Научно-гуманистическая мысль и становление западноевропейской пенитенциарной системы в xviii - первой половине xix в.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
А.А. ИВАНОВ
А.А. Иванов, кандидат юридических наук, доцент.
Появление термина "пенитенциарная система" связано с именем монаха бенедиктианского ордена Жана Мабильона, который предложил особую систему мер исправления преступников. По его мнению, спасения человека, впавшего в грех преступления (его исправления), можно достичь через духовное очищение - молитвы и покаяние, а также содержания (наказания) греховной плоти в условиях сурового заключения. Со временем отдельные положения предложенной Мабильоном концепции нашли свое воплощение в создаваемых в Европе различного рода заведениях тюремного типа, таких, как, например, исправительно-трудовые дома для детей в Генуе и Риме (1653 и 1735 гг.), для взрослых преступников в Милане (1766 г.) и др.
В Англии закон о создании пенитенциариев был издан в 1778 г. В них помещали нищих и бродяг, нерадивых слуг, рабочих, солдат за совершение каких-либо не особенно тяжких правонарушений, или, как впоследствии и детей по ходатайству их родителей, за ослушание и дерзкое поведение. Здесь предпочтение отдавалось принудительному труду, но уже в условиях одиночного содержания заключенных. Парламентский Билль 1779 г. закреплял роль тюремного заключения в виде устрашения, нравственно-религиозного перевоспитания и обучения ремеслу. Однако проект далее постройки одной из двух запланированных для эксперимента тюрем не пошел. К тому же и в имеющейся единственной тюрьме такого типа организовать надлежащее одиночное заключение так и не удалось.
Тем не менее относительно завершенное практическое оформление идея пенитенциариев получила в США, где в 1776 г. в Филадельфии (штат Пенсильвания) представителями религиозной секты квакеров был создан первый пенитенциарий (от лат. penitentiamus - покаянный, исправительный). Это было тюремное учреждение с очень строгими режимом и условиями отбывания наказания.
По идее квакеров, преступность порождается богоотступничеством, и поэтому преступника следует устрашить, заставить раскаяться и примирить с Всевышним. Поэтому пенитенциарий представлял собой тюрьму со строгим одиночным заключением. Все осужденные были обуты в войлочную обувь. Ни имени, ни происхождения, ни совершенного преступления, ни срока наказания. Администрации они были известны лишь по номерам. Осужденным не полагались свидания или письма и посылки. Абсолютные тишина и изоляция от внешнего мира. Все заменяла Библия. За произнесенное слово - плети, выход из камеры - в маске. Больница, баня, прогулки - ряд одиночных камер, двориков. В церкви - также одиночные будочки. И конечно же ни о какой воспитательно-исправительной работе речи не велось.
Безмолвное строжайшее одиночное заключение было рассчитано на "способность человека к бесконечному совершенствованию, на убеждение верующей души, что одиночество неизбежно побуждает к раскаянию и непременно возвратит человека к добру", но на деле приводило лишь к умопомешательству и неспособности освобожденных ориентироваться на свободе.
Американская система была создана во многом благодаря уже имеющемуся опыту тюрем Гента и Глочестера. Содержание заключенных в образцовой тюрьме, открытой в Филадельфии в 1790 г., предусматривало постоянную трудовую занятость осужденных и накопление ими определенных денежных сумм на момент выхода. Финансирование тюрьмы происходило также за их счет. Строгая трудовая дисциплина сочеталась с суровыми требованиями режима. Однако условия молчания и одиночное заключение предназначались лишь для лиц, которым смертный приговор был заменен лишением свободы. Иные категории заключенных за надлежащее поведение могли рассчитывать на сокращение срока наказания. Каждый осужденный находился под постоянным контролем администрации, которая фиксировала все малейшие изменения в его поведении <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX в.). Екатеринбург, 2003. С. 334 - 336.
Филадельфийская тюремная система нашла широкое применение в Германии, Дании, Бельгии, Франции и некоторых других европейских странах. В Англии тюрьмами с элементами филадельфийской и оборнской системы были Пентонвалль (1842), Паркхарст (для малолетних преступников, 1838), Перт в Шотландии (1842). В них первые полтора года практиковалось строгое одиночное заключение, в камере были верстак, кровать и Библия - думать, работать и молчать. Общению заключенных во время прогулок препятствовали особые надеваемые на шею козырьки, которые позволяли видеть только свои ноги. В церкви - узкий бокс, из которого был виден лишь священник. В некоторых тюрьмах заключенных заставляли работать - педалями крутить огромный барабан, иногда по десять часов в день. Это бессмысленное изнурительное и унизительное занятие являлось одним из элементов наказания. Неудивительно, что в таких условиях заключенные сходили с ума (32 на 10 тысяч человек), и это было особо явно на фоне других тюрем (5,8 на 10 тысяч человек) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Стерн В. Западная традиция тюремного заключения // Индекс. Досье на цензуру. 1999. N 7 - 8.
