержденными Приказом Минтранса РФ от
12.10.1995 N ДВ-110 <*>, а также в соответствии с
Приказом Министра обороны РФ от 28 ноября 2002
г. N 460, утвердившим Федеральные авиационные
правила государственной регистрации
государственных воздушных судов.
--------------------------------
<*> Официально эти
Правила не были
опубликованы.
Действующие в настоящее
время указанные Правила государственной
регистрации гражданских воздушных судов
Российской Федерации регулируют только
регистрацию гражданских воздушных судов. В
данных Правилах прямо предусмотрено, что
вопросы прав собственности и других прав
ими не решаются.
Для осуществления
подобной регистрации предусмотрено
создание специального