Инвестиционные соглашения в сфере коммунального обслуживания
В СФЕРЕ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Е.В.
БЛИНКОВА
Блинкова Е.В., докторант
Саратовской государственной академии
права, кандидат юридических наук, доцент,
член Российской академии юридических
наук.
Развитие государственного и
муниципального секторов в направлении
более органичного включения в систему
рыночных отношений требует формирования
соответствующих институциональных
структур, новых партнерских форм
взаимодействия публичного и частного
капитала, создания и совершенствования
смешанной экономики при реструктуризации
публичного сегмента экономики. В первую
очередь это относится к инфраструктурным
отраслям, в частности к коммунальному
комплексу, который должен обеспечивать
нормальные условия жизнедеятельности
населения. Качественное улучшение работы
коммунального комплекса требует повышения
эффективности управления и привлечения
капиталовложений в объемах, существенно
превосходящих возможности бюджета. В то же
время использование механизмов
приватизации коммунальных систем в
настоящее время нецелесообразно по причине
непредсказуемых политических и
социально-экономических последствий.
Опыт многих стран мира с различными
политическими и экономическими системами,
уровнем развития рыночных отношений
свидетельствует о том, что одним из
наиболее эффективных путей обеспечения
количественных и качественных
характеристик объектов публичной
(государственной и муниципальной)
собственности является привлечение к
финансированию и управлению этими
объектами частного капитала, однако не на
путях их приватизации, а на концессионной
основе. Публично-правовые образования
постепенно отказываются от неэффективных
форм ведения хозяйства, перекладывая
функции управления принадлежащей им
собственности на частный сектор, который, в
свою очередь, пользуясь публичными
гарантиями, привносит с собой в
производство организационный опыт, знания,
ноу-хау, осуществляет инвестиции,
минимизирует риски предпринимательской
деятельности. Экономический эффект для
общества состоит в том, что оно получает
более качественные товары и высокий
уровень обслуживания при минимальных
издержках.
В России создать условия для
реализации инвестиционной деятельности и
обеспечения устойчивого развития
инженерной инфраструктуры муниципальных
образований Российской Федерации путем
привлечения инвестиций в сферу
коммунального обслуживания населения и
прочих потребителей призван разработанный
инициативной группой депутатов
Федеральный закон "Об инвестиционных
соглашениях в сфере коммунального
обслуживания", проект которого был принят в
первом чтении в прошлом году.
В проекте
Федерального закона "Об инвестиционных
соглашениях в сфере коммунального
обслуживания" (далее - Проект) под
инвестиционным соглашением понимается
договор, по которому одна сторона
(муниципальное образование) предоставляет
другой стороне (инвестору) на срочной и
возмездной основе на риск инвестора при
условии осуществления им инвестиций,
предусмотренных указанным соглашением,
право на пользование муниципальным
имуществом, создание нового или
восстановление существующего
муниципального имущества в течение срока
действия инвестиционного соглашения на
предусмотренных в нем условиях с
последующей передачей созданного или
восстановленного имущества в
собственность муниципального образования
и (или) оказание услуг, производство товаров
и проведение работ (п. 1 ст. 2).
По
инвестиционному договору могут
передаваться как права пользования, так и
права на осуществление той или иной
деятельности в сфере коммунального
обслуживания. Использование концессионной
формы вызвано тем, что имущество,
создаваемое, восстанавливаемое или
используемое инвестором в соответствии с
заключенным соглашением, не подлежит
приватизации либо является имуществом,
приватизация которого запрещена.
Имуществом, в отношении которого
передается право пользования, создания или
модернизации, являются предприятия,
земельные участки, природные объекты,
объекты инженерной инфраструктуры как
комплексы сооружений и коммуникаций,
объекты инженерного оборудования, а также
объекты коммунального обслуживания
населения и прочих потребителей,
обеспечивающие устойчивое развитие и
функционирование муниципальных
образований, и другие аналогичные объекты
недвижимости.
Инвестиционным
соглашением может предусматриваться
предоставление права пользования
муниципальным имуществом в следующих
сферах: системы и объекты водоснабжения,
канализации и очистки сточных вод, системы
и объекты теплоснабжения, сети и объекты
газоснабжения низкого давления, сети и
объекты энергоснабжения низкого
напряжения, а также объекты в сфере
захоронения и переработки твердых бытовых
отходов.
