Теория права на курсах повышения квалификации
М.А. АЛИЭСКЕРОВ
М.А. Алиэскеров, судья
Калужского областного суда, доцент филиала
РГГУ в г. Калуге, кандидат юридических
наук.
Как известно, целью повышения
квалификации является обновление
теоретических и практических знаний
специалистов в связи с повышением
требований к уровню квалификации и
необходимостью освоения современных
методов решения профессиональных задач
<*>.
--------------------------------
<*> Пункт 7
Типового положения об образовательном
учреждении дополнительного
профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов, утвержденного
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 (в ред.
Постановления Правительства РФ от 10 марта
2000 г. N 213) // СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1291.
Достаточно
очевидно, что основной задачей
практических работников, прибывающих на
факультеты и курсы повышения квалификации
правового профиля, является получение
имеющих прикладное значение знаний по
актуальным и сложным вопросам
правоприменения. Соответственно учебные
программы и содержание читаемых лекционных
курсов должны быть в первую очередь
подчинены этой задаче. Однако при этом
никоим образом нельзя сводить на нет такую
важную составляющую учебных программ, как
теория права (общая и отраслевая). Не секрет,
что при отсутствии у практического
работника надлежащей теоретической
подготовки для него в значительной мере
осложняется разрешение возникающих на
практике нестандартных правовых
ситуаций.
Как показывает практика,
всегда имеется реальная опасность того, что
на восприятии теоретической части курса
может негативно сказаться скептическое
отношение аудитории к информации, не
имеющей, с ее точки зрения,
непосредственного прикладного значения.
Вполне понятная специфика данной аудитории
состоит в устремленности к практическим
знаниям и невосприятии абстрактного
теоретизирования. Рассчитывать на внимание
аудитории к теоретической части лекции
можно лишь при достаточно убедительной
демонстрации слушателям практической
значимости знания теории права в их
профессиональной деятельности. И видимо,
основной способ достижения этой цели -
обращение внимания на конкретные примеры
из практики, когда именно применение теории
права сыграло решающую роль либо когда
практические ошибки явились
непосредственным результатом незнания
теории права. Если на лекции это не будет
достаточно скоро продемонстрировано,
аудитория может быть для лектора
потеряна.
В определенной связи с
указанным настроем аудитории состоит
общепризнанная неуместность излишнего
теоретизирования в актах
правоприменительного характера, например,
в процессуальных документах. Официальный
правовой документ, насыщенный
теоретическими изысканиями, вызывает по
меньшей мере вполне справедливое
недоумение. Как следствие, возникает
вопрос, к чему нужна теория, которая никак
не отражается на содержании принимаемых
решений. И здесь существенное значение
имеет понимание аудиторией того
обстоятельства, что значение теории права
проявляется не в ее изложении в правовом
документе, а в отсутствии в нем
практических ошибок, свидетельствующих о
незнании теории и являющихся следствием
такого незнания.
Недостаточная
теоретическая подготовка работника
правовой сферы приводит, в частности, к
отсутствию ясного представления о системе
права, сущностных отличиях между
различными правовыми отраслями, принципами
права, присущими соответствующим отраслям,
и отношениями, которые регулируются этими
отраслями права. В связи со сказанным
важное значение имеет формирование у
слушателей понимания того, что это
неизбежно приводит к серьезным
практическим ошибкам в применении норм
права. При этом на достижение
положительного результата, как правило,
можно рассчитывать лишь при условии
достаточно наглядной демонстрации
практических ошибок, порожденных незнанием
системы права.
Сложно переоценить
практическое значение правил толкования
закона. Между тем вопросу о постижении
практическими работниками теоретических
основ юридической герменевтики уделяется
довольно мало внимания. Это приводит к тому,
что при возникновении на практике сложных
правовых вопросов, по которым нет
официальных разъяснений, толкование закона
зачастую сводится к интуитивному
постижению его смысла. Конечно же, это, как
правило, изобретение велосипеда, причем не
самого удачного, связанное с незнанием
давно выработанных юридической
герменевтикой правил толкования,
позволяющих не только найти верное решение,
но и, что очень важно, убедительно
обосновать его. И здесь сложно не
согласиться с Е.В. Васьковским, указывавшим,
что рациональная теория позволяет
искусству толкования достигнуть
наибольшей степени совершенства <*>.
Соответственно, требуется уделять
достаточное внимание указанным вопросам
при проведении занятий с практическими
работниками.
--------------------------------
<*>
Васьковский Е.В. Цивилистическая
методология. Учение о толковании и
применении гражданских законов. М., 2002. С.
60.