Вскоре одиночное заключение было сокращено до девяти месяцев, несколько были расширены прогулочные дворики, сделаны дворы для совместных прогулок, козырьки и церковные боксы отменены.
В России печальный опыт пенитенциариев был использован в организации заключения в Шлиссельбургской крепости и Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
Вместе с тем уже с середины XVIII столетия начинаются процессы заметного смягчения уголовной и пенитенциарной политики европейских государств, косвенно оказавших значительное влияние на законодательную практику России в сфере борьбы с преступностью <*>. В результате глубокого переосмысления основных подходов к наказанию оно постепенно начинает терять свойства собственно государственной мести и приобретает характер общественной защиты.
--------------------------------
<*> Значительное влияние на эти процессы оказали труды мыслителей-гуманистов, затрагивающих проблемы общественного устройства, взаимоотношений государства и человека и другие вопросы, опубликованные в рассматриваемый период. Среди них особо выделялись следующие: "О преступлениях и наказаниях" (Ч. Беккариа, 1764 г.); "О духе законов" (Ш. Монтескье, 1748 г.); "Принципы законодательства", "Деонтология, или наука о морали" (И. Бентам), "Состояние тюрем в Англии и Уэльсе" (Д. Говард, 1777 г.), "Принципы нравственной и политической философии" (У. Палей, 1785 г.) и др.
В результате просветительской и научной деятельности многих мыслителей (Ч. Беккариа, Дж. Говард, Ф.М. Вермей, П.Л. де Лакретель, Л.М. Ле Петелье и мн. др.) была создана концепция, в основе которой лежала идея о соразмерности преступления и наказания. Причем направленность сформулированных принципов учитывала не только доминирующие общепревентивные цели, но и в конечном счете должна была обеспечивать цели специального предупреждения правонарушений.
1. Мысль Ч. Беккариа о том, что в самом преступлении уже должны быть видны черты установленного за него наказания, была творчески развита Ф.М. Вермеем. Он разработал соответствующую градацию преступлений и наказаний. Например, за посягательство на свободу преступник должен лишаться личной свободы; за злоупотребление служебным положением - лишение гражданских прав; за взяточничество и ростовщичество - штраф; за кражу - конфискация имущества; за "тщеславие" - позор; за убийство - смерть; за поджог - сожжение; за отравление - отравление же самого преступника и т.д. <*>.
--------------------------------
<*> Ле Петелье в 1791 г. об этом говорил так: "Преступник, прибегший к насилию, должен подвергнуться физическим страданиям, лодырь - к изнурительному труду, подлый - бесчестью..." Цит. по: Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 199.
2. Наказание должно уменьшать "привлекательность" преступления, делать его "невыгодным". Необходимо уничтожить побудительные мотивы преступления. Следует повернуть силу, побуждающую к преступлению, против нее самой, с тем чтобы наказание стало внушать страх, сдерживая сильнее, чем прельщает преступление <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. Указ. раб. С. 331.
3. Наказание по длительности должно быть продолжительным, но не бесконечным. "Оно постоянно напоминает людям, - писал один из создателей Уголовного кодекса Франции 1791 г. Ле Петелье, - на чьих глазах длится, о законах мщения и оживляет в каждом мгновения целительного страха". Он предложил систему убывающей строгости наказания. Так, его поэтапное исполнение должно было предусматривать первоначальное содержание преступника в условиях строгого одиночного заключения с заковыванием в цепи в темноте на хлебе и воде. При этом привлечение к труду должно быть минимальным. Затем следует перевод на режим "стесненности": минимум оковывания, допущение к работам с ограничением контактов с другими осужденными, начисление незначительных денежных сумм. Ближе к окончанию срока заключения субъект может быть присоединен к другим арестантам, а прилежная работа позволит ему улучшать свой рацион.
4. За свое деяние преступник должен расплатиться перед обществом. Поэтому лишение его жизни нерационально. Гораздо больше пользы он принесет, отрабатывая свою вину в пользу государства и являясь наглядным предупреждением о неотвратимости кары для потенциальных преступников.