Сторонами инвестиционного
соглашения выступает муниципальное
образование, включая города федерального
значения Москву и Санкт-Петербург, от имени
которых выступают органы власти данных
субъектов Российской Федерации, с одной
стороны, и лицо, являющееся инвестором в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, либо объединение лиц,
действующих на основе договора о
совместной деятельности (договоры простого
товарищества), с другой стороны. В случае,
когда в качестве инвестора выступает
объединение лиц, действующих на основе
договора о совместной деятельности
(договоры простого товарищества),
инвестиционное соглашение заключается с
юридическим лицом, действующим от имени
участников такого объединения, при этом
участники объединения несут солидарную
ответственность по обязательствам,
вытекающим из указанного соглашения (ст. 3
Проекта).
Инвестиционное соглашение
заключается с победителем торгов (п. 1 ст. 14
Проекта). В случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
перед заключением инвестиционного
соглашения проводится экспертиза
инвестиционного проекта, реализация
которого предусмотрена соглашением.
Заключение инвестиционного соглашения без
проведения торгов допускается на основании
решения соответствующего органа местного
самоуправления в случаях, когда:
1) на
участие в торгах поступила только одна
заявка или в течение срока подачи заявок на
участие в торгах ни одной заявки не
поступило;
2) иные основания для такого
заключения установлены действующим
законодательством Российской Федерации;
3) при расторжении концессионного
соглашения в одностороннем порядке для
обеспечения непрерывности выполнения
определенных работ или предоставления
услуг заключается временное соглашение на
период подготовки и проведения торгов на
право заключения нового инвестиционного
соглашения взамен расторгнутого;
4) в
случае направления инвестором в орган
местного самоуправления по собственной
инициативе предложения о заключении
инвестиционного соглашения на
определенных условиях и
заинтересованности соответствующего
органа местного самоуправления в
заключении соглашения на этих условиях
орган местного самоуправления обязан
опубликовать в официальном печатном
издании информацию о подаче предложения,
предмете и условиях соглашения, а также
обязан предложить всем заинтересованным
лицам заявить о своей готовности принять
участие в торгах на право заключения
соглашения на данных условиях. Если в
течение 30 дней с момента публикации от
третьих лиц не поступят заявки на участие в
торгах, соглашение может быть заключено с
инвестором, направившим предложение, без
проведения торгов. При этом условия
заключенного инвестиционного соглашения
не могут быть изменены в течение срока его
действия по сравнению с условиями,
содержавшимися в первоначальном
предложении (ст. 17 Проекта). В иных случаях
проведение торгов является обязательным и
осуществляется органом местного
самоуправления, который создает конкурсную
или аукционную комиссию и определяет ее
состав, регламент и порядок работы. В состав
такой комиссии входят представители
соответствующих органов исполнительной
власти, а также иные лица, включая
независимых экспертов. Условия торгов и
критерии определения лица, выигравшего
торги, устанавливаются органом местного
самоуправления в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Условия конкурса или аукциона не могут
предусматривать обязательств инвестора, не
связанных непосредственно с
осуществлением прав на пользование
муниципальным имуществом, создание нового
или восстановление существующего
муниципального имущества в течение срока
действия инвестиционного соглашения на
предусмотренных в нем условиях с
последующей передачей созданного или
восстановленного имущества в
собственность муниципального образования
и (или) на оказание услуг, производство
товаров и проведение работ.
О
проведении конкурса или аукциона
организатор торгов должен опубликовать
извещение в официальном издании. Не менее
чем за 90 дней до указанного в извещении дня
начала приема заявок на участие в торгах
организатор торгов обязан обеспечить всех
участников торгов необходимой
документацией. Прием заявок на участие в
торгах прекращается не ранее чем через 60
дней со дня начала приема заявок. Сведения,
содержащиеся в предложениях участников
торгов, являются конфиденциальными и
разглашению не подлежат.
Конкурсная или
аукционная комиссия осуществляет
рассмотрение, оценку и сопоставление
предложений участников торгов и определяет
лицо, выигравшее торги. Организатор торгов
подписывает с данным лицом протокол, на
основании которого заключается
инвестиционное соглашение. В случае, если
лицо, выигравшее торги, уклоняется от
подписания протокола, организатор торгов
определяет другого участника торгов в
качестве лица, выигравшего торги, из числа
участников, предложивших наилучшие условия
при проведении конкурса либо предложивших
наиболее высокую цену (цены) при проведении
аукциона. Информация о результатах торгов
должна быть опубликована в официальном
издании не позднее чем через 30 дней с
момента подписания протокола.