Как представляется, при освещении
действующего законодательства серьезное
внимание должно уделяться не только
содержанию закона и практике его
применения, но и вопросу о том, почему закон
таков. Как известно, во многих случаях те
или иные положения закона могут
представляться слушателям
несправедливыми, когда они оценивают его
применительно к отдельным ситуациям,
реально возникавшим в их практике либо
моделируемым ими во время занятий. Вместе с
тем изложенный лектором более широкий
взгляд на соответствующие нормы закона, в
том числе с использованием достижений
теории права, нередко позволяет
продемонстрировать оправданность и
целесообразность этих норм, изменить
отношение слушателей к данным нормам, что
может иметь немаловажное значение для их
практической деятельности.
В некоторых
случаях полезным может быть и
информирование слушателей о практически
значимых разногласиях в позициях
представителей юридической науки по тем
или иным вопросам теории права,
сопровождающееся демонстрацией влияния
этих вопросов на результаты
законотворческой деятельности и
правоприменительную практику.
Важное
значение имеет формулирование самих тем
занятий, поскольку некоторые названия тем
изначально снижают интерес аудитории к ним
либо излишней теоретизированностью, либо
оторванностью от профессиональных проблем
слушателей. Конкретные названия тем
занятий, как и их содержание, оставаясь в
целом в рамках учебных программ и планов,
должны быть адаптированы к нуждам и
интересам аудитории. Соответственно,
преподавателям для этого необходимо
располагать достаточной информацией о
слушателях (профессия, должность,
образование, опыт работы, регион), что
должна учитывать администрация
образовательного учреждения. Однако,
ориентируясь на конкретный состав
аудитории, нельзя забывать и о том, что
сфера распространения излагаемой
информации значительно шире, поскольку,
вернувшись в свои организации, слушатели
курсов повышения квалификации, как правило,
делятся полученными знаниями с
коллегами.
Довольно опасным является
включение в лекции неапробированных
теоретических положений. Конечно, взрослая
аудитория обычно достаточно критично
воспринимает получаемую на лекции
информацию, и к тому же лектору нельзя
отказать в праве изложить свою точку зрения
по рассматриваемой проблеме, а лекция не
должна сводиться к цитированию и
провозглашению общеизвестных и бесспорных
истин. И вместе с тем нельзя не учитывать
возможность восприятия слушателями
сказанного по дискуссионному вопросу как
руководства к действию. Соответственно, в
подобных случаях акцентирование внимания
на том, что к сказанному следует относиться
достаточно осторожно, является для
преподавателя требованием этики. Практике
известно немало случаев, когда
несоблюдение этого требования приводило к
серьезным ошибкам в правоприменительной
деятельности.
В работе факультетов и
курсов повышения квалификации нередки
ситуации, когда суждения преподавателей по
вопросам теории права существенно (а порой
и диаметрально) расходятся с мнением
выступающих перед той же аудиторией
преподавателей, которые освещают
соответствующие вопросы с позиций
практического правоприменения. Несомненно,
само по себе расхождение мнений -
нормальное явление. Однако при обнаружении
таких расхождений от преподавателя
требуется достаточно внимательный анализ
ситуации, с тем чтобы аудитория имела
возможность уяснить их причины и дать им
правильную оценку.
Одной из
особенностей аудитории в данном случае
является ее ярко выраженная
ориентированность на источники легального
толкования норм права и официальную
правоприменительную практику. В связи с
этим обращение на занятиях к
доктринальному толкованию правовых норм
предполагает обязательный анализ данных
ситуаций и в свете разъяснений высших
судебных инстанций страны, других актов
легального толкования, сложившейся
судебной и иной правоприменительной
практики. При этом имеет серьезное значение
достаточно критичное отношение к местному
и региональному опыту правоприменения,
чтобы избежать распространения ошибочной
правоприменительной практики. Данный
материал, как правило, необходимо
преподносить лишь в виде информации об
имеющемся в соответствующем регионе опыте
разрешения вопросов. Важно также выслушать
и обсудить исходящую от аудитории
встречную информацию об известной ей
практике разрешения рассматриваемого
вопроса. Как известно, обмен информацией
между слушателями, представляющими
различные регионы страны, является
существенной составляющей процесса
повышения квалификации.
Значительную
пользу приносят факты обращения к теории
права преподавателей, которых аудитория
относит, образно говоря, к категории ярко
выраженных практиков.
Совершенно
очевидно, что достижение целей повышения
квалификации невозможно без обеспечения
достаточно высокого уровня
преподавательского состава, отвечающего
потребностям аудитории с учетом профессии,
образования, статуса и опыта работы
слушателей. Исходя из этого должны
оцениваться возможности кадрового
обеспечения как теоретической, так и
практической части учебного курса и
соответственно определяться категории
слушателей, для которых может быть
организовано прохождение повышения
квалификации в данном образовательном
учреждении.
Юридическое образование и
наука, 2005, N 3