Ответственность операторов связи за обеспечение вызова экстренных служб
ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ
К.
СИРОТЕНКО
Сиротенко Ксения
Александровна, юрист ЗАО "ЭТЛ Юридическое
бюро".
Родилась 26 октября 1977 г. в г.
Красноярске. В 1998 г. окончила юридический
ф-т РУДН, в 2000 г. - Институт европейского
права МГИМО.
С 1 июля 2005 г. вступили в силу
новые Правила оказания услуг подвижной
связи, утвержденные Постановлением
Правительства от 25 мая 2005 г. N 328. Новые
Правила являются первым документом,
детально регулирующим деятельность по
оказанию услуг мобильной связи. Ранее
действовали Правила оказания услуг
телефонной связи 1997 г., которые значительно
устарели и не соответствовали реалиям
развития современного рынка
коммуникаций.
Вызов экстренных служб
В
соответствии с Федеральным законом от 7
июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи
обязан обеспечить круглосуточный
бесплатный для пользователя услугами связи
вызов экстренных оперативных служб
(пожарной охраны, милиции, скорой
медицинской помощи, аварийной газовой
службы и других служб, полный перечень
которых определяется Правительством РФ).
Бесплатный вызов экстренных служб должен
быть обеспечен посредством набора номера,
единого на всей территории Российской
Федерации для каждой экстренной
оперативной службы.
С 2008 г. единым
номером вызова экстренных оперативных
служб на всей территории Российской
Федерации становится "112" (Постановление
Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 894).
По действующим Правилам (ст. 47) доступ к сети
подвижной связи и возможность вызова
абонентом экстренных (оперативных) служб
должны сохраняться и в случае
приостановления оператором связи оказания
услуг в случае нарушения абонентом
требований, связанных с оказанием услуг
подвижной связи и установленных
Федеральным законом "О связи", Правилами и
договором (например, при отсутствии денег
на счете).
Общие положения об
ответственности
Федеральный закон "О
связи" предусматривает за нарушение
законодательства Российской Федерации в
области связи уголовную, административную
и гражданско-правовую ответственность.
Уголовный кодекс РФ предусматривает
ответственность за нарушение тайны
переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных или иных сообщений
(ст. 138). Кодекс РФ об административных
правонарушениях содержит главу о
правонарушениях в области связи и
информации (гл. 13). Однако в указанных актах
мы не встречаем никакого указания на
возможность привлечения оператора к
ответственности за нарушение права на
круглосуточный бесплатный вызов
экстренных служб по его вине.
Претензии и
иски
Федеральный закон "О связи"
закрепляет право пользователя услугами
связи в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательств по
договору предъявить претензию оператору до
подачи иска в суд (ст. 55). В соответствии с
Правилами оказания услуг подвижной связи
абонент вправе обжаловать решения и
действия (бездействия) оператора связи,
связанные с оказанием услуг подвижной
связи.
Претензия предъявляется в
течение 6 месяцев с даты оказания услуги,
отказа в ее оказании или выставления счета
и рассматривается в течение 60 дней с даты
регистрации претензии. При отклонении
претензии полностью или частично либо
неполучении ответа в установленные сроки
абонент имеет право предъявить иск в суд
(ст. 49 - 55 Правил).
Имущественная
ответственность оператора
В
соответствии с Правилами оператор связи
несет следующую имущественную
ответственность:
а) уплачивает
неустойку в размере трех процентов
стоимости услуги подвижной связи за каждый
день просрочки вплоть до начала
обеспечения доступа к сети подвижной связи,
если более высокий размер неустойки не
указан в договоре, но не более стоимости
услуги подвижной связи, в случае нарушения
сроков предоставления доступа к сети
подвижной связи;
б) уплачивает
неустойку в размере трех процентов
стоимости услуги подвижной связи за каждый
час просрочки вплоть до начала оказания
услуги подвижной связи, если более высокий
размер неустойки не указан в договоре, но не
более стоимости услуги подвижной связи,
либо по требованию абонента полностью
возмещает причиненные убытки в случае
нарушения установленных в договоре сроков
оказания услуг подвижной связи;
в)
соразмерно уменьшает по требованию
абонента стоимость услуг подвижной связи, а
также соглашается с отказом от исполнения
договора абонентом в случае оказания не
всех услуг подвижной связи, указанных в
договоре;
г) безвозмездно устраняет по
требованию абонента недостатки оказанной
услуги подвижной связи, а также уменьшает
стоимость услуги подвижной связи в случае
некачественного оказания услуги подвижной
связи, в том числе в результате
ненадлежащего содержания сети подвижной
связи;
д) соглашается с отказом от
исполнения договора абонентом, возвращает
уплаченную за оказанную услугу подвижной
связи сумму и возмещает причиненные убытки
в случае непредставления, неполного или
несвоевременного представления информации
об оказании услуг подвижной связи;
е)
возмещает по требованию абонента
причиненные убытки, а также моральный вред
в случае нарушения оператором связи тайны
телефонных переговоров и сообщений, а также
требований об ограничении распространения
сведений об абоненте, ставших ему
известными в силу исполнения договора.
Как видим, ответственность оператора связи
определяется исходя из конкретных случаев
нарушений, среди которых нет прямого
указания на нарушение права на
круглосуточный бесплатный вызов
экстренных оперативных служб и
соответственно на ответственность
оператора связи по возмещению убытков,
причиненных абоненту в таком случае по вине
оператора.
Отнести невозможность
осуществления вызова экстренных служб по
вине оператора к предоставлению
некачественных услуг связи представляется
весьма затруднительным, поскольку в
Правилах не определено понятие стандарта
качественной связи.
Исходя из анализа
положений Правил существует возможность
требований по возмещению убытков по
другому основанию, а именно в связи с
нарушением сроков оказания услуг подвижной
связи. В то же время довольно трудно
предсказать исход подобных исков в
условиях отсутствия какой-либо судебной
практики и разъяснений по данному вопросу,
а также предугадать, будет ли данное
основание работать на практике, поскольку,
учитывая стоимость сотовой связи и
короткую продолжительность сбоев в работе
сотовой связи, предъявление подобных исков
не всегда представляется
целесообразным.
Необходимо помнить о
том, что оператор освобождается от
ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по
договору, если докажет, что это произошло
вследствие действия обстоятельств
непреодолимой силы или по вине другой
стороны (ст. 61 Правил).
Также при
чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера в порядке,
определенном законодательными и иными
нормативными правовыми актами, оператор
вправе временно прекращать или
ограничивать абоненту оказание услуг
подвижной связи (ст. 5 Правил).
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
07.07.2003 N 126-ФЗ
"О СВЯЗИ"
(принят ГД ФС РФ
18.06.2003)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001
N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
20.12.2001)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 24.05.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ
от 25.05.2005 N 328
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ
СВЯЗИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
31.12.2004 N 894
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ, ВЫЗОВ
КОТОРЫХ КРУГЛОСУТОЧНО И БЕСПЛАТНО ОБЯЗАН
ОБЕСПЕЧИТЬ ОПЕРАТОР СВЯЗИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ
УСЛУГАМИ СВЯЗИ, И О НАЗНАЧЕНИИ ЕДИНОГО
НОМЕРА ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ
СЛУЖБ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
26.09.1997 N 1235
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ"
Право
и экономика, 2005, N 8