5. Наказание должно влиять на снижение романтизированности преступной жизни и отдельных "великих" преступников, многие из которых в народных глазах представляются героями. В этой связи предлагалась организация семейных экскурсий на рудники и в места каторжных работ (Ж.-П. Бриссо де Вервиль). В Австрии, Швейцарии и некоторых североамериканских штатах были сделаны попытки внедрения предложения Ж.М. Сервана о создании "города наказаний", призванного навсегда отвратить граждан от криминальных соблазнов. В этом "городе" были представлены всевозможные преступники в тюремной одежде, испытывающие все тяготы определенного судом за их преступления наказания. Однако в результате этот прожект показал свою несостоятельность, так как "прямо на улицах или больших дорогах каторжники в железных ошейниках, пестрой одежде и кандалах обменивались с толпой выкриками, ругательствами, пинками, злобными жестами или знаками солидарности" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. Указ. раб. С. 330 - 334; Соломатин А.Ю. Американские тюрьмы и их обитатели (конец XVIII - XIX вв.) // Право и политика. 2001. N 3.
Сходные с отмеченными принципами соображения были сделаны И. Бентамом, который, составив таблицу удовольствий и страданий человека, разработал модель идеального преступника и выявил факторы, влияющие на "чувствительность личности". В частности, он отмечал:
- "должно, чтобы зло наказания превосходило выгоду преступления";
- "чем меньше неминуемость наказания, тем больше должна быть строгость его";
- "чем важнее преступление, тем более можно решиться на наказание жестокое для вящей надежды предупредить его";
- "одинаковые наказания за одинаковые преступления не долженствуют быть налагаемыми на всех преступников без изъятия. Надлежит принимать в уважение обстоятельства, имеющие влияние на чувствительность" и др. <*>.
--------------------------------
<*> См.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 26 - 27.
Как и Ч. Беккариа, И. Бентам выступал также против чрезмерного ужесточения наказания. "Политика законодателя, все наказывающего смертной казнью, похожа на трусливое отвращение ребенка - он раздавливает насекомое, на которое боится взглянуть" <*>.
--------------------------------
<*> Бентам И. Основные начала Уголовного кодекса // Бентам И. Соч. СПб., 1857. Т. 1. С. 677.
Таким образом, функционирование отмеченных пенитенциарных моделей, сформировавшихся к концу XVIII в., позволило выработать ряд оптимальных подходов в тюремной теории и практике:
- исправление и социальная реабилитация в условиях тюремного заключения путем изменения поведения заключенного;
- дифференциация осужденных с учетом тяжести совершенных ими преступлений, возраста, криминальных наклонностей, а также применяемых в отношении их исправительно-воспитательных методов;
- индивидуализация исполнения наказания в зависимости от особенностей поведения конкретного заключенного, с возможностью сокращения определенного приговором или административным распоряжением срока или досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания;
- привлечение к труду как один из главных элементов ресоциализации осужденного, причем труд должен выступать мерой смягчения наказания и обретения профессиональных навыков, необходимых после освобождения;
- обязательность постпенитенциарного контроля за поведением освобожденного из мест заключения лица, а также оказание ему в первое время реадаптационной поддержки <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. Указ. раб. С. 338 - 339.
Некоторые из этих взглядов нашли реальное воплощение на практике. В том числе и идеи о необходимости строго раздельного содержания мужчин и женщин, взрослых и детей, рецидивистов и случайных преступников, сформулированные Дж. Говардом в его книге "Состояние тюрем в Англии и Уэльсе" (1777 г.) и оформленные парламентским актом "О пенитенциарных учреждениях" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Иншаков С.М. Указ. раб. С. 24.
Однако практика деятельности тюремных учреждений выявила ряд крайне отрицательных сторон тюремного содержания. Во-первых, как оказалось, существование тюрем особого влияния на снижение преступности не оказывало. Напротив, порождало стойкий рецидив. Во-вторых, организация условий тюремного содержания не могла дать больше того, что она давала. Но и эти позитивные факторы (труд, режим, дисциплина) не приводили к положительным результатам. Образ жизни арестантов, который должен был приводить к выработке выдержки и дисциплины, им навязывался насильно и поэтому отклика в их душах не находил; труд, к которому они также принуждались, ни к чему, кроме отупения и озлобления, также не приводил; то же самое характеризовало и "обучение ремеслам", знание которых после освобождения, как и их носители, были никому не нужны; об эффективном нравственном и религиозном воспитании также говорить не приходилось в силу черствости и криминальной закоренелости натуры субъектов. В-третьих, лишение свободы с содержанием в тюрьме самым отрицательным образом отражалось на членах семьи осужденного, которые, оставаясь без средств к существованию, вынуждены были пополнять ряды маргиналов, и т.д. К тому

Комментарии к законам »
Читайте также