Торги,
проведенные с нарушением правил,
установленных законодательством
Российской Федерации, могут быть признаны
судом недействительными по иску
заинтересованного лица, что влечет
недействительность соглашения,
заключенного с лицом, выигравшим торги, а
если инвестиционное соглашение к моменту
подачи в суд заявления об обжаловании
результатов торгов не было заключено, то
его заключение приостанавливается до
момента вынесения судебного решения.
При обжаловании результатов торгов после
заключения инвестиционного соглашения оно
подлежит исполнению в соответствии с его
условиями до вынесения судом решения о
признании торгов недействительными. При
признании судом результатов торгов
недействительными исполнение
инвестиционного соглашения, заключенного
по результатам данных торгов, прекращается
с момента вступления в силу решения суда.
При отсутствии вины инвестора в
недействительности торгов с ним может быть
заключено новое инвестиционное соглашение
в обычном порядке (ст. 15 Проекта).
Проект
Федерального закона "Об инвестиционных
соглашениях в сфере коммунального
обслуживания" в ст. 12 определяет, что в
инвестиционном соглашении должны быть
указаны следующие существенные условия:
1) условия о правах пользования имуществом
муниципального образования, включая
указание территориальных границ действия
соглашения;
2) состав имущества,
передаваемого инвестору;
3) объемы
инвестиций и сроки их осуществления;
4)
срок действия инвестиционного соглашения,
условия и порядок его продления,
приостановления и прекращения;
5) виды
деятельности, осуществляемой инвестором,
состав производимой в соответствии с
соглашением продукции (товаров, работ и
услуг) и предъявляемые к ней требования;
6) размер вносимой инвестором платы, а также
порядок ее внесения;
7) порядок и условия
принятия и изменения цен и тарифов на
производимую в соответствии с
инвестиционным соглашением продукцию
(товары, работы и услуги);
8) порядок и
место разрешения споров, а также суды, на
разрешение которых будет передан спор при
наличии неустранимых разногласий
сторон;
9) условия о пользовании
информацией, указанной в п. 3 ст. 5 настоящего
Федерального закона.
В инвестиционное
соглашение также могут быть включены
следующие условия:
1) порядок передачи
инвестору в пользование муниципального
имущества, проверки его состояния в период
действия соглашения и возврата (передачи)
имущества в муниципальную
собственность;
2) порядок внесения
изменений в соглашение в случае изменения
условий хозяйственной деятельности
инвестора;
3) порядок возврата земельных
участков, иных природных объектов и иного
имущества, переданного в пользование
инвестору в соответствии с соглашением;
4) обязательства сторон по развитию
инженерной инфраструктуры муниципального
образования;
5) порядок реализации
инвестором продукции (товаров, работ,
услуг), произведенной им в соответствии с
соглашением;
6) обязательства инвестора
по осуществлению мер, направленных на
предотвращение и ликвидацию последствий
экологически вредного воздействия
деятельности инвестора.
По усмотрению
сторон в инвестиционное соглашение могут
быть включены и иные условия. Условия
инвестиционного соглашения могут быть
изменены соглашением сторон в зависимости
от вида соглашения, специфики конкретного
вида деятельности и требований
законодательства Российской Федерации.
Особое внимание в Проекте уделено
обеспечению безопасности интересов
инвестора. Так, если изменение тарифов на
продукцию (товары, работы и услуги),
производимую инвестором, осуществляемое
муниципальным образованием в
одностороннем порядке, наносит финансовый
ущерб инвестору, муниципальное образование
обязано возместить такой финансовый ущерб,
если в соглашении не предусмотрено иное.
Порядок возмещения определяется сторонами
в соглашении. В случае, если в течение срока
действия инвестиционного соглашения
законодательством Российской Федерации
будут установлены нормы, применение
которых приводит к ухудшению результатов
коммерческой деятельности инвестора в
рамках соглашения, в соглашение должны быть
внесены изменения, обеспечивающие
инвестору такие результаты коммерческой
деятельности, которые могли быть им
получены при применении действовавшего на
момент заключения соглашения
законодательства Российской Федерации.
Условия и порядок внесения таких изменений
определяются инвестиционным соглашением
(ст. 13 Проекта). На инвестора, являющегося
стороной инвестиционного соглашения,
распространяются гарантии прав инвестора,
предусмотренные инвестиционным
законодательством Российской Федерации (п.
4 ст. 5 Проекта).
Юрист, 2005, N 8